ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-128-141 УДК: 331.1 ^3, ^4
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В.Н.Скворцов
Российский профессиональный союз работников инновационных и малых предприятий, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6025-3195
АННОТАЦИЯ
Проблематика социально-трудовых отношений в малом бизнесе актуальна в силу многих обстоятельств: приоритетность развития малого бизнеса связана с его значительным влиянием на занятость населения, улучшением социально-экономической обстановки, снижением напряженности на рынке труда за счет создания дополнительных рабочих мест. Кроме того, малый бизнес должен стать надежной налогооблагаемой базой для бюджетов всех уровней. Объектом исследования является социальное партнерство как механизм согласования интересов наемных работников и работодателей в малом предпринимательстве. Предмет исследования - регулирование и совершенствование социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства на малых предприятиях. Цель работы - совершенствование социально-трудовых отношений на малых предприятиях на основе развития социального партнерства. В качестве методологической основы исследования использованы методы статистического анализа, данные анкетного опроса различных категорий наемных работников, занятых в малом бизнесе, анализ материалов, предоставленных ФНПР, субъектами РФ, Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий и интернет-источников. Научная новизна исследования состоит в развитии положений системы социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений на малых предприятиях, предложения по развитию малого бизнеса, предложений по построению механизма защиты интересов работников МП. По результатам исследования в целях усиления гарантий в сфере труда сформулированы и обоснованы рекомендации по заключению на уровне субъектов РФ региональных соглашений, распространяющихся на малые предприятия, предусматривающие создание соответствующих объединений работодателей. Они могут быть использованы для совершенствования социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений в деятельности малых предприятий, а также найти применение в качестве пособий в учебном процессе. Полученные в процессе исследования материалы могут быть использованы государственными структурами, правительством, работодателями и профсоюзами для решения экономических и социально-трудовых проблем страны. Сделан вывод о н-еобходимости установления гарантий в системе социального партнерства по показателям, связанным с регулированием и защитой заработной платы, обеспечением стабильной занятости и комфортных условий труда, непрерывного обучения персонала. С целью повышения заинтересованности работодателя в создании надлежащих условий труда в малом бизнесе предлагается органам власти, как одной из сторон социального партнерства, разработать систему мер, включающих госзаказ, гранты, обучение, помощь государства по охране труда по компенсации расходов.
Ключевые слова: малый бизнес; малые предприятия (МП); профсоюзное движение; самозанятые; социальное партнерство; социально-трудовые отношения; профсоюзная организация; трудовое законодательство.
Для цитирования: Скворцов В.Н. Особенности регулирования социально-трудовых отношений на малых предприятиях. Социально-трудовые исследования. 2022;46(1):128-141. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-128-141.
ORIGINAL PAPER
REGULATION FEATURES OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN SMALL ENTERPRISES
V.N. Skvortsov
Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprises, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-6025-3195
ABSTRACT
The problem of social and labor relations in small businesses is relevant due to many circumstances: the priority of small business development is associated with its significant impact on employment, improvement of the socio-economic situation, reduction of tension in the labor market by creating additional jobs. In addition, small businesses should become a reliable taxable base for budgets of all levels. The object of the study is a social partnership as a mechanism for coordinating the interests of employees and employers in small businesses. The subject of the research is the regulation and improvement of social and labor relations within the framework of social partnership in small enterprises. The aim of the article is to improve social and labor relations in small enterprises based on the development of the social partnership. Methods of statistical analysis, data from a questionnaire survey of various categories of small business workers, analysis of materials provided by the FNPR, regions of the Russian Federation, the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprises, Internet sources served as the methodological basis for the study. The scientific novelty of the study lies in the development of the provisions of the social partnership system in the field of regulation of
© Скворцов В.Н., 2022
social and labor relations in small enterprises, proposals for the development of small business, proposals for building a mechanism for protecting the interests of SE employees. Based on the results of the study, in order to strengthen guarantees in the field of labor, recommendations were formulated and substantiated for concluding regional agreements at the level of Russian regions that apply to small enterprises and provide for the creation of appropriate associations of employers. They can be used to improve social partnership in the field of regulation of social and labor relations in the activities of small enterprises, as well as find application as aids in the educational process. The materials obtained during the study can be used by state bodies, the government, employers and trade unions to solve the country's economic, social and labor problems. The author concludes that it is necessary to establish guarantees in the system of social partnership in terms of indicators related to the regulation and protection of wages, ensuring stable employment and comfortable working conditions, and continuous training of personnel. In order to increase the employer's interest in creating proper working conditions at small businesses, it is proposed that the authorities, as one of the parties to social partnership, develop a system of measures, including government orders, grants, training, and state assistance in labor protection to cover expenses.
Keywords: small business; small enterprises (SE); trade union movement; self-employed; social partnership; social and labor relations; trade union organization, labor legislation.
For citation: Skvortsov V.N. Regulation features of social and labor relations at small enterprises. Social and labor research. 2022;46(1):128-141. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-128-141.
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике в России был неизбежно связан с кардинальной трансформацией всех общественных отношений. В результате возникла новая крупная сфера социально-экономической жизни - малый бизнес, в которой трудятся миллионы россиян. Характер складывающихся там трудовых отношений имеет первостепенное значение для устойчивого развития всего российского социума.
В сфере малого бизнеса (МБ) особую роль играют складывающиеся социально-трудовые отношения, поскольку эффективность любой малой хозяйственной организации, в первую очередь, и в большей мере зависит от человеческого фактора. Однако для сегодняшней России характерно кризисное состояние вышеназванных отношений в рассматриваемом секторе, что проявляется в неразвитости организационных форм их установления и поддержания в деятельности малых предприятий, неадекватности методов реализации социально-трудовых отношений современным требованиям [1]. Руководителями малого бизнеса еще не до конца осознана значимость человеческого фактора, многие из них еще не до конца понимают, что наиболее прибыльные вложения - это инвестиции в человека, в развитие его профессионального и личностного потенциала.
Очевидна необходимость придания социально-трудовым отношениям в малом бизнесе системного, комплексного характера, что предполагает разработку соответствующих принципов и механизмов. Построить такую модель и решить поставленные задачи возможно только путем объединения усилий правительства, бизнеса, и профсоюзов, т. е. развивая и усиливая роль социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений [2].
