Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ И СОВМЕСТНО ПРОЖИВАЮЩИХ СЕМЬЯХ'

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ И СОВМЕСТНО ПРОЖИВАЮЩИХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / СОЖИТЕЛЬСТВО / НЕТИПИЧНЫЙ ВИД СЕМЕЙ / ФАКТОРЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОПТИМАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / FAMILY / FAMILY UPBRINGING / CIVIL MARRIAGE / COHABITATION / ATYPICAL TYPE OF FAMILIES / FACTORS OF FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS / EFFICIENCY AND OPTIMALITY OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинцова Анастасия Сергеевна, Пронюшкина Татьяна Геннадьевна

В статье проанализированы содержательные данные по категориям развода, заключения брака, сожительстве. Бракоразводный процесс стал обычным явлением для граждан РФ. Последние данные в России неутешительны: более 50 % браков заканчиваются разводом. Следовательно, актуальным является определение роли воспитания, так как в обществе всегда она реализовывалась в семье. Семейное воспитание - это общее название процессов, затрагивающих детей со стороны родителей и других членов семьи, для достижения желательных результатов. Обобщая результаты теоретического анализа литературных источников, можно сделать вывод, что необходимо учитывать не только социальную категорию семьи с точки зрения материального обеспечения, но и форму семейных отношений, тип семьи в которой растет ребенок. Семейное воспитание - это общее название процессов, затрагивающих детей со стороны родителей и других членов семьи, для достижения желаемых результатов. Изучаемая тема является актуальной, так как семья для ребенка является единовременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в первоначальный период жизни ребенка особенно превышает другое воспитательное действие. По результатам опроса, школьники не имеют полного представления о разных видах семей и знакомы, в основном, только с незарегистрированным браком. Семья у подростков стоит на главном месте в их жизни. Все школьники отвечали, что предпочитают сами для себя только зарегистрированный брак, так как это является для них примером, которая подает им их семья. Опрос дает представление о проблеме нетипичных семей в нашей жизни, а также может послужить основой для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FAMILY EDUCATION IN CIVIL AND CO-LIVING FAMILIES

The article analyzes informative data on the categories of divorce, marriage, cohabitation. Divorce proceedings have become commonplace for Russian citizens. The latest data in Russia are disappointing: more than 50 % of marriages end in divorce. Therefore, it is relevant to determine the role of upbringing, since in society it has always been realized in the family. Family education is a general name for the processes that affect children on the part of parents and other family members to achieve the desired results. Generalizing the results of a theoretical analysis of literary sources, we can conclude that it is necessary to take into account not only the social category of the family in terms of material security, but also the form of family relations, the type of family in which the child grows up. Family parenting is the general name for the processes that involve children by parents and other family members to achieve the desired results. The topic under study is relevant, since the family for the child is at the same time both a living environment and an educational environment. The influence of the family, especially in the initial period of a child's life, especially exceeds other educational action. According to the survey results, schoolchildren do not have a complete understanding of the different types of families and are familiar, basically, only with an unregistered marriage. The family in adolescents is at the forefront of their lives. All schoolchildren answered that they prefer only a registered marriage for themselves, as this is an example for them, which their family sets for them. The survey gives an idea of the problem of atypical families in our life, and can also serve as a basis for further research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ И СОВМЕСТНО ПРОЖИВАЮЩИХ СЕМЬЯХ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 103PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зинцова А. С., Пронюшкина Т.Г. Особенности семейного воспитания в гражданских и совместно проживающих семьях // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/103PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zintcova A.S., Pronushkina T.G. (2020). Features of family education in civil and co-living families. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/103PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 37.018.11 ГРНТИ 14.39.05

Зинцова Анастасия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Муромский институт (филиал), Муром, Россия Доцент кафедры «Социально-гуманитарных и правовых дисциплин»

Кандидат философских наук E-mail: azincova@yandex.ru

Пронюшкина Татьяна Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Муромский институт (филиал), Муром, Россия Доцент кафедры «Социально-гуманитарных и правовых дисциплин»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: TGPron@yandex.ru

Особенности семейного воспитания в гражданских и совместно проживающих семьях

Аннотация. В статье проанализированы содержательные данные по категориям развода, заключения брака, сожительстве. Бракоразводный процесс стал обычным явлением для граждан РФ. Последние данные в России неутешительны: более 50 % браков заканчиваются разводом. Следовательно, актуальным является определение роли воспитания, так как в обществе всегда она реализовывалась в семье. Семейное воспитание - это общее название процессов, затрагивающих детей со стороны родителей и других членов семьи, для достижения желательных результатов. Обобщая результаты теоретического анализа литературных источников, можно сделать вывод, что необходимо учитывать не только социальную категорию семьи с точки зрения материального обеспечения, но и форму семейных отношений, тип семьи в которой растет ребенок.

