Наука к Образование
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Сетевое научное издание
Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014. № 12. С. 128-136.
Б01: 10.7463/0815.9328000
Представлена в редакцию: Исправлена:
© МГТУ им. Н.Э. Баумана
УДК
Особенности рецензирования литературы учебного назначения нового типа
Дорофеев А. А.
##.##.2014 ##.##.2014
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия
Предложены методология, методика и библиометрические матрицы показателей качества литературы учебного назначения нового типа, которая не только должна соответствовать современному представлению о целях образовательного процесса, достигаемых на основе применения современного компьютеризированного инструментария в интенсивных гуманизированных компетентностно ориентированных образовательных технологиях, но и отражать накопленный фундаментальный опыт «русской школы подготовки инженеров». Методологическая база работы включает системную совокупность подходов к априорной оценке качества такой литературы: технологический, деятельностный, субъект-субъектный и личностный («педагогика сотрудничества», «педагогика сотворчества», «креативная педагогика», «когнитивная педагогика»). Может послужить ориентиром преподавателям, разрабатывающим учебную литературу, а приведенный пример таблицы показателей качества - положен в основу априорной методики экспертной оценки и решения о целесообразности издания.
Ключевые слова: литература учебного назначения, качество, рецензирование, системный подход, образовательные технологии, библиометрическая матрица
Литература учебного назначения нового типа должна не только соответствовать современному представлению о целях образовательного процесса, достигаемых на основе применения современного компьютеризированного инструментария в интенсивных гуманизированных образовательных технологиях, но и отражать накопленный фундаментальный опыт «русской школы подготовки инженеров» [1, 2]. Система подходов к априорной оценке качества такой литературы может послужить ориентиром преподавателям-авторам, и одновременно задать структуру признаков, сочетание которых позволит рецензентам давать сравниваемые экспертные оценки и сделать обоснованный вывод о целесообразности издания этого учебника или учебного пособия.
Технологический подход состоит в том, что работа рассматривается в качестве инструмента образовательной технологии или группы технологий, охарактеризованных в самой работе. Если этой информации нет, то рецензент сам предположительно перечисляет существенные признаки таких технологий (очных, дистанционных, интенсивных, индивидуальных, групповых и др.). Технологическая конкретизация заключается к отнесению работы к конкретному виду учебной литературы (по ГОСТ ююююююю): учебник,
учебное пособие, методические указания к лабораторным работам, курсовому проектированию и др.
Согласно деятельностному подходу работа анализируется по отношению к дея-тельностному достижению цели, сформулированной в самой работе или указанной в программе дисциплины, изучению которой способствует рецензируемая работа. Современное целеполагание включает определение компонентов приобретаемой профессиональной компетентности как результата деятельностной интеграции знаний, умений и навыков (ЗУН), диагностируемых с использованием необходимых и достаточных контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Субъект-субъектный и личностный подходы диктуют анализ работы в части учета закономерностей взаимодействия сторон образовательного процесса при активности его субъектов на всех этапах гуманизированных деятельностных образовательных технологий («педагогика сотрудничества», «педагогика сотворчества», «креативная педагогика», «когнитивная педагогика» и др.), включая целеполагание, формирование личностно и профессионально ценных качеств и характеристик, фасилитацию [3], а также такие структурные элементы издания как предметный и авторские указатели, биографические и библиографические справки, тезаурус или глоссарий [2] и т.п. Существенной особенностью успешных преподавателей с большим стажем работы (15 - 20 лет и более) являются их консервативность и контринновационные тенденции по отношению к модификации преподавания, предупреждение которых достигается максимальным сохранением апробированной, освоенной привычной формы в представлении нового при максимально дружественном интерфейсе.
В рамках системного подхода работа рассматривается как элемент (часть, звено) комплекта литературы по группе дисциплин учебного плана или комплекта литературы по данной дисциплине; и работа рассматривается как совокупность связанных элементов, перечень и последовательность которых образует детерминированную целью структуру как сущностную предметно независимую характеристику системы, а собственно текст и транслингвистические средства представляют собой предметно ориентированный контент - наполнение структуры. При этом системные связи обеспечивают сверхсуммарный, эмерджентный эффект. Системный контент здесь - содержательный динамический инвариант дисциплины: необходимая и достаточная совокупность сведений, которые не могут быть опровергнуты, но могут быть уточнены применением более сложных моделей, методик, средств и др. Существенные признаки, задающие качество контента: актуальность, сопоставимость с отечественными, иностранными, настоящими и перспективными объектами.
