Слабинский С.В. Особенности сбыта промышленной продукции в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 4. — c. 21-26. — http://epp.enjournal.net/article/310/
Слабинский Сергей Владимирович
старший преподаватель, кафедра Экономики и организации производства,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
liza [email protected]
Особенности сбыта промышленной продукции в современных условиях
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация:
В статье изучено понятие сбыта продукции, описывается его роль в деятельности промышленного предприятия. Определены основные элементы сбытовой деятельности в современных условиях, а также критерии обоснования решений. Изучены основные факторы риска, влияющие на результаты управленческой деятельности. Представлены данные исследования, определяющие особенность сбыта продукции на промышленном предприятии.
Ключевые слова: сбыт продукции, управленческое решение, факторы неопределенности и риска, критерии обоснования
В настоящее время сбытовая деятельность является значимой сферой функционирования промышленного предприятия. Проведя анализ специальной литературы, можно сделать вывод, что понятие «сбыт продукции» трактуется учеными по-разному. Л.А. Давыдов и В.К. Фальцман в своей работе [1] характеризуют сбыт как превращение производственных товаров и услуг в деньги. По мнению Д.И. Баркана, сбыт — это сфера деятельности предприятия, направленная на реализацию продукции на определенных рынках [2]. Наумов В.Н. отмечает, что под сбытом понимается совокупность мероприятий, которые проводятся после выхода продукции за пределы территории производителя [3].
Согласно терминологии французских экономистов, сбыт продукции определяется цепочкой, которая связывает производителя и потребителя через некоторые звенья [4].
К этим звеньям могут относиться торговые посредники, дилеры, дистрибьюторы. Данное определение характеризует значимость формирования каналов распределения промышленной продукции. Почти такая же мысль утверждается с позиций логистики: «сбыт — это совокупность действий, которые осуществляются с того момента, как продукт в той форме, в какой он будет использоваться, поступает на коммерческое предприятие или коммерческого изготовителя, до того момента как потребитель закупает его» [5].
В условиях повышающейся конкуренции на рынке промышленной продукции наблюдается смещение затрат товаропроизводителей с проблем сугубо производственно-технического характера на проблему сбыта. В работах специалистов этой области делается акцент на влияние системы сбыта на все сферы деятельности предприятия, на важность выбора рациональных форм распределения товаров и каналов товародвижения. Целью сбытовой деятельности предприятия с позиций маркетинга является не только непосредственная продажа продукции, но и удовлетворение платежеспособного спроса покупателей. Исходя из этих определений, необходимо сделать вывод об основных элементах сбытовой деятельности предприятия, к которым относится транспортировка, хранение продукции, ее непосредственная реализация и сервисное обслуживание.
Сбыт является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя продукцией. Он направлен на формирование механизма перемещения продукта от производителя до потребителя. Понятие «сбыт» необходимо рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле, под сбытом необходимо понимать условия непосредственной реализации конечному потребителю продукции. В широком плане сбыт характеризуется совокупностью организационно-управленческих решений по формированию спроса и стимулированию сбыта с целью максимального удовлетворения потребности покупателей в условиях неопределенности факторов внешней и внутренней среды для поставщика и потребителя.
Соответственно при формировании системы сбыта производитель должен ориентироваться на потребителя и разрабатывать систему максимально под него адаптированную. При этом необходимо принять множество решений. Из стратегических наиболее важными являются: выбор методов ведения сбыта, формирование логистической системы, определение каналов товародвижения, а также форм интеграции участников процесса. К числу оперативных сбытовых решений, которые постоянно корректируются в зависимости от условий внешней и внутренней среды, можно отнести следующие: адаптация каналов сбыта, осуществление оперативной сбытовой деятельности, оптимизация числа покупателей, определение форм и методов стимулирования сбыта.
