психологические науки
Вечер Марина Вячеславовна ОБРАЗ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ...
УДК 159.922.6
ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННОЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛ
© 2018
Вечер Марина Вячеславовна, проректор
Международная академия современного профессионального образования (191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д.5, офис 309; e-mail: [email protected]) Аннотация. Встатьерассматриваетсяпроблемапсихологическоговыгорания,какопасного дляпрофессионального развития состояния, приводящего к утрате ценностей профессии педагогами всех специальностей. Отмечается, что осознание данных негативных изменений личностью обычно запаздывает. В этой связи целесообразно вести широкую психопрофилактику данного синдрома и создавать новые источники профессионального роста молодых педагогов. На основании данных эмпирического исследования автор отмечает возможности организации психокоррекционной работы с педагогами общеобразовательных и коррекционных школ в условиях их курсовой постдипломной переподготовки. В первую очередь, в статье отмечается ее актуальность для педагогов массовой общеобразовательной школы, не имеющих возможности получать постоянную психологическую поддержку в течение учебного года. У всех педагогов отмечена предрасположенность к заболеваниям, которые можно отнести к числу профессиональных, на развитие большинства из них оказывают влияние постоянные стрессовые ситуации, связанные с условиями труда. Одной из причин профессионального выгорания выступают последствия низкой двигательной активности, что приводит к упрощению профессиональной деятельности и снижению напряжения стенических эмоций. Фиксируется снижение удовлетворенности трудом и повышение конфликтности между субъектами образовательного процесса, что усиливает эмоциональное напряжение и физические страдания педагогов. Подтверждена опасная тенденция, при которой заболевания сердечно сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта осознаются педагогами на более поздних этапах. Сохранение подобного отношения к себе и профессии может углубить незаинтересованность в результатах труда, а также снизить оценку успешности своей деятельности и профессиональной компетентности. Модель психологического сопровождения педагогов должна включать в себя три направления: улучшение межличностных отношений субъектов образовательного процесса, повышение профессиональной мотивации, снижение психоэмоционального напряжения.
Ключевые слова: психологическое выгорание, личностные ресурсы, психологическая служба, здоровье.
FEATURES OF THE SYNDROME OF PROFESSIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS OF CORRECTIONAL AND SECONDARY SCHOOLS
© 2018
Vecher Marina Vyacheslavovna, vice-rector
International Academy of Modern Professional Education (191186, Russia, St. Petersburg, nab. Kanala Griboedova, d. 5, office 309; e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the problem of psychological burnout as a dangerous condition for professional development, leading to the loss of values of the profession by teachers of all specialties. It is noted that the awareness of these negative changes is usually delayed. In this regard, it is advisable to conduct a broad psychoprophylaxis of the syndrome and create new sources of professional growth of young teachers. Based on the data of empirical research, the author notes the possibility of organizing psychocorrectional work with teachers of secondary and correctional schools in terms of their course post-graduate training. First of all, the article notes its relevance for teachers of mass secondary school who do not have the opportunity to receive constant psychological support during the school year. All teachers noted a predisposition to diseases that can be attributed to the number of professional, the development of most of them are influenced by constant stress situations associated with working conditions. One of the reasons for professional burnout are the consequences of low motor activity, which leads to a simplification of professional activities and reduce the stress of stenic emotions. There is a decrease in job satisfaction and an increase in conflict between the subjects of the educational process, which increases the emotional stress and physical suffering of teachers. The dangerous tendency at which diseases of cardiovascular system and gastrointestinal tract are realized by teachers at later stages is confirmed. Maintaining this attitude to yourself and the profession can deepen disinterest in the results of work, as well as reduce the assessment of the success of their activities and professional competence. The model of psychological support of teachers should include three directions: improvement of interpersonal relations of subjects of educational process, increase of professional mot Keywords: psychological burnout, personal resources, psychological service, health.
Введение.
Проблема «профессионального выгорания» выступает одной из актуальных задач педагогической психологии и психологии развития [1;2;3;4 и др.]. Профессиональное выгорание, как синдром, является следствием истощения эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека по средствам внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса, профессиональное выгорание можно понимать как дистресс или третью стадию общего адаптационного синдрома - стадия истощения [5].
