Научная статья на тему 'Особенности сформированности академической прокрастинации будущего выпускника университета с различными стратегиями поведения в конфликте в условиях социальной трансформации '

Особенности сформированности академической прокрастинации будущего выпускника университета с различными стратегиями поведения в конфликте в условиях социальной трансформации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
образовательный процесс / формирование / высшая школа / студент / прокрастинация / выбор стратегии поведения в конфликте / социальная трансформация / educational process / formation / higher school / student / procrastination / choice of behavior strategy in conflict / social transformation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моторная Светлана Евгеньевна

Актуализируется проблема сформированности академической прокрастинации будущего выпускника университета в рамках развития высшей школы, способной к обеспечению эффективности и качества результата образования в условиях социальной трансформации. Цель исследования – изучение и обоснование особенностей академической прокрастинации студентов с различным выбором стратегий поведения в конфликте в образовательном пространстве высшей школы для обеспечения качества высшего образования на современном этапе развития. Представлен краткий обзор исследований феномена прокрастинации и его связи с индивидуально-психологическими характеристиками студентов университета. Исследование установило, что отечественные и зарубежные ученые в своих исследованиях подробно проанализировали теоретические основы прокрастинации: дали определение и рассмотрели ее структурную организацию, подходы к классификации прокрастинации, провели анализ причин и последствий прокрастинации, изучили связи перфекционизма и нарциссизма с прокрастинацией. Отечественная наука считает необходимым учитывать влияние академической прокрастинации на успешность обучения. Вопросы же взаимосвязи поведения в конфликте и уровня академической прокрастинации в студенческой среде отечественными и зарубежными учеными не рассматривались. В исследовании используется системный метод анализа последствий и факторов риска при выборе стратегии поведения в конфликте студентами высшей школы, а также следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме прокрастинации, диагностические методы и метод математической статистики (корреляционный анализ). Диагностика проводилась по опросникам «Шкала прокрастинации» Клэрри Лэй и «Вы-бор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна. Результаты эмпирического исследования показали, что среди студентов наиболее распространенным является высокий уровень прокрастинации, а вы-бором стратегии поведения в конфликте – компромисс. Корреляционный анализ взаимосвязи выбранной студентами высшей школы стратегии поведения в конфликте и диагностированной общей прокрастинации по выборке студентов показал прямую выраженную взаимозависимость между прокрастинацией и стратегией соперничества и обратную выраженную взаимозависимость между прокрастинацией и стратегией сотрудничества. Делается вывод о необходимости с помощью специальным образом организованных занятий по самоорганизации и само-дисциплине снижать уровень академической прокрастинации для развития сотрудничества в среде студентов с целью повышения степени гармоничности человека и общества. Для этого рекомендуется изменять педагогические организационные и содержательные условия учебной деятельности. Результаты исследования будут способствовать повышению качества высшего образования и служить эффективности его результата в эпоху социальной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The academic procrastination formation features of a future university graduate with various strategies of behavior in conflict in conditions of social transformation

The problem of academic procrastination formation among future university graduate is being updated within the framework of the higher education development, capable of ensuring the effectiveness and quality of educational results in conditions of social transformation. At the present stage of development, the research purpose is to study and substantiate the characteristics of student`s academic procrastination with different choices of behavior strategies in conflict within the university educational environment to ensure the higher education quality. A brief review of studies on the procrastination phenomenon and its connection with the university student`s individual psychological characteristics is presented. The research found that domestic and foreign scientists in their studies analyzed in detail the theoretical foundations of procrastination: definition and structural organization, approaches to the classification of procrastination, analysis of the causes and consequences of procrastination, connections between perfectionism and narcissism and procrastination. Domestic science considers it necessary to take into account the impact of academic procrastination on learning success. Issues related to the relationship between behavior in conflict and the level of student`s academic procrastination have not been considered by domestic and foreign scientists. The research uses a systematic method for analyzing the consequences and risk factors when choosing a behavior strategy in a conflict by university students, as well as the following diagnostic research methods: theoretical analysis of literary sources on the problem of procrastination, diagnostic methods and the method of mathematical statistics (correlation analysis). The diagnostics was made with the use of the questionnaires “Procrastination Scale” by K. Lay and “Choice of Behavior Strategy in a Conflict Situation” by K. Thomas and R. Kilmann. The results of the empirical research showed that the most common among students is a high level of procrastination, and the choice of behavior strategy in conflict is compromise. A correlation analysis of the relationship between the strategy of behavior in conflict chosen by university students and diagnosed general procrastination in a sample of students showed a direct, pronounced interdependence between procrastination and the strategy of competition and an inverse, pronounced interdependence between procrastination and the strategy of cooperation. It is concluded that it is necessary to reduce the level of academic procrastination through specially organized classes on self-organization and selfdiscipline in order to develop cooperation among students, to increase the degree of harmony between individuals and society. To do this, it is recommended to change the pedagogical, organizational conditions and content of educational activities. The results of the research will help improve the quality of higher education and serve its effectiveness in the social transformation era.

Текст научной работы на тему «Особенности сформированности академической прокрастинации будущего выпускника университета с различными стратегиями поведения в конфликте в условиях социальной трансформации »



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241052 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11052 УДК 378.1

Особенности сформированное™ академической прокрастинации будущего выпускника университета с различными стратегиями поведения в конфликте в условиях социальной трансформации

The academic procrastination formation features of a future university graduate with various strategies of behavior in conflict in conditions of social transformation

Автор статьи

Author of the article

Моторная Светлана Евгеньевна,

доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Российская Федерация lana.kracota@mail.ru ORCID: 0000-0003-0634-6216

Svetlana E. Motornaya,

Doctor of Psychological Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation lana.kracota@mail.ru ORCID: 0000-0003-0634-6216

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

I Conflict of interest is not declared _ For citation

Моторная С. Е. Особенности сформированности академической прокрастинации будущего выпускника университета с различными стратегиями поведения в конфликте в условиях социальной трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. - С. 205-218. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241052.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11052

S. E. Motornaya, The academic procrastination formation features of a future university graduate with various strategies of behavior in conflict in conditions of social transformation // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 04. - P. 205-218. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241052.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11052

Поступила в редакцию Received 25.02.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.03.24

Принята к публикации Accepted for publication 29.03.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Моторная С. Е., 2024

