Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕ / ЭВОЛЮЦИЯ / ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноваленко Сергей Александрович, Трофимов Михаил Николаевич

Целью исследования явился анализ действующих моделей государственного регулирования экономики России с позиции экономической безопасности. Сегодня изучения основных моделей государственного регулирования необходимо прежде всего с позиции экономической безопасности государства, так как анализ действующих моделей в мире позволяет выявлять в них основные недостатки, угрозы их функционирования, найти меры стимулирования развития экономики, создать систему показателей экономической безопасности и мониторинга за ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коноваленко Сергей Александрович, Трофимов Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF STATE REGULATION OF THE RUSSIAN ECONOMY FROM THE POINT OF VIEW OF ECONOMIC SECURITY

The State's Economic Security Strategy (Decree of the President of the Russian Federation No. 208 of 13.05.2017 «On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030») defines the country's national priorities in the field of economic security and reveals the mechanism for implementing these priorities for the long term. The most important basis for the implementation of the state's economic security strategy is the formation of a system of state regulation of the economy that ensures the social orientation of development and a decent standard of living for citizens. Today learning the basic models of state regulation is necessary primarily in terms of economic security of the state, as the analysis of existing models in the world allows to identify the main shortcomings, threats to their functioning, to find measures to stimulate economic development, to establish a system of indicators of economic security and monitoring. The purpose of the scientific article is to analyze the current models of state regulation of the Russian economy from the point of view of economic security. The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian and foreign experts in the field of economic security of the state, as well as the materials of the periodicals of leading scientists and economists. The main research methods used in writing the work were the method of theoretical system economic analysis, modeling, and the monographic (descriptive) method. Results. The authors study the features of the implementation of the model of state regulation of the Russian economy, through the prism of the main interests of society, in particular: economic, political, territorial, regulatory, intellectual and cultural. It is concluded that in order to strengthen the economic security of the state, it is necessary to take the following measures in terms of state economic policy: economic reforms, including the implementation of infrastructure and institutional reforms; support for rule-making in the field of economic security. Conclusion: The main conclusion based on the results of the study is that the modern system of economic security is based on models of a competitive mixed market economy with a significant predominance of the share of state entrepreneurship and a wide range of regulatory impacts of the state on all spheres of the economy

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Коноваленко Сергей Александрович

кандидат экономических наук, доцент,

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань, Российская Федерация. E-mail: sergey_marsel@mail.ru

Трофимов Михаил Николаевич

кандидат экономических наук,

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань, Российская Федерация. E-mail: sergey_marsel@mail.ru

Аннотация. Целью исследования явился анализ действующих моделей государственного регулирования экономики России с позиции экономической безопасности. Сегодня изучения основных моделей государственного регулирования необходимо прежде всего с позиции экономической безопасности государства, так как анализ действующих моделей в мире позволяет выявлять в них основные недостатки, угрозы их функционирования, найти меры стимулирования развития экономики, создать систему показателей экономической безопасности и мониторинга за ними.

Ключевые слова: экономическая безопасноть, государственное регулирование экономики, система показателе, эволюция, институты.

JEL codes: A 10

Для цитирования: Коноваленко, С.А. Особенности реализации модели государственного регулирования экономики России с позиции экономической безопасности / С.А. Коноваленко, М.Н. Трофимов. - DOI 10.52957/22213260_2021_8_50. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №8. - С.50-57. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 31.08.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_8_50

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019 четко прослеживаются четыре приоритета в сфере экономической безопасности:

1) опережающий темп роста производительности труда, прежде всего на основе новых технологий и цифровизации, формирование конкурентоспособных отраслей и, как результат, увеличение объема несырьевого экспорта более чем в 1,5 раза за 6 лет;

2) улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции, чтобы исключить уход хозяйствующих субъектов под другие юрисдикции, за границу и обеспечить слаженную работу правовой системы и ее надежность. Темпы роста объема инвестиций уже в 2020 г. должны увеличиться на 6-7%. Достижение такого уровня станет одним из ключевых критериев оценки работы Правительства РФ;

3) снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики, для раскрытия потенциала регионов;

4) подготовка кадров, отвечающих современным рыночным требованиям, и создание мощной научно-технологической базы.

Таким образом, важнейшими условиями обеспечения и формирования экономической безопасности России являются рост экономики, создание условий для ее стабильности в режиме расширенного воспроизводства и высокой конкуренции, поддержка и развитие инфраструктуры.

Лидеры занимают ведущие позиции в мире по технологическому потенциалу, степени развития сельскохозяйственного производства, запасам невоспроизводимых ресурсов, имеют выигрышное географическое положение, что способствует устойчивости этих стран в части экономической безопасности. Вместе с тем данные страны неоднородны по своему потенциалу и реализованным возможностям (некоторые страны не обладают хорошей материально-технической базой или ресурсным потенциалом).

