■ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МИЛДРОНАТА В ТЕРАПИИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ У ДЕТЕЙ
Николаева Л.Б.
Кемеровский кардиологический диспансер,
г. Кемерово
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ КАРДИОРИТМА ПЛОДА ПРИ СТРЕСС-НАГРУЗКАХ У ПЕРВОБЕРЕМЕННОЙ МАТЕРИ
Проведено обследование 100 беременных в сроке 38-40 недель: 50 первобеременных первородящих (I группа) и 50 второбеременных второродящих (II группа). Оценены особенности регуляции кардиоритма плода при стресс-нагрузках у первобеременной матери путем записи кардиоритмограммы, анализа спектральных и математических показателей. Анализ ВСР плодов-первенцев в исходном состоянии матери свидетельствовали об отсутствии функционального равновесия между автономным и центральным контурами регуляции в модуляции сердечного ритма. При стресс-нагрузках у матери выявлено снижение центрального и умеренное преобладание автономного контура регуляции сердечного ритма у плодов-первенцев, а восстановительные периоды чаще свидетельствовали об энергодефиците и снижении адаптационно-компенсаторных возможностей плода. Эффективность регуляторных процессов и адаптационные возможности у плодов-первенцев снижены, что увеличивает риск неблагоприятного исхода первой беременности для матери и плода.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: плод-первенец; плод второбеременной; регуляция кардиоритма плода; адаптация плода.
Nikolaeva L.B.
Card'iolog'ic dispensary of Kemerovo, Kemerovo
FEATURES REGULATION CARDIORYTHM OF THE FETUS AT STRESSES-LOADS AT PRIMAPARA WOMAN
Investigation of 100 pregnant women in term of 38-40 weeks is carried: 50 primapara women (I group) and 50 multipara women (II group). Features of cardiorhythm's regulation a fetus are estimated at stresses-loads at primapara women by record cardiorhythmgrams , the analysis of spectral and mathematical indicators the variety of cardiac rhythm. Analysis the variety of cardiac rhythm of fetuses-first-borns in an initial condition of mother testified to absence of functional balance between independent and central regulation contours in modulation of a warm rhythm. At stresses-loads at mother depression central and moderate prevalence of an independent contour of regulation of a warm rhythm at fetuses-first-borns is taped, and the regenerative periods testified to power deficiency and depression of adaptation-compensatory possibilities of a fetus is more often. Efficiency regulator processes and adaptic possibilities at fetuses-first-borns are lowered that enlarges risk of a failure of the first pregnancy for mother and a fetus.
KEY WORDS: fetuses-first-borns; fetuses of multipara; regulation cardiorhythm of fetus; adaptation of fetus.
Первая беременность — новое, ранее незнакомое событие, происходящее в организме женщины впервые. От течения и исхода первой беременности зависит соматическое и репродуктивное здоровье самой женщины и ее первенца [1]. Исход первой беременности во многом обусловлен состоянием регуляторных и адаптационных процессов в одной из самых сложных биологических систем мать-плацента-плод, оценить которые позволяют исследования вариабельности сердечного ритма (ВСР) матери и плода [2-8].
Цель исследования — оценить особенности регуляции кардиоритма плода при стресс-нагрузках у первобеременной матери.
Корреспонденцию адресовать:
НИКОЛАЕВА Любовь Борисовна,
650099, г. Кемерово, ул. Весенняя, 19-27. Тел. +7-905-969-97-39.
