Научная статья на тему 'Особенности самооценки материально-бытового положения семьи у подростков, находящихся под воздействием хронического социального стресса'

Особенности самооценки материально-бытового положения семьи у подростков, находящихся под воздействием хронического социального стресса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ХРОНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕСС / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / CHILDREN / TEENAGERS / CHRONIC SOCIAL STRESS / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбакова Маргарита Викторовна

С целью выявления особенностей самооценки материально-бытового положения семьи у подростков, находящихся под воздействием хронического социального стресса, было обследовано 800 подростков в возрасте 12-16 лет. Выявлено, что дети с признаками хронического социального стресса чаще выражают неудовлетворенность, как имущественным положением своей семьи, так и материальной обеспеченностью своих запросов и потребностей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости учитывать данные субъективной оценки ребенком своего материально-бытового положения при разработке программы профилактики развития хронического социального стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рыбакова Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of a self-rating of material and household provision of a family at the teenagers who are under the influence of a chronic social stress

For the purpose of detection of features of a self-rating of material and household provision of a family at the teenagers who are under the influence of a chronic social stress 800 teenagers at the age of 12-16 years were examined. It is revealed that children with symptoms of a chronic social stress express to a thicket not satisfaction, both a property status of the family, and the material security of the inquiries and requirements. The obtained data confirm need to consider data of value judgment by the child of the material and household situation when developing the program of prophylaxis of development of a chronic social stress.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки материально-бытового положения семьи у подростков, находящихся под воздействием хронического социального стресса»

И ¡псе

The jounnl o(;cicntilic urtidcs

ЕЫЩ

♦ & шШеошош

Educatioij

УДК 614.2=161.1(0.064)(470.331)-053.67

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ХРОНИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА

М.В. Рыбакова

ГБОУ ВПО «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Тверь, Россия, 170100

Аннотация. С целью выявления особенностей самооценки материально-бытового положения семьи у подростков, находящихся под воздействием хронического социального стресса, было обследовано 800 подростков в возрасте 12—16 лет. Выявлено, что дети с признаками хронического социального стресса чаще выражают неудовлетворенность, как имущественным положением своей семьи, так и материальной обеспеченностью своих запросов и потребностей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости учитывать данные субъективной оценки ребенком своего материально-бытового положения при разработке программы профилактики развития хронического социального стресса.

Ключевые слова: дети, подростки, хронический социальный стресс, качество жизни.

Актуальность. Одной из приоритетных задач отечественного здравоохранения является формирование здоровья детского населения России [1, с. 9; 6, с. .65—68]. Проблема влияния хронического социального стресса на детский и подростковый организм стала особенно актуально в последние десятилетия. Весь мир захлестнула волна суицидов и аутодеструктивного поведения здоровых детей, находящихся в относительно благополучных условиях. Современные средства коммуникации обрушивают на ребенка огромный информационный поток и разрушают процесс внесемейной социализации подростка, что ведет к снижению социальной адаптации, развитию психосоматической патологии и увеличению риска возникновения хронической патологии [4, с. 226—228].

Существующие подходы к профилактике развития хронического социального стресса основаны на объективной оценке совокупности социально-средовых, клинико-анамнестических и функцио-

нальных признаков развития проявлений хронического социального стресса у ребенка, что объясняет развитие хронического социального сресса у таких социально-депривированных категорий населения, как вынужденные переселенцы и мигранты [3, с. 12]. Однако, имеющиеся в настоящее время данные не позволяют объяснить факт формирования хронического социального стресса у ребенка, находящегося в благоприятных материально-бытовых условиях. Отсутствуют публикации, рассматривающие роль самооценки подростком его социального и материально-бытового положения во внесемейной микросоциальной среде.

Цель исследования — выявить особенности самооценки материально-бытового положения семьи у подростков, находящихся под воздействием хронического социального стресса.

Материалы и методы. Публикация осуществляется в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке ФГБУ «Российский

—--—

~ 455 ~

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

—■--—

[ \ мани [арный научный фонд». Было обследовано 800 детей в возрасте 12—16 лет, проживающих в г. Твери. Формирование контрольной и основной группы было проведено с использованием метода парных копий. В основную группу вошли 400 детей обоего пола с достоверными признаками хронического социального стресса, подтвержденными как клиническими данными, так и данными тестирования ребенка. В контрольную группу вошли 400 мальчиков и девочек, не имевших признаков хронического социального стресса. В связи с тем. что все полученные данные являлись экстенсивными показателями мы использовали метод угловых отклонений Фишера для оценки достоверности полученных результатов [2, с. 84—86, 266—269].

