Научная статья на тему 'Особенности региональной политики Японии на примере острова Хоккайдо'

Особенности региональной политики Японии на примере острова Хоккайдо Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2796
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЯПОНИЯ / ХОККАЙДО / ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / REGIONAL POLICY / JAPAN / HOKKAIDO / DEVELOPMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меркушева О. А.

Япония страна, отличающаяся гибкой системой многоуровневой региональной политики и регионального планирования. Хоккайдо уникальный регион, объект целенаправленной региональной политики со времен присоединения к Японии в 1869 г. В настоящее время японская региональная политика переходит к мультиполярному развитию, учитывающему особенности конкретных регионов, от крупных проектов государственного уровня к локальным проектам и программам. Результаты этой политики анализируются и описываются в форме типологии округов Хоккайдо и на отдельных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of Japanese regional policy (case study of the Hokkaido Island)

Japan is a country with a well-organized multilevel system of regional policy. The Hokkaido Island is a unique region where the targeted regional policy was implemented since it became a part of Japan in 1869. Nowadays Japanese regional policy is turning to multi-polar development accounting for specific features of particular regions from the large-scale state-level projects to small local projects and programs. The results of the policy are analyzed and described using both the typology of Hokkaido subprefectures and particular case studies.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной политики Японии на примере острова Хоккайдо»

УДК 911.3:33(520)

О.А. Меркушева1

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ НА ПРИМЕРЕ

ОСТРОВА ХОККАЙДО

Япония — страна, отличающаяся гибкой системой многоуровневой региональной политики и регионального планирования. Хоккайдо — уникальный регион, объект целенаправленной региональной политики со времен присоединения к Японии в 1869 г. В настоящее время японская региональная политика переходит к мультиполярному развитию, учитывающему особенности конкретных регионов, — от крупных проектов государственного уровня к локальным проектам и программам. Результаты этой политики анализируются и описываются в форме типологии округов Хоккайдо и на отдельных примерах.

Ключевые слова: региональная политика, Япония, Хоккайдо, проекты развития регионов.

Введение. В последние десятилетия в большинстве развитых и развивающихся стран возросло понимание важности целенаправленного решения региональных проблем и значение региональной политики государства. Это связано с тем, что неравномерность развития регионов приводит к возникновению и обострению многих социально-экономических проблем. Вследствие этого увеличивается значение государства в качестве разработчика и координатора региональной политики и регионального планирования как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных регионов. Полностью решить региональные проблемы в большинстве случаев невозможно, поскольку они вызваны объективными причинами — неравномерностью размещения природных ресурсов, населения, разницей в уровне экономического развития отдельных районов, в социальной и даже этнической структуре населения и т.д. Вместе с тем, как показывает практика, многие развитые страны достигли больших успехов в смягчении региональных проблем.

Одна из стран, активно осуществляющих региональную политику в развернутой форме (т.е. во всей стране, а не только в наиболее отсталых регионах), — Япония. С 1950-х гг. в Японии формируется сложная система многоуровневого регионального планирования, которая постоянно изменяется в соответствии с требованиями общества и целями экономического развития.

Для изучения методов решения актуальных региональных проблем в Японии выбран регион Хоккайдо. Его выбор обусловлен географической обособленностью, особой историей освоения, природно-климатическими особенностями, близкими к таковым в российских регионах Дальнего Востока, большой ролью государственной региональной политики в его развитии.

Постановка проблемы. Основная цель работы — изучение основных методов и особенностей региональной политики в отношении Хоккайдо. Изучены особенности региона Хоккайдо, основные планы и

проекты развития Хоккайдо, их территориальная составляющая и результаты; составлена типология округов Хоккайдо по особенностям региональной политики.

Материалы и методы. При проведении исследования использованы аналитический, сравнительный, статистический, картографический методы.

Региональную политику Японии, в частности в регионе Хоккайдо, вследствие ее актуальности изучали многие исследователи. Автор статьи опиралась на материалы исследований И.Л. Тимониной, М.П. Баклановой, а также японских ученых К. Ямасита М. Ямадзаки, М. Ёсава и др. [1, 2, 15]. Для анализа социально-экономических показателей использованы статистические данные японского Управления статистики, Министерства экономики, промышленности и торговли, Министерства земельных ресурсов и транспорта и др. Кроме того, в ходе исследования автором изучены материалы и данные, находящиеся в открытом доступе на вебсайтах Управления развития Хоккайдо, Губернаторства Хоккайдо и др.

