УДК 336.763; 336.774
особенности реализации отношений секьюритизации в отечественной экономике и их эффективность
р. р. хасанов,
аспирант кафедры экономической теории
E-mail: ramilkhasanov@gmail. com
НОУ ВПО Академия управления «ТИСБИ»
В статье рассматриваются отношения секьюритизации через призму отечественных экономических реалий; предпосылки возникновения, история становления и развития отношений секьюритизации как инновационных отношений в отечественной экономике; вопросы адаптации отечественных хозяйствующих субъектов к изменившимся условиям реализации отношений секьюри-тизации на локальном рынке в свете недавних кризисных явлений на международных рынках.
Ключевые слова: отношения секьюритизации, хозяйствующие субъекты, транзакции, рефинансирование, активы отношений секьюритизации, кредитные отношения, ипотечные отношения, трансграничные отношения секьюритизации, локальные отношения секьюритизации.
Прогресс финансового рынка оказывает влияние на формирование в его структуре новых отношений, способных оживить рынок, укрепить платежеспособность, ликвидность и мобильность финансовых активов хозяйствующих субъектов, улучшить их финансовую составляющую. С середины ХХ в. финансовые отношения хозяйствующих субъектов на фондовом рынке планомерно приобретают статус главного источника привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Желания хозяйствующих субъектов не ограничивались лишь получением дополнительных финансовых средств, они искали пути, позволяющие эффективно использовать финансовые активы, укреплять финансовую устойчивость и ликвидность, регулировать финансовые риски. Тем самым хозяйствующие субъекты способствовали формированию в 1970-е гг. отношений секьюритизаци — одной из важней-
ших финансовых инноваций ХХ в., значительным образом изменивших характер традиционных финансовых отношений.
Отношения секьюритизации — это инновационная форма взаимодействия в мирохозяйственной практике между хозяйствующими субъектами различных форм собственности, секторов и рынков по вопросам финансирования и рефинансирования финансово-хозяйственной деятельности в экономической системе.
Субъектами отношений секьюритизации выступают различные хозяйствующие субъекты, такие как банки, промышленные и финансовые компании, а также государство. Объектами отношений секьюритизации могут выступать как активы, так и пассивы хозяйствующих субъектов.
Привлекательность отношений секьюрити-зации для хозяйствующих субъектов объясняется тем, что они открывают дополнительные возможности как для осуществления инвестиций в целях сохранения и приумножения капитала, так и для получения заемного финансирования. Инвестиционная возможность обеспечивается покупкой активов хозяйствующего субъекта в форме ценных бумаг, а потребность в заемном финансировании могут покрыть поступления от продажи на фондовом рынке собственных низколиквидных активов, которые в процессе реализации отношений секью-ритизации трансформируются в высоколиквидные ценные бумаги.
Широкое признание отношения секьюритизации получили сравнительно недавно. Распространение отношений секьюритизации в мировом масштабе ограничивалось не только трудностями
освоения из-за сложности структуры, но и с законодательными ограничениями и индивидуальными особенностями самих стран. Возникнув в 1970-х гг. из-за сложных институциональных и экономических условий в Соединенных Штатах Америки, лишь к 1980-м гг. они распространилась в других странах, и то преимущественно в тех, которые схожи с США правовыми системами — в Великобритании, Канаде, Японии. Широкое распространение отношения секьюритизации получили в Западной Европе к 1990-м гг., а в Центральной и Восточной Европе — только в новом веке. Таким образом, отношения секьюритизации, получив широкое распространение на Западе, начинают завоевывать и российский рынок.
Потребности хозяйствующих субъектов в прибыльных, при этом низкорискованных источниках привлечения финансовых ресурсов при существующих сложных экономических условиях из-за волатильности валютных курсов и цен на нефть и ужесточения требований надзорных органов служили катализатором развития отношений секью-ритизации в отечественной экономической системе. Необходимые условия для распространения отношений секьюритизации в России образуются благодаря развитию и модернизации кредитного и фондового рынков.