Семейное воспитание - это общее название процессов, затрагивающих детей со стороны родителей и других членов семьи, для достижения желаемых результатов.

Изучаемая тема является актуальной, так как семья для ребенка является единовременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в первоначальный период жизни ребенка особенно превышает другое воспитательное действие.

https:// mir-nauki. com

По результатам опроса, школьники не имеют полного представления о разных видах семей и знакомы, в основном, только с незарегистрированным браком. Семья у подростков стоит на главном месте в их жизни. Все школьники отвечали, что предпочитают сами для себя только зарегистрированный брак, так как это является для них примером, которая подает им их семья.

Опрос дает представление о проблеме нетипичных семей в нашей жизни, а также может послужить основой для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: семья; семейное воспитание; гражданский брак; сожительство; нетипичный вид семей; факторы семейно-брачных отношений; эффективность и оптимальность воспитания

Семья обязана сформировать физически и психически здорового, морально и интеллектуально развитого человека, готового к предстоящей работе, социальной и семейной жизни.

Проблемы семейного воспитания зависят от следующих составных компонентов: физическое - основано на здоровом образе жизни и включает в себя правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.; нравственное - основа отношений, которые формируют личность. Воспитание нравственных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. Интеллектуальное - подразумевает вовлечение родителей в обогащение детей знаниями, формирование потребностей в их приобретении и постоянное обновление; эстетическое -предназначено для развития талантов и дарований детей или просто для того, чтобы дать им представление о прекрасном, которое существует в жизни; трудовое - закладывает фундамент их будущей трудовой жизни [1].

Однако на сегодняшний день выявлено, что существуют проблемы типов родительской позиции, которые являются проекцией взаимоотношений между родителями. В соответствии с теоретическими принципами системного подхода и накопленными эмпирическими данными, очевидно, что все типы родительских отношений превращаются в родительскую позицию как систему отношений, в которой изменение любого элемента ведет к изменению других элементов и системы в целом. Другими словами, если отношение к ребенку меняется, то это отражается на отношении к родительской роли, родительства в целом, образовательной практике, самому себе как родителю и т. д. Когда изменяется родительская позиция, все другие родительские отношения трансформируются. На основе критериев родительских отношений может быть представлена типология родительских позиций родителей подростков: адекватная, неадекватная, потакающая, чрезмерно требовательная, отстраненная и последний тип неадекватной родительской позиции связан с путаницей ролей отца и матери, тенденцией к доминированию [2].

Существенный вклад в изучение проблемы воспитания в гражданских и совместно проживающих семьях внесли: Армен А.С., Гуркина С.В., Егорова Н.Ю., Целуйко В.М. Их работы в значительной мере способствовали изучению гражданских и совместно проживающих семей (сожительство). Однако в работах этих авторов не рассматриваются методы семейного воспитания в гражданских и совместно проживающих семьях.

Введение

Степень разработанности проблемы

https:// mir-nauki. com

Роль воспитания в обществе всегда принадлежала семье. Семейное воспитание - это общее название процессов, затрагивающих детей со стороны родителей и других членов семьи, для достижения желательных результатов. Семья для ребенка - это среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, в наибольшей степени превосходит другие воспитательные действия. Семья отражает школу, средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило учителям вывести зависимость: успешность формирования личности определяется, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется правилом, какая семья, такой и человек выросший в ней [3].

Семья является самой древней и самой распространенной социальной группой. Для большинства людей это знание ограничено разделением семей на хорошие (процветающие) и бедные (обездоленные) семьи. Однако, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, этого поверхностного понимания разновидностей (типов) семей, недостаточно. Наличие системы знаний о типах, формах, видах семей и особенностях взаимоотношений в каждой модели брачного союза позволяет более «качественно» взглянуть на свою семью и быть более внимательным к проблемам, возникающей в ней. Кроме того, разные типы семей по-разному функционируют в разных сферах семейных отношений. Использование различных типологий помогает получить более полную, многогранную картину наиболее важных характеристик семьи в социальном и научном плане: брак, развод, рождаемость, влияние семьи на воспитание детей и т. д.

