Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТАТУСА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОГО ТИПА ГЕНДЕРА'

ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТАТУСА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОГО ТИПА ГЕНДЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / маскулинный тип / фемининный тип / андрогинный тип / ролевое поведение / статус в группе / gender / masculine type / feminine type / androgynous type / role behavior / group status

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харламова Татьяна Михайловна, Макарова Мария Андреевна

Исследование проводилось с целью изучения особенностей ролевого поведения и статуса в студенческой группе представителей разного типа гендера. Выборку составили студенты 1–2-х курсов. Были выявлены различия между тремя типами гендера в использовании стилей и шаблонов поведения при взаимодействии с членами своей группы, в том числе большая тенденция к нетерпимости, хамству, несправедливости и лидерскому поведению у маскулинных респондентов и меньшая – у фемининных, при срединной позиции – у андрогинных студентов. Обнаружено также, что студенты маскулинного и фемининного типа гендера способны вносить свой вклад в групповую деятельность, при этом наибольшее значение имеют эффективность выполнения ими поставленных задач и способность к сотрудничеству. Фемининный тип может проявить себя в роли генератора идей, привносящего их в групповое пространство. Маскулинный тип может проявить себя в роли руководителя процесса реализации идей, предложенных фемининным типом, а также проявить себя на той позиции в организации группы, где требуется авторитарность. В свою очередь фемининный тип эффективен в ситуациях, где требуется дипломатичность и демократичность. Андрогинный тип представляется более гибким членом группы, например, в плане взаимоотношений, выполнения обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ROLE BEHAVIOR AND STATUS IN A STUDENT GROUP OF DIFFERENT GENDER TYPES

The study was conducted with the goal of examining the features of role behavior and status in a student group of three different gender types. The sample consisted of first and second year students. Differences were observed between the gender types in the style and pattern of behavior when interacting with other members of their group – tendencies towards intolerance, rudeness, injustice, and leadership behavior were more pronounced for the masculine type, less pronounced for the feminine type, and intermediate for the androgynous type. Students of masculine and feminine types also contribute to group activities, with the most valued traits being the efficiency of task completion and the ability to cooperate. The feminine type is able to generate ideas and bring them into the group space. The masculine type coordinates the process of implementing the ideas proposed by the feminine type, and takes those positions in the organization of the group that favor an authoritarian approach. In turn, the feminine type is effective in those situations that call for diplomacy and democracy. The androgynous type is more flexible, for example, in terms of relationships and fulfilling duties.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТАТУСА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОГО ТИПА ГЕНДЕРА»

УДК 159.9

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-80-90

Харламова Татьяна Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической

психологии e-mail: okpsychology@mail.ru

Макарова Мария Андреевна

студентка IV курса направления «Психология» e-mail: okpsychology@mail.ru

ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, (342) 239-66-17

ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СТАТУСА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОГО ТИПА

ГЕНДЕРА

Тatiana М. Kharlamova

Ph.D., Associate Professor at Department of General and Clinical Psychology

e-mail: okpsychology@mail.ru

Maria A. Makarova

Post-baccalaureate (Year 4) Psychology Major

e-mail: okpsychology@mail.ru

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva St., 614990, Perm, Russia

SPECIFICITY OF ROLE BEHAVIOR AND STATUS IN A STUDENT GROUP OF DIFFERENT GENDER TYPES

Аннотация. Исследование проводилось с целью изучения особенностей ролевого поведения и статуса в студенческой группе представителей разного типа гендера. Выборку составили студенты 1-2-х курсов. Были выявлены различия между тремя типами гендера в использовании стилей и шаблонов поведения при взаимодействии с членами своей группы, в том числе большая тенденция к нетерпимости, хамству, несправедливости и лидерскому поведению у маскулинных респондентов и меньшая - у фемининных, при срединной позиции - у андрогинных студентов. Обнаружено также, что

© Харламова Т.М., Макарова М.А., 2022

студенты маскулинного и фемининного типа гендера способны вносить свой вклад в групповую деятельность, при этом наибольшее значение имеют эффективность выполнения ими поставленных задач и способность к сотрудничеству. Фемининный тип может проявить себя в роли генератора идей, привносящего их в групповое пространство. Маскулинный тип может проявить себя в роли руководителя процесса реализации идей, предложенных фемининным типом, а также проявить себя на той позиции в организации группы, где требуется авторитарность. В свою очередь фемининный тип эффективен в ситуациях, где требуется дипломатичность и демократичность. Андрогинный тип представляется более гибким членом группы, например, в плане взаимоотношений, выполнения обязанностей.

