Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / ТОКЕН / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / МАЙНИНГ / СМАРТ-КОНТРАКТ / ЦИФРОВОЙ КОШЕЛЕК / CRYPTOCURRENCY / TOKEN / DIGITAL FINANCIAL ASSETS / MINING / SMART CONTRACT / DIGITAL WALLET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарова А.К., Елин В.М.

В статье раскрывается ряд аспектов цифровых финансовых активов в форме криптовалют как предмета правового регулирования с учетом механизма формирования криптовалюты и особенностей ее использования в хозяйственной деятельности. Проведен анализ подходов государственных органов Российской Федерации к криптовалюте как средству платежа. Представлена аналогия между криптовалютой и «классическими» - деньгами с учетом специфического свойства криптовалюты как конкретной информационной технологии, направленной на решение практической математической задачи. Представлен анализ ряда Российских законопроектов, направленных на правовое регулирование цифровых прав и цифровых финансовых активов, что позволит легализовать использование криптовалют в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGULATION OF LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals a number of aspects of digital financial assets in the form of cryptocurrencies as a subject of legal regulation taking into account the mechanism of cryptocurrency formation and peculiarities of its use in economic activity. The analysis of approaches of public authorities of the Russian Federation to cryptocurrency as a means of payment. An analogy between cryptocurrency and “classical” money is presented, taking into account the specific properties of cryptocurrency as a specific information technology aimed at solving a practical mathematical problem. The analysis of a number of Russian bills aimed at the legal regulation of digital rights and digital financial assets, which will legalize the use of cryptocurrencies in our country.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



УДК 34.096

Жарова А.К.,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий НИУ ВШЭ

Елин В.М.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационной безопасности НИУ ВШЭ

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

В статье раскрывается ряд аспектов цифровых финансовых активов в форме криптовалют как предмета правового регулирования с учетом механизма формирования криптовалюты и особенностей ее использования в хозяйственной деятельности. Проведен анализ подходов государственных органов Российской Федерации к крип-товалюте как средству платежа. Представлена аналогия между криптовалютой и «классическими» - деньгами с учетом специфического свойства криптовалюты как конкретной информационной технологии, направленной на решение практической математической задачи. Представлен анализ ряда Российских законопроектов, направленных на правовое регулирование цифровых прав и цифровых финансовых активов, что позволит легализовать использование криптовалют в нашей стране.

Ключевые слова: криптовалюта, токен, цифровые финансовые активы, майнинг, смарт-контракт, цифровой кошелек

Zharova A.,

PhD in Law, Associate Professor, Senior Researcher of the Information Law and International Information Security Sector, Institute of Civil Engineering, Associate Professor of the Department of Innovation and Business

in the Field of Information Technologies, HSE

Elin V.,

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Information Security, HSE

FEATURES OF REGULATION OF LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals a number of aspects of digital financial assets in the form of cryptocurrencies as a subject of legal regulation taking into account the mechanism of cryptocurrency formation and peculiarities of its use in economic activity. The analysis of approaches of public authorities of the Russian Federation to cryptocurrency as a means of payment. An analogy between cryptocurrency and "classical" money is presented, taking into account the specific properties of cryptocurrency as a specific information technology aimed at solving a practical mathematical problem. The analysis of a number of Russian bills aimed at the legal regulation of digital rights and digital financial assets, which will legalize the use of cryptocurrencies in our country. Keywords: cryptocurrency, token, digital financial assets, mining, smart contract, digital wallet

Следует учитывать то обстоятельство, что начало века характеризуется широким применением криптовалют, основанных на применении информационных технологий, в международных хозяйственных

процессах вне зависимости от наличия запретительных мер. При этом просматривается тенденция к легализации общественных отношений в данной сфере и приданию криптовалтам статуса платежного средства.

1 Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 18-29-16013 «Исследование концептуальных подходов к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе». Статья подготовлена с применением СПС «Консультант плюс»

Как цитировать статью: Жарова А.К., Елин В.М. Особенности регулирования правоотношений в сфере цифровых финансовых активов в Российской Федерации // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2(55). 59-65 с.

