Научная статья на тему 'Особенности регионального стратегического планирования на примере Свердловской области'

Особенности регионального стратегического планирования на примере Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЦЕЛЕЙ / ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING / SVERDLOVSK REGION / SUBJECTS OF PLANNING / THE BALANCE OF GOALS / FEATURES OF REGIONAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигляева Анастасия Викторовна

Статья посвящена исследованию региональной системы стратегического планирования Свердловской области. На основании проведённого анализа выделены особенности Стратегии регионального развития и специфика её реализации. Приводятся основополагающие принципы, положения, которые проявляются в процессе формирования и функционирования системы стратегического планирования Свердловской области. В статье уделено внимание принципу сбалансированности целей субъектов участников системы планирования. Выявлены некоторые проблемы, связанные с осуществлением стратегического планирования в исследуемом регионе. Представлены рекомендации по повышению эффективности системы планирования, расширению аналитических возможностей, достижению запланированных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жигляева Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of regional strategic planning on the example of Sverdlovsk region

The article is devoted to the study of the regional system of strategic planning of Sverdlovsk region. Based on the analysis carried out, the features of the Regional Development Strategy and the specifics of its implementation are highlighted. The basic principles, provisions that are manifested in the process of formation and functioning of the strategic planning system of Sverdlovsk region are given. The article focuses on the principle of balancing the goals of the subjects participants in the planning system. Some problems associated with the implementation of strategic planning in the region under investigation have been identified. Recommendations are presented to improve the efficiency of the planning system, expand analytical capabilities, and achieve planned results.

Текст научной работы на тему «Особенности регионального стратегического планирования на примере Свердловской области»

Особенности регионального стратегического планирования на примере Свердловской

области

Features of regional strategic planning on the example of Sverdlovsk region

Жигляева Анастасия Викторовна

Студентка 4 курса факультета Экономики и Права

РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Москва e-mail: anastasia. [email protected]

Zhiglyaeva Anastasia Viktorovna

4th year student, Faculty of Economics and Law Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow e-mail: anastasia. [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена исследованию региональной системы стратегического планирования Свердловской области. На основании проведённого анализа выделены особенности Стратегии регионального развития и специфика её реализации. Приводятся основополагающие принципы, положения, которые проявляются в процессе формирования и функционирования системы стратегического планирования Свердловской области. В статье уделено внимание принципу сбалансированности целей субъектов - участников системы планирования. Выявлены некоторые проблемы, связанные с осуществлением стратегического планирования в исследуемом регионе. Представлены рекомендации по повышению эффективности системы планирования, расширению аналитических возможностей, достижению запланированных результатов.

Annotation.

The article is devoted to the study of the regional system of strategic planning of Sverdlovsk region. Based on the analysis carried out, the features of the Regional Development Strategy and the specifics of its implementation are highlighted. The basic principles, provisions that are manifested in the process of formation and functioning of the strategic planning system of Sverdlovsk region are given. The article focuses on the principle of balancing the goals of the subjects -participants in the planning system. Some problems associated with the implementation of strategic planning in the region under investigation have been identified. Recommendations are presented to improve the efficiency of the planning system, expand analytical capabilities, and achieve planned results.

Ключевые слова: система стратегического планирования, Свердловская область, субъекты планирования, сбалансированность целей, особенности регионального планирования.

Keywords: system of strategic planning, Sverdlovsk region, subjects of planning, the balance of goals, features of regional planning.

На современном этапе социально-экономического развития региональное стратегическое планирование представляет собой важнейший вектор деятельности региональных органов исполнительной власти. Эффективные инструменты и механизмы управления развитием региона в обязательном порядке должны быть интегрированы в систему стратегического планирования. Это необходимо, главным образом, с точки зрения обеспечения достижения социально-экономического развития регионов на качественно новом, более высоком уровне, соответствующем современным вызовам, условиям. Для субъектов Российской Федерации особое значение имеет формирование собственных нормативно-правовых, законодательных основ стратегического планирования, а также всесторонняя оценка эффективности региональных систем планирования (с позиций их формирования, непрерывного совершенствования, развития, нацеленности на конкретные целевые приоритеты).

