Научная статья на тему 'Особенности реализации научно-производственного аутсорсинга'

Особенности реализации научно-производственного аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ПРОДУКТ / АУТСОРСИНГ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА [1] / NEW PRODUCT / OUTSOURCING / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамаев Е. А.

Существующие научно-производственные организации не всегда бывают коммерчески успешны в силу определенной специфики, поэтому им необходима особая инфраструктура способствующая интеграции науки и производства, коммерциализации научных продуктов. В качестве такого интегратора выступает научно-производственный аутсорсинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL OUTSOURCING

The existing research and production organizations not always gain a commercial success, owing to a certain specifics; therefore they need a special infrastructure promoting the integration of science and production, commercialization of their scientific products. As such an integrator performs research and production outsourcing

Текст научной работы на тему «Особенности реализации научно-производственного аутсорсинга»

УДК 65.014.1

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АУТСОРСИНГА Е.А. Шамаев

Существующие научно-производственные организации не всегда бывают коммерчески успешны в силу определенной специфики, поэтому им необходима особая инфраструктура способствующая интеграции науки и производства, коммерциализации научных продуктов. В качестве такого интегратора выступает научно-производственный аутсорсинг

Ключевые слова: новый продукт, аутсорсинг, организация производства

В постоянно усиливающейся нестабильности рыночных условий сроки создания новой продукции имеют чрезвычайно важное и, как правило, решающее значение в деятельности предприятия. Опоздание вывода нового товара на рынок по сравнению с конкурентами делает напрасными усилия и затраты на его создание и последующее освоение, то есть приводит к невосполнимым убыткам.

В последней трети XX века начался переход к новому типу производства. На смену массовому поточному производству на базе жесткой автоматизации пришло высокоэффективное, гибкое производство, рассчитанное на создание продукта высокого качества. Вместо жесткой управленческой системы стала внедряться “производственная демократия” - широкое участие трудящихся в управлении, принятия деловых решений. Задачи ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности производства требуют как сокращения сроков создания, так и снижения затрат на создание новой техники. Совершенствование организации подготовки производства обеспечивает необходимые условия для реализации этих требований.

Сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что в России инновационная активность в области технологических инноваций низкая, технологическая база предприятий в среднем не улучшается, а все участники инновационного процесса разобщены.

Российский рынок имеет некоторые ментальные особенности, которые еще не скоро позволят достичь гибкости и масштабируемости бизнеса.

Так, например, российские компании стремятся объединить группу предприятий в холдинг, для того, чтобы производство самой маленькой детали было под контролем, невероятная потребность русского производителя делать все "у себя дома" касается даже выращивания овощей для заводской столовой.

Модель "Хочешь сделать хорошо - сделай сам" является пережитком советского прошлого. Нам трудно договориться с соседом о том, чтобы он осуществил те или иные работы, нам страшно, что в нужный момент у него не окажется свободных мощностей, страшно, что нужно договариваться и невозможно приказать. Этот страх не дает нам задуматься о том, что вместе с мнимой стабильностью, мы берем на себя риски, дополнительный штат (не всегда квалифицированных сотрудников), обязательство по содержанию смежных подразделений, которые могут

Шамаев Евгений Александрович - ВГТУ, аспирант, тел. 8-920-219-50-75

простаивать многие месяцы без работы.

Современный глобализм вновь плодит неповоротливых гигантов, которым сложно угнаться за стремительно меняющимся бизнесом мирового сообщества.

Современные тенденции развития рынка, высокий уровень научно-технического прогресса ставят наукоемкие предприятия в такое положение, когда они не могут на должном уровне обеспечить необходимые компетенции персонала для решения всего набора задач создания, производства, коммерции и развития.

Как следствие этого, специфика создания нового продукта в наукоемких предприятиях проявляется в следующем:

1) длительное время выхода на рынок - текущий анализ показывает, что наукоемкие предприятия, создавая инновации, имеют длительный производственный цикл;

2) завышенная стоимость продукции - благодаря выполнению практически всех операций на базе самого предприятия итоговая стоимость продукции не соизмерима со стоимостью зарубежных аналогов;

3) отсутствие привязки к технологии - научные организации специализируются на разработках (НИОКР), которые заканчиваются опытными образцами. Серийная же продукция является исключением для подобных организаций. В связи с чем, ОКР не ориентирована на технологию производства;

4) трудность тиражирования - крупные научные предприятия имеют в своем составе опытное производство, позволяющее реализовать практически любую фантазию разработчиков. Однако при переходе на серию (обычно на ином предприятии) возникает сложность с тиражированием созданного образца.

Одним из способов повышения эффективности предприятий, повышения их конкурентоспособности является применение философии внутреннего аутсорсинга.

Мировой опыт (в том числе опыт крупных промышленных брендов [1]) показывает, насколько производственный аутсорсинг может упростить производственный цикл и избавить владельцев бизнеса от чрезмерных трат на содержание производства и смежных отделов. Например, аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса. По данным Американской ассоциации менеджмента еще в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса [2].

В наше время не обязательно покупать дорогостоящее оборудование, чтобы выполнять на нем разовые операции, потребность в которых у предприятия может возникать даже раз в год.

Для производства небольшой партии эксклюзивного товара более не требуется оснащать производство дополнительным оборудованием - все это можно осуществить на производственной базе партнеров.

Таким образом, причины появления и распространения аутсорсинга кроются в стремлении компаний повышать эффективность и конкурентоспособность.

