Научная статья на тему 'Особенности системы безопасности Японии после окончания второй мировой войны'

Особенности системы безопасности Японии после окончания второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1161
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЯПОНИЯ / США / ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ БЕЗОПАСНОСТИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / СИЛЫ САМООБОРОНЫ / NORTH-EAST ASIA / JAPAN / USA / JAPAN-US DEFENSE ALLIANCE / FOREIGN POLICY / SELF-DEFENSE FORCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпов Е. В.

Статья посвящена созданию новой системы безопасности Японии в послевоенный период и роли Соединенных Штатов в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF JAPANSECURITY IN THE POST-WORLD WAR II PERIOD

The article is a historical essay on creating a new security system of Japan in the post-World War II period and the role of the United States in this process.

Текст научной работы на тему «Особенности системы безопасности Японии после окончания второй мировой войны»

УДК 94(520).033.55

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЯПОНИИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

© Е. В. Карпов

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия, Приморский край, 690000 г. Владивосток, ул. Гоголя, 41.

Тел.: + 7 (4152) 49 34 20.

E-mail: evk_vlad@mail.ru

Статья посвящена созданию новой системы безопасности Японии в послевоенный период и роли Соединенных Штатов в этом процессе.

Ключевые слова: Северо-Восточная Азия, Япония, США, Японо-американский союз безопасности, внешняя политика, силы самообороны.

Тема создания и развития системы японской национальной безопасности довольно широко освещена в российской и зарубежной науке. К ней обращались такие общепризнанные востоковеды как, Л. П. Пинаев [і], С. И. Вербицкий [2],

A. И. Уткин [3] и целый ряд других ученых. Из исследований последних лет особый интерес вызывают работы ведущих российских исследователей

B. Э. Молодякова, Э .В. Молодяковой, С. Б. Ма-карьян, которые внесли существенный вклад в сущность понимания самого процесса формирования безопасности Японии и повлияли на разработанность темы [4]. Вместе с тем ряд вопросов еще не нашли однозначной оценки. В связи с этим нами предпринята попытка комплексного рассмотрения проблемы с использованием ряда междисциплинарных методов и приемов познания. Кроме того, нами были проработаны на японском языке статистические сборники по вопросам национальной безопасности Японии. В данной иностранной литературе, издающейся Силами самообороны (МО) и правительством Японии, находят свое отражение изменения, которые произошли в системе безопасности за отчетный год либо определенный период.

После Второй мировой войны Япония представляла собой государство, пережившее атомную бомбардировку и де-факто оккупированную страну. Однако оккупация «Империи Восходящего солнца» проходила в довольно «мягкой форме». Япония должна была стать «надежной опорой» американского присутствия в регионе СВА. Именно поэтому Вашингтоном и его ближайшими союзниками был разыгран фарс с международной мирной конференцией в Сан-Франциско.

Количество подписантов Сан-Францисского акта превысило 48 стран, в той или иной мере участвовавших в войне с милитаристской Японией, хотя одни из главных ее участников - Советский Союз и Китай - не присутствовали на торжественной церемонии. Причина заключалась в том, что, согласно официальным источникам, навязанный Японии «Договор о гарантии безопасности» от 1951 г. противоречил согласованным решениям союзных держав, принятым на Крымской и Берлинской конференциях стран-союзниц, не гарантировал безопасности стран, пострадавших от япон-

ской агрессии, создавал условия для возрождения японского милитаризма, а также незаконно закреплял пребывание иностранных вооруженных сил в Японии [13, с. 16].

