Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / РОССИЙСКАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / ЭТАПЫ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балицкая А.Ю.

В статье исследуется процесс формирования и реформирования судебной системы Российской Федерации в постсоветский период. С целью всестороннего и полного исследования особенностей реформирования российской судебной системы осуществляется анализ каждого из ее этапов реформирования, исследуются плюсы и минусы произведенных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REFORMING THE RUSSIAN JUDICIAL SYSTEM IN THE POST-SOVIET PERIOD

The article deals with the process of formation and reformation of the judicial system of the Russian Federation in the post-Soviet period. For the purpose of a comprehensive and complete study of the features of reforming the Russian judicial system, an analysis of each of its reform reforms is carried out, the pros and cons of the reforms made are concluded.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

А.Ю. Балицкая, магистрант Владивостокский государственный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-1-164-169

Аннотация. В статье исследуется процесс формирования и реформирования судебной системы Российской Федерации в постсоветский период. С целью всестороннего и полного исследования особенностей реформирования российской судебной системы осуществляется анализ каждого из ее этапов реформирования, исследуются плюсы и минусы произведенных преобразований.

Ключевые слова: судебная система, российская судебная система, постсоветский период, судебная реформа, этапы судебной реформы.

Процесс формирования судебной системы в России - длительный и достаточно сложный процесс, который носит перманентный характер [1; с. 125]. Россия по созданию эффективной независимой судебной системы прошла серьезный путь, однако ее реформирование продолжается и по сегодняшний день [2; с. 13]. В рамках изучения реформирования судебной системы России в постсоветский период интерес представляет период реформирования судебной системы, начиная с 1991 года - года распада Советского союза и начала формирования России как самостоятельного государства [3; с. 9].

Существует несколько точек зрения относительно деления судебной реформы в современной России на этапы. Один из подходов заключается в делении периода реформирования на 4 этапа в зависимости от принятых правовых актов, определяющих вектор реформирования [4; с. 50]. Сторонники другой точки зрения считают, что этапы судебного реформирования судебной власти следует определять в зависимости от изменений, которые вносятся в правовые акты, регулирующие деятельность судебной власти. На наш взгляд, следует согласиться с мнением, что за период существования постсоветской России произошло 4 этапа реформирования судебной системы. Каждый из указанных этапов сопровождается принятием программного правового акта, который фиксирует, во-первых, основные цели и задачи

реформирования, а во-вторых, устанавливает период, в течение которого планируется закончить процесс реформирования [4; с. 50].

С целью более детального изучения судебной реформы, проводимой в Российской Федерации (далее - РФ) в постсоветский период, необходимо рассмотреть каждый из этапов судебного реформирования в отдельности.

1 этап (1991-2001 гг.). Первым документом, определяющим направления реформирования российской судебной системы, стала Концепция судебной реформы РСФСР, разработанная в 1991 г. В ней были сформулированы основные проблемы судебной власти, правосудия, рекомендации по реформированию судов, следствия, прокуратуры и адвокатуры -всех стадий уголовного процесса. Именно начиная с даты принятия этого правового акта принято считать начало проведения первого этапа реформирования судебной системы в России. Окончанием данного периода можно считать 20 ноября 2001 года - дата принятия программного документа на следующий период преобразований судебной системы - Постановления Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы». Исследуемая Концепция стала основой всей законотворческой деятельности постсоветской России [5; с. 107].

Согласно Концепции в качестве основных мероприятий, которые будут проведены в рамках реформирования судебной системы, указаны следующие: осуществить реформу законодательства, реализовать реформу судебной власти, изменить действующую судебную систему, преобразовать институт Прокуратуры, внести изменения в организацию следственного аппарата, и другие мероприятия, касающиеся института адвокатуры, уголовного процесса, суда присяжных и так далее [6].

Принято считать, что следующий шаг в развитии судебной системы - принятие Закона союзного назначения от 26.06.1992 г. «О статусе судей», где впервые приняты меры, направленные на достижение одной из целей Концепции -обеспечение независимости судей [7; с. 692]. В развитие Концепции 5 декабря 1991 г. внесены изменения в Уголовный кодекс РСФСР, а также приняты законы «О введении судебного контроля за законностью и обоснованностью заключения лиц под стражу и продления сроков содержания под стражей» от 23 мая 1992 г. и «О статусе судей в РФ» [7; с. 693]. В октябре 1993 г. принимается Кодекс чести судьи. Принятие данного кодекса засвидетельствовало тот факт, что в приоритете отныне находятся не только вопросы социальной защиты судей, но и квалифицированный состав судейского корпуса [8; с. 9].

