Научная статья на тему 'Особенности реформирования агропромышленного комплекса России'

Особенности реформирования агропромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АГРАРНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Александр Аннаярович, Зотова Александра Ивановна

Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической реформы заключается в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно рыночными. Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на процессы в сельском хозяйстве. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реформирования агропромышленного комплекса России»

Особенности реформирования агропромышленного комплекса России Peculiarities of the reform of the Agro-industrial complex of Russia

Степанов Александр Аннаярович,

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и управления проектами Московской государственной академии делового администрирования;

Зотова Александра Ивановна, кандидат экономических наук. доцент кафедры маркетинга,

экономики и социологии труда Российского Государственного Социального Университета, г. Москва

e-mail: sektor23-43@rambler.ru

Аннотация. Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической реформы заключается в замене административнораспорядительных методов хозяйствования преимущественно рыночными. Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на процессы в сельском хозяйстве. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное

производство, аграрное реформирование.

Annotation. One of the most important strategic objectives of the agrarian and economic reform is the replacement of the administrative - administrative methods of management mainly by market. The transition period in the agrarian sector of the economy requires an optimal combination of state regulation and market forces, causes necessity of development of the theory and practice improvement of the state influence on the processes in agriculture. This explains the relevance of this work.

Key words: agriculture, agricultural production, agrarian reform.

Продолжающийся многие годы кризис аграрного сектора российской экономики позволяет сделать убедительный вывод о том, что динамичное развитие агропромышленного производства невозможно лишь трансформацией форм собственности. Необходимыми условиями выхода из кризиса можно

назвать усиление роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как координатора и организатора деятельности АПК; разработка системы мер по защите отечественного товаропроизводителя; управляемость аграрнопромышленным комплексом как целостным организационно-правовым объектом; гибкое сочетание государственного воздействия и рыночных принципов; достаточно высокий уровень инвестиций с целью поддержки АПК и использования достижений НТП; наиболее рациональное сочетание мелких, средних и крупных хозяйств различных форм собственности, поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования; поддержание ценового паритета между отраслями сельского хозяйства и промышленности; развитие кооперативных форм хозяйствования; преодоление преимущественно монополистических настроений со стороны партнеров сельского хозяйства.

Говоря об агросекторе, прежде всего, надо сказать о земельной реформе, меняющей структуру и характер земельных отношений и землевладения, в ходе которой была устранено монопольное право государственной собственности на землю и введена частная, муниципальная, иные формы собственности. При этом были существенно расширены правы пользования землей тех, кто на ней работает. А это во все времена являлось и является необходимым условием рационального землеустройства и эффективного землепользования.

Земельные преобразования должны обеспечить рациональное использование земель, а также их охрану, создать условия для повышения плодородия почвы и ее воспроизводства и, конечно, равноправное хозяйствование различных организационных форм и форм собственности сельскохозяйственных предприятий.

В землепользовании происходят устойчивые негативные процессы в виде опустынивания, осолонцевания, эрозии почв, общей деградации земель и выбывания их из сельскохозяйственного оборота, разрушения мелиоративных

систем, низкоэффективное использование пастбищ и сенокосов и др. Г осударство должно осуществлять постоянный мониторинг

сельскохозяйственных земель и определять механизм ответственности за нецелевое и нерачительное использование земель, спекуляцию, коррупцию и т.д.

Поскольку земля находится в разных формах собственности, земельная политика должна урегулировать арендные отношения, которые позволяли бы простым и доступным способом в короткие сроки оптимизировать арендные земельные отношения между трудовыми ресурсами, производственными фондами и т.д., а также существенно облегчить процесс концентрации земли в тех пределах, которые необходимы для наиболее эффективного хозяйствования.

Для предотвращения негативных последствий, связанных с расширением оборота земли, важно законодательно закрепить право приобретения сельхозугодий лицам, которые обязуются использовать землю для сельскохозяйственных нужд, имеющим соответствующее специальное образование, с практическими навыками и опытом работы в сельском хозяйстве. Необходимо также зафиксировать право изъятия у собственников неиспользуемых сельскохозяйственных угодий и передачи их либо в резервные государственные фонды, либо органам местного самоуправления. Иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства могут только арендовать земли. Земля же особо охраняемых территорий таким лицам предоставляться не должна.

