Научная статья на тему '2002. 04. 018. Бунинв. Н. Японо-американский союз безопасности: история и современность: (к 50- летию со дня основания) / РАН. Ин-т дал. Востока. М. , 2000. 331 с'

2002. 04. 018. Бунинв. Н. Японо-американский союз безопасности: история и современность: (к 50- летию со дня основания) / РАН. Ин-т дал. Востока. М. , 2000. 331 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
784
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА США / ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ США В ЯПОНИИ / ЯПОНСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1951 / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / ВОЕННЫЕ СВЯЗИ США ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 018. Бунинв. Н. Японо-американский союз безопасности: история и современность: (к 50- летию со дня основания) / РАН. Ин-т дал. Востока. М. , 2000. 331 с»

2002.04.018. БУНИН В.Н. ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: (К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ) / РАН. Ин-т Дал. Востока. - М., 2000. - 331 с.

Реферируемая монография приурочена к 50-летию создания японо-американского военно-политического союза. В книге подводятся итоги его деятельности, прослеживается эволюция развития, даются оценка эффективности его функционирования и прогнозы на будущее.

Первый документ, подготовивший солидный фундамент для развития японо-американского сотрудничества в области обороны, назывался Договор о гарантии безопасности 1951 г., заключенный в день подписания в Сан-Франциско мирного договора с Японией. СССР не участвовал в подписании этого договора, считая, что навязанный США договор противоречит решениям союзных держав, принятых на Ялтинской конференции 1945 г., и не гарантирует безопасности стран, пострадавших от японской агрессии, создает условия для возрождения японского милитаризма и незаконно закрепляет пребывание иностранных сил в Японии. Согласно этому Договору, США получили право на постоянное размещение в Японии большого количества баз и войск. Поставки для американской армии техники и снаряжений способствовали форсированному развитию японской промышленности и подпитывали ее солидными финансовыми вливаниями. Но позднее японская сторона сочла, что это был неравноправный договор, односторонний, обеспечивавший бесконтрольность действий американских войск, чувствовавших себя на ее территории в качестве оккупационной армии.

Переговоры по пересмотру договора 1951 г. закончились подписанием в 1960 г.: в Вашингтоне Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности. Новый договор предусматривал обязательства Японии участвовать, хотя и в ограниченной степени в военно-политической стратегии США на Дальнем Востоке. Договор 1960 г. привел к заметному усилению роли Японии в японо-американских отношениях безопасности, хотя он же разрешал США создавать на территории Японии свои базы, в пределах которых США обладали неограниченными правами. Япония могла содержать ограниченный контингент подразделений, предназначенных исключительно для самообороны страны (Закон о силах самообороны 1954 г.). Срок действия договора устанавливался в 10 лет при возможной его денонсации обеих сторон, но поскольку такого заявления не было сделано, с июля 1970 г. договор автоматически продлевается из года в год.

Договор 1960 г. стал, по мнению автора, не только краеугольным камнем, на котором зиждется политика этих стран, но и выполнял миссию «сдерживания» коммунизма (поскольку в АТР не было военно-блокового противостояния как в Европе - НАТО - ОВД) и не допускал распространения советского военно-политического влияния на акваторию Тихого океана (с. 20).

В целом в годы «холодной войны» японо-американский военно-политический союз, как НАТО и ОВД на Западе, а СССР со своими военными союзниками на Востоке, играл определенную стабилизирующую роль в регионе, не давая созревавшим на его пространстве конфликтным ситуациям перерасти в прямое вооруженное противоборство. Азиатским странам были предоставлены широкие возможности для экономического развития, и в этот период формировался феномен японского чуда.

В работе отмечается, что после оформления пакта безопасности отношения между государствами до середины 70-х годов, т.е. до поражения США во вьетнамской войне, не носили подлинного союзнического характера. Япония выполняла в это время лишь роль тыловой структуры, которая обеспечивала воюющую американскую армию в том числе по линии т.н. «спецзаказов» (поставки техники и вооружения) (с. 18). На начало 70-х годов приходится принятие Японией под давлением общественности трех безъядерных принципов, последний из которых (не ввозить ядерное оружие на территорию Японии) был непосредственно направлен против США.

