Научная статья на тему 'Особенности религиозности жителей Саяно-Алтая в постсоветский период'

Особенности религиозности жителей Саяно-Алтая в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / RELIGION / КОНФЕССИЯ / CONFESSION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / ПОСТСОВЕТСКИЙ СОЦИУМ / POST-SOVIET SOCIETY / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / RELIGIOUS FEATURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аксютин Юрий Михайлович

В статье представлена характеристика специфики религиозности жителей Саяно-Алтая на основе анализа данных проведённого в регионе социологического исследования (2016 г.). Подтверждена гипотеза, согласно которой традиционный религиозный тип верующих в регионе подвергся изменению: сегодня это молодой или среднего возраста человек с высоким уровнем образования и рефлексивным религиозным самосознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Features of Sayan-Altay Population During Post-Soviet Period

This article represents a review of religious features in Sayano-Altay population. This review is based on sociological research held in 2016. Traditional religious type of man has changed now it is a young or middle-aged man with a high level of education and reflexive religious self-consciousness.

Текст научной работы на тему «Особенности религиозности жителей Саяно-Алтая в постсоветский период»

УДК 101.1:316.77

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ САЯНО-АЛТАЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД1

Ю. М. Аксютин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлена характеристика специфики религиозности жителей Саяно-Алтая на основе анализа данных проведённого в регионе социологического исследования (2016 г.). Подтверждена гипотеза, согласно которой традиционный религиозный тип верующих в регионе подвергся изменению: сегодня это молодой или среднего возраста человек с высоким уровнем образования и рефлексивным религиозным самосознанием.

Ключевые слова: религия, конфессия, религиозность, постсоветский социум, региональный социум, самосознание, идентичность.

Произошедшие в России четверть века назад трансформации продолжают оставаться весьма значимыми аспектами жизни современного российского общества. Дезинтеграционные процессы начала 1990-х гг. имели своим итогом не только исчезновение советского общества и государства, но повлекли перестройку сознания людей, инициировав изменение религиозной ситуации. Девальвация советской внеконфессиональной идеологии, политический и экономический кризис, общая ситуация психологической растерянности обусловили возрастание в постсоветском обществе роли религии, отчасти решавшей проблему нарастания фаталистических настроений. В то же время «религиозный ренессанс» обострил ряд проблем, связанных с процессами формирования посттрадиционного общества, содержанием которых выступает тот факт, что ценности, традиции и идентичности, в том числе и конфессиональные, больше не воспринимаются как неизменные. Закономерно усилились опасения, что религиозное возрождение спровоцирует раскол общества по линии религиозной принадлежности, а присущий конфессиональным идентичностям консерватизм станет препятствием на пути модернизации страны, построения гражданского общества.

В таком контексте представляется важным изучение особенностей религиозности населения регионов поликонфессиональной страны. Это особенно актуально в тех регионах, где представители разных конфессий взаимодействуют непосредственно. Таким регионом является Саяно-Алтай, где действует более 200 религиозных организаций и групп [1, с. 81].

Прежде чем представить результаты проведённого нами исследования особенностей религиозности жителей Саяно-Алтайского региона (республик Хакасия, Тыва, Алтай), обратимся к характеристике общероссийской ситуации. Большинством исследователей выделяются следующие особенности религиозности россиян. Во-первых, по мнению специалистов, значительно разросшаяся в постсоветский период группа верующих представлена в основном женщинами, людьми старшего и пожилого возраста, гражданами без высшего образования. Напротив, среди неверующих численно преобладают мужчины, люди с образованием не ниже общего среднего и молодые люди. Во-вторых, характеристика этого типа верующего дополняется такими компонентами, как: нерефлексивные основания выбора конфессии (этнические традиции, принадлежность родителей и т.д.) и эссенциальная (предписывающая) самоидентификация с религиозной традицией, эпизодическое исполнение религиозных ритуалов [2].

Однако есть и иная точка зрения, согласно которой советская официально атеистическая традиция и разворачивающиеся процессы модернизации традиционного общества внесли изменения в характеристики религиозного типа современных верующих. В России, по мнению М. П. Мчедлова, И. В. Артемовой и др., появился новый тип верующего: это молодой человек с достаточно высоким уровнем образования, часто осуществляющий осознанный отбор конфессии и исполнение религиозных ритуалов, обладающий функциональной самоидентификацией с той или иной религиозной традицией [3, с. 46-56; 4, с. 73].

