Научная статья на тему 'Особенности самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи'

Особенности самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-SA
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Здоровье мегаполиса
ВАК
Область наук
Ключевые слова
здоровье / отношение к здоровью / индекс отношения к собственному здоровью / самооценка индекса отношения к собственному здоровью / молодежь / студенческая молодежь / health / attitude toward health / index of attitude toward personal health / self-assessment index of attitude toward personal health / youth / young students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна, Бонкало Татьяна Ивановна

Введение. Частичная изоляция в ковидный период и трудности восстановления коммуникационных связей в постковидный период привели к осознанию изменений здоровья и динамике отношения к собственному здоровью студенческой молодежи. Цель. Выявить особенности самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи в ковидный и постковидный периоды. Материалы и методы. На выборке в 645 совершеннолетних студентов московских вузов на добровольной основе было проведено 5 авторских процедур диагностики уровней выраженности здоровья, его видов (общего, душевного и психического) и составляющих (эмоциональной, когнитивной, практической и поступочной шкал индекса отношения к здоровью, а также показателя интенсивности). Результаты. Установлено, что в ковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи являются: высокая связь между средним уровнем когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью и выше среднего уровнем душевного и общего здоровья. Доказано, что в постковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи являются высокая связь между: выше среднего уровнем душевного здоровья и средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности; выше среднего уровнем общего здоровья и средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности. Акцентировано внимание на установленной заметной связи между: средним уровнем здоровья и состояния психического здоровья и средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности; средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и средним уровнем показателя интенсивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна, Бонкало Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Self-Assessment Index of Attitude Toward Personal Health in Young Students

Introduction. Partial lockdown during the COVID-19 pandemic and difficulties in restoring social ties in the post-pandemic period led to noticeable changes in health awareness and attitudes toward personal health among young students. Purpose. The goal was to identify the features of the self-assessment index of attitude toward personal health in students in the COVID and post-COVID periods. Methods and materials. 645 adult students from Moscow universities participated in the study on a voluntary basis. They were provided with five author-developed surveys aimed at identifying levels of health, its types (general, psychological, and mental), and components (emotional, cognitive, practical, and behavioral scales of the index of attitude toward health, as well as the intensity indicator). Results. The study showed that during the COVID-19 pandemic one of the main features of self-assessment index of attitude toward personal health among students was a high correlation between the average level of the cognitive scale of the index of attitude toward health and the above-average level of psychological and general health. It was proven that in the post-COVID period one of the main features of self-assessment index of attitude toward personal health among students was a high correlation between the above-average level of psychological health and the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the intensity indicator; the above-average level of general health and the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the intensity indicator. There is a noticeable correlation between the average level of health and mental health and the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the intensity indicator; the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the average level of the intensity indicator.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи»

УДК 614.2:378.17

DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2023.v.4i3;4-12

Особенности самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи

О. Б. Полякова1, Т. И. Бонкало2

1 Российский государственный социальный университет, 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1

2 Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, Россия, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 9

Аннотация

Введение. Частичная изоляция в ковидный период и трудности восстановления коммуникационных связей в постковидный период привели к осознанию изменений здоровья и динамике отношения к собственному здоровью студенческой молодежи.

Цель. Выявить особенности самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи в ковидный и постковидный периоды.

Материалы и методы. На выборке в 645 совершеннолетних студентов московских вузов на добровольной основе было проведено 5 авторских процедур диагностики уровней выраженности здоровья, его видов (общего, душевного и психического) и составляющих (эмоциональной, когнитивной, практической и поступочной шкал индекса отношения к здоровью, а также показателя интенсивности).

Результаты. Установлено, что в ковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи являются: высокая связь между средним уровнем когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью и выше среднего уровнем душевного и общего здоровья. Доказано, что в постковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи являются высокая связь между: выше среднего уровнем душевного здоровья и средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности; выше среднего уровнем общего здоровья и средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности. Акцентировано внимание на установленной заметной связи между: средним уровнем здоровья и состояния психического здоровья и средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности; средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и средним уровнем показателя интенсивности.