Безусловно, выше перечислены справедливые аргументы, по которым Советский Союз отказался участвовать в Сан-Францисской конференции, и не поставил свою подпись под мирным договором с Японией. Однако ход истории доказал, что многие из них оказались несостоятельными, и СССР получил бы значительно больше выгод от подписания договора. Во-первых, по иному бы решалась принадлежность южной части Курильских островов, от которых Япония по договору отказывалась. Во-вторых, принятая еще в 1947 г. Конституция Японии вопреки утверждению официальных советских источников гарантировала своим гражданам самые широкие демократические права, которыми они пользуются в полной мере по сегодняшний день. В-третьих, включенные в конституцию антивоенные принципы (9 статья Конституции Японии) способствовали тому, что страна не превратилась в милитаристскую державу, чего не допустили США. В-четвертых, размещенные на территории Японии американские войска позволили ей не вкладывать огромные средства в обеспечение своей безопасности и направлять их исключительно на экономическое развитие страны.

Первый японо-американский договор о гарантии безопасности был заключен в период, когда Япония, обретя независимость, не имела никаких средств для защиты своей территории внешней угрозе. Созданные полицейские формирования, ограниченные по численности, могли только поддерживать внутренний порядок в стране и не были способны к организации обороны. И лишь с учреждением в законодательном порядке сил самообороны в 1954 г. и принятием в 1957 г. Основного курса обороны у Японии появились собственные вооруженные силы и возможность планировать их развитие на основе пятилетних планов. То есть в стране был создан военный механизм, способный, хотя и в ограниченной степени, противодействовать угрозе вторжения.

Главная суть Договора 1951 г. состояла в том, что США получили право на постоянное размеще-

ние на территории Японии, которая формально указанным международным документом освобождалась от оккупации. Вместе с тем, де-юре страна продолжала оставаться под гнетом американского военного присутствия, большого количества иностранных баз и войск, с помощью которых велись в начале 50-х годов боевые действия на Корейском полуострове.

По состоянию на 1 мая 1952 г. войска США до подписания Административного соглашения о статусе американских войск и баз насчитывали в Японии 207 736 человек, которые занимали 2824 объекта [10, с. 267-271]. Появление в 1952 г. упомянутого соглашения предусматривало значительное сокращение военного контингента на Японских островах. После реализации части соглашения к

1955 г. в стране осталось 143 555 американских военнослужащих, а еще через 5 лет - 241 объект и 56 246 солдат США [10, с. 267-271].

С целью обсуждения вопросов, касающихся эксплуатации баз и объектов, учебных полигонов и портов, земельных участков, зданий, используемых войсками США, а также деятельности их вооруженных сил, расквартированных на территории Японии в декабре 1952 г. в соответствии со ст. 25 «Японо-американского соглашения о статусе войск и баз США» был учрежден Японо-американский объединенный комитет (Нитибэй годо иинкай). Заседания комитета, в состав которого от Японии входят заведующий американским департаментом МИД и начальник строительного управления Управления национальной обороны (УНО), а от США - советник посольства и начальник штаба вооруженных сил США в Японии, проводились каждые две недели (наиболее часто заседающий орган).

Судя по перечню рассмотренных комитетом дел, много времени отводилось согласованию процедур освобождения от таможенных досмотров, налогов на товары и услуги, оказываемые американским войскам, на сделки по закупкам для ВС США горюче-смазочных материалов (ГСМ), регистрации личного транспорта военнослужащих и вольнонаемных; порядка распределения радиочастот для американских воинских подразделений; обеспечение мер безопасности полетов; разборов уголовных дел, совершаемых военнослужащими; статуса режима деятельности армейских банков, принципов расчетов и предоставления финансовых деклараций правительству Японии; привлечения для работы в американских учреждениях и на базах японских граждан. Кроме этого, статус американских войск регулировался множеством различных инструкций, формуляров и дополнений, которые составили правовую и административную основу пребывания и функционирования сети американских баз в Японии.