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Важнейшим звеном любой экономической модели в государстве, по мнению многих современных ученых, являются социально-трудовые отношения (СТО), так как именно объединение экономически активного населения в различные организационные формы для совместного труда и взаимного обмена его результатами способно в полной мере использовать способности этого населения создавать продукцию и оказывать различные услуги 1 2 3 4 [3, 4, 5, 6, 7].
Социально-трудовые отношения, как термин, вошли в систему понятий и категорий экономики труда в связи с развитием научных и прикладных представлений о роли людей, их трудовых ресурсах в развитии экономики и о человеке как о субъекте общественного (социального) развития. Социально-трудовые отношения, являющиеся одним из основных направлений в теории развития экономики труда, на первый план выдвигают человека в качестве важнейшего элемента, способного, на основе социального партнерства (СП) и сотрудничества всех сил общества, продуктивно вырабатывать действующие механизмы настройки национальной системы социально-трудовых отношений.
Социальное партнерство является особым механизмом корректировки социально-трудовых отношений, призванным устанавливать договорные отношения и формировать общественный консенсус между трудом, властью и бизнесом.
1 Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие трудовых отношений // Вестник Томского госуниверситета. - 2008. № 314. С. 147-151.
2 Культура социально-трудовых отношений в современной России / науч. ред. А. С. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2018., (Социально-трудовые конфликты ; Вып. 9).
3 Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Экономика социально-трудовых отношений в схемах и таблицах: уч.-метод. пособие. М. Альфа-Пресс, 2008. С.8.
4 Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Ме-ликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 2006. С. 46.
Организация труда (ОТ)
Социально-трудовые показатели
Занятость. Создание рабочих мест
Условия труда. Охрана труда
Обучение
Заработная плата
Рис. 1 / Fig. 1. Элементы систем социально-трудовых отношений на МП / Elements of social and labor relations systems at SEs
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
Система организации труда (ОТ)
Разделение и кооперация труда
Организация рабочих мест и их обслуживание
Внедрение передовых приемов и методов труда
Улучшение условий труда
Улучшение организации подбора и развития персонала
Социально-трудовые отношения в системе социального партнерства выступают, как отношения, основанные на соглашении между сторонами СП, не противоречат трудовому законодательству и направлены на обеспечение стабильной занятости, достойной оплаты труда, непрерывного обучения и совершенствование организации труда.
Рассмотрим наиболее важные социально-трудовые показатели (рис. 1) вместе с элементами системы организации труда (ОТ)5 (рис. 2).
Организация труда - порядок осуществления трудового процесса, образующий систему взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для достижения поставленной цели трудовой деятельности. Иными словами, ОТ можно рассматривать, как комплекс мероприятий, обеспечивающий рациональное и эффективное использование человеческих ресурсов, основные составляющие которого представлены на рисунке ниже.
При подготовке статьи были использованы данные производственных, торговых и сервисных малых, средних и крупных предприятий, представленные территориальными организациями Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий г. Москвы, Волгоградской, Липецкой, Псковской и Тульской областей с 2017 г. по первый квартал 2020 г. Эмпирическую базу для анализа составили данные анкетного опроса многочисленных категорий наемных работников, занятых в малом и крупном бизнесе, а также интервью с владельцами малых предприятий, использующих труд наемных работников. В исследовании приняли участие 330 респондентов с 23 предприятий, в т. ч. с 20 малых и средних, в 15 из которых действует первичная организация профсоюза (ППО), а также 3 крупных предприятий с активно работающими профсоюзами.
Практика МП и проведенные опросы профактива показывают, что в преобладающем большинстве отечественных малых предприятий многие элементы, представленные на рис. 1 и 2 слабо реализованы, либо соответствующие работы выполняются недостаточно эффективно. Специфика
5 Рофе А.И. Экономика труда. Учебник. М.: КНОРУС, 2014.
Рис. 2/ Fig. 2. Элементы организации труда на предприятии / Elements of labor organization at the enterprise
Источник/Source: составлено автором по Роффе А.И. Организация труда рабочих и служащих. Учебник для вузов. 3-изд., доп. и перераб. М.: МИК, 2013. с. 60 / compiled by the author on Roffe A.I. Organization of labor of workers and employees. Textbook for universities. 3rd ed., Supplement and revision M.: MIC; 2013. p. 60.
первого элемента ОТ - разделения труда и кооперации - в МП заключается в том, что в силу малой численности трудовых коллективов для них характерно отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом. Сотрудникам малых предприятий приходится исполнять смежные функции, не свойственные их должностям, поэтому здесь востребованы не столько узкопрофильные специалисты, сколько универсальные работники, способные совмещать функционал различных должностей и выполнять различные виды операций (работ) (табл. 1).
Должностная инструкция, в первую очередь, выгодна самому работнику, так как придает большей прозрачности трудовому процессу, способствует устранению конфликтов, связанных с тем, что работодатель расходится с работником в определении обязанностей последнего. Отсутствие должностной инструкции несет негативные последствия для работника в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с ее отсутствием. Она очень важна и для работодателя, поскольку сильно облегчает процедуры поиска и найма персонала, помогает в оценке труда работников, а также в его мотивации.
В связи с тем, что должностная инструкция важна для защиты работников, необходимо включить данную гарантию в соответствующие коллективные договоры и соглашения.
Общеизвестно, что в структуре практически всех малых предприятий отсутствуют службы управления персоналом, отделы кадров [8]. Чаще всего их функции возложены на менеджера по персоналу, поскольку малая численность сотрудников обусловливает и небольшой объем кадровой работы. Во многих МП данную работу выполняет непосредственно ее руководитель, не имеющий соответствующей подготовки и квалификации, а также времени на ее выполнение. В результате, на малом предприятии часто отсутствует и кадровая документация, которая согласно ТК РФ является обязательной.