Результаты и обсуждение. По нашим данным среди детей с признаками хронического социального стресса чаще встречалась негативная оценка благосостояния своей семьи, что было в 2,06 раза чаще, чем у детей из контрольной группы. В то же время дети, не имеющие признаков хронического социального стресса, в 1,67 раза чаще отмечали, что уровень жизни их семьи не отличается от уровня жизни семей одноклассников (p < 0,001). В обеих группах только каждый пятый ребенок считал, что уровень жизни его семьи выше, чем у одноклассников.

На основании данных опроса родителей и учителей мы получили объективную картину условий проживания обследованных подростков. Дети с признаками хронического социального стресса в 1,35 раза чаще проживали в неполных семьях (p < 0,001). Однако, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия проживания не были характерны для детей с признаками хронического социального стресса — в контрольной группе они встречались в 2,64 раза чаще, чем в основной. (p < 0,001). В то же время, у детей основной группы было выявлено значительное, в 4,39 раза увеличение частоты такого фактора, как низкая материальная обеспеченность семьи обследуемого ребенка, по сравнению с аналогичным показателем в контрольной группе (p < 0,001). Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия воспитания у детей с признаками хронического социального стресса встречались в 1,77 раза реже, чем в контрольной группе (p < 0,05). Мы не выявили

достоверных различий в частоте таких факторов риска социально-средового анамнеза, как неудовлетворительный психологический микроклимат в семье, наличие вредных привычек у родителей ребенка, наличие асоциальных форм поведения у родителей ребенка и неблагоприятные экологические условия проживания семьи.

На основании данных анонимного анкетирования нами было установлено, что большинство детей с признаками хронического социального стресса были не удовлетворены имущественным положением своей семьи. Таких детей было в 1,96 раза больше, чем в контрольной группе (р < 0,001). Одним из наиболее распространенных факторов социальной фрустрации детей с признаками хронического социального стресса является неудовлетворенность количеством и качеством своей одежды — данный фактор встречался у большинства детей из основной группы и превышало аналогичный показатель у детей из контрольной группы в 1,36 раза (р < 0,001). На втором месте находилась неудовлетворенность количеством и качеством личных вещей у ребенка, данный фру-стрирующий фактор в группе контроля встречался в 1,3 раза реже. Недостаток игрушек, как фактор социальной фрустрации, отметил каждый второй ребенок с признаками хронического социального стресса, что было в 1,44 раза чаще, чем у детей из контрольной группы (р < 0,001).

В отличие от исследований Е.Г. Королюк с соавт. (2011), проведенных ранее, мы не выявили достоверных различий в распределении факторов, свидетельствующих о недостатке возможности доступа к современным телекоммуникационном средствам развлечений, что может быть значительным увеличением вариантов доступа к сети интернет у современного подростка [5, с. 64—68].

Следует отметить, что такие факторы, как недостаток одежды и личных вещей, отсутствие игрушек, ограничение в наличии одежды по сезону и отсутствие собственного жилья у семьи респондента не имели значимых различий.

Самооценка ребенком качества питания в семье может служить одним из важных признаков наличия социальной фрустрации, как детерминирующего фактора развития хронического социального стресса. По нашим данным, большинство

—--—

~ 456 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Рыбакова M.B. Особенности самооценки материально-бытового положения семьи у подростков...

детей с признаками хронического социального стресса отмечали однообразность питания, что в 1,75 раза чаще, чем в контрольной группе (р < 0,001). В то же время нерегулярность питания чаще встречалось у детей, не имевших признаков хронического социального стресса (р < 0,001). Достоверных различий в отношении наличия у респондентов недостатка продуктов питания выявлено не было.