DO

До недавнего времени в нашей стране существовало крайне негативное отношение к крипто-валюте как средству платежа, в качестве денег или валютных ценностей1. Гражданский кодекс РФ однозначно определяет рубль законным платежным средством. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»2 перечисляет в качестве иностранной валюты денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; либо средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации3, Федеральная служба по финансовому мониторингу4 относят криптовалюту к денежным суррогатам, обращение которых на территории Российской Федерации запрещено.

Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма5.

При обороте и использовании криптовалют следует учитывать ряд рисков6:

- отсутствие единого эмиссионного центра;

- отсутствие гарантий защиты прав потребителей финансовых услуг;

1 БелыхВ.С., СтепанченкоА.В. К вопросу о понятии иностранной валюты как объекта гражданских прав // Гражданское право. 2017. № 5. С. 3 - 6; Цинделиани И.А., Нигматулина Л.Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2018. № 7. С. 18 - 25; Степанченко А.В. Иностранная валюта как объект современного гражданского оборота // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. № 2. С. 36 - 42.

2 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4859

3 Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 0А-18-17/1027 // СПС Консультант- Плюс

4 Информационное Сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации «Об использовании криптовалют» // СПС Консультант Плюс.

5 Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» // Вестник Банка России, № 11, 05.02.2014

6 http://www.cbr.ru/content/document/file/36009/rev_ico.pdf

- появление недобросовестных схем, в том числе в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также отток капитала;

- высокая волатильность и сомнительный характер операций.

Логика органов государственной власти связана с тем, что криптовалюты могут использоваться на различных этапах движения доходов от преступлений, включая расчеты наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода и распределение денежных средств между организаторами и участниками организованных преступных группировок. Так, в 2017 году установлены факты использования криптовалюты «биткоин» в финансовой структуре незаконного оборота наркотиков на территории 23 субъектов РФ. Анонимность расчетов с использованием криптовалют обеспечивает популярность данного способа при совершении преступлений7.

При этом выстраивание отношений строится на основе проведения аналогии между криптовалю-той и «классическими» объектами гражданских правоотношений, в первую очередь, - деньгами.

Скорее всего, при этом следует прослеживать логическую цепочку: «блокчейн - биткойн - криптовалюта - иные цифровые валюты (альткойины)», выстроенную в нашем сознании, в первую очередь, средствами массовой информации. Между тем, Са-тоси Накамото, автор технологии биткойна, в своей работе в 2008 году раскрыл понятие «coin» (монетка, медяк, жетон) как последовательность цифровых подписей: «We define an electronic coin as a chain of digital signatures»8. Наиболее забавным представляется то обстоятельство, что указанная работа посвящена решению конкретной математической задачи и понятия «Bitcoin» и « Electronic Cash System» используются в ней ровно по одному разу. В названии. В предлагаемой технологии каждый «coin» имеет свой собственный номинал, поскольку каждому адресу может сопоставляться любое количество «цифровых монет». Технология основана на применении пиринговой платежной системы и криптографических методов защиты системы. Защита сетевой системы основана на принципе Proof-of-work (POW, PoW, доказательство выполнения работы) и заключается в необходимости выполнения клиентом достаточно сложных вычислений с возможностью проверки полученных результатов. Для обеспечения функционирования и защиты системы используются криптографические методы, но при этом вся информация о транзакциях доступна в открытом виде. Минималь-

7 ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ № 64 (2018)// http://www.cbr.ru/ publ/vestnik/ves180829_064.pdf

8 Satoshi Nakamoto. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. - 2008. - 9 с.// https://bitcoin.org/bitcoin.pdf

ШЗ

ная передаваемая величина (наименьшая величина дробления) - 10-8 биткойна.