Ключевые слова: гендер, маскулинный тип, фемининный тип, андрогинный тип, ролевое поведение, статус в группе.

Abstract. The study was conducted with the goal of examining the features of role behavior and status in a student group of three different gender types. The sample consisted of first and second year students. Differences were observed between the gender types in the style and pattern of behavior when interacting with other members of their group - tendencies towards intolerance, rudeness, injustice, and leadership behavior were more pronounced for the masculine type, less pronounced for the feminine type, and intermediate for the androgynous type. Students of masculine and feminine types also contribute to group activities, with the most valued traits being the efficiency of task completion and the ability to cooperate. The feminine type is able to generate ideas and bring them into the group space. The masculine type coordinates the process of implementing the ideas proposed by the feminine type, and takes those positions in the organization of the group that favor an authoritarian approach. In turn, the feminine type is effective in those situations that call for diplomacy and democracy. The androgynous type is more flexible, for example, in terms of relationships and fulfilling duties.

Key words: gender, masculine type, feminine type, androgynous type, role behavior, group status

В системе современного общества особого внимания требует изучение групп как совокупности межличностных отношений. Представление об особенностях отдельных представителей группы может способствовать более рациональному распределению обязанностей между ее членами и, как следствие, лучшему ее функционированию. В противном случае возможно нарушение взаимодействия в группе, возникновение конфликтов, которых можно было бы избежать, имея представление о распределении статусов в ней.

Среди ученых все больше возрастает интерес к изучению проблемы гендера (оценки социальной половой идентичности), особенностей его представителей разного типа гендера [2, 6].

Целью нашего исследования стало изучение особенностей ролевого поведения и статуса в студенческой группе представителей разного типа гендера.

Гипотезы исследования заключались в следующем:

1) существуют значимые различия в ролевом поведении и статусе в группе у представителей разного типа гендера;

2) существует взаимосвязь между ролевым поведением и статусом в группе у представителей разного типа гендера.

Процедура и методики исследования

Выборка

Выборку исследования составили студенты 1-2-х курсов Пермского государственного национального исследовательского университета, в том числе 7 человек маскулинного типа гендера, 20 фемининного и 46 андрогинного типа. Всего 73 респондента разного пола в возрасте от 18 до 22 лет (стандартное отклонение возраста - 0,94).

Методики исследования

В сформированный нами диагностический комплекс вошли следующие методики:

1. Для определения гендерного типа личности (маскулинного, фемининного, андрогинного и недифференцированного) был применен опросник О.Г. Лопуховой «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог Bem Sex Role Inventory, 2010-2012) [5].

2. Для диагностики уровня социометрического статуса членов группы (коммуникативного; референтного; доверительного: по конфиденциально-охранительному доверию, по деятельностно-совладающему доверию; идентификационного: по когнитивному компоненту, по аффективному компоненту, по поведенческому компоненту) использовалась «Методика изучения психологического статуса индивида» (А.В. Сидоренков и др.) [8].

3. Для диагностики трех аспектов активности в группе (лидерство -ведомость, вклад в групповую деятельность и стиль межличностного поведения) применялась «Методика изучения лидерства, вклада в групповую деятельность, стиля межличностного поведения индивида» (А.В. Сидоренков

и др.) [7].

Методы математической обработки

При обработке первичных данных мы использовали пакет компьютерных программ SPSS 14.0 (Statistical Package for the Social Science) и Microsoft Office Excel 2007, а также следующие математические методы:

1. Критерий Шапиро - Уилка для проверки распределения на нормальность и принятия решения о применении параметрических или непараметрических критериев.

2. H-критерий Краскела - Уоллиса (непараметрический аналог ANOVA) для сравнения трех типов гендера (маскулинного, фемининного и андрогинного) по показателям ролевого поведения и статуса в студенческой группе по каждому из 11 рассматриваемых параметров.

3. Корреляционный анализ Спирмена (непараметрический метод) для выявления связи ролевого поведения и статуса в студенческой группе для каждого из типов гендера (маскулинного, фемининного и андрогинного).

