ОСОБЕННОСТИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХХОЗЯЙСТВВУСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
С. Г. ЧУВАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и экономическая теория», E-mail: [email protected] Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Обоснована необходимость эффективного использования сбережений населения в инвестиционном процессе страны и региона. Исследованы особенности сберегательного поведения домашних хозяйств в условиях социально-экономических преобразований, определена средняя норма сбережений, проанализированы мотивы формирования сбережений. Осуществлена оценка взаимодействия населения с финансово-кредитными учреждениями. В результате анализа определены типы домашних хозяйств относительно их сберегательного поведения. Предложены направления по созданию благоприятныхусловий вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс.
Ключевые слова: сбережения населения, инвестиционный процесс, сберегательное поведение домашних хозяйств.
Современное состояние исследований по проблеме. В современных российских условиях проблема эффективности использования сбережений населения, их трансформации в реальные и портфельные инвестиции выходит на первый план, так как устойчивый экономический рост отечественной экономики во многом определяется эффективностью системы мобилизации сбережений граждан России, преобразующей их в разряд долгосрочных инвестиций.
Сбережения населения занимают особое место среди всех имеющихся источников инвестиций, так как являются внутренним резервом страны. Вместе с тем на сегодняшний день в условиях постоянного дефицита инвестиций они практически не задействованы в экономике страны. Сбережения населения — это тот потенциал российской экономики, разумное использование которого может
существенно активизировать инвестиционный процесс в стране, способствовать экономическому росту и в конечном итоге — росту доходов населения. Необходимость переключения акцентов с внешних заимствований на внутренние источники доказывает и мировая практика успешного использования сбережений населения в инвестиционном процессе. Острая необходимость мобилизации и рационального использования денежных средств населения в инвестиционной сфере России для решения сложившихся проблем объясняет актуальность выявления тенденций и закономерностей сберегательного поведения населения в условиях социально-экономических преобразований.
Детальное изучение сберегательного поведения населения, выявление особенностей, характерных для трансформируемой экономики России, необходимы для понимания сущности глубинных процессов, происходящих в сфере домашних хозяйств — основного субъекта экономической деятельности. Понимание и учет особенностей сберегательного поведения российских домохозяйств необходимы для создания эффективной системы мобилизации сбережений граждан России, преобразующей их в разряд долгосрочных инвестиций. В условиях формирующейся рыночной экономики стратегически важная цель — создать работающий механизм мобилизации российских граждан, основанный на рыночных принципах и соответствующий сложившимся в России экономическим условиям.
Среди западных авторов, занимающихся эмпирическими исследованиями, можно выделить
Д. Фрике, который сделал попытку дифференцированного анализа причин, влияющих в каждый определенный момент времени на более высокую долю вновь образуемых сбережений и всего остатка в относительно высокодоходных группах семей [7]. Несомненный интерес представляет анализ причин повышенной склонности к сбережению японских потребителей, проведенный Т. Маримото [4].
Английский экономист Н. Калдор выдвинул гипотезу о социальной природе сбережений. Он считал, что рабочие, получающие доходы оттрудо-вой деятельности, менее склонны к сбережению, чем капиталисты, доход которых в основном складывается из процентов и дивидендов [8]. Впервые описал взаимосвязь сбережений, накопления капитала и экономического роста в факторной модели, которая до сих пор остается актуальной, Р. Солоу [9].
В числе первых отечественных ученых, обративших внимание на сбережения как один из существенных источников доходов государства, был А. М. Бирман. Он исследовал возможность увеличения использования государством фондов накопления домашних хозяйств и предложил необходимые для этого меры [1]. Значительный вклад в развитие теории сбережений в России внесли исследования Ю. И. Кашина, который провел анализ сберегательного процесса в стране на фоне опыта государств разного уровня с учетом исторического наследия, национальных особенностей и черт [3].