12 декабря 1993 года Россия принимает Конституцию, которая стала важнейшим документом не только для судебной системы России, но и для правовой системы страны в целом. 31 декабря 1996 г. утверждается Уголовный кодекс РФ. Одновременно с этим принимается Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», принятый на базе Конституции РФ [7; с. 692]. В декабре 1998 г. принимается Федеральный закон «О мировых судьях в РФ». Принятие данного закона повлекло распространение института мировых судей на всю территорию Российской Федерации [5; с. 108].

Подводя итоги первому этапу судебного реформирования судебной системы, следует отметить, что не все те идеи, кото-

рые были заложены в Концепции, на практике действительно реализовались, в связи с чем, итог первого этапа судебной реформы не оправдал возлагаемых на него ожиданий. Причины такой неудачи описаны в Постановлении от 30 января 2001 г. «О ходе судебной реформы в РФ и перспективах развития судебной системы». В качестве таковых указывалось, что истинными причинами незавершенности судебной реформы являются ненадлежащее законодательное обеспечение деятельности судов, несоответствие процессуальных процедур Конституции Российской Федерации и федеральным законам, недостаточная численность судей и аппарата судов [9].

2 этап. (2002-2006 гг.). Следующий этап судебной реформы сопровождается принятием Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2002-2006 годы», ставшей фундаментом для судебного реформирования судебной системы рассматриваемого периода изменений. Рассматриваемая целевая программа так же содержала перечень мероприятий, выполнение которых, по мнению реформаторов, позволило бы достичь целей реформирования. В частности: повысить авторитет судебной власти; решить проблему кадрового обеспечения судебной системы; усовершенствовать существующее материально-техническое обеспечение судов; и иные мероприятия, прямо не поименованные в настоящем перечне [10].

В рамках заявленных мероприятий было принято достаточно большое количество правовых актов, которые имели важное значение не только для дальнейших преобразований в области судебной власти, но и для судебной системы в принципе. Так, например, в марте 2002 года утверждается Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в РФ». Указанным актом определены основные задачи органов судейского сообщества, к числу которых отнесены задачи по совершенствованию судебной системы в целом и судопроизводства в частности; обеспечению защиты интересов судей; принятие участия во всех сферах организации судебной деятельности; контроль за соблюдением судьями тех

требований, которые на них возлагаются действующим законодательством. Кроме этого, определен так же и перечень органов судейского сообщества [11].

В рассматриваемый период реформы судебной системы утратил силу принятый в период первого этапа реформирования Кодекс чести судьи РФ. Между тем, взамен утратившего силу документа утверждается новый правовой акт - Кодекс судейской этики. Одновременно с этим решается вопрос о необходимости разработки и утверждения федеральной целевой программы на 2007-2012 годы. Отметим, что доводы, прозвучавшие на этом Шестом Всероссийском съезде судей, которые обосновывали необходимость принятия новой целевой программы, для Правительства РФ были достаточно убедительны, в связи с чем, осенью 2006 года утверждена новая Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» [8; с. 14].

Таким образом, рассматриваемый этап реформирования стал самым непродолжительным этапом из всех этапов реформирования судебной системы в постсоветской России. На наш взгляд, данный период преобразований можно считать переходным, поскольку за такой довольно короткий срок если и удалось провести ряд мероприятий, направленных на достижение целей реформирования, то масштабно отследить результаты изменений не представилось возможным.

3 этап (2007-2012 гг.). В сентябре 2006 года высшим органом исполнительной власти утверждается новая целевая программа судебной реформы - «Развитие судебной системы на 2007-2013 годы». К числу основных мероприятий данного периода можно отнести: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; создание подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных); проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, обеспечение последовательного перевода судов из арендуемых зданий и помещений в здания, находящиеся в федеральной собственности и передаваемые арбитражным судам и Судебному департаменту при

Верховном Суде РФ в оперативное управление; обеспечение жильем судей и работников судебной системы. Важнейшим мероприятием, проведенным в рассматриваемый период, стало создание Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и введение в действие в 2007 году уникальной системы - ГАС «Правосудие».

