УДК 65.014.1
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АУТСОРСИНГА Е.А. Шамаев
Существующие научно-производственные организации не всегда бывают коммерчески успешны в силу определенной специфики, поэтому им необходима особая инфраструктура способствующая интеграции науки и производства, коммерциализации научных продуктов. В качестве такого интегратора выступает научно-производственный аутсорсинг
Ключевые слова: новый продукт, аутсорсинг, организация производства
В постоянно усиливающейся нестабильности рыночных условий сроки создания новой продукции имеют чрезвычайно важное и, как правило, решающее значение в деятельности предприятия. Опоздание вывода нового товара на рынок по сравнению с конкурентами делает напрасными усилия и затраты на его создание и последующее освоение, то есть приводит к невосполнимым убыткам.
В последней трети XX века начался переход к новому типу производства. На смену массовому поточному производству на базе жесткой автоматизации пришло высокоэффективное, гибкое производство, рассчитанное на создание продукта высокого качества. Вместо жесткой управленческой системы стала внедряться “производственная демократия” - широкое участие трудящихся в управлении, принятия деловых решений. Задачи ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности производства требуют как сокращения сроков создания, так и снижения затрат на создание новой техники. Совершенствование организации подготовки производства обеспечивает необходимые условия для реализации этих требований.
Сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что в России инновационная активность в области технологических инноваций низкая, технологическая база предприятий в среднем не улучшается, а все участники инновационного процесса разобщены.
Российский рынок имеет некоторые ментальные особенности, которые еще не скоро позволят достичь гибкости и масштабируемости бизнеса.
Так, например, российские компании стремятся объединить группу предприятий в холдинг, для того, чтобы производство самой маленькой детали было под контролем, невероятная потребность русского производителя делать все "у себя дома" касается даже выращивания овощей для заводской столовой.
Модель "Хочешь сделать хорошо - сделай сам" является пережитком советского прошлого. Нам трудно договориться с соседом о том, чтобы он осуществил те или иные работы, нам страшно, что в нужный момент у него не окажется свободных мощностей, страшно, что нужно договариваться и невозможно приказать. Этот страх не дает нам задуматься о том, что вместе с мнимой стабильностью, мы берем на себя риски, дополнительный штат (не всегда квалифицированных сотрудников), обязательство по содержанию смежных подразделений, которые могут
Шамаев Евгений Александрович - ВГТУ, аспирант, тел. 8-920-219-50-75
простаивать многие месяцы без работы.
Современный глобализм вновь плодит неповоротливых гигантов, которым сложно угнаться за стремительно меняющимся бизнесом мирового сообщества.
Современные тенденции развития рынка, высокий уровень научно-технического прогресса ставят наукоемкие предприятия в такое положение, когда они не могут на должном уровне обеспечить необходимые компетенции персонала для решения всего набора задач создания, производства, коммерции и развития.
Как следствие этого, специфика создания нового продукта в наукоемких предприятиях проявляется в следующем:
1) длительное время выхода на рынок - текущий анализ показывает, что наукоемкие предприятия, создавая инновации, имеют длительный производственный цикл;
2) завышенная стоимость продукции - благодаря выполнению практически всех операций на базе самого предприятия итоговая стоимость продукции не соизмерима со стоимостью зарубежных аналогов;
3) отсутствие привязки к технологии - научные организации специализируются на разработках (НИОКР), которые заканчиваются опытными образцами. Серийная же продукция является исключением для подобных организаций. В связи с чем, ОКР не ориентирована на технологию производства;
4) трудность тиражирования - крупные научные предприятия имеют в своем составе опытное производство, позволяющее реализовать практически любую фантазию разработчиков. Однако при переходе на серию (обычно на ином предприятии) возникает сложность с тиражированием созданного образца.
Одним из способов повышения эффективности предприятий, повышения их конкурентоспособности является применение философии внутреннего аутсорсинга.
Мировой опыт (в том числе опыт крупных промышленных брендов [1]) показывает, насколько производственный аутсорсинг может упростить производственный цикл и избавить владельцев бизнеса от чрезмерных трат на содержание производства и смежных отделов. Например, аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса. По данным Американской ассоциации менеджмента еще в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса [2].
В наше время не обязательно покупать дорогостоящее оборудование, чтобы выполнять на нем разовые операции, потребность в которых у предприятия может возникать даже раз в год.
Для производства небольшой партии эксклюзивного товара более не требуется оснащать производство дополнительным оборудованием - все это можно осуществить на производственной базе партнеров.
Таким образом, причины появления и распространения аутсорсинга кроются в стремлении компаний повышать эффективность и конкурентоспособность.
Аутсорсинговые отношения — это форма производственных отношений, которые объективно складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ при передаче предприятием-заказчиком определенных работ и функций специализированной фирме-исполнителю, позволяющая заказчику эффективно использовать собственные ресурсы и средства производства исполнителя на основе разделения, специализации и кооперации труда и высокой компетенции рабочей силы, используемой исполнителем для специализированного производства работ и оказания услуг. Заказчик передает часть производственных процессов исполнителю, называемому аутсорсером, отказывается от активов и рабочей силы, которые позволяют выполнять переданную часть процессов, а аутсорсер приобретает такие активы, привлекает рабочую силу и организует специализированное производство работ и оказание услуг, используя соответствующие технологии и управление производством и трудом людей, обладающих высокой, специальной и соответствующей переданным функциям и работам компетенцией [3].