Ключевые слова: здоровье, отношение к здоровью, индекс отношения к собственному здоровью, самооценка индекса отношения к собственному здоровью, молодежь, студенческая молодежь

Для цитирования: Полякова, О. Б. Особенности самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здоровье мегаполиса. - 2023. - Т. 4, вып. 3. - С. 4-12. - БОТ: 10.47619/2713-2617^т.2023.у.413;4-12

© Авторы сохраняют за собой авторские права на эту статью.

© Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

UDC 614.2:378.17

DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2023.v.4i3;4-12

Features of Self-Assessment Index of Attitude Toward Personal Health in Young Students

O. B. Polyakova1, T. I. Bonkalo2

1 Russian State Social University, 1, str., 4, Vilgelma Pika ul., Moscow, 129226, Russian Federation

2 Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, 9, Sharikopodshipnikovskaya ul., Moscow, 115088, Russian Federation

Abstract

Introduction. Partial lockdown during the COVID-19 pandemic and difficulties in restoring social ties in the post-pandemic period led to noticeable changes in health awareness and attitudes toward personal health among young students.

Purpose. The goal was to identify the features of the self-assessment index of attitude toward personal health in students in the COVID and post-COVID periods.

Methods and materials. 645 adult students from Moscow universities participated in the study on a voluntary basis. They were provided with five author-developed surveys aimed at identifying levels of health, its types (general, psychological, and mental), and components (emotional, cognitive, practical, and behavioral scales of the index of attitude toward health, as well as the intensity indicator).

Results. The study showed that during the COVID-19 pandemic one of the main features of self-assessment index of attitude toward personal health among students was a high correlation between the average level of the cognitive scale of the index of attitude toward health and the above-average level of psychological and general health. It was proven that in the post-COVID period one of the main features of self-assessment index of attitude toward personal health among students was a high correlation between the above-average level of psychological health and the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the intensity indicator; the above-average level of general health and the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the intensity indicator. There is a noticeable correlation between the average level of health and mental health and the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the intensity indicator; the average level of emotional, cognitive and practical scales of the index of attitude toward health and the average level of the intensity indicator.

Keywords: health, attitude toward health, index of attitude toward personal health, self-assessment index of attitude toward personal health, youth, young students

For citation: Polyakova O. B., Bonkalo T. I. Features of self-assessment index of attitude toward personal health in young students. City Healthcare, 2023, vol. 4, iss. 3, pp. 4-12. doi: 10.47619/2713-2617.zm.2023.v.4i3;4-12 (in Russian).

© Authors retain the copyright of this article.

© This article is published under the terms of the Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International.

Введение

Экологический стресс в виде пандемии СОУГО-19 внес свои правки в жизнедеятельность и профессиональную подготовку студенческой молодежи (нарушение обратной связи, обучение в режиме онлайн, ограничение коммуникации, увеличение времени на поиск учебно-профессиональной информации, частичная изоляция и др.), что негативно сказалось на здоровье студентов [1; 2; 3; 4; 5]: возникла симптоматика эмоционального истощения, деформировался образ и стиль жизни, произошла смена учебно-профессиональных ценностей и образовательных потребностей, появилась депривация информации о психическом здоровье и стали тревожить мысли о состоянии здоровья [6; 7; 8; 9; 10], что приводит к учебно-профессиональному кризису, дезадаптации в профессиональной подготовке, страху утраты здоровья, дезориентации в способах поддержания должного уровня состояния психического и психологического здоровья [11; 12; 13; 14; 15].