Аутсорсинговые отношения — это форма производственных отношений, которые объективно складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ при передаче предприятием-заказчиком определенных работ и функций специализированной фирме-исполнителю, позволяющая заказчику эффективно использовать собственные ресурсы и средства производства исполнителя на основе разделения, специализации и кооперации труда и высокой компетенции рабочей силы, используемой исполнителем для специализированного производства работ и оказания услуг. Заказчик передает часть производственных процессов исполнителю, называемому аутсорсером, отказывается от активов и рабочей силы, которые позволяют выполнять переданную часть процессов, а аутсорсер приобретает такие активы, привлекает рабочую силу и организует специализированное производство работ и оказание услуг, используя соответствующие технологии и управление производством и трудом людей, обладающих высокой, специальной и соответствующей переданным функциям и работам компетенцией [3].

Аутсорсинговые отношения предусматривают товарный обмен продукцией и информацией при осуществлении заказчиком совместно с аутсорсером некоторого общего процесса производства, выполнение части которого поручено аутсорсеру. Заказчик в результате обмена сначала передает исполнителю продукцию в форме незавершенного производства или исходную информацию и после выполнения заказных работ, поручных функций получает от исполнителя продукцию или обработанную особым образом информацию, которую далее использует в своем производственном процессе.

Аутсорсинг - это основанная на стратегических решениях заказчика и исполнителя передача на договорных условиях, на определенный срок и по оговоренной цене управленческих функций или части производственного процесса, реализуемого заказчиком, позволяющая заказчику повысить эффективность деятельности, а исполнителю при эффективном производстве продукции, работ и оказании услуг возместить затраты производственных ресурсов и получить прибыль.

Хотя необходимость коммерциализации научных продуктов признается всеми, но специфика научных подразделений организации практически, технологически отделяет их от предпринимательства, поэтому научно-производственной организа-

ции необходима особая инфраструктура способствующая интеграции науки и производства, коммерциализации научных продуктов путем превращения их в инновационные предметы труда, орудия труда, способы производства и товары.

Автором предлагается расширить видовое разнообразие аутсорсинга и уделить внимание внутрифирменному научно-производственному аутсорсингу, так же предлагается усовершенствованная система организации производства на наукоемком предприятии.

Научно-производственный аутсорсинг обеспечивает использование клиентом (научным подразделением) последних достижений науки, позволяет ему вовлекать в производственные процессы редкие ресурсы (прежде всего, уникальное оборудование, технологии и высококвалифицированный персонал аутсорсера) и снижать риск инноваций и их инвестиционного обеспечения (за счет использования аутсорсером накопленной базы знаний, уникального оборудования, высокого профессионализма сотрудников).

Функции предлагаемого к внедрению подразделения (аутсорсера):

1) маркетинг:

• на основе анализа текущих разработок предприятия осуществляет поиск типовых модулей / продуктов и запускает их в производство;

• анализирует функционал блоков разрабатываемой продукции предприятия и предлагает научным подразделениям унификацию и стандартизацию технических решений;

• предлагает научным подразделениям предприятия законченные апробированные технические решения и данные о технологических процессах из собственной “БАЗЫ ЗНАНИЙ”;

2) разработка:

• разработка продукции по требованию заказчика;

• коррекция документации по результатам освоения продукта;

• накопление “БАЗЫ ЗНАНИЙ”, путем добавления технических, технологических и организационных апробированных решений;

3) производство:

• адаптация разработки под современную технологию производства;

• сопровождение производства как на базе собственного предприятия при опытной партии, так и на сторонних специализированных предприятиях серийной продукции;

4) анализ и оперативное управление - выработка управленческого решения, направленного на минимизацию стоимости изделия при сохранении функционала:

• самостоятельный выбор поставщика;

• возможность заключения договоров на поставку ПКИ и оборудования;

• заключение договоров на оказание услуг со сторонними организациями;

• изменение исполнителя, технологии, комплектации.

Произведенная продукция

Усовершенствованная система организации производства на промышленном предприятии на основе принципов внутрифирменного научно-производственного аутсорсинга

Следует отметить, что предлагаемое к внедрению в структуру предприятия подразделение (аутсорсер) может выполнять функции научноисследовательской, опытно-конструкторской, опытно-технологической или организационноэкономической подготовки производства клиента (научного подразделения). При этом аутсорсер заинтересован выполнять эти функции, если оплата работ позволит ему воспроизводить свой бизнес и наращивать научно-производственный потенциал, в том числе накапливать новые знания как залог для будущих инновационных разработок.

Литература

1. Аксенов, Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент [Текст] / Е. Аксенов, И. Альтшулер. - СПб. : Питер

Пресс, 2008. - 464 с.

2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и

конкурентоспособных организаций [Текст] / Под ред. Б. А. Аникина. - М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Бравар, Ж. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений [Текст] / Ж. Бравар, Р. Морган. - М. : Баланс Бизнес Букс, 2007. - 260 с.

4. Белкина, Т. Ю. Проблемы внедрения аутсорсинга на промышленных предприятиях [Текст] / Т. Ю. Белкина // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. С. 365-367.

5. Кремлева, Н. А. Обеспечение конкурентных преимуществ производства и реализации продукции на основе аутсорсинговой модели организации бизнеса предприятия [Текст] / Н. А. Кремлева // Организатор производства. -2009. - № 4. - С. 72-75.

Воронежский государственный технический университет

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL OUTSOURCING E.A. Shamaev

The existing research and production organizations not always gain a commercial success, owing to a certain specifics; therefore they need a special infrastructure promoting the integration of science and production, commercialization of their scientific products. As such an integrator performs research and production outsourcing

Key words: new product, outsourcing, production

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.