ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦИФРОВОГО ГРАЖДАНИНА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
П.С. Сивоконева, младший научный сотрудник В.Д. Гаврилова, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-5-206-209
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01342 «Правовая культура цифровых граждан».
Аннотация. Авторы обосновывают целесообразность концепции цифрового гражданства в условиях цифровизации многих предметов правового регулирования. Приведена отечественная и зарубежная практика взаимодействия цифрового гражданина и государства в рамках электронного и цифрового правительства, и правосудия, преодоления цифрового разрыва. По мнению авторов, особенности реализации правового статуса цифрового гражданина заключаются в модификации форм и способов стандартного юридически значимого поведения в цифровой среде.
Ключевые слова: цифровое гражданство, цифровой гражданин, правовая культура, правовой статус, цифровой разрыв.
Масштабы цифровизации привели к распространенному сетевому взаимодействию граждан, юридических лиц и государства по вопросам общественной жизни, составляющим предметы правового регулирования: избирательные и судебные процессы, здоровье, закупки для государственных и муниципальных нужд и отдельными видами юридических лиц и так далее.
Данные процессы влияют на институт гражданства. Возникают: 1) новые способы и формы реализации прав (например, дистанционное электронное голосование, далее -ДЭГ); 2) новые возможности, претендующие на роль новых «цифровых» прав и свобод (выход, идентичность, отключение); 3) новые гарантии для личности (цифровая конфиденциальность и др.).
Эти вопросы актуальны и в контексте индивидуального предпринимательства, участия граждан в деятельности юридических лиц: например, при работе с ЕИС в сфере закупок. Примечательно, что проведение закупок для государственных нужд в цифровом формате вызвало ряд ограничений и нарушений прав предпринимателей. Например, судья ЕАЭС Т.Н. Нешатаева в Особом мнении заметила серьезные международно-правовые ограниче-
ния цифровизации (по вопросам обеспечения заявок) по сравнению с опережающим и не противоречащим национальным правом [1]. В другом деле ошибки в трактовке цифрового кода товара привели к тому, что предприниматели систематически переплачивали денежную сумму за товар (Комиссия ошибочно отнесла товар к другой классификационной группе ТН ВЭД ЕАЭС), однако ЕАЭС поддержал доводы предпринимателей [2].
Приведенные судебные дела отражают специфичные отношения, возникающие в связи с цифровизацией бизнеса и правового статуса личности. Цифровые граждане-предприниматели рассчитывают на удобство (дело об обеспечении заявок) и отсутствие ошибок цифровизации (дело об ошибке Комиссии при работе с ТН ВЭД ЕАЭС). Отметим, что предприниматели не сразу обнаружили ошибку Комиссии при работе с цифровыми кодами. Думается, это затрагивает цифровые компетенции, которыми гражданин должен обладать в современных реалиях. Такой подход к пониманию цифрового гражданства является педагогическим.
Вместе с тем, следует учитывать, что гражданин реализует права и обязанности с учетом как цифрового образования, мышления и гра-
мотности, так и цифровой идентичности и поведения, упомянутых ранее цифровых прав, форм и гарантий цифровой деятельности. В научной литературе справедливо указывается, что любой продукт цифровизации - это не просто вертикальное общение гражданина и государства, а возможность учета потребностей населения и его развития [3, с. 11]. Добавим, что это актуально и в трудовых отношениях, где у работника - цифрового гражданина - появляется право на отключение после завершения дистанционной работы. Это может быть: 1) законным правом на отдых; 2) «протестом» на требования работодателя «задержаться» в сети; 3) выходом в отпуск за свой счет.
В этой связи считаем, что цифровое гражданство - новая форма синтеза традиционных процедур и цифровых технологий, расширяющая возможности личности для осуществления ее законных прав, свобод и интересов. Правовой статус цифрового гражданина следует представить как особую разновидность специализированного (на стыке специального и индивидуального) правового статуса гражданина, отличающуюся детализацией и пер-сонализацией возможностей и правопритяза-ний общего правового статуса.
Представляется полезным сравнить отечественную и зарубежную практику электронного и цифрового правительства с точки зрения взаимодействия с гражданами и понятности платформы, поскольку это позволит подробно проследить выделенные элементы и признаки цифрового гражданства, правового статуса такого гражданина.
Органы публичной власти прилагают достаточно усилий для совершенствования алгоритмов цифрового гражданина: лицо должно понимать, как пользоваться продуктами цифровизации, что и где найти, куда отправить значимые для жизни документы и прочее. Это заметно на примере портала РФ «Госуслуги», содержащего ДЭГ, разъяснения относительно того, как создать ИП, возможность оплатить штраф, записаться к врачу и так далее.
Аналогичное взаимодействие с ведомствами через один сайт предлагают ОАЭ (Ы^://и.ае/), присутствуют и элементы правосудия (например, в разделе юстиции разъясняется, что информация о штрафах в приго-
воре автоматически попадает в соответствующую службу [4]). Платформа имеет хороший потенциал для развития цифрового образования согласно разработанной ОАЭ Политике единой цифровой платформы, Политике цифровых клиентов и цифровых государственных услуг [5]. Вместе с тем, на портале ОАЭ лишь небольшое внимание уделяется алгоритмизации действий цифрового гражданина (сервер отвечает на вопрос «Почему так?», а не «Что делать?»). Думается, преимуществом портала РФ являются последовательные алгоритмы.
