Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ / ВЛИЯНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРОВ / СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шихгафизов П. Ш., Ераносян В. М.

Актуальность работы обусловлена необходимостью обеспечения эффективной работы предпринимательских структур на фоне социальных изменений. Целью данного исследования является анализ особенностей реализации принципов социальной ответственности малого и среднего предпринимательства. В рамках теоретической части реализованного исследования были проанализированы труды как отечественных, так и зарубежных ученых. В ходе анализа вторичных данных произведено сравнение результатов изысканий научных деятелей в области специфики социальной ответственности малых и средних предприятий. Проведен экспертный опрос (n = 27). Рассмотрены ключевые драйверы развития социальной ответственности малого и среднего предпринимательства, выявлена их роль в процессе реализации концепции общественной эффективности. Заключается, что интеграция принципов социальной ответственности в деятельность малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших компонентов, определяющих его развитие в условиях актуализации повестки устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шихгафизов П. Ш., Ераносян В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

The relevance of the work is due to the presence of many factors that influence the process of implementing the principles of social responsibility of small and medium-sized businesses. There are a certain number of drivers for the development of social responsibility of business, characteristic of small and medium-sized enterprises. The aim of the study is to analyze the peculiarities of the implementation of the principles of social responsibility of small and medium-sized enterprises. Thin the framework of the theoretical part of the implemented research, the works of both domestic and foreign researchers were analyzed, whose scientific interests were formed around the peculiarities of the implementation of social responsibility of small and medium-sized enterprises. Especially noteworthy are the works of R. Turnaev, A. Vavilina, V. Lukashevich, N. Vovchenko, O. Andreeva, M. Izmailova, and others. Also, as part of the analysis of secondary data, a comparative analysis of the research results of scientists in the field of the specifics of social responsibility of small and medium-sized enterprises was carried out. An expert survey was also conducted as part of the study (n = 27). The key drivers of the development of social responsibility of small and medium-sized enterprises are considered, their role in the development of the concept of social efficiency is revealed. Conclusion dwells upon the fact that the integration of the principles of social responsibility in the activities of small and medium-sized enterprises is one of the most important components determining its development in the context of actualization of the sustainable development agenda.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Научная статья УДК 316.6:334.7

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.12

Особенности реализации принципов социальной ответственности малого и среднего предпринимательства

Пирмагомед Шихмагомедович Шихгафизов1, Владимир Максимович Ераносян2

^Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия 1ogni.07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9154-8877 2VMEranosyan@fa.ru, https://orcid.org/0009-0003-9353-2814

Аннотация. Актуальность работы обусловлена необходимостью обеспечения эффективной работы предпринимательских структур на фоне социальных изменений. Целью данного исследования является анализ особенностей реализации принципов социальной ответственности малого и среднего предпринимательства. В рамках теоретической части реализованного исследования были проанализированы труды как отечественных, так и зарубежных ученых. В ходе анализа вторичных данных произведено сравнение результатов изысканий научных деятелей в области специфики социальной ответственности малых и средних предприятий. Проведен экспертный опрос (n = 27). Рассмотрены ключевые драйверы развития социальной ответственности малого и среднего предпринимательства, выявлена их роль в процессе реализации концепции общественной эффективности. Заключается, что интеграция принципов социальной ответственности в деятельность малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших компонентов, определяющих его развитие в условиях актуализации повестки устойчивого развития.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, социальная ответственность, драйверы развития, влияние стейкхолдеров, стратегия планирования

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Шихгафизов П.Ш., Ераносян В.М. Особенности реализации принципов социальной ответственности малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 90-96. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.12.

