Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ УМНОГО ГОРОДА'

ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ УМНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умный город / общественное пространство / функциональное зонирование / социальная инфраструктура / город / комфортная среда / плейсмейкинг / smart city / public space / functional zoning / social infrastructure / city comfortable environment / placemaking

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильев Алексей Сергеевич, Дубей Олеся Ярославовна

Статья рассматривает возможные способы улучшения качества городской среды на основе современных концепций умного города. Одним из важных этапов при создании проекта комфортной городской среды является изучение и формирование общественного мнения жителей города о необходимости реализации проекта. Цель данной работы — собрать исходные данные при подготовке проекта общественного пространства, а также разработать план функционального зонирования пространства, который даст точное представление о том, какое будет пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Васильев Алексей Сергеевич, Дубей Олеся Ярославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COLLECTING INITIAL DATA WHEN PREPARING A PUBLIC SPACE PROJECT BASED ON THE MODERN CONCEPT OF A SMART CITY

The article considers possible ways to improve the quality of the urban environment which based on modern concepts of a smart city. One of the important stages in creating a project for a comfortable urban environment is the study and formation of public opinion of city residents about their needs to implement the project. The purpose of this work is to collect initial data when we prepare a public space project, as well as to develop a plan for the functional zoning of the space, which will give an accurate idea of what the space will be.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ УМНОГО ГОРОДА»

УДК 692

А. С. Васильев, О. Я. Дубей

ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ УМНОГО ГОРОДА

Статья рассматривает возможные способы улучшения качества городской среды на основе современных концепций умного города. Одним из важных этапов при создании проекта комфортной городской среды является изучение и формирование общественного мнения жителей города о необходимости реализации проекта. Цель данной работы — собрать исходные данные при подготовке проекта общественного пространства, а также разработать план функционального зонирования пространства, который даст точное представление о том, какое будет пространство.

Ключевые слова: умный город, общественное пространство, функциональное зонирование, социальная инфраструктура, город, комфортная среда, плейсмейкинг.

DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-20-28

Введение

В июле 2020 года была опубликована новая статистика ООН, согласно которой к 2030 году нынешнее население Земли, составляющее 7,3 млрд человек, вырастет до 8,4 млрд. К 2050 году людей будет уже 9,7 млрд, а к 2100 году их станет 11,2 млрд.

Возникает вопрос: можно ли будет, по мере роста населения нашей Земли, найти участок земли, свободный от человеческого присутствия? По мнению экспертов, население городов будет только увеличиваться. Эффективность сельского хозяйства растёт, в результате чего всё меньше людей занято в этом сокращающемся и сложном сельскохозяйственном секторе: все переходят на работу в городской промышленности или сфере обслуживания. Этот процесс необратим и идёт уже несколько десятилетий. В 1930-е годы лишь 30 % населения Земли проживало в городах, а сегодня городских жителей уже 55 %, которые используют 75 % ресурсов и составляют 2/3 всего потребления энергии и выбросов парниковых газов.

Васильев Алексей Сергеевич — кандидат технических наук, доцент кафедры технических дисциплин (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: vasil-grunt@mail.ru.

Дубей Олеся Ярославовна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: Olesya_Dubey@mail.ru

© Васильев А. С., Дубей О. Я., 2020

20

Концепция умного города

Улучшение качества городской среды на основе современных концепций умного города стало одним из ключевых составляющих майского Указа Президента России 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». «Умные города» стали направлением развития, которому следуют городские лидеры для решения проблем, связанных с быстрым ростом городов, и реализации Указа. Система «умный город» производит мониторинг городской инфраструктуры, начиная с автомобильных дорог и заканчивая важными архитектурными сооружениями [4]. «Умные города» стремятся использовать технологии для улучшения услуг и повышения эффективности, привлекая при этом инвестиции и стимулируя экономическое развитие [1]. Г. Ишкинеева и Р. Садыртдинов в своей книге рассматривают понятие «умного города» и необходимость обеспечения гармоничного развития современного города, актуализируют поиск новых идей и путей решения городских проблем. [3] И. А. Василенко, А. И. Люлько, Е. В. Василенко в своей монографии представили современную концепцию «умного города», опирающегося на умное управление, умную среду обитания человека, умные технологии городских коммуникаций [2].