Обсуждение результатов. Хоккайдо — один из самых необычных и нетипичных японских регионов. Это второй по величине и самый северный из Японских островов. Кроме того, Хоккайдо — самая крупная префектура Японии, имеющая особый статус губернаторства. Этот регион отличает и более позднее вхождение в состав Японии, кроме того, это единственный регион, который со времени присоединения к Японии в 1872 г. заселялся и развивался в плановом порядке. В ХХ в., особенно в период после Второй мировой войны, Хоккайдо в большей степени, чем другие регионы, был объектом реализации различных стратегий и проектов.

Причин более позднего развития и относительного "отставания" Хоккайдо от других японских регионов несколько, но к наиболее значимым несомненно относится его географическое положение. Он находится на периферии по отношению к историческому "ядру" Японии, здесь более суровый климат,

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, аспирант; e-mail: [email protected]

чем на большей части японской территории. К числу отличительных черт Хоккайдо относится и наличие национального меньшинства — айнов, а также особенности вхождения в состав Японии и всей последующей политики японских властей в отношении данного региона. Все указанные факторы повлияли и на региональную политику, которой государство всегда уделяло повышенное внимание.

Вследствие более северного положения острова сельское хозяйство региона существенно отличается от такового в других регионах страны. Регион лидирует по выращиванию таких культур, как сахарная свекла, лук, пшеница. На острове производится 40% молока в стране, причем молочные продукты Хоккайдо считаются в стране самыми высококачественными и экологичными. Для Хоккайдо, омываемого Тихим океаном, Охотским и Японским морями, традиционно развитое морское рыболовство (особенно промысел лососевых), добыча морепродуктов, особого вида водорослей (вакамэ). По данным на 2008 г. здесь было добыто 1,3 млн т рыбы и морепродуктов, что составило 1/5 общеяпонской добычи, создана и сеть заводов по искусственному разведению лососевых на реках в местах их захода на нерест. Продукция сельского хозяйства и морского рыболовства составляет базу развитой пищевой промышленности Хоккайдо [7].

Хоккайдо относительно богат минеральными ресурсами: уголь активно добывали в начале ХХ в. и в период Второй мировой войны, затем большая часть шахт была закрыта (последняя — в 2001 г.). В настоящее время в регионе разрабатывают преимущественно известняки, в небольших количествах добывают нефть и природный газ [6].

В настоящее время Хоккайдо находится на средней позиции среди префектур Японии по показателям экономического развития. Если по абсолютному показателю ВРП (18, 5 трлн иен) регион на 9-м месте в стране, то по показателю на душу населения — только на 36-м.

Экономику Хоккайдо образно называют "экономикой четырех процентов", поскольку доля Хоккайдо и в населении, и в ВВП страны составляет около 4%. Такую же долю составляет промышленное производство региона. Структура экономики Хоккайдо значительно отличается от структуры японской экономики в целом. Доля третичного сектора за счет относительно низкого развития промышленности, развитого туризма и транспорта выше, чем в среднем по Японии. По показателям экспорта и импорта Хоккайдо отстает от среднеяпонского уровня. Только 11,8% предприятий Хоккайдо ориентированы на общенациональный и мировой рынок. Эта особенность экономики региона иногда расценивается как признак некоторой экономической отсталости, поскольку в целом по стране доля предприятий, ориентированных на общенациональный и мировой рынки, составляет 43,1%, т.е. в 3 раза больше, чем на Хоккайдо. Тем не менее в последние годы внешнеторговый оборот Хоккайдо увеличивается как за счет импорта, так и экспорта. Это связано с ро-

стом торговли между Японией и другими странами (прежде всего со странами Восточной Азии, в частности Китаем), а также с увеличением конкурентоспособности Хоккайдо.

Обладая большой площадью, Хоккайдо не однороден по размещению населения и промышленности. Диспропорции в экономическом развитии региона выражаются прежде всего в моноцентричности: если в столице Саппоро численность населения составляет почти 2 млн человек, и это развитый промышленный, финансовый и научный центр, то другие районы Хоккайдо (северная и восточная части острова) отличаются слабым развитием промышленности и сферы услуг.