Выводы. Для детей с признаками хронического социального стресса характерна не удовлетворенность уровнем жизни своей семьи, по сравнению с уровнем жизни семей одноклассников. В то же время объективный уровень жизни семей подростков с признаками хронического социального стресса практически не отличается от средне группового. Ведущими причинами материально-бытовой фрустрации у детей с признаками хронического социального стресса является неудовлетворенность имущественным положением семьи респондента, неудовлетворенность ребенка количеством и качеством личных вещей, неудовлетворенность ребенка количеством и качеством своей одежды, недостаток игрушек. Выявлено исчезновение фрустрации за счет ограничения возможности доступа к современным телекоммуникационным средствам развлечений. Следовательно, профилактика риска развития хронического социаль-

ного стресса в современной подростковой среде должна проводиться с учетом субъективной оценки ребенком своего материально-бытового положения, а не только на основании данных социаль-но-средового анамнеза, как рекомендовалось ранее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов A.A. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. № 3. С. 9—14.

2. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознания патологических процессов. Л., 1978.

3. Жуков C.B. Формирование здоровья детей — вынужденных переселенцев в отдаленном периоде после осложненной чрезвычайной ситуации: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. СПб., 2011.

4. Жуков C.B., Королюк Е.Г. Патогенетическая модель формирования уровня здоровья подростков-вынужденных переселенцев, находящихся в условиях хронического социального стресса // Вестник новых медицинских технологий. 2009. № 2. С. 226—228.

5. Королюк Е.Г., Калинкин М.Н., Жуков C.B. Хронический социальный стресс: этиология и патоаутоки-нез. Монография. Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. академии ТГМА, 2011.

6. Стародубов В.И. Здоровье нации и система здравоохранения Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2005. № 11—12. С. 65—68.

FEATURES OF A SELF-RATING OF MATERIAL AND HOUSEHOLD PROVISION OF A FAMILY AT THE TEENAGERS WHO ARE UNDER THE INFLUENCE OF A CHRONIC SOCIAL STRESS

M. V. Rybakova

Public budgetary educational institution of higher education

"Tver state medical academy" of Ministry of Health of the Russian Federation

Annotation. For the purpose of detection of features of a self-rating of material and household provision of a family at the teenagers who are under the influence of a chronic social stress 800 teenagers at the age of 12—16 years were examined. It is revealed that children with symptoms of a chronic social stress express to a thicket not satisfaction, both a property status of the family, and the material security of the inquiries and requirements. The obtained data confirm need to consider data of value judgment by the child of the material and household situation when developing the program of prophylaxis of development of a chronic social stress.

Key words: children, teenagers, chronic social stress, quality of life.

—--—

~ 457 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

REFERENCES

1. Baranov A. A. Sostoyanie zdorov'ya detei v Ros-siiskoi Federatsii. Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Sperans-kogo, 2012, no. 3, pp. 9—14.

2. Gubler E.V. Vychislitel'nye metody analiza i ras-poznaniya patologicheskikh protsessov. L., 1978.

3. Zhukov S.V. Formirovanie zdorov'ya detei — vynuzhdennykh pereselentsev v otdalennom periode posle oslozhnennoi chrezvychainoi situatsii. Avtoref. dis. dokt. med. nauk. St.Petersburg, 2011.

4. Zhukov S.V., Korolyuk E.G., Patogeneticheskaya model' formirovaniya urovnya zdorov'ya podrostkov-

vynuzhdennykh pereselentsev, nakhodyashchikhsya v uslo-viyakh khronicheskogo sotsial'nogo stressa. Vestnik no-vykh meditsinskikh tekhnologii, 2009, no. 2, pp. 226—228.

5. Korolyuk E.G., Kalinkin M.N., Zhukov S.V. Khro-nicheskii sotsial'nyi stress: etiologiya i patoautokinez. Mo-nografiya. Tver': Red.-izd. tsentr Tver. gos. med. akademii TGMA, 2011.

6. Starodubov V.I. Zdorov'e natsii i sistema zdra-vookhraneniya Rossiiskoi Federatsii. Uroven' zhizni nase-leniya regionov Rossii, 2005, no. 11—12, pp. 65—68.

INF0BA5E '

INDEX

COPERNICUS OAJt Ci ULftICHSWEB

ntfif ■ ».. |Âl uËHAl j L'JifC iJl É m ■ T Mi II i : 111. L--

GO Jgle iV'j.CiteFactor |5ÎÎI|

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.