Аннотация

L

Abstract

Актуализируется проблема сформированное™ академической прокрастинации будущего выпускника университета в рамках развития высшей школы, способной к обеспечению эффективности и качества результата образования в условиях социальной трансформации. Цель исследования - изучение и обоснование особенностей академической прокрастинации студентов с различным выбором стратегий поведения в конфликте в образовательном пространстве высшей школы для обеспечения качества высшего образования на современном этапе развития. Представлен краткий обзор исследований феномена прокрас-тинации и его связи с индивидуально-психологическими характеристиками студентов университета. Исследование установило, что отечественные и зарубежные ученые в своих исследованиях подробно проанализировали теоретические основы прокрастинации: дали определение и рассмотрели ее структурную организацию, подходы к классификации прокрастинации, провели анализ причин и последствий прокрастинации, изучили связи перфекцио-низма и нарциссизма с прокрастинацией. Отечественная наука считает необходимым учитывать влияние академической прокрастинации на успешность обучения. Вопросы же взаимосвязи поведения в конфликте и уровня академической прокрастинации в студенческой среде отечественными и зарубежными учеными не рассматривались. В исследовании используется системный метод анализа последствий и факторов риска при выборе стратегии поведения в конфликте студентами высшей школы, а также следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме прокрастинации, диагностические методы и метод математической статистики (корреляционный анализ). Диагностика проводилась по опросникам «Шкала прокрастинации» Клэрри Лэй и «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна. Результаты эмпирического исследования показали, что среди студентов наиболее распространенным является высокий уровень прокрастинации, а выбором стратегии поведения в конфликте - компромисс. Корреляционный анализ взаимосвязи выбранной студентами высшей школы стратегии поведения в конфликте и диагностированной общей прокрастинации по выборке студентов показал прямую выраженную взаимозависимость между прокрастинацией и стратегией соперничества и обратную выраженную взаимозависимость между прокрастинацией и стратегией сотрудничества. Делается вывод о необходимости с помощью специальным образом организованных занятий по самоорганизации и самодисциплине снижать уровень академической прокрасти-нации для развития сотрудничества в среде студентов с целью повышения степени гармоничности человека и общества. Для этого рекомендуется изменять педагогические организационные и содержательные условия учебной деятельности. Результаты исследования будут способствовать повышению качества высшего образования и служить эффективности его результата в эпоху социальной трансформации.

Ключевые слова

I

The problem of academic procrastination formation among future university graduate is being updated within the framework of the higher education development, capable of ensuring the effectiveness and quality of educational results in conditions of social transformation. At the present stage of development, the research purpose is to study and substantiate the characteristics of students academic procrastination with different choices of behavior strategies in conflict within the university educational environment to ensure the higher education quality. A brief review of studies on the procrastination phenomenon and its connection with the university student s individual psychological characteristics is presented. The research found that domestic and foreign scientists in their studies analyzed in detail the theoretical foundations of procrastination: definition and structural organization, approaches to the classification of procrastination, analysis of the causes and consequences of procrastination, connections between perfectionism and narcissism and procrastination. Domestic science considers it necessary to take into account the impact of academic procrastination on learning success. Issues related to the relationship between behavior in conflict and the level of student s academic procrastination have not been considered by domestic and foreign scientists. The research uses a systematic method for analyzing the consequences and risk factors when choosing a behavior strategy in a conflict by university students, as well as the following diagnostic research methods: theoretical analysis of literary sources on the problem of procrastination, diagnostic methods and the method of mathematical statistics (correlation analysis). The diagnostics was made with the use of the questionnaires "Procrastination Scale" by K. Lay and "Choice of Behavior Strategy in a Conflict Situation" by K. Thomas and R. Kilmann. The results of the empirical research showed that the most common among students is a high level of procrastination, and the choice of behavior strategy in conflict is compromise. A correlation analysis of the relationship between the strategy of behavior in conflict chosen by university students and diagnosed general procrastination in a sample of students showed a direct, pronounced interdependence between procrastination and the strategy of competition and an inverse, pronounced interdependence between procrastination and the strategy of cooperation. It is concluded that it is necessary to reduce the level of academic procrastination through specially organized classes on self-organization and self-discipline in order to develop cooperation among students, to increase the degree of harmony between individuals and society. To do this, it is recommended to change the pedagogical, organizational conditions and content of educational activities. The results of the research will help improve the quality of higher education and serve its effectiveness in the social transformation era.

Key words

образовательный процесс, формирование, высшая школа, студент, прокрастинация, выбор стратегии поведения в конфликте, социальная трансформация

educational process, formation, higher school, student, procrastination, choice of behavior strategy in conflict, social transformation

Благодарности

L

_ Acknowledgements

Автор выражает благодарность ректору ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» профессору В. Д. Нечаеву, директору Гуманитарно-педагогического института доценту И. Н. Авдеевой, заведующей кафедрой «Психология» И. В. Султановой за создание условий для проведения исследования и написания статьи.

The author expresses her gratitude to the rector of the Sevastopol State University Professor V. D. Nechaev, the director of the Humanitarian Pedagogical Institute Associate Professor I. N. Avdeeva, the head of the Department of Psychology I. V. Sultanova for providing the conditions for conducting the research and writing the article.

Введение / Introduction

Пока мы откладываем жизнь, она проходит.

Сенека

Важнейшей задачей образовательной политики Российского государства является развитие высшей школы, способной к обеспечению эффективности и качества результата образования в образе будущего выпускника. Трудовая деятельность специалиста и магистра, вышедших из стен университета, должна способствовать безостановочному движению по пути эволюционных изменений и устойчивого развития общества, государства, всей планеты.

В процессе получения образования в высшей школе формируются знания, умения, навыки практической деятельности, а также личные качества молодых людей и девушек, на плечах которых лежит ответственность за будущее страны. Насколько степень их развития будет высокой, настолько можно говорить о прогнозе прогрессивного поступательного движения во всех областях производства, хозяйствования, развития необходимых социальных институтов. Образовательный процесс высшей школы формирует в соответствии с социальным заказом требования к личным качествам будущего работника, создает организационно-содержательные педагогические условия для их формирования, среди которых определяющим является наличие способности к самостоятельному, организованному, ритмичному осуществлению профессиональной деятельности.