Original article

Features of the Implementation of the Principles of Social Responsibility of Small and Medium-Sized Enterprises

Pirmagomed Sh. Shikhgafizov1, Vladimir M. Yeranosyan2

^Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow 1ogni.07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9154-8877 2VMEranosyan@fa.ru, https://orcid.org/0009-0003-9353-2814

Abstract. The relevance of the work is due to the presence of many factors that influence the process of implementing the principles of social responsibility of small and medium-sized businesses. There are a certain number of drivers for the development of social responsibility of business, characteristic of small and medium-sized enterprises. The aim of the study is to analyze the peculiarities of the implementation of the principles of social responsibility of small and medium-sized enterprises. Thin the framework of the theoretical part of the implemented research, the works of both domestic and foreign researchers were analyzed, whose scientific interests were formed around the peculiarities of the implementation of social responsibility of small and medium-sized enterprises. Especially noteworthy are the works of R. Turnaev, A. Vavilina, V. Lukashevich, N. Vovchenko, O. Andreeva, M. Iz-mailova, and others. Also, as part of the analysis of secondary data, a comparative analysis of the research results of scientists in the field of the specifics of social responsibility of small and medium-sized enterprises was carried out. An expert survey was also conducted as part of the study (n = 27). The key drivers of the development of social responsibility of small and medium-sized enterprises are considered, their role in the development of the concept of social efficiency is revealed. Conclusion dwells upon the fact that the integration of the principles of social responsibility in the activities of small and medium-sized enterprises is one of the most important components determining its development in the context of actualization of the sustainable development agenda.

Keywords: small and medium-sized enterprises, social responsibility, development drivers, stakeholder influence, planning strategy

Funding: Independent work.

For citation: Shikhgafizov, P.Sh. & Yeranosyan, V.M. (2023) Features of the Implementation of the Principles of Social Responsibility of Small and Medium-Sized Enterprises. Theory and Practice of Social Development. (7), 90-96. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.12 (In Russian).

© Шихгафизов П.Ш., Ераносян В.М., 2023

Введение. Корпоративная социальная ответственность охватывает экономические, правовые и этические ожидания, которые общество возлагает на организации. Основная цель ее заключается в обеспечении того, чтобы положительное влияние предпринимательских практик на общество приводило к повышению конкурентоспособности и устойчивости компаний. Таким образом, социальная ответственность автоматически обусловит повышение производительности труда, поскольку улучшение условий для работников также оптимизирует их эффективность.

В условиях возрастания актуальности повестки устойчивого развития, следования концепции импортозамещения, а также утверждения концепции технологического развития на период до 2030 г.1 повышение уровня социальной ответственности малого и среднего предпринимательства является необходимостью.

Материалы и методы. В декабре 2022 - феврале 2023 гг. нами было проведено исследование, основной целью которого стало выявление драйверов развития социальной ответственности малого и среднего предпринимательства. Был использован метод экспертного опроса, в котором приняли участие 27 представителей бизнеса, являющиеся руководителями малых или средних предприятий, функционирующих на территории Московской области, а также работающие в корпорации «МСП»2 и в Фонде поддержки социальных проектов3.

Результаты и обсуждение. При изучении системы социальной ответственности малого и среднего предпринимательства нами был произведен анализ отечественных и зарубежных научных источников, на основе которого выявлено, что социальная ответственность приносит пользу компаниям во многих отношениях - финансовом, репутационном, брендовом, способствует росту общественного доверия к ним, обеспечивает лояльность потребителей/заказчиков и поддерживает их намерение совершить покупку именно в этой организации, способствует расширению ее клиентской базы (Latapi Agudelo et al., 2019; Nan Ye et al., 2020; Турнаев, 2021).

Исследователи социальной ответственности малого и среднего бизнеса отмечают необходимость дальнейшей эволюции определения и понимания термина, особенно в контексте развития концепции устойчивого развития, в которой она имеет глубокие корни (Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании ..., 2019: 429). Развитие исследований и практики в области социальной ответственности очень динамично.

В настоящее время данный феномен воспринимается уже не как потенциальное конкурентное преимущество компании, а, скорее, как стратегическая необходимость. Если компания не декларирует и не сообщает о том, что она осуществляет социально ответственную деятельность, это может послужить негативным сигналом как для ее сотрудников, потребителей, инвесторов, так и для других заинтересованных сторон. Реализация принципов социальной ответственности, как и любой другой стратегии, имеет решающее значение для обеспечения успешного достижения бизнес-целей. Поскольку это стратегическое измерение требует значительных инвестиций, одной из основных проблем для практиков был и остается поиск «беспроигрышного» сценария, то есть бизнес-обоснования инвестиций в социальную ответственность малых и средних предприятий, определяемого как различные выгоды, которые компании могут извлечь из своей социальной активности. Малые и средние предприятия характеризуются ограниченными ресурсами и необходимостью очень осторожно инвестировать эти ресурсы, что часто приводит к принятию компромиссных решений, например, к выбору между инвестициями в социально ответственную деятельность и интеграцией инноваций в производственный процесс. Таким образом, для бизнеса, и особенно для малых и средних предприятий, крайне важно найти баланс между сопротивлением внешним факторам, которые подрывают их собственную практику, и согласием на участие в социальных проектах.

