УДК 152.3:152.27
Е. А. ЧЕРКЕВИЧ
Омский государственный педагогический университет
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ_
В статье раскрывается актуальная проблема саморегуляции психических состояний личности подростка, которая рассматривается как уровневая система. Развитие данной системы обеспечивается задействованием таких психологических механизмов, как рефлексивный, волевой, мотивационный, эффективность которых возрастает, когда они выступают единой системой.
Особенности саморегуляции психических состояний подростков раскрываются во взаимосвязи с психологическими особенностями данного возраста.
Подростковый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется эмоциональной возбудимостью, тревожностью, устойчивостью переживаний, противоречивостью эмоциональной сферы, доминированием эмоциональных состояний, положительно и отрицательно окрашенных, в связи с чем обостряется проблема развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним состоянием и формами поведения. Умение подростка регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях определяет успешность его в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми, а также успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Отсюда проблема саморегуляции психических состояний подростка выступает на первый план.
Саморегуляция психических состояний личности — это сложное психологическое образование, представляющее собой сознательный процесс воздействия человека на самого себя, проявляющееся в намеренном изменении своего психического состояния, под которым понимается целостное полиструктурное психическое явление субъективного отражения личностью ситуации и моментов действительности [2, 4]. Саморегуляция психических состояний личности является системным образованием, имеющим свою структуру, представленную такими уровнями, как физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический [3].
Продуктивная регуляция психических состояний личности возможна при задействовании психологических механизмов. Психологический механизм — это закономерная связь психических явлений, функциональных способов, обеспечивающих саморегуляцию психических состояний подростка [1].
В качестве основных механизмов саморегуляции психического состояния выступают следующие: физиологический, под которым понимается настраивание организма и всех его систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, эндокринной и др.), личности в целом на будущую деятельность, связанную с регуляцией, преобразованием психических состояний; механизм релаксации — произвольное расслабление мускулатуры, сопровождаю-
щееся снижением нервно-эмоционального напряжения, направленное на процесс оптимизации психического состояния, его регуляцию, преобразование; рефлексивный — совокупность психических явлений, направленная на самопознание личностью своих психических действий и состояний, их переосмысление и регуляцию, а также преобразование в ходе рефлексивного анализа; мотивационный — совокупность психофизиологических, психических и социальных предпосылок, позволяющая направлять побуждение личности к регуляции, преобразованию психических состояний; волевой — намеренное изменение и создание дополнительного смысла действия, направленного на регуляцию и преобразование психических состояний. Эти механизмы выступают в системе. Базовым психологическим механизмом выступает рефлексивный механизм, связанный со всеми вышеназванными механизмами.
Саморегуляция психических состояний личности представляет уровневую систему. На каждом уровне саморегуляции психических состояний функционирует свой основной психологический механизм. Так, на физиологическом уровне это физиологический механизм, на психофизиологическом уровне — механизм релаксации, на психологическом уровне — мотивационный, на социально-психологическом уровне — волевой механизм. Базовый рефлексивный механизм функционирует на всех уровнях саморегуляции психических состояний личности, поскольку рефлексия является центральным феноменом внутренней активности человека, а также базовым механизмом самоорганизации психической активности и основой самосознания.
На физиологическом, и психофизиологическом уровнях рефлексивный механизм способствует осмыслению и самопознанию человеком своих психических состояний, самочувствия, ощущений организма, элементарных форм собственного поведения. Оптимально функционирует данный механизм и на психологическом, и социально-психологическом уровнях саморегуляции психических состояний. Здесь его роль заключается в познании, осмыслении, анализе человеком своих психических состояний, а также в подавлении раздраженного, вялого настроения, в снятии ощущения напряженности, усталости и в ориентации личности на социальное поведение, деятельность.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что благодаря задействованию указанных психологических механизмов произошли изменения отрицательных и преобразования положительных психических состояний подростков экспериментальной группы. Положительные психические состояния подростков экспериментальной группы нашли отражение в продуктивных и конструктивных действиях подростков во время учебной деятельности, приносящих им удовлетворение, радость, характеризующих испытуемых как уверенных в себе, осмысливающих и регулирующих свое поведение, влияющих на продуктивность и сотрудничество между членами классного коллектива. Результаты эксперимента свидетельствуют о снижении уровня выраженности у подростков отрицательных психических состояний.