Материалы и методы

Выявление особенностей самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи (645 совершеннолетних студентов московских вузов, на добровольной основе) осуществлялось с помощью опросников:

1) «Будьте здоровы!» (БЗ) (автор Р. А. Березовская) - для определения уровня здоровья [16];

2) «Здоровы ли вы душевно?» (ЗЛВД), (автор С. Касьянов) - для установления степени душевного здоровья [17, с. 235];

3) Индекс отношения к здоровью (ИОКЗ) (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина) - для диагностики уровня и особенностей отношения

к здоровью: эмоциональная шкала (ЭШ), когнитивная шкала (КШ), практическая шкала (ПрШ), поступочная шкала (ПоШ), показатель интенсивности (ПИ) [18];

4) Общего здоровья опросник (ОЗО) (автор Д. Голдберг) - для выявления уровня общего здоровья [19];

5) Предварительная оценка состояния психического здоровья (ПОСПЗ) (автор В. Н. Краснов) - для установления состояния психического здоровья [20].

Автор модификации интерпретации результатов - О. Б. Полякова (табл. 1). Математическая обработка данных - критерий корреляции К. Пирсона и шкала Чеддока - Снедекора.

Результаты

В ковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи являются (табл. 2):

1) высокая связь между средним уровнем когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью и выше среднего уровнем душевного здоровья (0,765) и общего здоровья (0,755);

2) заметная связь между:

• средним уровнем когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью и средним уровнем здоровья (0,605) и состояния психического здоровья (0,626);

• выше среднего уровнем душевного здоровья и ниже среднего уровнем эмоциональной (0,515), практической (0,538) и поступочной (0,582) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,6);

• выше среднего уровнем общего здоровья и ниже среднего уровнем эмоциональной

Таблица 1 - Шкалирование уровней составляющих индекса отношения к здоровью студенческой молодежи Table 1 - Scaling the levels of the components of the index of attitudes towards the health of student youth

Аббревиатуры опросников и составляющих Уровни составляющих индекса отношения к здоровью студенческой молодежи

низкий (Н) ниже среднего (НС) средний (С) выше среднего (ВС) высокий (В)

БЗ 0-2 3-5 6-8 9-11 12-14

ЗЛВД 0-9 10-18 19-27 28-36 37-45

ИОКЗ ЭШ, КШ, ПрШ, ПоШ 0-3 4-7 8-10 11-14 15-18

ПИ 0-14 15-28 29-43 44-57 58-72

ОЗО 0-6 7-14 15-21 22-29 30-36

ПОСПЗ 0-4 5-10 11-15 16-21 22-26

Таблица 2 - Показатели диагностики и установления связи составляющих индекса отношения к здоровью студенческой молодежи

Table 2 - Indicators of diagnostics and establishing the relationship between the components of the index of attitudes towards the health of students

Ковидный период (весна - осень 2020 г.)

АОИС ИОКЗ

ЭШ КШ ПрШ ПоШ ПИ

БЗ = 7,35 (С) 0,325 0,605 0,315 0,318 0,391

ЗЛВД = 28,08 (ВС) 0,515 0,765 0,538 0,582 0,6

ЭШ=6,14 (НС) 1 0,332 0,219 0,211 0,254

КШ=8,29 (С) 0,332 1 0,325 0,327 0,328

ИОКЗ ПрШ=6,23 (НС) 0,219 0,325 1 0,228 0,257

ПоШ=6,31 (НС) 0,211 0,327 0,228 1 0,255

ПИ=26,97 (НС) 0,254 0,328 0,257 0,255 1

ОЗО = 22,39 (ВС) 0,512 0,755 0,527 0,545 0,585

ПОСПЗ = 15,25 (С) 0,425 0,626 0,429 0,437 0,479

Постковидный период (весна - осень 2022 г.)