Между тем следование повестке устойчивого развития приводит к стабилизации экономики компании, формированию функционального общества, предотвращению кризисов в нем, ресурсосбережению управления, расширению рынка труда. Социальная ответственность находится в тесной взаимосвязи с концепцией устойчивого развития - они способствуют охране окружающей среды и социально-экономическому развитию.

На основе результатов проведенного исследования нами сформулирован вывод о том, что корпоративная социальная ответственность определяется заинтересованными сторонами, акционерами, советом директоров, менеджерами, сотрудниками, клиентами, конкурентами, правительствами, промышленными предприятиями и средствами массовой информации. Рассмотрим

1 О концепции технологического развития на период до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2 АО «Корпорация «МСП» - федеральная корпорация по поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Корпорация «МСП». URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 21.05.2023).

3 Поддержка социальных проектов от идеи до масштабирования [Электронный ресурс] // Фонд поддержки социальных проектов. URL: https://fundsp.ru/participants (дата обращения: 21.05.2023).

основные факторы, которые являются движущими силами развития социальной ответственности предпринимательства в России (рис. 1).

Драйверы развития Акционеры, инвесторы

ответственн ости Менеджеры ~

бизнеса Стейкхолдеры (заинтересованные стороны)

Сотрудники

Клиенты

Конкуренты

Государство

Рисунок 1 - Основные драйверы развития социальной ответственности предпринимательства (n = 27, экспертный опрос)

Figure 1 - Main Drivers for the Development of Social Responsibility in Entrepreneurship (n = 27, Expert Survey)

1. Акционеры, инвесторы. Они владеют компанией, следовательно, являются инициаторами ее решений и оказывают реальное воздействие на общество. То, во что верят инвесторы, существенно влияет на показатели социальной ответственности компании. Например, акционеры более охотно рассматривают бюджетные инвестиции в концепцию корпоративной социальной ответственности, если верят в необходимость реализации этичной деятельности (Лукашевич, Лукашевич, 2019: 77).

2. Менеджеры. Опыт их работы влияет на внедрение корпоративной социальной ответственности (КСО). Они с большей вероятностью предпримут предотвратимые действия, если осознают риск и вред, который их компания представляет для общества. Таким образом, делая социальные проблемы более заметными, менеджеры вносят большой вклад в развитие социальной ответственности малого и среднего предпринимательства. Результаты этого видны не сразу, поэтому менеджеры рассматривают данный инструмент как долгосрочную инвестицию (Вовченко, Андреева, 2021: 239).

3. Стейкхолдеры. Заинтересованные стороны продвигают концепцию социальной ответственности предпринимательства. Они требуют гарантий занятости и стабильности, безопасности и охраны здоровья, гендерного равенства, равенства трудовых ресурсов, а также прав человека и этики (Tiep Le Thanh et al., 2021: 191). Эффективность работы фирм повышается, когда внешние заинтересованные стороны участвуют в мероприятиях, связанных с социальной ответственностью предпринимательства, а также задействованы в установлении внутренних норм компании в данной области (Yusrizal, 2021: 539).

4. Сотрудники. Эффективность их работы определяет результаты деятельности компании, поэтому управление человеческими ресурсами играет колоссальную роль в успехе и развитии малого и среднего предпринимательства. Аспекты социальной ответственности в рамках деятельности таких предприятий связаны с личной идентификацией и целями сотрудников в дополнение к трудовой мотивации и восприятию (Измайлова, 2021: 108). Необходимо выстроить такую систему, в рамках которой менеджеры способны донести до сотрудников сущность и цели социально ответственной деятельности. Когда последние воспринимают свою деятельность как вклад в развитие компании, они с большей вероятностью будут работать эффективнее (Макаров и др., 2021: 122).