В 2012 году в Москве состоялся Восьмой Всероссийский съезд судей. В результате проведенной работы съезд принял Постановление «О состоянии судебной системы РФ и основных направлениях ее развития». Согласно положениям принятого документа неотъемлемой частью процесса демократизации в России является реализация мер по повышению качества отправляемого правосудия, а также по совершенствованию системы судопроизводства [12; с. 20].

Таким образом, итогами третьего этапа судебной реформы являются: значительное увеличение численности судей, увеличение размера заработной платы судей и бюджета, выделяемого на создание для судов условий предоставления материальных и технических ресурсов. Кроме этого, реализовываются заявленные в Программе планы по строительству и приобретению жилья не только для судей, но и для работников аппарата суда, осуществлены работы по автоматизации работы судов, возрос уровень доверия населения по отношению к судебной системе и качество осуществляемого правосудия [12; с. 155].

4 этап (2013-2024 гг.). В сентябре 2012 года Правительством РФ принимается новое Постановление от 27 декабря 2012 №1406, которым утверждается четвертый по счету программный документ, задающий вектор развития судебного реформирования судебной системы - Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы на 2013-2024 гг.

Основными мероприятиями, выполнение которых планировалось в рамках вышеуказанного программного документа, стали: обеспечение таких условий, которые бы позволили отправлять правосудие, исполнять судебные решения и осуществлять судебно-экспертную деятельность должным образом; проведение информа-

тизации судебной системы путем использования в работе судов современных информационных технологий, автоматизированных систем, создания условий для открытости и доступности информации о деятельности судов; повышение качества работы, выполняемой судами; совершенствование технологий в системе арбитража; создание и ведение единого банка данных судебных экспертиз и экспертных организаций и другие.

21 июня 2013 г., выступая на Петер-буржском международном экономическом форуме, Президент РФ предложил объединить в единый судебный орган Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ и внести соответствующие поправки в Конституцию РФ. 7 октября 2013 г. Президент РФ внес в Государственную думу проект «Закона РФ о поправке к Конституции РФ о Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ», которым Высший Арбитражный Суд упразднялся, а его полномочия и штатная численность судей передавались Верховному Суду РФ. 21 ноября 2013 г. Государственная дума РФ приняла законопроект об объединении Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда во втором чтении [8; с. 20]. Нельзя так же проигнорировать принятие в 2015 году Кодекса об административном судопроизводстве. Указанный Кодекс стал первым в России кодексом административного судопроизводства (далее - КАС РФ), который стал одним из завершающих этапов создания административного судопроизводства в России [13; с. 57]. Многие из правовых норм, регламентирующих процесс, практически без изменений перенесены из ГПК РФ в новый процессуальный документ - начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов. Из АПК РФ были также заимствованы некоторые правила. Между тем, в КАС РФ есть и совершенно новые положения [4; с. 53].

Рассматривая вопрос о реформировании судебной системы, нельзя не отметить поправки в Конституцию, принятые в ходе Всероссийского голосования в 2020 году. Ряд поправок коснулся и судебной систе-

мы. В частности, принятие поправок в Конституцию, повлекло за собой внесение изменений в следующие нормативно-правовые акты: ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства РФ.

Анализируя четвертый этап реформирования судебной системы, нами сделан вывод о том, что этот этап реформирования является, наверное, вторым по значимости после первого этапа судебной реформы. Связываем мы это с тем, что первый этап начался после распада СССР и все изменения, которые принимались, были направлены на создание качественного нового государства с совершенно другой идеологией. Соответственно, даже самые незначительные или не полностью удавшиеся преобразования внесли огромный вклад в будущее развитие судебной системы. Ни второй, ни третий, ни четвертый этапы реформирования не являются настольно масштабными, чтобы считать их важнее, чем первый этап. Тем не менее, среди последних трех этапов судебной реформы, на наш взгляд, наиболее значимым является последний. Итоги четвертого этапа реформы подводить еще рано, поскольку он будет считаться оконченным только в 2024 году, однако уже сейчас можно оценить масштаб и качество осуществляемых в рамках последнего периода реформирования преобразований.

