УДК 65.016.8
Лаврухина Наталья Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Калужского филиала
Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана [email protected]
Размахова Анна Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Калужского филиала
Московского государственного технического
университета им. Н.Э. Баумана
арбитражный управляющий, член СРО
«Союз менеджеров и антикризисных управляющих»
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА
Lavrukhina Natalia Viktorovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Economics and Production Organization Department, Kaluga branch of the Bauman Moscow State Technical University
Razmakhova Anna Viktorovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Economics and Production Organization Department, Kaluga branch of the Bauman Moscow State Technical University Arbitration manager, Member of Self-Regulatory Organization «Union of administrators and crisis managers' [email protected]
FEATURES OF THE SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT OF THE COMPANY IN THE BANKRUPTCY PROCEDURE
Аннотация:
Признание предприятия банкротом и введение процедуры конкурсного производства с целью его ликвидации требуют формирования соответствующей данным условиям системы управления предприятием с учетом существенных изменений в управляющей и управляемой подсистемах, а также необходимости разработки обеспечивающей подсистемы для достижения целевой функции управления - максимального удовлетворения требований кредиторов.
Ключевые слова:
управление, системный подход, предприятие, банкротство, функции управления, процедуры банкротства.
Summary:
The recognition of the company as a bankrupt and implementation of the competitive procedure aimed at its liquidation requires formation of the management system appropriate to the existing conditions, which would take into account essential changes in managing and managed subsystems, and the necessity for the supporting system development for fulfillment of the management objective, which is to satisfy the creditors' claims to the highest possible extent.
Keywords:
management, system approach, company, bankruptcy, management functions, bankruptcy procedures.
В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в сложном экономическом и финансовом положении, характеризующемся высоким уровнем их неплатежеспособности и финансовой неустойчивости. Большинству предприятий присущи формальные признаки банкротства, определенные Федеральным законом РФ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) [1] в ст. 3.
Анализ практики введения арбитражными судами тех или иных процедур банкротства в отношении неплатежеспособных предприятий показал, что для России характерен довольно низкий процент восстановления платежеспособности предприятий в ходе осуществления реабилитационных процедур (менее 1 %), и, как правило, большинство из них ликвидируется (соответственно более 99 %) с невысоким уровнем эффективности осуществления ликвидационных процедур (погашение требований кредиторов в ходе конкурсного производства составляет единицы процентов).
Одной из причин неэффективности банкротства является отсутствие адекватного механизма управления предприятием, в отношении которого введена процедура конкурсного производства как особая ликвидационная стадия жизненного цикла предприятия.
Процедура конкурсного производства вводится арбитражным судом в случае наличия установленных требованиями Закона о банкротстве признаков несостоятельности (банкротства). Предприятие может быль признано арбитражным судом несостоятельным (банкротом), если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол-
нить обязанность по уплате обязательных платежей, причем сумма основного долга составляет более 100 тысяч рублей, и если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены [2, ст. 4].
Целью конкурсного производства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на основе применяемого конкурсным управляющим всего комплекса необходимых мер по эффективному формированию конкурсной массы и оптимизации расходов на проведение процедуры конкурсного производства.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель или иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к их ведению.
При введении конкурсного производства значительно расширяется состав участников управления предприятием-банкротом, среди которых можно выделить следующих:
- арбитражный суд;
- саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих;
- орган по контролю (надзору) - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- собрание кредиторов (комитет кредиторов);
- конкурсный управляющий;
- исполнительные органы управления должником (в части информационного обеспечения процедуры, своевременной передачи имущества, документации, печатей должника);
- собственник предприятия (органы управления должником - собрание учредителей, акционеров) - в случае необходимости утверждения минимальной цены продажи имущественного комплекса;
- представитель трудового коллектива в случае его избрания для представления интересов работников предприятия.
Схема взаимоотношений всех участников процесса управления предприятием и их основные функции в конкурсном производстве на рисунке 1.
Конкурсный управляющий - одна из основных фигур в конкурсном производстве, поскольку с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления должника отстраняются от выполнения всех своих функций.
Конкурсный управляющий выполняет функции руководителя и иных органов управления, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия, в том числе и по распоряжению имуществом должника. Однако это право ограничено, поскольку порядок, сроки и условия продажи имущества должника, а также замещения его активов должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Конкурсный управляющий вправе:
- заявлять отказы от исполнения договоров и иных сделок;
- предъявлять иски о признании недействительными сделки, совершенные должником, применении последствий недействительных сделок, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, а также совершении иных действий, направленными на возврат имущества должника;
- заявлять требования о возложении субсидиарной ответственности на лиц, виновных в доведении должника до банкротства, размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов должника;
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника.
В течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, а также материальных ценностей конкурсному управляющему.
Конкурсный управляющий осуществляет свои функции до момента завершения конкурсного производства, то есть до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Особенностью выполнения предписанных законом функций собраниями кредиторов в ходе конкурсного производства является то обстоятельство, что состав конкурсных кредиторов, а следовательно, вес голоса каждого кредитора, учитываемый при принятии решения в ходе данной процедуры, определяется по истечении двух месяцев с момента опубликования сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной процедуре установлен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов с целью их включения в реестр.
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве. После получения запроса о представлении кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация выявляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявившего согласие быть утвержденным арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе.
Заявленная саморегулируемая организация направляет информацию о кандидатуре, в которой содержатся данные о профессиональных качествах арбитражного управляющего и мотивированное заключение о его соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управ-
ляющего, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику.
Арбитражный управляющий может быть отстранен от исполнения своих обязанностей только арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности или в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов.
Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляет также Орган по контрою (надзору), который проводит проверку доводов, указанных в поступивших в его адрес жалобах на действия (бездействия) арбитражного управляющего и в случае выявления нарушений действующего законодательства обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом об Административных Правонарушениях.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) в соответствии с действующим законодательством также осуществляет функции контроля за деятельностью арбитражных управляющих, членов СРО, проверяя доводы поступивших жалоб, заслушивая отчеты арбитражных управляющих о проведении процедур на заседаниях комитетов контроля за деятельностью арбитражных управляющих.
Эффективное осуществление функций управления в процедуре конкурсного производства требует реализации системного подхода к организации управления предприятием и разработки в первую очередь, ее обеспечивающей подсистемы.
Назначение обеспечивающей подсистемы системы управления предприятиями-банкротами заключается в создании необходимых условий для эффективного осуществления процедуры конкурсного производства и достижения ее целей. В состав обеспечивающей подсистемы системы включаются нормативно-законодательная подсистема, методическая подсистема, информационно-техническая и кадровая подсистемы [3].
Нормативно-законодательная подсистема включает законодательную базу (перечень нормативно-законодательных документов с учетом их постоянного обновления), необходимую арбитражному управляющему для осуществления его функций.
Методическая подсистема включает перечень методических положений и документов, которыми арбитражный управляющий обязан руководствоваться в своей деятельности, например, Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего Постановление правительства РФ от 22 мая 2003 г. № 299, Приказ Минюста от 14 августа 2003 г. № 195, Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367, Временные правила проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855, Методические положения по разработке плана финансового оздоровления, Методические положения по разработке плана внешнего управления и др.
Назначение информационно-технической подсистемы системы управления реструктуризацией предприятий состоит в создании автоматизированного рабочего места арбитражного управляющего на основе использования современных информационных технологий арбитражной деятельности, создания документальной базы по завершенным и реализуемым процедурам банкротства, а также использования современных информационных технологий в области ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях, проведения финансового анализа, бизнес-планирования и др.
Кадровая подсистема включает перечень должностей специалистов и квалификационных требований к ним, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения деятельности по проведению процедур банкротства на необходимом качественном уровне.
В соответствии с Законом о банкротстве арбитражный управляющий имеет право привлекать специалистов (п. 3 ст. 131 «В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и других специалистов»). Исходя из практического опыта осуществления процедур банкротства для качественного осуществления функций арбитражного управляющего необходимо привлечение следующих специалистов: бухгалтера, юриста, экономиста-аудитора, эксперта-оценщика, офис-менеджера и др. Оплата услуг лиц, привлекаемых арбитражным управ-
Обеспечивающая подсистема системы управления реструктуризацией неплатежеспособных предприятий
I
11ормативно-
законодательная
подсистема
I
1.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127
2.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40
3.ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливЕю-знергетического комплекса» №122
4.АПК РФ
5.ГК РФ
6.НК РФ
7.ТК РФ
8.ГПК РФ
9.ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» №102
10.ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» №164
11 .ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности
12.ФЗ «Об оценочной деятельности» №135
13.ФЗ «О саморегулируемых организациях» №296 и др.
