Научная статья на тему 'Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки'

Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2693
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / АВАТАР / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ТАТУИРОВКА / CYBERSPACE / SOCIAL NETWORK / SELF-PRESENTATION / AVATAR / APPEARANCE / TATTOO

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна

В данной работе приводятся способы самопрезентации через выбор аватар, в зависимости от ситуации общения. Приводятся результаты эмпирического исследования, описывающие особенности самопрезентации в виртуальном пространстве современной молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки»

Удк 159.925.8

презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки

Погонцева Дарья Викторовна,

кандидат психологических наук, старший преподаватель Южный Федеральный университет dashaoan@rambler.ru

В данной работе приводятся способы самопрезентации через выбор аватар, в зависимости от ситуации общения. Приводятся результаты эмпирического исследования, описывающие особенности самопрезентации в виртуальном пространстве современной молодежью.

Ключевые слова: киберпространство; социальная сеть; самопре-зентация; аватар; внешний облик, татуировка.

presentation in social networks as creating digital

tattoo

Pogontseva Daria V,

Ph.D., Senior Lecturer Southern Federal University dashapgn@rambler.ru

This paper presents the ways of self-presentation via an avatar selection, depending on the situation of communication. The results of an empirical study describes the features of self-presentation in the virtual space of modern youth.

Key words: cyberspace, social network, self-presentation, avatar, appearance, tattoo.

В современном мире наблюдается активное развитие информационных технологий, которое приводит к формированию новых технических и психологических феноменов, в том числе «виртуальной реальности» и «киберпространства». Одним из ярких явлений последнего десятилетия является формирование социальных сетей, в рамках которых каждый человек может создать web-страницу, профайл, который будет включать описание его

личности и графическое изображение (аватар) данной личности. На этапе заполнения данной анкеты личность может осознанно или не осознанно искажать информацию о себе, создавая не точную копию себя, а социально желательную или идеальную для себя личность. Таким образом, мы видим, что создание виртуальной личности похоже на одевание «виртуальной одежды» [1] или создание «виртуальной татуировки». Хуан Энрикез (Juan Enriquez) предложил данный термин в одной из своих лекций на ted.com [2]. Под виртуальной татуировкой (в оригинале digital tattoo) автор подразумевал некий отпечаток нас в сети. Facebook, Tweeter, а для российской реальности можно продолжить список социальными сетями «Вконтакте» и «Одноклассники». Данный термин показывает интересную взаимосвязь, которая действительно отражает современные тенденции - восприятия профайла в сети как некое отражение внутреннего мира человека. В другом сообщении на сайте ted.com С. Бродбент [3] приводит исследование социологов Facebook’a, которые, в свою очередь, отмечают, что в среднем у каждого пользователя данной социальной сети около 120 друзей, в зависимости от пола и возраста, однако двусторонний обмен сообщениями на регулярной основе (т.е. активное общение) идет с 5-6 людьми. Таким образом, и наши профайлы являются информативными для 10% собеседников, однако отражают некую информацию о нас, являясь своеобразной татуировкой.

В зарубежных исследованиях существует огромный пласт работ, который рассматривает различные аспекты психологии интернет-пространства. Так, группа ученых [4] отмечает, что исследования, проводившиеся ранее в Америке и Европе, изучали особенности самопредъявления - в анонимной он-лайн среде. Сам аспект анонимности позволяет человеку изменять свое поведение и моделировать абсолютно новую личность, включая асоциальное и девиантное поведение. Однако, по мнению авторов, социальные сети представляют собой нечто совсем иное. Сам вопрос об анонимности в данной среде включается исключительно опосредо-ванностью. В то же время все социальные сети пытаются ввести контроль заполняемых анкет/профайлов. Таким образом, авторы отмечают, что социальные сети являются уже не анонимной средой, а средой, которая способствует он-лайн общению как с людьми, которых вы знаете в реальной жизни, так и с теми, кого вы не встречали. Это обуславливает более честное заполнение анкеты,

