Научная статья на тему 'Особенности реорганизации в бюджетной сфере: отражение в бюджетном учете и отчетности'

Особенности реорганизации в бюджетной сфере: отражение в бюджетном учете и отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукинова Е. А.

В соответствии с гражданским законодательством федеральные бюджетные учреждения могут быть: реорганизованы путем выделения, преобразования, слияния, присоединения и разделения с соблюдением требований ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) и ликвидированы с соблюдением требований ст. 61 ГК РФ. Реорганизация или ликвидация учреждения производится в соответствии с решением учредителя о реорганизации или ликвидации, оформленным в установленном законодательством порядке постановлением Правительства РФ и (или) правовым актом федерального органа исполнительной власти. В статье автор рассматривает особенности реорганизации в бюджетной сфере и отражение реорганизации в бюджетном учете и отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукинова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реорганизации в бюджетной сфере: отражение в бюджетном учете и отчетности»

Всё для бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ: ОТРАЖЕНИЕ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ

Е. А. ЛУКИНОВЛ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета, аудита и статистики

В соответствии с гражданским законодательством федеральные бюджетные учреждения могут быть:

• реорганизованы путем выделения, преобразования, слияния, присоединения и разделения с соблюдением требований ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);

• ликвидированы с соблюдением требований ст. 61 ГК РФ.

Реорганизация или ликвидация учреждения производится в соответствии с решением учредителя о реорганизации или ликвидации, оформленным в установленном законодательством порядке постановлением Правительства РФ и (или) правовым актом федерального органа исполнительной власти, в которыхустанавливается:

• основание для принятия решения о реорганизации или ликвидации органа или учреждения;

• дата, на которую проводится реорганизация или ликвидация органа или учреждения;

• срок проведения реорганизационных или ликвидационных мероприятий;

• создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации учреждения;

• создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации учреждения;

• источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации или реорганизации;

• перечень учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (фи-

нансовые и нефинансовые) и обязательства (далее — активы и обязательства) реорганизуемого или ликвидируемого учреждения. При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества Росимуществу.

В ходе ликвидации учреждения проводятся следующие мероприятия:

1. Ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации органа или учреждения с учетом требований ст. 63 ГК РФ.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия представляет учредителю на утверждение промежуточный ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждению в объеме форм бюджетной отчетности, установленном п. 275 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2007 № 72н, это:

Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного рас-

порядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Пояснительная записка (ф. 0503160); — сформированные с учетом особенностей, предусмотренных разделом 6 Инструкции 72н.

Данные промежуточного ликвидационного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого учреждения и реестром требований кредиторов.

В период работы ликвидационной комиссии в ликвидируемом учреждении этим учреждением представляется бюджетная отчетность в общеустановленном порядке: в сроки и в объеме, определенном нормативными актами Министерства финансов РФ.

3. До составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, осуществляет передачу материальных ценностей в Росимущество, обеспечивает закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах Федерального казначейства и в кредитных организациях.

При этом остатки неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования отзываются с лицевого счета ликвидируемого учреждения в органе Федерального казначейства главным распорядителем (распорядителем), а остатки средств в кредитных организациях перечисляются на распорядительный счет главного распорядителя (распорядителя) ликвидируемым учреждением со своего счета в кредитной организации.

В соответствии с п. 4.4.5. Порядка доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 10.06.2003 № 50н при проведении мероприятий, связанных с ликвидацией, главный распорядитель (распорядитель), в ведении которого находится получатель, в отношении которого проводятся ликвидационные мероприятия, формирует «отрицательное» расходное расписание на сумму неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на соответствующем лицевом счете ликвидируемого получателя.

Включение указанных расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается.

Орган Федерального казначейства по месту открытия соответствующего лицевого счета

ликвидируемому получателю после получения «отрицательного» расходного расписания, адресованного получателю, осуществляет следующие мероприятия:

• отражает показатели «отрицательного» расходного расписания на соответствующем лицевом счете;

• формирует и отправляет в электронном виде в орган Федерального казначейства, от которого поступило «отрицательное» расходное расписание, извещение о принятии на учет «отрицательного» расходного расписания согласно приложению №5к указанному Порядку;

• выдает получателю (ликвидационной комиссии) выписку из соответствующего лицевого счета с приложением копии расходного расписания

• или формирует и отправляет в электронном виде извещение об аннулировании «отрицательного» расходного расписания.

По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

4. По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных мероприятий, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждению на установленную учредителем дату ликвидации в вышеуказанном объеме форм бюджетной отчетности, установленных приказом Министерства финансов РФ № 72н. При этом в группе граф Баланса (ф. 0503230) «На дату реорганизации (ликвидации)» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на дату реорганизации (ликвидации), без учета заключительных оборотов по счетам бюджетного учета, предусмотренных при завершении финансового года.

Порядок и сроки упразднения ликвидационной комиссии определяются правовым актом учредителя, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти — распоряжением Правительства РФ.

Ликвидационная комиссия не может быть упразднена до представления оформленного в установленном порядке ликвидационного баланса в вышеназванные органы.

5. Учредитель до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержден-

ные объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенные объемы финансирования, кассовые и фактические расходы текущего финансового года ликвидированного учреждения.

В соответствии с письмом Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176 при ликвидации федерального органа исполнительной власти до конца финансового года Росимущество отражает в своей консолидированной отчетности данные ликвидационного баланса в части переданных ему активов, а Министерство финансов РФ отражает в отчете об исполнении федерального бюджета объемы лимитов бюджетных обязательств, финансирования, кассовых расходов по главе ликвидированного федерального органа исполнительной власти.

