ку.
5. Выключение из аппарата под водой, снятие его и свободное всплытие.
6. Включение в аппарат и одевание его под водой.
7. Дыхание двух и более пловцов из одного аппарата, стоящих на мелком месте, и плавание с различной скоростью с изменением глубины.
8. Плавание под водой способами «кроль», «дельфин» на скорость (п *50 -100 м) и выносливость (1-2 км).
9. Повороты под водой кругом, налево, направо, вверх и вниз.
10. Плавание с грузом и оружием на скорость и выносливость.
11. Транспортировка грузов под водой.
12. Прыжки с 12-метровой вышки в легководолазном снаряжении.
13. Плавание под водой с вращением вокруг продольной оси.
14. Отработку приемов рукопашного боя под водой.
Четвертый этап - обучение подводному ориентированию. Он включает в
себя:
На суше:
1. Изучение назначения, устройства и правил эксплуатации приборов для ориентирования под водой; способов определения курсов, девиаций, течений и поправок на них; техники производства подводного поиска и других навигационных вопросов.
2. Тренировку в определении компасных курсов на различные предметы.
Под водой:
1. Тарировку лага путем неоднократного проплывания точно вымеренного расстояния.
2. Плавание в комплекте № 1 по прямой, с переменой направления, по замкнутому треугольнику (четырехугольнику), по ориентирам и по компасу.
3. Плавание с аппаратом прямыми и обратными курсами на различные расстояния.
4. Плавание под водой ломаными курсами.
5. Плавание под водой по компасу с изменением направления, глубины и длины курсов.
6. Выполнение подводных работ.
7. Отработку изготовок для стрельбы под водой.
В результате применения предложенного метода сроки подготовки легководолаза сокращаются на 40% без ухудшения качества (сдача контрольных нормативов). Это позволяет рекомендовать разработанную технологию для внедрения в практику подготовки легководолазов в других учебных заведениях МО РФ.
ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
С.А. Иванов
Особенности овладения профессиональной деятельностью опосредованы, прежде всего, самосознанием субъекта. Структура и специфика отношения человека к самому себе и к собственному Я оказывают регулирующие влияние практически на все аспекты его поведения.
Проблема взаимосвязи самосознания субъекта и его отношения к собст-
венному здоровью приобретает особую значимость в деятельности сотрудников государственных органов (таможенной службы РФ, ФСБ, ФПС РФ, УИС), обеспечивающих политическую и социально-экономическую стабильность современного общества, поскольку существующие каждодневно риски, обусловленные многоаспектностью решаемых госслужащими задач, позволяют квалифицировать условия службы в этих органах как экстремальные. В этих условиях чрезвычайно важно у каждого из сотрудников сформировать активное отношение к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Цель исследования: изучение профессионального самосознания сотрудников государственных органов, стоящих на защите национально-правовых интересов РФ, и влияние его показателей на их отношение к ЗОЖ. В качестве испытуемых выступали сотрудники государственных органов в количестве 142 человек, из них: госслужащие Псковской таможни - 27 человек, ФСБ - 42 человека, УИС - 42 человека, ФПС РФ - 30 человек. Использовались следующие методики: М. Куна и Т. Макпартленда «Образ Я» как совокупность представлений человека о себе в виде понятий» (по: Волков И.П., 1998); Ратановой Т.А., Шляхта Н.Ф. «Самооценка личности» (1998); опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (Пантилеев С.Р., 1993). Отношение госслужащих к ЗОЖ определялось с помощью авторской анкеты.
Самосознание госслужащих характеризуется следующими показателями.
Образ Я характеризуется большой вариативностью его характеристик и наличием позитивной связи (при р < 0,001) с показателями субъективного образа Я (р = 0,84) и объективного образа Я (р = 0,59), который имеет взаимосвязь с показателем профессионального образа Я (р = 0,44).
Самооценка госслужащих имеет средний уровень выраженности и является довольно однородной.
Самоотношение личности госслужащих имеет средний уровень как выраженности, так и вариативности.
