Научная статья на тему 'Особенности репрезентации концепта «Свобода» (на материале текстов русских рок-групп)'

Особенности репрезентации концепта «Свобода» (на материале текстов русских рок-групп) Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
318
49
Поделиться
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ТЕКСТЫ ПЕСЕННЫЕ / РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-МУЗЫКА

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации концепта «Свобода» (на материале текстов русских рок-групп)»

УДК 811.161.137

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «СВОБОДА» (на материале текстов русских рок-групп)

С. В. Стеванович, Е. Н. Чуева

В последнее время особый интерес в области лингвистики представляет изучение взаимосвязи «язык - культура - человек». С антропоцентрическим подходом к исследованиям связано изучение базовых понятий культуры, обозначаемых в современной науке термином «концепт». Термин «концепт» является интердисциплинарным и неоднозначно понимается в рамках различных наук. Так, в понимании Ю. С. Степанова, концепт - это сгусток культуры в сознании человека, обладающий сложной структурой и включающий в себя понятие, этимологию, а также современные оценки и ассоциации. Причём, Ю. С. Степанов изучает только те концепты, которые являются наиболее устойчивыми и постоянными, называя их константами. Работа Ю. С. Степанова «Константы. Словарь русской культуры» стала первым в нашей литературе опытом систематизации и описания таких ценностей культуры, которые заложены в понятиях, концептах. Автор выявляет истоки концептов и прослеживает их изменения через взгляды мыслителей, писателей и рядовых членов общества до наших дней. Проводится исследование в четыре этапа. Сначала выявляется этимология концепта, затем его европейская история, после рассматривается его русская история, и в заключении даётся понятие о значении концепта в современности. Иллюстративным материалом служит подбор цитат, которые являются выражением «коллективного бессознательного» [12].

Н. Д. Арутюнова трактует концепт как понятие практической философии, возникающее в результате взаимодействия национальной традиции и фольклора, религии и идеологии, жизненного опыта и системы ценностей. Исследуя концепты,

Н. Д. Арутюнова обращается к мифам, библейским текстам, а также к художественным прецедентным текстам [1].

В. Карасик говорит о концептах как о квантах переживаемого знания, совокупность которых является концентрированным опытом человечества, этноса, социальной группы и личности. В своей монографии «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» он анализирует социолингвистические и прагмалингвистические типы дискурса как текста в ситуации реального общения [4].

Ф. Ф. Фархутдинова даёт следующую трактовку термину «концепт» - это структурно и образно организованное инвариантно-вариантное знание определённого социума о каком-либо явлении духовной и материальной культуры, реализующийся через пространство разноуровневых и разнопорядковых языковых знаков и речевых произведений, связанных между собой парадигматически и синтагматически и/или ассоциативно [5].

Г. П. Корчевская в своей работе «Концепт «Москва» в русской языковой картине мира», совмещая точки зрения Аскольдова, Лихачёва, Степа-

нова и Воркачёва, трактует концепт как вербально выраженную содержательную единицу сознания, которая имеет в основе соответствующее понятие, обогащаемое культурными смыслами и индивидуальными ассоциациями, которое изменяется вместе с развитием языка и культуры [7].

Таким образом, для исследователей-лингвистов концепт включает следующие признаки:

1. Концепт объединяет культурные и языковые смыслы.

2. Концепт имеет сложную структуру (понятие + этимология + современные оценки и ассоциации).

3. Концепт обладает постоянными и вариативными признаками.

Наше исследование посвящено изучению концепта «свобода» на материале текстов песен русских рок-групп.

В русской культуре концепт «свобода» имеет особенное значение, что было отмечено В. А. Масловой, В. В. Колесовым. Однако, как утверждает В. А. Маслова, возведение лексемы «свобода» в ранг концептуальных связано с демократизацией современного общества. На протяжении всей истории своего развития Российское государство не часто проявляло потребность в свободе. Это доказывает и трехсотлетнее татаро-монгольское иго, и длительное удержание крепостничества, и установление тоталитарного режима. Все же там, где есть гнет и давление, неизбежен бунт и стремление к освобождению. На сегодняшний день понятие «свобода» активно используется в разных сферах: в политике, в воспитании творческих, свободных от стереотипов, личностей, в рекламе, призывающей к свободе и раскрепощению.