Вместе с тем результаты современных научных исследований свидетельствуют о недостаточной готовности будущего выпускника университета к своевременному труду, к заданиям, для которых установлен срок выполнения, к достаточному для будущего специалиста и магистра уровню самоорганизации. У студентов высшей школы повышается уровень прокрастинации, которая увеличивает напряжение нервной системы, снижает способность принимать эффективные решения для достижения поставленных целей, приводит к ошибочным профессиональным действиям, уменьшает жизнестойкость.

В современных условиях нарастания социальной напряженности за счет нарушения мирного существования людей, эпидемий, цифровизации различных сфер жизни, включая образовательный процесс, прокрастинация прогрессирует, отодвигая возможность для качественного формирования результата образования, обеспечения эффективного профессионального труда человека с целью устойчивого развития общества. Проблема же подготовки выпускника с высшим образованием в условиях социальной трансформации остается актуальной для мирового научного сообщества. Поэтому исследование процесса прокрастинации у современного студента, нахождение и изучение факторов, которые с ним связаны и влияют на данный психический феномен, становится все более востребованной задачей в современном мире.

Обзор литературы / Literature review

Одна из первых работ о прокрастинации - работа П. Рингенбаха, которая вышла в 1977 году и привлекла внимание ученых к данной проблеме. Затем появились труды Дж. Батори, К. Лэй, Д. Моурера и других представителей науки, описывающие феномен прокрастинации, которые сегодня можно назвать в какой-то степени классическими. Следует отметить работы ученых, рассматривающих теоретические основы прокрастинации. Так, в 1989 году у. Маккоун, Д. Л. Джонсон, T. Петцель представили мировой

научной общественности анализ составляющих прокрастинации [1]. В этом исследовании ученые опирались на концепцию дифференциальных особенностей личности. Дж. Р. Феррари [2], Н. Милгрэм [3] осуществили обзор накопленного научного материала в области прокрастинации и составили классификацию видов прокрастинации.

В 2007 году П. Стил предпринял попытку рассмотрения природы прокрастинации, делая акцент на сбое саморегуляции личности при проявлении данного феномена. Сегодня во многих научных исследованиях по прокрастинации цитируется результат исследований П. Стила, установившего, что более 60% людей на планете являются носителями феномена прокрастинации [4]. Ученый отмечал, как и другие исследователи, один из важных моментов в возникновении прокрастинации - наличие у людей качеств характера, которые связаны с феноменом лени. П. Стил считает, что прокрастинация берет свое начало в детстве, в момент формирования характера и личностных качеств человека, а по своей природе является защитной реакцией. Поэтому важно уже в детстве в процессе воспитания и обучения формировать личные качества, преграждающие путь для развития прокрастинации. В дальнейшем степень выраженности прокрастинации у человека будет определять эффективность получения образования и успешность профессиональной деятельности за счет степени мотивированности к обучению и работе.

Однако Н. Фьоре, разрабатывая средства борьбы с прокрастинацией, высказал мысль о том, что откладывание дел на потом зачастую не свидетельство лени, а симптом потери мотивации [5]. Ученый на основе тридцатилетнего опыта консультирования клиентов, страдающих прокрастинацией, предложил пошаговую стратегию, составными частями которой являются наработки в самоуважении с отсутствием укоров за неудачи и несовершенства, четкая формулировка иерархии целей и способов их достижения, формирование устойчивой позиции «Я этого захотел», смена позиции целевой на позицию часовую в соответствии с рекомендациями, разработанными Э. Бёрном [6]. Н. Фьоре подчеркивает, что в процессе становления личности главную роль защитного барьера от прокрастинации будет играть именно мотивация.

С ростом цифровизации профессиональной жизни повышаются требования к саморегуляции, самоконтролю и прокрастинация становится, как считают П. Стил, Дж. Р. Феррари, значительным препятствием на пути профессионального успеха.

Продолжая эту мысль и отмечая истоки прокрастинации в природе человека, П. Людвиг в книге «Победи прокрастинацию» также делает акцент на мотивированности в процессе выполнения тех или иных дел, предлагая приемы, которые помогают самоорганизоваться и победить желание бросить все дела. «Прокрастинация -это не просто лень. Ленивый человек не хочет ничего делать и не испытывает никакого беспокойства по этому поводу. Прокрастинирующий же и рад был бы что-нибудь сделать, но у него не получается начать. Прокрастинацию нельзя путать и с отдыхом. Во время отдыха мы наполняемся новой энергией. При прокрастинации, наоборот, ее теряем. Чем меньше у нас остается энергии, тем больше возрастают шансы отложить выполнение задачи на неопределенный срок и снова ничего не делать» [7]. Поэтому П. Людвиг показывает, как научиться всё успевать.

В отличие от П. Людвига, П. Эдблад [8] свое руководство борьбы с прокрастина-цией базирует на феномене самодисциплины, предлагает пошаговое руководство для преодоления последствий прокрастинации, дает советы, связанные с приемами и выработкой полезных привычек, помогающих осуществлять профессиональную деятельность и повседневные дела ритмично и в срок.

Среди зарубежных исследований следует также отметить работу у. К. Кэмп-белла [9], в которой среди феноменов, вызывающих прокрастинацию, выделяется нарциссизм как важный фактор формирования рассматриваемого нами процесса.

Важным аспектом прокрастинации является изучение ее прикладных аспектов. В образовании такое поведение напрямую влияет на процессы преподавания и обучения студентов, а также влияет на их академическую успеваемость, а успеваемость связана с нарушениями в процессах саморегуляции у студентов. Исследование М. Р. Сальгуэро-Пазос, С. Рейеса-де Косара [10] направлено на систематизирование факторов, снижающих академическую прокрастинацию в образовательном процессе. Результаты исследования показали, что саморегуляция выделяется как главный фактор, оказывающий влияние на уровень прокрастинации. Подобного мнения придерживаются китайские исследователи, которые отмечают выраженную связь между прокрастинацией и саморегуляцией. По мнению таких авторов, как Ифэй Ван, Хан Гао, Санг Сун, Цзяхэ Лю[11], стратегии самоуправления действуют в контексте саморегуляции и представляют собой дополнительный набор стратегий, предназначенных для улучшения процесса саморегуляции. Связь между самоменеджментом и академической прокрастинацией изучалась на выборке из 533 китайских студентов. Учеными были включены три основные стратегии самоуправления в модели множественной регрессии, а также различные демографические переменные: самоэффективность, личностная тревожность, невротизм и добросовестность. Все три основные стратегии самолидерства, а именно стратегии, ориентированные на поведение, стратегии естественного вознаграждения и стратегии конструктивного мышления, в значительной степени предсказывали академическую прокрастинацию студентов, а также повышенный невротизм и снижение добросовестности. Кроме того, многомерная регрессия показала, что подстратегии самолидерства, такие как самовознаграждение, постановка собственных целей, самоанализ, способствовали снижению академической прокрастинации студентов.