АОИС ИОКЗ

ЭШ КШ ПрШ ПоШ ПИ

БЗ = 8,31 (С) 0,608 0,655 0,599 0,341 0,551

ЗЛВД = 30,55 (ВС) 0,749 0,825 0,745 0,552 0,718

ЭШ=8,35 (С) 1 0,605 0,565 0,328 0,499

КШ=9,04 (С) 0,605 1 0,622 0,331 0,537

ИОКЗ ПрШ=8,28 (С) 0,565 0,622 1 0,315 0,5

ПоШ=7,02 (НС) 0,328 0,331 0,315 1 0,325

ПИ=32,69 (С) 0,499 0,537 0,5 0,325 1

ОЗО = 23,95 (ВС) 0,752 0,815 0,748 0,547 0,716

ПОСПЗ = 15,31 (С) 0,632 0,657 0,615 0,342 0,562

Примечание. АОИС - аббревиатуры опросников и составляющих; р < 0,01 - статистическая значимость корреляционной связи.

(0,512), практической (0,527) и поступочной (0,545) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,585);

3) умеренная связь между:

• средним уровнем здоровья и ниже среднего уровнем эмоциональной (0,325), практической (0,315) и поступочной (0,318) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,391);

• средним уровнем когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью и ниже среднего уровнем эмоциональной (0,332), практической (0,325) и поступочной (0,327) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,328).

В постковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи являются (см. табл. 2):

1) высокая связь между:

• выше среднего уровнем душевного здоровья и средним уровнем эмоциональной (0,749), когнитивной (0,825) и практической (0,745) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,718);

• выше среднего уровнем общего здоровья и средним уровнем эмоциональной (0,752), когнитивной (0,815) и практической (0,748) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,716);

2) заметная связь между:

• средним уровнем здоровья и средним уровнем эмоциональной (0,608), когнитивной (0,655) и практической (0,599) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,551);

• средним уровнем состояния психического здоровья и средним уровнем эмоциональной (0,632), когнитивной (0,657) и практической (0,615) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,562);

• средним уровнем эмоциональной шкалы индекса отношения к здоровью и средним уровнем когнитивной (0,605) и практической (0,565) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,499);

• средним уровнем когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью и средним уровнем эмоциональной (0,605), практической (0,622) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,537);

• средним уровнем практической шкалы индекса отношения к здоровью и средним уровнем эмоциональной (0,565), когнитивной (0,622) шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (0,5);

• средним уровнем показателя интенсивности и средним уровнем эмоциональной (0,499), когнитивной (0,537) и практической (0,5) шкал индекса отношения к здоровью;

• ниже среднего уровнем поступочной шкалы индекса отношения к здоровью и выше среднего уровнем душевного здоровья (0,552) и общего здоровья (0,547);

3) умеренная связь между ниже среднего уровнем поступочной шкалы индекса отношения к здоровью и средним уровнем здоровья (0,341), и эмоциональной (0,328), когнитивной (0,331) и практической (0,315) шкал индекса отношения к здоровью, и показателя интенсивности (0,325), и состояния психического здоровья (0,342).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Результаты выявления особенностей самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи и акцентирование внимания на повышении уровня эмоциональной, когнитивной, практической и особенно посту-почной (направленности на осознание изменений в поступках студентов, обусловленных отношением к собственному здоровью, проявляющихся в их активности по изменению окружающей среды в соответствии с отношением к здоровью, здоровому образу жизни в плоскости совершенных и совершаемых ими поступков при влиянии

на окружающих, себя и общество в целом) шкал индекса отношения к здоровью подтверждаются исследованиями медиков, физиологов, психологов, педагогов и социологов, направленными на упреждение психосоматизации, повышение внимания студентов к здоровью, формирование культурной оценки состояния психического здоровья, упрочение жизнестойкости, создание учебно-профессиональных условий образовательной среды, способствующей психологическому здоровью [21; 22; 23; 24; 25], а также на осуществление антикризисной помощи, устранение физиологического стресса, проведение тренингов здоровья, применение реформ здравоохранения, поддержание психического здоровья людей разного возраста [26; 27; 28; 29; 30].