Таблица 1 / Table 1
Наличие должностной инструкции (в %) / Availability of a job description (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
да /yes нет/no не знаю / don't know да /yes нет/no не знаю / don't know да /yes нет/no не знаю / don't know
Москва 40 60 100 100
Волгоградская область 20 60 20 100 100
Псковская область 20 40 40 100 100
Тульская область 40 60 100 100
В среднем по региону 30 55 15 100 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным территориальных организаций Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
Таблица 2/ Table 2
Существует ли в вашей компании служба по подбору персонала? (в %) / Does your company have a recruitment service? (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
да /yes нет/no не знаю / don't know да /yes нет/no не знаю / don't know да /yes нет/no не знаю / don't know
Москва 60 40 100 100
Волгоградская область 40 60 100 100
Псковская область 20 80 100 100
Тульская область 40 60 100 100
В среднем по региону 40 60 100 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным территориальных организаций Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
Таблица 3/ Table 3
Каким образом осуществляется поиск и отбор кандидатов для работы в вашей компании? (в %) / How does the search and selection
process of candidates in your company work? (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
Директор / Director Секретарь / Secretary Кадровик/ HR Officer Директор / Director Секретарь / Secretary Кадровик/ HR Officer Директор / Director Секретарь/ Secretary Кадровик/ HR Officer
Москва 60 20 20 100 100
Волгоградская область 80 20 100 100
Псковская область 80 20 100 100
Тульская область 60 40 100 100
В среднем по региону 70 25 5 100 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным территориальных организаций Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
Результаты проведенного анкетирования МП (табл. 2, 3) потверждают, что подбор, найм и развитие персонала, другие элементы организации труда, а также социально-трудовые показатели - занятость и создание рабочих мест имеют свои специфические особенности в малом бизнесе. Передовой опыт промышленно развитых стран показывает, что эффективная занятость является результатом проведения активных мер на рынке труда, в том числе стимулирования создания новых рабочих мест, развития подготовки и переподготовки кадров, содействия предпринимательству, партнерства основных субъектов рынка труда6.
По предоставленным данным, рабочие места в МП имеют свои особенности в зависимости от типа предприятия, его отраслевой принадлеж-
6 Кязимов, К. Г. Рынок труда и занятость населения. Учебник, М., Перспектива, 2017. С. 100.
ности, производственной мощности, характера выполняемых операций, номенклатуры выпускаемой продукции. В малом бизнесе, опять же в силу слабой выраженности разделения труда, преобладают не узкоспециализированные, а универсальные рабочие места, где совмещается выполнение нескольких разнородных операций. У малых предприятий имеется широкий выбор в поиске кандидатов на вакантные должности, поскольку высокий уровень безработицы, особенно в сложной экономической ситуации, позволяет предпринимателям нанимать сотрудников за невысокую заработную плату, экономя при этом на социальном пакете, обучении сотрудников, условиях и охране труда и т.д. Из-за низкого спроса на рынке труда люди добровольно идут на заведомо дискриминационные условия, а отсутствие высокой квалификации у кандидатов снижает уровень их требований к условиям работы.
Таблица 4/ Table 4
Оценка защиты от необоснованных и несправедливых увольнений (в %) / Assessment of protection against
unjustified and unfair dismissals (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory. другое/ other уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other
Москва 2o 80 5o 5o 100
Волгоградская область 100 5o 5o 100
Псковская область 100 5o 5o 100
Тульская область 6o 40 loo 100
В среднем по региону 2o 80 62,5 37,5 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
Таблица 5/ Table 5
Оценка угрозы потерять работу (в %) / Assessment of the threat of job loss (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
высокая/ high низкая/low другое/other высокая/ high низкая/low другое/other высокая/ high низкая/low другое/ other
Москва 80 2o 50 5o 100
Волгоградская область 100 100 100
Псковская область 100 100 100
Тульская область 60 4o 50 5o 100
В среднем по региону 85 15 75 25 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным территориальных организаций Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
Отбор персонала в малом бизнесе чаще всего базируются на косвенных доказательствах профессиональной пригодности кандидатов. Малое предприятие заинтересовано трудоустроить работника, «капитал» которого представляет собой совокупность личных знакомств, деловых контактов и неформальных связей, которые в перспективе помогут предприятию получить дополнительные заказы и коммерческие предложения.
Кроме того, малые предприятия, имеют простую 2-х или 3-х уровневую организационную структуру, что фактически исключает понятие «карьерного лифта». Соответственно, персонал МП трактует построение своей карьеры не как вертикальный рост (повышение в должности), а как горизонтальное расширение и усложнение должностного функционала, роста профессионализма, увеличения заработной платы.
По данным профактива (табл. 4), на МП отсутствуют гарантии работникам при увольнении по сокращению численности или штата работников организации, в том числе направление увольняемых работников на прохождение опережающей профессиональной подготовки и переподготовки за счет средств работодателей. Отсутствуют меры по содействию занятости в случае массового увольнения работников (табл. 5).
Причины необоснованных и несправедливых увольнений, на наш взгляд, связаны с отсутствием на данных МП профсоюзов, коллективных договоров, а также, если таковые имеются, то отсутствием
Таблица 6/ Table 6
Наличие у МП нестандартных форм занятости (в %) / Presence of non-standard forms of employment in SE (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME
удал./ remote самозан./ self-employed другое/ other удал./ remote самозан./ self-employed другое/ other
Москва 80 2o 50 5o
Волгоградская область 80 2o 100
Псковская область 80 2o 100
Тульская область 80 2o 100
В среднем по региону 80 2o 87,5 12,5
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
в коллективных договорах и соответствующих соглашениях необходимых гарантий по защите ра-ботников.Сегодня, в связи с введением особых режимов работы на предприятиях и в организациях, много вопросов связано с защитой трудовых прав рядовых сотрудников. Широкое распространение (табл. 6) получают нестандартные формы занятости. Здесь тоже важно не допустить ухудшения положения работников. Более того, в особой правовой защите и поддержке нуждается такая категория граждан, как самозанятые и неформально занятые.
Неформальный сектор зарождает острые социально-экономические проблемы (потери, связанные с уменьшением налоговых и страховых поступлений в государственный бюджет, недобросовестную конкуренцию между предприятиями в
Таблица 7/ Table 7
Оценка безопасности условий труда (в %) / Safety assessment of working conditions (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other
Москва 60 40 100 100
Волгоградская область 40 60 50 50 100
Псковская область 20 80 50 50 100
Тульская область 40 60 100 100
В среднем по региону 40 60 75 25 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
Таблица 8/ Table 8
Наличие сверхурочных работ (в %) / Availability of overtime work (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
да /yes нет/no другое/other да /yes нет/no другое/other да /yes нет/no другое/ other
Москва 100 50 50
Волгоградская область 100 50 50
Псковская область 100 50 50
Тульская область 100 50 50
В среднем по региону 100 50 50
В среднем по региону 70 30 100 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
Таблица 9/ Table 9
Доступность отпуска (в %) / Holiday availability (in %)
Регион / Region МП / SE СП / ME КП / LE
да /yes нет/no другое/other да /yes нет/no другое/other да /yes нет/no другое/ other
Москва 80 20 100 100
Волгоградская область 60 40 100 100
Псковская область 60 40 100 100
Тульская область 80 20 100 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным территориальных организаций Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
формальном и неформальном секторах, нарушение гражданских прав и низкую производительность). Неформальная занятость вызывает напряженность в социально-трудовых отношениях потому, что появляются противоречия с интересами занятых в нетеневом секторе.
