сущностной характеристики исследуемого биологического объекта (анализ данных опыта); 3) установление связей между полученными данными при их соотношении с теоретическими представлениями об исследуемом объекте (понимание и обобщенное выражение общего и личностного значения результатов опыта).
Обратим внимание на процедуру использования метода анализа в данном случае. Метод также лучше реализуется посредством определенных приемов. Представим один из них. Прием - анализ полученных данных: распределить данные по группам; оценить их при сопоставлении с решаемыми задачами опыта; дать объяснение полученным данным в соотношении с биологической закономерностью; сформулировать вывод и значимости полученных данных для познания исследуемого биологического объекта.
Выводы. Предложенные материалы методического содержания были апробированы в процессе биологической подготовки восьмиклассников общеобразовательной школы при изучении организма человека. В целом они получили положительные отклики со стороны учителей, а также самих школьников. Учителя обратили внимание на то, что до определенного времени не понимали, каким образом можно организовать процесс изучения предметного материала с использованием интерпретации. Более того, они также указали на важность использования при этом различных логических методов обучения, среди которых особое положение занимает метод анализа, успешно реализуемый посредством учебных приемов. Школьники обратили внимание на то, что биологический материал легче осваивается на основе специальных приемов, предполагающих активное включение в образовательный процесс. При индивидуальных и групповых беседах почти 70% восьмиклассников утверждали о важности обращения при этом к специальным приемам. Такие приемы дают возможность «организовать ход» изучения биологического материала и включать его в структуру истолкования сущности объектов (предметов, явлений, процессов) живой природы в целом, организма человека, в частности. Вместе с этим 67% восьмиклассников подчеркнули, что для лучшего выполнения таких познавательных действий как объяснение, понимание и осмысление необходимо иметь ясное представление о сущности определенных понятий, среди которых анализ, обобщение, сравнение. Следовательно, обращение к методу анализа в структуре истолкования смыслов биологических объектов (предметов, явлений, процессов) может представляться как один из факторов приобщения школьников к процедурам познавательного назначения.
Литература:
1. Андреева Н.Д. Новые концептуальные основы обучения биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС: учеб.-метод. пособие / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2014. - 219 с.
2. Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии: учебное пособие / Е.Н. Арбузова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - 332 с.
3. Микешина Л.А. Интерпретация как фундаментальная функция операция познания / Л.А. Микешина // Эпистемология и философия. - 2008. - Т. XVII. - № 3. - С. 5-13.
4. Никифоров А. Л. Виды научного объяснения : науч. издание / А. Л. Никифоров, Е. И. Тарусина. // Логика научного познания. - Москва : Наука, 1987. - С. 180 - 196.
5. Примаков В. Л. Методология анализа и интерпретации эмпирических данных социологических исследований / В. Л. Примаков // Вестник МГЛУ. - 2018. - Вып. 4 (812). - С. 195 - 209.
6. Рузавин Г. И. Методология научного познания : учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.
Педагогика
УДК 378.2
доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна
Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Югова Олеся Вячеславовна
Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С
НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема функционирования и ресурсных возможностей семьи ребенка с нарушениями в развитии. Кратко изложены теоретические аспекты рассматриваемого вопроса, описаны проблемы современной семьи, как общие, так и специфические, касающиеся воспитания и развития ребенка с проблемами в развитии. Раскрыто понятие ресурса семьи. Описана методика выявления ресурсного состояния семьи и представлены ее результаты на примере семей детей раннего возраста с задержкой развития различной степени выраженности. Обоснована необходимость повышения ресурсных возможностей семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью создания оптимальных условий обучения и воспитания детей.
Ключевые слова: дети с нарушениями в развитии, семейные функции, ресурсы семьи, сопровождение семьи, психолого-педагогическая помощь.
Annоtation. The article deals with the problem of functioning and resource capabilities of the family of a child with developmental disabilities. The theoretical aspects of the issue under consideration are briefly described, the problems of the modern family, both general and specific, concerning the upbringing and development of a child with developmental problems are described. The concept of a family resource is revealed. The method of identifying the resource state of the family is described and its results are presented on the example of families of young children with developmental delay of various degrees of severity. The necessity of increasing the resource capabilities of the family of a child with disabilities in order to create optimal conditions for teaching and raising children is justified.
Keywords: children with developmental disorders, family functions, family resources, family support, psychological and pedagogical assistance.
Введение. Многочисленные отечественные ученые в области психологии и педагогики подчеркивают важность семейного воспитания и необходимость присутствия и активного участия родителей для полноценного формирования личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский).