Типология семей была бы неполной, если бы она не включала нетипичные семьи. К сожалению, модели нетипичных браков не представлены ни в одной классификации. Кроме того, несмотря на появление и распространение таких семей в современном обществе, ученые почти не связывают свои исследовательские интересы с их изучением. Поэтому многие проблемы, касающиеся этих семей, до сих пор неизвестны широкой общественности. Однако такие нетрадиционные брачные союзы существуют, имеют свои особенности, ведут собственный образ жизни, который иногда существенно отличается от общих представлений о браке и семье [4].

Термин «нетипичная семья» раскрывается в общепринятых рамках конкретной культуры; эти семейно-брачные союзы отличаются некоторыми необычными формами структуры и отношений между полами. Нетипичные семьи также могут включать в себя семьи, которые не отличаются от традиционных по своим функциям и структуре, но в современном обществе еще не получили широкого распространения и признания среди представителей разных социальных слоев. Первоначально суть понятия «брак» определялась как форма отношений между полами, санкционированная обществом, в том числе отношения с потомством. То есть брачный союз был своеобразным регулированием сексуальных отношений и воспроизводства населения.

Некоторые формы браков, не являющиеся одновременно традиционными для русской культуры, официально разрешены в других странах. Например, среди некоторых мусульманских народов Востока полигиния (многоженство) является распространенной формой, при которой мужчина одновременно состоит в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Для России такой брак не типичен, хотя в последнее время его начали вводить, согласно мусульманским обычаям.

В условиях современной российской действительности встречаются следующие разновидности нетипичных семей: (1) встречающаяся семья; (2) прерывающаяся семья; (3) незарегистрированный брак является все более распространенной формой семьи, которая в нашей стране была узаконена В.И. Лениным и отменена И.В. Сталиным. Это также относится

к пробному браку. Такие неформальные брачные союзы также называются внебрачными и сожительствами [5].

Анализируя причины популярности внебрачных союзов, некоторые эксперты связывают их прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Предполагается, что традиционное распределение домашних дел, характерное для формального брака, нарушается во внебрачном союзе. В этой форме совместной жизни мужчины не имеют социально санкционированных полномочий определять разделение домашней работы, поэтому женщины «не готовят, не стирают и не убирают». Продолжительность такого брака не имеет строгих рамок, поскольку форма совместной жизни во внебрачном союзе предоставляет каждому партнеру индивидуальную свободу, которую он может использовать в любое время. Иногда необходимость формализовать отношения возникает в связи с рождением ребенка, чтобы не подвергать его юридической и социальной дискриминации как незаконнорожденного.

Что касается будущего пробных (неофициальных) браков, большинство исследователей приходят к единому мнению: эта форма совместной жизни, воспринимаемая как партнерами, так и обществом, получит дальнейшее распространение. Этому способствуют объективные условия, связанные с современным социальным разделением труда (позднее, чем раньше, экономической независимостью молодежи), более ранним физическим, в том числе сексуальным развитием, и продолжающимся процессом нарушения строгих общепринятых рамок в области сексуальной морали, доминирования свободы в установлении внебрачных сексуальных отношений. Наконец, психологические факторы играют важную роль в росте внебрачных союзов. Растущее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти испытательный срок перед «настоящим» браком - узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства и сексуальную совместимость.

Обобщая результаты теоретического анализа литературных источников, можно сделать вывод, что необходимо учитывать не только социальную категорию семьи с точки зрения материального обеспечения, но и форму семейных отношений, тип семьи в которой растет ребенок. Время диктует необходимость бережного и внимательного отношения к проблемам семейного воспитания и положения детей в разных типах семей [6].

В современном обществе актуализировался так называемый «свободный союз». Среди основных причин растущей популярности незарегистрированных браков ученые часто называют изменение статуса женщин. Растет моральная ценность «личной свободы» в представлениях женщин о счастье, что означает, прежде всего, независимость в выборе форм поведения, профессиональной и социальной самореализации в соответствии с их способностями и ценностными представлениями. Изменение социального статуса женщин, обретение ими экономической независимости не могло не сказаться на семейной сфере. Сожительство же предполагает больший выбор и свободу в отношениях между полами. Это подтверждается некоторыми исследованиями западных социологов: некоторые женщины мотивируют свой отказ от регистрации союза тем, что брак, по их мнению, связан с патриархальными отношениями и главенством мужчин в семье. Сожительство же рассматривается как своего рода новая модель семьи, обеспечивающая большую независимость для партнеров с более либеральным отношением к распределению обязанностей по дому и поддержанию семейных ролей.