Использование земли должно быть платным, за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством РФ и законами субъектов. Формами оплаты земли являются арендная плата, оплата временного использования земли, оплата приобретения земельных участков в собственность, оплата приобретения прав аренды земельных участков, а также земельный налог. Платежи должны направлять на финансовое обеспечение мероприятий по

проведению землеустройства, охране земель, повышению плодородия, освоению новых земель, ведение государственного земельного кадастра, осуществление государственного контроля и мониторинга использования и охраны земли.

В связи с этим становится очевидным, что в России зрелые земельноимущественные отношения невозможны без становления современного рынка земли как сферы оборота земельных и ипотечных финансовых активов. Необходимость в дальнейшем развитии земельных преобразований на селе весьма остра. Действительно, в условиях рынка ресурс «земля» не только средство производства, но и привлекательный актив для долгосрочных инвестиций, что очень важно для технической модернизации производственного потенциала АПК. Разумеется, наивно полагать, что современное техническое и технологическое состояние АПК, финансовая нестабильность отрасли, да и большинство сельхозтоваропроизводителей позволят осуществлять собственные инвестиции. Основным фактором притока инвестиций в АПК может стать банковский капитал. В условиях рынка основой для формирования механизмов кредитования и инвестирования сельского хозяйства обычно является земельно-ипотечное кредитование, а также другие финансовые инструменты, обеспечением которых является земля.

В этой связи одной из главных стратегических целей экономической реформы, в целом, и аграрной, в частности, была замена административнокомандных методов преимущественно экономическими, рыночными. Это отвечает основному тренду развития отечественной экономики, являясь совершенно неизбежной с точки зрения исторической перспективы ее развития, и, соответственно, предполагает сокращение масштабов госсобственности, изменение роли государства, вообще, и в агросекторе, в том числе, а также формирует экономическую систему, в которой наиболее ответственным и заинтересованным субъектом становится непосредственный

производитель.

Еще одной важной стратегической целью реформирования аграрного сектора экономики РФ, которая тесным образом связана с первой, стала цель создания необходимой для развития рыночных отношений в агросфере многоукладной экономики.

Уже сейчас можно отметить некоторые позитивные результаты рыночных преобразований по воссозданию крестьянского уклада; образованию сектора крестьянских хозяйств; расширению прав крестьян в землепользовании, в том числе и участников садово-огородных товариществ, владельцев подсобных хозяйств; расширение спектра организационных форм хозяйствования (новые типы кооперативов, товарищества с ограниченной ответственностью, ассоциации крестьянских хозяйств и др.). Наряду с перечисленными к позитивным примерим преобразований агоросектора можно отнести развитие предпринимательства на селе, существенное расширение прав сельскохозяйственных предприятий, самостоятельно определяющих направления своей деятельности, структуру и объемы производства, а также распоряжающихся произведенной ими продукцией.

Однако такие трансформации не могут быть самоцелью, они должны служить росту и эффективности агропромышленного производства, повышению производительности труда, тогда как по этим основополагающим позициям реформирования не достигнуто нужных результатов. Более того, экономика АПК и сельского хозяйства находятся в состоянии затяжного системного кризиса, который распространился и на социальную сферу.

В условиях сужающегося сельскохозяйственного производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях уменьшается товарность, при этом существенно меняется структура товарной реализации: ранее основная масса товарной сельскохозяйственной продукции реализовывалась заготовительным предприятиями, сейчас же преобладающая часть продукции отраслей

растениеводства (почти 90% картофеля, примерно 70% овощей и две трети зерна), а также около половины продукции животноводческой отрасли реализовываются на свободным рынке, через предприятия общественного питания, собственную торговую сеть и др.).