Е-та1: [email protected]
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено на базе клинического родильного дома № 1 МУЗ ГКБ № 3 им. М.А. Под-горбунского в период с 2008-2010 гг. ВСР изучена у 100 женщин в конце III триместра беременности в сроке 38-40 недель (I группа — 50 первобеременных первородящих, II — 50 второбеременных второродящих). Критерии отбора в исследуемые группы: паритет (первая беременность и первые предстоящие роды, вторая беременность и вторые предстоящие роды); отсутствие тяжелой соматической патологии по основным классам заболеваний (деком-пенсированные формы, включая тяжелые нарушения кровообращения) и осложненных форм гесто-за (эклампсия, гепатоз, HELP-синдром) на момент проведения исследования; наличие живого плода; информированное согласие женщины на участие в исследовании.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■
Запись кардиоритмограммы и анализ ВСР произведен при помощи программы «ВНС-ритм» на базе ПК компании «Нейрософт» [9]. Исследование ВСР плода проводилось одновременно с записью кардиоритмограммы у матери. Анализ ВСР плода произведен по методике Рец Ю.В., Ушаковой Г.А. [10]. С помощью допплерометрического кардиомонитора «Fetalgard-Lite» регистрировался ритм сердечных сокращений плода, далее полученные результаты вносились в протокол биоритмологической компьютерной программы «Fetal» [Г.А. Ушакова, Ю.В. Рец «Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ» № 2007611518 от 10.04.2007 г.]. Анализ ВСР плода включал исследование спектральных и математических показателей [9]. При проведении анализа ВСР плода учитывались характеристики, отражающие энергетические (метаболические) процессы и регуляторные механизмы на основании определения частотного диапазона и спектральной плотности мощности (СПМ) сердечного ритма плода. Оценивалось значение спектральной плотности мощности (СПМ) очень медленных (VLF), медленных (LF), и быстрых (HF) колебаний гемодинамики в исходном состоянии, при функциональных нагрузках, в периоды восстановления [5, 7, 10].
Статистическая обработка материала проведена с использованием пакета программ Statis-tica for Windows 6.0: М, о (модуль «Basic Statistic/Tables»).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в исходном состоянии матери представлены в таблице 1.
Спектральный анализ ВСР плодов в исходном состоянии матери показал, что у плодов-первенцев активность VLF и LF оказались достоверно больше, а HF — меньше, чем у плодов второбеременных. При анализе математических значений было установлено, что показатель Мо у плодов-пер-венцев был значимо меньше, ДВ и ИН — достоверно больше, чем у плодов II группы, тогда как АМо не имела статистических различий между группами.
При анализе структуры состояния адаптации плодов в исходном состоянии матери было выявлено, что СПМ волн кардиоритма в пределах условной нормы (нормоадаптивное состояние — 75 % и 89 %, р = 0,715) и больше условной нормы (гиперадаптивное состояние — 17% и 11%, р = 0,389) регистрировались в группах с частотой, не имеющей значимых различий, тогда как общая
депрессия спектра (гипоадаптивное состояние) наблюдалась только у плодов-первенцев (8 %).
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в период проведения первой нагрузки (ментального теста) у матери представлены в таблице 2.
Спектральный анализ ВСР плодов в период проведения у матери ментального теста показал, что активность компонента VLF не имела различий в группах, тогда как у плодов-первенцев LF и HF оказались значимо больше, чем у плодов второбеременных. Путем математического анализа установлено, что значения Мо, ДВ и ИН у плодов-первенцев были достоверно больше, чем у плодов II группы, а АМо не имело статистически значимых различий между группами.
При проведении ментального теста у матери СПМ волн кардиоритма у большинства плодов обеих групп находилась в пределах условной нормы (нормоадаптивное состояние — 75 % и 76 %, р = 0,908), а доли гиперадаптивного состояния (25 % и 24 %) не имели значимых различий. У плодов перво- и второбеременных при проведении ментального теста у матери выявлено относительное снижение центрального контура регуляции кардиоритма и умеренное преобладание автономного контура.