Кроме того, в связи с повышением самооценки возрастает потребность женщины в брачном партнере, то есть в мужчине. «Пробные браки», неполная семья, материнская семья («ребенок для себя»), одиночество как предпочитаемый женщиной образ жизни появились из-за сомнения женщины в возможности создания семьи на долгосрочной основе и, вероятно, возросших требований к личности мужчины как брачного и семейного партнера [7].

https:// mir-nauki. com

Однако сожительство имеет ряд недостатков. «Сожительствующие пары» менее склонны прилагать какие-либо усилия для поддержания отношений и более склонны нарушать их как способ разрешения конфликтов и противоречий. Среди причин, по которым сожительствующие пары не регистрируют свои отношения, лидирующую позицию заняли нежелание потерять свободу, нежелание брать на себя ответственность, неуверенность в своих чувствах. Отсутствие обязательств и ответственности в неформальных союзах - независимость партнеров. Психологический аспект сожительства. Главный аргумент, который сторонники сожительства приводят в свою защиту, заключается в том, что сожительство предположительно помогает избегать ошибок и разочарований. Но статистические исследования, которые проводились не только в России, но и во многих западных странах, упорно свидетельствуют о совершенно иной тенденции. Опросы показали, что супружеские пары, имеющие опыт сожительства до брака, распадаются вдвое чаще, чем пары, не имеющие такого опыта.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что сожительство не только не является средством от разводов и проблем в семейной жизни, но и провоцирует эти проблемы. Потому что само отношение к браку, как к эксперименту, который может быть прерван в любое время, не позволяет партнерам серьезно относиться к своим отношениям и чувствовать ответственность друг за друга и за свою семью. Сейчас в России больше половины браков распадаются. Но несколько десятилетий назад, когда такие браки не практиковались, разводов было гораздо меньше.

Духовный аспект сожительства. В Библии незаконное сожительство мужчины и женщины называется блудом, развратом и грехом. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что все Божьи заповеди, согласно которым должен жить праведник, даны людям прежде всего для их собственного блага, то есть для того, чтобы защитить людей от несчастий. Поэтому, как правило, нарушение этих заповедей не только вредит душе человека, но и приносит ему вполне реальные жизненные неприятности. Когда мужчина и женщина узаконивают свои отношения в ЗАГСе и освящают их во время свадебной церемонии, они получают Божье благословение на счастливую совместную жизнь, на рождение общих детей. Отныне их союз находится не только под защитой закона, но и под защитой Бога, поэтому молодожены могут положиться на Бога, чтобы помочь им укрепить и сохранить свой брак.

С точки зрения демографического развития распространение незарегистрированных союзов следует оценивать, как негативное явление. Формальные брачные отношения потенциально более стабильны и в большей степени направлены на создание семьи и воспроизводство населения.

Термин «гражданский брак» стал чрезвычайно популярным в различных спорах о семейных ситуациях. Часто эта фраза используется для обозначения брачных отношений, которые официально не зарегистрированы.

Концепция «гражданского брака» в России и в большинстве европейских стран возникла на заре двадцатого века и была противоположностью церковного брака, хотя в некоторых странах в течение нескольких веков обе формы существовали параллельно и были абсолютно равны с точки зрения правовых последствий. В некоторых государствах обе формы брака практикуются и по сей день, но в России церковный брак не признается государством и не имеет юридической силы. Церковный брак, который начинается с таинства венчания, может быть только дополнением к гражданскому, но никоим образом не может заменить его [8].

Важнейшими предпосылками будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия являются:

1. Психобиологическая совместимость. Речь идет о «внутренней симпатии», которая может основываться на таких очевидных фактах, как восхищение талантом,

достигнутым успехом, социальным положением или внешним эстетическим видом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует его успешность.

2. Социальная зрелость супругов - готовность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечивать свою семью, долг и ответственность, самоконтроль и гибкость. Самые успешные браки у тех людей, которые ценят в партнере надежность, верность, любовь к семье и сильный характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими личностными качествами, как самоконтроль, трудолюбие, забота и преданность.

Все эти факторы создают предпосылки для супружеской совместимости и несовместимости. Психологическая совместимость - это взаимное принятие партнеров в общении и совместной деятельности на основе оптимального сочетания - сходства или взаимодополняемости - ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей [9].