В отечественной психологической литературе существует довольно широкий круг исследований синдрома профессионального выгорания [6;7;8], однако сравнения его протекания у педагогов общеобразовательной и кор-рекционной школ и широкого обобщения эмпирических данных произведено не было. Поясним, что нас интересовало лишь психологические выгорание, как наиболее явно проявляющийся компонент профессионального
выгорания педагогов. Их психические состояния, по данным статьи, свидетельствуют о преобладании негативных эмоций и снижении волевого потенциала, когда еще до начала деятельности, существует система ожиданий, связанных с потенциальными угрозами их душевному состоянию.
Для всех педагогов данной выборки характерно снижение профессиональной мотивации. При этом наблюдаются различия в оценивании, как перспектив профессионального роста, так и состояния своего здоровья.
Описание авторского замысла и организации эмпирического исследования.
Исследование выполнялось на базе курсов повышения квалификации АНО ДПО Международная Академия Современного Профессионального образования (МАСПО) г. Санкт-Петербурга. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 60 человек. В данной работе не учтены разные условия труда учителей, педагогический стаж, биологический возраст, поскольку это существенно расширило бы рамки предмета исследования. Нас же, в первую очередь, интересовала
Vecher Marina Vyacheslavovna FEATURES OF THE SYNDROME .
psychological science
общая картина, которую можно было зафиксировать в плане краткосрочных курсов повышения квалификации с последующей разработкой рекомендаций и создания программы психологической помощи педагогам, демонстрирующим выраженные симптомы переживания профессионального выгорания. Испытуемые были распределены на две группы: 1 группа - педагоги специальных (коррекционных) школ (Э1) и 2 группа - педагоги общеобразовательных школ (Э2).
Все расчеты проводились в программе «SPSS 10.0».
Для проведения исследования использовался комплекс методов и методик: наблюдение, беседа, тест - опросник. Для синдрома психического выгорания педагогов использовались: опросник психического выгорания для учителей (А.А. Рукавишников) и опросник выгорания для работников социальных профессий (В.Е. Орел, И.Г. Сенин), опросник-анкета перечень жалоб (Гиссенский опросник соматических жалоб) [9].
Анализируя данные по методике «Психическое выгорание для учителей» А.А. Рукавишникова, оценивающей устойчивое, прогрессирующее негативно окрашенное явление, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе и потерей профессиональной мотивации, можно сделать следующие выводы. Для учителей общеобразовательных школ характерен более высокий уровень психического выгорания, чем у педагогов коррекционной школы. Большая часть педагогов (67%) общеобразовательной школы не видят смысла жизни в своей профессии, рассматривая ее как малозначимую, не имеющую ценности для общества, а их усилия в работе есть пустая трата времени. Они чувствуют себя эмоционально опустошенными, усталыми, а их энергетические ресурсы не подлежат восстановлению. Они стремятся уйти от контактов с окружающими людьми, проблемы которых их не волнуют и даже вызывают раздражение. Оценка ими окружающих (учеников и коллег) характеризуются негативизмом. Поведение в ситуациях общения с другими людьми характеризуетется проявлением раздражительности и нетерпимости. Проблемы и беды других людей расцениваются как благо для них же самих. Уровень профессиональной мотивации и вовлеченности в работу крайне низкий. Они не испытывают интереса к работе и не стремятся к повышению своего профессионального уровня, а живут старым багажом знаний. Продуктивность своей работы и собственную компетентность оценивают также низко.
Перечисленные проблемы присутствуют и у 47% педагогов коррекционной школы. Низкий уровень психического выгорания не характерен педагогам ни коррек-ционной, ни общеобразовательной школ. Таким образом, у педагогов общеобразовательных школ боле ярко выражен индекс психического выгорания, хотя различия статистически не значимы (U=323,5 при критическом значении 228).
Далее проанализируем содержание компонентов психического выгорания. Психоэмоциональное истощение наблюдается у педагогов коррекционной (20%) и общеобразовательной (30%) школ. Данные педагоги испытывают чувство усталости и эмоциональной пустоты, с трудом выдерживая нагрузку полного рабочего дня. Вследствие этого появляется напряжение, раздражительность, холодность к субъектам образовательного процесса, а в дальнейшем могут проявиться и симптомы нарушения физического здоровья. Это подтверждается данными по методике опросника-анкеты изучения внутренней картины болезни. Для педагогов, характерна наибольшая интенсивность жалоб, носящих ревматический характер в различных частях тела (77%). На втором месте проявляется общая потеря жизненной энергии (47%), при этом наблюдается стремление к сохранению психической энергии. В меньшей степени интенсивны жалобы психосоматических желудочных недомоганий (10%) и сердечно сосудистой сферы (17%).