Заключение. Таким образом, в ходе совершенствования существующей судебной системы было пройдено четыре этапа ее реформирования. К числу основных итогов первого этапа судебного реформирования можно отнести принятие Конституции РФ, утверждение Уголовного кодекса РФ, принятие ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», разработка и принятие Кодекса чести судьи. Второй

этап судебного реформирования стал са- вень доверия населения по отношению к мым непродолжительным этапом из всех судебной системе и качество осуществля-этапов реформирования судебной системы емого правосудия. К числу достижений в постсоветской России. На наш взгляд, четвертого этапа реформирования можно данный период преобразований можно отнести увеличение уровня информатиза-считать переходным, поскольку за такой ции судебной власти, принятие Кодекса об довольно короткий срок если и удалось административном судопроизводстве, провести ряд мероприятий, направленных принятие поправок в Конституцию РФ в на достижение целей реформирования, то 2020 году, внесение изменений в ряд си-масштабно отследить результаты измене- стемообразующих правовых актов в обла-ний не представилось возможным. Итога- сти регулирования судебной власти. ми третьего этапа судебной реформы яв- Бесспорно, в ходе совершенствования

ляются: значительное увеличение числен- существующей судебной системы на каж-ности судей, увеличение размера заработ- дом этапе преобразований были допущены ной платы судей и бюджета, выделяемого некоторые ошибки, в том числе осуществ-на создание для судов условий предостав- лялось чрезмерное реформирование, кото-ления материальных и технических ресур- рые не позволили достичь всех целей ре-сов. Кроме этого, реализовываются планы формирования. Тем не менее, за период с по строительству и приобретению жилья распада СССР по настоящее время проде-не только для судей, но и для работников лана действительно большая работа, кото-аппарата суда, осуществлены работы по рая позволила создать эффективную си-автоматизации работы судов, возрос уро- стему судебной власти.

Библиографический список

1. Плескунов А.В. Основные этапы формирования судебной системы РФ // Инновационная наука. - 2015. - №5-3. - С. 124-127.

2. Романова С.В. История становления и развития судебной системы в России / С.В. Романова, С.Н. Жуенко // Государство и право в XXI веке. - 2016. - №2. - С. 13-17.

3. Акинфиева В.В. Понятие и этапы судебной реформы современной России // Право и наука в современном мире: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 28 февраля 2018 г. / отв. ред. Р.В. Новиков, А.М. Бобров. - Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2018. - С. 8-12.

4. Кистринова О.В. Судебная реформа в России на современном этапе: достижения и перспективы // Конституционализм и государствоведение. - 2016. - №2 (8). - С. 49-54. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26587592&.

5. Зинатуллин З.З. Концепция судебной реформы в РСФСР от 24 октября 1991 года -базовая основа законотворческой и правоприменительной деятельности постсоветской России / З.З. Зинатуллин, Т.З. Зинатуллин // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. - 2017. - №3. - С. 107-109.

6. О Концепции судебной реформы в РСФСР: постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 // СПС «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=221794#nY61skSdRmoY boa.

7. Сахаровский И.Ю. Судебная реформа 1991 года // Молодой ученый. - 2015. -№3 (83). - С. 691-694.

8. Верховный суд Российской Федерации // Верховный суд Российской Федерации: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsrf.ru/about/info/history/reference/.

9. О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования: постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 // Высшая квалификационная коллегия судей: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vkks.ru/publication/269/.

10. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 20022006 годы: постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 // СПС «Гарант». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12124943/.

11. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ // СПС «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12126061/.

12. Горелов С.С. Судебная система России: проблемы реформирования (2002-2016 гг.) // Инновационная наука. - 2016. - №12-2. - С. 154-158.

13. Овсепян Ж.И. Кодекс административного судопроизводства РФ: вопросы предмета правового регулирования и отраслевой идентификации // Российское право: образование, практика, наука. - 2015. - №4 (88). - С. 57-65.

FEATURES OF REFORMING THE RUSSIAN JUDICIAL SYSTEM IN THE POST-SOVIET PERIOD

A.Yu. Balitskaya, Graduate Student Vladivostok State University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article deals with the process of formation and reformation of the judicial system of the Russian Federation in the post-Soviet period. For the purpose of a comprehensive and complete study of the features of reforming the Russian judicial system, an analysis of each of its reform reforms is carried out, the pros and cons of the reforms made are concluded.

Keywords: judicial system, Russian judicial system, post-Soviet period, judicial reform, stages of judicial reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.