Следует отметить, что сельское хозяйство, по сравнению с другими отраслями производства, находится в еще более тяжелом состоянии из-за неравноправного с ними положения по естественным условиям сезонности производства, рассредоточенности его на большой территории; медленного оборота капитала, более высокого органического строения капитала, чем в промышленности, в силу этого невозможности противостоять монополистам, усиления диспаритета цен и др. В результате, доля убыточных предприятий в АПК и сельском хозяйстве всегда была намного выше, чем в промышленных отраслях. И, если почти во всех отраслях промышленного производства рентабельность продукции сократилась, но сохранилась, АПК и сельское хозяйство остается убыточным несколько лет подряд.

Как отмечалось, аграрная сфера российской экономики находится в состоянии глубокого системного кризиса, что требует вмешательства при оптимальном сочетании рыночных инструментов косвенного и прямого регулирующего государственного воздействия, а также вызывает необходимость незамедлительной разработки программ и проектов государственного воздействия на макро-, мезо- и микроэкономические процессы в АПК, сельском хозяйстве и других связанных с ними отраслях.

Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию.

При этом государство должно сохранить и усовершенствовать функцию

инвестора и заказчика в агросфере, в дальнейшем поддерживать и развивать государственный сектор АПК; всемерно содействовать развитию рыночной инфраструктуры на селе; осуществлять активную социальную политику; развивать и продвигать отечественную аграрную науку, а также осуществлять подготовку кадров.

Особенно важной является регулирующая роль государства на текущем кризисном этапе реформирования и активизации рыночных отношений в АПК и, принимая во внимание специфические особенности агропромышленного сектора, а именно, то, что значительная часть российских сельхозугодий находится в зоне рискованного земледелия, подвержена стихийным природным воздействиям, имеет сезонный характер сельхозпроизводства, медленный оборот капитала и т.д.

Активную поддержку развития АПК экономическими методами государство должно осуществлять также через регулирование цен, реализацию налоговой, кредитной политики; эффективной таможенной политики; бюджетное финансирование; регулирование условий и уровня оплаты труда; антимонопольное регулирование; социальное развитие. Государство также должно разрабатывать и внедрять государственные программы, госзаказы в области АПК. Немаловажную роль играет применение балансового и нормативного методов, которые предусматривают прогнозирование необходимых объемов и структуры потребностей АПК и сельского хозяйства.

Осуществляя главную задачу повышения эффективности производства в аграрной сфере при ограниченности ресурсов и кризисе сбыта сельхозпродукции, государство может и должно применять протекционистскую политику, стимулируя рентабельные производства с помощью наиболее производительных вложений и экономических рычагов воздействия (налоги, цены, кредит, бюджетные субсидии, залог сельхозпродукции, интервенционные товарные закупки и т.д.). В отношении убыточных предприятий следует

применять процедуру внешнего управления, внедрять эффективные варианты реорганизации убыточных хозяйств, которые давали бы возможность использовать имеющиеся производственные фонды, трудовой потенциал, при необходимости изменить специализацию производства применительно к местным условиям и т. п.

Что касается ценовой политики, здесь также уместны принципы рыночного ценообразования в сочетании с государственном регулированием, а также возможно установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу и формирование цен в соответствии со спросом и предложением при ограничении различных тенденций к их монополизации.

В области кредитно-финансовой политики необходимо льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей при строгом целевом использовании кредитов и существенно сниженной процентной ставке.

В налоговой политике также необходимо исключить дублирование налоговых изъятий и перейти от многоканальности к одноканальной системе налогообложения в форме земельного налога. Налог должен быть дифференцированным и зависеть от местоположения земли, а также качества и плодородия почвы. Необходимо учитывать также, что уровень налогообложения должен быть благоразумным и побуждать к эффективному землепользованию.

Важно внедрить в аграрных отношениях принципиально новую систему управления, которая бы отвечала требованиям рыночных механизмов и государственного вмешательства. Здесь целесообразно осуществить перенос государственных функций управления отраслями и предприятиями агропромышленного комплекса к рыночному горизонтальному управлению и взаимодействию между собой субъектов рынка.