С практической точки зрения система «Бит-койн» является практическим решением метаматематической задачи о возможности обеспечения доверия сторон к получаемой информации при отсутствии доверия к незащищенному каналу связи и к действиям контрагентов9. Кроме того, система «Бит-койн» первым предоставила возможность прямой передачи прав другому лицу через Интернет без привлечения внешних гарантов, при этом передача безопасна и надёжна.

С другой стороны существует ряд предварительно заданных технологических ограничений как на количество блокчейнов, так и на формирование вознаграждения. Например, для технологии биткойн программа сформирована таким образом, что размер вознаграждения новыми биткойнами уменьшается вдвое после формирования очередных 210 000 блоков. Первоначально размер эмиссии при создании блока составлял 50 биткойнов. С 2012 года произошло уменьшение с 50 до 25 биткойнов. В 2016 году произошло второе уменьшение с 25 до 12,5 биткойна. В 2031 году размер эмиссии при создании блока составит менее одного биткойна и продолжит стремиться к нулю. При этом из ограниченного возможного выпуска в 21 миллион биткойн, «намайнено» более 16 миллионов, остальные будут выпускаться в течение многих лет.

В течение 2011 года в журнале Форбс появляется ряд статей A. Greenberg10 популяризирующих деятельность в области «Bitcoin»: «Биткойн разработан для того, чтобы привести нас обратно к децентрализованному обмену между людьми» и «это лучшее золото, чем золото». По всей видимости указанная серия соединила понятия «coin» и «bitcoin» и явилась одной из предпосылок роста стоимости биткойна. В статье Crypto currency состоялся переход понятия от «Electronic Cash» к понятию «Crypto currency».

Криптовалюта как физическое явление и предмет правового регулирования образуется в результате т.н. майнинга, т.е. создания новых блоков в цепочке блокочейна. Криптовалюта полностью децентрализо-

9 Marc Andreessen. Why Bitcoin Matters// The New York Times. 21.01.2014. // https://dealbook.nytimes.com/2014/01/21/why-bitcoin-matters/

10 Greenberg Andy. Nakamoto's Neighbor: My Hunt For Bitcoin's Creator Led To A Paralyzed Crypto Genius// https://www.forbes. com/sites/andygreenberg/2014/03/25/satoshi-nakamotos-neighbor-the-bitcoin-ghostwriter-who-wasnt/#24d1f7974a37; Greenberg Andy. WikiLeaks Asks For Anonymous Bitcoin Donations // https://www.forbes.com/sites/andygreenberg/ 2011/06/14/wikileaks-asks-for-anonymous-bitcoin-donations/ #49058c784f73; Greenberg Andy. Crypto Currency // https:// www.forbes.com/forbes/2011/0509/technology-psilocybin-bitcoins-gavin-andresen-crypto-currency.html#59bcca41353e

вана, - в системе отсутствуют центральное администрирование (или) доверенные узлы, осуществляющие подтверждение корректности чужих операций.

Биткойны существуют только в виде записей в виде блокчейнов, т.е в виде открытой распределенной базы с указанием биткойн-адресов отправителей/получателей, но без информации о реальном владельце этих адресов. Каждый блок, входящий в блокчейн состоит из заголовка и списка транзакций. Заголовок содержит хэш-суммы и служебную информацию. Транзакции представляют собой записи об операциях. Блокчейн формируется как непрерывно растущая цепочка блоков.

Таким образом, сложилась ситуация, когда фактически существующие общественные отношения в сфере использования «криптовалют» следует перевести в категорию правоотношений, определив диапазон допустимых действий участников данной категории правоотношений. В течение длительного времени в нашей стране велась работа над проектами соответствующих Федеральных законов.

В число Поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля включено: «Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой обеспечить принятие в весеннюю сессию 2019 года Федеральных законов, направленных на развитие цифровой экономики, в том числе определяющих порядок совершения гражданско-правовых сделок в электронной форме, а также предусматривающих регулирование цифровых финансовых активов и привлечение финансовых ресурсов с использованием цифровых технологий»11.