5. Клиенты. Социальная ответственность предпринимательства - важный параметр для граждан. Клиенты, испытывающие финансовые трудности, отдают предпочтение цене, а не характеристикам товара, но осведомленность о социальной ответственности малых и средних предприятий влияет на их решение о покупке (Щурина, 2020: 100). Люди рекомендуют такие производства другим, что указывает на то, что социальная ответственность способствует повышению доверия общества к малому и среднему предпринимательству.

6. Конкуренты. Те из них, кто реализует социально ответственную деятельность, которая благоприятно сказывается на имидже компании, провоцируют возникновение стремления соответствовать актуальной повестке и у других представителей предпринимательских структур. Наблюдение за тем, как конкуренты получают награды в области социальной ответственности и привлекают большее количество клиентов, увеличивает вклад компаний в социальную ответственность, что необходимо для сохранения конкурентоспособности.

7. Государство. Для него особенно важным является стабилизация внутреннего рынка, поэтому оказание поддержки в реализации социально ответственной деятельности малого и среднего предпринимательства выступает одной из ключевых задач государства. Мероприятия данной направленности, такие как государственные субсидии, программы развития и нормативно-правовые акты, администрирующие социально ответственную деятельность частного сектора экономики, являются драйверами его развития (Янцен, Доронина, 2020: 275).

Все вышеперечисленные факторы, которые так или иначе связаны с деятельностью малых и средних предприятий, оказывают выраженное влияние на развитие и расширение концепции социальной ответственности.

Особенности реализации принципов социальной ответственности малого и среднего предпринимательства. Высокий уровень мобильности компаний рассматриваемого типа в совокупности с повышенными рисками дестабилизации обосновывает необходимость их следования стратегии устойчивого развития. Деятельность малых и средних предприятий в области социальной ответственности выходит за рамки этических целей - они повышают ценность компаний и улучшают ее имидж.

В современных условиях реализация принципов социальной ответственности малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью осуществления общественно полезной деятельности бизнеса. Следование стратегии устойчивого развития осуществляется в совокупности с развитием внутреннего производства, что опосредовано необходимостью повышения уровня устойчивости и способности к самообеспечению в современной российской экономике. Подобные условия обосновывают реализацию государственной поддержки, направлены на развитие малого и среднего бизнеса, а также на расширение их зон ответственности.

Социальная ответственность малого и среднего бизнеса играет значительную роль в системе взаимодействия внутри экономической системы. С одной стороны, следование ее принципам позволяет привлекать большее количество клиентов, инвесторов, повышать рейтинги и улучшать имидж компаний. С другой стороны, именно у субъектов малого и среднего бизнеса объем свободных средств не всегда позволяет делать значительный вклад в развитие социального компонента, в том числе в осуществление социально ответственной деятельности. Данное противоречие отражает специфику функционирования предприятий в условиях следования повестке устойчивого развития.

Осуществление социально ответственной деятельности малого и среднего бизнеса можно рассматривать и как возможность для доступа к финансовым ресурсам. Социально ориентированные инвесторы учитывают все показатели при принятии решений. Компании оцениваются с точки зрения финансовых перспектив, этических, экологических и социальных последствий их деятельности, поскольку считается, что интеграция целей устойчивого развития в бизнес-стратегию обеспечивает улучшение финансовых результатов в долгосрочной перспективе, что в свою очередь влияет на эффективность инвестиций. Соответственно, социально ответственная деятельность представляет собой бизнес-возможность для компаний по привлечению финансовых ресурсов и расширению сферы деятельности.

Таким образом, социальная ответственность малого и среднего бизнеса - это одновременно и обязательства, и бизнес-возможности для компаний. Первые можно рассматривать как ответственность, связанную с экономической функцией организации, регулируемую правовой базой и вытекающую из этических норм или ожиданий общества по отношению к бизнесу. Социальная ответственность становится возможностью для предпринимательства, как только она интегрируется с бизнес-стратегию. В результате социально ответственная деятельность открывает широкие перспективы для компаний в разных направлениях, проявляясь в получении конкурентного преимущества и улучшении финансовых результатов.