Что касается внешнеэкономического направления деятельности АПК и

его государственного регулирования, то одной из главных задач оно имеет защиту отечественного сельхозтоваропроизводителя. Степень и формы аграрного протекционизма зависят здесь от состояния сельскохозяйственного рынка по товарным группам и отдельным товарам, а также от насыщенности рыночного ассортимента и конкурентоспособности российской продукции. При этом должны быть учтены и интересы потребителей, которые не всегда совпадают с интересами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому аграрный протекционизм должен быть отчасти компромиссным, учитывающим интересы разнонаправленных сил.

В недалеком будущем вполне реальным представляется повышение экспорта российского аграрного сектора. Наиболее перспективным в этом отношении является зерновое хозяйство, где при реорганизации системы закупок, логистики, а также достижении паритета цен с ценами на средства производства можно выделять экспортные ресурсы. Эта конкретная сфера меньше всего, кстати сказать, пострадает от вступления России в ВТО. Однако теперь, после вступления в ВТО для поддержания отечественного сельского хозяйства, обеспечения конкурентоспособности отечественной

сельхозпродукции, противодействия засилью импортного продовольствия, а также обеспечения продовольственной безопасности и социальной стабильности государство ежегодно должно тратить на поддержку АПК до 111 млрд руб.

В связи со структурными изменениями сельского хозяйства, заключающимися в падении производства крупных сельскохозяйственных предприятий и усилении крестьянских хозяйств и их ассоциаций, повышением доли хозяйств населения в валовой сельскохозяйственной продукции важно усилить внимание к аграрному индивидуальному сектору. Это должно стать одной из приоритетных задач аграрной политики государства. Малые формы хозяйствования, в том числе крестьянские хозяйства, дают от 4 до 10 процентов

всей сельскохозяйственной продукции. Поэтому развитие крестьянского уклада также должно быть поддержано государством. Сейчас его развитие сдерживается общим кризисом, ухудшением кредитных условий,

нарастающими экономическими, социальными и правовыми проблемами. Однако число крестьянских хозяйств будет увеличиваться, как прогнозируют эксперты, с ликвидацией неплатежеспособных предприятий. Размеры крестьянских хозяйств при этом по площадям угодий и пашни нужно доводить до оптимальных в соответствии с числом работников, наличием ресурсов за счет аренды необходимой недостающей площади.

Едва ли не самой важной и одновременно сложной заботой государства является решение многих социальных проблем на селе. За годы реформирования аграрного сектора экономики, действительно, были расширены земельные права граждан, включая сельских жителей. Миллионы сельских жителей стали владельцами земельных паев. Однако наряду с этими положительными моментами катастрофически возросла официальная и скрытая безработица, усилилась социальная дифференциация жителей сельских районов по доходам, произошло масштабное свертывание работы объектов социальной сферы села и ухудшилось их состояние.

Эта проблема, безусловно, является заботой государства, но существующим законодательством закреплена концепция участия в области поддержки сельского не только федеральных субъектов власти, но и органов местного самоуправления, использования местных бюджетов, принятие местных целевых программ в общем механизме программного регулирования.

Местные власти должны проявлять больше активности и самоорганизации. Выделенные для поддержки сельского хозяйства средства имеют мультипликативный эффект, это обусловлено тем, что вложенный в агросектор рубль, вызывает добавочный спрос в разных отраслях экономики в размере от шести до восьми рублей, что дает существенный эффект, как в

сельском хозяйстве, так и других связанных с ним отраслях.

Список использованной литературы

1. Иванова В.П. Обсуждаются проблемы АПК // Финансы, № 2, 2007 г.

2. Ленкин С.Л. Особенности развития земельного рынка России (http://www.yurclub.ru/docs/civil/article361 .html)

3. Петриков А.П. Экономическая политика в АПК // Экономист, № 7, 2006 г.

4. Хорохоркин А.В. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. //Экономист, № 9, 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.