Сбытовая деятельность играет ключевую роль во многих областях стратегического планирования предприятия. Могут быть приняты и реализованы решения, направленные на: • максимизацию прибыли в текущем, среднесрочном и долгосрочных периодах;
Слабинский С.В. Особенности сбыта промышленной продукции в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 4. — c. 21-26. — http://epp.enjournal.net/article/310/
• увеличение доли рынка;
• поддержание существующего объема продаж при одновременном снижении издержек;
• удовлетворение спроса потребителей;
• повышение конкурентоспособности продукции;
• создание положительного имиджа предприятия.
В процессе формирования системы сбыта промышленной продукции необходимо учитывать покупательские способности населения, ограниченность ресурсов, технические и технологические возможности предприятия. Эффективность функционирования каналов сбыта отражается на политике цен. Решения о составе и структуре сотрудников сбыта зависят от масштабов работы, которую необходимо будет проводить с торговыми представителями. Менеджеры предприятия должны формировать каналы распределения на несколько лет вперед, исходя из целей стратегического планирования.
Формирование системы сбыта на промышленном предприятии невозможно без изучения специфики принимаемых и реализуемых управленческих решений в этой области. Для понимания особенностей сбытовой деятельности на промышленном предприятии проводилось исследование путем сбора, обработки и анализа данных, полученных с помощью анкетирования менеджеров, специализирующихся в сбытовой деятельности промышленных предприятий. Полученные результаты исследований были обработаны с помощью статистических методов анализа. При анализе данных, подчиняющихся нормальному распределению, использовались стандартные параметрические методы статистического анализа, включавшие t-тест Стьюдента, показатели выборочного исследования (М), стандартное отклонение (с), ошибка выборки (m). Статистически значимыми считались различия и корреляционные связи при р<0,05 [б]. В ходе анкетирования были собраны мнения 86 менеджеров.
Степень соответствия эксперта предъявляемому комплексу требований характеризует его компетентность, которая определяется определенной структурой и весомостью аргументов, послуживших ему основанием для ответа на поставленные вопросы, а также уровнем его осведомленности в рассматриваемой области знаний. На основании проведенных расчетов был сделан вывод, что данные исследования репрезентативны.
В ходе анализа выявлено, что наибольшее количество респондентов участвуют в планировании технико-экономических показателей (66,3%), из которых 73,7% отметили, что ориентируются на данные прошлого периода, и только 10 человек (17,5%) указали, что при планировании сбыта продукции проводят всесторонний маркетинговый анализ внешней среды. Процент менеджеров, которые принимают решения непосредственно в
системе продаж — 58,1%. Большинство из них (84%) указали, что основную информацию они получают при общении с потребителями их продукции или с торговыми представителями.
Незначительное число респондентов (22,1%) указали на то, что они занимаются вопросами анализа и оценки рисков, причем большинство из них (68,4%) используют статистические данные и только два менеджера отметили, что на их предприятиях разрабатывается математическая модель оценки рисков. При качественном анализе респондентов выявлено, что их средний возраст 31 год, средний стаж работы в данной должности 4,2 года.
На основании исследования делается вывод, что управленческие решения в сбытовой деятельности предприятия являются многоальтернативными, многокритериальными, слабоструктурированными, незапрограммированными. Зависимость между параметрами элементов системы сбыта - нелинейная. Решения принимаются, в основном, на основе суждений, ЛПР (лицо, принимающее решение) специальный математический аппарат чаще всего не использует. Наблюдаются различия между стратегическими и оперативными решениями. Большинство стратегических решений принимаются в условиях неопределенности (77,3%), являются некорректируемыми (71%), с множеством критериев (76,8%). Тогда как, оперативные решения, принимаются в условиях риска (75,4%), их можно корректировать в процессе реализации (54,1%), кроме того, они являются циклическими (57,1%). По многим параметрам в проведенном исследовании наблюдается значимость различий между стратегическими и оперативными решениями (р<0,05).