Таблица 1
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в исходном состоянии матери (М ± о)
Показатели Плоды первобеременных (I группа, n = 50) Плоды второбеременных (II группа, n = 50) Р I-II
VLF, мс2/Гц 34,35 ± 3,18 17,16 ± 2,86 < 0,001
LF, мс2/Гц 6,58 ± 1,14 4,18 ± 0,12 < 0,001
HF, мс2/Гц 1,39 ± 0,3 1,59 ± 0,42 = 0,001
Мода (Мо), с 0,32 ± 0,05 0,38 ± 0,04 < 0,001
Амплитуда моды (АМо), % 34,1 38,4 = 0,844
Вариационный размах (ДВ), с 0,16 ± 0,04 0,13 ± 0,01 < 0,001
Индекс напряжения (ИН), усл. ед. 345,68 ± 42,16 147,68 ± 35,91 < 0,001
Таблица 2
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в период проведения ментального теста у матери (М ± о)
Показатели Плоды первобеременных (I группа, n = 50) Плоды второбеременных (II группа, n = 50) Р I-II
VLF, мс2/Гц 28,18 ± 3,11 27,10 ± 5,62 = 0,237
LF, мс2/Гц 4,14 ± 0,08 3,52 ± 0,21 < 0,001
HF, мс2/Гц 1,35 ± 0,04 1,10 ± 0,27 < 0,001
Мода (Мо), с 0,54 ± 0,28 0,43 ± 0,09 = 0,010
Амплитуда моды (АМо), % 42,77 42,72 = 0,996
Вариационный размах (ДВ), с 0,23 ± 0,12 0,18 ± 0,08 = 0,016
Индекс напряжения (ИН), усл. ед. 410,92 ± 56,23 182,75 ± 43,78 < 0,001
Сведения об авторах:
НИКОЛАЕВА Любовь Борисовна, канд. мед. наук, зав. женской консультацией, Кемеровский кардиологический диспансер, г. Кемерово, Россия. Е-та1: [email protected]
■ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ КАРДИОРИТМА ПЛОДА ПРИ СТРЕСС-НАГРУЗКАХ У ПЕРВОБЕРЕМЕННОЙ МАТЕРИ
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в период восстановления после проведения ментального теста у матери представлены в таблице 3.
После проведения ментального теста у матери восстановительный период у плодов-первенцев отличался значимо большими показателями активности VLF и LF и меньшим значением HF. Математические показатели ВСР у плодов-первенцев характеризовались достоверно большими значениями ДВ, ИН и значимо меньшим показателем Мо, тогда как АМо не имела статистических различий между группами.
Восстановительный период у плодов-первенцев после проведения ментального теста у матери (относительно исходных спектральных показателей) достоверно чаще соответствовал удовлетворительному (43 % и 13,7 %, р < 0,001) и плохому (23 % и 0 %, р < 0,001) уровню адаптационных возможностей, а хороший (34 % и 86,3 %, р < 0,001) — регистрировался значимо реже. Высокий уровень адаптации в группах не встречался вообще.
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных при проведении второй нагрузки (тест гипервентиляции у матери) представлены в таблице 4.
При проведении теста гипервентиляции у матери спектральный анализ ВСР плодов показал, что активность компонентов VLF, LF и HF у плодов-первенцев оказалась достоверно меньше, чем во II группе.
При проведении математического анализа ВСР плодов было установлено, что у пло-дов-первенцев значения Мо, ДВ и ИН были значимо больше, чем у плодов второбеременных, тогда как показатель АМо не имел различий между группами.
При проведении у матери теста гипервентиляции СПМ волн кардиоритма у пло-дов-первенцев реже находилась в пределах условной нормы (нормоадаптивное состояние — 53 % и 72 %, р = 0,053). Частота ги-перадаптивного состояния (38 % и 28 %, р =
0,290) не имела значимых различий между группами, тогда как гипоадаптивное состояние (общая депрессия спектра СПМ волн кардиоритма) зарегистрировано только у плодов-первенцев (9 %). При проведении теста гипервентиляции у матери, у плодов-первенцев значимо чаще отмечалось парадоксальное повышение активности симпато-адреналовой системы, отражающее напряжение адаптационно-приспособительных механизмов, а у плодов второбеременных
регистрировался рост СПМ волн сердечного ритма при участии всех компонентов спектра с умеренным преобладанием парасимпатического влияния.