Отсутствие в настоящее время правового статуса самозанятых граждан не отвечает цели эксперимента по выводу их из «тени», поскольку приводит к массовому распространению самозанятости за счет наемных работников и иных категорий граждан, не являющихся самозанятыми. Отсутствие у самозанятых права на социальную защиту и государственные гарантии в сфере труда ведет к росту социальной напряженности, риску падения реальных располагаемых доходов населения и расширения масштабов бедности, а также к существенному снижению поступлений в бюджеты государственных внебюджетных фондов и риску снижения поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В связи с этим необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации правовой
статус самозанятых граждан; установить запрет для самозанятых на работу с вредными и опасными условиями труда; распространить обязанности работодателей на цифровые платформы и весь неформальный сектор.
С организацией рабочих мест тесно связан такой элемент, как условия труда и, соответственно, охрана труда.
Эксперты отмечают, что именно неудовлетворительные условия труда в малом бизнесе обусловливают рост профессиональных заболеваний [8]. В большинстве хозяйствующих субъектов малого предпринимательства безопасности трудовой деятельности начинают уделять достаточное внимание только после возникновения несчастных случаев.
Из проведенного опроса профактива, можно выделить следующие причины вышеуказанных проблем в организации условий и охраны труда: • большинство субъектов малого бизнеса размещает свое производство в небольших и, часто, совершенно неприспособленных для этого помещениях;
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
Таблица 11 / Table 11
Наличие заключенного коллективного договора (в %) / Availability of a concluded collective agreement (in %)
Таблица 10/ Table 10
Наличие контроля охраны труда (в %) / Availability of labor protection control (in %)
Регион МП/SE СП/ME КП/LE
да /yes нет/no другое/other да /yes нет/no другое/other да /yes нет/no другое/other
Москва 2o 8o 100 100
Волгоградская область loo 100 100
Псковская область 2o 8o 100 100
Тульская область 6o 4o 100 100
В среднем по региону 25 75 100 100
Регион МП/SE СП/ME КП/LE
да /yes нет/no а что это?/ what is it? да /yes нет/no а что это?/ what is it? да /yes нет/no а что это?/ what is it?
Москва 3 96 1 5o 5o 100
Волгоградская область 3 97 5o 5o 100
Псковская область 5 95 5o 5o 100
Тульская область В 92 5o 5o 100
В среднем по региону 4 95 1 5o 5o 100
Источник/Source: составлено автором по данным - 20 МСП и 3 КП / compiled by the author according to the data — 20 SMEs and 3 LEs.
• в производстве интенсивно используется морально устаревшее оборудование с высокой степенью износа;
• при обустройстве рабочих мест не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;
• работникам не выдаются рабочая форма, спецобувь, а также различные средства индивидуальной защиты;
• отсутствует организация специального обучения и проверки знаний для работников, занятых на опасных работах;
• отсутствуют необходимые локальные нормативные регламенты по охране труда [8]. Перечисленные факторы приводят к тому, что,
как руководитель, так и остальные члены трудового коллектива, практически не имеют представления об основах правильной организации и обеспечении безопасных условий и методов труда (табл. 7, 8, 9).
Неудовлетворительная реализация охраны труда (табл. 7), представителями МП, объясняется достаточно тривиально: у субъектов малого бизнеса просто отсутствуют необходимые ресурсы и экономические стимулы для проведения подобной работы.
Между тем, законодатель установил (ст. 217 ТК РФ), что на предприятиях, где среднесписочная численность трудящихся свыше 50 человек, в целях соблюдения требований по охране труда должна быть сформирована соответствующая служба либо введена должность специалиста по охране труда, с соответствующей подготовкой опытом работы в
Таблица 12 /Table 12
Количество заключенных коллективных договоров в Российском профессиональном союзе работников инновационных и малых предприятий / Number of concluded collective agreements in the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise
Год /Year %
2ol2 3
2ol7 4,7
2ol8 5,6
2ol9 5,6
Источник/Source: составлено автором по данным Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
данной сфере7. При отсутствии службы или штатного специалиста, их функции должен исполнять сам работодатель - индивидуальный предприниматель либо руководитель малой организации. В иных случаях может быть привлечен внешний специалист по охране труда на основе гражданско-правового договора (табл. 10).
Уровень охраны труда улучшается и объем информации увеличивается в зависимости от размера предприятия. По мнению профактива, одной из проблем по данному вопросу является отсутствие коллективного договора на МП (табл. 11, 12), а если таковой имеется, то в нем, как правило, отсутствуют предусмотренные льготы и преимущества для работников (табл. 13).
Поскольку многие МП не способны обеспечить
7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). Ст. 217 «Служба охраны труда в организации». URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/27b3ba8852226c54a805978cb9792a79286bd574/ (дата обращения: 22.09.2021).