На основе этой системной тетрады методологических подходов издание учебного назначения в целом анализируется как описание результата интеллектуальной деятельности по решению известной задачи (достижение конкретной образовательной педагогической цели с заданными характеристиками качества за заданное время) известным путем (способ, алгоритм детерминированный или вероятностный, т.е. эвроритм) с помощью из-
вестных средств (инструментарий и другие образовательные средства), примененных по их прямому назначению с получением от их использования результатов, для достижения которых они разработаны или уже были применены в другой совокупности существенных признаков.
Деятельностную сущность большинства изданий учебного назначения составляет решение одной из типовых образовательных задач, теоретические основы способа решения которых, как правило, научно обоснованы и известны. Поэтому в отсутствие научной новизны существенная новизна и практическая ценность рецензируемой работы, рекомендуемой к изданию и применению, заключается в конкретной методике решения применительно к новому объекту в актуальной совокупности существенных факторов, а также в собственно технологическом описании, полнота содержательной информации которого необходима и достаточно для повторения или воспроизведения этого решения другими исполнителями в другой совокупности существенных факторов.
Предложенная методология и технологическая схема апробированы автором как при разработке учебников, учебных пособий и методических указаний, так и при рецензировании литературы учебного назначения и предлагается в качестве методики и структурной основы заполняемых экспертами типовых таблиц показателей (компактная разновидность библиометрической матрицы [4]), которым может быть присвоен статус «стандарта предприятия».
Примеры матриц показателей для оценки приведены в виде таблиц 1 и 2.
Таблица 1. Анкета для априорной системной оценки методом экспертных оценок учебного пособия по дисциплине, изучаемый объект которой подпадает под ГОСТ ЕСКД или ЕСТД
№ Характеристика Оценка
1. Характеристика цели изучения дисциплины
1 Соответствие стандартам университета 12345
2 Соответствие программе дисциплины 12345
3 Диагностируемость цели (знания, умения, навыки, компетенции) 12345
2. Характеристика структуры издания
4 Макроструктура: (1) условные обозначения и сокращения, (2) предисловие, (3) введение с характеристикой места дисциплины в будущей профессиональной деятельности, (4) методические указания для студента и преподавателя, включая систему контроля, (5) рубрикация основной части как отражение программы дисциплины, (6) описание алгоритмов примененного программного обеспечения, (7) выделение основного и вспомогательного материалов, (8) контрольно-измерительные материалы для текущего контроля, (9) контрольно-измерительные материалы для итогового контроля, (10) список использованной литературы, (11) список электронных источников информации, включая базы данных, программные средства, сайты и т.п.; (12) справочные данные, (13) тезаурус или глоссарий, (14) предметный указатель, (15) именной указатель. 12345
5 Структурирование с выделением дидактических единиц (модули, блоки, минимальные дидактические единицы) 12345
6 Содержательное и технологическое соответствие (необходимость и достаточность) для достижения дидактической цели с выделением необходимого уровня (для оценки 12345
«удовлетворительно»)
3. Возможности самостоятельной проработки материала
7 Материалы и/или ссылки для компенсации изъянов предшествующей подготовки (подготовленности) студента 12345
8 Методические указания для самостоятельного изучения частей или дисциплины в целом с одной или несколькими возможными образовательными технологиями, включая дистанционные 12345
9 Задания для самоконтроля с примерами или без примеров правильных ответов 12345
10 Контрольно-измерительные материалы (вопросы, билеты, контрольные задания, тесты) для оценки (устно, письменно, с машинным контролем или без) усвоения дисциплины с системой формулирования вывода 12345
11 Тезаурус в тексте и/или как раздел, ссылки на ГОСТ, нормативные документы для понятийного аппарата, терминологии и обозначений 12345
4. Методические качества изложения материала
12 Обозначенность места получаемых знаний в контексте содержания и целей дисциплины 12345
13 Обозначенность и обусловленность ретроспективных (со ссылками на литературу по пройденным дисциплинам) и перспективных межпредметных (междисциплинарных) связей 12345
14 Моделирование будущей профессиональной деятельности: ГОСТ, ОСТ, фазы разработки, должностные обязанности, инструментальная программная и информационная среды и средства, включая промышленное программное и информационное обеспечение (базы данных и/ или знаний), критерии эффективности и др. 12345