Реализация Стратегии осуществляется в два взаимосвязанных этапа:

I этап (до 2019 г.) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;

II этап (до 2030 г.) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности, достижение и анализ планируемых параметров и результатов в системе рыночной экономики [1].

В настоящее время глобальная экономика функционирует на основе принципов и механизмов смешанной модели экономики.

Сегодня в научном мире рассматривается несколько основных моделей рыночной экономики, которые различаются по уровню государственного регулирования, отношению к собственности, национальным традициям и деловой активности (табл. 1).

Таблица 1 - Особенности реализации модели государственного регулирования экономики России [2]

Интересы В чем состоят

Экономические Формирование условий для получения доходов от экспортных операций и платежей по налогу на добычу полезных ископаемых. Реализация привлечения максимальных объемов прямых инвестиций в реальный сектор экономики страны из-за рубежа. Оптимизация обязательств и платежей по внешним долгам страны. Активизация интеграционных процессов на «русском поясе». Усиление роли России в региональных и международных интеграционных процессах

Политические Усиление влияния России на основные международные экономические, финансовые и торговые организации. Инициирование формирования новых международных экономических организаций в сырьевых секторах, секторе услуг, правовой сфере, на «русском поясе» с ведущей ролью России. Продвижение российских экономических интересов в международных организациях. Создание условий для установления благоприятных таможенных режимов экспорта российских товаров в различные страны

Территориальные Усиление централизации государства и выравнивание социально-экономического развития регионов. Рациональная эксплуатация природных ресурсов, являющихся общим наследием человечества. Закрепление за Россией части Арктики и признание ее границ международным сообществом.

Интересы В чем состоят

Непризнание притязаний, имеющих целью объявить зоной чьих бы то ни было национальных интересов пространства, находящиеся в российской сфере влияния. Создание условий для закрепления территории Крыма за Россией на основе исторического наследия и признания международным сообществом территориальных прав России без каких-либо ограничений

Нормативно-правовые Пресечение попыток решения внутренних проблем, находящихся в компетенции государства, в сфере международно-правового регулирования. Закрепление принципов территориальной целостности государств в мире и невмешательства в их внутренние дела. Противодействие давлению международных организаций на судебную и государственную власть внутри страны с целью дискредитации России перед международным сообществом. Формирование необходимых прецедентов и правовых норм для защиты российских экономических интересов

Интеллектуально-культурные Создание ограничений в продвижении американоцентристской культуры внутри российского общества. Дополнение «западных» духовных, интеллектуальных и этических ценностей национальными ценностями, особенностями и традициями. Формирование общей культуры «русского пояса» в мире. Продвижение научных, политических, правовых, религиозных концепций в мире, соответствующих национальным интересам России

В современных рыночных системах предельно ограничивается государственное вмешательство в экономику, при этом такое вмешательство жестко контролируется с помощью действующей системы правовых, экономических, общественных и иных инструментов контроля.

Каждая модель рыночной экономики имеет свою специфику и характеризуется следующими составляющими:

1) отношение к собственности и ресурсам;

2) роль государства в регулятивных процессах в экономике;

3) специфика планирования и ведения хозяйственной деятельности экономическими субъектами;

4) широта применения инструментариев стимулирования и развития экономики государства;

5) состояние системы экономической безопасности государства [3]. Описание моделей рыночной экономики представлено в табл. 2.

Таблица 2 - Характеристика моделей рыночной экономики Тип модели Основные характеристики

Американская Вмешательство государства в экономику минимально. Свобода пред-

принимательства и внедрение принципа рыночной психологии. Верховенство закона и частной собственности. Значительная разница в уровне доходов граждан и уровне их жизни Японская Значительный уровень регулятивной функции государства в экономике.

Совмещение традиций, обычаев с научно-техническим прогрессом.

Тип модели Основные характеристики

Отсутствие циклической безработицы и высокий уровень социальных гарантий. Незначительная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев общества

Немецкая (австрийская) Высокий уровень регулятивного воздействия со стороны государства на экономику. Значительная роль профсоюзов и общественных организаций в производственных процессах. Внедрение принципа государственно-частного партнерства. Высокий уровень оплаты труда. Ориентация на экономические меры воздействия на воспроизводственный процесс (стимулирование инициативы, помощь в организации бизнеса, льготное кредитование)

Скандинавская Наличие «подушки безопасности» в виде резервного фонда и фонда благосостояния нации. Высокий уровень «социального пакета» для населения. Верховенство закона и частной собственности. Значительная доля конкурентоспособных государственных предприятий на рынке. Незначительная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев общества

Французская Значительная доля государства в экономике. Большие масштабы предпринимательской деятельности государства, упрощенная процедура регистрации и ведения бизнеса. Значительное число государственных программ развития малого и среднего бизнеса. Высокий уровень доходов и их налогообложения

