Научная статья на тему 'Особенности семейных правоотношений'

Особенности семейных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2323
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / LEGAL RELATIONS / FAMILY LAW / CIVIL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шанихина Н. Н.

В статье рассмотрены особенности семейных правоотношений. Доказано, что в своей совокупности правоотношения, обладающие указанными признаками, составляют предмет семейного права России и позволяют констатировать, что семейное право является самостоятельной отраслью отечественного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FAMILY LEGAL RELATIONS

The author examined peculiarities of family legal relations. It has been proved that all legal relations having stated qualities constitute the subject of Family law of Russia and let establish that Family law is an independent branch of Russian law.

Текст научной работы на тему «Особенности семейных правоотношений»

Шанихина Н.Н.

Магистрант, Тюменский государственный университет ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности семейных правоотношений. Доказано, что в своей совокупности правоотношения, обладающие указанными признаками, составляют предмет семейного права России и позволяют констатировать, что семейное право является самостоятельной отраслью отечественного права.

Ключевые слова: правоотношения, семейное право, гражданское право.

Shanihina N.N.

Candidate for Master's degree, Tyumen State University PECULIARITIES OF FAMILY LEGAL RELATIONS

Abstract

The author examined peculiarities of family legal relations. It has been proved that all legal relations having stated qualities constitute the subject of Family law of Russia and let establish that Family law is an independent branch of Russian law.

Keywords: legal relations, family law, civil law.

Дискуссия об отраслевой принадлежности семейного права ведется давно. По мнению подавляющего большинства специалистов, семейное право является самостоятельной отраслью российского права. Ряд ученых семейное право причисляют к гражданскому праву. Однако даже признание семейного права составной частью гражданского права вовсе не исключает того, что семейные правоотношения по сравнению с другими гражданско-правовыми отношениями обладают определенной спецификой. Напротив, если бы никакой специфики не было, как считает, например, М.В. Антокольская, то не имелось бы оснований для выделения в составе гражданского права такой особой подотрасли, как семейное право.

Также, М.В. Антокольская права в том, что ни одна из обычно выделяемых в литературе особенностей семейных правоотношений не носит такого характера, который свидетельствовал бы о существенных различиях между предметом семейного и гражданского права.

Действительно, как убедительно показал еще О.С. Иоффе, в предмете гражданского права всегда можно обнаружить такие отношения, которым свойственны те или иные особенности, присущие семейным правоотношениям.

Прежде всего, семейные правоотношения, как отмечалось выше, возникают в основном не из сделок и деликтов, как подавляющее большинство других гражданско-правовых отношений, а из таких юридических фактов, как события, и в особенности такой их разновидности, как фаты-состояния. Поскольку события, например, рождение ребенка, состояние родства и тому подобное, порождают правовые последствия помимо воли человека, содержание семейных правоотношений, то есть взаимные права и обязанности их участников, также формируются в основном не по воле его участников, а в силу указаний закона. Субъекты семейных правоотношений, порожденных событиями, как правило, не могут по своей воле изменить их содержание. Например, Семейный кодекс РФ четко определяет те права и обязанности, которыми обладают родители по отношению к своим несовершеннолетним детям, и не допускает их изменения по волеизъявлению сторон.

Вместе с тем, часть семейных правоотношений все же возникает по воле их участников. В правоотношениях такого рода их субъекты не только добровольно принимают на себя соответствующие права и обязанности, но и могут, как правило, в любой момент своим соглашением изменить их содержание. Типичным в этом плане является брачное правоотношение, в котором супруг и в установленных законом пределах свободно определяют свои права и обязанности, в частности, избирают тот или иной правовой режим своего имущества.

Следующей характерной особенностью семейных правоотношений является их длящийся характер. Хотя он присущ и некоторым другим гражданским правоотношениям, в частности, правоотношениям собственности, для семейных правоотношений он имманентен, то есть вытекает из самой природы. Во многом он также предопределен тем, что в основе большинства семейных правоотношений лежат такие неограниченные временем юридические факты, как родство, брак, усыновление и другие обстоятельства. Семейные правоотношения предполагают необходимость длительного взаимодействия их участников.[1]

Следует отметить слова Е.М. Ворожейки на, который писал, что «длящийся характер семейных правоотношений обусловлен главным образом спецификой их целей и задач, которые заключаются в создании семьи, воспитании детей, обеспечении материального содержания нетрудоспособных родственников и супругов и т.п. Достижение этих целей невозможно совершением одного действия, подобного, например, купле-продаже, мене, дарению и т.д.».[2]

Разумеется, длящийся характер семейных правоотношений, свойственный всем им без исключения, но в конкретных их видах проявляется по-разному. Одни из них бессрочны (отношения между братьями и сестрами) либо, по крайней мере, предполагаются таковыми (отношения между супругами), другие носят срочный характер (отношения по воспитанию детей).