Города современности зачастую состоят из обособленных строений, таких как коттеджи, многоэтажные дома. Почти всегда они связаны транспортными и коммунальными сетями между собой. Недостаток таких городов — большие расходы на строительство их инфраструктуры (дороги, транспортные развязки, метро, коммунальные сети и т.п.). Для крупных городов эти расходы превышают стоимость постройки самих домов уже в 4 — 5 раз. А. Е. Енин, А. С. Витковская отметили, что с ростом населения и быстрой урбанизацией, а также с большим расходом на строительство и содержание инфраструктуры, нам нужны умные подходы, которые помогают создавать экономически, социально и экологически устойчивые города [1]. Таким образом, города с обособленными строениями уже не только физически, но и морально устарели и опасны для проживания. Поэтому есть необходимость в создании самоорганизованных, самообеспеченных районов.

Концепция умного города, согласно [2; 6 — 7; 11 — 12], основана на ряде параметров, которые применимы, в частности, и к малым городам.

1. Мобильность. В умном городе должен быть лёгкий, эффективный, чистый и удобный общественный транспорт. Транспорт должен быть максимально близок к местам проживания людей и их комфортного отдыха, что экономит время и деньги. Для устранения транспортных пробок и загрязнения транспортная инфраструктура должна работать с максимальной мобильностью и частотой.

2. Безопасность. Новые технологические компании и огромный центр сбора данных нуждаются в сотрудниках для работы в ночное вре-

21

мя, чтобы управлять городом. Эти работодатели должны быть в безопасности, когда они переходят на ночную работу из дома в офис. Таким образом, обеспечение безопасности является обязательным и может быть достигнуто с помощью камер видеонаблюдения и управления движением по городу, отслеживания преступности и безопасности.

3. Экологически безопасные источники энергии. Многие города достаточно сильно загрязнены. В 2018 году в небо над Биробиджаном было выброшено бенз(А)пирена в среднем 3,5 предельно допустимых концентраций, что почти вдвое превышает уровень 2017 года. В ноябре ПДК достиг максимального значения, увеличившись в 7,8 раза (в 2017 году максимум был в декабре — 6,1 ПДК). Загрязнение в основном связано с индустриализацией и транспортом. Чтобы уменьшить его, необходимо использовать чистые, экологически безопасные источники энергии. Многие отрасли промышленности используют огромное количество воды и источников энергии. Также необходимо поощрять использование возобновляемых и экологически чистых материалов.

4. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) инфраструктура. Для того, чтобы город функционировал эффективно, в нём должны быть обеспечены условия для быстрой связи между людьми. Этого можно добиться с помощью сильной сети ИКТ, которая позволит человеку с пользой и удобством проводить время вне дома. Интернет и мобильная связь должны быть доступны для людей при их передвижении без особого труда и должны быть в состоянии транслировать достаточное количество информации при массовом использовании.

5. Здания. Здания — это жилые единицы или рабочие места для сообщества. Для увеличения плотности населения строятся высотные здания. Здания необходимо строить с использованием экологически чистых материалов с максимальным потреблением дневного света и солнечными батареями.

6. Контроль над стихийными бедствиями. Из-за дисбаланса в природе бедствия нарастают, и избавляться от подобных проблем необходимо надлежащим образом. Надлежащие методы и инструменты прогнозирования должны использоваться для предсказания предстоящей катастрофы, чтобы минимизировать потери и убытки.

7. Самостоятельность. Отсутствие возможности трудоустройства и отсутствие товаров / услуг в окрестностях заставляют людей мигрировать из одного места в другое. Города должны иметь определённую долю независимости и самостоятельности, чтобы они могли удовлетворить потребности этих людей в поиске работы, продуктов питания, товаров и услуг.

8. Социальная инфраструктура. С ростом населения растёт потребность в медицинских и образовательных учреждениях. Уровень предоставляемых услуг повышается, но они должны соответствовать фактическим потребностям современного мира. В каждом городе должны быть больницы высокого класса с полным набором медицинских ус-

22

луг, использующие новейшее оборудование для работы. Общественное пространство должно быть оборудовано средствами быстрого реагирования жизнеобеспечивающих служб. Учебные заведения должны быть оснащены компьютерами и проекторами, чтобы учащиеся могли использовать визуализацию и мультимедиа в процессе обучения.

Сбор исходных данных

Для того, чтобы создать общественное пространство, которое может стать точкой формирования и развития городских сообществ, подходящим является метод Плейсмейкинга — создания общественного пространства с активным включением в процесс разработки и реализации проекта всех заинтересованных сторон, будущих пользователей пространства, активных жителей города, где главный акцент сделан на процессе создания, а не на эстетике и дизайне.

Заказчиком проекта, управлением ЖКХ мэрии города муниципального образования «город Биробиджан» Еврейской автономной области, выступившим с инициативой обустройства свободной территории в районе улицы Советской города Биробиджана, была поставлена цель -сделать не типовое пространство, а сохранить природный колорит, атмосферу комфорта и безопасности города, в котором будет приятно с пользой проводить время, работать, заниматься спортом или хобби людям всех возрастов.