15 Когнитивная обусловленность квантования текста (вводные фразы, абзацы, завершающие и связывающие предложения, средняя длина предложения, фразы, абзаца, раздела), стиль, язык (лаконичность, образность, профессиональная нормативность) 12345
16 Транслингвистические средства (графики, формулы, 2-Д и 3-Д диаграммы, пиктограммы, цвет, шрифт, анимация, звук, мультимедиа) и их априорные дидактические (когнитивные, мнеманические и др.) качества 12345
17 Обращение внимания на персональную роль отечественных (включая выпускников ИТУ, МВТУ, МММ и МГТУ им. Н.Э. Баумана) и иностранных ученых в решении затрагиваемых проблем, именной указатель и биографические справки-сноски в тексте. 12345
18 Выделение фактического материала (аспектов, специальных проблемных вопросов) как задания для уровня творческого выполнения и усвоения работы со ссылками на дополнительные источники информации 12345
5. Инновационный уровень (в предметной и педагогической областях знаний)
19 Обозначенное (обоснованное) и фактическое соответствие характеристик изучаемого объекта (конструкции, процесса, материала и др.) лучшим современным отечественным и зарубежным образцам по энергоемкости, материалоемкости (композиционные и нано- материалы), производительности, надежности, технологической и экологической безопасности, другим критериям эффективности 12345
20 Применимость как в традиционных, так и в инновационных интенсивных интерактивных образовательных технологиях (от самостоятельных индивидуальных адаптивных очных и или дистанционных технологий до методики обучения по сценарию деловой игры и т.п.) 12345
Таблица 2 Анкета для априорной системной оценки методом экспертных оценок учебно-методических указаний к лабораторной работе, объект которой подпадает под ГОСТ ЕСКД или ЕСТД
№ Характеристика Оценка
1. Характеристика цели работы
1 Соответствие стандартам университета 12345
2 Соответствие программе дисциплины 12345
3 Диагностируемость цели (знания, умения, навыки, компетенции) 12345
2. Характеристика структуры издания
4 Макроструктура: (1) условные обозначения и сокращения, (2) предисловие, (3) введение, (4) опасные факторы и техника безопасности, (5) методические указания, (6) описание объекта изучения, (7) описание алгоритма примененного программного обеспечения, (8) технология проведения испытания, (9) выделение основного и вспомогательного материалов, (10) образец протокола испытания, формы отчета, порядок защиты; (11) список использованных источников информации, включая сетевые и иные электронные с выделением основных и дополниетльных; (12) контрольные вопросы, (13) примеры правильных ответов, (14) справочные данные, (15) тезаурус или глоссарий. 12345
5 Структурирование с выделением дидактических единиц 12345
6 Содержательное и технологическое соответствие (необходимость и достаточность) для достижения дидактической цели с выделением необходимого уровня (для оценки «удовлетворительно») 12345
3. Возможности самостоятельной проработки материала
7 Материалы и/или ссылки для компенсации изъянов предшествующей подготовки (подготовленности) студента 12345
8 Методические указания для самостоятельной части выполнения работы (внелабора-торное выполнение части лабораторной работы) с одной или несколькими возможными технологиями 12345
9 Задания для самоконтроля подготовленности студента к экспериментальной части работы с примерами правильных ответов 12345
10 Контрольно-измерительные материалы для оценки (устно, письменно, с машинным контролем или без) подготовленности студентов с системой формулирования вывода 12345
11 Тезаурус в тексте и/или как раздел, ссылки на ГОСТ, нормативные документы для понятийного аппарата, терминологии и обозначений 12345
4. Методические качества изложения материала
12 Обозначенность получаемых знаний в контексте содержания и целей дисциплины 12345
13 Обозначенность и обусловленность межпредметных (междисциплинарных) связей 12345
14 Моделирование будущей профессиональной деятельности: ГОСТ, ОСТ, фазы разработки, должностные обязанности, инструментальная программная и информационная среды и средства, включая промышленное программное и информационное (базы данных и/ или знаний) критерии эффективности и др. 12345
15 Когнитивная обусловленность квантования текста (вводные фразы, абзацы, завершающие и связывающие предложения, средняя длина предложения, фразы, абзаца, раздела), стиль, язык (лаконичность, образность, профессиональная нормативность) 12345
16 Транслингвистические средства (графики, формулы, 2-Д и 3-Д диаграммы, пиктограммы, цвет, шрифт, анимация, звук ) и их априорные дидактические (когнитивные, мнеманические и др.) качества 12345
17 Обращение внимания на персональную роль и ответственность отечественных (вклю- 12345
