Особенности речевого и познавательного развития дошкольников по авторской программе «Читайка»: из опыта полноценной подготовки детей к школе
Ломбина Т.Н.,
кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией «Одаренные дети» Коми-республиканский институт развития образования,
Сыктывкар, Россия
В статье представлен опыт полноценной подготовки детей к школе. Сформулированы особенности речевого развития дошкольников по авторской программе «Читайка». Показано, что значительную часть выпускников программы можно отнести к высокой норме умственной одаренности.
Дети-дошкольники за последние годы очень сильно изменились, современный ребенок - это как человек с другой планеты по сравнению с таким же ребенком 25-30 лет назад, произошли не только количественные, но и качественные психические, психофизиологические и личностные трансформации детей (Фельдштейн Д.И.).
Дошкольник сегодня и дошкольник середины 80-х годов 20 века - «это попросту два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга. Сегодня мы наблюдаем обвальную деформацию (недоразвитие и/или искажение) церебральных и соматических механизмов развития в современной детской популяции» (Семенович А.В., 2005, с. 14). На разных этапах онтогенеза специалисты наблюдают разбалансировку (отклонение от равновесного состояния для данного конкретного возраста) процессов активизации и консолидации нейропсихосоматических систем детей. В тоже время социальные требования, в том числе требования к детям в начальной школе, остались неизменными, то есть обращенными к тому - прошлому -поколению детей, со специфичной для него организацией психических процессов.
По мнению Семенович А.В. (нейропсихолог, профессор МГППУ) «чтобы привести в равновесие эту систему, очевидно необходима принципиальная смена педагогической парадигмы. В основе ее должно лежать удлинение (за счет первых двух-трех классов) адекватных именно детскому возрасту учебных программ. Таковыми могут быть, например, уроки этикета, сценического искусства, эвритмии, дизайна (одежды, автомобилей, домов и садов); танцев, музыки, кухни, игр, каллиграфии (и вообще культуры) народов мира и др. В любую из этих дисциплин не может не быть вплетено овладение рисунком, письмом, чтением, счетом, знанием элементарных естественнонаучных законов».
Загвоздкин В.К. (руковод. отдела ФГУ ФИРО, вед. научн. сотр.) полагает (Загвоздкин В.К., 2012, с. 5.), что такое понятие как «готовность к школе» вообще надо отменить, поскольку оно: а) не имеет никакого смысла - якобы существует такая объективная вещь, как абстрактная «готовность к школе», в то время как на самом деле никакого общего норматива развития не существует; б) вредно - поскольку имеет политическое и управленческое значения и определяет решения, касающиеся судеб множества детей; в) внушает общественности ложное представление, что именно детский сад и раннее детство ответственны за то, чтобы ребенок «был готов» к школе; сама же школа как бы не нуждается в переменах и не должна быть «готовой к детям». С этим, конечно, трудно согласиться, не всегда зарубежный опыт годен в России (см. Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н. 2012).
Таким образом, психологи и педагоги отмечают необходимость кардинальной смены педагогической парадигмы в начальной школе с введением игровых и образных способов и методик обучения, и соответствующих им дисциплин.
Что предлагает программа «Читайка»
Очевидно, значительно перестроить работу начальной школы в настоящее время невозможно - это требует времени, сверхмасштабных финансовых затрат и реорганизации, а вот перестроить работу детских садов и центров подготовки к школе -так, чтобы дошкольникам было легко осваивать программу начальной школы - мы полагаем возможным. И это подтверждают результаты наших исследований в программе «Читайка» за последние годы. Если детям в их жизнь вернуть игру и сказку, то можно достичь не только полноценной нормы готовности к школе, но получить и большее - до 40% выпускников программы «Читайка» можно отнести к высокой норме умственной одаренности («К контингенту одаренных детей относятся и дети, которые по общему типу возрастного развития близки к обычным детям, но в силу имеющегося у них полного комплекта благоприятных условий их способности развились до высокого уровня. Это дети значительно более благополучные сравнительно с особо одаренными детьми», Юркевич В.С.).
Конечно «общего норматива развития» не существует, но есть масштабное исследование Ясюковой Л.А. (зав. лаб. социальной психологии СПбГУ, канд. психол. наук), в котором показатели познавательных процессов на основе очень большой выборки исследованных дошкольников распределены по уровням готовности к школе: норма, хороший уровень, высокий уровень (Ясюкова Л.А. 2002). В таблице 1 представлены нормативные показатели готовности к школе.
Рассмотрим результаты развития познавательных процессов детей-дошкольников по авторской программе «Читайка» в Институте развития образования, Сыктывкар за последние годы.
Во-первых, отметим, что никакого отбора детей мы не проводим, у нас занимаются все желающие - свободная запись. Очевидно, дети имеют все современные проблемы психологического, психофизиологического и соматического развития (см. выше). По программе занимаются дети 4-х, 5-ти и 6-ти лет два раза в неделю. Структура занятий представлена в Таблице 2.