Аутсорсинговые отношения предусматривают товарный обмен продукцией и информацией при осуществлении заказчиком совместно с аутсорсером некоторого общего процесса производства, выполнение части которого поручено аутсорсеру. Заказчик в результате обмена сначала передает исполнителю продукцию в форме незавершенного производства или исходную информацию и после выполнения заказных работ, поручных функций получает от исполнителя продукцию или обработанную особым образом информацию, которую далее использует в своем производственном процессе.
Аутсорсинг - это основанная на стратегических решениях заказчика и исполнителя передача на договорных условиях, на определенный срок и по оговоренной цене управленческих функций или части производственного процесса, реализуемого заказчиком, позволяющая заказчику повысить эффективность деятельности, а исполнителю при эффективном производстве продукции, работ и оказании услуг возместить затраты производственных ресурсов и получить прибыль.
Хотя необходимость коммерциализации научных продуктов признается всеми, но специфика научных подразделений организации практически, технологически отделяет их от предпринимательства, поэтому научно-производственной организа-
ции необходима особая инфраструктура способствующая интеграции науки и производства, коммерциализации научных продуктов путем превращения их в инновационные предметы труда, орудия труда, способы производства и товары.
Автором предлагается расширить видовое разнообразие аутсорсинга и уделить внимание внутрифирменному научно-производственному аутсорсингу, так же предлагается усовершенствованная система организации производства на наукоемком предприятии.
Научно-производственный аутсорсинг обеспечивает использование клиентом (научным подразделением) последних достижений науки, позволяет ему вовлекать в производственные процессы редкие ресурсы (прежде всего, уникальное оборудование, технологии и высококвалифицированный персонал аутсорсера) и снижать риск инноваций и их инвестиционного обеспечения (за счет использования аутсорсером накопленной базы знаний, уникального оборудования, высокого профессионализма сотрудников).
Функции предлагаемого к внедрению подразделения (аутсорсера):
1) маркетинг:
• на основе анализа текущих разработок предприятия осуществляет поиск типовых модулей / продуктов и запускает их в производство;
• анализирует функционал блоков разрабатываемой продукции предприятия и предлагает научным подразделениям унификацию и стандартизацию технических решений;
• предлагает научным подразделениям предприятия законченные апробированные технические решения и данные о технологических процессах из собственной “БАЗЫ ЗНАНИЙ”;
2) разработка:
• разработка продукции по требованию заказчика;
• коррекция документации по результатам освоения продукта;
• накопление “БАЗЫ ЗНАНИЙ”, путем добавления технических, технологических и организационных апробированных решений;
3) производство:
• адаптация разработки под современную технологию производства;
• сопровождение производства как на базе собственного предприятия при опытной партии, так и на сторонних специализированных предприятиях серийной продукции;
4) анализ и оперативное управление - выработка управленческого решения, направленного на минимизацию стоимости изделия при сохранении функционала:
• самостоятельный выбор поставщика;
• возможность заключения договоров на поставку ПКИ и оборудования;
• заключение договоров на оказание услуг со сторонними организациями;
• изменение исполнителя, технологии, комплектации.
Произведенная продукция
Усовершенствованная система организации производства на промышленном предприятии на основе принципов внутрифирменного научно-производственного аутсорсинга
Следует отметить, что предлагаемое к внедрению в структуру предприятия подразделение (аутсорсер) может выполнять функции научноисследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической или организационноэкономической подготовки производства клиента (научного подразделения). При этом аутсорсер заинтересован выполнять эти функции, если оплата работ позволит ему воспроизводить свой бизнес и наращивать научно-производственный потенциал, в том числе накапливать новые знания как залог для будущих инновационных разработок.
Литература
1. Аксенов, Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент [Текст] / Е. Аксенов, И. Альтшулер. - СПб. : Питер
Пресс, 2008. - 464 с.
2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и
конкурентоспособных организаций [Текст] / Под ред. Б. А. Аникина. - М. : ИНФРА-М, 2006.
3. Бравар, Ж. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений [Текст] / Ж. Бравар, Р. Морган. - М. : Баланс Бизнес Букс, 2007. - 260 с.
4. Белкина, Т. Ю. Проблемы внедрения аутсорсинга на промышленных предприятиях [Текст] / Т. Ю. Белкина // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. С. 365-367.
5. Кремлева, Н. А. Обеспечение конкурентных преимуществ производства и реализации продукции на основе аутсорсинговой модели организации бизнеса предприятия [Текст] / Н. А. Кремлева // Организатор производства. -2009. - № 4. - С. 72-75.
Воронежский государственный технический университет
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL OUTSOURCING E.A. Shamaev
The existing research and production organizations not always gain a commercial success, owing to a certain specifics; therefore they need a special infrastructure promoting the integration of science and production, commercialization of their scientific products. As such an integrator performs research and production outsourcing
Key words: new product, outsourcing, production