М. М. Степанов
Особенности реализации принципа состязательности сторон в советском суде в годы Гражданской войны в России (1918-1920)
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в качестве одного из принципов уголовного судопроизводства называет принцип состязательности сторон (ст. 15 УПК РФ), который закрепляет равенство сторон обвинения и защиты. Сторона обвинения в соответствии со ст. 37 УПК РФ представлена, прежде всего, прокурором, сторона защиты в соответствии со ст. 49 УПК РФ, - как правило, адвокатом.
Принцип состязательности стал важнейшим принципом уголовного судопроизводства в ходе проведения судебной реформы 1864 г. Тогда же были созданы институты государственного обвинения и защиты, без которых этот принцип не мог быть реализован.
Однако в истории российского уголовного процесса существовал период, когда право на защиту и принцип состязательности реализовывались при отсутствии прокуратуры и адвокатуры. И даже более того - ставилась под сомнение целесообразность организации судопроизводства на основе принципа состязательности, предлагалось организовать суд без обвинения и защиты1. Этот период -первые годы советской власти, включая период Гражданской войны (1918-1920).
Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. на местах стали ликвидировать все судебные институты старой власти, в том числе прокуратуру и адвокатуру. Разрешение уголовных и гражданских дел поручалось специальным органам, действовавшим под разными наименованиями. Судьи в них, как правило, избирались советами. Эти новые революционные суды действовали на началах коллегиальности. В их состав входили постоянные судьи и временные судьи-заседатели. Судопроизводство было гласным, обвиняемым обеспечивалось право на защиту. При принятии решений судьи руководствовались своей социалистической совестью и революционным правосознанием2.
Накопленный опыт судебного строительства был обобщен принятием 24 ноября 1917 г. Декрета о суде (Декрет о суде № 1)3. Декрет ликвидировал все старые судебные органы: окружные суды, судебные палаты и сенат со всеми департаментами, военные и мор-
1 Пролетарская революция и право. 1918. № 7.
2 Кожевников М.В. История советского суда. М. 1948. С. 24.
3 СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
208
ские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Кроме того, были упразднены институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.
В роли обвинителей и защитников в соответствии с декретом допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Таким образом, обвинение и защита были максимально демократичны и приближены к населению. Специальная организация защиты не была создана. Фактически была узаконена судебная защита в том виде, который сложился на практике до принятия декрета. Л.П. Рассказов считает, что «такая формулировка, не устанавливающая форму организации судебной защиты, позволяла организовывать судебное дело без состязательности»1. При этом он забывает о том, что не была установлена и форма организации обвинения. Поэтому и обвинение, и защита находились в равных условиях, что как нельзя более соответствует принципу состязательности.
Позднее были приняты еще несколько декретов о суде. Так, 7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде № 22. В нем закреплялись гласность, устность и состязательность процесса, право обвиняемого на защиту, обжалование и пересмотр приговоров по мотивам их несправедливости. Поэтому можно отметить, что декрет развивал демократические принципы правосудия и был направлен на дальнейшее укрепление советской судебной системы3.
Принципиальным новшеством в деле реализации принципа состязательности стало создание при Советах депутатов коллегии правозаступников, из которой назначались обвинители и защитники в процессе. Только эти лица имели право выступать в суде за плату. Кроме основного обвинителя и защитника по делам могли выступать дополнительно один обвинитель и один защитник из публики. Таким образом, Декретом о суде № 2 были созданы первые советские организации обвинения и защиты. Это было вызвано тем, что стало очевидным, что обвинение и защита в суде нуждаются в соответствующей организации. Общегражданское осуществление этих функций не удовлетворяло возникшим потребностям. Кроме того, право любого гражданина выступать в суде в качестве защитника привело к тому, что ими становились бывшие адвокаты по соглашению с подсудимыми.
1
1 Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа. 1994. С. 71.
2 СУ РСФСР. 1918. № 26. Ст. 347.
3 Мишунин П.Г. Очерки по истории советского уголовного права (19171918 гг.). М. 1954. С. 63.
209
Итог первому году строительства советского суда был подведен «Положением о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г., которое учреждало в пределах РСФСР единый народный суд1. Положение преобразовало коллегии правозаступников в коллегии защитников и обвинителей. Они образовывались при исполкомах губернских и уездных Советов рабочих и крестьянских депутатов. Члены коллегии избирались и отзывались Советами и получали заработную плату от НКЮ РСФСР в размере, установленном для народных судей. По делам, которые рассматривал народный суд с участием шести народных заседателей, об убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, а также во всех случаях, когда по делу выступал обвинитель, участие защитника было обязательным.
Однако в связи с тем, что коллегии защитников себя не оправдали, в них проникали старые адвокаты, которые злоупотребляли доверием и получали высокие гонорары, организация защиты снова была изменена. «Положение о народном суде РСФСР», утвержденное ВЦИК 21 октября 1920 г.2, положило в ее основу принцип общественной (трудовой) повинности. Это означало, что суды привлекали в качестве защитников граждан, способных выполнять эту обязанность, для чего исполкомы составляли особые списки. Выделенные для исполнения обязанностей защитника лица освобождались от своей основной работы на требуемый судом срок, и за ними сохранялась заработная плата по месту работы. Если же защитник не работал, то он получал минимальную заработную плату, установленную для данной категории лиц.