Таблица 13/ Table 13
Анализ положений заключенных коллективных договоров МП / Analysis of the provisions of the concluded collective agreements of SE
Положение КД / KD Provision Стабтех/ Stabtech РусКон-салт- Групп / RusConsult-Group Сапфир / Sapphire Коралл-Стома / KoralStoma Центр условий и охраны труда малого и среднего предпринимательства / Center for conditions and labor protection of small and medium-sized businesses
Индексация заработной платы +
Положение о минимальной заработной плате в организации на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения + + + + +
Социальные гарантии
Улучшение охраны труда +
Организация и оплата обучения/переобучения + _ _ _ _
Содействие молодым специалистам _ _ _ _ _
Источник/Source: составлено автором по данным Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
Таблица 14/ Table 14
Прохождение обучения, переподготовки за последние три года (в %) / Training, retraining in the last three years (%)
Регион МП СП КП
да/yes нет/no За св.сч/at own expenses да/yes нет/no другое/other да/yes нет/no другое/ other
Москва 20 80 50 50 100
Волгоградская область 80 20 50 50 100
Псковская область 60 40 50 50 100
Тульская область 80 20 50 50 100
В среднем по региону 5 75 20 50 50 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
Таблица 15/ Table 15
Средний должностной оклад, в тыс. руб. на МП / Average official wage, thousand rubles at SEs
Субъекты РФ / Russian regions Производство/Production Торговля/Trade Услуги/Services
2018 2019 I кв. 2020/ Q1 2020 2018 2019 I кв. 2020/ Q12020 2018 2019 I кв. 2020/ Q1 2020
Волгоградская область 11,6 13,5 14,1 11,7 13,7 14,5 11,6 13,6 14
Минимальная заработная плата (МЗП) 11,2 13,2 14 11,2 13,2 14 11,2 13,2 14
г. Москва 22 23 23 22 23 23 22 23 23
МЗП в г. Москва 18,7 18,8 20,2 18,7 18,8 20,2 18,7 18,8 20,2
Псковская область 11,4 11,4 11,5 11,4 11,5 12,2 11,4 11,4 12,2
МЗП в Псковской области 11,4 11,3 11,4 11,4 11,3 12,1 11,4 11,3 12,1
Тульская область 13 14 14,5 13 14 14,4 13 14 14,4
МЗП в Тульской области 13 13,5 14,1 13 13,5 14,1 13 13,5 14,1
Источник/Source: рассчитано автором по предоставленн ым дан н ым МП / calculated by the author based on the data provided by SEs.
безопасность на рабочих местах и создать нормальные условия охраны труда, соответствующие государственные органы не должны пускать положение дел на самотек и оставаться в стороне от решения этих вопросов. В табл. 14 представлены данные опроса по такому важному элементу социально-трудовых отношений, как обучение, практикуемое в малом бизнесе крайне редко. Это связано, как правило, с недооценкой руководителем предприятия необходимости и важности обучения, нехваткой финансовых ресурсов, а также неопределенностью перспектив организации. В результате многие работники вынуждены оплачивать обучение и повышение квалификации самостоятельно. В отдельных случаях, когда для дальнейшего развития бизнеса работникам требуются дополнительные знания и навыки, когда, например, запускается новая про-
изводственная линия, осваивается новый целевой сегмент рынка сбыта, внедряется новая услуга, владельцы и руководство МП все же инициируют проведение различных семинаров и тренингов.
По мнению профактива, основной проблемой такого важного социально-трудового показателя, как обучение, является отсутствие обязательств работодателя о направлении работников на профессиональное обучение, получение ими дополнительного профобразования.
Очень важным социально-трудовым показателем в системе социально-трудовых отношений является заработная плата.
По результатам приведенных в табл. 15 данных видно, что средний должностной оклад МП (производственного, торгового, сферы услуг) в разных субъектах Российской Федерации находится при-
Таблица 16 / Table 16
Удовлетворенность размером заработка (в %) / Satisfaction with wages (in %)
Регион/Region МП/SE СП/ME
уд./ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/other уд./ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/other
Москва 100 5o 5o
Волгоградская область 100 5o 5o
Псковская область 100 5o 5o
Тульская область 100 5o 5o
В среднем по региону 100 5o 5o
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным территориальных организаций Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
Таблица 17/ Table 17
Удовлетворенность социальными льготами по месту работы (в %) / Satisfaction with social benefits at work (in %)
Регион/Region МП/SE СП/ME КП/LE
уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other уд/ satisfactory неуд./ unsatisfactory другое/ other
Москва 2o 8o loo 100
Волгоградская область 2o 8o 5o 5o 100
Псковская область 2o 8o 5o 5o 100
Тульская область 2o 8o loo 100
В среднем по региону 2o 8o 75 25 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным территориальных организаций Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий / compiled by the author based on the data provided by the territorial organizations of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small Enterprise.
Таблица 18 /Table 18
Регулярность выплаты зарплаты (в %) / Regularity of wage payments (in %)
Регион/Region МП/SE СП/ME КП/LE
2 раза/м/2 times/per m i раз/м/1 time/ per m с задержкой/ delayed 2 раза/м/2 times/ per m i раз/м/1 time/per m с задержкой/ delayed 2 раза/м/2 times/per m i раз/м/i time/per m с задержкой/ delayed
Москва loo loo 100
Волгоградская область 6o 2o 2o loo 100
Псковская область 6o 2o 2o loo 100
Тульская область 8o 2o loo 100
В среднем по региону 75 15 lo loo 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
Таблица 19 / Table 19
Выплата зарплаты полностью (в %) / /Wage payment in full (in %)
Регион/Region МП/SE СП/ME КП/LE
да/yes нет/no другое/ other да/yes нет/no другое/other да/yes нет/no другое/other
Москва 100 100 100
Волгоградская область 100 100 100
Псковская область 100 100 100
Тульская область 100 100 100
В среднем по региону 100 100 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
близительно в одном диапазоне и привязан к прожиточному минимуму (ПМ) и к минимальной заработной плате (МЗП) конкретного региона.
Таким образом, с целью контроля расходов на малом предприятии должностной оклад чаще всего остается на уровне ПМ и МЗП, что в свою очередь исключает вопросы со стороны контролирующих органов.
МП выдерживает обязательства по установлению минимальных окладов (должностных окладов) на уровне не ниже минимального размера
оплаты труда, установленного федеральным законом и предусмотренных в региональных трехсторонних соглашениях.
Проведенный опрос профактива (табл. 16, 17, 18, 19) свидетельствует о том, что на МП увеличение доли вознаграждения за труд в структуре заработной платы в основном не предусмотрены. В лучшем случае, дополнительные заработки работника выплачиваются в конверте, а в худшем - не выплачиваются совсем. Именно поэтому в малом бизнесе отчетливо прослеживается конкуренция между
Таблица 20/ Table 20
Оформление трудового договора (в %) / Registration of an employment contract (in %)
Регион/Region МП/SE СП/ME КП/LE
ТД/ Employment agreement ГПД/ Independent contractor agreement другое/ other ТД/ Employment agreement ГПД/ Independent contractor agreement другое/ other ТД/ Employment agreement ГПД/ Independent contractor agreement другое/ other
Москва 80 20 100 100
Волгоградская область 60 40 100 100
Псковская область 80 20 100 100
Тульская область 100 100 100
В среднем по региону 80 20 100 100
Источник/Source: составлено автором по предоставленным данным МСП / compiled by the author based on the data provided by SMEs.