Обращаясь к характеристике сложившейся религиозной ситуации в регионе, отметим, что анализ религиозности имеет свои объективные сложности, обусловленные особенностью функционирования этого феномена. Принципиальная сложность научного описания и объяснения фактов иррационального поведения предопределила ситуацию конкуренции ряда подходов к определению содержания и формированию перечня критериев религиозности [5]. Например, если в качестве основного критерия религиозности считать факт переживания субъективного чувства - веры, то доля верующих в любом массовом исследовании с лёгкостью составит 60 %, а то и все 70 %. Больше таковых было только в статистике периода Российской империи, когда все новорождённые по закону наделялись конфессиональной принадлежностью. Другая крайность - введение в опросный лист большого количества уточняющих вопросов, касающихся знания и понимания священного писания, молитв, исполнения обрядов, периодичности посещения культовых сооружений (храмов, мечетей и др.). В этом случае число верующих может уменьшиться до 3-5 %. Из категории верующих будут просто «вычищены» все те, кто не имеет традиции или потребности исполнения религиозных обрядов и ритуалов. Более того, в исследовательской литературе часто приводятся примеры так называемых «рождественских», «пасхальных» и «крещенских» верующих, чья религиозность активизируется исключительно в дни больших церковных праздников. А эпизодически постящихся в целях поддержания здоровья и касаться не стоит.

Следует отметить, что, несмотря на наличие и остроту методологических споров в экспертной среде, самым распространённым критерием отнесения человека к категории «верующих» является религиозная самоиденти-

1 Исследование выполнено в рамках гранта Президента РФ МК-587.2017.6

80

фикация. По нашему мнению, этот подход наиболее релевантен задачам исследования специфики религиозности жителей российских регионов.

Ориентируясь на обозначенный критерий конфессиональной самоидентификации респондентов и результаты проведённого нами в 2016 году социологического исследования [6], попытаемся составить общее представление о характере религиозности населения региона. Идентифицировали себя с православием большинство опрошенных (50,5 %), на второй позиции был буддизм (23,7 %). Приверженность православной традиции отметили в основном численно преобладающие в регионе русские, а также представители хакасского этноса, исповедующие двоеверие - синтез православия и традиционных верований. Буддизм традиционно наиболее распространён в Туве, отсюда и вторая позиция в перечне наиболее многочисленных конфессий региона. Около 7,8 % респондентов отметили, что не идентифицируют себя ни с какой религией, атеистов среди опрошенных было 6,4 %. Идентифицировали себя с шаманизмом 4,8 % и язычеством 2 %. Следует отметить, что вопросы, связанные с религиозной принадлежностью респондентов, присутствовали практически во всех наших исследованиях 2013 - 2016 гг. (по единой методике и выборке), а их результаты обладают поразительной устойчивостью (расхождения не превышают 5 %) [7]. Таким образом, можно констатировать высокую степень религиозности населения региона. Если учитывать, что основанием атеизма тоже является вера, только в отсутствие Бога, то картина будет ещё более будоражащей. Около 90 % опрошенных в регионе - верующие. Подобные ситуации не являются редкостью для массовых опросов и связаны с фактом наличия связки в массовом сознании между конфессиональной и этно-национальной идентичностью. Так, для определённого процента русских респондентов традиционна ситуация увязки «русскости» с православием. В таком случае оправданно, на наш взгляд, при характеристике религиозности респондентов также учитывать структуру религиозности, определяемую поведенческими особенностями верующих в отношении религиозного культа.

Как правило, в научной литературе выделяют шесть типов верующих. «Активные верующие», исполняющие основные религиозные обряды (воцерковленные). Таковых среди опрошенных в 2016 году было 24,3 %. Так называемых «пассивных верующих», не придерживающихся ритуальных практик, предсказуемо было почти в два раза больше - 44,8 %. В целом верующих среди респондентов было 69,1 %. Категория «колеблющиеся» представлена 7,3 % респондентов. Вторую по численности группу составили неверующие. Так, «пассивных неверующих», не верящих в Бога, но положительно относящихся к религии, по данным опроса было 9,1 %, а активных атеистов (отрицательно относятся к религии) - 0,9 %. Безразлично относящихся к религии было 3,4 %. Иными словами, верующих среди опрошенных жителей региона, с учётом погрешности, было около 70 %.