Во всяком случае, помимо официальных договоренностей с США снижению уровня американ-

ских войск способствовало завершение перемирием войны в Корее. Следует отметить, что пребывание в Японии американских войск и баз в начале 50-х годов, наряду с участием их в корейской войне, принесло Токио немало дивидендов. Архипелаг служил важным арсеналом материально-технического обеспечения вооруженных сил США. Поставки для американской армии техники и снаряжения, произведенных на основе так называемых «спецзаказов», не только способствовали форсированному развитию японской промышленности, но и подпитывали ее солидными финансовыми вливаниями от прямых американских «спецзаказов», сумма которых за период боевых действий на Корейском полуострове достигла почти 2.5 млрд. долларов США [11, с. 664-665].

Однако ни сокращение американского военного потенциала, ни поступавшие в казну деньги от «спецзаказов» не устраивали японские правящие круги, усматривавшие в Договоре 1951 г. ущербность и неравноправность: Япония по сути дела была не только неравноправным партнером в этой игре, более того, ей отводилась лишь роль послушного статиста, поскольку силы самообороны (ССО) не фигурировали в военных планах Пентагона. А ведь в 1957 г. был принят Основной курс обороны, японские ССО уже встали на ноги и насчитывали к тому времени почти 250 тыс. человек. Японию не устраивала пассивная роль, которая отводилась по Договору силам самообороны в защите своей страны, она не желала полностью зависеть от «ядерного зонтика» США. Амбициозный офицерский корпус старой императорской армии, который составлял костяк сил самообороны и вынашивал реваншистские идеи, нередко подавлял господствовавшие в стране прописанные конституцией пацифистские настроения, стремился к полной независимости от США.

В стране еще были сильны голлистские идеи, подкрепленные тем, что образованный 1 июля

1956 года Совет национальной обороны принял в

1957 году первый пятилетний план оборонного строительства. В этой обстановке на щит был поднят лозунг о необходимости пересмотра «пакта безопасности» и превращения его в равноправный документ.

Многие исследователи указывали, что в японо-американском военно-политическом союзе

Японии отводилось подчиненное место, что остро задевало самолюбие находившихся во всех эшелонах власти реваншистских сил. Журналисты и политики, как в самой Японии, так и за ее пределами, акцентировали внимание на возможности использования Вашингтоном американских войск в соответствии с договором безопасности для обеспечения агрессивных действий во всей зоне Дальнего Востока, а также для подавления, по просьбе японского правительства, набиравшего значительные темпы демократического движения в стране. Таким

образом, делалось заключение, что договорные обязательства создавали реальную угрозу втягивания Японии вопреки ее национальным интересам в вооруженные конфликты, развязываемые США, а Вашингтон получал юридическое обоснование для вмешательства во внутренние дела страны [12, с. 12].

Конечно, такая гипотетическая возможность существовала, но она не подкреплялась вескими доводами, основывавшимися на реальных фактах. За сроки действия договора на Дальнем Востоке с

1951 по 1953 гг. велась война на Корейском полуострове, но развязали ее не Соединенные Штаты, и хотя их войска под флагом ООН участвовали в боях на Корейском полуострове, они никогда не использовали в войне японские силы самообороны. Другое дело, что Япония, как союзная страна, предоставляла США свои экономические возможности - во-первых, для выполнения упоминавшихся спецзаказов, которые способствовали форсированному восстановлению японской экономики, а, во-вторых, для предоставления американским войскам территорий для отдыха, ремонта и прочих услуг. Что же касается использования американских войск для подавления японских демократических движений, то таких случаев отмечено не было.