На первом этапе реализации проекта определили главные заинтересованные стороны: местные органы власти; общественные и студенческие организации; малый и средний бизнес (ТЦ «Бира-Сити», ТЦ «Великан»); будущие пользователи пространства; МОМВД России «Биробиджанский» и др.

В первый этап проработки концепции и дизайна проекта была поставлена также задача получить подтверждение от главных заинтересованных сторон в необходимости обустройства выделенной территории. В социальных сетях жителям города был предложен для прохождения социологический опрос, состоящий из 13 вопросов Google Forms. Вопросы были направлены на выявление общей удовлетворённости близлежащих общественных пространств жителями города, а также определение основных направлений (зон) для функционального зонирования пространства.

В социологическом опросе приняли участие более 300 жителей города. Опрос дал следующие результаты:

1) в возрасте от 18 — 25 лет было 66,4 % респондентов;

2) наибольшее количество ответов дали представители следующих сфер деятельности: образование; медиа; здравоохранение; правоохранительные органы; финансы и менеджмент; сфера услуг и др.

3) часто проводят время на улице — 63,2 %;

23

4) используют время на улице для прогулки с друзьями, семьёй — 62,4 % и 31,2 % — для создания фотографий;

5) признали уровень безопасности существующих в городе Биробиджан зон в пределах средней опасности, безопасности — 33,6 %;

6) не курят и проводят время на улице с пользой для здоровья (спорт, творчество) — 79,2 %.

Проведя анализ ответов на вопрос «Какие объекты должны быть представлены в общественном пространстве?», определили 6 обязательных зон для размещения:

1. Зона питания фуд-корт;

2. Парковка;

3. Детская игровая площадка;

4. Уличная спортивная площадка;

5. Место для прогулок и тренировок животных;

6. Места для различных форм уличной активности, сцена.

Наибольшую активность респонденты проявили в вопросе «Какие

спортивные объекты должны присутствовать в пространстве?». На основании детального изучения выделенной территории, близстоящих административных и жилых объектов сделаны выводы, что в проект будут включены: беговая дорожка, велодорожка, площадка для волейбола и бадминтона, баскетбола, теннисные столы, тренажёры, детские игровые площадки для разных возрастных групп (промежуточные результаты представлены на рисунке 1).

Рис. 1. Результат выбора объектов для размещения на спортивной площадке

24

Выделенная под проект общественного пространства территория на 60 % состоит из лесной местности, и её сохранение является первоочередной задачей, которая находит отображение в нескольких параметрах умного города: безопасность, экологически безопасные источники энергии, водная система.

Для определения пространственного размещения всех объектов, которые были определены выше, был создан план функционального зонирования на карте будущего общественного места (рис. 2).

Рис. 2. Функциональное зонирование объектов пространства

Несмотря на предоставленные заказчиком исходные данные по территории, самостоятельно были определены горизонтальные и вертикальные углы, а также точные размеры территории с учётом сохранения привычных пешеходных маршрутов и транспортных линий (рис. 3).

Заключение

1. В особенности сбора исходных данных при подготовке проекта общественного пространства заложен метод Плейсмейкинга создания общественного пространства, в которое активно включились заказчики проекта, активные жители города и представители малого и среднего бизнеса;

25

Рис. 3. Функциональное зонирование объектов пространства с учётом пешеходных маршрутов и велодорожки

2. После изучения общественного мнения, выраженного в результатах социального опроса, определены шесть ключевых зон общественного пространства: зона питания фуд-корт; парковка; детская игровая площадка; уличная спортивная площадка; место для прогулок и тренировок животных; формы уличной активности, сцена.

Список литературы

1. Енин А. Е., Витковская А. С. Концепция «Умный город» как подход к городскому развитию. Архитектурные исследования. 2018. № 2 (14). С. 78 — 86.

2. Имидж регионов России: инновационные технологии и стратегии ребрен-динга / [Василенко И. А. и др.]; под ред. И. А. Василенко. М.: Международные отношения, 2016. 287 с.

3. Ишкинеева Г., Садыртдинов Р. Концепция «Умный город». Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 92 с.

4. Климов С. В., Юрина Т. В., Бугаев С. Л. Проектирование и расчёт железобетонных многопустотных плит перекрытий. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. 79 с.

26

5. Bernardin K. Learning from the Piazza at Broad & Washington. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://hiddencityphila.org/2016/03/learning-from-the-piazza-at-broad-washington/ (Дата обращения 23.12.2019).

6. Kumar E. Urban Nexus and Linkages to GOI's New Schemes // Fifth Regional Workshop on Integrated Resource Management in Asian Cities: the Urban Nexus. (Chiang Mai, 17-19 June, 2015). Thailand. P. 21.