Неравномерное размещение населения и хозяйства по территории префектуры, вызванное географическими, историческими, экономическими причинами, представляет весьма острую социально-экономическую проблему. С одной стороны, здесь существует концентрация населения, промышленности, торговли в центральной части (округ Исикари с центром в столице Саппоро и прилегающие к нему округа), а с другой — депопуляция и другие негативные социально-экономические явления проявляются в других районах и населенных пунктах. В то же время концентрация образовательных учреждений, социальной и туристической инфраструктуры, транспортная система Хоккайдо отличаются равномерностью. Это создает хорошие условия для развития окраинных районов Хоккайдо при современном "многополюсном" подходе.

Региональная политика Хоккайдо. После вхождения Хоккайдо в состав Японии перед властями встала задача освоения ресурсов острова и создания необходимой инфраструктуры. Правительство Мэйдзи уделяло большое внимание развитию Хоккайдо и в 1869 г. учредило Управление по его освоению.

После Второй мировой войны в условиях нехватки продовольствия возросла роль Хоккайдо в качестве продовольственной базы, а также как региона для переселения иммигрантов из-за границы (прежде всего из Кореи, которая до войны была колонией Японии и так же как и Хоккайдо представляла собой аграрную территорию).

С принятием закона о развитии Хоккайдо освоение острова вновь стало осуществляться в рамках особой системы. В 1950 г. было учреждено Управление Хоккайдо, главной целью которого было создание инфраструктуры острова, соответствующей местным условиям. Затем в 1951 г. в качестве местного органа для проведения государственных работ по обустройству коммунального хозяйства было основано Управление по развитию Хоккайдо. В 1952 г. начались работы по развитию источников электроэнергии, обустройству дорог, портов, рек, увеличению сельскохозяйственного производства.

Региональная политика в отношении Хоккайдо в период с 1950 г. по 1980-е гг. основывалась главным образом на реализации немногочисленных крупных проектов в сфере развития инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности (рис. 1).

Рис. 1. Крупнейшие проекты в регионе Хоккайдо во второй половине ХХ в., составлен по [1, 2]

Наиболее крупным проектом того периода на Хоккайдо стало строительство порта Томакомаи (примерно в 50 км на юг от Саппоро). Проект был начат в 1970 г. и нацелен на создание 50 тыс. рабочих мест и получение 3,3 млн иен дохода (27,5 млрд долл. США). В Томакомаи построены заводы черной металлургии, химической промышленности, нефтепереработки, автомобилестроения, в проект вложено более 212 млрд иен, однако поставленные цели были выполнены лишь на 10%. Кроме того, в 1970—1980-е гг. осуществлены промышленные проекты развития нового порта Исикари (по примеру порта Томакомаи), промышленного комплекса Сорати и Титосэ [1].

Существенный прогресс произошел в сфере развития транспортной системы. Так, в 1988 г. был открыт тоннель Сэйкан, связавший Хоккайдо и Хонсю (префектура Аомори).

Кроме того, в 1980-е гг. Хоккайдо участвовал в проекте "Технополис". В регионе был создан технополис в Хакодатэ. Несмотря на увеличение выпуска продукции в городе в 1,5 раза за время существования технополиса, этот проект не стал полностью экономически независимым и выгодным и был закрыт [5].

С 1977 г. региональное планирование в регионе Хоккайдо становится двухуровневым: помимо вышеупомянутых общегосударственных планов местная власть начала составлять собственные программы развития. Главным отличием центральных планов от местных программ стало то, что если центральные планы Хоккайдо нацелены главным образом на создание в регионе инфраструктуры и промышленности общеяпонского значения и рассматривают развитие Хоккайдо в плоскости национальных интересов, то префектурные программы своей основной задачей ставят повышение благосостояния жителей Хоккайдо (за счет реализации более социально ориентированных проектов).

В 1990-е гг. с принятием концепции мультиполяр-ного развития в региональном планировании Японии произошли существенные изменения, а именно сдвиг в сторону регионализма. Одновременно с этим в регионе Хоккайдо был принят Пятый комплексный план развития территории (1988—1997). Крупнейший проект этого плана — строительство и открытие в 1991 г. аэропорта Син-Титосэ и мероприятия по его усовершенствованию. Это один из крупнейших в Японии

аэропортов, уступает по пассажирообороту только токийским аэропортам Нарита и Ханэда. Пассажирообо-рот Син-Титосэ составляет 18 млн чел (2007), из них 17,2 млн — пассажиры внутренних рейсов.