В. А. Маслова отмечает, что для русского человека «свобода» - это не только независимость, отсутствие гнёта, но и отсутствие всяческих ограничений, возможность поступать по собственному желанию. Часто «свобода» сводится к отсутствию добровольно принятых на себя обязательств. В. А. Маслова говорит о том, что для русского человека свобода имеет невысокую цену, сама русская душа спелёнута, лишена свободы. Эту же особенность отмечал П. П. Кончаловский, подчеркивая, что свобода не есть абсолютное благо, свобода

- не для русского человека. Кроме того, в своем исследовании В. А. Маслова описывает символику «свободы» в разных культурах (в римской - женщина со скипетром в руках и в колпаке, в американской - статуя женщины с факелом в руках, в русской - колокол, как глас Бога). Лучше понять особенности семантики концепта помогают выстроенные синонимические и антонимические ряды. Синонимами к «свободе» выступают такие понятие, как «воля», «вольность», «независимость», «приволье», «раздолье», «простор»; антонимами -

|| Вестник КемГУ

«принуждение», «насилие», «стеснение», «неволя», «рабство», «угнетение», «запрет», «тюрьма» [8].

В. В. Колесов в своём исследовании делает акцент на этимологию. Обращаясь к истории языка,

В. В. Колесов пишет о том, что слово «свобода» произошло от возвратного или притяжательного местоимения *SWOS - «свой» и изначально было связано с понятием «собственность». Свобода - суть этой жизни, одно из слагаемых совокупности признаков свободного члена рода. Прослеживается и этимологическая связь с лексемой «особь» («собь» -существо). Так «собь» без свободы не существует, но и «свобода» сама по себе ничто, она слагается из множества «о-собь-ей». Позднее слово «собь» трансформируется в «особа», что означает «персона», «личность». Свобода для древних славян обозначает свободное состояние, но только внутри рода. Абсолютную же независимость человека от власти рода наши предки понимали как разнузданность и своеволие, ничего общего со свободой не имевшие (собственно, в средние века «свобода» - не просто независимость, но и справедливость). Значения «вольность», «разнузданность» перешли в нашу культуру гораздо позднее [6].

Иллюстрируют точку зрения В. В. Колесова и данные этимологического словаря М. Фасмера. В статье, посвящённой слову «свобода», говорится о том, что оно произошло от праславянской формы *sveboda, svёboda и связано с церковнославянским свобьство, собьство, где *svobь от svojь, то есть «положение свободного, своего члена рода» [14].

Изучая абстрактный концепт «свобода», мы опирались на методику концептуального анализа, предложенную М. В. Домбровской в статье «Концепты и методы их описания», которая включает следующие приемы:

1. Лексикографическое исследование.

2. Ассоциативный анализ.

3. Построение гипотезы.

4. Описание художественного концепта.

М. В. Домбровская утверждает, что при изучении универсальных философских понятий, к которым относится и исследуемый нами концепт, ведущую роль занимает метод построения гипотезы. Лексикографическое описание и ассоциативный анализ выступают при таком описании как дополнительные [3]. Следуя утверждению М. В. Домбровской, мы выдвинули гипотезу: в русской рок-культуре концепт «свобода» имеет особое смысловое наполнение, отличное от общекультурного.

Рок-музыка - яркое явление, которое не могло остаться незамеченным в мировой культуре. Зародившись на другой стороне земного шара, в Америке, рок-н-ролл был изначально танцевальной музыкой, которая представляла собой сочетание упрощённого и быстрого по темпу ритм-энд-блюза и музыки кантри. А возникшее впоследствии понятие «рок-музыка» происходит непосредственно от «рок-н-ролл». На первых этапах своего существования рок не нёс особой смысловой нагрузки, и тексты были лишь дополнением к музыке. Позже тексты рок-песен становятся социальными и даже фило-

софскими. Апогея данная тенденция достигает в русском роке, где доминирующую позицию занимает смысловое содержание. Это связано с историей укоренения рок-музыки на просторах СССР, где она появилась не как лёгкая танцевальная музыка, а как оппозиция массовой культуре и государственному строю. Естественно, что каждое субкультурное движение (панки, металлисты, байкеры, хиппи) вкладывало свои смыслы в содержание любого культурно значимого понятия.