Исследованием проблемы сбережений занимаются и современные российские ученые. В своих работах В. К. Гуртов делает попытку оценить функцию сбережений в развертывании общеэкономического процесса расширенного воспроизводства. Он провел всестороннюю оценку источников и каналов движения ресурсов, определяющих уровень сбережений населения в России, охарактеризовал их масштаб и раскрыл основные компоненты совокупного процесса сбережений [2]. В свою очередь, Е. И. Мельникова предложила классификацию факторов, оказывающих влияние на сбережения. По ее мнению, все факторы можно разделить на два вида: первичные — текущий и перманентный доход и вторичные — экономические (ставка процента, богатство, уровень цен, потребительская задолженность), политические, законодательные, социальные и психологические [6]. В своей работе «Рынок сбережений» Ю. В. Мелехин представил глубокий анализ всего процесса накопления сбережений населением и их трансформации в реальные инвестиции [5].
Постановка задачи и методика исследования.
Недостаточная разработка вопросов и недооценка места и роли сбережений домашних хозяйств в инвестиционном процессе и общей экономической системе в условиях современной российской экономики обусловили необходимость изучения процессов формирования, распределения и использования сбережений населения.
В 2008 г. автором было проведено исследование сберегательного поведения домашних хозяйств Пензенской области. Объектом исследования выступило население Пензенской области в возрасте 18 лети старше, включенное в общественное разделение труда и имеющее стабильный доход. Предмет исследования — сберегательное поведение и инвестиционные предпочтения населения.
Определение выборочной совокупности основывалось на том, что статистические данные, имеющиеся в распоряжении, позволяли реализовать квотную модель выборки. Это обосновано тем, что согласно данным статистического управления Пензенской области, достоверные данные о его населении имеются по трем важным, с точки зрения предмета исследования, признакам: уровню месячного дохода на одного члена семьи; количеству человек в семье, району проживания. Применение квотной выборки не позволяет вычислить объем выборочной совокупности при помощи формул математической статистики. Однако, учитывая, что число домашних хозяйств области составляет около 500тыс., выборочная совокупность в 1 000 домохозяйств гарантирует статистически значимые результаты опроса.
Результаты. В ходе проведенного исследования было выявлено, что 88,9% из числа опрошенных формируют сбережения. При этом 13% заявили, что размер их сбережений составляет 1—3% от доходов, еще 13% ответили, что откладывают в виде сбережений 3—5 % дохода, большая часть респондентов (33,3%) формируют сбережения в размере 5—10 %, еще 25,9 % респондентов сберегают 10—20% своих доходов. Сбережения в размере 20—50 % формируют около 13 % населения, и лишь 1,9% респондентов ответили, что сберегают более половины своих доходов. Таким образом, средняя норма сбережений жителей Пензенской области составляет 12,6 %, что соответствует среднероссийскому значению.
Анализ частоты формирования сбережений показал, что более половины населения (53,7%) формируют сбережения раз в месяц, что возможно связано с практикой выплаты заработной платы на
большинстве предприятий именно раз в месяц. При этом 33,3% населения ответили, что формируют сбережения от случая к случаю, что свидетельствует об отсутствии систематического подхода в их сберегательном поведении. Незначительное число респондентов (3,7%) ответили, что формируют сбережения раз в квартал, 1,9% населения имеют возможность откладывать денежные средства в виде сбережений только раз в год и еще 1,3 % респондентов заявили, что откладывают сбережения каждую неделю.
Одним из аспектов сберегательного поведения населения является предпочтение надежности или прибыльности сбережений. Так, проведенное исследование показало, что 68,5% жителей Пензенской области предпочитают надежность своих сбережений и соответственно 31,5% — прибыльность. Возможно, это объясняется тем негативным опытом потери своих сбережений в 1990 гг., когда российская экономика переживала период трансформации из командно-административной в рыночную.