В контрольной группе показатели всех положительных психических состояний значительно ниже, а показатели отрицательных состояний значительно выше по сравнению с данными экспериментальной группы.
Следует отметить, что при сравнении средних значений показателей психических состояний подростков обеих групп не было обнаружено достоверных различий между положительными и отрицательными психофизиологическими состояниями, что объясняется интенсивностью, неравномерностью психофизиологического развития и неустойчивостью волевой сферы подростка.
По окончании формирующего эксперимента была выявлена положительная динамика изменения показателей выраженности как базового рефлексивного, так и производных мотивационного, волевого механизмов саморегуляции психических состояний подростков, а также саморегуляции психических состояний в целом. Так, если в начале формирующего эксперимента у испытуемых экспериментальной группы доминирующими были низкий уровень выраженности рефлексивного механизма у 51,9% подростков и средний уровень выраженности волевого механизма у 64,8% испытуемых, а полюс мотивационного механизма был не выражен вообще у 42,6% подростков, то по окончании эксперимента доминирующими стали уровни выраженности вышеназванных механизмов выше среднего у 29,6% испытуемых, средний у 62,9% и высокий у 57,4% испытуемых соответственно, в то время как у испытуемых контрольной группы показатели уровней выраженности данных механизмов не претерпели значительных изменений.
Произошедшие изменения как в уровнях выраженности психологических механизмов, так и в уровне саморегуляции психических состояний можно отнести за счет применения методов и форм активного психологического обучения.
В ходе проведенной работы была экспериментально подтверждена теоретически предполагаемая взаимосвязь между показателями рефлексивного, мотивационного и волевого механизмов. Если на констатирующем этапе эксперимента между показателями таких психологических механизмов, как рефлексивный и волевой, была установлена слабая корреляционная связь, а между показателями реф-
лексивного и мотивационного, рефлексивного механизма и показателями саморегуляции была выявлена средняя корреляционная связь, то на контрольном этапе эксперимента произошло значительное увеличение и усиление корреляционных связей между показателями вышеназванных феноменов на уровне сильной связи при р<0,01. Это значит, что психологические механизмы действуют во взаимосвязи, и изменения показателей одного механизма влечет за собой изменения показателей других механизмов. Установленные корреляционные связи означают, что чем выше уровень рефлексивной активности подростков в саморегуляции, тем больше волевых усилий и дополнительных смыслов действий, направленных на регуляцию и преобразование психических состояний, требуется от личности, а также означают, что выраженная мотивация личности к регуляции психических состояний вызывает у подростка потребность обращения к самому себе, осмысления своего «Я», своих положительных и отрицательных психических состояний.
Установленные значимые корреляционные связи между показателями саморегуляции психических состояний и показателями психологических механизмов, а также между показателями самих механизмов позволили нам констатировать, что выделенные нами механизмы выступают единой системой, чем и объясняется эффективность их влияния на саморегуляцию психических состояний подростка.
Таким образом, рефлексивный, мотивационный и волевой механизмы связаны между собой, и эффективность их в системе регуляции психических состояний подростка возрастает при комплексном воздействии. Следовательно, именно система механизмов, а не один-единственный механизм, способна содействовать регуляции психических состояний личности. При этом успешное осуществление саморегуляции психических состояний подростка зависит от степени осознанности им своего состояния, уровня сформированности и адекватности образа состояния, реалистичности восприятия своих ощущений и переживаний по отношению к ситуации деятельности.
Библиографический список
1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. — М.: МГУ, 1981. — С. 3—18.
2. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием / Г.Ш. Габдреева. — Казань: Изд-во КГУ, 1981. — 64 с.
3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. — Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1984. — 175 с.
4. Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - 608 с. -С. 498.
ЧЕРКЕВИЧ Е.А., Омский педагогический университет.
государственный
Статья поступила в редакцию 11.01.07 г. © Черкевич Е. А.