Одновременно с общей судебной системой была создана система революционных трибуналов, которые представляли собой особые суды, учреждаемые для рассмотрения наиболее важных дел.
28 ноября 1917 г. было издано «Руководство для устройства революционных трибуналов»3. В нем давались конкретные рекомендации по их созданию и деятельности. Так, в Руководстве говорилось, что революционные трибуналы и следственные комиссии имели право назначать от себя по каждому делу как защитников, так и обвинителей.
19 декабря 1917 г. НКЮ была издана инструкция «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» («Инструкция революционным трибуналам»)4. Согласно инструкции
1 СУ РСФСР. 1918. № 85. Ст. 889.
2 СУ РСФСР. 1920. № 83. Ст. 407.
3 Известия ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 28 ноября 1917 г. № 238.
4 СУ РСФСР. 1917. № 12. Ст. 170.
210
заседания революционных трибуналов должны были проходить публично. Их приговоры выносились большинством голосов. Судебное следствие производилось при участии обвинения и защиты, велся стенографический протокол всего заседания. При революционных трибуналах путем свободной записи всех желающих, предоставивших рекомендации Советов, учреждались коллегии правозаступников, из состава которых приглашались обвинители и защитники. Кроме них, в процессе также могли принять участие по одному обвинителю и одному защитнику из числа присутствующих в зале.
12 апреля 1919 г. было издано «Положение о революционных трибуналах»1. Положение завершило формирование системы революционных трибуналов как чрезвычайных революционных судов, обладавших широкими полномочиями в области правосудия по уголовным делам. Так, решение вопроса о допуске обвинения и защиты предоставлялось самому трибуналу. Однако если в процессе участвовал обвинитель, то обязательно должен был участвовать и защитник.
18 марта 1920 г. было принято еще одно «Положение о революционных трибуналах»2. Оно установило единообразие судопроизводства во всех действовавших в то время трибуналах -губернских, военных и военно-железнодорожных. При этом достаточно подробно был регламентирован процессуальный порядок деятельности трибуналов.
Положение возлагало на трибуналы обязанность проверять обоснованность обвинения и обсуждать ходатайства обвиняемого. Оно закрепляло права обвиняемого знакомиться по окончании следствия со всеми материалами дела, в судебном заседании задавать вопросы свидетелям, давать свои объяснения и произносить последнее слово.
Кроме того, Положение расширяло и права трибуналов. Так, им предоставлялось право отказываться от вызова и допроса свидетелей при ясности их показаний во время предварительного следствия и право прекращать судебное следствие в любой момент при признании обстоятельств дела достаточно выясненными. Трибуналы имели право отказывать в допуске обвинителя и защитника и не допускать прения сторон.
Отдельную систему трибуналов составляли Революционные военные трибуналы, которые действовали в Красной армии. Они стали создаваться в 1918 г. на отдельных фронтах и в армиях. Именовались они по-разному: военно-полевыми сессиями, чрезвычай-
1 СУ РСФСР. 1919. № 13. Ст. 132.
2 Там же. 1920. № 22-23. Ст. 115.
211
ными «тройками», военно-революционными трибуналами. Неодинаковы также были их состав и порядок деятельности1.
Поэтому 14 октября 1918 г. Реввоенсовет республики издал приказ № 94, который учреждал систему военных трибуналов. После этого военные трибуналы стали создаваться во всех армиях. В начале 1919 г. была образована целая сеть революционных военных трибуналов: Революционный военный трибунал республики (РВТР), революционные военные трибуналы фронтов, революционные военные трибуналы армий. Несколько позднее были сформированы отделы революционных военных трибуналов армий при дивизиях, в отдельных бригадах. С 1 января 1920 г. стали создаваться революционные военные трибуналы и в тылу2.
Процессуальных норм, регулирующих порядок рассмотрения дел в военных трибуналах, принято не было. Поэтому на практике они часто разрешались среди массы военнослужащих с участием обвинения и защиты.
Кроме названных выше, существовали и особые трибуналы. Так, Постановлением НКЮ от 18 декабря 1917 г. при революционных трибуналах были образованы особые революционные трибуналы, ведению которых подлежали «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати...»3.
Заседания трибуналов происходили публично. При этом в качестве обвинителей и защитников имели право участвовать в деле по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что принцип состязательности сторон, несмотря на предложения его упразднить, продолжал оставаться в годы Гражданской войны одним из основных принципов советского судопроизводства.
Изменения организационно-правовых форм институтов обвинения и защиты были вызваны рядом причин. Первоначально это были идеологические причины - желание разрушить старую судебную систему со всеми ее атрибутами. В последующем изменения были обусловлены необходимостью реформирования новых общественных форм организации обвинения и защиты, которые показали свою неэффективность, и их создания на профессиональной основе.
1 Кожевников М.В. Указ. Соч. С. 91.
2 Титов Ю.А. Развитие системы Советских революционных трибуналов. М.
1987. С. 59.
3 СУ РСФСР. 1917. № 10. Ст. 156.
212