Гармония семейно-брачных отношений определяется несколькими основными элементами:

• эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

• сходство их идей, представлений о себе, партнере, мире в целом;

• сходство предпочтительных моделей общения каждого партнера;

• поведенческие особенности;

• сексуальная и, в более широком смысле, психофизиологическая совместимость партнеров;

• общекультурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов [9].

Практически полностью утрачено представление о верности супругов и неразрывности брака. Семейный кризис проявляется и в особенностях семейного воспитания. Утрачено представление о воспитании как о жертвенной родительской любви и о ежедневном труде. Часто родители в силу духовной и психологической неграмотности откупаются от ребенка дорогими подарками. Таким образом, они лишают детей духовного общения, эмоциональной поддержки, живого общения, обрекая их на одиночество в собственной семье.

На данный момент можно сказать следующее. Действительно, успокоенные тем, что брака как такового нет, люди относятся к таким отношениям исключительно потребительски. Это особенно актуально для мужчин. В 2013 году в одном из социологических изданий были опубликованы статистические данные о том, сколько людей состоят в браке в возрасте от 20 до 45 лет. По собранным данным, 60 % мужчин и 75 % женщин состояли в браке. Женщины, которые фактически сожительствуют со своим мужчиной, считают себя в браке, мужчина же считает себя абсолютно свободным [10].

Таким образом, традиционный брак не исчезает и не подвергается радикальной трансформации, оставаясь при этом примером для подражания, но также приобретает новые значения для молодых людей среднего класса [11].

Такая информация и по Соединенным Штатам. Эксперты из Университета штата Пенсильвания в Питсбурге изучили семейную жизнь около 1500 американских пар. Оказалось, что пары, которые жили вместе до брака, разводятся в два раза чаще [12]. Семейная жизнь в этих семьях сопровождается большим количеством ссор и конфликтов. Более того, для чистоты и достоверности исследования были взяты данные разных лет: 60-х, 80-х и 90-х годов XX века.

https:// mir-nauki. com

Подобные исследования также проводились в университетах Канады, Новой Зеландии и Швеции, и все исследователи получили очень похожие результаты. Значит что-то не так; люди стараются, но количество разводов растет, они хотят лучше узнать друг друга, но удержаться в браке не могут.

Дело в том, что в пробном браке партнёры не узнают друг друга лучше, а ещё больше запутывают. Блуд не без оснований имеет один корень со словами: блуждать, заблуждаться. Блудное сожительство приводит людей к большой ошибке.

Кроме того, сожительство является ложным и вводящим в заблуждение явлением и является лишь иллюзией семьи, но оно также не позволяет партнерам строить свои отношения. Партнеры изначально не воспринимают свой союз как нечто существенное, серьезное и постоянное, их отношения поверхностны, их свобода и независимость для них более ценны. Или они просто не уверены в своих чувствах. И даже годы, проведенные вместе, не добавляют уверенности и прочности в их отношениях [13].

Разработанный метод исследования представляет собой опросник. В данном опросе предлагается ряд вопросов, которые помогут выявить какой процент от опрошенных знакомы с данными видами нетипичных семей и какой тип семьи у каждого подростка в отдельности.

В данном опросе предлагается ряд вопросов, которые помогут выявить какой процент от опрошенных знакомы с данными видами нетипичных семей и какой тип семьи у каждого подростка в отдельности.

Предложенный опрос поможет определить какой вид брака можно считать самым крепким и какой вид семьи преобладает у детей в возрасте 13-14 лет, а также как именно семьи воспитывают своих детей по ответам респондентов.

Это исследование будет проведено с помощью метода опроса. В опросе участвуют подростки 7 «а» класса средней школы №1 города Кулебаки Нижегородской области, так как именно школьники чаще всего подвержены влиянию семьи и отношениям в ней. Всего участвовавших 27 человек. Из них 16 женского пола, 11 мужского пола. Возраст участников от 13 до 14 лет. Разработанный способ представляет собой опросник (приложение 1), состоящий из 6 вопросов.

Данные ответы показывают, что школьники в большинстве случаев знакомы только с незарегистрированными браками - 77 %, остальные виды нетипичных семей им мало знакомы, либо не знакомы совсем.

У большинства детей родители находятся в зарегистрированном браке - 82 %, в разводе - 7 % семей, потеря кормильца - 11 % семей.

Подростки больше всего предпочитают зарегистрированный брак на 100 %.