Как было сказано, не все жители Пензенской области формируют сбережения (11,1% заявили, что не делают этого). Однако причины, не позволяющие людям формировать сбережения, достаточно разные. Самая распространенная причина (о ней заявили 61,1 % респондентов) — это недостаточный объем денежных средств для формирования сбережений, что связано с низким уровнем дохода жителей г. Пензы и области. Еще 14,8 % из числа тех, кто не формирует сбережения, не делают этого по причине низких доходов по вкладам, предлагаемых финансовыми учреждениями, 9,3 % респондентов считают, что все доходы необходимо тратить на потребительские нужды, а еще 9,3 % боятся потерять свои сбережения, поэтому предпочитают их не формировать. Меньше всего респондентов не формируют сбережения по причине минимальных гарантий возврата вложений, что возможно связано с введением системы гарантирования возврата вкладов, которая существенно повысила уровень доверия населения к банковской системе.
Ключевым аспектом в исследовании сберегательного поведения населения являются мотивы формирования сбережений, которые во многом определяют способы дальнейшего использования непотребленных денежных средств. Так 37 % респондентов заявили, что формируют сбережения для приобретения предметов длительного пользования, еще 24,1 % ответили, что формируют сбережения в целях приобретения товаров и услуг, стоимость
которых превышает имеющийся на данный момент объем денежных средств. Как видим, большая часть сбережений изначально формируется ради потребления в будущем, т. е. носит потребительский, а не инвестиционный характер и маловероятно будет использована населением в качестве вложений, приносящих дополнительную прибыль. Также около четверти жителей Пензенской области сберегают для того, чтобы чувствовать себя увереннее и иметь возможность удовлетворить свои нужды в любой момент, т. е., как принято говорить, сберегают на «черный день». Практика показывает, что сбережения, сформированные под влиянием данного мотива, также скорее носят потребительский характер и хранятся в основном дома. Также в ходе исследования было выявлено, что для покрытия расходов, связанных с соблюдением обычаев и традиций формируют сбережения 11,1 % респондентов. Это возможно объясняется привычкой российского населения тратить значительные средства на подобные мероприятия, зачастую несоразмерные своему доходу.
Лишь 5,6 % респондентов заявили, что сберегают денежные средства для получения прибыли при вложении сбережений в финансовые структуры, что свидетельствует о низкой инвестиционной ориентации сберегательного поведения жителей Пензенской области и об отсутствии привычки расценивать прибыль от своих финансовых вложений как дополнительный источник дохода. Это еще раз подтверждает, что преобладающая часть сбережений населения носит потребительский, а не инвестиционный характер и вовлечение их в инвестиционный процесс страны и региона становится проблематичным. Совсем небольшое число респондентов (3,7 %) заявили, что формируют сбережения для приобретения жилья. Вероятно, это связано с бурным развитием системы ипотечного кредитования, которое позволяет получить кредит на приобретение жилья без предварительного формирования сбережений. Данный вид сбережений чаще носит инвестиционный характер, так как их объем достаточно велик, они являются долгосрочными, поэтому люди предпочитают хранить их не дома, а в финансовых учреждениях. Также 3,7% респондентов заявили, что сберегают для получения прибыли при вложении этих средств в собственное дело. Меньше всего респондентов (1,9%) формируют сбережения для поддержания привычного уровня жизни при выходе на пенсию, что свидетельствует либо о том, что люди не склонны задумываться о своем финансовом благополу-
чии в далеком будущем, либо не видят реальных возможностей сегодня обеспечить свое стабильное экономическое положение после выхода на пенсию. Это говорит о низкой эффективности работы с населением государственного и негосударственных пенсионных фондов. Вместе с тем именно сбережения, сформированные под влиянием пенсионного мотива, являются привлекательными с точки зрения инвестиционной составляющей, так как носят самый долгосрочный характер.