Следующей нашей задачей было выявление демографических характеристик верующих с целью определения типа религиозности современных жителей региона. Анализ гендерных особенностей выявил ситуацию преобладания среди опрошенных женщин верующих (72,7 %). Неверующих в этой группе - 11,5 %. Однако среди опрошенных мужчин верующих оказалось немногим меньше, около 64,9 % (неверующих в группе - 15,9 %). Большинство из всех тех, кто считает себя верующим, не воцерковлены, то есть не придерживается обрядово-ритуальных предписаний (мужчины - 42,5 %; женщины - 46,8 %).

Возрастные характеристики верующих также заслуживают внимания. В группе молодых респондентов в возрасте до 24 лет к верующим себя отнесли 64,1 % (неверующих - 13,8 %), из них только 18,2 % исполняют обряды и ритуалы. Во второй группе молодых респондентов (25-34 года) верующих было 69,9 % (неверующих - 11,7 %). Только 22,4 % в этой группе воцерковлены. Среди опрошенных старших возрастных групп (3554 года) верующих - 71 % (из них 26,3 % участвуют в религиозных ритуалах), а неверующих - 12,6 %. В группе тех респондентов, кому за 55 лет, верующих - 70,3 % (из них 27,4 % воцерковлены), а неверующих - 15,9 %.

Что касается уровня образования верующих, то опрос и в этом случае подтвердил отмеченную тенденцию трансформации традиционного типа религиозности в постсоветской России. Среди «активно верующих» высшим образованием обладает 25 % опрошенных, а среди «пассивно верующих» - 44,2 %, тогда как среди «атеистов» высшее образование имели условные 0,6 %. В группе безразлично относящихся к религии высшее образование получили 3,4 %, а среди неверующих, положительно воспринимающих религию, - 7,9 %. Среднее профессиональное образование имели 24 % активно и 46,6 % пассивно верующих; 8,4 % неверующих, относящихся к религии положительно, 3,9 % - относящихся безразлично и 1,8 % активных атеистов. Респондентов только со средним образованием больше всего в группе пассивно верующих - 46,3 %. Среди активно верующих среднее образование получили 13,7 %, а в группе не верующих, но положительно относящихся к религии - 17,9 %. Таким образом, напрашивается вывод, что верующие обладают часто более высоким уровнем образования, нежели неверующие.

Основные выводы, полученные в ходе исследования, можно свести к следующему. Во-первых, в количественном отношении процент «верующих» в Саяно-Алтайском регионе очень значителен. В то же время активно верующими в этой группе было не более 36 %. Не воцерковленных, условно обладающих функциональной самоидентификацией с религиозной традицией, оказалось около 64 %. Поэтому вряд ли можно рассуждать о подлинном буме «религиозности» в традиционном смысле этого слова. При общей характеристике религиозности населения региона не стоит забывать и о том, что конфессиональные идентичности в постсоветской России часто очень тесно связаны с этнокультурными идентичностями.

Во-вторых, анализ результатов социологического исследования подтвердил справедливость утверждения части экспертов о трансформации традиционного религиозного типа верующих в постсоветской России. Демографические характеристики верующих в регионе не укладываются в стереотип. Верующих женщин по-

прежнему больше, однако отмеченная разница в количестве мужчин и женщин среди верующих укладывается в рамки 8 %. Наиболее высокий процент религиозных людей, как и прежде, в старшей возрастной группе. Но разница в сравнении с самой молодой группой укладывается всё в те же 8 %. Молодёжь по критерию религиозной самоидентификации близка к представителям среднего и старшего возраста. Из анализа данных опроса также следует вывод о более высоком уровне образования верующих по сравнению с группой неверующих, а тем более атеистов, хотя в целом о строгой взаимосвязи между уровнем образования с религиозностью говорить нет оснований.

Библиографический список

1. Анжиганова, Л. В. Этноконфессиональная ситуация в Южной Сибири: социологический аспект исследования / Л. В. Анжиганова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5-2 (47). - С. 81-83.