Для подростка семья является тем местом, где они могут быть самими собой, рассчитывая на помощь и заботу со стороны близких. Также важным является совместное провождение времени с детьми - походы в кино, в парк, в зоопарк, в кафе и другие места. Очень важен микроклимат в семье, чтобы семья была доброй и заботливой по отношению к ребенку и к другим членам семьи. В опросе не было названо ни одного отрицательного прилагательного, описывающего семью.

Опрос показал, что большинству подростков (93 %) важно, что их родители зарегистрированы в браке.

Материалы и методы

На 6 вопрос все дети отвечали положительно, высказываясь о семье. Например:

Семья моими глазами это любовь и поддержка от родителей; Семья - это любовь, поддержка и внимание со стороны родителей; Семья моими глазами это забота и любовь к своим ближним; Семья для меня - это мамина любовь, забота и поддержка во всем; Семья - это когда родители заботятся о своих детях, а дети о родителях; Семья моими глазами это общее времяпровождение и радость;

Семья моими глазами это радость, уверенность в своих силах.

Таблица 1

Пол участников и их количество

Пол Количество

Женский 16

Мужской 11

Таблица 2 Возраст участников и их количество

Возраст Количество

13 лет 9

14 лет 18

Таблица 3 Статус семьи участников и их количество

Статус семьи Количество

Полная семья 22

Неполная семья 5

Таким образом, по результатам анкеты, школьники 7 «а» класса не имеют полного представления о разных видах семей и знакомы, в основном, только с незарегистрированным браком. Семья у подростков стоит на главном месте в их жизни. Все школьники отвечали, что предпочитают сами для себя только зарегистрированный брак, так как это является для них примером, которая подает им их семья.

В основном у подростков полные семьи, состоящие из мамы и папы. Только 5 человек из 22 воспитывается одним родителем. В этом возрасте подросток нуждается в человеке, который будет его поддерживать, будь это его родители или близкие родственники, так как поддержка, имеет огромную роль в самореализации подростка. Все дети положительно отзывались и высказывались о своей семье и в вопросе, где нужно было перечислить прилагательные, связанные с семьей и в вопросе, где требовалось объяснить, как видит подросток семью своими глазами. У большинства детей родители находятся в зарегистрированном браке. Также для большинства детей оказалось важным, что их родители зарегистрированы в браке.

Опрос дает представление о проблеме нетипичных семей в нашей жизни, а также может послужить основой для дальнейшего исследования.

Полученная информация от респондентов дает всесторонне изучить проблему о нетипичных видах семей.

Можно сказать, что данные виды семей, мало кем изучены и большинство подростков с ними не знакомы, а также, что семейное воспитание играет огромную роль в развитии подростка.

Тем не менее, важно, чтобы подросток имел представление о других видах семьи, поэтому необходимо просвещать детей в данном направлении. Для этого в школах есть социальный педагог, который может помочь им в ознакомлении данной темы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качество опроса достаточно хорошее, и он может быть использован для проведения исследования.

Результаты и обсуждение

По результатам анкеты, представленной в (приложении 1), школьники не имеют полного представления о разных видах семей и знакомы, в основном, только с незарегистрированным браком. Семья у подростков стоит на главном месте в их жизни. Все школьники отвечали, что предпочитают сами для себя только зарегистрированный брак, так как это является для них примером, которая подает им их семья.

Опрос дает представление о проблеме нетипичных семей в нашей жизни, а также может послужить основой для дальнейшего исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученная информация от респондентов дает всесторонне изучить проблему о нетипичных видах семей.

Можно сказать, что данные виды семей мало кем изучены и большинство подростков с ними не знакомы, а также, что семейное воспитание играет огромную роль в развитии подростка.

Тем не менее важно, чтобы подросток имел представление о других видах семьи, поэтому необходимо просвещать детей в данном направлении. Для этого в школах есть социальный педагог, который может помочь им в ознакомлении данной темы.

Рекомендации

Следовательно, основными направлениями социально-педагогической работы в образовательной организации:

1. Помощь семьям в решении проблем, связанных со школьным образованием, воспитанием, уходом за детьми.

2. Помощь ребенку в устранении причин, которые отрицательно влияют на его успеваемость и посещение учреждения.

3. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социальных и воспитательных мероприятий, акций.

4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, сложных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

5. Индивидуальные и групповые консультации для детей, родителей, учителей, администрации по разрешению проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье.

6. Определение потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

7. Помощь учителям в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в воспитательной работе и определении мер по их преодолению.

8. Проектирование, разработка планов и программ для различных видов деятельности образовательного учреждения.

9. Пропаганда и разъяснение прав детей, семей, учителей.