в которой, кроме фотографии, указываются хобби, музыкальные интересы, любимые книги и т.д. В другом исследовании, также посвященном социальным средам [5], изучались гендерные особенности выбора фотографий и наполнение контента на Facebook. Авторы отметили, что не существует гендерных различий в выборе персональных фотографий и наполнении контента по количеству и качеству изображений, следует отметить, что в данном исследовании анализировались профайлы молодых людей и девушек от 18 до 23 лет, студентов колледжа или университета. По результатам качественного анализа было выявлено, что молодые люди выбирают фотографии, которые демонстрируют их активность, они корректны и правдивы, примерно в 98% случаев. В свою очередь, группа ученых из Сингапура [6] изучала особенности самопрезен-тации молодежи (12-18 лет) на сайте Facebook. Они выявили, что такие характеристики как экстраверсия и нарциссизм связаны с частотой обновления статуса и фотографий, а также их оценок.

С другой стороны, как показали ученые из ряда Европейских стран [7], существует несколько типов людей с точки зрения использования ими тех или иных аватаров как способа самопрезентации в сети. Двадцать участников исследования были разделены на три группы: (1) для аватары используют такие фотографии, чтобы точно отразить себя; данная группа выбрала для отображения фотографии, которые в наиболее выгодном свете демонстрируют личность, ее социальную роль, (2) это люди, которые благодаря созданной анкете в сети «вырвались на свободу из социальных правил, регулирующих самопрезентацию»; и, наконец, (3) данная группа лиц использует аватары для того, чтобы передать некий смысл, послание конкретной аудитории, действуя по принципу «кому надо - тот поймет». Важно подчеркнуть, что авторы данной статьи использовали в своем исследовании также программу Yahoo! Avatars customisation, которая позволяет создавать рисованный персонаж, придавая ему определенную прическу, цвет волос и глаз, форму носа.

Однако как подчеркивают A. Vasalou, A. N. Joinson [7], выбор аватара зависит и от среды, в которой находится человек. Так, существует три основных социальных он-лайн среды: блоги, знакомства и игры. Люди, которые ведут блоги, выбирают фотографии наиболее честно отражающие их реальный физический облик, для знакомств выбирают фотографии, которые могут быть наиболее привлекательны для противоположного пола, а аватар для игр, вы-

бирается такой, чтобы максимально передать интеллектуальные способности хозяина профайла. Кроме того, авторы данного исследования изучили, на сколько характеристики, которыми наделяют «аватар» совпадают с теми, которые человек приписывает себе. В ходе данного исследования ученые выявили, что независимо от среды, из 71 человек, 82% наделяют свой аватар такими же характеристиками, как и себя в реальной жизни.

Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, некая анонимность, которая создается опосредованным общением через интернет, может порождать изменение профайла с создания виртуальной личности, которая будет отличаться от реальной. С другой стороны, сама специфика социальных сетей подразумевает общение с людьми, которые знакомы в реальной жизни, таким образом, опосредованное общение не является в полной мере анонимным, и может наполняться некими символами, которые будут создавать необходимые аспекты образа как прототипа реального внешнего облика. Как отмечает В.А. Лабунская [8], «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, стратегий, описания стилей жизни. <...> Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». И даже созданный виртуально, он создан как «Я-для-Другого» и наполняется за счет различных невербальных аспектов необходимой информацией о личности.

Не смотря на то, что в зарубежных исследованиях проблема влияния внешнего облика на различные аспекты взаимодействия изучается давно, в рамках российской психологии этот аспект является малоизученным. В тоже время существуют предпосылки для изучения данного феномена, это работы, посвященные общению и роли внешности в различных аспектах жизни. Это труды А.А. Бодалева, В.Н. Панферова, В.А. Лабунской, В.В. Барабанщикова и других. Так, В.Н. Панферов считал, что эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации субъективных свойств человека, разворачивающегося во времени.

Основываясь на наших предыдущих работах [9], мы увеличили выборку и рассмотрели гендерные особенности презентации себя в виртуальном пространстве. В эмпирическом исследовании нами была проанализирована 12791 анкета двух возрастных групп.

В первую группу вошли 6 691 анкета - 3 337 мужских анкет и 3354 женских анкет, представленных в пространстве социальной сети vk.com, в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст 16 лет). Во второй группе было проанализировано 6 100 анкет - 3 100 мужских анкет и 3000 женских анкет, представленных в пространстве социальной сети vk.com, в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 21 год). Анкеты были выбраны случайным порядком; возрастные границы были заданы заранее, выбор анкет осуществлялся через фильтр.