Шестой план комплексного развития Хоккайдо, действовавший в 1998—2007 гг., ставил еще более общие цели — формирование независимых местных сообществ, сохранение природы Хоккайдо, развитие туризма (горнолыжного, экологического и пр.). Особое внимание уделялось сотрудничеству с Россией, "формированию среды для международных связей северных регионов" [4].

В 2008 г. был принят Седьмой план комплексного развития Хоккайдо. Выполнение мероприятий этого плана рассчитано на срок до 2017 г. В плане не содержится каких-либо количественных показателей, а даны лишь некоторые общие концептуальные цели и установки развития. Основной проблемой Японии в целом и Хоккайдо в частности в настоящее время признано старение населения. В плане отмечено, что в связи с ослаблением региональных сообществ из-за сокращения численности населения возникает опасность снижения их экономической активности, а также возникновения трудностей в области охраны здоровья населения, оказания социальных услуг, поддержания стабильности региональных сообществ. Поэтому перед регионами ставится задача развиваться таким образом, чтобы сокращение населения не привело к их упадку и упадку страны в целом. Признано усугубление экологических проблем в стране в целом и большой потенциал Хоккайдо в качестве региона с благоприятной экологической обстановкой.

Кроме того, учитываются возможности для развития туризма в разных районах Хоккайдо. В плане подчеркнута необходимость широко привлекать туристов не только из других районов Японии, но и расширять туристические связи с зарубежными странами, в первую очередь со странами Восточной Азии. Примером ориентации Хоккайдо на международный туризм может служить то, что на многих сайтах, посвященных туризму в регионе, есть версии на английском, китайском и русском языках.

Для реализации устойчивого развития Хоккайдо предлагается в первую очередь прилагать усилия, направленные на сохранение природных богатств региона. Ведется активная работа по сохранению и восстановлению естественных природных условий в местах, являющихся объектами Всемирного природного наследия (природный парк на п-ове Сирэтоко и в его окрестностях), а также болотистой местности Кусиро и целинных полей Саробэцу, включенных в Рамсарскую конвенцию, других природных парков и т.д. Кроме того, проводится оборудование набережных, торговых и морских портов с учетом среды обитания водных организмов, строят системы очистных сооружений на реках для уменьшения загрязнения пресных вод [4].

Одна из основных целей, заявленных в плане, — "превращение Хоккайдо в регион, состоящий из многообразия уникальных районов". Впервые за все время

в плане сделан акцент на внутренней неоднородности региона, усилении роли местных сообществ и муниципальных правительств в его развитии.

Согласно плану необходимо создание как можно большего числа согласованных между собой локальных планов и программ, ориентированных на развитие городов и сельских поселений с учетом местных особенностей. Отмечается ключевая роль Саппоро, являющегося "экономическим и общественным локомотивом Хоккайдо". Активное развитие на локальном уровне ведется во всех округах Хоккайдо, за исключением Нэ-муро и Кусиро, граничащих с Курильскими островами. До решения территориального спора между Японией и Россией эти территории практически не предполагается развивать. Населенные пункты, принявшие собственные локальные программы к 2008 г., отражены на карте, представленной на рис. 2.

Из анализа карты, приведенной на рис. 2, можно сделать вывод как о многообразии тематики планов, так и широте их географии. Наиболее комплексная региональная политика осуществляется в центральных округах Хоккайдо — прежде всего в Исикари, Сорати, Ибури. В северных и восточных округах реализуется значительно меньше локальных программ и проектов, в них развиваются следующие направления: экология и сельское хозяйство в Абасири, социальные проекты (в том числе взаимодействие с соседним Сахалином) в округе Соя.

На основе проанализированных проектов и построенных картосхем автором создана типология округов Хоккайдо по особенностям региональной политики и направлениям региональных проектов (рис. 3).

При выделении типов автор руководствовалась следующими критериями: наличие/отсутствие крупных проектов в сфере развития сельского хозяйства, промышленности или инфраструктуры (из рассмотренного выше списка) и преобладающие направления современных местных проектов.