Делая вывод, можно отметить, что сберегательное поведение жителей Пензенской области на сегодняшний день отличается низкой организованностью и потребительской направленностью. Вместе с тем средняя норма сбережений достаточно высока для того, чтобы расценивать сбережения населения в качестве одного из источников инвестиций. Однако для того, чтобы сформированные населением сбережения стали реальным инвестиционным ресурсом необходимо создавать условия для того, чтобы сбережения из неорганизованной формы (хранение денег дома) трансформировались в организованную (вложения в финансовые структуры).
Для характеристики инвестиционного аспекта сберегательного поведения населения необходимо проанализировать основы его взаимодействия с финансовыми учреждениями, в числе которых Сберегательный банк и коммерческие банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др. В результате исследования выявлено, что 63 % населения Пензенской области пользуются услугами финансовых учреждений, 16,7 % на сегодняшний день этого не делают, но в будущем собираются пользоваться их услугами и 20,4% не пользуются услугами финансовых учреждений и не собираются этого делать. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой активности населения в плане взаимодействия с финансовыми посредниками.
При этом 44,4 % респондентов заявили, что их выбор конкретного финансового учреждения зависит в первую очередь от предлагаемых процентов на вклады, 37 % ответили, что основным фактором для них является репутация учреждения, а 33,3 % — гарантии возврата вкладов. Менее значимыми для респондентов являются простота и понятность условий вклада (14,8%), советы друзей (11,1%), местоположение (3,7 %) и сервисное обслуживание (1,9%). При этом никто не отметил такие факторы, как разнообразие вкладов, реклама и возможность бесплатной консультации.
При выборе финансовых учреждений и принятии решения о вложении денег люди в первую очередь доверяют личному опыту (50 %) и советам родственников, друзей и знакомых (46,3%). При этом лишь 18,5 % принимают в расчет официальные сведения Центрального банка, Минфина РФ, 1,9 % — публикации в газетах и журналах, 1,9 % — рекламные проспекты и буклеты и никто не доверяет теле- и радиопередачам. Все это свидетельствует о том, что населению свойственно доверять в большей степени неофициальным источникам нежели государственным и муниципальным органам власти.
Анализ надежности и прибыльности различных видов вложений денежных средств показал, что самыми надежными способами вложения денег население считает вложения в недвижимость (75,9 %), хранение денег в Сберегательном банке (40,7%), вложение денег в драгоценности (33,3%). Полученные данные подтверждают высокую степень доверия со стороны населения Сберегательному банку, что возможно объясняется многолетней привычкой хранить деньги именно в этом банке и то, что именно он ассоциируется с государственными гарантиями. Результаты подтверждают тот факт, что Сберегательный банк по-прежнему занимает особое место среди коммерческих банков в сфере обслуживания физических лиц. Высокая оценка надежности вложений в недвижимость и драгоценности снова свидетельствует о неинвестиционном характере популярных среди населения способов вложения денежных средств. Однако предпочтение вложений в недвижимость нельзя расценивать как негативную тенденцию, так как они создают дополнительный спрос на рынке жилья и стимулируют его к развитию.
Средний уровень надежности по мнению респондентов имеют следующие способы: покупка акций предприятий (16,7 %), вложение денег в собственный бизнес (11,1%), приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг (11,1 %). Данная категория вложений является более инвестиционно направленной и требует определенных знаний в области экономики и финансов.
Менее надежными способами вложений денежных средств, по мнению населения, являются: хранение денег дома в рублях (9,3%), хранение денег дома в иностранной валюте (5,6%), взносы в страховую компанию (5,6%), хранение денег в коммерческом банке (3,7%), вложение денег в негосударственный Пенсионный фонд (0 %).