В полную силу союз начал функционировать лишь после передачи США Японии административных прав на Окинаву в 1972 г., а также принятие в 1978 г. руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны. Уход из Вьетнама заставил США перенести центр своей военной активности на Японию, с акцентом на совершенствование механизма японо-американской системы безопасности. Стали разрабатываться двусторонние проекты, такие как совместные учения с привлечением формирований всех видов вооруженных сил и родов войск (иногда в провокационных целях возле границ с СССР 7 флот США совершал заходы в Охотское море). В начале 80-х годов появляются проекты блокады морских проливов, чтобы закрыть выходы советского Тихоокеанского флота в открытый океан, привлечение Японии к четырехсторонним военно-морским учениям («Тихоокеанское кольцо») Канады, Австралии и Новой Зеландии далеко от японских берегов, что противоречило японским оборонительным концепциям.

В начале 80-х годов было нарушено вето на экспорт вооружений, когда США обязали Японию поставлять им самые передовые технологии для военных целей, а затем Токио по доброй воле примкнул к проекту президента Р.Рейгана о создании СОИ, чтобы перенять современные технологии (с. 61).

После завершения холодной войны, когда американская администрация умерила свою активность в АТР, японская общественность поставила вопрос об отказе от японо-американского договора безопасности, выводе из страны американских войск и ликвидации баз, что для США означало утрату опорного плацдарма в данном регионе. Вот почему в середине 90-х годов в Вашингтоне появилось несколько важных документов стратегического характера, имеющих целью реформирование всей японо-американской системы безопасности по упрочению двустороннего союза в XXI в., а главное - сохранить на неопределенно долгий срок американское военное присутствие. Был принят документ об Основных направлениях программы национальной обороны на период 1996-2015 гг., в котором Япония декларировала приверженность концепции исключительной обороны, отказ от строительства крупной армии, верность трем неядерным принципам. Новым моментом явилось расширение функций сил самообороны по выполнению совместно с США миротворческих операций в АТР (с. 85). Это положение было закреплено в 1996 г. в совместной декларации - о союзе безопасности на XXI век под сильным давлением США (согласно конституции, Японии запрещалось участие сил самообороны в «операциях коллективной обороны» совместно с войсками США в АТР). Этот документ и последующая за ним ратификация Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны (1997) встретило крайне негативную реакцию не только в Японии, но и в Китае, Южной Корее и во всем регионе в целом.

Главная цель при подписании новых документов заключалась в том, чтобы не допустить влияние Китая в регионе и, сохранив полный контроль над японским военным потенциалом, привязать Японию к американской политике, направленной на закрепление нового мирового порядка.

Попутно решался вопрос об удалении с Окинавы всех американских баз по требованию жителей острова (с. 175-177).

После реформирования прежней системы безопасности будущая структура должна выглядеть следующим образом. Костяк, по мнению Вашингтона, будет оставлять японо-американский союз, хотя США име-

ют двусторонние договоры об обороне с другими странами АТР. Следующей по значению формой развития союза является региональный форум АСЕАН (АРФ), а также структура АТЭС. По мере возрастания и влияния АРФ важность японо-американского союза, считает автор, может постепенно снижаться (с. 211). Существует вероятность того, что в АТР новая структура безопасности сформируется на базе широкого развития экономического сотрудничества, поскольку регион представлен большим числом развивающихся государств, для процветания которых необходимы мир и стабильность.

Особый импульс в Японии получает развитие контактов и обменов по военной линии, которые подразумевают разработку и укрепление мер военного доверия и углубления на этой основе взаимопонимания и сотрудничества всех государств региона.

В результате 40-летней эволюции японо-американских отношений в сфере безопасности и их реформирования, осуществленного во второй половине 90-х годов, союз, отмечается в работе, «претендует на роль единственного механизма обеспечения стабильности и безопасности в регионе» (с. 212).

Япония в новых условиях включилась с реализацию комплексного обеспечения своей безопасности по линии прежде всего всестороннего развития взаимовыгодных отношений с Китаем, Россией и другими государствами АТР, тем самым реализуя идею концепции развития регионального сотрудничества в XXI в.

В заключение автор отмечает, что в военной стратегии США в АТР настораживает усиление тенденции к расширению американского военного присутствия в регионе. В контексте этого курса Вашингтон вынашивает идею создания на территориях некоторых стран ЮВА так называемых «передовых опорных пунктов», своего рода резервных баз, которые можно использовать в случае возникновения кризисных ситуаций. «Такие меры, определяемые концепцией "открытой корпоративной стратегии", осуществляемой под прикрытием расширения военных связей, представляют большую опасность, поскольку могут существенно нарушить стабильность в регионе, ослабить наметившиеся позитивные процессы в АТР» (с. 212).

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.