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ степени выраженности исследуемых показателей по критерию Краскела - Уоллиса позволил установить следующее (табл. 1).

Таблица 1

Результаты сравнения показателей ролевого поведения и статуса в группе у респондентов маскулинного, фемининного и андрогинного типов

гендерной личности

Статистика группы Критерии для независимых

выборо к

Показатели Средний ранг Статистика хи-квадрат

Маскулинный N = 7) Фемининный N = 20) Андрогинный N = 46) р

Коммуникативный 34,14 35,03 38,29 0,732 0,694

статус

Референтный статус 36,00 39,98 35,86 0,759 0,684

Доверительный статус 42,50 38,73 35,41 1,588 0,452

конфиденциально-

охранительный

Доверительный статус 42,36 32,43 38,17 2,295 0,317

информационно-инфлюативный

Доверительный статус 34,86 38,65 36,61 0,295 0,863

деятельностно-

совладающий

Идентификационный 44,71 30,93 38,47 3,666 0,160

когнитивный статус

Идентификационный 43,50 34,50 37,10 1,904 0,386

аффективный статус

Идентификационный поведенческий 32,07 31,30 40,23 4,430 0,109

статус

Лидерство - 51,50 29,88 37,89 5,623 0,060

ведомость

Вклад в групповую 35,14 36,08 37,68 0,140 0,932

деятельность

Стиль

межличностного 23,79 46,00 35,10 6,708 0,035

поведения

Статистически значимые различия (при р < 0,05) между тремя типами гендера (маскулинный, фемининный и андрогинный) были обнаружены по показателю «стиль межличностного поведения» (хи-квадрат = 6,708; р = 0,035). Таким образом, маскулинные, фемининные и андрогинные типы используют

различающиеся стили и шаблоны поведения при взаимодействии с членами своей группы. Причем анализ средних рангов по указанной переменной позволяет сделать следующий вывод: по шкале «стиль межличностного поведения» маскулинные типы набирают меньшее количество баллов, нежели андрогинные, а фемининные - больше всего баллов. Данное наблюдение может свидетельствовать о большей тенденции к нетерпимости, хамству и несправедливости у маскулинных типов и большей терпимости, вежливости и справедливости - у фемининных типов; срединную позицию в этом аспекте ролевого поведения занимают андрогинные типы.

Также, согласно полученным данным, статистически значимые различия (при p < 0,05) между маскулинным и фемининным типами гендера были обнаружены по двум показателям: «лидерство - ведомость» (хи-квадрат = 5,56; p = 0,018) и «стиль межличностного поведения» (хи-квадрат = 4,804; p = 0,028) (табл. 2).

Таблица 2

Результаты сравнения показателей ролевого поведения и статуса в группе у респондентов маскулинного и фемининного типа гендерной личности

Статистика группы Критерии для независимых выборок

Показатели Средний ранг Статистика хи-квадрат

Маскулинный N = 7) Фемининный N = 20) P

Коммуникативный статус 13,79 14,08 0,010 0,920

Референтный статус 13,00 14,35 0,207 0,649

Доверительный статус конфиденциально-охранительный 15,00 13,65 0,394 0,530

Доверительный статус информационно-инфлюативный 16,50 13,13 1,241 0,265

Доверительный статус 13,00 14,35 0,207 0,649

деятельностно-совладающий

Идентификационный когнитивный 17,86 12,65 3,007 0,083

статус

Идентификационный аффективный 16,50 13,13 2,068 0,150

статус

Идентификационный поведенческий 14,21 13,93 0,009 0,923

статус

Лидерство - ведомость 20,07 11,88 5,560 0,018

Вклад в групповую деятельность 13,79 14,08 0,007 0,934

Стиль межличностного поведения 8,36 15,98 4,804 0,028

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, маскулинные и фемининные типы гендерной личности, помимо того что используют различающиеся стили и шаблоны поведения при взаимодействии с членами своей группы, демонстрируют также различное поведение, выражающееся в проявлении лидерства или ведомости. Причем, анализируя средние ранги по переменной «лидерство - ведомость», можно сделать следующий вывод: по шкале «лидерство - ведомость» маскулинные

типы набирают большее количество баллов, нежели фемининные, что свидетельствует о тенденции к лидерскому поведению у первых и ведомому, подчиненному - у вторых.