Так, введение понятия «цифрового финансового актива», рассматриваемого в качестве имущества, которым может являться криптовалюта или токен планировалось Минфином России совместно с Банком России при подготовке проекта Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»12, внесенного в Государственную Думу РФ 20 марта 2018 года. Отправной точкой законопроекта послужили Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF)13 о том, что криптовалюты являются разновидностью виртуальной валюты, т.е цифровым представлением ценности, не имеющее статуса законного платежного средства ни в одной из юрисдикций и выполняющая функции только по соглашению пользователей виртуальной валюты внутри сети.

11 http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898

12 Законопроект No 419059-7 «О цифровых финансковых активов» // http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7

13 Regulation of virtual assets \\ http://www.fatf-gafi.org/

publications/fatfrecommendations/documents/regulation-

virtual-assets.html

un

12 марта принят в третьем чтении пакет законов, включающий в себя проект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»14 получивший в обществе название Закона «О цифровых правах». Параллельно приняты проекты Федеральных Законов, которые предлагается вводить в действие с 1 октября 2019 года.

Законом определена возможность выражения лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств, что приравнивается к простой письменной форме сделки: «Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом или лицами сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.»

Законом дополнен ряд положений, расширяющий возможность выражения воли участников правоотношений:

-при заключении договоров номинального счета или страхования предусмотрена возможность заключения не только в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, но и путем заключения или обмена электронными документами.

- при проведении заочных собраний допускается заочное голосование с помощью электронных или других технических средств;

Согласно внесенным в ГК РФ изменениям, под «цифровыми правами» следует понимать обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам15.

При этом, по мнению законодателя, цифровое право может удостоверить лишь права на вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные права: Сущность «цифрового права» как нового юридического понятия близка к сущности ценной бумаги, поэтому под таким правом предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав.

Закрепление понятия цифровых прав в ГК РФ позволяет:

- определить место цифровых прав в системе объектов и описать их оборотоспособность;

14 https://sozd.duma.gov.ru/bill/424632-7

15 Ст. 141.1 ГК РФ «Цифровые права»

- указать, что оборот такого объекта осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему;

- предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам, совершаемым с этим объектом.

Однако следует признать, что цифровое право может существовать только в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»).

Интерес представляет положение о том, что осуществление, распоряжение (в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения) цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Договором об оказании услуг по предоставлению информации может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам16. Законопроектом определено, что обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распорядиться этим правом.

При этом исполнение гражданско-правового договора может осуществляться в автоматическом режиме (смарт-контракт), при наступлении указанных в соглашении обстоятельств, то есть исполнение произведет сама информационная система, причем у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги.

Проект Федерального Закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»17 осуществляет правовое регулирование в сфере создания, выпуска, хранения и обращения цифровых финансовых активов, при осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Основным понятием Закона можно полагать определение цифрового финансового актива как имущества в электронной форме, созданного с использованием шифровальных (криптографических) средств, права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций.

Проектом предлагаются легальные определения понятий «майнинг», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт», «цифровой кошелек».

Законом также раскрываются понятия: цифровой транзакции, цифровой записи, реестра цифро-

16 Ст. 783.1 ГК РФ

17 https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7

ип

вых транзакций, распределенного реестра цифровых транзакций, валидатора как участника реестра цифровых транзакций, оператора обмена цифровых финансовых активов как юридического лица, осуществляющего сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или на рубли или иностранную валюту.

Законопроектом планируется осуществлять правовое регулирование выпуска цифрового финансового актива выпускаемого эмитентом с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей (токенов) как последовательность действий, направленных на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям, а также особенности обращения цифровых финансовых активов.