В настоящее время в качестве примера региона, достаточно эффективно осуществляющего стратегическое планирование и реализацию соответствующих мероприятий, можно привести Свердловскую область. Этот развитый регион в Уральском федеральном округе имеет положительный опыт формирования системы отраслевых региональных стратегий (в частности, в них присутствует также и территориальная привязка). Кроме того, Свердловская область представляет собой субъект РФ, который одним из первых принял план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития до 2030 года.

Основные документы стратегического планирования Свердловской области представлены для удобства визуализации на рисунке 1:

Рис. 1. Основные документы стратегического планирования Свердловской области

Говоря о Стратегии социально-экономического развития до 2030 года (Свердловская область), необходимо отметить следующую специфику:

• проектный подход, фокусировка на основных сферах деятельности;

• в формировании разделов Стратегии активное участие принимают бизнес-ассоциации;

• в реализации применяется межведомственный подход.

В Стратегии Свердловской области отражена миссия социально-экономического развития региона. Безусловно, это является существенным преимуществом с точки зрения оценки качества, степени проработанности документов по стратегическому планированию. В стратегических документах ряда других регионов (например, в УФО - Курганской, Челябинской областей) этот основополагающий элемент отсутствует.

При анализе формирования региональной системы стратегического планирования в Свердловской области также целесообразно выделить некоторые основные положения, отражённые на рисунке 2.

Рис. 2. Основные положения, учитываемые при формировании региональной системы стратегического

планирования в Свердловской области

Существенным достижением, согласно заключениям ряда экспертов и исследователей, является сбалансированность целей субъектов регионального стратегического планирования в Свердловской области. Эффективно функционирующая система стратегического планирования является одним из ключевых факторов регионального социально-экономического развития. Цели не должны противоречить друг другу, а влияние возникающих несоответствий, «областей рассогласования», на процесс целеполагания и реализацию проектов должно минимизироваться или исключаться. Дополнительным условием является обязательное соблюдение взаимосвязанности и согласованности целей, сформулированных отдельным участником системы стратегического планирования. Особенно важным аспектом является развитие, совершенствование методов и способов межсубъектной коммуникации в процессе стратегического целеполагания. Помимо этого, необходимо уточнить, что в Свердловской области эффективно используется единая система показателей для измерения, оценки достижения сформулированных стратегических целей.

Ключевые аспекты процесса целеполагания в Свердловской области представлены на рисунке 3 (в рамках Стратегии развития).

¡-экономического развития Свердловской области I - 2030 годы (принята Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 гол

(МММ

Рис. 3. Ключевые аспекты процесса стратегического целеполагания в Свердловской области

Целесообразно обратить внимание на комментарии экспертов по результатам экспертного анализа Стратегии. Так, к важнейшим преимуществам разработанного документа эксперты относят:

- рассмотрение и стремление к позиционированию Свердловской области как мирового региона, конкурирующего за инвестиционные и высококвалифицированные трудовые ресурсы с крупнейшими регионами мира из стран с развивающейся экономикой (комментарий Кадочникова С.М., директора НИУ ВШЭ — СПб);

- формулирование приоритетов индустриального развития региона без нанесения ущерба окружающей среде как важный баланс критериев социального благополучия (комментарий Ш. Вебера, и. о. ректора РЭШ);

- уделение значительного внимания развитию культуры, формированию человеческого капитала, развитию сферы услуг и повышению качества окружающей среды, что особенно важно для традиционно промышленного региона (комментарий Лимонова Л.Э., заведующего лабораторией урбанистических исследований НИУ ВШЭ — СПб).

Наряду с удачно выделенными приоритетами и целями, эксперты-аналитики отмечают и наличие существенных недостатков:

- недостаточное отражение информатизации работы органов исполнительной власти — внедрения электронных межведомственных баз данных (замечание Климанова В.В., директора Института реформирования общественных финансов);

- недостаточное представление индустриального наследия региона, т.е. все ресурсы, строения, в т. ч. -бывшие заводы и фабрики, должны быть нанесены на карту (замечание Абанкиной Т.В., директора Центра государственного сектора экономики НИУ ВШЭ);

- необходимо обратить особое внимание на развитие технологий двойного назначения — они во всем мире становятся драйверами развития инновационного сектора (замечание Медовникова Д.С., директора Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ).