В результате выделено пять типов округов. Типология позволяет сделать следующие выводы: региональная политика на Хоккайдо в настоящее время так же как и во второй половине ХХ в. направлена прежде всего на развитие центрального региона, в частности, округов, находящихся вблизи Саппоро, где она носит наиболее комплексный характер. Однако существуют и "специализированные" округа: прежде всего с сельскохозяйственной и туристической региональной политикой, к которым относятся преимущественно северные и восточные округа Хоккайдо, где расположены крупнейшие национальные парки. Отдельно выделяется тип округов с инновационной региональной политикой, в который входят два округа на юге Хоккайдо — Хияма и Осима. В настоящее время они специализируются на инновационных проектах: здесь реализуется программа индустриальных кластеров. Последний тип — социальная и экономическая региональная политика — подразумевает действие в округе нескольких небольших локальных программ,

Рис. 2. Региональные проекты местного уровня на Хоккайдо, 2010 г., составлен по [14]

направленных на улучшение благосостояния населения, социальное развитие и пр. К этому типу относятся наименее развитые округа Хоккайдо, для которых указанные задачи наиболее актуальны, это Токати, Нэмуро, Хидака на востоке, Хоккайдо и Соя на севере.

Таким образом, можно говорить о появлении новых специализированных "полюсов роста" внутри Хоккайдо: туристических (Камикава, Сирибэси), инновационно-промышленных (Хияма, Осима), инновационно-сельскохозяйственных (Абасири, Кусиро).

Возросшее внимание к развитию удаленных от Саппоро округов, повышению их роли в регионе, о чем свидетельствует размещение современных региональных проектов, подтверждает и такой комплексный показатель, как экономическая плотность1. Рассчитанная экономическая плотность для округов Хоккайдо по данным на 1999 и 2008 гг. (в сопоставимых ценах 1999 г.) дает представление о территориальных сдвигах в экономике Хоккайдо за последнее десятилетие, когда в региональной политике региона начала реа-лизовываться концепция многополюсного развития.

За эти годы в среднем экономическая плотность выросла в 1,5 раза. При этом произошло некоторое выравнивание экономической плотности по территории региона: если в 1999 г. однозначно и с большим отрывом лидировали округа Исикари и Сорати, то в 2008 г. экономическая плотность стала весьма высока и в округах Осима, Ибури, Сирибэси, Камикава, Абасири. В то же время сохранилось заметное отставание наименее развитых частей Хоккайдо — округов Хия-ма, Румои и Хидака (рис. 4).

У новой многополюсной политики есть яркие примеры, как позитивные, так и негативные. В качестве противоположностей можно привести города Куттян и Юбари. Город Куттян с населением 16 тыс. жителей сумел развить собственный бренд и горнолыжный туризм, в результате чего цены на землю в пределах города выросли в 2007—2008 гг. на 40,9%. Город также является одним из региональных лидеров по числу международных туристов (прежде всего из Китая и Гонконга). Город Юбари с населением 13 тыс. человек также развивался как горнолыжный

1 Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного дохода предприятий региона к его площади.

Рис. 3. Типология округов Хоккайдо по характеру региональной политики, составлена автором

курорт, однако из-за удаленности от Саппоро и аэропорта Син-Титосэ, особенно острой проблемы старения населения (40% жителей старше 65 лет) и других факторов, городу не удалось успешно развиваться. В 2007 г. муниципалитет Юбари объявил о банкротстве, были закрыты все муниципальные учреждения (госпиталь, городской музей, парк развлечений и пр.) [13]. Юбари стал широко известен в Японии как пример неудачи современной политики властей в отношении регионов и муниципалитетов.