При этом ставится точка в споре ряда российских ученых по поводу правовой природы криптова-люты и соответствия формальным признакам денег, эквивалента наличных денег, иностранной валюты, электронных денег, а также объектов обязательственного права и финансово-правового регулирования. Так, И.А. Цинделиани и Л.Б. Нигматулина18, приходят к неоднозначным выводам о том, что в рамках действующего российского законодательства ничто не препятствует отнести криптовалюту к объектам гражданских прав. При этом следует учитывать, что крип-товалюта выполняет различные функции при ее применении (товара, инвестиции; финансового актива, обеспечивающего уплату комиссии по проведению транзакций на технологиях блокчейн как необходимый элемент системы, если рассматривать по аналогии с электрической энергией для любого производства), соответственно, должно быть различным и правовое регулирование криптовалюты в зависимости от того, какую функцию она будет выполнять.

При проведении схожего исследования А.И Савельевым рассмотрена возможность квалификации криптовалюты как денег, электронных денежных средств, валютных ценностей, информации и иного имущества и сделано заключение о том, что крипто-валюта обладает свойствами каждого из них, но при этом ни одному из них не соответствует полным образом.. Автором сделан вывод о возможности рассмотрения криптовалюты как иного имущества, денег с экономической точки зрения, либо валютной ценностью - в случае признания соответствующей криптовалюты в качестве законного платежного средства хотя бы одним иностранным государством. Предлагается введение понятия «виртуальная валюта» в состав объектов гражданских прав в качестве еще одной разновидности иного имущества.

18 Цинделиани И.А., Нигматулина Л.Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2018. № 7. С. 18 - 25.

По мнению В.А. Перова: «При этом в соответствии со ст. 128 ГК РФ криптомонеты относятся к объектам гражданских прав и могут рассматриваться как имущество, вследствие чего их оборот должен быть соответствующим образом регламентирован исходя из их природы в соответствии с основными задачами гражданского законодательства Российской Федерации»19.

22 мая 2018 года принят в первом чтении Проект Федерального Закона № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ20, который регулирует отношения по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями посредством инвестиционных платформ, а также определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации привлечения инвестиций от участников инвестиционных платформ.

Законопроектом определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга), а также регулируются отношения в сфере привлечению инвестиций с использованием информационных технологий.

Определенные законопроектом правила инвестиционной платформы включают требования:

- к порядку идентификации и аутентификации участников инвестиционной платформы и их допуска к информационным ресурсам инвестиционной платформы, к порядку проверки электронной подписи;

- к инвестиционным проектам, предложение об инвестировании в которые может быть сделано с использованием инвестиционной платформы;

- к лицам, привлекающим инвестиции, контролирующих их лиц и руководителей (единоличных исполнительных органов) таких лиц;

- к стандартным формам договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании;

- к способам осуществления инвестиций посредством инвестиционной платформы;

- к формам примерных договоров, порядкам и срокам передачи денежных средств,

- к составу информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы и лицом, привлекающим инвестиции, порядок и сроки раскрытия такой информации и к порядку обмена информацией между инвесторами с использованием информационных ресурсов инвестиционной платформы.

Законопроект требует внесения изменений в ряд нормативных актов, такие как Федеральный за-

19 Перов В.А. Криптовалюта как объект гражданского права // Гражданское право. 2017. № 5. С. 7 - 9.

20 https://sozd.duma.gov.ru/bill/419090-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кон от 13 марта 2006 года № Э8-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях», Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральный от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

12 марта 2019 года Государственная Дума приняла в первом чтении два законопроекта, вносящих изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе»:

Законопроект № 603170-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части уточнения требований к деятельности иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг)21 устанавливает, что оператор иностранной платежной системы, работая в России, должен иметь представительство (филиал) на территории Российской Федерации. Процессинг операций Российских банков и расчеты должны осуществляться через Российскую инфраструктуру. Законопроект также запрещает включать в правила платежных систем условия об исключении Российских банков при прекращении их участия в международных платежных системах, что является важным моментом с точки зрения защиты банков от влияния санкций.

Законопроект № 603192-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части регулирования сферы платежных сервисов)22 устанавливает требования к деятельности поставщиков платежных приложений. В законопроекте предлагается регулировать деятельность платежных агрегаторов как банковских платежных агентов. При этом, предлагаемые банками платежные приложения должны соответствовать требованиям Банка России к информационной безопасности.