Используя данные толковых словарей (БАС, МАС, Ожегов, Ушаков, Даль), мы выявили основные составляющие понятия «свобода» в русской культуре:

1. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

2. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-

политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

3. Лёгкость, отсутствие затруднений в чём-либо.

4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Материалом нашего исследования послужили 30 песенных текстов рок-групп, названия которых содержат лексему «свобода». Нами было рассмотрено творчество следующих рок-групп: «Ария», «Люмен», «Кипелов», «Гражданская оборона», «Наив», «Тараканы» и др. На основе контекстного анализа было выделено множество различных трактовок концепта «свобода». Так, в песне «Я свободен» (группа «Кипелов») «свобода» понимается как «смерть»: в реальной действительности человек никогда не может ощутить себя по-настоящему свободным; над ним постоянно довлеют страсти, законы, общество:

Надо мною тишина, небо полное огня.

Свет проходит сквозь меня,

И я свободен вновь.

Я свободен от любви, от вражды и от молвы,

От предсказанной судьбы И от земных оков.

Свобода приравнивается к смерти и в песне «И корабль плывёт» (группа БИ-2):

Отпустите синицу на верную смерть,

Пусть её приласкает свобода.

Эта же аналогия проводится в песне «Всё в порядке» (группа «Гражданская оборона»):

Пятна крови на асфальте, пятна крови на земле, Параллельно коммунизму речь кровавая течёт. Беззаветная свобода во свинцовом во гробу.

В консервированном месте буду петь и танцевать.

Также в одной из композиций певца Дельфина есть следующая строка:

Смерть - безупречная свобода.

В песне «Иллюзия свободы» (группа «Наив») «свобода» трактуется в её политическом смысле: в нашем государстве человек никогда не был политически свободным; власть народа - лишь иллюзия: Я слышу без конца весёлые призывы

За веру, за царя и прочие активы.

Их правила игры: им весело, мы плачем.

Но мы надеемся на то, что может быть иначе. Иллюзия свободы. Приходит время грустных дум. Нас не спасает сердце и не спасёт холодный ум.

Об этом же поёт в своей песне «Мёртвый сезон» лидер группы «Гражданская оборона» Егор Летов: Достойны прецеденты, чтоб не было репрессий Ни разу не бывало, чтоб не правил террор История не знает, чтоб хоть раз была свобода История не знает, чтобы не было фашизма.

В тексте песни «Свобода» (группа «Люмен») исследуемый нами концепт понимается как абсолютная ценность. Внутренняя потребность в свободе настолько сильна, что без неё жизнь не имеет смысла. Появляется почти физическое ощущение отсутствия свободы:

За свободу можно второй раз родиться,

Сдохнуть тысячи раз, но не опуститься,

Бороться и драться, проиграть, но не сдаться, Идти много лет, но всё же добраться.

Я задыхаюсь, мне всё теснее с каждым годом.

Я широко раскрыл глаза, но не могу найти свободу.

В песне «Улица свободы» (группа «Тараканы») «свобода» - это неограниченное пространство: космополитизм, свобода передвижения, возможность идти в любом направлении:

Я живу в чудесном городе земли на улице свободы. Во все моря отсюда ходят корабли И во все концы взлетают самолёты.

Ты можешь быть моим соседом И не важно кто ты На улице свободы

В песне «Я абсолютно свободен» (группа «Ноги Вини Пуха») свобода воспринимается как возможность самому решить как детерминировать себя в социальной среде. Освобождение от стереотипов общества и его законов дает возможность герою самому решать, быть ему «хорошим» или «плохим»:

Я - абсолютно свободен,

Я могу быть любым.

Я могу быть ненавидим И могу быть любим.

Я могу украст ь И могу раздать.

У меня есть свобода,

Я могу выбирать.