Предпосылки для распространения отношений секьюритизации в России были созданы еще в 1996 г. Правительство Российской Федерации, взяв за основу модель реализации отношений секьюритизации в США, создало ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (ОАО «АИЖК») [6, с. 25]. Инициатором создания выступил ряд федеральных органов во главе с Министерством финансов Российской Федерации. Модель развития отношений секьюритизации в США предполагает создание государственных учреждений, подобных «Фэнни Мэй», «Джинни Мэй» и «Фрэдди Мак», роль которых в России была отведена вновь созданному агентству. Образование агентства можно считать начальным шагом в распространении отношений секьюритизации в отечественной экономике.
Система реализации отношений секьюритизации, разработанная агентством совместно с «Фэнни Мэй» в 1998 г., предполагала выкуп дебиторской задолженности по ипотечным проектам у хозяйствующих субъектов банковского сектора с последующим рефинансированием на фондовой бирже. Для реализации этой системы ОАО «АИЖК» заключило ряд соглашений с хозяйствующими субъектами банковского сектора:
58 -
ОАО «Банк-ВТБ», АКБ «Национальный резервный банк» и ЗАО КБ «Европейский трастовый банк» на общую сумму 100 млн руб. [2, с. 54]. Получение определенной суммы хозяйствующими субъектами (в процентном соотношении каждому участвующему в соглашении полагалась определенная доля) обязывало их реализовывать ипотечные проекты со своими клиентами на определенных условиях (срок 10 лет, 15 % годовых, обеспечение приобретаемого жилья) и далее продавать образованную дебиторскую задолженность агентству, получая определенное комиссионное вознаграждение. Пул активов, основанный на дебиторской задолженности, ОАО «АИЖК» трансформирует в облигации с десятилетним сроком обращения, обеспеченные поступлениями по ипотечным проектам, гарантированные государством, и реализует их на фондовой бирже. Купонное вознаграждение по облигациям сознательно устанавливается ниже, чем процентные поступления по ипотечным проектам. Образованная разница направляется на комиссионное вознаграждение хозяйствующих субъектов банковского сектора, покрытие издержек на проведение транзакции и на расходы самого агентства. Оставшаяся сумма должна обеспечивать рефинансирование всей системы отношений.
По реализации отношений секьюритизации в 2001 г. были обговорены все условия, и установлены сроки. Для подготовки и организации процесса реализации отношений секьюритизации ОАО «АИЖК» заручилось поддержкой Международной финансовой корпорации, входящей в структуру Всемирного банка. Гарантийным обеспечением отношений секьюритизации служили федеральные средства на общую сумму 2 млрд руб. «Пилотный» проект предполагал размещения ипотечных активов на фондовой бирже в размере 200 млн руб. [5, с. 10]. Реализация проекта оказалась не столь успешной, как многие предполагали. В 2002 г. всего 160 млн руб. было задействовано на реализацию проекта, что составляло лишь 10 % от всего уставного капитала ОАО «АИЖК», созданного на федеральные средства исключительно ради осуществления проекта. Помимо этого часть средств уставного капитала ОАО «АИЖК» в размере 45 млн руб. была списана под формулировку «убытки прошлых лет». Таким образом, с момента создания и до конца 2005 г. ОАО «АИЖК» осуществило рефинансирование всего 64 ипотечных проектов, что составляет 0,16 % от общего количества ипотечных проектов, осуществленных в России, на сумму около 43 млн руб. [6, с. 25]. Начиная с 2006 г. ситуация для ОАО «АИЖК» стала улучшаться. В мае 2007 г.
ОАО «АИЖК» при содействии ЗАО «Первый ипотечный агент АИЖК» осуществило размещение активов в форме ценных бумаг, образованных в процессе реализации отношений секьюритизации. Организатором реализации отношений секьюритизации выступило ЗАО КБ «Ситибанк», разместившее ипотечные активы в форме ценных бумаг на сумму, превышающую 3 млрд руб.