Таблица 21 / Table 21
Среднемесячная начисленная заработная плата, в тыс. руб. работников МП Волгоградской области в 2017-2019 гг. по видам экономической деятельности) / Average monthly accrued wages, in thousand rubles of employees of SE in the Volgograd region in 20172019 by type of economic activity)
Волгоградская область Вид экономической деятельности ОКВЭД2/ Type of economic activity OKVED2 2017 2018 2019
Производство мебели для офисов и предприятий торговли 15,5
Торговля оптовая офисной мебелью 48,4 45,3
Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах 11 23,3 26,3
Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах 22 24,6
Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах 11,1 11,1
Деятельность в области права и бухгалтерского учета 26,7 30,2 36,2
Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг 18,3 17,9 20
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата [17] / compiled by the author according to Rosstat [17].
Таблица 22/ Table 22
Среднемесячная начисленная заработная плата, в тыс. руб. работников МП г. Москвы в 2017-2019 гг. по видам экономической деятельности / Average monthly accrued wages, in thousand rubles of employees of SE in Moscow in 2017-2019
by type of economic activity
г. Москва Вид экономической деятельности ОКВЭД2/ Type of economic activity OKVED2 2017 2018 2019
Производство мебели для офисов и предприятий торговли 66,4
Торговля оптовая офисной мебелью 45 63,1
Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах 35,6 44 43
Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах 39,6 39,8
Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах 31,7 26,4
Деятельность в области права и бухгалтерского учета 84,5 90,8 100,5
Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг 23,5 40,6 30,8
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата [17] / compiled by the author according to Rosstat [17].
Таблица 23/ Table 23
Среднемесячная начисленная заработная плата, в тыс. руб. работников МП Псковской области в 2017-2019 гг. по видам экономической деятельности / Average monthly accrued wages, in thousand rubles of employees of SE in the Pskov region
in 2017-2019 by type of economic activity
Псковская область Вид экономической деятельности ОКВЭД2/ Type of economic activity OKVED2 2017 2018 2019
Производство мебели для офисов и предприятий торговли 40,8
Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах 10,2 15,1 18,6
Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах 20,3
Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах 24,2 15,1
Деятельность в области права и бухгалтерского учета 18,3 21,4 27,9
Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг 21 20,7 24,6
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата [17] / compiled by the author according to Rosstat [17].
Таблица 24 / Table 24
Среднемесячная начисленная заработная плата, в тыс. руб. работников МП Тульской области в 2017-2019 гг. по видам экономической деятельности / Average monthly accrued wages, in thousand rubles of employees of SE in the Tula region in
2017-2019 by type of economic activity
Тульская область Вид экономической деятельности ОКВЭД2/ Type of economic activity OKVED2 2017 2018 2019
Производство мебели для офисов и предприятий торговли 34,1
Торговля оптовая офисной мебелью 54,2 39,8
Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах 14,3 16,7 18,8
Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах 14,7 11,9
Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах 15,4 14,3
Деятельность в области права и бухгалтерского учета 25,6 27,4 27,2
Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг 17,7 18,4 19
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата [17] / compiled by the author according to Rosstat [17].
трудовым и гражданским правом в регулировании трудовых отношений (табл. 20). Зачастую стороны отдают предпочтение договорам гражданско-правового характера, как-то: оказанию услуг, выполнению работ.
Приведем следующие данные по заработной плате опубликованные Росстатом (табл. 21-24; рис. 3).
Достойная зарплата по результатам опроса, проведенного Финансовым университетом при Правительстве РФ, в среднем по России составляет по мнению опрошенных респондентов 66 тыс. руб.8. В обязательный пакет, определяющий достойный уровень жизни, 98 % граждан включают наличие собственной квартиры и качественной медицины. Более 90 % респондентов считают, что в дополнение к этому они должны иметь возможность получать качественное образование и питание, заниматься спортом, иметь полноценный доступ к культурным ценностям, своевременно менять бытовую технику.
К объективным критериям определения достойной заработной платы относится доля затрат на питание в общих расходах домохозяйств. Если затраты на домашнее питание составляют менее 10 %, то оставшейся части расходов домохозяйств будет достаточно, чтобы обеспечить достойный уровень жизни. По результатам международных сопоставлений, проведенных ОЭСР и Евростатом за 2014 г., в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств доля затрат на домашнее питание составила в США 5,8 %, в Великобритании - 6,8 %, в Канаде - 7,3 %, в Ирландии и Австралии - 7,8; в Швейцарии и Германии - 8,0 %. Между тем в России доля затрат на домашнее питание составила 22,8 %. Доля затрат домохозяйств в этих странах на рестораны и гостиницы составила, соответственно, 5,8 %, 6,2 %, 5,5 %, 11,9 %, 5,4 %, 6,1 %, 4,0 %, а в России - 2,6 %. В то же время
8 Россияне объяснили, какую зарплату считают достойной // Комсомольская правда. 10.04.2019.
по структуре потребительских расходов домашних хозяйств, полученных Росстатом по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, доля затрат на домашнее питание составила в 2017 г. 31,2 %. Это в 4-5 раз выше, чем в перечисленных развитых странах.
Из приведенных данных видно, что среднюю заработную плату на МП нельзя назвать достойной. В сравнении со средними и крупными предприятиями заработная плата на малых предприятиях ниже. Низкая заработная плата МП снижает покупательский спрос населения, что сдерживает развитие экономики и соответственно уровень жизни населения. Чтобы заработная плата низкооплачиваемых категорий работающих стала достойной, ее покупательная способность должна быть повышена по одним стандартам в 3 раза, а по другим - в 4-5 раз. В установлении достойной зарплаты объективно заинтересованы не только наемные работники, но и работодатели, поскольку достойная заработная плата стимулирует работодателей внедрять новые технологии и повышать конкурентоспособность компаний, формирует платежеспособный спрос и стимулирует развитие экономики.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что специфика организации труда и других СТП в малом бизнесе заключается не в его регламентации - требования по всем СТП одинаковы для всех предприятий всех размеров, а в механизме реализации данных требований.
При этом следует понимать, что упрощение указанных процедур и требований для малого бизнеса недопустимо, поскольку это однозначно ухудшает СТП наемных работников, простых тружеников, составляющих экономическую опору государства.