Песня «Свобода» (группа «Пятница») провозглашает свободу от отношений с противоположным полом. Лирический герой утверждает, что сложность межличностных отношений является препятствием для его духовной свободы. Следовательно, прекращение этих отношений - залог освобождения:

Мы летали, рассыпали Пыль, упали с головой,

Но не той темнотой.

Ой-ой-ой.

Как это было

Ты не помнишь, ты забыла,

Дверь закрыла.

Ну и прр с тобой!

Свобода пока. Свобода!

Об этом же поется в песне «Свобода» (группа «Т орба-на-круче»):

Осточертевшая возня -Моя любовь! И где награда?

Ты со мной, но без меня.

И надо, надо повернуть на девяносто Градусов. Пусть будет путь, пусть будет просто Новым до мелочей.

Снова и опять ничей.

Свобода, здравствуй!

В песне «Стань свободным» (группа «Stab») указывается на зависимость человека от своих внутренних комплексов и страхов. Стать свободным - значит избавиться от них:

Закрой глаза, забудь свой страх,

Порви оковы, сними маску.

Тебе некуда больше бежать,

Почувствуй реальность, открой свой разум.

Ты больше не можешь скрывать эту боль,

Стань свободным, сломай преграды!

Стань свободным от чёрных идей,

Теперь ты знаешь, что тебе надо.

Встречается не только положительная, но и отрицательная трактовка понятия «свобода». Нередко рок-музыканты под стремлением к свободе понимают употребление психотропных веществ, алкоголя или других средств отрыва от реальности. Так, в песне «День закрытых дверей» (группа «Слот») есть следующая строчка:

Индивид бухает на пути к свободе,

Молится, колется или с ума сходит.

Потом эта свобода его похоронит.

Таким образом, на основе текстов русских рок-групп, нами были выявлены наиболее актуальные смыслы концепта «свобода» в данной субкультуре: свобода - это высшая внутренняя потребность человека, проявляющаяся в отсутствии ограничений в общественной и политической жизни, это независимость от социальных стереотипов, межличностных отношений, внутренних комплексов и страхов. Свобода часто ассоциируется с отрывом от реальности, с возможностью управлять собственным сознанием. Абсолютная свобода возможна лишь в состоянии смерти: когда нет ни того, кого угнетают, ни того, что гнетет. На наш взгляд, именно последние признаки отличают осознание представленного концепта в рамках данной субкультуры.

Литература

1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова.- М., 2000.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль.- М., 1994. - Т. 4. -

С. 70.

3. Демьянков, Д. Энциклопедия. Альтернативная культура / Д. Демьянков. - М., 2003.

4. Домбровская, М. В. Концепты и методы их описания / М. В. Домбровская // Картина мира: язык, философия, наука. - Томск, 2001. - С. 29 - 31.

І95

|| Вестник КемГУ

5. Карасик, В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. Карасик. - М., 2004.

6. Козина, И. О. Лингвокультурологический анализ русского концепта «грех» / И. О. Козина. -Иваново, 2003.

7. Колесов, В. В. Древняя Русь: наследие в слове / В. В. Колесов. - СПб., 2000.

8. Корчевская, В. Г. Концепт «Москва» в русской языковой картине мира / В. Г. Корчевская. -Владивосток, 2002.

9. Маслова, В. А. Социальные понятия и отношения - свобода, воля, дружба, война / В. А. Маслова // Когнитивная лингвистика. - Минск, 2004.

10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1987. - С. 611.

11. Пищальникова, В. А. Значение и концепт / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе. - М., 2007. - № 4.

12. Словарь современного русского языка (БАС).- М., 1948. - Т. 13. - С. 394 - 398.

13. Словарь русского языка (МАС). - М., 1988.

- Т. 4. - С. 52 - 53.

14. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - М., 1998.

15. Стернин, И. А. Язык и национальная картина мира / И. А. Стернин, З. Д. Попова. - Воронеж, 2003.

16. Ушаков, Н. Д. Толковый словарь русского языка / Н. Д. Ушаков. - М., 1940. - Т. 4. - С. 95 - 96.

17. Фасмер, М. Этимологический словарь / М. Фасмер.- М., 1987. - Т. 3. - С. 582 - 583.