Заключение

В ковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи является высокая связь между средним уровнем когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью и выше среднего уровнем душевного и общего здоровья (частичная изоляция в ковидный период, переживаемая как стрессогенный фактор и наносящая урон здоровью, провоцирует повышение степени когнитивной шкалы индекса отношения к здоровью, т. е. уровня изменений в мотиваци-онной и познавательной направленности, проявляющейся в информационной сенситивности, готовности и стремлении к поиску, получению и переработке информации по теме здоровья и здорового образа жизни; средний уровень когнитивной шкалы указывает на ориентацию студенческой молодежи на пассивные вопросы, т. е. получение информации о здоровье от окружающих, в большей степени, чем активные вопросы, т. е. самостоятельный поиск и переработка информации о здоровье).

Чем выше когнитивная шкала индекса отношения к здоровью, тем выше душевное и общее здоровье студенческой молодежи.

В постковидный период основными особенностями самооценки индекса отношения к собственному здоровью студенческой молодежи является высокая связь между выше среднего уровнем душевного и общего здоровья и средним уровнем эмоциональной, когнитивной и практической шкал индекса отношения к здоровью и показателя интенсивности (трудности восстановления коммуникационных связей в постковидный период способствуют активизации эмоциональной и практической шкал индекса отношения к здоровью, т. е. направленности на определение степени изменений в эмоционально-волевой сфе-

ре, обусловленных отношением к собственному здоровью и дающих возможность установить, насколько студенческая молодежь восприимчива к эстетическому компоненту здоровья, сенситивна и чувствительна к разным витальным, жизненным проявлениям собственного организма, способна получать наслаждение от собственного здоровья и способов заботы о нем; т. е. направленности на выявление степени изменений в мотивации деятельности практического характера,

проявляющихся в готовности и стремлении к реальной практической деятельности, предлагаемой и организованной окружающими и самостоятельно студенческой молодежью, направленной на заботу о собственном здоровье).

Чем выше эмоциональная, когнитивная и практическая шкалы индекса отношения к здоровью и показатель интенсивности, тем выше душевное и общее здоровье студенческой молодежи.

Список литературы

1. Засухина Л. В. и др. Влияние эпидемиологической ситуации на физическое и психологическое состояние здоровья студентов вузов // Перспективы науки. - 2021. - Т. 3, № 138. - С. 57-59.

2. Воропаева С. В., Ласская О. Г. Медико-психологические аспекты сохранения здоровья студентов медицинского вуза в процессе дистанционного обучения // Профилактическая медицина. - 2022. -Т. 25, № 5-2. - С. 50-51.

3. Амосов Н. М. Мера здоровья и счастья. - URL: https://www.elitarium.ru/mera_zdorovja_i_schastja/ (дата обращения: 26.02.2023).

4. Михальчи Е. В. Изучение особенностей и факторов психического здоровья у лиц с разным уровнем здоровья // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7, № 1. - С. 160-180.

5. Радченко-Драйярд С. В. Проблема психического здоровья в университетской сфере и актуальные задачи медико-психологических центров по его оптимизации // Здоровье - основы человеческих свобод: проблемы и пути их решения. - 2021. - Т. 16, № 4. - С. 1801-1813.

6. Бонкало Т. И., Полякова О. Б. Эмоциональное истощение как фактор возникновения и развития невротических состояний медицинских работников // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. - Т. 28, № S2. - С. 1208-1214.

7. Шевченко С. С. Взаимосвязь стиля жизни и психологического здоровья студентов медицинского вуза // Профилактическая медицина. - 2022. Т. 25, № 12. - С. 71-76.

8. Кибитов А. А. и др. Профессиональные ценности и образовательные потребности в психическом здоровье специалистов // Консорциум психиатрикум. - 2022. - Т. 3, № 3. - С. 36-45.

9. Мезенова А. А. Просвещенность молодежи по вопросам психического здоровья // Форум молодых ученых. - 2021. - Т. 7, № 59. - С. 89-92.

10. Эпштейн С. Мысли и тело: как мышление влияет на ваше здоровье. - URL: https://www.elitarium. ru/zdorove-pozitivnoe-myshlenie-stress-telo-mysli-sostojanie-simptomy-bol-jemocii/ (дата обращения: 26.02.2023).

11. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Особенности профиля профессионального кризиса медицинских работников с профессиональными деформациями в условиях пандемии COVID-19 // Здравоохранение Российской Федерации. - 2022. - Т. 66, № 6. - С. 521-528.

12. Сухинина К. В. и др. Особенности психологических характеристик здоровья студентов-первокурсников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - Т. 6. - С. 47-49.

13. Сампонья Г. и др. Общественные услуги психического здоровья в Италии // Консорциум психиатри-кум. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 86-92.

14. Кибардин Г. М. Психологическая основа прочного здоровья. - URL: https://www.elitarium.ru/ psikhologicheskaja_osnova_zdorovja/ (дата обращения: 26.02.2023).

15. Прилуцкая М. В., Тюменцева Е. А., Алтыбаева Г. К. Стратегическая оценка реформ в области охраны психического здоровья на примере Павлодарской области // Западно-Казахстанский медицинский журнал. - 2021. - Т. 2, № 63. - С. 97-105.

16. Березовская Р. А. Будьте здоровы! - URL: http://www.odesa.testsbox.ru/tests/7 (дата обращения: 26.02.2023).

17. Касьянов С. Энциклопедия психологических тестов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 496 с.

18. Дерябо С. Д., Ясвина В. А. Индекс отношения к здоровью. - URL: https://dogmon.org/zdorovee-i-semeya-psihologicheskij-aspekt.html?page=19 (дата обращения: 26.02.2023).

19. Голдберг Д. Общего здоровья опросник. - URL: https://psylist.net/slovar/14a53.htm (дата обращения: 26.02.2023).

20. Краснов В. Н. Предварительная оценка состояния психического здоровья. - URL: http://novogrudokedu. by/index.php/2017-09-09-07-04-08/2017-10-16-14-48-20/1523-2017-10-16-15-09-0 6 (дата обращения: 26.02.2023).

21. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Особенности психосоматизации медицинских работников с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. - 2020. - Т. 64, № 5. - С. 278286.

22. Кулешин М. Г., Удальцов О. Ю. Педагогический аспект ценностного отношения студентов к здоровью посредством формирования психологической культуры // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 2. - С. 69-72.

23. Рохлоф Х. и др. Интервью культурной оценки в диагностике состояния психического здоровья: результаты международного полевого испытания в Нидерландах // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2020. - Т. 4, № 109. - С. 42-50.

24. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. - 2022. - Т. 66, № 1. - С. 67-75.

25. Кувичкин Н. М., Криницин Н. Н., Кулигина Н. Н. Психологическое здоровье студентов в условиях высшего образования // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. -2022. - № 4. - С. 208-212.

26. Ван Х. Предложения по антикризисной помощи, направленной на сохранение психологического здоровья студентов вузов в условиях эпидемии коронавируса // Психология человека в образовании. - 2021. - Т. 3, № 4. - С. 481-489.

27. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19 // Здравоохранение Российской Федерации. - 2021. - Т. 65, № 5. - С. 432-439.

28. Кузнецова Е. В. Возможности использования тренинга для формирования персональных ресурсов психологического здоровья студентов в условиях образовательного процесса // Вопросы педагогики. - 2020. - № 3-2. - С. 125-133.

29. Розенберг С., Харви С. Психическое здоровье в Австралии и задача реформы психического здоровья сообщества // Консорциум психиатрикум. - 2021. - Т. 2, № 1. - С. 40-46.

30. Джавед А. Психическое здоровье пожилых взрослых: программа действий // Консорциум психиатрикум. - 2022. - Т. 3, № 1. - С. 6-7.

References

1. Zasukhina L. V., Stafeeva A. V., Borisov N. A., Uminskaya M. B. Influence of the epidemiological situation on the physical and psychological state of health of university students. Perspectives of Science, 2021, vol. 3, no. (138), pp. 57-59 (in Russian).