чая выпускников ИТУ, МВТУ, МММ и МГТУ им. Н.Э. Баумана) и иностранных ученых в решении затрагиваемых проблем, именной указатель и биографические справки в тексте (при необходимости)
18 Выделение фактического материала (аспектов, специальных проблемных вопросов) как задания для уровня творческого выполнения и усвоения работы 12345
5. Инновационный уровень (в предметной и педагогической областях знаний)
19 Обозначенное (обоснованное) и фактическое соответствие характеристик изучаемого объекта (конструкции, процесса) лучшим современным отечественным и зарубежным образцам по энергоемкости, материалоемкости (композиционные и нано- материалы), производительности, надежности, технологической и экологической безопасности, другим критериям эффективности 12345
20 Применимость как в традиционных, так и в инновационных интенсивных интерактивных образовательных технологиях (от самостоятельных индивидуальных адаптивных актуальных или дистанционных технологий до методики обучения по сценарию деловой игры и т.п.) с реальным участием студента в проведении эксперимента 12345
Список литературы
1. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе Методология и опыт проектирования: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 224 с. (Педагогика в техническом университете)
2. Дорофеев А.А. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика, методика и практика проектирования / А.А. Дорофеев. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 398 с. (Педагогика в техническом университете)
3. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 400 с. (Педагогика в техническом университете)
4. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. - М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2000. - 255 с.
ScienceÄEducation
of the Bauman MSTU
Yu.N. Artemenko
Science and Education of the Bauman MSTU, 2014, no. 12, pp. 128-136.
DOI: 10.7463/0815.9328000
Received: ##.##.2014
Revised: ##.##.2014
© Bauman Moscow State Technical Unversity
*
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia
Keywords:
Литература учебного назначения нового типа должна соответствовать современному представлению о целях образовательного процесса и отражать накопленный фундаментальный опыт «русской школы подготовки инженеров». Методологическая база рецензирования включает системную совокупность подходов к априорной оценке качества литературы: технологический, деятельностный, субъект-субъектный и личностный.
Технологический подход состоит в том, что работу рассматривают в качестве инструмента образовательной технологии. Субъект-субъектный и личностный подходы диктуют анализ признаков, существенных для гуманизированных образовательных технологий («педагогика сотрудничества», «педагогика сотворчества», «креативная педагогика», «когнитивная педагогика» и др.). Согласно деятельностному подходу работу оценивают по отношению к образовательной цели, включающей компоненты приобретаемой профессиональной компетентности.
В рамках системного подхода работа рассматривается как совокупность элементов, образующих структуру как предметно независимую характеристику системы, а собственно текст представляет собой контент - наполнение структуры. Контент здесь - динамический инвариант дисциплины: необходимая и достаточная совокупность сведений, которые не могут быть опровергнуты, но могут быть уточнены применением более сложных моделей, методик, средств и др. Существенные признаки качества контента: актуальность, сопоставимость с отечественными, иностранными, настоящими и перспективными объектами.
Издание в целом анализируется как результат интеллектуальной деятельности по решению известной задачи (достижение конкретной образовательной педагогической цели с заданными характеристиками качества за заданное время) известным путем (способ и/или детерминированный или вероятностный алгоритмы) с помощью известных средств (инструментарий и другие образовательные средства).
Предложенная методика апробирована при разработке и рецензировании литературы учебного назначения и положена в основу библиометрических матриц, примеры которых представлены в статье.
Список литературы
1. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе Методология и опыт проектирования: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 224 с. (Педагогика в техническом университете)
2. Дорофеев А.А. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика, методика и практика проектирования / А.А. Дорофеев. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 398 с. (Педагогика в техническом университете)
3. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 400 с. (Педагогика в техническом университете)
4. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. - М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2000. - 255 с.