Специфика оснований возникновения и характера семейных правоотношений предполагает, в свою очередь, особенности их прекращения. Последнее происходит лишь в прямо указанных в семейном законодательстве случаях, таких, например, как смерть одного из участников семейного правоотношения, расторжение брака, достижение определенного законом возраста и других. В число этих случаев не входит, однако, такое типичное для гражданско-правовых отношений основание их прекращения, как надлежащее исполнение лежащих на соответствующем субъекте обязанностей. Семейные правоотношения не могут быть исчерпаны реализацией тех прав и обязанностей, которые образуют их содержание.

Большинство семейных правоотношений не могут быть прекращены и по воле их участников, что в целом нехарактерно для других гражданско-правовых отношений. Так, нельзя отказаться от родства, которое носит естественный характер, либо, например, заключить между родителями соглашение об отказе от права на воспитание ребенка. Сказанное, конечно, не означает, что семейные правоотношения реализуются помимо воли их участников. Если только соответствующее право не является одновременно обязанностью субъекта семейного правоотношения, он распоряжается им по своему усмотрению, в том числе, по его желанию, если это не противоречит закону либо существу отношения, не реализует его.

Еще одной особенностью семейных правоотношений является то, что круг лиц, которые могут выступить их участниками, чётко определен семейным законодательством.

Наконец, не следует сбрасывать со счетов и такую особенность семейных правоотношений, как значительный удельный вес среди них личных неимущественных отношений. На протяжении длительного времени в советской юридической литературе считалось, чуть ли не аксиомой положение о том, что семейные правоотношения являются преимущественно лично-правовыми и лишь затем имущественными. Даже О.С. Иоффе, не признававший самостоятельности семейного права как отрасли права, писал, что «имущественные отношения подчинены личным и производны от них как потому, что они представляют собой результат образования семьи в качестве личного союза, так и потому, что их построение целиком предопределяется решающим и главным назначением семейных отношений при социализме - служит созданию и упрощению духовных связей между участниками этих отношений».[3] Подобный вывод, по нашему мнению, справедлив лишь относительно личных и имущественных элементов тех фактических семейных отношений, которые остаются вне сферы правового регулирования благодаря более сильному воздействию норм морали. Что же касается семейных правоотношений, то они, как верно отмечают М.В. Антокольская, являются в основной своей массе имущественными. Это объясняется тем, что возможности правового регулирования личных неимущественных

68

отношений, возникающих в рассматриваемой области, весьма ограничены. Тем не менее, пишет она, присутствие правоотношений с неимущественным содержанием в составе семейных правоотношений, которое не может ставиться под сомнение, накладывает отпечаток на специфику правового регулирования. Последнее проявляется, в частности, в том, что право не вмешивается в содержание этих отношений, а лишь определяет их внешние границы и устанавливает некоторые императивные запреты, общие рамки осуществления личных семейных отношении.

Одной из основных новелл Семейного кодекса РФ стало настолько значительное увеличение числа диспозитивных норм, что это позволяет говорить об изменении самого метода семейно-правового регулирования. Новое семейное законодательство допускает возникновение семейных правоотношений на основании брачных договоров и алиментных соглашений. За неисполнение алиментных обязанностей в соответствии со ст. 115 С К РФ взыскивается неустойка, и возмещаются убытки. Таким образом, даже эти санкции не могут считаться сугубо гражданско-правовыми.

Е.М. Ворожейкин выделял еще один специфический признак семейных правоотношений. По его мнению, семейным отношениям присущ особый лично-доверительный элемент, отсутствующий в других отраслях права: «семейные правоотношения, в которых элемент личной доверительности отсутствует, существуют искусственно. Они в большинстве своем должны быть прекращены или урегулированы в ином порядке».