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в период восстановления после теста гипервентиляции у матери представлены в таблице 5.
В период восстановления после теста гипервентиляции у матери анализ спектральных показателей
Таблица 3
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в период восстановления после проведения ментального теста у матери (М ± о)
Показатели Плоды первобеременных (I группа, n = 50) Плоды второбеременных (II группа, n = 50) Р I-II
VLF, мс2/Гц 22,62 ± 2,14 17,05 ± 3,01 < 0,001
LF, мс2/Гц 3,36 ± 1,2 2,65 ± 0,09 < 0,001
HF, мс2/Гц 0,86 ± 0,02 2,31 ± 0,04 < 0,001
Мода (Мо), с 0,28 ± 0,04 0,36 ± 0,02 < 0,001
Амплитуда моды (АМо), % 28,0 37,6 = 0,640
Вариационный размах (ДВ), с 0,18 ± 0,08 0,12 ± 0,02 < 0,001
Индекс напряжения (ИН), усл. ед. 502,11 ± 68,32 152,54 ± 34,25 < 0,001
Таблица 4
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в период проведения теста гипервентиляции у матери (М ± о)
Показатели Плоды первобеременных (I группа, n = 50) Плоды второбеременных (II группа, n = 50) Р I-II
VLF, мс2/Гц 17,66 ± 2,34 20,94 ± 4,37 < 0,001
LF, мс2/Гц 2,56 ± 0,2 3,97 ± 1,2 < 0,001
HF, мс2/Гц 0,82 ± 0,38 5,21 ± 1,27 < 0,001
Мода (Мо), с 0,58 ± 0,19 0,46 ± 0,06 < 0,001
Амплитуда моды (АМо), % 46,5 44,5 = 0,841
Вариационный размах (ДВ), с 0,25 ± 0,03 0,21 ± 0,06 < 0,001
Индекс напряжения (ИН), усл. ед. 443,45 ± 46,53 237,45 ± 48,61 < 0,001
Таблица 5
Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов перво- и второбеременных в период восстановления после теста гипервентиляции у матери (М ± о)
Показатели Плоды первобеременных (I группа, n = 50) Плоды второбеременных (II группа, n = 50) Р I-II
VLF, мс2/Гц 27,20 ± 3,48 21,76 ± 5,34 < 0,001
LF, мс2/Гц 4,14 ± 1,32 4,31 ± 1,34 = 0,524
HF, мс2/Гц 1,45 ± 0,82 2,02 ± 0,84 = 0,001
Мода (Мо), с 0,18 ± 0,03 0,31 ± 0,04 < 0,001
Амплитуда моды (АМо), % 38,1 38,9 = 0,927
Вариационный размах (ДВ), с 0,18 ± 0,05 0,16 ± 0,06 = 0,073
Индекс напряжения (ИН), усл. ед. 430,73 ± 36,28 139,34 ± 28,54 < 0,001
Information about authors:
NIKOLAEVA Lubov Borisovna, candidate of medical sciences, managing female consultation, Cardiologie dispensary of Kemerovo, Kemerovo, Russia. E-mal: [email protected]
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■
ВСР плодов показал, что у плодов-первенцев активность компонента VLF оказалась значимо больше, HF — меньше, чем у плодов второбеременных, тогда как активность компонента LF не имела статистических различий между группами. При анализе математических показателей ВСР плодов было установлено, что у плодов-первенцев значение Мо было значимо ниже, АМо и ДВ не имели достоверных различий между группами, а ИН оказался достоверно больше, чем у плодов второбеременных.
После проведения теста гипервентиляции у матери восстановительный период у плодов-первенцев достоверно чаще соответствовал удовлетворительным адаптационным возможностям (56 % и 9,8 %, р < 0,001), реже — хорошим (35 % и 90,2 %, р < 0,001), а плохим (9 %) — только у плодов-первенцев. Высокий уровень адаптационных возможностей у плодов обеих групп вообще не встречался.