Актуальность проблемы оказания психологической и педагогической помощи семьям, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, отражена в целом ряде работ и исследований (И.С. Багдасарьян, Т.Г. Богданова, И.Ю. Левченко, Н.В. Мазурова, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Е.А. Медведева, Г.А. Мишина, А.Г. Московкина, О.Б. Половинкина, М.М. Семаго, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева и др.).
Адаптация семьи и преодоление кризисных ситуаций обуславливают необходимость постановки вопроса о ее ресурсах. Исходя из теории систем применительно к семейной системе как не просто сумме, а сложной совокупности взаимосвязанных элементов в их взаимообуславливающем влиянии, становится очевидно, что при воздействии на каждый элемент будет закономерно меняться вся система (Е.А. Медведева, В.В. Ткачева). Понимание данного процесса имеет значение при организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями в развитии и его семьи.
Изложение основного материала статьи. Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются и трансформируются. Главная особенность семейного взаимодействия - удовлетворение различных потребностей, что определяет создание структуры семейных ролей и систем функций семьи (Г. Навайтис, Н.В. Соловьев, В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий). Существует множество перечней функций, однако все авторы единодушно признают первостепенность репродуктивной и воспитательной функции (А.А. Бодалев, В.В. Столин, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, А. Эглите и др.)
Проблемы семьи обусловливаются современной жизнью и функционированием человека. На сегодняшний день семей, у которых нет проблем, не существует. К основным проблемам брака можно отнести: неблагополучие семей, неравенство семейного статуса супругов; перегрузка женщины; разлад в интимных отношениях; неадекватность претензий супругов, внутрисемейное насилие, желание иметь или не иметь детей. Зарождаются новые формы и виды семейной жизни, что доказывает эволюцию семьи. В настоящее время подвергается изменениям такая важная функция семьи, как репродуктивная. Одновременно с сокращением рождаемости наблюдается увеличение числа нерожденных детей. Современная семья испытывает много изменений и весь спектр этих деформаций нуждается в изучении и воздействии.
Кризис института семьи, провоцируя кризис процесса первичной социализации детей, которые в ней воспитываются, в итоге приводит к социальным проблемам всего общества. Современные тенденции, происходящие в обществе, культуре, влекут за собой и изменения в специальном образовании, которое ставит своей целью создание условий для полноценного и достойного существования человека с психофизическими особенностями. Особо значимо это на ранних этапах возрастного развития [1].
В психолого-педагогическом сопровождении семьи ребёнка с проблемами в развитии акцент традиционно ставится на проблемах семьи, специалисты ориентируются на дефицитарную модель функционирования семьи при игнорировании её ресурсных состояний [4]. При этом не учитываются потенциальные возможности (ресурсы) семьи ребенка с отклоняющимся развитием. Поэтому возникает необходимость разработки вариантов и путей оказания комплексной помощи семьям с учётом их ресурсов. Существует противоречие между необходимостью оказания комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и недостаточной проработанностью проблемы ресурса такой семьи и его повышения, как залога эффективного психолого-педагогического сопровождения.
Особенности современной жизни способствуют трансформации внутрисемейных процессов и по-своему влияют на прохождение стадий жизненного цикла семьи и, как следствие, своеобразие проживания различных кризисов. В семьях детей с отклонениями в развитии, помимо типичных для других семей кризисов (наиболее трудных для семьи в социально-психологическом плане моментов), выделяют также специфические кризисы: I кризис - установление факта нарушения у ребенка; II кризис - старший дошкольный возраст - обычно при поступлении в образовательную организацию; III кризис - подростковый, когда ребенок по мере взросления сам осознает, что он - инвалид. Часто он накладывается на возрастной кризис родителей («середины жизни»); IV кризис - этап юношества, когда решается будущая судьба ребенка -получение профессии, трудоустройство, создание семьи [5].
Трудности, связанные с воспитанием «особого ребенка», предопределяют качественные изменения в жизнедеятельности семьи, дезадаптируют семью, снижают ее ресурсные возможности и приводят к возникновению семейного кризиса. Высокий уровень ресурсности семьи создает условия для преодоления или минимизации нарушений и деформации функций семьи. Ресурсные возможности семьи ребенка с различными отклонениями в развитии имеют специфические особенности, проявляющиеся в функционировании всех семейных подсистем (супружеской, родительской, сибсовой), в степени гибкости и сплоченности семейной системы, родительской позиции, в различных сторонах детско-родительских отношений.
Семейные ресурсы можно определить, как способности и различные компетентности членов семьи, которые используются в ответ на стрессы и кризисы и способны увеличивать и усиливать адаптивное функционирование семейной системы [6].