Общая интенсивность жалоб, как оценка субъективной степени физических недомоганий, которые представляют собой внутреннюю картину болезни, в первую очередь взаимосвязана с сердечными жалобами, которые указывают на локализацию недомоганий преимущественно в сосудистой сфере (г = 0,79 при р<0,01), а так же ревматическим фактором и желудочными жалобами, отражающих синдром психосоматических желудочных недомоганий, то есть эпигастральный синдром. Характерны заболевания сердечно сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, что не может не сказаться на истощении педагогов, то есть на общей потере жизненной энергии и потребности в профессиональной помощи (г = 0,58 при р < 0,05). На предрасположенность к этим заболеваниям оказывают влияние постоянные стрессовые ситуации, связанные с субъектами образовательного процесса, перегруженность педагогов. Одной из главных причин являются последствия низкой двигательной активности, статические позы, что приводит к упрощению профессиональной деятельности, к снижению напряжения стенических эмоций. Вследствие этого наблюдается снижение удовлетворенности трудом и повышение конфликтности между субъектами образовательного процесса, что усиливает эмоциональное напряжение и физические страдания педагогов. И все же, не смотря на то, что в реальности для них более характерны заболевания сердечно сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, сами педагоги не склонны замечать их на ранних этапах заболевания. При формировании внутренней картины болезни в первую очередь отмечается общее истощение организма и боли ревматического характера. Заболевания сердечно сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта осознаются педагогами на более поздних этапах.
Из вышеизложенного следует, что у педагогов общеобразовательной школы психоэмоциональное истощение проявляется чаще, чем у педагогов коррекционной школы, но данные различия не являются статистически значимыми (и=297,500 при критическом значении 228). Психоэмоциональное истощение способствует выраженному личностному отдалению характерному для 50% педагогов коррекционной школы и 63% общеобразовательной школы. Появляется чувство раздражительности и нетерпимости при общении с учениками и коллегами, когда партнеров по общению воспринимают только с негативных позиций, равнодушно относятся к бедам и проблемам своих учеников и коллег, при полном отсутствии интереса к мнению окружающих.
Педагоги коррекционных школ боле чутко реагируют на оценки окружающих людей, принимают проблемы других на себя, стремятся помочь в их разрешении, хотя различие по данному критерию статистически не значимо (и=293,000 при критическом значении 228). 2/3 педагогов данной выборки не проявляют интереса к работе, наблюдается снижение творческой активности и продуктивности работы. Они не заинтересованы в результатах своего труда, не стремятся к совершенствованию в своей педагогической деятельности, низко оценивают успешность своей собственной деятельности и уровень своей профессиональной компетентности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Для учителей общеобразовательных школ характерен более высокий уровень психического выгорания, нежели у педагогов коррекционных школ, что выражается в психоэмоциональном истощении: испытывают чувство усталости и эмоциональной пустоты, физические и психологические перегрузки, которое не могут быть компенсированы отдыхом. Наиболее ярко выражен компонент личностного отдаления от субъектов образовательного процесса, что приводит к уменьшению контактов с коллегами, учениками, восприятию партнеров по общению только с негативных позиций. Для всех педагогов данной выборки характерно снижение профессио-
388
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
психологические науки
Вечер Марина Вячеславовна ОБРАЗ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ...
нальной мотивации.
Подводя итог, можно отметить, что, с учетом полученных данных сравнения, модель психологического сопровождения педагогов должна включать в себя три направления: улучшение межличностных отношений субъектов образовательного процесса, повышение профессиональной мотивации, снижение психоэмоционального напряжения. Каждое направление включает в себя четыре этапа: просвещение; диагностика; коррекция и профилактика; консультирование. При работе с педагогами необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности; качество содержания психологического сопровождения, его своевременность и адекватность; общечеловеческие и социокультурные ценности на современном этапе. Тем самым, можно определить возможности оказания адресной помощи педагогам, демонстрирующим симптомы психологического выгорания в типовых ситуациях, не дожидаясь принятия ими решения об отказе от работы по специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. -2003. - № 5. - С. 34.
2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009. - 122 с.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.5.Горянина В. А. Психология общения. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
4. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. - СПб.: Речь, 2008. - 96 с.
5. Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. -Ярославль: ЯрГУ, 1999. - С. 76-97.
6. Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2003. - 474 с.
7. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3-1. - С. 83-84.
8. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 54-67.
9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
Статья поступила в редакцию 06.08.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018