Внутреннее корпоративное управление помогает максимизировать прибыль фирмы, а социальная ответственность является одним из действенных способов повысить уровень внутреннего корпоративного управления, поскольку повышает эффективность деятельности фирм. Представим графически процесс влияния социальной ответственности на деятельность малых и средних предприятий на основе выявленных драйверов развития (рис. 2).

Исходя из данных, отраженных на рис. 2, установленные в результате проведенного исследования драйверы развития социальной ответственности предпринимательства играют колоссальную роль в выстраивании стратегии планирования деятельности компании как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Необходимо более детально рассмотреть показатели социально ответственного предпринимательства. В первую очередь это касается финансовых критериев. В данном случае анализируется не прибыльность или рентабельность, а показатели, связанные с отчислениями на обучение и повышение квалификации сотрудников, на премирование и материальное поощрение отличившихся работников, а также определяемые социальными инвестициями. Кроме того, затраты, сопряженные с инновационной деятельностью, также включаются в данный список, так как она по своей сути связана с изменением социальных аспектов в сторону их развития. Малое и среднее предпринимательство в основном сопровождается реализацией внутренних затрат, направленных на развитие персонала, в то время как крупные предприятия чаще используют каналы социального инвестирования. При этом необходимо отметить, что в случае с малым и средним предпринимательством указанные показатели стоит рассматривать в относительных значениях для выявления тенденций и возможности проведения сравнительного анализа.

Движущие силы социальной ответственности

Акционеры Инвесторы Менеджеры Стейкхолдеры Сотрудники Клиенты Конкуренты Государство

Корпоративное управление

Цели, задачи

О

Формирование социальной ответственности

О

Показатели социально ответственного предпринимательства

Финансовые показатели Репутация и доверие Имидж Удовлетворенность клиентов Лояльность

Рисунок 2 - Процесс влияния социальной ответственности на деятельность малых и средних предприятий на основе выявленных драйверов развития

Figure 2 - The Process of Social Responsibility Impact on Small and Medium-Sized Enterprises Based on the Identified Drivers for Development

Следующая группа показателей связана с репутацией и доверием. Данные явления находятся в тесной взаимосвязи, что подтверждается тем, что в случае снижения одного из показателей обязательно произойдет спад значений другого. Важность репутации и доверия связана с тем, что их повышение занимает длительное время, при этом в случае возникновения негативных ситуаций или кейсов значительно повышается вероятность трансформации мнения клиентов и других стейкхолдеров. Оценка репутации может проводиться при помощи опросов потребителей, конкурентов и поставщиков. Анализ доверия социально ответственному предприятию связан с изучением нескольких аспектов его проявления: по отношению к собственно предприятию, его продукции или услугам, а также к производственному процессу.

Имидж в определенной степени связан с репутацией, однако имеет иную природу происхождения. Его основу составляет четкая стратегия развития, которая реализуется благодаря грамотному позиционированию. На имидж малого или среднего предприятия, которое стремится к повышению социальной ответственности, влияет частота освещения результатов деятельности, их направленность, а также активизация коммуникации с потребителями. Формирование необходимого имиджа особенно важно для средних предприятий, так как они имеют больше ресурсов и возможностей для реализации выбранной стратегии и улучшения результатов.

Удовлетворенность клиентов оказывает значительное влияние на устойчивость малого и среднего предпринимательства, а также выступает в качестве показателя оценки эффективности выбранной стратегии развития. При этом повышение удовлетворенности клиентов само по себе несет социальный эффект. Оценка данного показателя может проводиться на основе анализа финансовых достижений организации и учитывать данные опросов клиентов. Гибридный подход позволяет более детально исследовать потенциальные проблемные аспекты, возникающие в ходе взаимодействия предприятия с потребителями.

Заключительным показателем в плане нашего анализа выступает лояльность. В большинстве случаев его связывают с потребителями, однако он может отражать отношение не только этой группы стейкхолдеров. Лояльность проявляется также в поведении поставщиков, контрагентов, а также сотрудников предприятия. Повышение ее позволяет малым и средним предприятиям увеличивать шансы на выживаемость в условиях кризисов или иных непредвиденных обстоятельств. Данное положение может выражаться в сохранении рабочего штата и удерживании потребительского спроса в критических ситуациях.