Таким образом, в записи исходного профиля ВСР СПМ волн кардиоритма у плодов-первенцев реже находилась в пределах условной нормы и чаще регистрировалась общая депрессия спектра (гипоадаптивное состояние). Спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов-первенцев в исходном состоянии матери свидетельствовали об отсутствии функционального равновесия между автономным и центральным контурами регуляции в модуляции сердечного ритма (влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы). При проведении первой стресс-нагрузки (ментального теста у матери) спектральные и математические показатели анализа ВСР плодов обеих групп свидетельствовали об относительном снижении центрального контура регуляции сердечного ритма и умерен-
ном преобладании автономного, а восстановительный период у плодов-первенцев чаще соответствовал удовлетворительным и плохим адаптационным возможностям.
При проведении второй стресс-нагрузки (теста гипервентиляции у матери) у плодов-первенцев чаще наблюдалась общая депрессия спектра СПМ волн кардиоритма, а восстановительный период отличался большей частотой удовлетворительного и плохого уровней адаптации.
При проведении стресс-нагрузок у матери было выявлено снижение центрального и умеренное преобладание автономного контуров регуляции сердечного ритма у плодов-первенцев. Равновесие между симпатическими и парасимпатическими влияниями отделов вегетативной нервной системы у плодов-пер-венцев чаще нарушалось за счет повышенной активности симпатоадреналового компонента, характеризующего эрготропную направленность нейровегета-тивной регуляции и отражающего напряжение адаптационно-компенсаторных механизмов. Восстановление после нагрузочных проб у плодов-первенцев чаще свидетельствовало об энергодефиците и снижении адаптационно-компенсаторных возможностей плода.
Исследование показало, что эффективность регуляторных процессов и реализация адаптационных возможностей у плодов-первенцев снижены за счет функционального напряжения и недостаточности энергетического обеспечения гестационных процессов у первобеременных. Все это повышает риск срыва компенсаторно-адаптационных возможностей, развития «энергетической катастрофы» и неблагоприятного исхода первой беременности для матери и плода.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: уч. пособие для врачей и психологов: изд. 2-е /Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб., 2006. - 352 с.
2. Возможности антенатальной компьютерной кардиотокографии в оценке состояния плода в III триместре беременности /В.И. Кулаков, В.Н. Демидов, И.Н. Сигизбаева и др. //Акуш. и гинекол. - 2001. - № 5. - С. 12-16.
3. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода /В.М. Михайлов. - Иваново, 2000. - 182 с.
4. Сидорова, И.С. Методы исследования при беременности и в родах /И.С. Сидорова, И.О. Макаров. - М., 2005. - 128 с.
5. Ушакова, Г.А. Кардиоинтервалография в исследовании функционального состояния системы мать-плацента-плод /Г.А. Ушакова, Ю.В. Рец //Вопр. гинекол., акуш. и перинатол. - 2005. - № 3. - С. 78-82.
6. Ушакова, Г.А. Нейровегетативная регуляция кардиоритма матери и плода при хронической плацентарной недостаточности /Ушакова Г.А. //Бюл. СО РАМН: Иммунологические аспекты репродукции человека: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Кемерово, 2008. -С.93-97.
7. Флейшман, А.Н. Медленные колебания гемодинамики. Теория, практическое применение в клинической медицине и профилактике /Флейшман А.Н. - Новосибирск, 1999. - 224 с.
8. An efficient algorithm for spectral analysis of heart rate variability /R.D. Berger, S. Akselrod, D. Gordon et al. //IEEE Trans. Biomed. Eng. -1986. - V. 33. - P. 900-904.
9. Вариабельность сердечного ритма: Стандарты измерения, физиологической интерпретации и клинического использования - СПб., 2000. - 63 с.
10. Рец, Ю.В. Способ прогнозирования беременности /Рец Ю.В., Ушакова Г.А. //Патент № 2290861 Федер. ин-та промыш. собственности, г. Москва, 10.01.2007. Бюл. № 1.