Научная статья на тему 'Особенности речи у заикающихся детей'

Особенности речи у заикающихся детей Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
4390
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / РЕЧЬ / МЕХАНИЗМЫ / ПЛАВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Буздыган Е.О., Борганова И.И.

Статья посвящена особенностям речи детей с заиканием. В статье рассмотрены механизмы, симптоматика и течение заикания, приведены результаты эксперимента, описаны основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности речи у заикающихся детей»

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ © Буздыган Е.О.1, Борганова И.И.1

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны

Статья посвящена особенностям речи детей с заиканием. В статье рассмотрены механизмы, симптоматика и течение заикания, приведены результаты эксперимента, описаны основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся детей.

Ключевые слова: заикание, особенности, речь, механизмы, плавность.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата [4].

Около 2 % детского населения в России обращаются за логопедической помощью с этим нарушением речи, и с каждым годом детей, страдающих заиканием, становится больше. 80 % детей дошкольного возраста проходят через физиологическое заикание.

Заикание - одно из самых длительно протекающих нарушений речи, которое характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности речи. Власова Н.А. считает, что заикание, начавшееся в раннем детстве - эволюционное или возрастное, оно отличается от заикания стойкого, возникающее при различных органических заболеваниях головного мозга тем, что может исчезнуть самостоятельно, не оставив следа. Также заикание среди различных нарушений речи можно рассматривать как расстройство темпа речи. Селиверстов В.И. пишет о темпе речи: «Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости» [6].

Некоторые считают, что быстрый темп речи при заикании - результат нарушения между мыслительным процессом и воспроизведением слов. Дру-

1 Студент. 4 курса Научный руководитель: Житкова Ю.С., старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии Набережночелнинского государственного педагогического университета.

гие предполагают, что это итог аномалий в ЦНС, и не исключается также, что в результате преобладания процесса возбуждения над торможением возникает ускорение темпа речи. Павлов И.П. определяет заикание как нарушение нормального соотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Такого же мнения придерживаются и современные специалисты. Хватцев М.Е. считает, что заикание - «это своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное) дискоординационное расстройство речи, которое внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой» [7].

С внешней стороны заикание выражается в прерывистости речи с разрывом слова на его составляющие, слоги или звуки. Нарушение плавности высказывания иногда сопровождается судорогоподобным напряжением речевой мускулатуры, которое возникает только в момент говорения. Главным признаком хронического (стойкого) заикания является дезинтеграция в цнс, которая вызывает блок торможения в периферических звуковоспроизводящих органах в виде судорожного спазма, напоминающий судорогу во время икания, откуда и появилось название дефекта. Продолжительность судороги может быть от доли секунды до минуты и более. В заикании различают кло-нические судороги - повторение движений мышц с менее выраженным напряжением и тонические, когда сокращаются мышцы - тонус короткими или длительными толчками. Могут присутствовать и обе формы судорог с преобладанием некоторой из них. В зависимости от места расположения судорог различают: дыхательную, голосовую, артикуляторную формы. Локализация судорог может быть и смешанной, то есть присутствует два или три вида. Заикание по тяжести проявления классифицируют на три степени: легкую, среднюю и тяжелую [5].

Хватцев М.Е. приводит в своем учебном пособии следующую характеристику степеней: проявление заикания в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться характеризует легкую степень. Дети своего дефекта не стесняются, преодолевается довольно легко. Если ребенок в спокойном состоянии говорит легко и мало заикается, но в эмоциональном со-

стоянии проявляется довольно сильное заикание, то это указывает на проявление средней степени. При тяжелой степени заикаются в любой обстановке с сопутствующими движениями, словесными уловками [7].