Следует признать, что работники малого бизнеса меньше всего защищены от гнета сложившихся производственных условий. Исследование условий труда показывает, что удовлетворен-
67
64,9
-42,1
34,3- - 384
30,2
2017 2018 2019
-МП -СП -КП
Рис. 3/ Fig. 3. Среднемесячная начисленная заработная плата, в тыс. р уб. работников предприятий по видам экономической деятельности (руб.) / Average monthly accrued wages, in thousand rubles of employees of enterprises by type of economic activity (RUB).
Источник/Source: Составлено автором по данным Росстата Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности и субъектам Российской Федерации (годовые данные). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/t3.htm (дата обращения: 21.09.2021) / compiled by the author according to the Rosstat data; The average monthly nominal accrued wages of employees of organizations by type of economic activity and regions of the Russian Federation (annual data). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ t3.htm (accessed on 21.09.2021).
ность работой (общая оценка качества работы) на небольших предприятиях и условия работы в целом хуже, чем на крупных. Например, работники небольших предприятий, как правило, получают более низкую заработную плату, чем сотрудники крупных (рис. 3).
Разрыв в заработной плате между предприятиями разного размера объясняется характеристиками компании, а также выполняемой работой и квалификацией сотрудников. Кроме того средняя заработная плата варьируется, так как малые предприятия платят меньше, чем крупные, даже если квалификация и обязанности таких сотрудников не различаются.
С целью повышения заинтересованности работодателя в создании надлежащей организации труда и безопасных и комфортных условий труда в малом бизнесе органам власти предлагается разработать систему мер, обеспечивающих улучшение СТП, включающих госзаказ, гранты, обучение, помощь государства по компенсации расходов.
ОЦЕНКА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СП НА МП
Крайне малое количество заключенных коллективных договоров (табл. 11, 12) на малых предприятиях - это актуальная проблема, и этому мешают объективные ограничения. Необходимо отстаивать инициативу выработки определенных государственных стандартов для малого предприятия на федеральном уровне, при которых отсутствие коллективного договора, профсоюзной организации для собственников стало бы не только не престижно, но и экономически невыгодно.
Таблица 25/ Table 25 Результаты анализа региональных соглашений / Results of the analysis of regional agreements
Социально-трудовые показатели/Social and labor indicators МП/SE СП/ ME КП/ LE
Заработная плата (мин., индекс.) + + +
Занятость + + +
Условия труда / охрана труда + + +
Организация труда +
Обучение + + +
Молодежная политика + + +
Поддержка в области экономической политики + + +
Развитие социального партнерства + + +
Всего заключено 83 региональных соглашения, из них только в 18 соглашениях (21,6%) затрагивается вопросы связанные с МСП
Источник/Source: составлено автором по данным ФНПР /compiled by the author according to the FNPR.
Таблица 26/ Table 26
Результаты анализа региональных соглашений, % / Results of the analysis of regional agreements, in %
Социально-трудовые показатели/Social and labor indicators МП/SE СП/ME КП/LE
Заработная плата (мин., индекс.) 7,2 7,2 100
Занятость 12 12 100
Условия труда / охрана труда 4,8 4,8
Организация труда нет нет 100
Обучение 3,6 3,6 100
Молодежная политика 1,2 1,2 100
Поддержка в области экономической политики 21,6 21,6 100
Развитие социального партнерства 10,8 10,8 100
Источник/Source: составлено автором по данным ФНПР /compiled by the author according to the FNPR.
Таблица 27/ Table 27
Соответствие стандартам МОТ социально-экономической защищенности в региональных соглашениях / Compliance with ILO standards of socio-economic security in regional agreements
МП/ SE СП/ ME КП/ LE
1 Защищенность на рынке труда (ЗРТ) +
2 Защищенность занятости (ЗЗ) +
3 Защищенности в сфере профессионального развития на рабочем месте и карьеры (ЗПР) _ +
4 Безопасность труда (БТ) +
5 Защищенность профессиональных навыков (ЗПН) +
6 Защищенность дохода (ЗД) +
7 Защищенность права на представительство (ЗПП) + +
Источник/Source: составлено автором по данным ФНПР /compiled by the author according to the FNPR.
Большинство коллективных договоров (рис. 4) предусматривает обеспечение оплаты труда выше минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ), повышение заработной платы в связи с ростом цен и уровня инфляции (индексацию). Иногда договоры также предполагают изменение тарифных ставок в соответствии с отраслевыми соглашениями по тарифам, если такие имеются.
На малых предприятиях в коллективных договорах практически не предусмотрен порядок со-
120 100
Индексация заработной
Положение о минимальной ЗП на уровне
не ниже региональног о
прожиточног о минимума
100
Социальные гарантии
Улучшение охраны труда
Организация
и оплата обучения/пер еобучения
Рис. 4 / Fig. 4. Анализ положений заключенных коллективных договоров (в %) / Analysis of the provisions of the concluded collective agreements (in %).
Источник/Source: составлено автором по данным МСП, КП.
кращения штата, социальные гарантии при увольнении и обеспечение занятости. Не указываются и необходимые меры: наставничество, переобучение работников и т. д. Также не описывается содействие молодым специалистам, их адаптации, введению в производственную жизнь организации.
Анализ региональных трехсторонних соглашений субъектов Российской Федерации показал, что вопросы социально-трудовых отношений т. е. заработная плата, занятость, образование, охрана и условия труда в основном регламентируются на крупных предприятиях, а малые и средние предприятия упоминаются только в 18 (21,6 %) соглашениях из 83.
Пункты соглашений по МСП в основном относятся к экономической политике (21,6 %), остальные только затрагивают сферы развития рынка труда и содействия занятости (12 %), охраны труда (4,8 %), развития социального партнерства в сфере СТО (10,8%), оплаты труда (7,2 %), обучению (3,6 %), социальной защиты. Гарантии и обязательства работодателя по заработной плате, занятости, условиям и организации труда, обучению и т.д. слабо прописаны в соглашениях и не несут системного характера. Как видно из перечисленного, не одно из региональных соглашений, где указана сфера МСП, не включает в себя все социально-трудовые показатели.
Положения разделов о занятости региональных соглашений не находят надлежащего отражения на соответствующих «нижестоящих» уровнях социального партнерства (т. е. в территориальных соглашениях, коллективных договорах и т.д.), а при отсутствии отраслевого соглашения решение данного вопроса дополнительно усложняется.