Заслуживающим внимание научного сообщества представляется исследование Й. Спарфельдта и С. Швабе [12], посвященное академической прокрастинации. Ученые отмечают, что академическая прокрастинация широко распространена среди студентов университетов и существенно коррелирует с добросовестностью и академической успеваемостью. Однако механизм, с помощью которого добросовестность влияет на академическую успеваемость, остается неописанным. Было исследовано 109 студентов вузов в рамках одного курса с обязательным экзаменом в конце семестра. Добросовестность оценивалась в начале семестра, академическая прокрасти-нация ближе к концу семестра, академическая успеваемость на экзамене в конце семестра. Прокрастинация коррелировала с добросовестностью (г = -0,67) и достижениями (г = - 0,29). Анализ результатов, проведенный исследователями, показал не только прямой эффект от добросовестности к прокрастинации и от прокрастинации к достижениям, но также и косвенный эффект, когда прокрастинация опосредовала эффект от добросовестности к достижениям.

Вместе с тем перспективными являются исследования, которые рассматривают не только вопросы обучения, но и целостный образовательный процесс. В исследовании Х. Закери, Б. Н. Эсфахани, М. Размджои изучалась взаимосвязь между стилями воспитания и академической прокрастинацией. В исследовании приняли участие триста девяносто пять студентов Ширазского университета (261 девочка и 134 маль-

чика) [13]. В качестве показателей использовались шкала стилей воспитания Стейн-берга и академическая шкала прокрастинации Соломона и Ротблюма. Результаты исследования показали, что стили «принятие-вовлечение» и «предоставление психологической автономии» были значимыми и отрицательными предикторами академической прокрастинации, тогда как стиль «поведенческая строгость-контроль» способствовал увеличению уровня прокрастинации.

Целью исследования К. Брандо-Корридо с соавт. [14] было изучить роль, которую компетентность, устойчивость к преодолению трудностей, самооценка и самоэффективность могут играть в качестве защитных факторов от академической прокрастинации студентов-медиков. В исследовании приняли участие 237 студентов-медиков. Между шкалой прокрастинации и остальными показателями были получены значимые и отрицательные коэффициенты корреляции. Результаты исследования показали важную защитную роль, которую переменные, связанные с позитивным мышлением, оказывают на прокрастинацию. Особое значение для теории и практики преподавания имеет результат, указывающий на прогностическую роль воспринимаемой компетентности в академической прокрастинации студентов.

Исследование К. М. Коккиноса, Н. Антониаду, И. Вулгариду [15] классифицировало 863 греческих студента на основе личностных профилей. Было установлено, что разделение студентов на основе классификации на четыре группы студентов: сверхконтролеры, устойчивые, обычные и недостаточно контролирующие - способствует эффективному планированию средств взаимодействия со студентами с разной выраженностью прокрастинации, а также реализации мер индивидуального или группового вмешательства для студентов университета, которые с большей вероятностью обманывают и/ или откладывают дела на потом.

Вместе с тем исследования взаимосвязи прокрастинации и поведения в конфликте - феноменов, которые в эпоху социальной трансформации оказывают значительное влияние на успешность профессиональной деятельности будущего выпускника с высшим образованием, в работах зарубежных авторов отсутствуют.

Отечественная научная мысль, особенно в первое десятилетие XXI века, стала уделять пристальное внимание феномену прокрастинации. Достаточно многосторонне в отечественной научной литературе представлены прикладные вопросы исследования прокрастинации, а также различные грани проявления данного феномена. Так, В. С. Ко-вылин подробно описал теоретические основы прокрастинации [16], рассмотрел природу данного процесса, его виды и компоненты; проанализировал теоретические подходы к пониманию феномена прокрастинации. В основу исследования О. В. Чурсино-вой было положено не только исследование феномена прокрастинации, но и рассмотрение подходов к его классификации [17]. В связи с этим ученый проанализировала причины возникновения прокрастинации, структурную организацию феномена, представила алгоритм преодоления и борьбы с прокрастинацией.

Т. М. Тронь, рассматривая феномен прокрастинации, выделяет причины ее возникновения [18]. Ученый считает наиболее распространенными среди них боязнь публичной оценки результатов работы, повышающую уровень тревоги; фатализм; воспоминания о негативном опыте, о победах и поражениях, которые были в прошлом. Т. М. Тронь приводит результаты экспериментальных исследований К. Сене-кала, К. Лавойе, Р. Кестнера, которые показали, что прокрастинация стимулируется неинтересными и сложными заданиями.

Большинство ученых, которые изучают прокрастинацию, сходятся во мнении, что прокрастинация связана с индивидуально-психологическими характеристиками личности. Так, в работе Е. В. Валиуллиной [19] выполнено исследование связи локуса воспринимаемого контроля молодых людей и уровня их прокрастинации. При этом была выявлена отрицательная корреляционная зависимость уровня интернальности с прокрастинацией: интерналы в меньшей степени проявляют феномен прокрасти-нации. Такую индивидуально-психологическую характеристику, как перфекцио-низм, в связи с степенью проявления уровня прокрастинации представляют ученые Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева [20]

Важнейшим положением теории прокрастинации стало установление того факта, что прокрастинация влияет на успешность обучения. Так, Н. Шухова отмечает, что прокрастинация является одним из процессов, которые порождают проблемы в обучении. Ученый выделяет цикл прокрастинации: если прокрастинатор не хочет выполнять какую-либо работу, решать задачу, то он проходит через семь стадий [21]. Поэтому для успешной учебной деятельности необходима сформирован-ность мотивации к обучению. Рассматривая прокрастинацию в студенческой среде и методы ее преодоления, И. Р. Рожина считает, что прокрастинация как «черта характера проявляется у студентов, имеющих активно-отрицательный и безразлично-пассивный тип отношения к учению» [22].