Южно-корейская Преобладающая роль государства в кредитно-финансовой сфере. Стимулирование политики, направленной на формирование положительного торгового баланса, ориентация на средний и крупный бизнес. Применение принципа государственно-частного партнерства

Китайская Постепенный отход от «классической» командно-административной экономики к модели смешанной рыночной экономики «социалистической плановой товарной экономике». Сосредоточение крупного бизнеса в руках государства, стимулирование торговой экспансии, сохранение высоких темпов производительности труда и использования ресурсов

Российская Синтез централизованного управления и рыночного механизма. Высокий уровень бюджетного финансирования программ развития, низкая степень контроля за эффективным использованием бюджетных средств. Сырьевая направленность экономики. Значительная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев общества. Высокая социальная защищенность отдельных групп населения

Необходимо отметить, что в настоящее время в чистом виде рыночной или административно-командной экономики уже не существует. Современная экономика является смешанной, поскольку содержит и частные, и государственные элементы воздействия. Другое дело, какие из них преобладают, довлеют, определяют «лицо» национального хозяйства в целом. В случае возникновения кризисных явлений значение государства повышается, включаются инструменты управления административного и централизованного характера, присутствие государства в экономике возрастает; при высоких темпах развития экономики государство как бы самоустраняется, чтобы обеспечить максимальную деловую активность в обществе.

Основными формами государственного управления экономикой в рамках рыночных реалий являются:

- законодательно-правовое регулирование и административное регулирование;

- государственное предпринимательство;

- регламентация и стимулирование государством внешнеэкономической деятельности [4].

Законодательно-правовое регулирование и административное регулирование направлены

на обеспечение экономической независимости хозяйствующих субъектов в вопросах обеспечения определенного уровня достаточности капитала, развития производства, стимулирования научно-исследовательских разработок, обеспечения оптимального режима налогообложения.

Базовыми условиями законодательно-правового регулирования являются обеспечение эффективного использования ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов в производстве с целью максимального удовлетворения потребностей общества, фирм и домашних хозяйств, установление единых «правил игры» на рынке. Административные методы регулирования направлены на принятие мер прямого воздействия на отдельные сферы и отрасли народного хозяйства с целью реализации государственных программ социально-экономического развития и перераспределения национального дохода.

Законодательное и административное регулирование охватывает налоговую, финансовую, кредитную сферы, а также трудовые отношения и управление собственностью. Формат современных рыночных отношений предполагает исключение из сферы промышленной эксплуатации и общественного производства объектов, представляющих собой общемировое достояние и имеющих межгосударственное значение. Эти объекты, как правило, включены в список ЮНЕСКО (природные и культурные объекты), находятся в федеральной собственности и (или) под охраной государства (например, государственные предприятия стратегического характера (Росатом, Роскосмос и т.д.). На данные объекты не распространяются рыночные механизмы производства, обмена и потребления товаров и услуг (факторов производства).

Например, в Российской Федерации утверждены Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009), которые не могут быть приватизированы, акционированы или в которых не может быть изменено долевое участие собственников в уставном капитале без разрешения Президента РФ, и Перечень стратегических предприятий и организаций (утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 1226-р), которые могут быть реорганизованы по решению Правительства РФ. Кроме того, Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определены экономические, правовые и иные аспекты участия иностранных инвесторов в деятельности акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для государства. [5]

Для сравнения. В Японии правительство управляет только пятью государственными предприятиями, в том числе Монетным двором, имеет контрольный пакет в ряде банков страны, курирует высшие учебные заведения и принимает финансовое участие в более чем 70 организациях, в основном некоммерческих (НИИ, Общество по развитию малого предпринимательства, Японский фонд культурного обмена, предприятия по разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитию сельского хозяйства, строительству автомобильных дорог, дамб, мостов, атомных сооружений и др.). Внутренняя экономическая политика Японии в основном реализуется не с помощью инструментов прямого вмешательства в экономику со стороны государства, а путем использования селективных мер рекомендательного характера в сфере фискальной и денежно-кредитной политики, таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, стимулирования деловой активности и конкуренции на рынках, ограничения деятельности

монополий.

Государственное предпринимательство может осуществляться в форме государственно-частного партнерства, венчурного софинансирования, управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных корпораций [6].

Например, в Российской Федерации из более чем 1,3 тыс. субъектов оборонно-промышленного комплекса, включенных в Сводный реестр предприятий оборонной промышленности , федеральными государственными унитарными являются чуть более 170 предприятий, находящимися в ведомственном подчинении — более 300 единиц. Публичных акционерных обществ — более 80 предприятий. Остальные субъекты являются научно-исследовательскими организациями, полигонными базами или отдельными управлениями.

