Научная статья на тему 'Особенности российского рынка строительно-ремонтных услуг'

Особенности российского рынка строительно-ремонтных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
930
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амерханов С. В.

В статье рассмотрено состояние российского рынка строительно-ре­монтных услуг и примерная его структура. Также весь рынок разделен на сегменты и описано его состояние. Разобраны самые основные виды услуг в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности российского рынка строительно-ремонтных услуг»

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА СТРОИТЕЛЬНО-РЕМОНТНЫХ УСЛУГ

© Амерханов С.В.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В статье рассмотрено состояние российского рынка строительно-ремонтных услуг и примерная его структура. Также весь рынок разделен на сегменты и описано его состояние. Разобраны самые основные виды услуг в данном направлении.

Рынок ремонтно-строительных услуг в России находится в прямой зависимости от рынка жилищного строительства. Во многом именно активизация и развитие последнего стимулируют расширение объемов ремонтных и отделочных работ. Вместе с тем, недостаточные объемы капитального ремонта жилищного фонда сегодня остаются одной из наиболее актуальных проблем рынка ремонтно-строительных услуг в России. Объемы капитального ремонта жилья составляют в среднем за год 0,3 % от объема жилищного фонда, тогда как среднегодовой норматив в этом секторе (минимум 4 %). При существующих темпах реконструкции и ремонта жилищного фонда его износ в ближайшие годы в среднем по России превысит 60 %. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ достигает 88 миллионов квадратных метров (по данным российской бизнес-газеты) [1].

В крупных городах в последние годы максимальное количество заказов поступает от жителей «хрущевок» и массовых («ширпотребных») современных новостроек. В «сталинских» домах (построенных в 1947-1954 годах) спрос на ремонтные услуги остается низким, кроме увеличивающихся заказов на отделочные работы. Во многом наблюдаемая ситуация связана с качеством изначального строительства. В современной России фактически отсутствуют ГОСТы на ремонтно-строительные работы, используемые материалы, оборудование и т.д. В таких условиях стабильный спрос на ремонтные услуги (как переделку сделанного), гарантирован.

Рынок ремонтно-строительных услуг в России привлекателен для инвесторов, в частности - в связи с низким ценовым порогом вхождения на рынок, отсутствием сложностей с юридической точки зрения, отсутствием на сегодняшний день на рынке явных лидеров [1].

Важное значение имеют и оптимистичные прогнозы развития рынка ремонтно-строительных услуг в связи с положительной динамикой всех ключевых параметров.

Также в России уже более 20 лет цивилизованные отношения между потребителями и исполнителями в сфере строительно-ремонтных работ -

* Студент кафедры Коммерции и сервиса.

еще только в стадии формирования. По-прежнему огромная доля этого рынка приходится на неофициальные и полуофициальные бригады [2].

Необходимо отметить, что, несмотря на привлекательность российского рынка ремонтно-строительных услуг для инвестиций, в регионах процесс «цивилизации» рынка развивается весьма медленно, в настоящее время здесь преобладают фирмы, заинтересованные прежде всего в «быстрых деньгах».

Количество компаний на рынке ремонтно-строительных услуг не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в любом крупном городе России не поддается подсчету, поскольку большинство ремонтных фирм нигде не регистрируются. Основными факторами, по которым можно сегментировать участников рынка, выступают виды ремонта и его цена.

Кроме того, ремонтные предприятия можно сегментировать по их размеру:

- Сегмент частных лиц.

Как правило, в данном сегменте работают мастера-одиночки или незарегистрированные, случайно организованные для выполнения конкретного заказа бригады. Самые «дешевые» рабочие - выходцы из Узбекистана и Молдовы, за ними следуют рабочие из Украины. В столице их труд может оплачиваться в десять раз ниже, чем труд московских специалистов. В регионах различия в оплате труда не столь значительны, но все же местные работники получают в два-пять раз больше.

- Сегмент небольших предприятий.

Обычно постоянный состав малых компаний колеблется на уровне пяти -десяти человек. При необходимости нанимаются неквалифицированные помощники или частные мастера по договорам подряда. Значительная часть временных рабочих привлекается на основании устных соглашений, без официального оформления. Основными организационно-правовыми формами для небольших компаний выступают предприниматели без образования юридического лица. Заказчик, как правило, общается с бригадиром, который принимает решение об объеме работ и о привлечении дополнительных специалистов. Как и в сегменте частных лиц, малые компании зачастую привлекают рабочих из ближнего зарубежья, в том числе без опыта работы. Однако для данного сегмента уже можно считать правилом привлечение к чистовым, отделочным работам относительно квалифицированных специалистов.

Подавляющее большинство малых компаний работает без какого-либо проекта. Это выгодно прежде всего самому предприятию: в случае, если заказчик будет недоволен качеством работ, нанять нового подрядчика на доделку без проекта будет сложнее.

Большинство маленьких фирм работает, не располагая складом, материалы доставляются с рынка или из магазина напрямую, под конкретный заказ. Но если объемы продаж повышаются, то содержание склада становится рентабельным, поскольку появляется возможность закупать материалы оптом.

У разных компаний цены на один и тот же вид работ сильно варьируются. Разница между нижним и верхним значением по некоторым видам услуг достигает иногда показателя в 12-13 раз. Причем разница в рабочей квалификации не может выступать объяснением в полной мере, так как наивысшая разница в расценках наблюдается в сегменте демонтажных работ (удаление линолеума, снятие паркета, очистка стен от старых обоев и т.п.), т.е. самых простых и не требующих квалифицированного труда. Скорее всего, это необоснованное завышение используется потому, что стоимость таких работ в целом невысока и на первый взгляд, не сильно сказывается на общем бюджете ремонта. Также нередко наблюдается разброс расценок в рамках прайс-листа одной компании. Особенно этим «грешат» фирмы среднего ценового сегмента, возможно, пытаясь таким образом привлечь клиентов, настроенных на отделку различной степени интенсивности [4].