Затем нами был проведен корреляционный анализ с помощью г-критерия Спирмена, который позволил выявить некоторые взаимосвязи ролевого поведения и статуса в студенческой группе у представителей разного типа гендера (табл. 3).

Таблица 3

Результаты анализа значимых взаимосвязей показателей ролевого поведения и статуса в группе респондентов маскулинного типа гендерной

личности

Корреляции

Доверительный статус деятельностно-совладающий

Вклад в групповую деятельность ,810*

Стиль межличностного поведения ,849*

Примечание. * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

При исследовании маскулинного типа гендера были выявлены достоверные сильные прямые корреляционные связи между показателями: «вклад в групповую деятельность» и «доверительный статус деятельностно-совладающий» (г = 0,810; р < 0,05); «стиль межличностного поведения» и «доверительный статус деятельностно-совладающий» (г = 0,849; р < 0,05).

Были сделаны следующие выводы:

1) чем больше маскулинный тип берет на себя инициативу при решении важных дел в студенческой группе, обладает знаниями и умениями на пользу группы, тем более члены исследуемой группы убеждены в способности этого человека эффективно осуществлять деятельность, вносить вклад в общую работу, стремятся к сотрудничеству с ним;

2) чем больше маскулинный тип проявляет гибкость в отношениях, идет на компромиссы, уважительно и внимательно относится к другим, тем более члены студенческой группы убеждены в способности этого человека эффективно осуществлять деятельность, вносить вклад в общую работу, стремятся к сотрудничеству с ним.

Таким образом, члены студенческой группы убеждены в способности маскулинного типа эффективно выполнять поставленные задачи и стремятся к совместной с ним работе, когда он готов вкладываться в деятельность группы, активно участвовать в групповых процессах. Также члены группы убеждены в способности такого студента эффективно выполнять поставленные задачи и стремятся к совместной с ним работе, когда он проявляет большую гибкость во взаимоотношениях, внимание и уважение к другим.

При исследовании фемининного типа гендера были получены следующие данные (табл. 4).

Таблица 4

Результаты анализа значимых взаимосвязей показателей ролевого поведения и статуса в группе респондентов фемининного типа гендерной

личности

Корреляции

Референтный статус Доверительный статус информационно-инфлюативный Доверительный статус деятельностно-совладающий

Вклад в групповую деятельность ,599** ,594** ,608**

Стиль межличностного поведения ,571**

Примечание. ** - корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Выявлены достоверные средние прямые корреляционные связи между показателями: «вклад в групповую деятельность» и «референтный статус» (г = 0,599; p < 0,01), «доверительный статус информационно-инфлюативный» (г = 0,594; p < 0,01), «доверительный статус деятельностно-совладающий» (г = 0,688; p < 0,01); «стиль межличностного поведения» и «доверительный статус деятельностно-совладающий» (г = 0,571; p < 0,01).

Были сделаны следующие выводы:

1) чем больше фемининный тип берет на себя инициативу при решении важных дел в студенческой группе, обладает знаниями и умениями на пользу группы, тем более его мнение значимо относительно важных вопросов, тем более оно воспринимается в исследуемой группе как правильное и члены группы убеждены в его способности эффективно осуществлять деятельность, вносить вклад в общую работу, стремятся к сотрудничеству с ним;

2) чем больше фемининный тип умеет проявлять гибкость в отношениях, идти на компромиссы, уважительно и внимательно относиться к другим, тем больше его мнение воспринимается в студенческой группе как правильное и члены группы убеждены в его способности эффективно осуществлять деятельность, вносить вклад в общую работу, стремятся к сотрудничеству с ним.

Обобщая результаты исследования взаимосвязи ролевого поведения и статуса в студенческой группе у представителей фемининного типа гендерной личности, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, есть схожие взаимосвязи исследуемых показателей в выборках респондентов фемининного и маскулинного типов гендера:

1) вероятно, члены студенческой группы убеждены в их способности эффективно выполнять поставленные задачи и стремятся к совместной с ними работе, когда они готовы вкладываться в деятельность группы, активно участвовать в групповых процессах;

2) также члены группы убеждены в их способности эффективно выполнять поставленные задачи и стремятся к совместной с ними работе, когда

они проявляют большую гибкость во взаимоотношениях, внимание и уважение к другим.