Семейные ресурсы формируются в ходе совместной жизни семьи и отличаются от индивидуальных. Они формируются постепенно, по мере движения семьи по стадиям ее жизненного цикла. Такими ресурсами являются ценные социальные, экономические, психологические, эмоциональные и физические качества, которые члены семьи могут использовать в преодолении проблем и трудностей [2].
Ресурсы семьи в определенной мере базируются на семейных ценностях, которые, в свою очередь, определяются и общественными тенденциями, ролью и значимостью семейной ячейки в социуме и безусловной ценностью каждого отдельно взятого человека в мире, независимо от его пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности, а также особенностей здоровья.
Рождение ребенка с проблемами в физическом или нервно-психическом здоровье, как правило, дестабилизирует семейную систему. При этом ее ресурсные возможности (материальные, эмоционально-психологические и др.) уменьшаются. Родители, особенно мать, находясь под влиянием психогенного стресса, а иногда и физических перегрузок, часто страдают от астенических и вегетативных расстройств, манифестации или обострения различных соматических или психических заболеваний. Благосостояние семьи также ухудшается, т.к. помимо того, что необходимы постоянные расходы на лечение, развитие и реабилитацию ребенка, семья обычно лишается одного из работающих взрослых (обычно это мать ребенка), который вынужден находиться с ним и после завершения декретного отпуска. Отмечается утрата или резкое ограничение социальных контактов, а также нарушение во взаимоотношениях между отцом и матерью ребенка, что нередко приводит к распаду супружеской подсистемы. Взаимоотношения в семье ребенка с отклонениями в развитии менее благоприятны, чем у их нормально развивающихся сверстников. Отмечается более высокая частота конфликтов и более жесткая иерархичная семейная организация с ригидными правилами.
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого было определение особенностей ресурсных возможностей семейного поля, проявляющихся в специфике детско-родительских отношений, родительской позиции, степени гибкости, сплоченности и сбалансированности семейной системы, а также в выраженности нарушений развития ребенка.
В исследовании приняли участие 82 семьи, имеющие детей раннего возраста; из них 48 семей воспитывали детей с легкой задержкой развития, в 34 семьях были дети с умеренно выраженной задержкой развития.
С целью выявления ресурсных возможностей семей нами были подобраны методики, ранее использованные для изучения семьи и адаптированные для изучения ресурсных возможностей семей экспериментальной группы.
1. Методика «Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы» (Тест-опросник Д. Олсона) для определения сбалансированности семьи и степени ее сплоченности: (эмоциональная связь, семейные границы, принятие решений, совместное время, общие друзья, интересы, отдых), гибкость семейной системы (лидерство, контроль, дисциплина в семье, семейные роли, семейные правила).
2. «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)» (А.Я. Варга, В.В. Столин) направлен на выявление отношения родителей к детям как системы: проявления разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.
3. Модифицированный опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.М. Марковской, направленный на изучение детско-родительских отношений по 10 параметрам.
Для определения ресурсных возможностей семьи ребенка с ОВЗ были определены качественные и количественные показатели по каждому блоку методик. С целью обобщенного анализа количественных показателей по наличию ресурсных возможностей преодоления деформации функций семьи при рождении ребенка с нарушениями в развитии был проведен кластерный анализ для выявления средней (межгрупповой) связи. Нами определены три кластера по уровням: высокий, средний, низкий. Исходя из этого определены три модели ресурсных возможностей семьи для преодоления деформации функций семьи при рождении ребенка с нарушениями в развитии.
Семьи с детьми с легкой задержкой развития Семьи с детьми с умеренно выраженной задержкой развития
Ресурсная семья (24%) 17% 7%
Относительно ресурсная семья (43%) 20% 22%
Не ресурсная семья (33%) 13% 21%
1 модель (высокий уровень) - «ресурсная семья» была выявлена у 24% семей. Эти семьи характеризовались высокой степенью выраженности гибкости и сплоченности семейной системы, проявляющейся в эмоциональной связи, прозрачности границ, совместном времяпрепровождении в семье, общими друзьями, а также гибкостью (семейной адаптацией), общностью интересов, адекватным, разумным распределением семейных ролей, определением лидера, выполнением семейных правил. Также они характеризовались активной позицией родителей по отношению к своему ребенку, демонстрировали такие модели взаимодействия как «кооперация», «принятие»; владели определенными знаниями об особенностях и проблемах развития своих детей. Многие из них обратились за консультацией к специалистам самостоятельно. Родители отличались адекватностью реакций, заинтересованностью и вовлеченностью в совместный процесс психолого-педагогической помощи их ребенку, принятием его таким, какой он есть. Они были позитивно настроены, внимательны и терпеливы, осознавали свою ответственность за воспитание своего ребенка. Родители адекватно и реально оценивали перспективы развития ребенка и пытались определить свою роль в общем процессе его воспитания и обучения.