2. Каариайнен, К. Религиозность в России в 90-е годы ХХ - начале XXI века / К. Каариайнен, Д. Фурман. - М.: Изд-во «Огни ТД», 2006. - 90 с.

3. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о её социальных функциях // Социологические исследования. -2005. - № 6. - С. 46-56.

4. Артёмова, И. В. Особенности религиозности русских в Хакасии // Вестник Евразии. - 2006. - № 3. - С. 71-83.

5. Синелина, Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю. Ю. Синелина // Социологические исследования. - 2001. -№ 7. - С. 89-96.

6. Социологическое исследование (2016 г.) в рамах гранта Президента РФ (МК-6746.2015.6). Выборочная совокупность - 1000 чел. (Тыва - 290, Хакасия - 520, Алтай - 190).

7. Аксютин, Ю. М. Характер религиозности и индекс напряжённости межконфессионального взаимодействия в оценках и представлениях жителей Южной Сибири / Ю. М. Аксютин // Научный альманах. - 2016. - № 1-3 (15). - С. 236-238.

© Аксютин Ю. М., 2017

УДК 130.2:[128/129]"19"(=161.1)

ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПТА «СМЕРТЬ» КАК ФАКТОРА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНОСА

М. Ю. Арчимачева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена исследованию одного из важнейших феноменов человеческого бытия — смерти и отношению к ней в этнической культуре хакасов.На основе анализа погребального обряда хакасов выделены аспекты многозначности феномена смерти в традиционном мировоззрении хакасов.

Ключевые слова: смерть, жизнь, душа, хакасы, погребальный обряд, традиционное мировоззрение, этническая культура.

Феномен смерти заключается в её необъяснимости, загадочности и таинственности, поэтому тема смерти через осмысление временности земной жизни занимала существенное место во все времена: от античности до современности. В традиционных культурах теме смерти придавался как символический, так и сакральный смысл. В них смерть являлась основополагающим феноменом, так как по-своему раскрывала понимание мироздания и устройство мира. Как космическое событие сакрализация феномена смерти нашла воплощение в древних мифах об основах мироздания. А. В. Гоголева в диссертационном исследовании «Феномен смерти в культурах разного типа (социально-философский анализ)» утверждает, что мифы о происхождении смерти подчинены общим законам: «...во-первых, люди умирают потому, что раньше они не умирали, а затем почему-то утратили эту способность; во-вторых, действует идея прецедента, один человек умер, и после этого всего люди умирают, третья идея - это идея наказания, смерть рассматривается как кара за проступки, ошибку, неповиновение» [1, с. 26]. Смерть в мифологическом представлении существует в самой жизни, и если она является переходом от одного существования к другому, то в самом бытии осмысливается как предел внутри самого существования.

В. М. Розин отмечает, что осознание человеком неизбежности смерти относится ко 11-1 тыс. до н. э., когда «люди начинают сначала мечтать о бессмертии, потом искать выход из сложившейся драматической ситуации» [2, с. 173]. Но любая причина смерти перед ценностью жизни и полнотой бытия противоестественна человеческому существованию.

Тема страха перед смертью становится центральной в европейской культуре, где она служит для реконструкции образа мира. По типологии Ф. Арьеса, в истории человечества существует пять ментальных подходов к осмыслению проблемы смерти. Согласно его теории, первый тип характеризуется состоянием «прирученной смерти», который является начальным этапом эволюции взглядов на смерть, когда на ментальном уровне осознаётся, что человек является составной частью природы, а смерть есть естественное состояние, характеризующееся как переход в инобытие, другой мир. Вера в существующую гармонию между живыми и мёртвыми позволяла ему спокойно воспринимать смерть как естественную необходимость. Уход в иной мир не воспринимался как окончательный конец жизни, Вселенной. Второй тип восприятия смерти Ф. Арьес назвал «своя смерть», так как человек осознаёт смерть как личную трагедию. Перед человеком всегда стоит картина Страшного суда, потому главная его задача - подготовиться к нему. Третий тип восприятия смерти - это «смерть далёкая и близкая», которая наступает с исчезновением механизмов защиты от природы, и она возвращается как «дикая, неукрощённая сущность». На физиологическом уров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.