В исследовании М. Н. Кузнецовой, А. В. Корольковой, Т. Б. Амировой установлено, что из 100% принявших участие в анкетировании по вопросу прокрастинации 80% студентов отмечают признаки прокрастинации, почти все опрошенные испытывают недостаток времени. Все эти факторы приводят к снижению качества обучения. «Несмотря на общую удовлетворенность образовательным процессом (86% опрошенных), постоянные нервные нагрузки испытывают от 60% до 86% студентов, что негативно сказывается на успеваемости - 70% студентов имеют задолженности по различным предметам» [23].

Важную роль в процессе субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе играет преподаватель. От того, каков будет его облик, во многом будет зависеть и копируемый студентами пример, в том числе при организации учебной деятельности. В связи с этим Н. Н. Карловская [24] посвятила свою статью прокрастинации у учителей. Развивая эту мысль, М. В. Ларских [25] идет дальше и связывает прокрасти-нацию у учителей с феноменом перфекционизма. Опираясь на проведенные исследования, М. В. Ларских [26] считает, что можно создавать в этой связи условия для формирования конструктивного перфекционизма студента. Вместе с тем поведение студента при коммуникации в процессе жизнедеятельности, определяемое различными внутренними и внешними факторами, в том числе прокрастинацией, может приводить к созданию конфликтной ситуации и перерастать в конфликт. Однако исследования, которые бы выявляли взаимосвязь поведения в конфликте и степени выраженности у обучающихся университета прокрастинации в современном мире, представлены недостаточно.

Проведенный нами теоретический анализ состояния проблемы на современном уровне научных исследований позволил сформулировать цель статьи, состоящую в необходимости рассмотрения подготовки будущего выпускника с высшим образованием с точки зрения исследования особенностей сформированности прокрастина-ции и ее взаимосвязи с выбором поведения в конфликте в условиях социальной трансформации.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Представленное исследование использовало для рассмотрения изучаемых феноменов системный, деятельностный и контекстный подходы. В нашем исследовании мы придерживаемся определения феномена прокрастинации, проявляющегося в процессе обучения студентов, которое было сформулировано в диссертации А. В. Коноваловой: «Академическая прокрастинация в рамках деятельностного подхода может пониматься как стилевая характеристика учебной деятельности студентов, формирующаяся в процессе обучения как результирующая разнородных факторов: личностных особенностей студентов, условий деятельности, оказывающая влияние на академическую успешность» [27].

В классическом труде, написанном еще в 1977 году и посвященном феномену прокрастинации, A. Эллис и у. Дж. Кнаус отмечали, что академическая прокрастинация «является наиболее распространенной формой откладывания выполнения учебной деятельности "на потом": до 95% студентов периодически откладывают решение рабочих задач» [28]. При этом педагогические организационные и содержательные условия учебной деятельности выступают, как считают Т. М. Тронь [29], Дж. Бурка [30], факторами формирования и поддержания академической прокрастинации.

Современные ученые установили существование взаимосвязи академической прокрастинации со степенью выраженности способности к самоорганизации, саморегуляции и управлению временем [31]. Действительно, в эру социальной трансформации, связанной с ростом цифровизации профессиональной деятельности, повышением напряженности социальной жизни, тревожности человека, вызванной военными действиями, пандемией, ростом неопределенности будущего, повышаются требования к саморегуляции, самоконтролю уровня стресса [32] и прокрастинация становится значительным препятствием на пути к достижению эффективного результата профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы опирались на выводы, которые были сделаны Л. А. Забродиной, Ю. Р. Мухиной о взаимосвязи в процессе обучения в университете феномена прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками обучающихся, в частности с мотивационной сферой и влиянием прокрастинации на поведение обучающихся. Ученые считают, что «как комплексный и неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, прокрастинация... проявляется, прежде всего, в поведении: в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения» [33]. Изменение внешних и внутренних условий сказывается на психическом состоянии человека и процессах, протекающих в его психике. Так, автор статьи в своих исследованиях установил, что в условиях, связанных с пандемией, личные характеристики студентов, в том числе конфликтоустойчивость, в процессе получения образования в высшей школе будут изменяться [34]. Кроме того, ранее в наших исследованиях [35, 36] прослеживалась зависимость поведения в конфликте от уровня культуры и образования обучающихся. Было установлено, что чем выше уровень конфликтности, тем ниже уровень образованности студентов.

Как актуальные методологические основания также приобретают значимость проведенные М. Б. Колесниченко, О. Ю. Паршаковой исследования о влиянии на распространенность среди студентов различных типов прокрастинаторов их пола, семейного положения, успеваемости, участия во внеучебной деятельности, а также социометрического статуса [37].

В исследовании явления прокрастинации и связи его с другими феноменами приняли участие студенты Севастопольского государственного университета технических специальностей, всего 50 человек. Комплекс диагностических методик включал «Шкалу студенческой прокрастинации» К. Лэй (адаптация Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой) для измерения уровня академической прокрастинации студентов; методику «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна. Для установления степени взаимосвязи или ее отсутствия между исследованными феноменами применялись критерии корреляции К. Пирсона и Ч. Спирмена.

Результаты исследования / Research results

Эмпирические результаты исследования студентов по методике «Шкала прокра-стинации для студентов» К. Лэй в адаптации Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жукова изображены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования респондентов по методике «Шкала прокрастинации для студентов» К. Лэй

в адаптации Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жукова

Диаграмма рис. 1, на которой представлены результаты исследования респондентов по методике «Шкала прокрастинации для студентов» К. Лэй, свидетельствует о том, что 42% обследуемых студентов имеют высокий уровень прокрастинации. Результаты констатируют тот факт, что студенты с высоким уровнем прокрастинации склонны к промедлению в принятии решения, откладыванию выполнения учебных, а также бытовых дел на потом. Средний уровень прокрастинации был выявлен у 30% испытуемых, низкий уровень прокрастинации показали 28% студентов.

Результаты исследования респондентов по методике «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна представлены на рис. 2.