В программе «Читайка» мы выбрали два основных направления развития дошкольников: познавательно-речевое развитие - устная и письменная речь (подготовка к чтению на основе зрительного, а не слухового метода (Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. 2014.) и развитие нравственного чувства. Весь материал каждого направления разделен нами на отдельные части, которые включены в каждое занятие как элементы (в течение года - 64 занятия). В программе каждое занятие - комплексное. Занятие представляет собой сказку - имеет единый сказочный сюжет - с интригой в виде столкновения добра и зла (Ломбина Т.Н. 2010.). Оно включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка, является путешествием в сказочную мифологему и предстает перед ребенком калейдоскопом сказочных игр и других видов детской деятельности, которые плавно сменяют друг друга (парадигма субъект-субъектного взаимодействия педагог-дети-сказочные герои). Мы поставили задачу, чтобы наше занятие задевало все стороны личности ребенка: завладевало его вниманием, возбуждало любознательность, обогащало жизнь ребенка, стимулировало его воображение, развивало интеллект, помогало понять самого себя, свои желания и чувства.
Таблица 1
Нормативные показатели готовности к школе (дошкольники)
Нормативные показатели. Дошкольники (готовность к школе) (Ясюкова Л.А. 2002)
средний уровень, хороший уровень высокий уровень нормальный уровень хороший уровень высоки й
10-14 15-18 111111111111110111111111111111 РР
4-5 6-7 8 ПИМ
4-7 8-10 I1 ПЛМ
5-9 10-11 1 ПРМ
5-8 9-12 1 ПОМ
РР - показатель речевого развития; ПИМ, ПЛМ, ПРМ, ПОМ - показатели понятийного мышления (интуитивного, логического, речевого и образного).
Таблица 2
Структура занятия в авторской программе «Читайка»
Начало занятия
• приветствие
• формирование коллектива («хоровод»)
• саморефлексия: рисуем настроение
• целеполагание: отправляемся в сказочное путешествие в «Читай-город»
Игры по развитие речи (Ломбина Т.Н. 2014.;Ломбина Т.Н. ЛукшаВ.Г. 2006.)_
Развитие нравственного чувства (драматизация со сказочными героями)
(Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. 2010.)
• столкновение на занятии интересов положительных (Крошечка-Хорошечка) и
_отрицательных (Федот-Наоборот) героев_
Подготовка к чтению (Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. 2005.;Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н.
Иевербальные игры (Ломбина Т.Н. Лукша В.Г. 2008.)
Пальчиковые игры_
Формирование элементов логического мышления /
Введение в элементарную математику (Ломбина Т.Н. Лукша В.Г. 2008.)
Волшебная физкультура /
Дорога с препятствиями в «Читай-город»_
Рисование / Аппликация / Лепка
Музыкальные игры / Хороводные игры_
Завершение занятия. Рефлексия
Очевидно, такого эффекта может достичь только сказка, в которой ребенок является сам волшебником-путешественником в Читай-город: в идеальный мир, населенный сказочными героями (Крошечкой-Хорошечкой, доброй волшебницей Читайкой, котом Алфавитом, дедом Знамо-Ведомо, бабушкой Загадушкой, злой волшебницей Ашипкой-Безграмоткиной и ее сыном Федотом-Наоборот и др.). В этом мире ребенок реально действует вместе с другими детьми, преодолевая разные препятствия, помогая сказочным героям найти выход из трудных положений, он активен, решает все сам, его никто не заставляет что-то делать, в любое время он может отойти в сторону, посмотреть на все со стороны, посидеть и даже полежать (есть ковер и подушки для релаксации). Конечно, авторами программы разработаны подробные конспекты-сценарии на каждое занятие, фактически нами подготовлена и детально проработана импровизация педагога на занятиях. Педагогу остается только эмоционально исполнить
этот сценарий в форме «экспромта», а также при желании добавить в него элементы своего творчества в соответствии с методологией «Читайки».
Результаты исследования выпускников программы «Читайка» 2010-2014 г.г. представлены в таблице 3.
Таблица 3
Среднегрупповые показатели речевого и когнитивного развития дошкольников -выпускников программы «Читайка» - в 2010-2014 гг.
Группа выпускников РР ПИМ ПЛМ ПРМ ПОМ Обозначение уровня
2 2 2 2 2 хоро ший высо кий
а) 18,1 6,9 8,6 11,1 12,1
б) 1111111111 ■................ чг 11111111111 11111111
а) все выпускники (77 человек); б) выпускники, отнесенные нами к высокой норме (31 человек - из этих 77); РР - показатель речевого развития; ПИМ, ПЛМ, ПРМ, ПОМ -показатели понятийного мышления (интуитивного, логического, речевого и образного).
2 -исследования проведены в апреле 2010-2014 г.г.
Из таблицы видно, что все выпускники «Читайки» имеют хороший уровень речевого развития и хороший уровень четырех типов понятийного мышления: интуитивного, логического, речевого и образного. По нашим данным - информация учителей, у которых учатся наши выпускники - им очень легко учиться в школе, причем школы, классы и учителя - совершенно разные.