Параллельно попытку запустить систему реализации отношений секьюритизации на основе активов ипотечных проектов инициировало правительство Москвы, где проблема жилищного строительства стоит наиболее остро. Разработанная в 1997—1998 гг. правительством Москвы методика реализации отношений секьюритизации при содействии Гарвардского университета Соединенных Штатов предполагала выделение порядка 10 млрд долл. банковскому сектору на реализацию отношений секьюритизации на основе ипотечных проектов [1, с. 173]. Однако финансовый кризис 1998 г. в России отсрочил реализацию проекта. Улучшение финансовой ситуации в 1999 г. способствовало перезапуску проекта, но с определенными корректировками.
Для обеспечения реализации проекта правительство Москвы создало ОАО «Коммерческий Банк «Московское ипотечное агентство» (КБ «МИА»). Схема реализации проекта была схожа с программой ОАО «АИЖК», за некоторым исключением. Во-первых, реализация ипотечных проектов хозяйствующими субъектами банковского сектора — партнерами КБ «МИА» — проводилась с условиями 30 %-ной предоплаты за приобретаемое жилье со стороны клиентов. Во-вторых, КБ «МИА» помимо собственно выкупа пула активов ипотечных проектов у своих партнеров самостоятельно осуществлял свои ипотечные проекты. Финансовой основой осуществления совместного проекта служили поступления от Гарвардского университета выделяемые правительству Москвы в качестве кредитных ресурсов.
Реализация отношений секьюритизации, проводимая КБ «МИА», не представляла систему отношений секьюритизации в классическом понимании. Ведь сначала предполагалось размещение облигаций, а лишь затем на привлеченные суммы планировалась покупка пула ипотечных активов. Первый выпуск облигаций КБ «МИА» разместил в конце 2002 г. на сумму 2,2 млрд руб. Обеспечением реализации отношений секьюритизации помимо ипотечных проектов служила гарантия правительства Москвы.
Впервые полноценная реализация отношений секьюритизации в России была проведена в 2004 г.
АКБ «Росбанк», который привлек 300 млн долл., используя услуги компании «Russian International Card Finance S. A. » [4, c. 11]. Активами реализации отношений секьюритизации служили кредитные карты, выпущенные АКБ «Росбанк». Данная транзакция носила трансграничный характер.
Первые локальные отношения секьюритизации осуществила компания «ИСО ГПБ-Ипотека» в 2006 г., разместившая на фондовой бирже ММВБ в форме ценных бумаг собственные ипотечные активы на сумму 3 млрд руб. [3, с. 7]. Транзакция имела большую значимость для российского рынка. Именно благодаря этой транзакции была продемонстрирована возможность реализации отношений секьюритизации в соответствии с российскими условиями.
Если посмотреть структуру реализации отношений секьюритизации, проводимых отечественными хозяйствующими субъектами, можно увидеть дисбаланс между локальными и трансграничными формами реализации отношений секьюритизации. С 2006 по 2009 г. отечественные хозяйствующие субъекты осуществили 18 крупных процессов реализации отношений секьюритизации на общую сумму свыше 2,8 млрд долл., при этом только лишь 5 процессов реализации отношений секьюритизации на общую сумму 800 млн долл. носили локальный характер. Как видно из этих данных, большинство форм реализации отношений секьюритизации, проводимых отечественными хозяйствующими субъектами, имело трансграничный характер. Трансграничные или оффшорные формы реализации отношений секьюритизации подразумевают, что права требования по пулу активов продаются специально созданному хозяйствующему субъекту вне Российской Федерации.
Достаточно сложный и длительный процесс реализации отношений секьюритизации, требующий взаимодействия большого числа вовлеченных сторон, наличия готовых схем и методов, отработанной базы и возможностей для реализации отношений секьюритизации, ведет к тому, что большинство отечественных хозяйствующих субъектов обращается на западные рынки, к западным специалистам. Весомыми аргументами в пользу реализации отношений секьюритизации на Западе в оффшорных зонах служат: а) наличие потенциального круга инвесторов, заинтересованных в приобретении активов отношений секью-ритизации в форме ценных бумаг; б) многолетняя практика реализации различных форм отношений секьюритизации; в) отсутствие ограничивающих барьеров со стороны государственных органов. К
- 59
тому же оффшорные зоны предоставляют отечественным хозяйствующим субъектам следующие преимущества: налоговые льготы; значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля; возможность реализации отношений секью-ритизации с резидентами в любой иностранной валюте; списание издержек на месте; анонимность, секретность финансовых отношений.