Таким образом, показатели социально ответственного предпринимательства позволяют оценить различные аспекты деятельности малых и средних предприятий на предмет общественно значимого эффекта от нее.

Заключение. Сказанное позволяет нам заключить, что интеграция принципов социальной ответственности в деятельность малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших компонентов, определяющих его развитие в условиях актуализации повестки устойчивого развития. Значительное внимание следует уделять драйверам развития, так как каждый из них

является необходимым актором в системе социальной ответственности предпринимательства, поэтому учет потребностей, целей и мотивов каждого из них позволит реализовывать принципы социальной ответственности предприятиям малого и среднего масштаба более эффективно.

Рассмотрение социальной ответственности как бизнес-возможности для малого и среднего бизнеса основано на добровольном характере ее внедрения, хотя следует отметить, что трата ресурсов в этом направлении может быть не так выгодна, как инвестирование в улучшение практики управления персоналом, когда целью является повышение вовлеченности сотрудников в процесс достижения корпоративных целей. Возникает вопрос: что заставляет компании в такой ситуации выбирать социальную ответственность, последствия которой связаны с большей неопределенностью, чем альтернативные действия? В таком случае социальную ответственность можно рассматривать как обязательство, вытекающее из ожидания заинтересованных сторон. Гармоничные отношения с ними являются основной целью реализации социально ответственной деятельности компаний. Хотя существуют различные взгляды на взаимоотношения организации со своими стейк-холдерами; культурные и этические нормы, установленные в обществе, представляют собой основную характеристику, на основе которой должны формироваться эти отношения.

Следование стратегии устойчивого развития осуществляется в совокупности с развитием внутреннего производства, что опосредовано необходимостью повышения уровня устойчивости и способности к самообеспечению в современной российской экономике. Именно поэтому изучение особенностей реализации принципов социальной ответственности малого и среднего предпринимательства позволит усовершенствовать систему.

Список источников:

Вовченко Н.Г., Андреева О.В. Развитие корпоративной социальной ответственности в современных экономических условиях // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021. Т. 2, № 4. С. 233-248. https://doi.org/10.18334/social.2.4.113593.

Измайлова М.А. Устойчивое развитие как новая составляющая корпоративной социальной ответственности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. Т. 12, № 2. С. 100-113. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2021.12.2.100-113.

Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании / А.В. Вавилина [и др.] // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6, № 4. С. 425-436. https://doi org/10.18334/lim.6.4.41313.

Лукашевич В.В., Лукашевич А.В. Социальная ответственность бизнеса и развитие малого предпринимательства в России // Вестник Национального института бизнеса. 2019. № 36. С. 75-84.

Макаров И.Н., Назаренко В.С., Дробот Е.В. Корпоративная социальная ответственность как элемент взаимодействия компании со стейкхолдерами // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021. Т. 2, № 2. С. 113-128. https://doi.org/10.18334/social.2.2.112183.

Турнаев Р.С. Социальная ответственность бизнеса // Трибуна ученого. 2021. № 2. С. 271 -276.

Щурина С.В. Устойчивое развитие российского бизнеса в контексте современных глобальных процессов // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13, № 4. С. 99-109. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2020-13-4-99-109.

Янцен А.В., Доронина П.Н. Социальная ответственность государства в сфере обеспечения социальной защиты населения // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 7 (47). С. 274-277.

Latapi Agudelo M.A., Johannsdottir L., Davldsdottir B. A Literature Review of the History and Evolution of Corporate Social Responsibility // International Journal of Corporate Social Responsibility. 2019. Vol. 4, iss. 1. Р. 1-23. https://doi.org/10.1186/s40991-018-0039-y..

Nan Ye, Tung-Boon Kueh, Lisong Hou, Yongxin Liu, Hang Yu. A Bibliometric Analysis of Corporate Social Responsibility in Sustainable Development // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 272. Р. 122679. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2020.122679.

