Научная статья на тему 'Особенности самопрезентации в интернет-коммуникации'

Особенности самопрезентации в интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4466
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самопрезентации в интернет-коммуникации»

общности, к которой принадлежит человек, значения, нормы и правила поведения, а также овладение нравственными нормами поведения, выработанные в ходе общественно-исторической практики. Структура социальных установок, включающая в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты формируется в процессе социализации индивида. Именно в этом процессе усваиваются знания о том, как необходимо себя вести в той или иной ситуации, формируются эмоциональные оценки и навыки определенных типов поведения. Следует подчеркнуть, что формирование культуры общения не сводится только к формированию коммуникативной компетентности личности и усвоению этих компонентов структуры социальных установок. Оно включает в себя и формирование диспозиций по отношению к процессу общения, другому человеку и к самому себе.

Одним из важнейших условий развития духовно-нравственного потенциала личности является гуманизация образования. Под этим термином обычно понимается прежде всего создание условий для развития духовно-нравственного потенциала личности на основе соотношения ее собственных потребностей, интересов, поступков с экзистенциальными ценностями, которые отвечают жизненным потребностям времени. Поскольку высший уровень диспозиционной регуляции поведения субъекта - его система ценностных ориентаций, то и задачей формирования духовно-нравственного потенциала личности является воспитание качеств, которые могли бы способствовать сознательному духовному творчеству.

И. Г. Чернобровкина

Особенности самопрезентации в интернет-коммуникации

В последние десятилетия происходит ускоренный рост системы человеческих знаний. Данное явление способствовало появлению нового этапа в истории человечества - постиндустриальной культуры или информационного общества. Теория постиндустриального общества была достаточно подробно сформулирована Д. Беллом. Информационное общество, по его словам, есть естественный результат развития постиндустриальной культуры, в которой компьютер и другие информационные технологии становятся ведущими культурными средствами социализации и развития человека (Белл Д., 1999). Такое развитие событий содействовало появлению виртуального информационного мира человечества, которое получило название информационное пространство или информационная сфера (инфосфера). Про информационную среду писал еще

Э. Тоффлер. Он считал, что каждой цивилизации свойственна своя

286

инфосфера, т. е. коммуникационные каналы, по которым распространяется необходимая информация (Тоффлер Э., 2002). Как правило, под информационной сферой понимаются не только каналы передачи информации, но и информационные структуры, которые создаются современным обществом. Г. Почепцов называет эти структуры «воображаемыми мирами», которые понимает как символическую коммуникацию в обществе и ее результат (Почепцов Г., 1997). С течением времени такая инфосфера приобретает определенную степень сложности и становится относительно самостоятельной от создавших ее людей. Она начинает развиваться по своим внутренним законам и оказывает обратное воздействие на своих создателей. В настоящее время наиболее ярким примером этой информационной среды является глобальная компьютерная сеть Интернет.

Интернет - это действительно целый отдельный мир, который возник на наших глазах за несколько десятков лет. Главная его отличительная черта - это глобальность и массовость. В Финляндии уже сейчас в законодательстве существует норма о праве доступа граждан в Интернет, подобный закон рассматривают и в Великобритании. Интернет в настоящее время захватывает все области нашей жизни, благодаря ему можно легко найти любую необходимую информацию. С помощью Интернета можно самостоятельно планировать свой отпуск, покупать без посредников билеты, совершать покупки в интернет-магазине, можно найти друзей или спутника жизни, подыскать интересную работу, провести досуг, посмотреть фильмы или послушать музыку; можно научиться готовить, вязать, танцевать и т. д. Можно узнать, какая погода за окном и что творится на другом конце света. В настоящее время даже есть программа «Электронное правительство», в планах которой перевести отношения между народом и властью на другой уровень. Можно сказать, что Интернет захватил все сферы человеческой деятельности и перенес человеческую жизнь на принципиально иной уровень.