Чем же была вызвана необходимость пересмотра договора 1951 года, коль скоро он гарантировал прикрытие в виде «ядерного зонтика», обеспечивал рабочими местами большое число японцев, работавших на американских базах и объектах, стимулировал развитие японской экономики путем финансовых вливаний по «плану Маршалла» и других фондов? Суть заключалась в том, что это был неравноправный, в глазах японцев, фактически односторонний договор, не обеспечивавший широкого поля для взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. Японская общественность считала, что договор обеспечивал бесконтрольность действий для американских войск, которые под маркой гарантии безопасности, несмотря на предоставленную Японии независимость, продолжали чувствовать себя на ее территории в качестве оккупационной армии, ущемляя ее самостоятельность, что, естественно, вызывало повсеместные протесты японцев. У японского электората, совсем недавно пережившего американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, в то время в высшей степени проявлялась аллергия ко всему американскому. Достаточно сказать, что после подписания договора в 1951 году в стране, не считая о-вов Рюкю (Нансэй), американские базы бесплатно занимали 135.263 тыс. га наиболее удобных японских земель [13, с. 387-391]. Пребывание в стране многотысячной армии США затрагивало все стороны жизни японского народа, поскольку многие американские военнослужащие вели себя здесь как беспардонные хозяева.

С октября 1953 по декабрь 1956 гг. в японские суды было передано 12 581 дело на американских

военнослужащих, обвиненных в различных преступлениях [10, с. 12], хотя фактически осуждены были лишь единицы, поскольку командование США, как правило, брало провинившихся солдат на поруки. Япония переживала бурные времена. По всей стране проходили массовые митинги и протесты с требованиями вывода американских войск и сокращения баз на японской территории. Под их давлением число баз было сокращено в 4 раза, а количество войск в 5 раз.

Кульминацией событий стали беспрецедентные в истории японо-американских отношений случаи: отмены по соображениям безопасности намечавшегося на 19 января 1960 года визита в Японию президента США Д. Эйзенхауэра, а также последовавшей вслед за ратификацией 24 июня 1960 года отставки премьер-министра Н. Киси, начавшего переговоры и поставившего точку его ратификацией в японском парламенте. Н. Киси, взяв на себя вину за случившееся, своим уходом в отставку способствовал сплочению политических сил и в целом японского общества. Но благодаря его стараниям на свет появился «Пакт 1951 года», заложивший прочную основу для перехода японо-американских отношений в новую качественную фазу.

Во-первых, на территории Японии остались американские войска и базы, которые продолжали выполнять свои обязательства в соответствии с соглашением о статусе американских войск и баз

1952 года, которое не претерпело на данном этапе существенных изменений.

Во-вторых, США фактически выполнили свои обязательства по обеспечению безопасности Японии.

В-третьих, США всячески способствовали возрождению японской армии под видом сил самообороны, которое можно разделить на несколько этапов.

Во-первых, в своем новогоднем (1950 г.) обращении по радио к японскому народу главнокомандующий американскими оккупационными войсками в Японии генерала Д. Макартур заявил, что Япония «имеет право на самооборону». Вслед за этим 8 июля 1950 года последовал его приказ о создании полицейского резервного корпуса численностью 75 000 человек и управления морской охраны (8 000 человек) [11, с. 415], что открыло путь для возрождения японской армии. Следует обратить внимание, что это было сделано еще до подписания Договора 1951 года.

Договор «о помощи в обеспечении взаимной обороны» от 8 марта 1954 года был подписан в условиях, когда США, потерпев поражение в Корее, взяли курс на форсированное наращивание вооруженных сил Японии [12, с. 56]. Указанный договор был направлен на осуществление этой политики. Указанный договор имел целью закрепить и усилить зависимое положение Японии в качестве подчиненного участника агрессивного союза с США. Он означал наступление нового этапа в процессе ремилитаризации Японии.

Конкретным воплощением этого договора явилась японо-американская «программа помощи в обеспечении взаимной обороны» (МОАР), по которой производились поставки и финансировались другие мероприятия в счет военной «помощи» США Японии; составной частью ее является «программа взаимной помощи» (МАР) [13, с. 82].

2 июля 1956 года учрежден Совет национальной обороны (СНО) - высший консультативный орган при премьер-министре, определявший оборонную политику страны, включая вопросы строительства вооруженных сил и развития оборонной отрасли промышленности.