Несмотря на существенный перевес трансграничных форм реализации отношений секью-ритизации в России, имеются все условия для успешного развития локальных национальных форм реализации отношений секьюритизации. Рынок локальных национальных форм реализации отношений секьюритизации отечественных активов является одним из наиболее прогрессивных сегментов финансового рынка. Основную часть среди локальных национальных форм реализации отношений секьюритизации занимают отношения секьюритизации на основе активов ипотечных проектов. Учитывая общий объем ипотечных проектов, составляющий в суммарном исчислении порядка 5,2 трлн руб., можно предположить, что только по части размещения активов ипотечных проектов потенциальный объем рынка локальных национальных форм реализации отношений секьюритизации составляет более 2,6 трлн руб. Ежегодный рост рынка ипотечных проектов примерно на 30—35 % генерирует огромные активы на балансах хозяйствующих субъектов банковского сектора, подталкивая их к поиску новых источников рефинансирования, что способствует развитию локальных национальных форм реализации отношений секьюритизации.
Планы по реализации отношений секьюрити-зации ряда российских хозяйствующих субъектов банковского сектора оказались под угрозой по причине кризисных явлений, начавшихся в конце 2007 г. на мировых финансовых рынках, в первую очередь на долговом рынке США. Рост числа дефолтов ипотечных отношений с плохим кредитным качеством потянул за собой весь банковский сектор, многие хозяйствующие субъекты этого сектора оказались на грани банкротства. Учитывая тесные связи банковской системы с фондовым рынком, банкротство хозяйствующих субъектов банковского сектора непременно повлекло за собой банкротство хозяйствующих субъектов других секторов, участвующих прямо или косвенно в процессах реализации отношений секьюритизации. Вслед за США негативные последствия начали испытывать и европейские хозяйствующие субъекты, большая
часть из которых являлась покупателями активов в форме ценных бумаг, образованных в процессе реализации отношений секьюритизации в США.
Условия, предопределившие кризисные явления в Соединенных Штатах, основанные на ипотечных отношениях с плохим кредитным качеством, не возможны к воспроизведению в российских условиях, в первую очередь по масштабам вовлеченности как самих активов, так и по размеру рынка. К тому же повторение кризисных событий не входит в планы отечественных хозяйствующих субъектов, и многие из них будут учитывать ошибки, допущенные американской финансовой системой при реализации отношений секьюритизации. Поэтому, несмотря на августовский кризис ликвидности, многие отечественные хозяйствующие субъекты не намерены отказываться от реализации отношений секьюритизации как инновационной формы финансовых отношений. О готовности реализации отношений секьюритизации заявил ряд хозяйствующих субъектов банковского сектора, среди которых АКБ «Банк Москвы», ОАО «МДМ Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», КБ «Юни-аструм банк», ООО «Городской Ипотечный Банк» и др. В свете недавних событий ситуация выглядит обнадеживающей. Уже в 2011 г. на стороне банковского сектора могут оказаться не только стабилизация ситуации на мировых рынках, но и позитивные изменения в законодательстве. В целом условия для осуществления отношений секьюритизации в отечественной экономике становятся все более привлекательными.
Список литературы
1. Абрамов С. И. Инвестирование. М: Центр экономики и маркетинга, 2000.
2. Банки подключаются к ипотеке // Журнал «Финанс». 2003. № 21. С. 54. URL: http://www. finansmag. га/2615.
3. Герасимов А, Смоленчук Ф. Тенденции и перспективы российской секьюритизации // Биржевое обозрение. 2007. № 5 (43). С. 6-8.
4. Иванов О. М, Федотова С. Секьюритизации в России. Подведение итогов и взгляд в будущее // Энциклопедия российской секьюритизации — 2008. М. , 2008. С. 11-16.
5. Кузин А. Рублем по ипотеке // Финансовая Россия. 2001. № 43. С. 10.
6. Матюхин Г. Г. Ипотека: социальные, экономические и технические проблемы // Банковское дело. 2003. № 3. С. 25-27.