В связи с данным явлением жизнь человека претерпевает социальные изменения. Люди все больше и больше начинают общаться посредством компьютера, реальное общение уходит на второй план. Ускоренный темп жизни, особенно в больших городах, и постоянная нехватка времени способствуют этому. С одной стороны, в данном общение есть плюс. Благодаря Интернету мы можем общаться параллельно с огромным количеством людей, совершенно разными и незнакомыми друг с другом, что никак не получилось бы у нас в реальности. Мы можем расширить социальное взаимодействие, найти друзей, единомышленников, минуя географические расстояния, пообщаться с известными людьми. Каждый человек в Интернете может найти свою референтную группу. Нали-

287

чие огромного количества сообществ разных направленностей практически избавляет человека от переживаний по поводу непринятия его социумом. Однако в то же самое время есть и другая, негативная сторона данного общения. И самое главное это то, что снижается ценность прямого, непосредственного общения с окружающими людьми. Возникает ряд психологических проблем, например социальная дезадаптация в реальном мире. Особенно ярко это проявляется у подростков.

Все эти социальные изменения не могли остаться без внимания научного сообщества, так как требовали детального изучения, прежде всего со стороны психологов. Особенно важны эти процессы стали для социальной психологии. В России исследовать интернетобщение стали в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Отечественные исследователи (Арестова О.Н., 1996; Белинская Е.П., 2002; Вой-скунский А.Е., 2000; и др.) выделили разные формы общения и степени их интерактивности в Интернете. Наиболее интерактивными средствами общения в Интернете данные исследователи считают ICQ, MUDs (многопользовательские компьютерные игры) и чаты. Менее интерактивными считается общение посредством e-mail, форумов, телеконференций и гостевых книг. В основе данной классификации лежит время ответа. В первом случае общение проходит в режиме реального времени (онлайн), во втором случае происходит отсроченный ответ (офлайн). Далее, были выделены основные характеристики, присущие данным формам интернет-общения. К ним относятся: 1) анонимность, ощущение безопасности; 2) ограниченное сенсорное переживание, отсутствие невербальной коммуникации. Изучая общение в Интернете, большинство исследователей пришло к общему мнению, что сведения, которые предоставляет собеседник в Сети, не дают реалистичного представления о нем. Пользователи Интернета создают себе псевдоним - «nick» (от англ. «nickname» - псевдоним), придумывают возраст и иногда изменяют даже пол. И, соответственно, под скрытым именем могут позволить себе совершенно иное от реальности общение. Также большое значение играет отсутствие невербальных средств коммуникации, в связи с чем, надежность речевого общения резко падает. Пользователи Интернета пытаются компенсировать данный факт, обозначая свои эмоции различного рода знаками («смайликами»), иллюстрациями или символами, но тем не менее, это не заменяет полной передачи эмоций.

На наш взгляд, важно заметить, что данные исследования были проведены в начале 2000-х гг. Они действительно отразили формы общения в интернет-пространтсве того периода, но создали этим своего рода стереотип общения в Интернете. Между тем содержание Интернета и соответственно способы коммуникации в нем за последние 5-7лет кардинально изменились.

288

И связано это с появлением в интернет-пространстве социальных сетей. Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой авторизированную социальную среду, которая позволяет общаться разным пользователям.

По данным ВЦИОМ за 2010 г. социальные сети в России посещает каждый второй пользователь Интернета (52 %). Самой популярной в нашей стране социальной сетью оказалась «ВКонтакте» (аналог западного «Facebook»). Ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (31 %), а еще 23 % делают это еженедельно. На втором месте социальная сеть «Одноклассники» (21 и 28 % соответственно). Данные социальные сети возникли в России в 2006 г. («Одноклассники» - в марте, «ВКонтакте» - в октябре), и сразу завоевали интерес и спрос среди пользователей глобальной сети. Важно сказать, что данные сайты не стояли на месте в своем развитии. Они постоянно добавляли и добавляют до сих пор новые возможности и ресурсы для своих пользователей. Именно поэтому и лидируют среди конкурентов. Последнее время аналогичных сайтов появилось большое количество и возможно со временем интерес пользователей переключится на что-то иное, где будет еще больше возможностей или просто где грамотно поработают пиар-технологии (т. е. что станет модно).