2. Voropaeva S. V., Lasskaya O. G. Medico-psychological aspects of maintaining the health of medical students in the process of distance learning. Preventive medicine, 2022, vol. 25, no. 5-2, pp. 50-51 (in Russian).

3. Amosov N. M. Mera zdorov'ya i schast'ya [Measure of health and happiness], URL: https://www.elitarium. ru/mera_zdorovja_i_schastja/ (date of the application: 26.02.2023) (in Russian).

4. Mikhalchi E. V. Studying the characteristics and factors of mental health in persons with different levels of health. Applied psychology and pedagogy, 2022, vol. 7, no. 1, pp. 160-180 (in Russian).

5. Radchenko-Dryyard S. V. The problem of mental health in the university sphere and the actual tasks of medical and psychological centers for its optimization. Health is the basis of human freedoms: problems and ways to solve them, 2021, vol. 16, no. 4, pp. 1801-1813 (in Russian).

6. Bonkalo T. I., Polyakova O. B. Emotional exhaustion as a factor in the occurrence and development of neurotic states of medical workers. Problems of social hygiene, public health and the history of medicine. 2020, vol. 28, no. S2, pp. 1208-1214 (in Russian).

7. Shevchenko S. S. Relationship between lifestyle and psychological health of students of a medical university. Preventive medicine, 2022, vol. 25 no. 12, pp. 71-76 (in Russian).

8. Kibitov A. A., Chumakov E. M., Nechaeva A. I., Sorokin M. Yu., Petrova N. N., Vetrova M. V. Professional values and educational needs in the mental health of specialists. Consortium Psychiatristum, 2022, vol. 3, no. 3, pp. 36-45 (in Russian).

9. Mezenova A. A. Education of youth on mental health. Forum of young scientists, 2021, vol. 7, no. 59, pp. 8992 (in Russian).

10. Epstein S. Mysli i telo: kak myshlenie vliyaet na vashe zdorov'e [Thoughts and the body: How thinking affects your health], URL: https://www.elitarium.ru/zdorove-pozitivnoe-myshlenie-stress-telo-mysli-sosto-janie-simptomy-bol-jemocii/ (date of the application: 26.02.2023) (in Russian).

11. Polyakova O. B., Bonkalo T. I. Features of the profile of the professional crisis of medical workers with professional deformities in the context of the COVID-19 pandemic. Healthcare of the Russian Federation, 2022, vol. 66, no. 6, pp. 521-528 (in Russian).

12. Sukhinina K. V., Balzhinimaev E. B., Bonko T. I., Nitsina O. A. Features of the psychological characteristics of the health of first-year students. Physical culture: upbringing, education, training, 2021, no. 6, pp. 47-49 (in Russian).

13. Samponia G., Del Vecchio V., De Rosa C., Giallonardo V., Luciano M., Palummo C., Di Vincenzo M., Fiorillo A. Public mental health services in Italy. Consortium Psychiatristum, 2021, vol. 2, no. 2, pp. 86-92 (in Russian).

14. Kibardin G. M. Psikhologicheskaya osnova prochnogo zdorov'ya [Psychological basis of durable health], URL: https://www.elitarium.ru/psikhologicheskaja_osnova_zdorovja/ (date of the application: 26.02.2023) (in Russian).

15. Prilutskaya M. V., Tyumentseva E. A., Altybayeva G. K. Strategic assessment of reforms in the field of mental health protection on the example of Pavlodar region. West Kazakhstan Medical Journal, 2021, vol. 2, no. 63, pp. 97-105 (in Russian).

16. Berezovskaya R. A. Bud'te zdorovy! [Be healthy!], URL: http://www.odesa.testsbox.ru/testsZ7 (date of the application: 26.02.2023) (in Russian).

17. Kasyanov S. Enciklopediya psikhologicheskikh testov [Encyclopedia of psychological tests], Moscow, EKS-MO-Press, 2000, 496 p. (in Russian).

18. Deryabo S. D., Yasvina V. A. Indeks otnosheniya k zdorov'yu [Index of attitude to health], URL: https://dog-mon.org/zdorovee-i-semeya-psihologicheskij-aspekt.html?page=19 (date of the application: 26.02.2023) (in Russian).