Специалисты в настоящее время выделяют три формы заикания: невротическую, неврозоподобную и смешанную (когда присутствуют проявления и той и другой формы заикания в разной степени, с преобладанием одной из них). Краткую характеристику двух форм заикания дали сотрудники лаборатории функциональных и других видов нарушений речи: 1. Невротическое заикание. Начинается по психогенно-реактивному типу, происходит нарастание, как речевой судорожности, так и невротических расстройств; усложнение с годами речевыми уловками, эмболофразиями, сопутствующими движениями, возникновением к 11-13 годам страха речи, наибольшей выраженностью как заикания, так и общеневротических расстройств к 1516 годам. 2. Неврозоподобное заикание. Возникает на фоне резидуальной церебрально-органической недостаточности, как правило, имеет постепенное начало и нередко наблюдается с момента становления фразовой речи. Для больных с этой формой заикания характерен полиморфизм и психических и речевых нарушений, склонность к большей судорожности речи и большей выраженности насильственных и сопутствующих речи движений, отставание общего моторного развития, редуцированный характер логофобии.

Специалистами под руководством В.И. Селиверстова на основании психолого-педагогических характеристик были выделены разные группы заикающихся в зависимости от наличия у них в разной степени фиксированно-сти на своем дефекте для создания дифференцированного подхода при коррекции речевого нарушения. Авторами был сделан следующий вывод: чем выше степень фиксированности на дефекте, тем ниже эффективность коррекции заикания.

Специалисты из Москвы Н.А. Власова, Герценштейн и ленинградский дефектолог А.Ф. Шельтинг определили детей с заиканием на несколько групп по состоянию психики и речи.

1) первая группа. Дети с легкой формой чаще всего клонического заикания, недавнего происхождения (не больше года).

2) вторая группа. Дети преимущественно с тоническим заиканием, осложненным косноязычием и запоздалым началом речи.

3) третья группа. Наиболее тяжелое, тоническое заикание у детей. Заторможенные невротики. Фиксируют внимание на своем недостатке, болезненно на него реагируют. Избегают коллектива, а также спонтанной речи. Зачастую с врожденным отягощением - нервность родителей.

4) четвертая группа. Дети с преобладающим клоническим заиканием, независимо от стажа заикания без вторичных психических наслоений, переживающие свой дефект.

Нами было проведено 2 обследования. Первое обследование заикающихся дошкольников подготовительной группы проводилось с 1 по 15 сентября 2016 года в МДОУ «Незабудки» г. Набережные Челны (экспериментальная группа), было 9 мальчиков и 1 девочка, и в ПНД (контрольная группа), было 9 мальчиков и 1 девочка г. Набережные Челны. Второе обследование проводилось с 1 по 14 мая 2016 года в тех же учреждениях спустя один учебный год.

Итоги обследования в МДОУ «Незабудки»:

В ходе сбора анамнестических данных было установлено, что у 100 % детей анамнез не отягощен. Возраст матерей на момент рождения детей колеблется от 20 до 25 лет. Речевых, нервно-психических, хронических нарушений у родителей не наблюдалось. 40 % детей (4 человека) родились от первой беременности, а 60 % (6 человек) от второй. Токсикоз во время беременности наблюдалось лишь у 30 % процентов матерей (3 человека), 70 % (7 человек) матерей нормально перенесли беременность. Речевое развитие детей протекало в норме у 70 %(7 человек), у 30 % детей (3 человека) наблюдалась небольшая задержка.

Было выявлено, что в первый год жизни в 100 % семей была создана благоприятная обстановка для развития и воспитания детей. Инфекционных заболеваний, травм мозга не было у 100 %. 70 % (7 человек) детей обладают неспокойным, неуравновешенным характером. Моторные навыки формировались в соответствии с возрастными нормами у 100 % детей.

В период дошкольного возраста 60 % детей (6 человек) переболели ветряной оспой, 30 % (3 человека) - ангиной, 20 % (2 человека) гриппом. Моторное развитие всех детей соответствовало возрастной норме. 30 % (3 человека) легко перенесли адаптацию в дошкольном учреждении, 70 % детей (7 человек) длительно и тяжело адаптировались к новым условиям, обладают такими чертами характера как раздражительность, плаксивость, беспо-койность, тревожность.