Однако остановимся на том, что конкретно изменилось с появлением данных сайтов. Во-первых, они объединили в себе все возможности предыдущих средств общения в Интернете (чатов, ICQ, форумов и т. д.). Общение проходит в режиме реального времени, если собеседник в то же время, что и вы находится на сайте. Если пользователя нет, вы можете оставить ему сообщение, и он ответит вам, когда у него появится возможность. К тому же к сообщению можно прикреплять дополнительные документы, аудио и видеофайлы, фотографии, картинки и открытки, и даже карту местности (на сайте «ВКонтакте»). На сайтах существуют группы и сообщества по интересам, где подобно форуму, вы можете обсуждать и узнавать о волнующих вас темах и вопросах. Вы можете найти единомышленников, коллег, друзей, знакомых - кого угодно, и пообщаться с ними. В данных социальных сетях есть различного рода приложения не только познавательного, но и развлекательного характера. Например, игры на любой вкус и предпочтения, от шахмат до рыбалки, где пользователь играет не с компьютером, а с другими пользователями Сети (таким образом, MUDs становятся также заменимыми).

Во-вторых, и самое главное, что изменилось - это то, что исчезла анонимность. Основной смысл социальных сетей - это общение между реальными пользователями. Сайт «Одноклассники» создавался для того, чтобы поддерживать связь с людьми, которые

289

учились вместе в школе. «ВКонтакте» был создан для общения в университетской среде. Одноклассники и одногруппники не смогли бы общаться между собой, если бы были зарегистрированы под вымышленными именами. Надо сказать, когда появились эти сайты, сознание пользователя Интернета не сразу было готово для открытого общения от реального имени. И даже когда пользователи регистрировали настоящего себя, они не спешили раскрывать подробную информацию. Как правило, сведения ограничивались именем, возрастом, полом и местом учебы. Привыкание к новому виду общения происходило со временем. Люди как будто проверяли на осторожность эти сайты. Привычке способствовали и правила социальных сетей. Был период, когда администраторы сайта «ВКонтакте» блокировали страницы пользователей, которые были зарегистрированы под чужим именем либо никнеймом с чужой фотографией. Скорее всего, данные меры применялись для борьбы со взломщиками страниц и спамом, тем не менее, условие регистрации реального человека пользователи старались соблюдать. В настоящее время данный факт уже никого не смущает. Пользователи Интернета перешли своего рода барьер приватности и сейчас регистрируют собственные данные не в одной, а во многих сетях. Так, современный школьник старших классов или студент зарегистрированы в среднем в четырех социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook» и «Мой мир». Помимо этого последнее время набирают популярность такие сайты, как «Twitter» и «LiveJournal». Плюс к этому списку прибавляются образовательные порталы и сайты, связанные с учебой. Регистрироваться в социальной сети не под своим именем стало просто невыгодно. Данного пользователя не смогут найти нужные ему люди или обычные друзья и знакомые. С ним никто не захочет общаться, опасаясь вымышленных данных. А он сам не сможет просмотреть информацию об интересующих его людях, так как большинство профилей доступно только для «друзей» пользователя. Скрывать информацию о себе стало бессмысленно и, образно говоря, не модно. Более того, социальные сети наполнились обильными сведениями о жизни разных людей, в том числе и личного характера. На первое место стало выходить искусство подачи информации о себе - самопрезентация. С появлением социальных сетей в Интернете самопрезентация стала не просто актуальной, она стала востребованной. Пользователи сетей стали вести своего рода негласную борьбу за привлечение внимания к своему профайлу и к своей персоне (реальной личности).