При проведении реорганизационных мероприятий:

1. Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, обязан осуществить публикацию о реорганизации учреждения в порядке, аналогичном для ликвидационной комиссии.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, представляет учредителю, промежуточный баланс по реорганизуемому учреждению в объеме форм бюджетной отчетности, установленных п. 275 Инструкции № 72н на дату начала проведения реорганизации. Данные промежуточного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств реорганизуемого учреждения и реестром требований кредиторов.

Во время работы органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, реорганизуемое учреждение представляет бюджетную отчетность в общеустановленном порядке, сроки и в объеме, определенные Министерством финансов РФ.

3. До составления передаточного или разделительного баланса орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей правопреемникам, определенным в зависимости от формы реорганизации ст. 58 ГК РФ.

По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому органу или учреждению на установленную учредителем

дату реорганизации в вышеуказанном объеме форм бюджетной отчетности (п. 275 Инструкции 72н).

4. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов, кассовые и фактические расходы по переданным учреждениям отражаются по новой подчиненности полностью с начала года.

Данные разделительного баланса, а также лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бюджетного учета, а также в бюджетной отчетности с начала года вновь созданными или принимающими учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения. Основанием для отражения в бюджетном учете передачи активов и обязательств является передаточный акт и разделительный баланс, оформленные в установленном порядке, с приложением материалов инвентаризации. Передача дебиторской задолженности подтверждается Инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

В бюджетном учете передающей стороны и получателей активов и обязательств разделительного баланса на начало отчетного периода в объемах, установленных передаточным актом, и оборотов за отчетный период по финансово-хозяйственным операциям за период с начала года до даты передачи отражаются записи в соответствии с Инструкцией 25н от 10.02.2006:

• если реорганизация внутриведоственная — в корреспонденции со счетом 130404 000, при этом сторона получающая дебетует активы в корреспонденции со счетом 1 30404 000, при получении обязательств — с дебетом счета 1 30404000; при передаче операций с началя отчетного года до даты, на которую проводится реорганизация, к счету 1 30404 000 в разрезе КОСГУ;

• при межведомственной — в корреспонденции со счетами 1 40101 241 — для передающей стороны, счетом 1 40101 180 — для получающей;

• при передаче учреждения на другой бюджет 140101251 — для реорганизуемого учреждения, счета 140101151— для правопреемника;

• при этом справки (ф. 0503125) в отношении вышеуказанных оборотов формируются отдельно.

5. В случае передачи финансирования учреждения с одного уровня бюджета на другой или передачи из ведения одного главного распорядителя средств федерального бюджета в ведение другого главными

распорядителями средств федерального бюджета на дату реорганизации органа или учреждения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись и в лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.

Органами Федерального казначейства в соответствии с п. 4.4 Порядка доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 10.06.2003 № 50н, производится отражение на лицевых счетах по учету операций со средствами федерального бюджета реорганизуемых органов или учреждений и вновь созданных или принимающих органов или учреждений, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемых органов или учреждений, утвержденных лимитов бюджетных обязательств, доведенных с начала года объемов финансирования средств бюджета со знаком «минус» для передающих органов и учреждений со знаком «плюс» для вновь принимающих органов и учреждений, кассовых расходов на основании «положительного» («отрицательного») расходных расписаний главного распорядителя.

Передача кассовых расходов реорганизуемого получателя производится на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при внутриведомственной реорганизации бюджетных учреждений согласно акту приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) (приложение №31к приказу 50н).

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, кассовые и фактические расходы по переданным учреждениям отражаются по новой подчиненности полностью с начала года с учетом реорганизации.

Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти — распоряжением Правительства РФ.

Орган (комиссия), уполномоченный нареор-ганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов.

Согласно ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Следовательно, после успешного завершения реорганизации вновь возникшие юридические лица формируют и представляют бюджетную отчетность

в установленные сроки. Если, например, реорганизация завершилась 20 марта2008г., то отчетность за 1 квартал по состоянию на 1 апреля формируется правопреемниками и представляется в установленные Федеральным казначейством сроки. Месячная отчетность (срок представления не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным) в этом случае за февраль месяц формируется реорганизуемым учреждением, а за март месяц — правопреемниками. По завершении года правопреемники в балансе изменят показатели на начало года, оформив пояснения в Пояснительной записке (ф. 0503173).

Валюта баланса изменится и у главного распорядителя, которому подведомственны правопреемники, в случае межведомственной передачи или передачи на другой бюджет за исключением реорганизации, проведенной внутри ведомственной структуры главного распорядителя средств бюджета.

Следует отметить, что бюджетная отчетность в объеме форм, установленных п. 275 Инструкции 72н реорганизуемыми (ликвидируемыми) учреждениями формируется на бумажных носителях и представляется главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение до принятия решения о его реорганизации (ликвидации), или органу исполнительной власти, принявшему решение о реорганизации (ликвидации)учреждения.

Утвержденная главным распорядителем средств бюджета или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) учреждения, бюджетная отчетность представляется:

• главному распорядителю средств бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;

• органу, организующему исполнение соответствующего бюджета, органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета, в установленном ими порядке.

В соответствии с разъяснениями Федерального казначейства (письмо от 18.12.2007 № 42-7.1-15/2.4-418) к отчету в объеме указанных форм прилагаются акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных органах Федерального казначейства и кредитных организациях, справка из налогового органа о снятии с учета.

Проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется в аналогичном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.