Во-вторых, для фемининного типа выявлены специфичные взаимосвязи показателей ролевого поведения и статуса в группе:

1) вероятно, мнение данного типа признается значимым относительно важных вопросов, когда он выражает готовность вкладываться в групповую деятельность, брать на себя инициативу в решении важных дел, обладает знаниями и умениями, приносящими пользу группе;

2) его мнение воспринимается как правильное, когда он выражает готовность вкладываться в групповую деятельность, брать на себя инициативу в решении важных дел, обладает знаниями и умениями, приносящими пользу группе.

При исследовании андрогинного типа гендера были получены следующие данные (табл. 5).

Таблица 5

Результаты анализа значимых взаимосвязей показателей ролевого поведения и статуса в группе респондентов андрогинного типа гендерной

личности

Корреляции

Коммуникативный статус Референтный статус Доверительный статус конфиденциально-охранительный Доверительный статус информационно-инфлюативный Доверительный статус деятельностно-совладающий Идентификационный когнитивный статус Идентификационный аффективный статус Идентификационный поведенческий статус

Лидерство -ведомость ,573** ,484** ,479** ,391** ,394**

Вклад

в групповую ,519** ,572** ,571** ,499**

деятельность

Стиль

межличностного ,308* ,392** ,310* ,322*

поведения

Примечание. ** - корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя); * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Обнаружены достоверные средние прямые корреляционные связи между следующими показателями:

1) «лидерство - ведомость» и «референтный статус» (г = 0,573; р < 0,01), «доверительный статус информационно-инфлюативный» (г = 0,484; р < 0,01), «доверительный статус деятельностно-совладающий» (г = 0,479; р < 0,01), «идентификационный когнитивный статус» (г = 0,391; р < 0,01), «идентификационный поведенческий статус» (г = 0,394;р < 0,01);

2) «вклад в групповую деятельность» и «референтный статус» (г = 0,519; p < 0,01), «доверительный статус информационно-инфлюативный» (г = 0,572; р < 0,01), «доверительный статус деятельностно-совладающий» (г = 0,571; p < 0,01), «идентификационный аффективный статус» (г = 0,499; p < 0,01);

3) «стиль межличностного поведения» и «коммуникативный статус» (г = 0,308; p < 0,05), «доверительный статус конфиденциально-охранительный» (г = 0,392; p < 0,01), «доверительный статус деятельностно-совладающий» (г = 0,310; p < 0,05), «идентификационный аффективный статус» (г = 0,322; p < 0,05).

Были сделаны следующие выводы:

1) чем более андрогинный тип умеет настоять на своем, проявляет напористость и способность убеждать других, независимость в суждениях и поступках, дает дельные советы, тем более его мнение значимо относительно важных вопросов и воспринимается в студенческой группе как правильное, тем более члены группы убеждены в его способности эффективно выполнять деятельность, делать вклад в общую работу, стремятся к сотрудничеству с ним, тем более он позитивно оценивается многими членами исследуемой группы по значимым для них качествам и является объектом для подражания по этим качествам, тем более члены исследуемой группы стараются в своем поведении подражать этому типу и соответствовать его ожиданиям;

2) чем больше андрогинный тип берет на себя инициативу при решении важных дел в группе, обладает знаниями и умениями на пользу группы, тем более его мнение значимо относительно важных вопросов, тем более его мнение воспринимается в группе как правильное, тем более члены группы убеждены в его способности эффективно осуществлять деятельность, вносить вклад в общую работу, тем более члены группы стремятся к сотрудничеству с ним, тем более по отношению к нему члены группы испытывают чувства, связанные со стремлением соответствовать ему по значимым для них качествам и характеристикам поведения;

3) чем больше андрогинный тип умеет проявлять гибкость в отношениях, идти на компромиссы, уважительно и внимательно относиться к другим, тем более он является предпочитаемым в общении членом группы, тем более члены группы убеждены в его порядочности, готовы быть откровенными с ним, тем более члены группы убеждены в его способности эффективно осуществлять деятельность, вносить вклад в общую работу, тем более члены группы стремятся к сотрудничеству с ним, тем более по отношению к нему члены группы испытывают чувства, связанные со стремлением соответствовать ему по значимым для них качествам и характеристикам поведения.

Таким образом, обнаруживается множество взаимосвязей ролевого поведения и статуса в студенческой группе у представителей андрогинного типа гендера, что подтверждает его более гибкую позицию по отношению к двум другим типам.