Надо сказать, что самопрезентация в социальной сети достаточно сложный феномен. С одной стороны, ей заданы рамки возможностями сайта, т. е. презентовать себя можно только доступными ресурсами. С другой стороны, в настоящее время эти

290

возможности настолько обширны, что пользователи просто теряются и не знают, как ими грамотно воспользоваться. Например, на странице сайта «ВКонтакте» для презентации пользователя существуют, помимо основных, следующие разделы: деятельность, интересы, любимая музыка, фильмы, игры, цитаты, рассказ о себе, места работы, отдыха и развлечений, политические убеждения и религиозные взгляды, отношение к курению и алкоголю, жизненные ценности и источники вдохновения. Также можно обозначить свое семейное положение и указать своих родственников, опубликовать различного рода фотографии, видео и аудиозаписи (как своего, так и чужого авторства). Пользователь на своей странице может писать текст любого содержания и объема, заметки или статусы абсолютно различной тематики. В совокупности все это создает достаточно полную картину о представляемой персоне. Однако, несмотря на заданный шаблон, методы и формы подачи материала о себе у многих пользователей значительно отличаются друг от друга. Можно сказать, что виды способов самопрезентаций, которые выбирают пользователи в социальных сетях, и в Интернете в целом, имеют свои мотивы и причины, и нуждаются в более подробном внимании и исследовании со стороны социальных психологов.

Благодаря расширенным параметрам общения в социальных сетях можно выделить третью важную сторону изменений - это расширение невербальных средств коммуникации в Интернете. Подробная анкетная часть и дополнительные функции дают возможность более подробно узнать пользователя, понять эмоции и чувства, которые он испытывает.

М. Лири, изучая самопрезентационную тактику, выделяет три категории невербальной передачи информации: выражение эмоций, внешность, жесты и движения (Leary M.R., 1996). Нельзя сказать, что в социальных сетях невербальная коммуникация становится такой же, как в естественном общении. Однако появляется возможность провести аналогию и увидеть, как накладываются законы реального мира на виртуальную реальность.

Передача информации через внешность становится возможной в социальных сетях с введением главной фотографии пользователя - аватара. Аватар - это изображение или картинка, которая служит для персонализации пользователя в социальных сетях, чатах, порталах, блогах, форумах и т. д. Отличительной особенностью аватаров в социальных сетях является, как правило, его подлинность. Фотография - это стационарное изображение, которое не меняется в ходе общения, поэтому уловить эмоциональное состояние собеседника на первый взгляд кажется невозможно. Однако исследования показывают, что существует большое количество пользователей, которым свойственно очень часто менять свое изо-

291

бражение. Так, смена аватаров происходит у некоторых пользователей практически каждый день или несколько раз в неделю, что, несомненно, отражает его эмоциональное состояние и чувственные переживания. К тому же смысловую нагрузку несет и само изображение: в каком виде, одежде, позе и т. д. преподносит себя пользователь. К выражению эмоций посетителей сайта также можно отнести и использование ими аудио- и видеоресурсов. Некоторые композиции пользователи добавляют не просто к себе на страницу, они публикуют их у себя на «стене» в попытке донести свое эмоциональное состояние до широкого круга людей. Или добавляют музыкальные композиции к написанному тексту (это можно делать как в сообщениях, так и в заметках). Стиль и ритм мелодии характеризуют отношение автора к написанным словам и более подробно передают его состояние. Ко всему этому для передачи внутренних ощущений пользователи используют большое количество картинок, изображений, символов, смайлов, усиливают роль знаков препинания.

Как можно заметить, способы и формы общения в Интернете спустя короткий промежуток времени значительно продвинулись в своем развитии. На наш взгляд, новые возможности, которые предоставляют современные сайты, порождают особые социальные явления, требующие дальнейшего изучения. Социальные явления, которые возникают в виртуальном мире, на первый взгляд похожи на аналогичные явления в реальной жизни, однако имеют иные причины и следствия. Специфика коммуникации, опосредованной компьютером, расширяет возможности общения и, возможно, делает наше сознание более мобильным. Однако в настоящее время гуманитарные науки не успевают изучать новые социальные феномены, которые возникают благодаря масштабному развитию информационной индустрии.

Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева Особенности взаимовлияния личности и группы

Группа, в которой находится человек, оказывает сильное воздействие на формирование и развитие личности и поведение человека, так как группа - это всегда еще и частица общества. Как частица общества она несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны группы многообразно. В группе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член оказывает определенное влияние на группу в целом.

292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.