10. Решение практических вопросов обеспечения в воспитательной работе вне графика обучения.

Существуют как недостатки, так и преимущества сожительства и гражданского брака. Поэтому регистрировать свой брак или же просто сожительствовать - это решение должно быть принято парой самостоятельно. Для этого нет конкретных рекомендаций или указаний. Самым главным условием совместного проживания должно быть - комфортность каждого члена семьи. Совокупность родительских установок и мотивов, которыми руководствуются родители при воспитании ребенка, а также систему целей и ценностей, на которое направлено семейное воспитание, и тем самым определяется характер воспитательной практики в семье.

Опрос о нетипичных видах семей, помог определить какой вид брака можно считать самым крепким, и какой вид семьи преобладает у детей в возрасте 13-14 лет, а также как именно семьи воспитывают своих детей по ответам респондентов. Семья у подростков стоит на главном месте в их жизни. Все школьники отвечали, что предпочитают сами для себя только зарегистрированный брак, так как это является для них примером, которая подает им их семья. Для большинства детей оказалось важным, что их родители зарегистрированы в браке.

Заключение

Роль воспитания в обществе всегда принадлежала семье. Семейное воспитание - это общее название процессов, затрагивающих детей со стороны родителей и других членов семьи, для достижения желаемых результатов. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, в наибольшей степени превосходит другие воспитательные действия. Это позволило учителям вывести зависимость: успешность формирования личности определяется, прежде всего, семьей.

Типология семей была бы неполной, если бы она не включала нетипичные семьи. К сожалению, модели нетипичных браков не представлены ни в одной классификации.

В условиях современной российской действительности встречаются следующие разновидности нетипичных семей: встречающаяся семья, прерывающаяся семья, незарегистрированный брак, открытая семья, мусульманская семья, «шведская» семья, гомосексуальная семья и ограниченный по времени брак.

Незарегистрированный союз, другими словами «фактический брак», характеризуется неопределенностью его социального значения. Можно предположить, что это является следствием и свидетельством размытых границ брака, сложности его четкой идентификации.

Сожительство - наименее устойчивая форма отношений по сравнению с браком. Кроме того, «сожительствующие пары» менее склонны прилагать какие-либо усилия для поддержания отношений и более склонны нарушать их как способ разрешения конфликтов и противоречий.

С точки зрения демографического развития распространение незарегистрированных союзов следует оценивать, как негативное явление. Формальные брачные отношения потенциально более стабильны и в большей степени направлены на создание семьи и воспроизводство населения.

Существуют как недостатки, так и преимущества сожительства и гражданского брака. Поэтому регистрировать свой брак или же просто сожительствовать - это решение должно быть принято парой самостоятельно. Для этого нет конкретных рекомендаций или указаний. Совместное проживание само по себе комфортно, в то время как брак имеет более высокую цель. То, как отношения развиваются в браке или в сожительстве, также зависит только от самих людей. Брак не является гарантией счастья, так же, как и сожительство не является гарантией быстрого и неизбежного расставания.

Кризис семьи в современном обществе все более и более усугубляется. Семья трансформируется, одни ее проблемы разрешаются, другие обостряются и появляются новые. К сожалению, статистика опровергает основной довод сторонников фактических браков: добрачное сожительство не служит гарантией счастливой и крепкой семьи.

Родительская позиция - это система отношений родителей к ребенку, к себе как к родителю, родительская роль и родительские обязанности в целом. Она определяет совокупность родительских установок и мотивов, которыми руководствуются родители при воспитании ребенка, а также систему целей и ценностей, на которое направлено семейное воспитание, и тем самым определяется характер воспитательной практики в семье.

В нами проводимом опросе о нетипичных видах семей дети в возрасте 13-14 лет не имеют полного представления о разных видах семей и знакомы, в основном, только с незарегистрированным браком. Семья у подростков стоит на главном месте в их жизни. Все школьники отвечали, что предпочитают сами для себя только зарегистрированный брак, так как это является для них примером, которая подает им их семья.

У большинства детей родители находятся в зарегистрированном браке. Также для большинства детей оказалось важным, что их родители зарегистрированы в браке. Опрос дает представление о проблеме нетипичных семей в нашей жизни, а также может послужить основой для дальнейших исследований нетипичных форм брака.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермизина Ю.А. Особенности семейного воспитания // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2017. - С. 112-114.

2. Жигалин С.С. Родительские позиции как система отношений родителя // V конгресс молодых ученых и специалистов «Науки о человеке». - Томск, СибГМУ, 2004. С. 381-384.