Результаты исследования обучающихся по методике «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна показали, что преобладающей стратегией, выбранной студентами университета, была стратегия «Компромисс» - 31%, на втором месте находится стратегия «Сотрудничество» - 25%. Третье место занимает выбор стратегии «Соперничество» - 24,7%. Четвертой по выбору стратегий для студентов стала стратегия поведения в конфликте «Избегание» - 10,2%, пятой стратегией - стратегия «Приспособление» - 9,1%. Таким образом, среди студентов университета наблюдалось преобладание компромиссного поведения в конфликте.

Рис. 2. Результаты исследования респондентов по методике «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна, где 1 - сотрудничество, 2 - соперничество, 3 - компромисс, 4 - избегание, 5 - приспособление

Согласно кривой Йоркса - Хебба - Додсона, эффективность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения. Кривая имеет пик, после которого нарастают стресс, дезорганизация деятельности, конфликтность, одной из причин которых может быть академическая прокрастинация. Конфликты нарастают по своей силе и мощи и, в конце концов, сводят эффективность деятельности личности и коллектива к нулю. С учетом негативного воздействия прокрастинации возможно прогнозировать, что по всей шкале при тех же параметрах уровня эмоционального возбуждения будет наблюдаться меньшая успешность деятельности при условии равных других факторов. Данное предположение требует для своей проверки дополнительных исследований.

Следующим этапом эмпирического исследования стала проверка гипотезы о том, что существует взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и выраженностью прокрастинации обучающегося. Для этого была произведена математическая обработка эмпирических данных с помощью коэффициента корреляции по Ч. Спирмену. Результаты расчетов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты расчета коэффициента по Ч. Спирмену при анализе корреляции между основными шкалами выбора поведения в конфликте и прокрастинацией по К. Лэй

Основные Соперниче- Сотрудни- Компро- Избега- Приспособ- Прокрасти-

шкалы ство чество мисс ние ление нация Лэй

Соперничество 1,00

Сотрудничество -0,47 1,00

Компромисс -0,06 0,03 1,00

Избегание -0,28 -0,06 -0,21 1,00

Приспособление -0,04 -0,36 -0,53 0,03 1,00

Прокрастинация К. Лэй 0,71 -0,78 -0,15 -0,03 0,23 1,00

р = 0,05 0,28

р = 0,01 0,36

р = 0,001 0,45

Для подтверждения полученной взаимосвязи была произведена математическая обработка эмпирических данных с помощью коэффициента корреляции по К. Пирсону. Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты расчета коэффициента по К. Пирсону при анализе корреляции между основными шкалами выбора поведения в конфликте и прокрастинацией по К. Лэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные Соперниче- Сотрудни- Компро- Избега- Приспо- Прокрасти-

шкалы ство чество мисс ние собление нация Лэй

Соперничество 1,00

Сотрудничество -0,465 1,00

Компромисс -0,126 0,041 1,00

Избегание -0,331 -0,103 -0,222 1,00

Приспособление -0,049 -0,354 -0,459 0,019 1,00

Прокрастинация К. Лэй 0,742 -0,745 -0,111 -0,078 0,136 1,00

р =0,05 0,28

р =0,01 0,36

р =0,001 0,45

Количественная мера силы связи была представлена с учетом шкалы Чеддока. Полученные данные расчета, представленные в табл. 1 и 2, показали, что между следующими выбранными студентами стратегиями поведения в конфликте и прокрастинацией по К. Лэй существует высокая прямая или высокая обратная линейная корреляционная связь (критические значения р приведены в таблице): чем выше показатели стратегии поведения в конфликте «Соперничество», тем выше уровень студенческой прокрастинации (r = 0,742); чем выше показатели стратегии поведения в конфликте «Сотрудничество», тем ниже уровень студенческой прокрастинации (r= -0,745). Между остальными выбранными студентами стратегиями поведения в конфликте и прокрастинацией по К. Лэй корреляция статистически незначима.

Следовательно, гипотеза исследования была подтверждена частично.

Заключение / Conclusion

Таким образом, обобщение результатов эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:

- выявлено, что между показателем стратегии поведения в конфликте «Соперничество» и уровнем студенческой прокрастинации существует прямая линейная корреляционная связь: чем выше уровень откладывания дел на потом, до последнего, тем выше при поведении в конфликте показатель соперничества, стремления любой ценой достичь своей цели;

- установлено, что между показателем стратегии поведения в конфликте «Сотрудничество» и уровнем студенческой прокрастинации существует обратная линейная корреляционная связь: чем выше уровень откладывания дел, тем ниже показатель сотрудничества.

На основании вышеизложенных результатов можно говорить о том, что гипотеза, предполагающая, что существует взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и выраженностью прокрастинации обучающегося, получила частичное подтверждение.

Дальнейшие перспективы работы авторы видят в увеличении выборки исследования и расширении изучения возможных психологических факторов влияния на рассмотренные феномены.

Ссылки на источники / References

1. McCown W., Johnson J., Petzel T. Procrastination, a principal component analysis // Personality and Individual Differences. - 1989. - 10, Р. 197-202.

2. Ferrari J. R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation / Adelphi University, Garden City. - New York, 1990. - 365 p.

3. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. - 2000. - № 14. - Р. 141-156.

4. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. - 2007. - 133. - Р. 65-95.

5. Фьоре Н. Легкий способ перестать откладывать дела на потом. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 288 с.

6. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Бомбора, 2021. - 240 с.

7. Людвиг П. Победи прокрастинацию. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - С. 9.

8. Эдблад П. Самодисциплина. Как бороться с прокрастинацией. - М.: Попурри, 2020. - 160 с.

9. Campbell W. K. Narcissism and Romantic Attraction // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - 77. -Р. 1254-1270. - URL: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.77.6.1254

10. Salguero-Pazos M. R., Reyes-de-Cózar S. Interventions to reduce academic procrastination: A systematic review // International Journal of Educational Research. - 2023. - Vol. 121. - Р. 102228. - URL: https://www.sciencedi-rect.com/science/article/pii/S0883035523000927

11. Yefei Wang, Han Gao, Chang Sun et al. Academic procrastination in college students: The role of self-leadership // Personality and Individual Differences. - 2021. - Vol. 178. - Р. 110866. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2021.110866

12. Sparfeldt J. R., Schwabe S. Academic procrastination mediates the relation between conscientiousness and academic achievement // Personality and Individual Differences. - 2024. - Vol. 218. - Р. 112466. - URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2023.112466

13. Zakeri H., Esfahani B. N., Razmjoee M. Parenting Styles and Academic Procrastination, Procedia // Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 84. - P. 57-60. - URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.509

14. Brando-Garrido C., Montes-Hidalgo J., Limonero J. T. et al. Relationship of academic procrastination with perceived competence, coping, self-esteem and self-efficacy in Nursing students // Enfermería Clínica (English Edition). -2020. - Vol. 30. - Is. 6. - P. 398-403. - URL: https://doi.org/10.1016/j.enfcle.2019.07.013

15. Kokkinos C. M., Antoniadou N., Voulgaridou I. Personality profile differences in academic dishonesty and procrastination among Greek university students: A five factor facet-level latent profile analysis // Personality and Individual Differences. - 2023. - Vol. 214. - Р. 112337. - URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2023.112337

16. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2. - С. 22-41.