2 модель (средний уровень) - «относительно ресурсная семья» наблюдалась у 43% семей. Они характеризовались относительной степенью выраженности гибкости и сплоченности семейной системы, относительной сбалансированностью и присутствием дисфункций, проявляющихся в разобщенности, фрагментарности эмоциональных проявлений в семье, жесткости границ, в ригидности, разобщенности интересов, перепутанности семейных ролей, «борьбой» за лидерство, неустойчивости выполнения семейных правил. Родители с условно активной позицией были несколько подавлены и не проявляли активного интереса к сотрудничеству со специальным педагогом. Их знания о проблемах ребенка были поверхностными, несистематизированными. Они осуществляли воспитание своего ребенка бессистемно, считая своей главной задачей обеспечение комфортного быта. На консультацию дети были направлены специалистами других учреждений, в которые обращались родители с целью получения психолого-педагогического заключения. Многие родители не видели необходимости обращения к специальному педагогу. Допуская возможность оказания ребенку коррекционно-педагогической помощи, они часто не понимали, в чем она заключается. Родителям хотелось гарантированных результатов и благоприятных перспектив развития ребенка при их минимальном участии, поскольку считали это задачей специалистов.
3 модель (низкий уровень) - «не ресурсная семья» была выявлена у 33% семей. Эти семьи характеризовались слабой степенью выраженности гибкости и сплоченности семейной системы, проявляющейся несбалансированностью и дисфункциональностью, запутанно-ригидной формой взаимодействия, проявляющихся в отсутствии эмоционального фона отношений в семье, разобщенности, жестких границах, хаотичности семейных ролей, в невыполнении семейных правил. Позиция родителей по отношению к своему ребенку в большинстве случаев была пассивной (не принимающей ребенка); наблюдалось отсутствие знаний об особенностях развития и характере нарушений у их ребенка. Они не желали признавать истинного положения вещей, ссылались на некомпетентность специалистов, были не согласны с диагнозом, ничего не хотели от консультации. В их обращении с ребенком наблюдалась резкая смена настроений, недовольство, отсутствие гибкости, многочисленные придирки; они не могли создать условия для эмоционального благополучия ребенка. Родители перекладывали реабилитационную работу на специалистов образовательных и медицинских учреждений. Они были не способны адекватно оценить состояние своего ребенка и обеспечить коррекционную направленность образовательно-воспитательного процесса. Родители не знали, как и чем с ним заниматься, какие методики применять, какие развивающие игрушки приобретать. Основное внимание уделялось физическому и соматическому здоровью ребенка, а познавательное, речевое и эмоциональное развитие недооценивалось. Для многих родителей было характерно отношение к своему ребенку как к объекту ухода; в некоторых случаях отмечалось ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым.
Выводы. Наличие пролонгированного психотравмирующего фактора в результате рождения ребенка с проблемами в развитии в семье изменяет ее функционирование. При этом высокий уровень ресурсности семьи создает условия для преодоления или минимизации нарушений и деформации ее функций.
Данные эмпирического исследования свидетельствуют о неоднородности ресурсных возможностей семей экспериментальной группы. Выделены три модели семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с проблемами в развитии: ресурсная семья, относительно ресурсная семья, не ресурсная семья. Установлено, что ресурсные возможности семьи зависели от степени гибкости, сплоченности и сбалансированности семейной системы, родительских ценностей, позиции принятия ребенка, от специфики детско-родительских отношений, а также от степени выраженности отклонений в развитии ребенка.
Организация систематической комплексной работы специалистов и их тесное взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ помогает решать вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка, а также способствует повышению ресурсных возможностей семьи для обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей с психофизическими особенностями [3].
Литература:
1. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Артпедагогические технологии социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, используемые в семье. Проблемы современного педагогического образования. -Ялта, 2018. - № 59-4. - С. 71-74.
2. Нестерова А.А. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях. Развитие личности. - №1, Москва: МПГУ, 2016. - С. 156-173.
3. Приходько О.Г., Югова О.В. Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. - Вестник МГПУ, серия «Педагогика и психология», № 3 (25). - Москва: МГПУ, 2013. -С. 107-119.