Законопроектом расширяется список субъектов, кому будет разрешен перевод средств между электронными кошельками, в их число включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Банк России наделяется полномочиями по определению порядка кодирования платежных реквизитов (применение QR -кодов). Еще одна важная новация - предоставление Банку России права устанавливать случаи обязательного использования Системы быстрых платежей.

Таким образом, в настоящее время создан ряд правовых предпосылок к легализации общественных отношений по поводу использования в хозяйственной деятельности результатов обработки информации в информационных системах с применением криптографических средств. Указанная легализация в первую очередь будет способствовать развитию правоотношений в сфере использования результатов информационно-коммуникационных технологий и исключит возможность злоупотреблений в данной сфере.

Список литературы

1. Greenberg Andy. Crypto Currency // https://www.forbes.com/forbes/2011/0509/technology-psilocybin-bitcoins-gavin-andresen-crypto-currency.html#59bcca41353e

2. Greenberg Andy. Nakamoto's Neighbor: My Hunt For Bitcoin's Creator Led To A Paralyzed Crypto Genius// https:// www.forbes.com/sites/andygreenberg/2014/03/25/satoshi-nakamotos-neighbor-the-bitcoin-ghostwriter-who-wasnt/#24d1f7974a37;

3. Greenberg Andy. WikiLeaks Asks For Anonymous Bitcoin Donations // https://www.forbes.com/sites/ andygreenberg/2011/06/14/wikileaks-asks-for-anonymous-bitcoin-donations/#49058c784f73;

4. Marc Andreessen. Why Bitcoin Matters// The New York Times. 21.01.2014. // https://dealbook.nytimes. com/2014/01/21/why-bitcoin-matters/

5. Regulation of virtual assets. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) \\ http://www.fatf-gafi.org/ publications/fatfrecommendations/documents/regulation-virtual-assets.html

6. SatoshiNakamoto. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System.- 2008.- 9 с.// https://bitcoin.org/bitcoin.pdf

7. Белых В.С., Степанченко А.В. К вопросу о понятии иностранной валюты как объекта гражданских прав // Гражданское право. 2017. № 5. С. 3 - 6;

8. Законопроект No 419059-7 «О цифровых финансовых активах» // http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7

9. Законопроект № 603170-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части уточнения требований к деятельности иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг) // https://sozd.duma.gov.ru/bill/603170-7

10. Законопроект № 603192-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части регулирования сферы платежных сервисов) // https://sozd.duma.gov.ru/bill/603192-7

11. Информационное Сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации «Об использовании криптовалют» // СПС Консультант Плюс.

12. Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» // Вестник Банка России, № 11, 05.02.2014

21 https://sozd.duma.gov.ru/bill/603170-7 22 https://sozd.duma.gov.ru/bill/603192-7

шз

13. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов. Публичный отчет // Вестник Банка России № 64 (2018)// http://www.cbr.ru/publ/vestnik/ves180829_064.pdf

14. Обзор по криптовалютам,1СО (INITIAL COIN OFFERING) и подходам к их регулированию, декабрь 2017, Москва // http://www.cbr.ru/content/document/file/36009/rev_ico.pdf

15. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию // http://www.kremlin. ru/acts/assignments/orders/59898

16. Перов В.А. Криптовалюта как объект гражданского права // Гражданское право. 2017. № 5. С. 7 - 9.

17. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 0А-18-17/1027 // СПС Консультант- Плюс

18. Проект Федерального Закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» // https://sozd.duma.gov.ru/ bill/419059-7

19. Проект Федерального Закона № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ //https://sozd.duma.gov.ru/bill/419090-7

20. Проект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/424632-7

21. Степанченко А.В. Иностранная валюта как объект современного гражданского оборота // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. № 2. С. 36 - 42.

22. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4859

23. Цинделиани И.А., Нигматулина Л.Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2018. № 7. С. 18 - 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.