Из таблицы также видно, что все дети группы б) - выпускники «Читайки» - имеют высокий уровень речевого развития и высокий уровень трех типов понятийного мышления: интуитивного, речевого и образного. Представляется, что этих детей можно отнести к высокой норме умственной одаренности (согласно Юркевич В.С. 2014.).
Понятийно-логическое мышление детей, которых мы отнесли к высокой норме, не достигает высокого уровня - его показатель соответствует только хорошему уровню, не достигает высоко уровня. Мы полагаем, что это хорошо (а не плохо) для дальнейшей учебы детей в школе, особенно в начальной школе, и вот почему. Существует два способа обучения: собственно обучение и «впитывание». Первый способ ориентирован на рациональное, аналитическое мышление и предполагает работу по правилам и алгоритмам, второй - на бессознательное «впитывание» информации (закономерностей) и получение готового результата на выходе («субразум» (Клакстон Г. 2015 ). Так, например, дети обучаются языку, будучи погруженными в него, так мы приобретаем «врожденную» грамотность, просто читая в дошкольном и младшем школьном возрасте (не изучая правила языка, в том числе и иностранного, а зрительно впитывая образы напечатанных слов). Поэтому преждевременное достижение высокого уровня понятийно-логического мышления в дошкольном возрасте (когда он станет доминирующим в обучении), по нашему мнению, будет в определенной степени тормозить использование бессознательного разума в учебе.
Таким образом, можно заключить, что мы выявили закономерность подготовки умственно одаренных детей в программе «Читайка», а именно: до 40% детей, занимающиеся по программе в игре и сказке достигают высокой нормы умственной одаренности. Практически все остальные дети имеют хороший уровень готовности к
школе - уровень их познавательных процессов выше показателей нормы готовности к школе на 60-65%.
Следует отметить, что «полного комплекта благоприятных условий» в развитии обычных детей, о которых пишет Юркевич, характеризуя высокую норму одаренности, у наших детей нет, это дети, имеющие все проблемы детей XXI века (см. выше - данные Фельдштейна и Семенович), но они прошли развитие, воспитание и обучение в игре и сказке в программе «Читайка».
Нами проведена диагностика детей группы б) (см. таблицу 2) - они учатся уже в школе во 2-4-х классах - по методике для выявления одаренных детей А.И. Савенкова (Сиротюк А. И. 2014. с. 99).
Представим обобщенный портрет этих детей по результатам анкетирования: они хорошо учатся в школе; они тратят больше времени, чем надо, на домашние задания, потому что им нравится учиться, у них высокий познавательный интерес; им нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно; им интересно обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи; они любят работать над особыми проектами и обсуждать разные идеи; они обладают хорошим чувством юмора, имеют широкий кругозор, разносторонние интересы, кроме учебы в школе - спорт, коллекционирование, танцы, музыку, рисование и др.; они коммуникабельны и дружелюбны, другие дети их любят.
Литература
1. Загвоздкин В.К. 2012. Готовность к школе как объект образовательной политики. Зарубежный опыт. // Альманах «Новые исследования» / Под ред. Безруких М.М. Москва. С. 5-19.
2. Клакстон Г. 2015. Развитие интуиции. Как принимать верные решения без сомнений и стресса. Москва.
3. Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. 2010. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. № 2. С. 68-88.
4. Ломбина Т.Н. Лукша В.Г. 2006. Рюкзачок с загадками. Ростов на/Д.
5. Ломбина Т.Н. 2014. Дифференционно-интеграционная теория как основа целенаправленного развития речи у дошкольников // Дифференционно-интеграционная теория развития в психилогии, вып.2. / Под. ред. Чуприковой Н.И. Москва. С. 589-606.
6. Ломбина Т.Н. Лукша В.Г. 2008. Город Грамотейск. Добукварь. Сыктывкар.
7. Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. 2005. Обучение дошкольников грамоте по программе «Читайка» // Дошкольное воспитание. № 10. С. 75-82
8. Ломбина Т.Н. 2010. Целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципом дифференциации (по авторской программе). Автореф. дис.... канд. психол. наук. Москва.
9. Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н. 2012. Как совместить игру с обучением для дошкольников. // Психология обучения. № 11. С. 133-144.
10. Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. 2014. «Неграмотность школьников как проблема России в XXI веке» // «Психология обучения». № 3. С. 4-17
11. Семенович А.В. 2005. Введение в нейропсихологию детского возраста. Москва.
12. Сиротюк А. С. 2014. Диагностика одаренности. Учебное пособие. Москва.
13. Фельдштейн Д.И. Доклад на заседании Президиума РАО 19 апреля 2010. URL: http://www.raop.ru/index.php?id=790 Дата обращения: 02.03.2015.
14. Юркевич В.С. Где и как учить одаренных детей. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/29565.php#pol Дата обращения: 02.03.2015.
15. Ясюкова Л.А. 2002. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Санкт-Петербург.