Характеризуя результаты исследования, можно отметить, что тенденцией последних лет стала более
высокая оценка хранения денег в рублях, нежели в иностранной валюте. Это можно рассматривать как положительную тенденцию, свидетельствующую о росте доверия к отечественной валюте со стороны населения, и что более важно — данная тенденция является откликом на положительную оценку государственной политики в целом. Однако мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г. и приведший к девальвации национальной валюты, способствовал росту популярности вложений в иностранную валюту, в первую очередь, в доллары и евро. Удивляет и настораживает, что лишь 3,7% респондентов считают надежными вложения в коммерческие банки, что в 3 раза меньше, чем по отношению к Сберегательному банку. Это свидетельствует о пока не совсем эффективной политике коммерческих банков в плане формирования своего имиджа в глазах индивидуальных потребителей. Ведь рыночные условия предполагают, что коммерческие банки должны занять нишу по предложению клиентам более привлекательных условий, чтобы конкурировать со Сберегательным банком.
Самыми прибыльными способами, по мнению респондентов, являются: вложение денег в собственный бизнес (48,1 %); покупка акций предприятий (44,4%); вложение в недвижимость (37,0%); покупка акций инвестиционного фонда (35,2%).
Мнение о высокой прибыльности вложений в собственный бизнес во многом объясняется развитием предпринимательства как в России, так и в Пензенской области. Однако многие судят о высокой прибыльности, не являясь при этом собственниками бизнеса. Вместе с тем высокую оценку данного вида вложений можно расценивать как положительную тенденцию, свидетельствующую о формировании рыночно ориентированного стиля поведения.
Среднюю оценку с позиции прибыльности получили способы, среди которых: вложение денег в драгоценности (13%), приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг (9,3%), хранение денег в коммерческом в банке (9,3%), хранение денег в Сберегательном банке (9,3 %). Прибыльность вложений в драгоценности объясняется во многом благоприятной ситуацией на мировом рынке золота и как результат — на отечественном рынке. Хранение денег в коммерческом и Сберегательном банках получили одинаковую оценку с точки зрения прибыльности, что опять же говорит не в пользу коммерческих банков, которые априори позиционируют себя как более прибыльные способы вложения, нежели Сберегательный банк.
Низкую оценку с точки зрения прибыльности получили: хранение денег дома в рублях (1,9%); взносы в страховую компанию (1,9%); вложение денег в негосударственный Пенсионный фонд (0 %). Низкая прибыльность хранения денег дома как в рублях, так и в иностранной валюте свидетельствует о том, что люди постепенно начали осознавать, что в условиях достаточно высокой инфляции хранить деньги дома — это убыточно и нецелесообразно. В связи с этим объем так называемых неорганизованных сбережений существенно сократился за счет преобразования их в организованную форму, т. е. вложений в банки, инвестиционные компании и т. д.
По результатам проведенного исследования был составлен рейтинг популярности способов вложения денежных средств (по пятибалльной шкале):
1) вложения в недвижимость (4,1 балла);
2) вложение денег в собственный бизнес (3,6 балла);
3) покупка акций предприятий (3,1 балла);
4) покупка акций инвестиционного фонда, вложение денег в драгоценности, хранение денег в Сберегательном банке (2,9 балла);
5) взносы в страховую компанию, хранение денег в коммерческом банке (2,5 балла);
6) приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг (2,4 балла);
7) хранение денег дома в валюте, вложение денег в негосударственные пенсионные фонды (1,9 балла);
8) хранение денег дома в рублях (1,7 балла).
Таким образом, самым лучшим способом
является вложение денежных средств в недвижимость, который по мнению респондентов является одновременно надежным и прибыльным. Такая ситуация определена тенденциями развития рынка жилья в Пензенской области, когда цены на жилье растут намного более быстрыми темпами, чем среднерыночный уровень цен. С одной стороны, вложение в недвижимость можно расценить как потребительские расходы, когда жилье приобретается для проживания. С другой стороны, это инвестиционные вложения, которые приносят высокую норму прибыли и многими жилье приобретается для вложения и приумножения своихденежных средств. Однако финансово-экономический кризис также отразился на данном способе вложений денежных средств, так как цены на жилье стабилизировались, а в некоторых регионах даже снизились, что сделало этот способ менее популярным.