Методическая подсистема
(.Постановление №299 от 22.05.03 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего»
2.Постановление №345 от 09.07.03 «Об утверждении обших правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»
3.Постановление №855 от 27,12.04 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»
4.1 Установление №367 от 01.06.05 «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа» 5.1 Установление №56 от 06.02.04 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитраж ны м у правл яющи м собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» и др.
Информациион но-техцическая подсистема 1
Программные продукты:
1 .Помощник
Арбитражного
управляющего
2.Консультант +
3.Гарант
4.1С: Бухгалтерия
5.Ргсуес1-ЕхреЛ
6.ЛшШ-ЕхреП, и др.
Информационная база по завершенным и реализуемым процедурам банкротства
Кадровая подсистема
Привлекаемые для обеспечения деятельности специалисты:
1 .Помощник
арбитражного
управляющего
2. Юрист
3. Бухгалтер
4. Экономист -аудитор
5.Эксперт - оценщик 6.Офис - менеджер и др.
Профессионально-квалификационные требования по каждой должности
Рисунок 2 - Обеспечивающая подсистема системы управления реструктуризацией неплатежеспособных предприятий
тз
03 СП
1 т
5 =
О X
о о тз 73
1§5
¡1
о
а со
_ "О
■о |
со 2
а
х оз со о н о
"О Ю ^
а =1 н тз ^ со со ь
? 5
а> оз
03 со
X ь
я со
0 Е
1 °
ь О X
о
СП X
¡г со
С|3
ь
со ^
со
X
о а> со о =1 со
-С
"5 ^ £
О СО СО
41/ "Г
от а> 4 ь
от
03
5
Е
со
о ь
о
со
5
со
о ь о я
со -Е
од |
М3
0 2 §>
1 ё §
о ® ср ^
я
р I -
СО Ч X О ^ I тз тз
СГ о ^
Ч
тз
®< о
Е с от
го °
I со СО
^ д
го от Ь
О 03 ф
X
ГО э
"о "О
со о
0 5
1 ь
.. Л (Г
ь I I
со о
£ я
о ь о о о ТЗ го СО 03
а> го ° Е
го §
® X ^ "
^с 03
■ё 3
ГО £
ь 2
X го
II
о Ь го го
ш ф
>< О
3 О
го
2 о
Го „ сг
03
о о а>
ТЗ 03 X
ТЗ
со -1
03
со
X
ТЗ
со ч о я
ю о
со
03 т:
о
X
03
а>
03 X я ТЗ
о
го
со
Выводы:
1. Управление предприятием при введении процедуры конкурсного производства отличается существенными особенностями, связанными в первую очередь с тем, что прекращаются полномочия руководителя предприятия, органов управления должника и собственника имущества должника (за исключением отдельных полномочий в распоряжении активами и увеличении уставного капитала).
2. Значительно расширяется перечень участников процесса управления неплатежеспособным предприятием. В составе участников процесса управления следует выделить арбитражный суд, собрание (комитет) кредиторов, арбитражного управляющего, орган по контролю (надзору) за деятельностью арбитражного управляющего, саморегулируемая организация арбитражных управляющих и др. Схемы взаимодействия участников процесса управления предприятием в конкурсном производстве представлена на рисунок 1.
3. В конкурсном производстве конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника.
4. Особая роль в управлении неплатежеспособным предприятием отводится собраниям кредиторов (комитету кредиторов), так как все решения в отношении распоряжения активами предприятия, в том числе формирования конкурсной массы должника, осуществляются только с одобрения собрания кредиторов.
5. Для эффективного осуществления процедуры банкротства необходимо формирование системы управления должником, включающей кроме управляющей и управляемой подсистем, также обеспечивающие подсистемы.
6. В состав обеспечивающей подсистемы (рисунок 2) рекомендуется включать нормативно-законодательную подсистему, методическую подсистему, информационно-техническую и кадровую подсистемы.
Ссылки:
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Размахова А.В. Разработка организационно-экономического механизма реструктуризации промышленных предприятий на основе производственных и реорганизационных аллокаций: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2009.
References:
1. The Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)" dated October 26, 2002 № 127-FZ 2002, Access from the PCA "Consultant^".
2. The Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)" dated October 26, 2002 № 127-FZ 2002, Access from the PCA "Consultant^".
3. Razmahova, AV 2009, Development of organizational and economic mechanism of industrial restructuring on the basis of production and reorganization allocations, PhD thesis, Moscow.