19. Goldberg D. Obshchego zdorov'ya oprosnik [General health questionnaire], URL: https://psylist.net/slo-var/14a53.htm (date of the application: 26.02.2023) (in Russian).

20. Krasnov V. N. Predvaritel'naya otsenka sostoyaniya psikhicheskogo zdorov'ya [Preliminary assessment of the state of mental health], URL: http://novogrudokedu.by/index.php/2017-09-09-07-04-08/2017-10-16-14-48-20/1523-2017-10-16-15-09-06 (date of the application: 26.02.2023) (in Russian).

21. Polyakova O. B., Bonkalo T. I. Peculiarities of psychosomatization of medical workers with professional deformities. Healthcare of the Russian Federation, 2020, vol. 64, no. 5, pp. 278-286 (in Russian).

22. Kuleshin M. G., Udaltsov O. Yu. Pedagogical aspect of the value attitude of students to health through the formation of psychological culture. Economic and humanitarian studies of the regions, 2021, no. 2, pp. 69-72 (in Russian).

23. Rochlof H., Van D. R. S. J., Grun S. P. N., Aggarwal N. C., Lewis-Fernandez R. Cultural assessment interview in mental health diagnosis: results of an international field trial in the Netherlands. Siberian Bulletin of Psychiatry and Narcology, 2020, vol. 4, no. 109, pp. 42-50 (in Russian).

24. Polyakova O. B., Bonkalo T. I. The specificity of the resilience of healthcare workers with occupational deformities. Healthcare of the Russian Federation, 2022, vol. 66, no. 1 pp. 67-75 (in Russian).

25. Kuvichkin N. M., Krinitsin N. N., Kuligina N. N. Psychological health of students in higher education. Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University, 2022, no. 4, pp. 208-212 (in Russian).

26. Wang H. Proposals for anti-crisis assistance aimed at maintaining the psychological health of university students in the context of the coronavirus epidemic. Human psychology in education, 2021, vol. 3, no. 4, pp. 481-489 (in Russian).

27. Polyakova O. B., Bonkalo T. I. Specificity of physiological stress of the population in self-isolation due to the COVID-19 pandemic. Healthcare of the Russian Federation, 2021, vol. 65, no. 5, pp. 432-439 (in Russian).

28. Kuznetsova E. V. Possibilities of using training for the formation of personal resources of psychological health of students in the conditions of the educational process. Issues of Pedagogy, 2020, no. 3-2, pp. 125133 (in Russian).

29. Rosenberg S., Harvey S. Mental health in Australia and the challenge of community mental health reform. Consortium Psychiatristum, 2021, vol. 2, no. 1, pp. 40-46 (in Russian).

30. Javed A. Mental health of older adults: a program of action. Consortium Psychiatristum, 2022, vol. 3, no. 1, pp. 6-7 (in Russian).

Информация о статье

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Благодарности: студенческой молодежи, участвовавшей в исследовании.

Сведения об авторах

Полякова Ольга Борисовна - канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», https://orcid.org/0000-0003-2581-5516

Бонкало Татьяна Ивановна - д-р психол. наук, доцент, начальник научно-информационного отдела ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», https://orcid. о^/0000-0003-0887-4995

Для корреспонденции

Полякова Ольга Борисовна

pob-70@mail.ru

Article info

Conflict of interest: the authors declare that there is no conflict of interest.

Funding: the authors received no financial support for the research.

Acknowledgements: student youth who participated in the study.

About authors

Olga B. Polyakova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology, Conflictology and Behavioral Studies of the FGBOU VO "Russian State Social University", https://orcid.org/0000-0003-2581-5516

Tatyana I. Bonkalo - Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of Scientific Information Department of the GBU "Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow Healthcare Department", https:// orcid.org/0000-0003-0887-4995

Corresponding author

Olga B. Polyakova pob-70@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.