Tiep Le Thanh, Ngo Quang Huan, Tran Thi Thuy Hong. Effects of Corporate Social Responsibility on SMEs' Performance in Emerging Market // Cogent Business & Management. 2021. Vol. 8, iss. 1. Р. 187-194. https://doi.org/10.1080/23311975.2021. 1878978.

Yusrizal M. State-Owned Enterprise Partnership Program as a Form of Corporate Social Responsibility to Small and Medium Enterprises // Randwick International of Social Science Journal. 2021. Vol. 2, iss. 4. Р. 535-545. https://doi.org/10.47175/rissj.v2i4.334.

References:

Izmailova, M. A. (2021) Sustainable Development as a New Component of Corporate Social Responsibility. MIR (Modernization. Innovation. Research). 12 (2), 100-113. Available from: doi:10.18184/2079-4665.2021.12.2.100-113. (In Russian).

Latapl Agudelo, M. A., Johannsdottir, L. & Davldsdottir, B. (2019) A Literature Review of the History and Evolution of Corporate Social Responsibility. International Journal of Corporate Social Responsibility. 4 (1), 1 -23. Available from: doi:10.1186/s40991 -018-0039-y.

Lukashevich, V. V. & Lukashevich, A. V. (2019) Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa i razvitie malogo predprinimatel'stva v Rossii [Social responsibility of business and development of small entrepreneurship in Russia]. Bulletin of the National Institute of Business. (36), 75-84. (In Russian).

Makarov, I. N., Nazarenko, V. S. & Drobot, E. V. (2021) Corporate Social Responsibility as an Element of the Company's Interaction with Stakeholders. Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility. 2 (2), 113-128. Available from: doi:10.18334/so-cial.2.2.112183. (In Russian).

Nan Ye, Tung-Boon Kueh, Lisong Hou, Yongxin Liu & Hang Yu (2020) A Bibliometric Analysis of Corporate Social Responsibility in Sustainable Development. Journal of Cleaner Production. 272, 122679. Available from: doi:10.1016/j.jclepro.2020.122679.

Shchurina, S. V. (2020) Sustainable Development of Russian Business in the Context of Modern Global Processes. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 13 (4), 99-109. Available from: doi:10.26794/1999-849X-2020-13-4-99-109. (In Russian).

Tiep Le Thanh, Ngo Quang Huan & Tran Thi Thuy Hong (2021) Effects of Corporate Social Responsibility on SMEs' Performance in Emerging Market. Cogent Business & Management. 8 (1), 187-194. Available from: doi:10.1080/23311975.2021. 1878978.

Turnaev, R. S. (2021) Social Business Responsibility. Tribuna uchenogo. (2), 271-276. (In Russian).

Vavilina, A. V., Komarova, T. V., Velencei, J. & Reicher, R. Z. (2019) Corporate Social Responsibility as an Element of the Business Strategy of the Company. Leadership and Management. 6 (4), 425-436. Available from: doi:10.18334/lim.6.4.41313. (In Russian).

Vovchenko, N. G. & Andreeva, O. V. (2021) Development of Corporate Social Responsibility in Modern Economic Conditions. Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility. 2 (4), 233-248. Available from: doi:10.18334/social.2.4.113593. (In Russian).

Yantsen, A. V. & Doronina, P. N. (2020) Social Responsibility of the State in the Field of Social Protection of the Population. Sciff. Questions of Students Science. (7 (47)), 274-277. (In Russian).

Yusrizal, M. (2021) State-Owned Enterprise Partnership Program as a Form of Corporate Social Responsibility to Small and Medium Enterprises. Randwick International of Social Science Journal. 2 (4), 535-545. Available from: doi:10.47175/rissj.v2i4.334.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах П.Ш. Шихгафизов - кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=541239

В.М. Ераносян - кандидат политических наук, доцент, доцент департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

Вклад авторов:

П.Ш. Шихгафизов - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии, написание исходного текста.

В.М. Ераносян - доработка текста, написание введения, написание заключения.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors P.Sh. Shikhgafizov - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=541239

V.M. Yeranosyan - PhD in Political Science, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Contribution of the authors: P.S. Shikhgafizov - academic advising; concept study; methodology development, source text writing.

V.M. Yeranosyan - revision of the text, writing an introduction, writing a conclusion.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.