Заключение. В последние годы концепция региональной политики Японии претерпела значительные изменения — от стремления к единообразию (сглаживание различий) возникла тенденция к многообразию, что, в частности выразилось в переходе к концепции многополюсного развития. Эта концепция сформировалась на фоне усиливающихся тенденций к регионализации — независимости и равноправию регионов, сохранению их своеобразия. В основу новой концепции положен принцип относительно самостоятельного, эндогенного развития регионов за счет имеющихся у них уникальных потенциальных возможностей и преимуществ, базирующегося на их культурных традициях, поддержании традиционных ремесел, производств и отраслей хозяйства, использовании интересных туристических достопримечательностей, как культурно-исторических, так и природных, и т.п. Кроме того, новая политика в большей степени ориентирована на улучшение качества жизни и бла-

Рис. 4. Изменения экономической плотности по округам Хоккайдо, 1999—2008 гг., по [3]

госостояния граждан, а не только на содействие экономическому росту страны в целом. Указанные тенденции в региональной политике повторяют пути ее

развития в других развитых странах, прежде всего странах Европейского союза, в котором проведение комплексной региональной политики — одна из приоритетных задач.

Такая концепция наиболее подходит для региона Хоккайдо, в котором в настоящее время успешно развиваются как традиционные для него отрасли хозяйства (сельское хозяйство, рыболовство, пищевая промышленность, лесопереработка), так и инновационные, прежде всего IT- и биотехнологии.

Для более детального анализа региональной политики на Хоккайдо автором составлена типология

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакланова М.П. Региональное планирование в социально-экономическом развитии Хоккайдо: Автореф. канд. дисс. Хабаровск, 2002.

2. Официальный сайт Министерства земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта. URL: http://www.mlit. go.jp (дата обращения: 25.02.2011).

3. Официальный сайт префектуры Хоккайдо. URL: http://www.pref.hokkaido.lg.jp/ (дата обращения: 25.02.2011).

4. План формирования государственной территории и комплексный план развития Хоккайдо. URL: http://www. hkd.mlit.go.jp/rus/05.html (дата обращения: 25.02.2011).

5. Тимонина И.Л. Япония: Региональная экономика и политика. М.: ИВ РАН, 2002.

6. Discovering Japan. A New Regional Geography. Teihoku-shoin. Sapporo, 2009.

7. Hokkaido future creation plan. URL: http://www.pref. hokkaido.lg.jp/ss/ksk/sougou/englishversion/index.htm (дата обращения: 25.02.2011).

8. METI Hokkaido. URL: http://www.hkd.meti.go.jp/hokio/ b_report06e/index.htm (дата обращения: 25.02.2011).

округов этого региона по особенностям политики их развития. Выделенные типы отражают изменения в региональной политике (отсутствие или наличие крупных проектов), а также особенности современных местных и региональных проектов в округах

Опыт региональной политики Японии показывает, что она постоянно подстраивается под социально-экономическую ситуацию, особенности отдельных регионов, отличается большой гибкостью и согласованностью на разных уровнях. В связи с этим изучение и использование японского опыта представляется важным для развития регионов России.

9. Ministry of land, infrastrucutre and transport Japan. URL: http://www.mlit.go.jp/kokudokeikaku/zs5-e/index.html (дата обращения: 25.02.2011).

10. National land use plans // MLIT Japan. URL: http:// www.mlit.go.jp/english/2006/b_n_and_r_planning_bureau/02_ useplans/index.html (дата обращения: 25.02.2011).

11. Statistics bureau Japan. URL: http://www.stat.go.jp/ english/data/nenkan/index.htm (дата обращения: 25.02.2011).

12. Statistics Japan: Prefecture comparisons. URL: http:// www.stats-japan.com/ (дата обращения: 25.02.2011).

13. Takahara K. Yubari tries downsizing to solve fiscal crisis. The Japan Times. 2007. URL: http://www.japantimes.co.jp/text/ nn20070301f1.html (дата обращения: 25.02.2011).

14. Visual Introduction of Hokkaido Industry. METI Japan,

2008.

15. Yamashita K. The postwar development of regional planning in Hokkaido. Hokkaido University of Education, 1975.

Поступила в редакцию 30.12.2011

O.A. Merkusheva

SPECIFIC FEATURES OF JAPANESE REGIONAL POLICY (CASE STUDY OF THE HOKKAIDO

ISLAND)

Japan is a country with a well-organized multilevel system of regional policy. The Hokkaido Island is a unique region where the targeted regional policy was implemented since it became a part of Japan in 1869. Nowadays Japanese regional policy is turning to multi-polar development accounting for specific features of particular regions — from the large-scale state-level projects to small local projects and programs. The results of the policy are analyzed and described using both the typology of Hokkaido subprefectures and particular case studies.

Key words: regional policy, Japan, Hokkaido, development projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.