17. Чурсинова О. В. Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 2-1. - С. 48-52.

18. Тронь Т. М. Феномен прокрастинации: причины возникновения // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6. - № 2А. - С. 88-95.

19. Валиуллина Е. В. Локус воспринимаемого контроля и уровень прокрастинации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - С. 111-117. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182017.htm

20. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Враждебность как личностный фактор депрессии и тревоги // Психология: современные направления междисциплинарных исследований: материалы науч. конф., посвящ. памяти члена-корр. РАН А. В. Брушлинского / под ред. А. Л. Журавлева, Н. В. Тарабриной. - М., 2003. - С. 100-114.

21. Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 46 c.

22. Рожина И. Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы её преодоления // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2017. - № 4-7 (72). - С. 22.

23. Кузнецова М. Н., Королькова А. В., Амирова Т. Б. Роль прокрастинации в процессе обучения // БМИК. -2016. - № 7. - С. 25.

24. Карловская Н. Н. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей // Психология в вузе. - 2008. -№ 4. - С. 26-31.

25. Ларских М. В. Исследование перфекционизма личности в профессиональной деятельности учителя // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Психология и педагогика. - 2010. - № 6. - С. 138-141.

26. Ларских М. В. Формирование конструктивного перфекционизма студента. - Воронеж: Воронежский госпе-дуниверситет, 2012. - 153 с.

27. Коновалова А. В. Академическая прокрастинация как стилевая характеристика учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук 5.3.4. - М., 2023. - С. 56.

28. Ellis A., Knaus W. J. Overcoming procrastination. - New York: Signet Books, 1977. - 198 р.

29. Тронь Т. М. Организация, программа и результаты психологической работы по коррекции академической прокрастинации у студентов психологов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9. - № 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN621.pdf

30. Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it. - Cambridge: Da Capo, 1983. - 336 p.

31. Дементий Л. И., Карловская Н. Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. - 2013. - № 7. - С. 4-19.

32. Шемякина О. О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. - 2013. -№ 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml

33. Забродина Л. А., Мухина Ю. Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно-личностными характеристиками студентов // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 3 (20). - С. 311-315.

34. Моторная С. Е. Будущий специалист-профессионал в условиях пандемии: исследование выбора стратегии поведения в конфликте и этнотолерантности // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 4. -С. 194-198. DOI: 10.17513/snt.38639.

35. Motornaya S. E. Managing conflict situations for contemporary youth: Discourse and choice of strategy // Espacios. - 2019. - Vol. 40. - № 17. - P. 1.

36. Моторная С. Е. Исследование влияния уровня культуры на выбор поведения в конфликте современного выпускника университета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 3(16). - С. 286-290.

37. Колесниченко М. Б., Паршакова О. Ю. Социологический подход к студенческой прокрастинации // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 17-25. DOI: 10.15593/2224-9354/2018.2.2

1. McCown, W., Johnson, J., & Petzel, T. (1989). "Procrastination, a principal component analysis", Personality and Individual Differences, 10, pp. 197-202 (in English).

2. Ferrari, J. R. (1990). Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City, New York, 365 p. (in English).

3. Milgram, N., & Tenne, R. (2000). "Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination", European Journal of Personality, № 14, pp. 141-156 (in English).

4. Steel, P. (2007). "The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure", Psychological Bulletin, 133, pp. 65-95 (in English).

5. F'ore, N. (2013). Legkij sposob perestat' otkladyvat' dela na potom [An easy way to stop procrastinating], Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, 288 p. (in Russian).

6. Byorn, E. (2021). Igry, v kotorye igrayut lyudi [Games People Play], Bombora, Moscow, 240 p. (in Russian).

7. Lyudvig, P. (2014). Pobedi prokrastinaciyu [Conquer procrastination], Al'pina Pablisher, Moscow, p. 9 (in Russian).

8. Edblad, P. (2020). Samodisciplina. Kak borot'sya s prokrastinaciej [Self-discipline. How to deal with procrastination], Popurri, Moscow, 160 p. (in Russian).

9. Campbell, W. K. (1999). "Narcissism and Romantic Attraction", Journal of Personality and Social Psychology, 77, pp. 1254-1270. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.77.6.1254 (in Russian).

10. Salguero-Pazos, M. R., & Reyes-de-Cózar, S. (2023). "Interventions to reduce academic procrastination: A systematic review", International Journal of Educational Research, vol. 121, p. 102228. Available at: https://www.sci-encedirect.com/science/article/pii/S0883035523000927 (in English).

11. Yefei Wang, Han Gao, Chang Sun et al. (2021). "Academic procrastination in college students: The role of self-leadership", Personality and Individual Differences, vol. 178, p. 110866. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2021.110866 (in English).

12. Sparfeldt, J. R., & Schwabe, S. (2024). "Academic procrastination mediates the relation between conscientiousness and academic achievement", Personality and Individual Differences, vol. 218, p. 112466. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2023.112466 (in English).

13. Zakeri, H., Esfahani, B. N., & Razmjoee, M. (2013). "Parenting Styles and Academic Procrastination, Procedia", Social and Behavioral Sciences, vol. 84, pp. 57-60. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.509 (in English).

14. Brando-Garrido, C., Montes-Hidalgo, J., Limonero, J. T. et al. (2020). "Relationship of academic procrastination with perceived competence, coping, self-esteem and self-efficacy in Nursing students", Enfermería Clínica (English Edition), vol. 30, is. 6, pp. 398-403. Available at: https://doi.org/10.1016/j.enfcle.2019.07.013 (in English).