В свою очередь, М.В. Антокольская считает, что «нравственное чувство и лично-доверительная основа очень важны в семейной жизни, но не играют существенной роли в сфере семейного права. Во-первых, многие семейные отношения попадают в орбиту правового регулирования именно в связи с их нарушением, когда ни о каком доверии уже не может быть и речи: развод, лишение родительских прав, взыскание алиментов и т.д. Во-вторых, семейное право почти никогда не придает личнодоверительному элементу юридического значения».[4]

Подводя итог вышесказанному, можно указать на следующие особенности семейных правоотношений:

1. Семейные правоотношения возникают в основном не из сделок и деликтов, а чаще всего из таких юридических; фактов, как события. Существенное значение для их возникновения имеют факты-состояния: родство, состояние в браке, нуждаемость, беременность жены и другие.

2. Субъектами этих отношений являются лица, связанные узами брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Семейные правоотношения носят, как правило, длящийся характер.

4. Существует особый порядок прекращения данных правоотношений. Большинство семейных правоотношений не могут быть прекращены по воле их участников.

5. В качестве правовых гарантий реального осуществления предоставленных субъектам прав и обязанностей применяются санкции, предусмотренные нормами семейного, гражданского, административного и уголовного права.

6. Семейные правоотношения возникают не только в силу прямого указания закона, но и по соглашению сторон (например, при заключении брачного договора или соглашения о порядке участия в воспитании ребенка родителя, проживающего отдельно).

7. Имущественные семейные правоотношения не носят стоимостной, эквивалентно-возмездный характер. .

8. Семейным отношениям присущ особый лично-доверительный элемент.

В своей совокупности правоотношения, обладающие указанными признаками, составляют предмет семейного права России и позволяют констатировать, что семейное право является самостоятельность отраслью отечественного права.

Литература

1. Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное // Под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014, с.330 - 331.

2. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М. 1972, с.52.

3. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций в 3 частях. Ч.З. Л., 1965, с.176 - 177.

4. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010, с.20

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGY

Архипова Г.С.

Кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет

РОЛЬ ДЕЛОВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В современных условиях является важным развивать навыки делового иноязычного общения у студентов неязыковых вузов. В статье раскрыта значимость дисциплины «Деловой иностранный язык» для будущего специалиста и даны рекомендации по эффективному проведению занятий по данной дисциплине.

Ключевые слова: деловой иностранный язык, межкультурное общение, коммуникативная компетентность, социокультурная компетентность.

Arkhipova G.S.

Candidate of pedagogical science, associate professor, Zabaikalsky State University THE ROLE OF BUSINESS FOREIGN LANGUAGE FOR A FUTURE SPECIALIST UNDER MODERN CONDITIONS

Abstract

Under modern conditions it’s important to develop skills of business foreign communication in students of non-linguistic higher school. The significance of the discipline "Business Foreign Language” for a future specialist and the recommendations for effective conduct of lessons in this discipline are described in the given article.

Keywords: business foreign language, intercultural communication, communicative competence, sociocultural competence.

Успешное овладение иностранными языками в современных условиях является необходимой предпосылкой для профессионального роста в избранной специализации, и поэтому является обязательным компонентом подготовки будущего специалиста, поскольку открывает ему широкий доступ к источникам научной информации и деловым контактам на международном уровне. Кроме того, процесс обучения в вузе должен быть направлен на развитие самообразовательного потенциала студентов для удовлетворения их личностных интересов в изучении иностранного языка в тех или иных сферах профессионального общения с учетом речевого этикета делового общения, то есть будущий специалист должен быть не только профессионалом своего дела, но и поликультурной личностью.

Одним из эффективных средств в обеспечении гармоничного развития поликультурной общности является образование, вариативность которого «...должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире» [4]. Такой вариативностью является введенная недавно в неязыковых вузах дисциплина «Деловой иностранный язык».

Курс обучения деловому иностранному языку в неязыковом вузе направлен на формирование у студентов коммуникативных компетенций в ситуациях реального общения. Помимо этого значительное внимание уделяется формированию у учащихся интереса к самостоятельной научной работе и углублению знаний по данной дисциплине, а также к поиску, извлечению информации и к ее эффективному использованию на иностранном языке. Все вышеперечисленное является основой для

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.