На рынке существует тенденция: многие небольшие организации, привлекающие неквалифицированных рабочих, после нескольких выполненных ремонтов доводят расценки на работу до среднерыночных, однако при этом качество работ остается относительно низким. Одним из весомых конкурентных преимуществ таких предприятий является работа без уплаты налогов. По словам самих участников рынка, 90 % мелких компаний работают «в тени». Столь высокая цифра объясняется трудностью контроля выполняемых работ со стороны налоговой инспекции - даже в случае обнаружения факта работ практически невозможно учесть производимые наличными расчеты между заказчиком и исполнителями.

- Сегмент средних и специализированных компаний.

Специализированным строительным компаниям практически целиком

принадлежит сегмент дорогого и элитного ремонта. Здесь основной массив работ выполняют квалифицированные сотрудники, имеющие узкую специализацию (электрики, плиточники и т.д.). Кроме того, в таком предприятии обычно присутствует и архитектор, который следит за выполнением проекта. До сих пор данный сегмент считают самым «цивилизованным» на рынке. Именно в нем работают архитектурные и дизайнерские студии. Окончательную цену такие предприятия устанавливают после выяснения финансовых возможностей заказчика [3].

Значительное развитие получил «теневой» рынок ремонта, на котором нередки случаи обмана заказчиков. Одними из наиболее распространенных схем обмана выступают следующие [1]:

- Через использование подставной фирмы, завлекающей клиента низкими ценами, предъявляющей липовые лицензии и заключение типового договора. После подписания договора, взяв аванс на приобретение материалов и выполнение работ, представители фирмы бесследно исчезают.

- Через обман приезжих рабочих, выполняющих ремонтные работы. После заключения договора с компанией в квартире клиента посе-

ляется бригада приезжих мастеров-умельцев (молдаван, таджиков, узбеков), большую часть выручки, а иногда и документы у которых забирают хозяева. Такие «мастера» готовы трудиться за гроши от зари до зари - но и качество работ они обеспечат соответствующее оплате их труда [1].

Компании, действующие на рынке ремонтно-строительных услуг, оказывают комплекс услуг. Среди основных видов услуг необходимо отметить следующие:

- Текущий («косметический») ремонт - ремонт, связанный с изменением существующего облика ранее эксплуатируемого помещения без замены конструктивных элементов.

- Капитальный ремонт - ремонт, связанный с изменением существующего облика ранее эксплуатируемого помещения с заменой конструктивных элементов.

- Реконструкция - это работы, связанные с изменением существующего облика и функционального назначения ранее эксплуатируемого помещения.

- Отделка помещений - это работы, связанные с доведением до потребительских требований помещений, сданных после строительных работ по условной классификации «без отделки».

Характерной чертой спроса на ремонтно-строительные услуги выступает выраженность фактора сезонности. Пик спроса приходится на летние месяцы (период с июля по август) [2].

Однако в последние годы влияние сезонности на рынок ослабевает -современные строительные материалы позволяют выполнять ремонт круглогодично [4].

Ремонтно-строительные работы производятся как внутри, так и снаружи зданий. Наиболее востребованными видами наружных работ являются покраска фасада, кровельные и гидроизоляционные работы. Наиболее распространенными видами ремонтно-строительных работ, выполняемых внутри здания, выступают отделка помещений: оклейка стен обоями, побелка потолков, штукатурные работы, покраска стен и другие.

Среди основных тенденций в сегменте потребителей на рынке ремонтных услуг можно выделить следующие:

- С ростом доходов люди все чаще обращаются за услугами по ремонту к помощи третьих лиц, а не проводят его сами.

Потребители при проведении ремонтных работ используют больше качественных материалов для отделки, что ведет к увеличению стоимости ремонта.

- Все большее внимание уделяется качеству услуг. Это ведет к отказу от гастарбайтеров в пользу фирм, которые имеют хорошую репутацию на рынке и предоставляют гарантии на проведенные ремонтные работы.

Таким образом будущее рынка строительства и ремонта остается именно за крупными фирмами, предоставляющими широкий спектр услуг и надежные гарантии [2].

Список литературы:

1. http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11254.html.

2. http://evdom.ru/portfolio/interesting/analys.

3. http://www.lawmix.ru/bux/3766.

4. http://www.stroyka.ru/Rynok/detail.php?ID=287803.

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

© Власенкова Е.А.*, Виноградова Н.А.*

Филиал Российского государственного гуманитарного университета,

г. Домодедово Мценский филиал Госуниверситета - УНПК, г. Мценск

Статья посвящена вопросам оптимизации финансового обеспечения местных бюджетов и повышения уровня жизни в муниципальных образованиях.

Уровень жизни в муниципальном образовании, несомненно, определяется множеством факторов. Но при этом одним из важнейших из них является обеспеченность финансовыми ресурсами, что позволяет муниципалитету реализовывать различные социальные, экономические программы, приводящие к росту качества жизни населения.

Традиционно налоги на совокупный доход являются одним из элементов, формирующим доходную базу региональных и муниципальных бюджетов.

Налоги на совокупный доход включают упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). При этом поступления от УСН зачисляются в региональные бюджеты. Доходы от ЕСХН до 2013 года зачисляются в региональные бюджеты по нормативу 30 %, а в местные бюджеты - по нормативу 70 %. С 1 января 2013 года доходы от ЕСХН будут в полном объеме зачисляться в местные бюджеты. Поступления ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов.

* Доцент кафедры Экономико-управленческих дисциплин Филиала Российского государственного гуманитарного университета, кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения Мценского филиала Госуниверситета - УНПК, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.