15. Kokkinos, C. M., Antoniadou, N., & Voulgaridou, I. (2023). "Personality profile differences in academic dishonesty and procrastination among Greek university students: A five factor facet-level latent profile analysis", Personality and Individual Differences, vol. 214, p. 112337. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2023.112337 (in English).

16. Kovylin, V. S. (2013). "Teoreticheskie osnovy izucheniya fenomena prokrastinacii" [Theoretical foundations for studying the phenomenon of procrastination], Lichnost' vmenyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie, № 2, pp. 22-41 (in Russian).

C. E. Momopmn

17. Chursinova, O. V. (2019). "Effektivnye sposoby preodoleniya prokrastinacii pedagoga" [Effective ways to overcome teacher procrastination], Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, № 2-1, pp. 48-52 (in Russian).

18. Tron', T. M. (2017). "Fenomen prokrastinacii: prichiny vozniknoveniya" [The phenomenon of procrastination: causes of occurrence], Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, t. 6, № 2A, pp. 88-95 (in Russian).

19. Valiullina, E. V. (2018). "Lokus vosprinimaemogo kontrolya i uroven' prokrastinacii" [The locus of perceived control and the level of procrastination], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 8 (avgust), pp. 111117. Available at: http://e-koncept.ru/2018/182017.htm (in Russian).

20. Garanyan, N. G., Holmogorova, A. B., & Yudeeva, T. Yu. (2003). "Vrazhdebnost' kak lichnostnyj faktor depressii i trevogi" [Hostility as a personal factor of depression and anxiety], Psihologiya: sovremennye napravleniya mezhdis-ciplinarnyh issledovanij: materialy nauch. konf., posvyashch. pamyati chlena-korr. RAN A. V. Brushlinskogo, Moscow, pp. 100-114 (in Russian).

21. Shuhova, N. (1996). Organizaciya vremeni starsheklassnika. Speckurs po psihologii [Organizing a high school student's time. Special course in psychology], Nauchno-uchebnyj centr psihologii NGU, Novosibirsk, 46 p. (in Russian).

22. Rozhina, I. R. (2017). "Prokrastinaciya v studencheskoj srede i metody eyo preodoleniya" [Procrastination in the student environment and methods of overcoming it], Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii, № 4-7 (72), p. 22 (in Russian).

23. Kuznecova, M. N., Korol'kova, A. V., & Amirova, T. B. (2016). "Rol' prokrastinacii v processe obucheniya" [The role of procrastination in the learning process], BMIK, № 7, p. 25 (in Russian).

24. Karlovskaya, N. N. (2008). "Vzaimosvyaz' prokrastinacii i perfekcionizma u uchitelej" [The relationship between procrastination and perfectionism in teachers], Psihologiya v vuze, № 4, pp. 26-31 (in Russian).

25. Larskih, M. V. (2010). "Issledovanie perfekcionizma lichnosti v professional'noj deyatel'nosti uchitelya" [The study of personality perfectionism in the professional agency of a teacher], Vestnik TGU. Gumanitarnye nauki. Psihologiya ipedagogika, № 6, pp. 138-141 (in Russian).

26. Larskih, M. V. (2012). Formirovanie konstruktivnogo perfekcionizma studenta [Formation of a student's constructive perfectionism], Voronezhskij gospeduniversitet, Voronezh, 153 p. (in Russian).

27. Konovalova, A. V. (2023). Akademicheskaya prokrastinaciya kak stilevaya harakteristika uchebnoj deyatel'nosti [Academic procrastination as a stylistic characteristic of learning activity]: dis.... kand. psihol. nauk 5.3.4, Moscow, p. 56 (in Russian).

28. Ellis, A., & Knaus, W. J. (1977). Overcoming procrastination, Signet Books, New York, 198 p. (in English).

29. Tron', T. M. (2021). "Organizaciya, programma i rezul'taty psihologicheskoj raboty po korrekcii akademicheskoj prokrastinacii u studentov psihologov" [Organization, program and results of psychological work on correction of academic procrastination among Psychology majors], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, t. 9, № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN621.pdf (in Russian).

30. Burka, J., & Yuen, L. (1983). Procrastination: Why you do it, what to do about it, Da Capo, Cambridge, 336 p. (in English).

31. Dementij, L. I., & Karlovskaya, N. N. (2013). "Osobennosti otvetstvennosti i vremennoj perspektivy u studentov s raznym urovnem prokrastinacii" [Specifics of responsibility and time perspective in students with different levels of procrastination], Psihologiya obucheniya, № 7, pp. 4-19 (in Russian).

32. Shemyakina, O. O. (2013). "Vliyanie prokrastinacii na uroven' stressa u studentov" [The effect of procrastination on students' stress levels], Psihologiya i pravo, № 4. Available at: http://psyjour-nals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml (in Russian).

33. Zabrodina, L. A., & Muhina, Yu. R. (2017). "Vzaimosvyaz' osobennostej prokrastinacii s individno-lichnostnymi harakteristikami studentov" [The relationship of procrastination features with individual and personal characteristics of students], ANI: pedagogika i psihologiya, № 3 (20), pp. 311-315 (in Russian).

34. Motornaya, S. E. (2021). "Budushchij specialist-professional v usloviyah pandemii: issledovanie vybora strategii povedeniya v konflikte i etnotolerantnosti" [The future professional in the context of a pandemic: a study of choosing a strategy for behavior in conflict and ethnic tolerance], Sovremennye naukoemkie tekhnologii, № 4, pp. 194198. DOI: 10.17513/snt.38639 (in Russian).

35. Motornaya, S. E. (2019). "Managing conflict situations for contemporary youth: Discourse and choice of strategy", Espacios, vol. 40, № 17, p. 1 (in English).

36. Motornaya, S. E. (2016). "Issledovanie vliyaniya urovnya kul'tury na vybor povedeniya v konflikte sovremennogo vypusknika universiteta" [Study of the influence of a modern university graduate's level of culture on the choice of behavior in conflict], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, t. 5, № 3(16), pp. 286-290 (in Russian).

37. Kolesnichenko, M. B., & Parshakova, O. Yu. (2018). "Sociologicheskij podhod k studencheskoj prokrastinacii" [Sociological approach to student procrastination], Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki, № 2, pp. 17-25. DOI: 10.15593/2224-9354/2018.2.2 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.