В состав СНО вошли: премьер-министр (председатель), министр без портфеля (фактически заместитель министра), министр иностранных дел и финансов, начальник УНО и начальник Управления экономического планирования.

СНО просуществовал до 1986 года, проведя за это время 72 заседания, на которых были приняты все планы обороны, планы развития сил самообороны, ежегодные планы принятия на оснащение новых видов вооружения и боевой техники. 22 мая 1986 года СНО был преобразован в Совет национальной безопасности.

В соответствии с Основным курсом обороны строительство сил самообороны в дальнейшем велось в сочетании постепенного наращивания потенциала самообороны с опорой на союз с Соединенными Штатами, гарантировавший Японии прикрытие в виде «ядерного зонтика». К моменту принятия Основного курса силы самообороны уже насчитывали 204 105 человек, в том числе в сухопутных войсках - 160 тыс. человек, в ВМС - 24 146, в ВВС - 19 925, в ОКНШ - 34 человека. Помимо этого, в силах самообороны работало по вольному найму 19 396 человек гражданских служащих.

Строительство сил самообороны до 1977 года осуществлялось на основе так называемых пятилетних планов («боэйреку кэйкаку» - планов оснащения оборонного потенциала).

Первый план был разработан в июне 1957 года и рассчитан на 4 года - с 1958 по 1961 гг. Его главной целью было быстрое развертывание сухопутных войск в связи со значительным сокращением численности войск США в Японии. Он предусматривал формирование 5 полевых армий в составе 14 дивизий, устанавливал численность для сухопутных сил в 180 тыс. человек, определял водоизмещение для кораблей военно-морских сил в 124 тыс. т и количество самолетов - в 1300 единиц. Все предусмотренное планом вооружение Япония закупала или получала в порядке помощи от США [10, с.78-80].

Для консультации по действиям о реализации Договора 1951 года 21 июня 1956 года создается японо-американский комитет по вопросам обеспечения безопасности (Андзэн хосе-ни кансуру нити-бэй иинкай). Членами комитета стали с японской стороны - министр иностранных дел и начальник

УНО, с американской - посол США в Японии и командующий вооруженными силами США в Японии. Комитет стал первым механизмом по согласованию действий между силами самообороны и войсками США в Японии, которых к тому времени было немало. Дело в том, что на первоначальном этапе силы самообороны оснащались в основном американскими вооружением и техникой. Сначала закупались партии готовых образцов, затем Япония стала приобретать лицензии на американское вооружение и производить его на собственных оборонных заводах.

17 апреля 1956 года было подписано соглашение о поставках Японии американских реактивных истребителей Р-86, а 20 сентября того же года - о выпуске первых истребителей этой марки на японских предприятиях [11, с. 348].

Договор о гарантии безопасности 1951 года заложил прочный фундамент для развития японоамериканского сотрудничества в области обороны, поэтому значение этого пакта нельзя сбрасывать со счетов при исследовании эволюции японоамериканских военных отношений, перерастания их в подлинный военно-политический союз, основанный практически на взаимном партнерстве.

Таким образом, период 50-х годов, когда развернулся процесс ремилитаризации Японии, и стране предоставлялась американская военная «помощь», можно разделить на три этапа. Первый этап охватывал период с середины 1950 до 1955 гг., второй этап длился с 1955 по 1957 гг., и третий этап с

1958 по 1960 год.

В течение первого этапа, когда японские вооруженные силы и кадровая военная промышленность только приступили к восстановлению, почти все вооружение и боевая техника поставлялись в Японию американскими властями. Такая монополия открывала перед американскими властями неограниченные возможности всецело по своему усмотрению определять объем и виды военных поставок.

Второй этап характеризуется определенными изменениями как в структуре американской военной «помощи», так и в источниках вооружения японской армии, флота и авиации. К этому времени возрождающиеся японские монополии стали энергично выступать за развитие собственной военной промышленности, за увеличение ее удельного веса в поставках новым вооруженным силам Японии, за повышение при этом уровня их технической оснащенности.

