УДК 297.17
Особенности рефлексии мусульманских религиозных деятелей: количественно-качественные измерения
Седанкина Т.Е.
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Российского исламского института (Казань)
В статье анализируется понятие рефлексии, раскрывается важность рефлексивных умений для религиозных деятелей, приводятся результаты количественно-качественных измерений уровня рефлексии имамов, обучающихся в Российском исламском институте, определяется и анализируется влияние возрастных особенностей и района проживания мусульманских религиозных деятелей на их уровень рефлексии.
Ключевые слова: рефлексия, теология, теологическое сознание, имам, религиозный деятель.
Теология - это высший уровень религиозного сознания, целью которого является рациональное обоснование религиозного вероучения. Теологическое сознание включает в себя аксиоматическую часть - догматы, основные положения вероучения, и собственно теологическую часть - обоснование этих догматов рациональным путем. Объектом теологического познания является сверхъестественное начало - Бог Через процесс богопознания человек приближается к Высшему началу, Абсолюту, Богу, тем самым познавая себя. В процессе самопознания человек приобретает способность сосредоточиться на самом себе, на своих внутренних сомнениях, обсуждениях с собой возникающих трудностей, на поиске вариантов ответа на происходящее или ожидаемое, на понимании не только самого себя, но и на том, как другие понимают и воспринимают размышляющего. Этот процесс саморазмышления называется рефлексией.
Термин «рефлексия» произошел от латинского слова refleхio, что означает «обращение назад» и называет процесс самопознания субъектом внутренних психических активов и состояний. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение: «Рефлексия - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта» [1, с. 579]. В Словаре русского языка С.И. Ожегова рефлексия рассматривается как размышление о своём психическом состоянии, склонность анализи-306
ровать свои переживания [2, с. 604]. Понятие рефлексии в науку ввел великий французский ученый Рене Декарт (1596-1650), рассматривающий сознание, прежде всего, как мышление. Его слова: «Быть сознающим - значит мыслить и рефлексировать над собственным мышлением» [3, с. 113].
Совершенно очевидно, что в жизни верующего человека рефлексия занимает далеко не последнее место. Что же касается важности рефлексивных умений для религиозных деятелей, то это - неоспоримый факт. В разных религиях служитель религиозного культа именуется по-разному: в христианстве - это священник, в исламе - имам.
Таким образом, профессиональная деятельность имамов (служителей религиозного культа) складывается из следующих составляющих: руководство выполнением религиозных обрядов, проповедническая, образовательная и воспитательная деятельность, а также самообразование и самовоспитание.
В связи с этим и рефлексия имама должна носить многоаспектный характер, включающий в себя как кооперативный, коммуникативный, личностный и интеллектуальный аспекты рефлексии, выделенные на основе анализа отечественных экспериментальных работ С.Ю. Степановым и И.Н. Семеновым [4, с. 27], так и ситуативную, ретроспективную, перспективную формы рефлексии, сформулированные А.В. Карповым [5], который дополнил данный список рефлексией в области самосознания, рефлекси-
v> /—' v> 1 w 1 v>
ей образа действия, рефлексиеи профессиональном деятельности. Каким же образом осуществляется диагностика рефлексии?
А.В. Карповым разработана психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности [5, с. 32]. Результаты данной методики позволяют дифференцировать индивидов по трём основным уровням рефлексивности: высокой, средней и низкой. Адаптировав описание уровней рефлексивности индивидов к особенностям работы служителей религиозного культа, мы получили следующую характеристику уровней рефлексивности имама.
Имамам с низким уровнем рефлексии не всегда свойственно задумываться над причинами и последствиями своих действий и поступков окружающих, что нередко приводит к импульсивности, неумению регулировать собственное поведение, а также планировать свою деятельность. Таким священнослужителям сложно поставить себя на место другого человека, что приводит к возникновению трудностей в общении с коллегами и прихожанами из-за неумения и нежелания понять их позицию, спрогнозировать их возможные реакции. По мере развития уровня рефлексии происходит совершенствование рассмотренных качеств, что можно отнести к среднему уровню рефлексии.