При изучении речевого анамнеза были выявлены следующие данные: у 100 % детей(10 человек) появление гуления и лепета соответствовало возрастной норме. Первые слова появились у 70 % детей в 10-11 месяцев, 10 % (1 человек) - 1 г. 1 мес., 20 % (2 человека) - в 1 г. и 3 мес. В 21 месяц появилась фраза из 2 слов у 70 % (7 человек) детей, на 26 месяце у 30 % детей (3 человека). У 70 % детей наблюдается дислалия, из которых 20 % детей с речевым диагнозом множественная дислалия.

Развитие заикания у детей протекало следующим образом: в возрасте 4 лет заикание появилось у 40 % детей (4 человека), в 4.5 года - у 50 % (5 человек), у 10 % (1 человек) в возрасте 5 лет.

При беседе о предполагаемой причине возникновения заикания было обнаружено, что у 100 % детей провоцирующим фактором возникновения речевого дефекта послужило сильное эмоциональное потрясение (развод родителей, испуг, перелет в самолете, потеря любимого питомца).

Также обнаруживалась форма речевых судорог и их вид, наличие сопутствующих движений и темп речи.

По итогам логопедического обследования диагноз невротическая форма заикания был поставлен 100 % детей.

В течение года с этими детьми велась логопедическая работа, где применялись специальные технологии. В начале мая было проведено повторное обследование состояния плавности речи.

У 100 % детей состояние плавной речи заметно улучшилось, у 80 % заикание преодолено. 20 % детей не смогли исправить речевой дефект, причиной этого является нежелание родителей соблюдать предписанный режим.

Итоги обследования детей в ПНД г. Набережные Челны.

В ходе сбора анамнестических данных было установлено, что у 60 % детей анамнез отягощен (асфиксия, родовая травма, угроза выкидыша), а у 40 % (4 человека) анамнез без отягощений. Возраст матерей на момент рождения детей колеблется от 26 до 38 лет. Нервно-психических, хронических нарушений у родителей не наблюдалось, но у 60 % родителей наблюдались речевые патологии. 40 % детей (4 человека) родились от первой беременности, 30 % (3 человек) от второй, 30 % (3 человека) от третьей. Тяжелый токсикоз во время беременности наблюдался у 60 % процентов матерей (6 человек), 40 % (4 человека) матерей нормально перенесли беременность.

В период дошкольного возраста 40 % детей (4 человека) переболели ветряной оспой, 60 % (6 человека) - ангиной, 50 % (5 человека) гриппом. Моторное развитие 60 % детей проходило в пределах низкой возрастной нормы, у 40 % (4 человека) особенностей не наблюдалось. 30 % (3 человека) легко перенесли адаптацию в дошкольном учреждении, 50 % детей (5 человек) длительно и тяжело адаптировались к новым условиям, обладают такими чертами характера как раздражительность, плаксивость, беспокой-ность, тревожность.

При изучении речевого анамнеза были выявлены следующие данные: у 60 % детей (6 человек) появление гуления и лепета немного запаздывало, первые слова появились к 1.5 годам, элементарная фразовая речь к 3 годам. У 40 % речевое развитие проходило в пределах возрастной нормы.

Развитие заикания у детей протекало следующим образом: в возрасте 3 лет заикание появилось у 60 % детей (6 человека), в 5 лет - у 40 % (4 человека), у 10 % (1 человек) в возрасте 4.5 лет.

При беседе о предполагаемой причине возникновения заикания было обнаружено, что у 40 % детей (4 человека) провоцирующим фактором возникновения речевого дефекта послужило сильное эмоциональное потрясение (развод родителей, испуг, смена места жительства). У 60 % заикание возникло вследствие натальных и постнатальных причин.

У 60 % процентов детей заикание в речи наблюдается более менее постоянно, с периодами ухудшениями. У 40 % заикание носит волнообразный характер, присутствует фиксированность на своем дефекте.

Медицинское обследование показало, что у 40 % детей отсутствуют признаки органического поражения мозга, что свидетельствует о функциональном характере нарушения. У 60 % нерезко выраженное органическое поражение мозга резидуального характера.