В соответствии со стандартами МОТ социально-экономической защищенности МП в региональных соглашениях, можно выделить только один
показатель - защищенность права на представительство (табл. 27). Следовательно, влияние на СТО социального партнерства в малом предпринимательстве недостаточно для эффективного фунци-онирования системы. Приведенные таблицы являются обоснованием фактической незащищенности интересов работников МП по СТП в системе социального партнерства и соответственно являются обоснованием предложения защищать их через региональные соглашения по МП.В связи с этим актуализируется задача защиты заработной платы в соглашениях и коллективных договорах и поэтапного доведения ее в соответствии с призывами МОТ и резолюцией Х съезда ФНПР до достойного уровня.
ВЫВОДЫ
Наиболее перспективным направлением совершенствования социально-трудовых отношений в сфере малого бизнеса на основе формирования и развития социального партнерства является заключение региональных соглашений в сфере малого бизнеса и установление в них социальных гарантий. В механизме регулирования социально-трудовых отношений в малом бизнесе особое место занимает заработная плата, повышение которой положительно воздействует на рост числа занятых и объемов производства. В связи с этим рекомендуется включать в соглашение на региональном уровне и коллективные договоры гарантии по уровню и динамике минимальной и медианной заработной платы, долю постоянной части в общем заработке. Наряду с заработной платой рекомендуется устанавливать гарантии по обеспечению стабильной занятости, установлению правильной организации и обеспечении безопасных и комфортных условий труда, непрерывному обучению персонала. Особое внимание уделить поэтапному повышению минимальной заработной платы до минимального потребительского бюджета.
С целью усиления защиты интересов наемных работников сформулированы и обоснованы рекомендации по расширению охвата коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений, которые включают в себя заключения на уровне субъектов РФ региональных соглашений, распространяющихся на малые предприятия, включение Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом е.4 пункта 1 ст. 114 Конституции РФ в полномочия Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов) содействие развитию социального
0
0
СП
партнерства и созданию объединений работодателей, в том числе в сфере малого бизнеса с внесением соответствующих изменений в ТК РФ9.
Необходимо внести изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в части включения в региональные трехсторонние соглашения отдельной главы, регулирующей социально-трудовые отношения на малых предприятиях.
Из проанализированных только на 5,6 % малых предприятий и организаций были заключены коллективные договоры (табл. 12). Поэтому
9 Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.08.2020).
более эффективным механизмом регулирования социально-трудовых отношений (СТО) на малом предприятии (МП) является не коллективный договор (КД), а соглашение, заключенное на региональном уровне, которое в том числе целесообразно распространить, особенно в части гарантий по минимальной заработной плате (МЗП) на индивидуальных предпринимателей (ИП), имеющих наемных работников и являющихся работодателями. Также необходимо внести изменения в ТК РФ в части распространения региональных трехсторонних соглашений на работодателей по аналогии с региональными соглашениями о минимальной заработной плате (МЗП) (статья 131.1 ТК РФ).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1 Скворцов В.Н. Роль профсоюзов в повышении эффективности социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений на малых предприятиях// Труд и социальные отношения. 2020;(3):53-64.
2. Скворцов В.Н. Формирование и развитие социального партнерства в сфере малого предпринимательства // Вестник БИСТ. 2020; (2):119-129.
3. Волгин Н. Социальное партнерство в социальном государстве // Государственная служба. 2004;(4):118-119.
4. Нехода Е.В. Социализация трудовых отношений: Автореф. дис. д-р эконом. наук. Томск, 2009.
5. Никулин Ю.И. Регулирование социально-трудовых отношений и направления его совершенствования: автореф.дис. ...кан д. экон. наук. Белгород, 2008.
6. Фаузер В.В., Назарова И.Г., Фаузер Вл.В. Социально-трудовые отношения: отраслевая и региональная специфика / Отв. редактор д. т. н., профессор Н.Д. Цхадая. М.: Экон-Информ, 2010; 175 с. (Б-ка демографа; Вып. 13).
7. Чилипенок Ю.Ю. Социально-трудовые отношения: теория и практика взаимодействия субъектов в сфере малого и среднего бизнеса: монография / Ю.Ю. Чилипенок. Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2015; 363 с.
8. Скворцов В.Н. Специфические особенности организации труда на предприятиях малого бизнеса // Труд и социальные отношения. 2018;(4):26-33.
REFERENCES
1. Skvortsov V.N. The role of trade unions in improving the effectiveness of social partnership in the regulation of social and labor relations at small enterprises. Labor and social relations. 2020;(3):53-64. (In Russ.).
2. Skvortsov V.N. Formation and development of social partnership in the field of small business. Bulletin of the BIST. 2020;(2):119-129. (In Russ.).
3. Volgin N. Social partnership in a social state. State Service. 2004;(4):118-119. (In Russ.).
4. Nekhoda E.V. Socialization of labor relations: Abstract of the thesis, Dr. Sci. (Econ.). Tomsk; 2009.
5. Nikulin Yu.I. Regulation of social and labor relations and directions for its improvement: Abstract of the thesis, Cand. Sci. (Econ.). Belgorod; 2008.
6. Fauzer V.V., Nazarova I.G., Fauser V.V. Social and labor relations: Industry and regional characteristics. Ed. by Professor N. D. Saada. Moscow: Ekon-Inform; 2010. p. 175. Vol. 13.
7. Chilipenok Yu.Yu. Social and labor relations: Theory and practice of interaction between subjects in the sphere of small and medium business: monograph / Yu.Yu. Chilipenok. N. Novgorod: NISOC publishing house; 2015. p.363. (In Russ.).
8. Skvortsov V.N. Specific features of labor organization at small business enterprises. Labor and social relations. 2018;(4): 26-33. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Владимир Николаевич Скворцов - председатель Российского профессионального союза работников инновационных и малых предприятий, Москва, Россия
Vladimir N. Skvortsov - Chairman of the Russian Professional Union of Employees of Innovative and Small
Enterprises, Moscow, Russia
Skvortsov.FNPR@gmail.com
Статья поступила в редакцию 15.10.2021; после рецензирования 26.10.2021, принята к публикации 06.11.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 15.10.2021; revised on 26.10.2021 and accepted for publication on 06.11.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.