Отметим, что не все государства предоставляют публичные услуги в рамках единого портала электронного правительства: например, граждане республики Мальта обращаются в учреждения через разные сайты. Граждане и резиденты Мальты должны посещать паспортный стол лично и вживую принимать от Макаров! документы, взаимодействовать с сотрудниками органов ЗАГС [6], однако уклон на цифровизацию государства не вызывает сомнений.
Выделим следующие структуры Мальты, имеющие сайты, и продемонстрируем, как цифровые граждане взаимодействуют с государством.
Во-первых, Управление идентификацией граждан и реализации миграционных процессов (https://identita.gov.mt/). Платформа особо актуальна, поскольку законодательство Мальты требует менять паспорт с большой периодичностью. Цифровой гражданин может забронировать онлайн время для посещений органов, которые изготавливают документы, а также ознакомиться с ответами на типичные вопросы о паспортном столе, публичных реестрах (например, что делать, если пара решила пожениться). Функционирование сайта совершенствует процедуру получения цифровым гражданином электронного паспорта, документов о проживании (как постоянный или временный вид на жительство в РФ), а также актов гражданского состояния.
Во-вторых, Агентство по делам сообщества Мальты (https://komunita.gov.mt/en/). На данном сайте так же содержится ряд разъяснений по вопросам приобретения гражданства Мальты и отказа от него, получения свидетельства о гражданстве. Вместе с тем, сайт сам по себе не является площадкой для связи
с представителями органов власти (это осуществляется через мобильный номер или электронную почту).
В-третьих, Агентство местных систем правоприменения (LESA, https://les.gov.mt/). На наш взгляд, данный ресурс делает акцент не на разъяснениях, а на взаимодействии. Так, граждане: 1) оплачивают выписанные полицией и общественными инспекторами штрафы; 2) взаимодействуют с комиссарами по правосудию в рамках местных трибуналов; 3) следят за расписанием судебных заседаний и уведомляют органы об уважительности своей неявки; 4) обращаются в Агентство с петициями.
Следует признать интересным разделение функций учреждений Мальты на разных сетевых платформах. Вместе с тем, из представленных порталов наиболее сильное взаимодействие цифрового гражданина через цифровую платформу осуществляется на портале Агентства местного правоприменения.
Рассматривая модели взаимодействия цифрового гражданина и государства, отметим, что расположение лаконичной и точной информации является удачным как на единой платформе (РФ, ОАЭ, Исландия, Корея и др.), так и на нескольких (Мальта и др.).
Вклад стран в преодоление цифрового разрыва и правовую культуру цифрового гражданина заметен не только при анализе соответствующих платформ, но и при изучении нормативных аспектов реализации правового статуса цифрового гражданина.
Например, Закон Франции (2016 г.) «О цифровой республике» [6] не ограничивается общими принципами, электронными заказными письмами для граждан и детализацией
законодательства о персональных данных (1978 г.).
Например, законодатель Франции регламентирует правовой статус профессионального игрока в видеоигры, который заключает срочный трудовой договор. В контексте исследования считаем это значимым, поскольку имеется связь с цифровыми платформами и метавселенными, где допускаются определенная собственность и правомочия. Если ранее гражданин совершал определенные правонарушения, то в рамках видеоигры цифровой гражданин не может быть аниматором, арбитром или тренером.
Вместе с тем, видится наиболее значимым раздел III «Цифровой доступ», поскольку он содержит конкретные меры для достижения цифрового равенства инвалидов и обычных граждан: универсальная телефонная связь, изменение структуры общедоступных страниц таким образом, чтобы слабовидящие или глухонемые могли понимать содержание сайтов, работа со связью и т.д.
Таким образом, особенности реализации правового статуса цифрового гражданина заключаются в модификации форм и способов стандартного юридически значимого поведения в цифровой среде. Цифровизация многих предметов правового регулирования неизбежна, что требует от гражданина цифровых компетенций и создает предпосылки для цифрового разрыва. Из анализа нормативной и правоприменительной практики России и других стран следует, что государства вносят вклад в упрощение цифровых платформ и публичных информационных порталов, развитие правовой культуры лица в цифровой среде.
Библиографический список
1. Особое мнение судьи Т.Н. Нешатаевой от 22.11.2022 по делу ЕАЭС № СЕ-2-2/1-22-БК. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/8cb/Osoboe-mnenie-Neshataevoy-_1_pdf (дата обращения: 27.10.2024).
2. Решение ЕАЭС от 14 апреля 2021 г. № СЕ-1-2/2-21-КС // СПС «КонсультантПлюс».
3. Судоргин О.А. Концепция и перспективы развития электронного правительства во Франции // Политика и общество. - 2018. - №1.
4. Proactive Services. Ministry of Justice. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moj.gov.ae/en/services/proactive-services.aspx (дата обращения: 30.10.2024).
5. Digital Participation. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moj.gov.ae/en/eparticipation.aspx (дата обращения: 30.10.2024).
6. Loi № 2016-1321 du 7 octobre 2016 pour une République numérique. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000033202746 (дата обращения: 30.10.2024).
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE LEGAL STATUS OF A DIGITAL CITIZEN IN RUSSIA AND ABROAD: REGULATORY AND LAW ENFORCEMENT
ASPECTS
P.S. Sivokoneva, Junior Researcher V.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The authors substantiate the expediency of the concept of digital citizenship in the context of digitalization of many subjects of legal regulation. The article presents the domestic and foreign practice of interaction between a digital citizen and the state within the framework of electronic and digital government and justice, bridging the digital divide. According to the authors, the specifics of the implementation of the legal status of a digital citizen consist in modifying the forms and methods of standard legally significant behavior in the digital environment.
Keywords: digital citizenship, digital citizen, legal culture, legal status, digital divide.