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

4. Верещагина А.В. типологическая характеристика семьи в современном российском обществе. Вестник института ИАВ. -2012. - №2. - С. 79-92.

5. Гуркина С.В. Особенности семейного воспитания в современном мире // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. 291-304.

6. Мухатаева Ж.А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 180-182.

7. Егорова Н.Ю. Сожительство как одна из альтернативных форм семейных отношений / Н.Ю. Егорова // Перспективы: сб. научн. ст. аспирантов. - 2015. - С 91.

8. Балденкова, Н.Г. Гражданский брак, фактический брак, сожительство: соотношение понятий // Молодой ученый. - 2017. - № 7 (141). - С. 322-324.

9. Ипполитова Е.А. Образ будущей семейной жизни в представлениях молодых супругов // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург: Реноме, 2011. - С. 50-54.

10. Захаров С. Куда движется супружество в России? Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа» № 545-546. 4-17 марта 2013 // http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/tema08.php.

11. Здравомыслов Е. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016. С 27-68.

12. Щербакова Е. Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа» №553-554 1-19 мая 2013 // http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/tema08.php.

13. Гумеров П.А. Гражданский брак: начало семейной жизни или блудное сожительство? - Москва: Данилов мужской монастырь, 2018. - 159 с.

Zintcova Anastasia Sergeevna

Vladimir state university named after Aleksanr Grigorevich and Nikolai Stoletovy

Murom institute (branch), Murom, Russia E-mail: azincova@yandex.ru

Pronushkina Tatyana Gennadevna

Vladimir state university named after Aleksanr Grigorevich and Nikolai Stoletovy

Murom institute (branch), Murom, Russia E-mail: TGPron@yandex.ru

Features of family education in civil and co-living families

Abstract. The article analyzes informative data on the categories of divorce, marriage, cohabitation. Divorce proceedings have become commonplace for Russian citizens. The latest data in Russia are disappointing: more than 50 % of marriages end in divorce. Therefore, it is relevant to determine the role of upbringing, since in society it has always been realized in the family. Family education is a general name for the processes that affect children on the part of parents and other family members to achieve the desired results. Generalizing the results of a theoretical analysis of literary sources, we can conclude that it is necessary to take into account not only the social category of the family in terms of material security, but also the form of family relations, the type of family in which the child grows up.

Family parenting is the general name for the processes that involve children by parents and other family members to achieve the desired results.

The topic under study is relevant, since the family for the child is at the same time both a living environment and an educational environment. The influence of the family, especially in the initial period of a child's life, especially exceeds other educational action.

According to the survey results, schoolchildren do not have a complete understanding of the different types of families and are familiar, basically, only with an unregistered marriage. The family in adolescents is at the forefront of their lives. All schoolchildren answered that they prefer only a registered marriage for themselves, as this is an example for them, which their family sets for them.

The survey gives an idea of the problem of atypical families in our life, and can also serve as a basis for further research.

Keywords: family; family upbringing; civil marriage; cohabitation; atypical type of families; factors of family and marriage relations; efficiency and optimality of upbringing

Приложение 1

Опросник о нетипичных разновидностях семей

Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут выявить какой процент от опрошенных знакомы с данными видами нетипичных семей и какой тип семьи у каждого подростка в отдельности. Мы ждем Ваш ответ, основанный на Вашем мнении. Данная анкета носит анонимный характер.

Прочитайте про типы семей и ответьте на несколько вопросов

В условиях современной российской действительности встречаются следующие разновидности нетипичных семей:

• Встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье.

• Прерывающаяся семья характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство.

• Незарегистрированный брак.

• Открытая семья отличается тем, что гласно или негласно супруги допускают связи вне брака.

• «Шведская» семья - это семейная группа, включающая в себя по несколько представителей не только женского, но и мужского пола.

1. Знакомы ли вы с данными видами нетипичных семей? Если да, то с какими?

2. Какая форма семейных отношений у ваших родителей? (Зарегистрированный брак или другой вид брака представленный выше?)

3. Какую форму семьи вы находите более предпочтительной?

4. Опишите прилагательными свою идеальную семью. Например, Крепкая, дружная, веселая, большая, заботливая и так далее.

5. Важно ли для вас, что ваши родители зарегистрированы в браке?

6. Семья вашими глазами - это...? Укажите Ваш пол:

Укажите Ваш возраст: Вы воспитываетесь в полной семье:

1. Да

2. Нет

Спасибо за участие!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.