Имамам с высоким уровнем рефлексии свойственно умение обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно её планировать и прогнозировать возможные последствия, обращаться к анализу своей деятельности и деятельности прихожан, к причинам и следствиям успехов и неудач, адекватно оценивать результаты выполнения поставленной задачи. Священнослужителю, достигшему такого уровня рефлексии, свойственно умение адекватно оценивать изменения, происходящие в личности верующего, в группе людей, слушающих его проповеди, посещающих занятия, в собственной профессиональной деятельности, способность понимать других, умение ставить себя на их место, прогнозировать возможные варианты поведения, понимать, как воспринимают его прихожане, что приводит к стремлению самосовершенствования себя как личности, так и профессионала. Судя по вышеизложенному, совершенно очевидно, что рефлексия является одним из профессионально- 50 важных качеств мусульманских религиозных де- 40 ятелей.
По методике определения индивидуальной меры рефлексивности, разработанной A.B. Карповым, нами был определен уровень рефлексии 10 39 действующих имамов-студентов, обучающих- 0 ся в Российском исламском институте (РИИ) города Казань, на факультетах «Теология» и «Исламские науки» в возрасте от 25 до 76 лет из разных уголков России (Татарстан: Алексеев-
ское, Альметьевск, Азнакаево, Апастовский район, Арский район, Верхний Услон, Рыбно-Слободской район, Сабинский район, Кукмор, Тетюши; Башкирия, Удмуртия, Уфа, Чебоксары, Киров, Нижний Новгород, Новокузнецк, Самара, Екатеринбург, Ульяновск, Пермский край, Челябинск, Минск, Омск, Якутия).
Перед нами встало несколько задач:
- выявить уровень рефлексии имамов-студентов Российского исламского института и сравнить его с уровнем рефлексии курсантов Казанского высшего военного командного училища;
- определить, влияет ли возраст имама на уровень его рефлексии;
- установить, зависит ли уровень рефлексии служителей религиозного культа от района их проживания.
1. В результате проведенного исследования нами были выявлено, что низким уровнем рефлексии обладают примерно 18 % имамов, средним - 28 % и высоким 54 % служителей религиозного культа. Сравним полученные данные с результатами подобного исследования, проведенного нами в 2008 г. на базе Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ), когда в эксперименте приняли участие 482 курсанта [6, с. 45]. Приведем усреднённые показатели уровня рефлексии курсантов разных курсов: низкий уровень рефлексии - 44, средний -55, высокий - 5 (рис. 1)
Присутствие же низкого уровня рефлексии как у имамов, так и у военнослужащих объясняется спецификой строго структурированной деятельности тех и других. Так, деятельность военнослужащих предполагающая чёткое выполнение требований нормативных документов, развивает у подчинённых готовность безоговорочного выполнения приказа командира и не способствует развитию рефлексивного мышления. Деятельность имамов, касающаяся выполнения и руководства выполнением религиозных обрядов прихожан тоже подчинена строгому соблюдению религиозных правил, что так же предполагает наличие у мусульманских религиозных деятелей низкого уровня рефлексии. Однако, как мы и предполагали, уровень рефлексии имамов значительно
60
ш
Низкий К Средний I Высокий
£......
Имамы-студенты РИИ
Курсанты
Рис. 1. Сравнение уровня рефлексии имамов-студентов РИИ с уровнем рефлексии курсантов КВВКУ
Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 1
Социология
14 12 10
выше уровня рефлексии военнослужащих, так как, как уже было отмечено выше, помимо руководства выполнением религиозных практик, религиозный деятель занимается также проповеднической, образовательной, воспитательной деятельностью, предполагающими непрерывное самообразование и самовоспитание.
2. Для соотнесения эмпирических данных по выявлению влияния возраста на уровень рефлексии студентов-имамов нами были объединены возраста в следующие группы: 25-30 (8 чел); 31-40 (5 чел.); 41-50 (11 чел.); 51-60 (б чел.); 61-69 (6 чел.); 70-76 (3 чел.). В ходе анализа данных выявлено, что четкого влияния возраста на уровень рефлексии имама не прослеживается, за исключением возрастной категории от 41 до 50 лет, где наблюдается заметное увеличение высокого уровня рефлексии, что связано либо с кризисом среднего возраста, характеризующимся углубленным самоанализом и самокритикой, либо с достижением к данному возрасту наивысшей степени профессионализма. Также вызывает интерес возрастная категория от 70 до 76 лет. Но в данном случае считаем, что высокий уровень рефлексии зависит уже не от профессиональной деятельности, а от возраста, вызывающего уважение, которое увеличивается еще в связи с тем, что данная категория продолжает обучение, следуя рекомендации пророка Мухаммада: «Требуй знаний от колыбели до могилы» (рис. 2).