В табл. 1 представлены сводные результаты по всей выборке.

Таблица 1.

Содержание аватара/ имени подростки молодежь Всего

м ж м ж м ж

Имя

Не реальное имя (исторические персонажи, псевдонимы, имена звезд кино, эстрады, спорта) 34 42 65 36 99 78

Аватар

Рисунок на аватаре (пейзаж, натюрморт, ягоды) 97 36 150 78 247 114

Животное 132 54 134 51 266 105

Другой человек (звезды спорта, кино, эстрады) 1109 503 278 79 1387 582

Таким образом, увеличив выборку, мы подтвердили полученные ранее данные, которые не подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что женщины более склонны искажать о себе информацию. Анализируя данные, полученные в ходе анализа, мы можем предположить, что в процессе формирования образа Я в виртуальном пространстве мужчины и женщины искажают информацию о себе с целью изменить, откорректировать свой образ или с целью скрыть свой настоящий облик. Однако наиболее интересным, на наш взгляд, является тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, искажают информацию о себе, в то же время женщины чаще являются объектами исследований, посвященных телесному

перфекционизму и формированию телесного облика (диеты, пластическая хирургия и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что виртуальное пространство и самопредъявление себя в этом пространстве мало изучены именно с позиции гендерных особенностей представления себя и формирования самовосприятия мужчинами. Однако если рассматривать полученные данные через призму «виртуальных татуировок», то полученные результаты вполне оправданы, поскольку, как отмечают социологи, мужчины чаще наносят татуировки для презентации себя.

В итоге хотелось бы резюмировать, что несмотря на процессы глобализации и распространение интернета в целом и социальных сетей в частности, а также интерес к данной проблематике в западной психологии, в российской психологии существует значительный пробел в изучении социально-психологических особенностей самопрезентации в интернет-пространстве, формирования имиджа, через наполнение профайлов. Большинство работ носят лишь косвенный, фрагментарный характер. Исходя из этого, в дальнейшем мы планируем более тщательно проработать данный аспект как с позиции теоретического анализа в российской и зарубежной психологии, так и провести эмпирическое исследование, включающее различные социально-психологические аспекты презентации себя в интернет пространстве.

Литература:

1. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета / А.Е. Войскунский // Вопросы философии. - 2001. - №11. - С.64-79. (Voyskunsky A.E. Internet metaphors / Voprosy filosofii. - 2001. - №11. - P.64-79).

2. Enriquez J. Your online life, permanent as a tattoo Электронный ресурс http://www.ted.com/talks/lang/ru/juan_enriquez_how_to_think_about_ digital_tattoos.html.

3. Broadbent S. How the Internet enables intimacy Электронный ресурс http://www.ted.com/talks/lang/ru/stefana_broadbent_how_the_internet_ enables_intimacy.html

4. Zhao Sh., Grasmuck S., Martin J.Identity construction on Facebook: Digital empowerment in anchored relationships// Computers in Human Behavior 24 (2008) 1816-1836

5. Hum N.J., Chamberlin P.E., Hambright B.L., PortwoodA.C., Schat A.C., Bevan J.L. A picture is worth a thousand words: A content analysis of Facebook profile photographs // Computers in Human Behavior (2011)

6. Ong E.Y.L., Ang R.P., Ho J.C.M., Lim J. C.Y., Goh D.H., Lee C. S. and Chua A.Y.K. Narcissism, extraversion and adolescents’ self-presentation on Facebook // Personality and Individual Differences Volume 50, Issue 2, January 2011, Pages 180-185.

7. Vasalou A., Joinson A.N. Me, myself and I: The role of interactional context on self-presentation through avatars // Computers in Human Behavior 25 (2009) 510-520.

8. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39. (Labunskaya VA. «Visible man» as social-psychological phenomenon // Social psychology and society. № 1/2010. P. 26-39).

9. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Электронный научный журнал №1 декабрь 2012 С.66-72. (Pogontseva D.V. Self-presentation in cyberspace // Philosophical problems of IT and cyberspace. E-scientific magazine №1. December, 2012. P. 66-72).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.