4. Отева Н.И., Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Пащенко Е.В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Минского университета, 2019. - Т.7, №2. - С. 8.
5. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - Москва: Национальный книжный центр, 2014. - 160 с.
6. Trivette C.M., Dunst C.J., Deal A.G., Hamer W., & Propst S. Assessing family strengths and family functioning style // Topics in Early Childhood Specialist Education, Vol. 10(1). - 1990. - P. 16-35.
Педагогика
УДК 811.161
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Милованова Ольга Викторовна
Михайловская военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург)
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ИНОСТРАНЦАМИ
Аннотация. Иностранцы, обучающиеся в вузе, должны уметь конспектировать лекции, работать со специальной литературой. Решением этой задачи может стать включение в процесс обучения текстов документальной прозы, которая также может выполнять воспитательные функции.
Ключевые слова: документальная проза, лингвокультурологические и лингвострановедческие представления, авторская позиция.
Annotation. Foreign students studying at a university must be able to take notes of the lectures, to read textbooks on professional subjects. This goal can be realized by including some texts of documentary prose in the teaching process; this kind of literature can also perform educational functions.
Keywords: documentary prose, linguo-cultural and culture-oriented linguistics views, the author's viewpoint.
Введение. Для иностранцев, обучающихся в высшем учебном заведении на русском языке, важно «уметь конспектировать лекции, читать и понимать учебную литературу по специальности, писать курсовые работы» [3, с. 189]. Особенно важным аспектом в данной деятельности является создание языкового погружения. Актуальной считается проблема развития лингвокультурологических и лингвострановедческих представлений о России. Решением этой задачи может стать включение в процесс обучения текстов документальной прозы. Образцами документальной прозы могут быть страноведческие описания, истории каких-либо событий, авторские расследования на основе актуальных проблем. Авторская позиция в таких текстах проявляется в отборе, переработке и структурировании имеющегося материала, а также в оценке событий. Освоение лексического состава, синтаксических конструкций и стилистических особенностей подобных текстов способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Изложение основного материала статьи. Если на начальном этапе при работе с обучающимися Михайловской военной артиллерийской академии им предлагается освоить лексический минимум и основы грамматики русского языка, то на старших курсах большое внимание уделяется работе с текстами: их анализу, развитию монологической (устной и письменной) речи иностранных обучающихся на основе содержания текста. Работа с текстом на старших курсах становится ядром занятия по русскому языку как иностранному. Мы ставим задачу научить их реферированию, потому что работа по реферированию «направлена на развитие умений целевой трансформации текста (составление плана, тезисов, аннотаций)» [2, с. 110]. Иностранные военнослужащие должны научиться реферированию текстов еще и потому, что завершают обучение в высшем учебном заведении написанием и защитой выпускной квалификационной работы. Навыки по реферированию помогают обучающимся в самостоятельной работе с необходимыми научно-профессиональными текстами.
Отметим также, что документальные тексты способны самостоятельно решать проблемы воспитательного характера. За время обучения иностранных военнослужащих в военном вузе преподаватели различных кафедр, в том числе кафедры русского языка, стараются вооружить курсантов военно-профессиональными, философскими, историческими, социологическими, правовыми, экономическими, культурологическими знаниями, сформировать у них научное мировоззрение. Воспитательная работа с иностранными военнослужащими в первую очередь преследует цель формирования положительного образа России в сознании иностранцев, их уважительного отношения к традициям, истории и культуре России.
Формирование положительного образа России в условиях нашего вуза начинается с воспитания у курсантов-иностранцев уважительного отношения к духовным ценностям нашей страны. К текстам документальной прозы мы обращаемся на занятиях по русскому языку в контексте темы «Актуальные проблемы современности». Эта тема выстраивается таким образом, чтобы иностранные обучающиеся получили возможность сопоставить отношение к понятиям «патриотизм», «гражданственность», «просвещение», «образование», «духовность», «культура» в своей стране и в России. Мы предлагаем им тексты различных авторов, которые рассматривают эти понятия в современном контексте. Учим сопоставлять позиции разных авторов, чтобы обучающиеся формировали собственную позицию.
Плодотворной нам представляется вариант сопоставления текстов авторов, которые писали свои статьи в последнее десятилетие, с произведениями Д. Лихачева, В. Пескова, В. Солоухина, Ю. Олеши. Произведения этих авторов отличаются хорошим качеством литературного языка. Им присущи легкость стиля, разнообразие лексики, простота синтаксиса. В работе с иностранцами подобные тексты могут оказать неоценимую помощь, поскольку обучающиеся знакомятся с