Выводы

Полученные в ходе проведенного нами исследования данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Требуется различение таких понятий, как «пол» и «гендер». Рассмотрение гендера в контексте внутригруппового взаимодействия зачастую

происходит в рамках организационных отношений как социально-детерминированные характеристики мужчин и женщин. В рамках нашего исследования понятие «гендер» использовалось при изучении особенностей ролевого поведения и статуса в студенческой группе представителей разного типа гендера. Статус в студенческой группе рассматривается преимущественно в контексте социометрического статуса. Ролевое поведение представляет собой выполнение функций, предписанных статусу человека. Данное поведение было рассмотрено нами с точки зрения внешней оценки поведения личности другими участниками группы.

2. Гипотеза 1 о существовании значимых различий в ролевом поведении и статусе в группе у представителей разного типа гендера подтвердилась. Различия между тремя типами гендера наблюдаются в использовании ими различающихся стилей, шаблонов поведения при взаимодействии с членами своей группы, что конкретно проявляется в большей тенденции к нетерпимости, хамству и несправедливости у маскулинных типов и большей терпимости, вежливости и справедливости - у фемининных типов; срединную позицию занимают андрогинные типы. Наблюдается тенденция к лидерскому поведению у маскулинных типов гендера и ведомому, подчиненному -у фемининных. Таким образом, результаты сравнения оказываются соотносимыми с результатами, полученными при изучении особенностей поведения мужчин и женщин в организации, с их стилем управления и межличностного поведения (Т.П. Хохлова, А.Е. Чирикова, В.О. Ковалев, А.М. Шевелева, О.В. Королева, Н.В. Болдырева и др.) [1, 3, 4, 9, 10, 11].

3. Гипотеза 2 о существовании взаимосвязи между ролевым поведением и статусом в группе у представителей разного типа гендера нашла свое подтверждение. Отмечается, что студенты и маскулинного, и фемининного типа гендера способны вносить свой вклад в групповую деятельность. В обоих случаях для оценки их вклада оказывается важной эффективность выполнения поставленных задач, их способность к сотрудничеству. Однако в случае фемининного типа гендера весомо и его мнение по важным для студенческой группы вопросам, правильность этого мнения, с точки зрения членов группы. Андрогинный тип гендера обнаруживает множество взаимосвязей ролевого поведения и статуса в студенческой группе, что подтверждает его более гибкую позицию по отношению к двум другим типам.

Полученные результаты могут применяться при формировании студенческой группы и распределении обязанностей между ее членами, при организации групповой работы. Например, образовательному учреждению полезно будет знать, что фемининный тип может проявить себя в роли генератора идей, привносящего их в групповое пространство. Маскулинный тип может проявить себя в роли руководителя процесса реализации идей, предложенных фемининным типом, а также проявить себя на той позиции в организации группы, где требуется авторитарность. В свою очередь фемининный тип эффективен в ситуациях, где требуется дипломатичность и демократичность. Андрогинный тип представляется более гибким членом группы в плане взаимоотношений, выполнения обязанностей и т.д.

Список литературы

1. Болдырева Н.В. Особенности управления персоналом на основе гендерных различий // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. -№ 25. - С. 219-223.

2. Демин Д.А., Чеджемов Г.А. Значение межличностных отношений в трудовом коллективе // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - С. 81-85.

3. Ковалев В.О. Гендерные различия в управленческой сфере. - М.: Амалфея, 2013. - С. 90.

4. Королева О.В. Учет гендерных различий в стилях руководства как фактор повышения эффективности деятельности предприятия. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО им. Державина, 2012. - С. 118.

5. Лопухова О.Г. Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог «Bem sex role inventory») // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 1-8.

6. Макарова С.Н. Гендерные особенности поведения мужчин и женщин менеджеров в организационных конфликтах // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. - 2018. -№ 3. - С. 86-90.

7. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации: монография / А.В. Сидоренков, Е.С. Коваль, А.Л. Мондрус и др.; под ред. А.В. Сидоренкова. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012. - 244 с.

8. Сидоренков А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория: моногр. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. - 272 с.

9. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. -2011. - № 2. - С. 67-74.

10. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. - М.: Ин-т социологии РАН. -2010. - С. 30.

11. Шевелева А.М. Профессиональная карьера: психологические аспекты и гендерный подход. - М.: Юрайт, 2012. - С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.