3. Для соотнесения эмпирических данных по районам проживания, нами были объединены места проживания студентов-имамов в три группы: 1) Татарстан, Удмуртия, Башкирия; 2) Области, близкие к Татарстану, куда вошли Киров, Нижний Новгород, Новокузнецк, Самара, Екатеринбург, Ульяновск; 3) Отдаленные области: Пермский край, Челябинск, Минск, Омск, Якутия. В результате проведения соотнесения района проживания опрошенных и его возможного влияния на уровень рефлексии имамов обнаружено, что наиболее «высокорефлексивными районами» являются Татарстан, Удмуртия, Башкирия, по мере отдаления от которых уровень рефлексии религиозных деятелей заметно снижает-
^ Низкий
Средний I Высокий
Татарстан, Удмуртия, Башкирия
Области, близкие к Татарстану
Отдаленные районы
7 6 5 4 3
2 -Н 1
м
ж Ж
Ж
-ж
ш
Ш ж
25-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет 61-69 лет 70-76 лет Рис. 2. Уровень рефлексии имамов в зависимости от их возраста
Рис. 3. Уровень рефлексии имамов в зависимости от района проживания
ся. Однако считаем, что конкретные выводы делать пока преждевременно, так как нами было проведено лишь пилотажное исследование, а потому о причинах подобного рода результатов судить еще рано (рис. 3).
Таким образом, в результате проведенного исследования обнаружено, что:
- уровень рефлексии имамов-студентов Российского исламского института (г. Казань) значительно выше уровня рефлексии военнослужащих, однако у тех и других (хоть и в разной степени) выявлен низкий уровень рефлексии, говорящий о том, что наличие элемента строго регламентированной деятельности каждого из них влияет на понижение рефлексии;
- у категории «среднего возраста» имамов (4150 лет) наблюдается резкий скачок высокого уровня рефлексии, что говорит о специфической способности данного возраста к самонаблюдению, самоанализу, самокритике, а также позволяет предположить, что это - наиболее благоприятный возраст для профессиональной деятельности имама;
- уровень рефлексии имамов Татарстана, Удмуртии и Башкирии значительно выше уровня рефлексии религиозных деятелей других регионов, однако одновременно в тех же районах несколько выше и низкий уровень. Поэтому, либо критерий района проживания нереферентен, либо на результаты исследования повлияло разное количество опрашиваемых (1 группа - 21 человек, 2 - 8 человек, 3 - 10 человек). В любом случае, для выяснения возможных причин считаем целесообразным продолжить
ис следование данного критерия.
Рефлексия - это важнейшее профессиональное качество имама - служителя религиозного культа, так как нерефлексирующий человек не в состоянии определить свое место в мире, уяснить смысл и цель своей жизнедеятельности. Тот же, кто не может найти смысл
: Низкий
Средний I Высокий
сам, тем более не сможет указать его другим, а именно это является непосредственной обязанностью имама.
Литература:
1. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
2. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
3. Декарт Р. Разыскание истины / Пер. с фр. М. Позднева и др. - СПб.: Азбука, 2000. - 286 с.
4. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.
5. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. - М.: Наука, 2000. - 174 с.
6. Седанкина Т.Е. Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе психолого-педагогической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 161 с.
Reflections of muslim religious leaders: quantitative and qualitative measurements
T.E. Sedankina Russian Islamic University
The paper dwells upon the concept of reflection and the importance of reflective abilities for religious leaders. The author presents the results of quantitative and qualitative measurements of the reflection levels of imams trained in Russian Islamic University, identifies and analyzes the impact of age-related characteristics and area of residence of the Muslim religious leaders on their level of reflection.
Key words: reflection, theology, theological consciousness Imam, a religious figure.