Корреляционный анализ показал достоверную взаимосвязь профессионального образа Я с самооценкой интеллекта (р = 0,22; р < 0,01). Выявлены взаимосвязи между показателями самоотношения и образа Я (р < 0,05): само-интереса и профессионального образа Я (р = 0,20), аутосимпатии и субъективного образа Я (р = 0,18), самообвинения и интегрального показателя образа Я (р = 0,18). Установлены также взаимосвязи между показателями самооценки (р < 0,01) и: самообвинения (р = 0,24), ожидания позитивного отношения других (р = 0,22), самоотношения в целом (р = 0,22), самооценки эмоциональных качеств с общим показателем самоотношения (р = 0,24).
Наиболее высокие показатели уровня осознания своей профессиональной роли и самооценки личности - у контрактников ФПС РФ, а наиболее высокий показатель самоотношения - в группе сотрудников ФСБ. Самый низкий уровень самоотношения, в сравнении с другими экспериментальными группами, установлен в группе сотрудников УИС.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преобладании положительных значений показателей самосознания у сотрудников государственных органов и достаточно выраженной взаимосвязи всех его компонентов - образа Я, самооценки и самоотношения.
Отношение человека к чему-либо характеризуется тремя показателями -
выраженностью его потребности во взаимодействии с объектом отношения, активностью этого взаимодействия и удовлетворенности им (Николаев А.Н., 2000). Соответственно, выделены 3 обобщенных показателя отношения госслужащих к ЗОЖ: потребность в соблюдении рекомендаций по ЗОЖ, степень следования этим рекомендациям (активность в ЗОЖ) и удовлетворенность от их выполнения.
Все три показателя отношение к ЗОЖ не взаимосвязаны ни с одним из интегральных показателей самосознания.
Потребность в ЗОЖ обусловлена высокими значениями субъективного образа Я, самооценки интеллекта (р = 0,28 и 0,21, соответственно; р < 0,01), самоинтереса и аутосимпатии (р = 0,20 и р = 0,18, соответственно; р < 0,05).
Активность в ЗОЖ находится в зависимости от выраженности самооценки интеллекта и волевых качеств (р = 0,30 и 0,29, соответственно; р < 0,01), от ожидания позитивного отношения других (р < 0,01; р = 0,21), а также от профессионального образа Я (р = 0,19; р < 0,05).
Удовлетворенность от выполнения рекомендаций по ЗОЖ обусловлена только одним показателем самосознания - высокой самооценкой эмоциональных качеств (р = 0,20; р < 0,05).
Таким образом, можно заключить, что почти каждый из показателей отношения к ЗОЖ находится в зависимости от различных показателей самосознания. Потребность - прежде всего, от нарцистичеких показателей самосознания, активность - от высокой самооценки интеллекта и воли, а также от полноты идентификации себя со своей профессией.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волков, И.П. Очерки спортивной акмеологии / И.П. Волков. - СПб. : Балт. пед. акад., 1998. - 126 с.
2. Николаев, А.Н. Методологические аспекты изучения отношений спортсменов к тренеру / А.Н. Николаев // Ананьевские чтения-2000 : тез. на-уч.-практ. конф. / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2000. - С. 344-346.
3. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М. : Смысл, 1993. - 24 с.
4. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М. : Флинта, 1998. - 54 с.
АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ В РАБОТЕ СПОРТИВНОГО РЕЖИССЕРА
В.Ф. Кудашов
В современном физкультурном образовании постоянно ведется поиск путей, способствующих повышению уровня профессиональной подготовки кадров. Однако общим для большинства научных работ в этом направлении является отсутствие в них глубокого анализа функциональных особенностей деятельности различных специалистов в сфере физической культуры и спорта (Терехина Р.Н., 1985, 1996). Очень остро эти вопросы встают при подготовке специалистов по физической культуре с учетом социального заказа (спортивных менеджеров, режиссеров спортивно-художественных праздников и др.).
Проведенные нами исследования в области спортивной режиссуры позволили определить структуру спортивно-художественного праздника; основ-