По итогам логопедического обследования диагноз невротическая форма заикания был поставлен 40 % детей, а неврозоподобное заикание - 60 % детей.

С данной контрольной группой не велась работа по основным логопедическим технологиям формирования плавности речи, но была проведена стандартная работа логопеда. Итоговое обследование показало, что 40 % детей с диагнозом невротическая форма заикания полностью преодолели свое нарушение. Дети с неврозоподобным заиканием, к сожалению, полностью свой дефект преодолеть не смогли.

Вывод: Применение логопедических технологий способствует формированию плавной речи у детей с заиканием:

1. Охранительный речевой режим.

Включает в себя оздоровительные мероприятия и режим ограничения речи.

2. Формирование речевого дыхания.

Эта техника направлена на снятие напряжения с мышц дыхательного аппарата, а также на создание координаций между работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

3. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

Необходимо выработать неторопливую, размеренную речь, при этом

соблюдать достаточную громкость, выразительность, правильное дыхание, опору на гласные звуки.

Следующий этап направлен на снятие локальных напряжений с мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения.

Затем идёт обучение приёма голосоведения.

4. Развитие просодической стороны речи:

Заикающиеся учатся разнообразной интонационной выразительности. Речь заикающегося обычно мало выразительна, в ней отсутствует оттенок

речи говорящего, поэтому голос запинается на произнесении отдельных звуков; он теряет свою естественную интонационную окраску, становится безликим. Данная техника сначала с помощью жестов и мимики, затем голосом с использованием произнесения ряда гласных происходит постепенное нарастание интонационного фона, от тихого до полного звучания голоса.

5. Развитие координации и ритмики движений:

Эта техника помогает правильно развить моторные функции у заикающихся.

Здесь могут быть использованы музыкально - ритмические упражнения, которые воспитывают правильные двигательные реакции, укрепляют силу и подвижность речевых движений.

6. Регуляция эмоционального состояния:

Метод аутогенной тренировки (АТ): целенаправленного изменения напряжения мышц. Основной прием АТ - мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. Эта методика зависит от возраста заикающегося. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации, подросткам и взрослым рекомендуется АТ в полном объеме. На фоне АТ проводится активная речевая работа. Создается двухсторонняя связь между эмоциональным состоянием спокойной и плавной речью. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе АТ, закрепляются специальными функциональными тренировками, сначала в игровых, а затем и в реальных ситуациях.

7. Развитие планирующей функции речи:

Качество плавной речи, правильность речевых конструкций зависит и от мысленного проговаривания про себя. В уме заикающегося дается возможность правильно построить, осмыслить, «попробовать на вкус» сложность речевого оборота, а также возможность, как говориться собраться с мыслями, т.е. обдумать фразу, прежде чем ее проговорить. Проговаривание про себя или планирование учит также делать необходимые в речи паузы для полного и успешного формулирования фразы [1].

Список литературы:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 1998.

2. Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности // Современная неврология, психиатрия и психогигиена. - М., 1938.

3. Дьякова Е.Л. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразова-ния у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.

4. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология. - 1969. -№ 3.

5. Левина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания дошкольников. -М., 1975.

6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 1979, 1994.

7. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. - М., 1937.

КАРТОЧКА «МОЙ ПРОЕКТ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

© Габдулинова К.Г.1

Вятский государственный университет, г. Киров

В статье рассматриваются возможности использования карточки «Мой проект» как средства развития регулятивных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. Приводятся примеры тем проектов и характеристики видов деятельности младших школьников, отмечается закономерное увеличение и усложнение деятельности детей от 1 класса к 4 классу. Данная карточка выполняет роль «путеводителя» - подсказки младшему школьнику в организации работы по методу проекта.

Ключевые слова предмет «Окружающий мир», младшие школьники, метод проекта, регулятивные учебные действия.

1 Доцент кафедры Педагогики и методики дошкольного и начального образования, кандидат биологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.