Также достаточно высокую оценку получил такой способ, как вложение денег в собственный бизнес, что является свидетельством формирования среди населения духа предпринимательства и отражением становления в России цивилизованных и развитых рыночных отношений. Неожиданно высокую оценку среди жителей Пензенской области получил такой способ, как покупка акций предприятий, так как региональный рынок ценных бумаг практически не развит и население имеет очень ограниченные возможности по приобретению акций как местных, так и других предприятий. Вместе с тем это свидетельствует о росте уровня экономического образования среди населения, когда они не просто осведомлены о данном способе вложения денег, но и готовы дать ему достаточно высокую оценку. Подтверждает факт роста популярности операций на фондовом рынке и достойная оценка такого способа, как покупка акций инвестиционного фонда. Возможно, это связано с появлением на Пензенском региональном рынке достаточно большого числа инвестиционных компаний, предлагающих населению широкий спектр услуг и осуществляющих активную пропагандистскую деятельность по популяризации своих услуг, в основном путем проведения бесплатных семинаров. Эффективность этой деятельности подтверждается достаточно высокой оценкой, полученной в ходе исследования.
Хранение денег в Сберегательном банке традиционно высоко оценивается населением, и полученный результат подтверждает стабильное положение данного банка на российском и региональном рынках банковских услуг. Более низкую оценку получило хранение денег в коммерческом банке, что в очередной раз подтверждает тот факт, что основная масса коммерческих банков на сегодняшний день не в состоянии на равных условиях конкурировать со Сберегательным банком.
Самую низкую оценку получили такие способы, как хранение денег дома и вложения в негосударственный пенсионный фонд. В случае с первым способом его низкая оценка объясняется высокими темпами инфляции, которые обесценивают сбережения в наличной форме. В случае со вторым способом его низкая оценка объясняется новизной данного способа и во многом незнанием того, что можно ожидать от подобных вложений в будущем.
Несмотря на составленный в ходе исследования рейтинг, анализ способов, которыми жители Пензенской области пользовались в последнее
время, дал несколько иные результаты. Так, самое большое число респондентов (53,7%) заявили, что хранили и хранят деньги дома в рублях, хотя оценивают этот способ как самый худший из всех предложенных. Возможно, это объясняется привычкой населения иметь определенный страховой запас в форме наличных денег дома. Кроме того, размер сбережений многих людей невелик, поэтому они не считают целесообразным вкладывать их в какие-то финансовые структуры. Это свидетельствует о необходимости предложить населению более широкий спектр услуг, удовлетворяющих потребности различных категорий граждан, в том числе располагающих небольшим объемом сбережений. Чуть меньше — 46,3 % респондентов хранят деньги в Сберегательном банке, что подтверждает достойное место данного способа в составленном рейтинге. Такая популярность среди населения Сберегательного банка объясняется длительным временем функционирования на рынке банковских услуг, надежной репутацией. Но что еще более важно — активной позицией, которую занимает Сберегательный банк на рынке, предлагая населению новые услуги, в том числе продиктованные влияниями времени, активно использует высокие информационные технологии.
Также достаточно часто используемым способом является вложение в недвижимость, его отметили 25,9 % респондентов. Популярность данного способа является тенденцией последних лет и является отражением высокой оценки как надежности, так и прибыльности подобных вложений. Рост популярности данного способа во многом связан с развитием системы ипотечного кредитования и распространением ее среди самых широких слоев населения. Достаточно важную роль в этом процессе играют региональные органы власти, предоставляя субсидии на приобретение жилья и более льготные условия ипотечного кредитования для определенных категорий граждан (молодых семей, малообеспеченных и т.д.). Хотя принципиально жилищную проблему это не решает.