США начали участвовать в развертывании японского военного производства, предоставляя патенты, оборудование, материалы, финансируя часть производственных расходов и т.д. В этих условиях общий объем поставок американского вооружения и боевой техники обнаружил тенденцию к уменьшению, хотя часть поставок, предназначенных для военно-воздушных сил Японии, возросла.

Третий этап, начало которого можно условно отнести к 1958 году, прежде всего характеризуется

оснащением вооруженных сил Японии новейшими видами ракетного оружия. Одновременно усиливается роль японского военного производства в оснащении вооруженных сил Японии и обнаруживается стремление США сократить военные поставки Японии на безвозвратной основе.

Разумеется, отмеченные выше особенности отдельных этапов вовсе не означают, что основные тенденции, свойственные предыдущему этапу, действовали только в рамках этого этапа и не имели никакого отношения к последующим. Наоборот, они продолжали действовать, но уже в новых условиях, а следовательно, в других: формах и с иной степенью значимости. Так, стремление; США единолично определять характер и объем поставок имело место не только на первом этапе, оно. прослеживается и на втором и третьем этапах, однако степень эффективности такой политики, например, в последние годы нельзя сравнить с первым периодом. Участие США в развертывании военного производства, характерное для второго этапа, наблюдается и в течение третьего этапа и т.д.

И еще, благодаря наличию пакта безопасности 1951 года Япония, не обремененная изнурительными военными расходами, захлестнувшими государства противоборствующих систем, сумела создать платформу для мощного экономического рывка, который она совершила в 60-е годы.

Не будь пакта безопасности, вряд ли сложилось для Японии иное благо, которое практически безденежно (как называли американцы «безбилет-но») позволило ей при прочих других положитель-

ных факторах быстро оправиться от разрушительной войны и уже в качестве демократического, а де-юре и независимого государства безболезненно инкорпорироваться в послевоенные структуры обеспечения безопасности, мало заботясь о своей собственной обороне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пинаев Л. П. Эволюция военной политики Японии. (1951— 1980 гг.). М.: Наука, 1982. 168 с.

2. Вербицкий С. И. Некоторые аспекты формирования и выработки внешней политики послевоенной Японии: На-уч.-аналит. обзор. М.: АН СССР, ИНИОН, 1979. 57 с.

3. Уткин А. И. Тихоокеанская ось: О взаимоотношениях США и Японии. М.: Молодая гвардия, 1988. 157 с.

4. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Макарьян С. Б. История Японии. ХХ век. М.: ИВ РАН, Крафт+, 2009. 528 с.

5. Громыко А. А., Ковалев А. Г., Севастьянов П. П. Дипломатический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1680 с.

6. Боэй хакусе 1996. (Белая книга по вопросам обороны 1996 г.). Токио: Кокурицу Инсацусе, 1998. 875 с.

7. Цусе хакусе. (Белая книга по вопросам внешней торговли.). Токио: Кокурицу Инсацусе, 1996. 947 с.

8. Пинаев Л. П. Эволюция военной политики Японии (1951— 1980 гг.). М.: Наука, 1982. 168 с.

9. Боэй хандобукку 1995. (Справочник по вопросам обороны 1995 г.). Токио: Асакумо-Синбунся, 1996. 569 с.

10. Бунин В. Н. Японо-американский союз безопасности: история и современность (К 50-летию со дня основания.). М.: РАН, ИДВ, 2000. 335 с.

11. Нихон-но боэй 1997. (Японская оборона 1997.). Токио: Асакумо-Синбунся, 1999. 734 с.

12. Дзэнъэй («Авангард».). 1960. №6.

13. Дзидзи нэнкан 1955. («Ежегодник Дзидзи 1955 год».). Токио: Бондзинся, 1954. 365 с.

Поступила в редакцию 13.02.2012 г. После доработки - 20.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.