Итак, на основании анализа замечаний и рекомендаций экспертов можно заключить, что более глубокое и детальное рассмотрение таких аспектов, как производственный, научно-технический, инновационный потенциал будет способствовать достижению значительного положительного эффекта для регионального сообщества в перспективе. Это особенно актуально для Свердловской области, поскольку этот регион существенными темпами наращивает потенциал в сфере инноваций, наукоёмких технологий и т.п. Кроме того, растёт инвестиционная привлекательность региона. Инвестиционный рейтинг Свердловской области соответствует соотношению «высокий потенциал - умеренный риск» (Ш).

К важнейшим направлениям и условиям развития инновационной деятельности в Свердловской области в ходе стратегического планирования отнесены:

- интенсивное стимулирование и осуществление фундаментальных исследований, с учётом востребованности на российском и международном рынках, соответствия передовым направлениям (как в России, так и за рубежом);

- создание благоприятных условий для повышения инновационной активности предприятий и других субъектов экономических отношений, а также формирования достаточного уровня спроса на продукцию наукоёмких и инновационных отраслей;

- акцентирование внимания на развитии кадрового, интеллектуального, образовательного потенциала, повышении квалификации инженерных, научных кадров;

- содействие всестороннему развитию механизмов трансфера технологий, распространению положительного эффекта от инноваций, развитию смежных отраслей экономики региона.

В процессе стратегического планирования в данном регионе успешно используются такие аналитические инструменты, как SWOT-анализ, сценарный подход и т.п. При выборе точек роста и развития учитывается реальная

социально-экономическая ситуация. Например, принимая во внимание имеющийся производственный и научный потенциал Свердловской области, отмечают, что особенно актуальным направлением является развитие наукоёмких производств.

Тем не менее, на основании проведённого анализа следует выделить и проблемы регионального стратегического планирования Свердловской области. Так, на сегодняшний день отсутствует детально проработанный механизм реализации стратегии, в целом не обозначены стратегические риски развития (в стратегических документах региона). При осуществлении перехода от стратегических планов к задачам оперативного характера наблюдаются некоторые несоответствия (области рассогласования), неточности. Кроме того, присутствует несогласованность вариантов, сценариев и горизонта долгосрочного развития. Это, несомненно, затрудняет преемственность регионального стратегического планирования.

В целях повышения эффективности, результативности, практической значимости системы стратегического планирования Свердловской области представляется целесообразным приведение в соответствие ключевых индикаторов, развитие и совершенствование системы постоянного контроля за реализацией стратегий. Желательно расширение спектра используемых аналитических инструментов - например, построение матриц БКГ (матрица Бостонской Консалтинговой Группы - BCG matrix) и др.

Представляется возможным формирование специальных центров для предоставления консультаций по стратегическому планированию, тщательная разработка и анализ механизмов реализации стратегических планов в Свердловской области. С точки зрения достижения согласованности, сбалансированности целей в процессе стратегического планирования, рекомендуется построение «дерева целей» с определением главной цели (целей) приоритетного направления, затем подцелей первого, второго, третьего уровней и т.п. Целесообразно также на каждой из ветвей формируемого дерева определить ответственных за то или иное направление (конкретные департаменты и т.д.). Наконец, можно определить показатели удельного веса, значимости каждого направления для достижения главной цели (например, так, чтобы сумма значений на каждом уровне равнялась единице и т.п.). Данные замечания в той или иной степени являются актуальными и для других российских регионов в процессе становления и развития региональных систем стратегического планирования.

Список используемой литературы:

1. Лашманкин В.Е. Региональное стратегическое планирование // Известия УрГЭУ. - 2010. - № 6 (32). - С. 44-48.

2. Маковкина С.А., Ручкин А.В. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: опыт зарубежных стран и регионов России // Власть и экономика. - 2014. - № 8. - С. 88-99.

3. Чмышенко Е.В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник ОГУ. - 2014. -№ 1 (107). - С. 77-82.

4. Шишкина Е.А. Региональное стратегическое планирование в Свердловской области // Российское предпринимательство. - 2012. - № 15 (213). - С. 116-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.