Несмотря на низкую оценку такого вложения, как хранение денег дома в иностранной валюте, 20,4 % респондентов заявили, что используют его. Возможно, это связано с привычкой людей хранить сбережения в валюте, сформировавшейся в период перехода к рынку, когда степень доверия к отечественной валюте была очень низкой. И, несмотря на снижение популярности доллара и евро как резервных валют, люди по-прежнему хранят их дома. Вместе с тем необходимо отметить, что если
в 1990 гг. россияне среди всех иностранных валют предпочитали американский доллар, то сейчас выбор делается в пользу евро.
Чуть меньше — 18,5 % респондентов ответили, что вкладывают деньги в драгоценности и считают, что подобные вложения являются одновременно надежными и прибыльными. Популярность подобного рода вложений стабильна на протяжении многих лет и в последние годы не теряет своей актуальности.
О вложении денег в собственный бизнес заявили 14,8%. Для условий развитой рыночной экономики данный показатель является достаточно низким и свидетельствует о низком либо среднем уровне развития предпринимательской среды в Пензенской области.
Ограниченное число людей (9,3 %) заявили о том, что хранят деньги в коммерческом банке. Эта цифра кажется еще менее значительной на фоне бурного роста числа коммерческих банков, основная часть которых является филиалами столичных банков. Столь низкий показатель в очередной раз доказывает необходимость коммерческим банкам проводить более продуманную и клиентоориен-тированную политику. Основной фактор, отпугивающий людей от коммерческих банков — это низкая степень доверия к коммерческим банкам по сравнению со Сберегательным банком.
Реже всего население Пензенской области использует следующие способы вложения денежных средств: покупка акций предприятий (5,6%), взносы в страховую компанию (5,6%), покупка акций инвестиционного фонда (1,9%), вложение в негосударственный пенсионный фонд (1,9%), приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг (1,9%).
Как было выявлено ранее, покупку акций предприятия население оценило очень высоко, но при этом лишь 5 % населения реально используют этот способ. Во многом это объясняется неразвитостью регионального рынка ценных бумаг и отсутствием доступной возможности для основной части жителей Пензенской области приобретать акции предприятий. Показатель, характеризующий число людей осуществляющих взносы в страховую компанию, возможно, занижен, так как после введения обязательного страхования автогражданской ответственности число пользователей страховых услуг существенно возросло. Возможно, некоторые люди считают данные страховые взносы обязательными платежами и расценивают их как потребительские расходы, а не как вложения сво-
их денежных средств. Непопулярность остальных способов вложения в основном объясняется их новизной и не совсем понятными условиями для простого человека, не имеющего соответствующего образования.
Проведенное исследование позволило всю совокупность домохозяйств относительно их сберегательного поведения разделить на 4 группы.
«Абсолютные несберегатели» — это та группа людей, у которых действительно сбережений нет: они не могли откладывать деньги, не приобретали акции, не покупали валюту, не делали дорогостоящих покупок, не имеют страховок. Эта группа, совсем исключенная из процесса сбережений, и ее доля в выборке достигает 21,14%.
Вторую группу можно обозначить как «относительные сберегатели». Это те домохозяйства, которые ответили, что не формируют сбережения, но при этом на уточняющий вопрос относительно нормы сбережения, отмечали ее не как нулевую, а чаще всего в размере 1—3, 3—5 % и даже больше. При этом эти домохозяйства отмечали, что у них остаются денежные средства в резерве, часть из них в последние годы имели опыт взаимодействия с финансовыми структурами. Именно эти факты и дали основание отнести данные домохозяйства к группе «относительных сберегателей». Сами себя они осознают как несберегатели, но при этом все признаки говорят о том, что, пусть в незначительных размерах, но сбережения они формируют. Возможно, это связано с тем, что они просто не считают отложенные средства сбережениями, так как могут располагать незначительными, по их мнению, суммами.