Большинство респондентов (87,2%) отметили, что решения принимаются в условиях неопределенности и риска, что может характеризоваться возможностью появления неблагоприятных событий. Кроме этого, к факторам риска можно отнести неправильность прогноза ключевых показателей сбытовой деятельности предприятия, а также методов, на основании которых принималось решение. В современной науке о принятии решений считается, что альтернативы характеризуются различными показателями их привлекательности для лица, принимающего решение (ЛПР). На наш взгляд, данные показатели в узком смысле можно назвать критериями обоснования решений. В широком смысле, под критерием будем понимать правила или определенный алгоритм принятия управленческого решения. Соответственно, под критериями, с одной стороны, мы будем понимать экономические показатели, с другой стороны, — методы и модели, на основании которых принимается управленческое решение. На наш взгляд, критерии являются основными факторами риска в управленческой деятельности менеджера.
Для получения эффективного результата необходимо, чтобы набор критериев соответствовал следующим основным требованиям:
Слабинский С.В. Особенности сбыта промышленной продукции в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 4. — c. 21-26. — http://epp.enjournal.net/article/310/
• Полнота — набор критериев должен охватывать главные аспекты проблемы, отражаемые в количественных и качественных показателях.
• Действенность — ЛПР должен понимать смысл критериев и их влияние на существующую проблему при принятии решения.
• Разложимость — для детального анализа возможность разбиения задачи на подзадачи.
• Неповторяемость — критерии должны быть определены таким образом, чтобы не повторялся учет одних и тех же аспектов проблемы, исключение ковариации.
• Минимальность — чем больше число критериев, тем сложнее и запутаннее анализ, поэтому, чтобы избежать ошибки, число критериев должно быть минимально необходимым для описания проблемы.
Учет синергетического эффекта, который невозможно формализовать при существующих условиях развития этой науки. Однако необходимо его оценивать на уровне экспертных знаний.
Таким образом, в экономической литературе представлены разные подходы к формированию системы сбыта промышленной продукции, которая, по мнению всех специалистов в этой области, является сложной и многофакторной задачей. В этом процессе необходимо учитывать платежеспособный спрос потребителя, величину жизненного цикла продукции, методы стимулирования сбыта, факторы неопределенности и риска. Необходимо отметить, что наблюдаются общие недостатки в этих системах, а именно, отсутствие системного подхода, отсутствие учета факторов риска при выборе решений в сбытовой деятельности, отсутствие практического механизма по оценке платежеспособного спроса населения.
Изучено многообразие решений, принимаемых и реализуемых в системе сбыта промышленной продукции. На основании исследования делается вывод, что управленческие решения в сбытовой деятельности предприятия в большинстве случаев являются многокритериальными, слабоструктурированными, с высоким уровнем неопределенности, многоальтернативными. Отмечено, что процессы происходящие в сбытовой деятельности носят нелинейный характер, кроме того процесс корректировки при реализации решений характеризуется высоким уровнем затрат, что требует их высокой обоснованности на стадии принятия.
Литература
1. Давыдова Л. А. Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Betriebswirtsch адаптированной для применения в России: учеб. пособие / Л.А. Давыдова, В.К. Фальцман. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 398 с.
2. Баркан Д.И. Управление сбытом: учеб. пособие / Д.И. Баркан. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. - 341 с.
3. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта: учебное пособие; Под научной редакцией профессора Г.Л.Багиева / В.Н. Наумов. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999. - 84 с.
4. Ланкастер Д. Организация сбыта; Пер. с анг. / Д. Ланкастер, Д.М. Джоббер. - Минск: Амалфея, 2003. - 384с.
5. Браун К. Практическое пособие по стимулированию сбыта / К. Браун. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ Контакт»; ИНФРА-М, 2003. - 382 с.
6. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: учебник / Г. П. Фомин. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 544 с.
Sergey V. Slabinsky
Senior Lecturer, chair of Economy and Production Organization
Ural Federal University Name the first Russian President Boris Yeltsin
Features of sales of industrial products under current conditions
Abstract:
The article examined the concept of marketing, describes his role in the activities of industrial enterprises. The basic elements of marketing activity in the modern under certain conditions and criteria for decision support. Studied the basic risk factors influencing the results of management activities. Presented data from a study of defining feature of sales in an industrial plant.
Keywords: product sales, administrative decision, uncertainties and risks, criteria for study