7. Langdon P. Within walking distance: Creating livable communities for all. New Haven, 2017. 267 p.

8. Levy P. R., Gilchrist L. M. Downtown Rebirth: Documenting the Live-Work Dynamic in 21St Century U.S. Cities (Prepared for the International Downtown Association By the Philadelphia Center City District). Philadelphia, 2013. 59 p.

9. Merin G. AD Classics: Ville Radieuse/ Le Corbusier (Arch Daily Classics). 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/411878/ad-classics-ville-radieuse-le-corbusier/ (Дата обращения 19.12.2019).

10. Norton P. Fighting Traffic: The Dawn of The Motor Age in The American City. Cambridge: MIT Press, 2008. 396 p.

11. Patel C. Smart cities: issues and challenges in Indian context Proc. SVNIT // National Conference on Sustainable Smart Cities (India, Surat). Surat, 2015. Pp. 1—6.

12. Weiss-Tisman H. Brattleboro: Struggling to Keep Downtown Viable. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reformer.com/stories/brattleboro-group-

hosts-forum-on-pedestrian-and-cyclist-safety,146057/ (Дата обращения 23.12.2019).

* * *

Vasilyev Alexey S., Dubey Olesya Ya.

FEATURES OF COLLECTING INITIAL DATA WHEN PREPARING A PUBLIC SPACE PROJECT BASED ON THE MODERN CONCEPT OF A SMART CITY

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article considers possible ways to improve the quality of the urban environment which based on modern concepts of a smart city. One of the important stages in creating a project for a comfortable urban environment is the study and formation of public opinion of city residents about their needs to implement the project. The purpose of this work is to collect initial data when we prepare a public space project, as well as to develop a plan for the functional zoning of the space, which will give an accurate idea of what the space will be.

Keywords: smart city, public space, functional zoning, social infrastructure, city comfortable environment, placemaking.

DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-20-28

References

1. Enin A. E., Vitkovskaya A. S. The concept of "Smart city" as an approach to urban development [Kontseptsiya «Umnyy gorod» kak podkhod k gorodskomu razvitiyu], Arkhitekturnye issledovaniya, 2018, no. 2 (14), pp. 78 —86. (In Russ.).

2. Vasilenko I. A. (et al.). Imidzh regionov Rossii: innovatsionnye tekhnologii i strategii rebrendinga (Image of Russian regions: innovative technologies and rebranding strategies), Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2016. 287 p. (In Russ.).

3. Ishkineeva G., Sadyrtdinov R. Kontseptsiya «Umnyy gorod» (Concept "Smart City"). Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 92 p.

4. Klimov S. V., Yurina T. V., Bugaev S. L. Proektirovanie i raschet zhelezo-betonnykh

27

mnogopustotnykh plit perekrytiy (Design and calculation of reinforced concrete multi-hollow slabs), Perm, Publishing house Perm. state tech. University, 2008.79 p.

5. Bernardin K Learning from the Piazza at Broad & Washington. 2016. Available at: https: //hiddencityphila.org/2016/03/learning-from-the-piazza-at-broad-washington/ (accessed 12/23/2019).

6. Kumar E. Urban Nexus and Linkages to GOI's New Schemes, Fifth Regional Workshop on Integrated Resource Management in Asian Cities: the Urban Nexus (Chiang Mai, 17— 19 June, 2015), Thailand, p. 21.

7. Langdon P. Within walking distance: Creating livable communities for all, New Haven, 2017. 267 p.

8. Levy P. R., Gilchrist L. M. Downtown Rebirth: Documenting the Live-Work Dynamic in 21St Century U.S. Cities (Preparedfor the International Downtown Association By the Philadelphia Center City District). Philadelphia, 2013. 59 p.

9. Merin G. AD Classics: Ville Radieuse/Le Corbusier (Arch Daily Classics). 2013. Available at: https: / / www.archdaily.com/411878/ad-classics-ville-radieuse-le-corbusier/ (accessed 12/19/2019).

10. Norton P. Fighting Traffic: The Dawn of The Motor Age in The American City, Cambridge, MIT Press, 2008. 396 p.

11. Patel C. Smart cities: issues and challenges in Indian context Proc. SVNIT, National Conference on Sustainable Smart Cities {India, Surat), Surat, 2015, pp. 1—6.

12. Weiss-Tisman H. Brattleboro: Struggling to Keep Downtown Viable. 2015. Available at: https: / / www.reformer.com/ stories/brattleboro-group-hosts-forum-on-pedestrian-and-cyclist-safety,146057/ (accessed 12/23/2019).

•Jc -Jc -Jc

28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.