Следующие две группы образуют домашние хозяйства, которые на вопрос: «Формируете ли вы сбережения?» ответили положительно. Но автор считает целесообразным разделить эту совокупность домохозяйств на сберегателей и инвесторов. К сберегателям следует отнести домохозяйства, которые имеют сбережения, но тратят их в основном на текущие нужды, и, как правило, норма сбережений у этих домохозяйств имеет среднее значение. К инвесторам — домохозяйства, имеющие преимущественно высокую и иногда среднюю норму сбережений, и свои сбережения они, как правило, тратят на нужды, способные принести доход в будущем: вложение в собственный бизнес, в ценные бумаги, в банковскую систему и т. д.
Таким образом, жители Пензенской области демонстрируют различные типы сберегательного поведения, но при этом общим остается предпоч-
тение надежности своих сбережений, неорганизованные формы их вложений и отсутствие богатого положительного опыта взаимодействия с финансовыми учреждениями.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что в формирующейся экономической системе России все более возрастает роль формирования и использования сберегательного потенциала населения, и он должен рассматриваться как важнейший инвестиционный резерв.
Для активизации использования инвестиционного потенциала населения необходимо решение ряда взаимосвязанных задач, каждая из которых является частью создания механизма эффективной трансформации накоплений домохозяйств в инвестиции. Одна из первостепенных задач, по нашему мнению, — это создание эффективной и понятной для населения системы гарантирования депозитов частных вкладчиков. Это будет способствовать восстановлению доверия к банковскому сектору со стороны населения, позволит расширить ресурсную базу банков, в том числе для кредитования реальной экономики. Развитие системы гарантирования вкладов укрепит конкуренцию на рынке привлечения вкладов населения.
Эффективным способом привлечения сбережений населения в инвестиционный процесс могут стать социальные займы, которые могли бы иметь следующую направленность: «Музеи», «Театры», «Детские приюты» и ряд других объектов. При соблюдении всех условий можно предположить, что социальные займы станут эффективным финансовым инструментом не только решения насущных социальных проблем, но и достижения экономического роста. В целях повышения эффективности мобилизации сбережений населения должен быть решен ряд проблем, связанных с низким уровнем доходов населения, деформированностью банковской системы России в сторону монополизации, относительно высокой стоимостью вкладов населения, подверженностью вкладов населения частым колебаниям, неэффективным использованием пенсионных накоплений, неразвитостью банковского сервиса.
Государство для обеспечения своих неотложных нужд может и должно перенести акценты с внешних заимствований на внутренние источники финансирования. Разумеется трансформация сбережений населения в инвестиционные фонды не может проходить автоматически без каких-либо затрат, направленных на создание финансовой инфраструктуры и улучшение инвестиционного климата. В любом случае ориентация на внутренние ресурсы страны стратегически эффективнее и предпочтительнее. При этом два обстоятельства имеют большое значение: создание финансового сектора, который учитывал бы интересы различных групп российских сберегателей, и формирование доверия к государству со стороны его граждан. Лишь с учетом реализации этих условий можно надеяться на преобразование сбережений населения в инвестиции, что в свою очередь может служить основанием для экономического роста.
Список литературы
1. Бирман А. Сбербанк контролирует 25 % всех кор-поративныхденег // Компания. 1999. № 22 (70).
2. Гуртов В. К. Инвестиционные ресурсы. М.: Экзамен, 2002. 384 с.
3. Кашин Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе (драма становления). М.: ФГ «НИКА», редакция журнала «Банковские услуги», 1999. С. 228.
4. Маримото Т. Большая банковская война. М.: Мысль, 1981.
5. Мелехин Ю.В. Рынок сбережений. М.: Изд. центр «Акционер», 2002. 152 с.
6. Мельникова ЖФинансово-инвестиционный механизм на рынке сбережений населения России. Екатеринбург: Из-воУГЭУ, 2001. 229 с.
7. Fricke D. In: Beitrage zur Verhaltensforschung (Args. Schmolders G. ) Haft 11. Berlin. 1969.
8. Kaldor N. Welfare propositions and inter — personal comparisons of unity // Economicjournal. Vol. 49. 1970.
9. Solow R. A. Contribution to the theory of economic growth // Quarterly journal of économies. 1956. February.