Регламентация и стимулирование государством внешнеэкономической деятельности осуществляются путем тарифного и нетарифного регулирования поставок продукции за рубеж и из-за рубежа, их кредитования и страхования, а также оказаниям помощи экспортерам и импортерам в продвижении товаров на международные рынки.

В связи с этим следует отметить, что за последнее десятилетие возросло государственное участие в управлении экономикой в свете процессов глобализации. Экономическая кооперация в России в настоящее время протекает прежде всего в рамках инвестиционных и инфраструктурных межгосударственных проектов (например, «Северный поток — 2», строительство нефте- и газораспределительных станций на Ямале, соглашение о разделе шельфа Азовского моря и т.д.) и имеет тенденцию охвата как традиционных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, так и новейших «локомотивов» экономического развития (туризм, строительство, энергетика и т.д.).

Целью функционирования государственной системы управления экономической деятельностью, как правило, является формирование механизма государственного регулирования экономических отношений, а также реализация форм и способов эффективного управления государственной собственностью и реализация государственных программ социально-экономического развития.

Основными задачами государственной системы управления экономической деятельностью являются:

- нормативно-правовое регулирование прав собственности в экономике;

- защита конкуренции;

- гарантия приоритета эквивалентного обмена в отраслях и сферах народного хозяйства;

- применение конкурентного механизма ценообразования на продукцию и услуги, а также использования производственных ресурсов;

- формирование резервов и фондов денежных средств, обеспечивающих устойчивость развития и создающих финансовую подушку безопасности;

- сглаживание процесса неравномерного распределения национального дохода, преодоление порога бедности;

- осуществление приоритетных национальных проектов и программ;

- ограничение роли монополий и развитие антимонопольного законодательства и др. [7].

Следовательно, деятельность государства по укреплению экономической безопасности —

важнейший приоритет государственной политики, которая может включать следующие меры:

• проведение экономических реформ, в том числе осуществление инфраструктурных и институциональных преобразований;

• поддержка нормотворчества в сфере экономической безопасности.

Таким образом по результатам исследования нами могут быть сделаны следующие выводы:

Во-первых, в работе были раскрыты особенности реализации модели государственного регулирования экономики России по следующим признакам: экономическим; политическим;

культурным; нормативно-правовым: интеллектуально-культурным.

Во-вторых, современная система экономической безопасности строится на моделях смешанной рыночной экономики со значительным преобладанием доли государственного предпринимательства.

В-третьих, нами выделяются следующие модели рыночной экономики: Американская; Японская; Немецкая; Скандинавская; Французская; Южно-корейская; Китайская; Российская.

В-четвертых, целью функционирования государственной системы управления экономической деятельностью, как правило, является формирование механизма государственного регулирования экономических отношений, а также реализация форм и способов эффективного управления государственной собственностью и реализация государственных программ социально-экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджиев Н.Г. Экономическая безопасность: пособие для слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификация по направлению «Экономическая безопасность» / Н.Г. Гаджиев, С.А. Ко-новаленко, Г.С. Султанов; под ред. Н.Г. Гаджиева. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2019. 47 с.

2. Экономическая безопасность: учебник / под общ. ред. С.А. Коноваленко. Москва: ИНФРАМ, 2021. 521 с.

3. Konovalenko S. A. et al. Assessment of the Impact of the Policy of Import Substitution on the Competitiveness of Enterprises //Digital Future Economic Growth, Social Adaptation, and Technological Perspectives. Springer, Cham, 2020. С. 169-179.

4. Долбилов А.В., Лошаков А.С. Обострение угроз экономической безопасности государства в условиях санкционного противостояния // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. №1. С. 24-27.

5. Майборода В. А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». 2019.

6. Мусаев Р. А., Астапов К. Л., Панкратов А. А. Роль кластерной политики в модернизации российской экономики //Проблемы теории и практики управления. 2020. №. 10. С. 101-119.

7. Мурзак Н.А., Митенкова А.Е., Скрипкина О.В., Коноваленко С.А. // Проблемы развития циркулярной экономики как фактора устойчивого развития России Юг России: экология, развитие. 2020. т. 15. №3 (56). с. 155-164.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF STATE REGULATION OF THE RUSSIAN ECONOMY FROM THE POINT OF VIEW OF ECONOMIC SECURITY

Konovalenko Sergey Alexsandrovich

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Ryazan branch of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, Ryazan, Russian Federation, E-mail: sergey_marsel@mail.ru

Trofimov Mikhail Nikolaevich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Economic Sciences,

Ryazan branch of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, Ryazan, Russian Federation, E-mail: trofimov_fanat1k@mail.ru

Annotation. The State's Economic Security Strategy (Decree of the President of the Russian Federation No. 208 of 13.05.2017 «On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030») defines the country's national priorities in the field of economic security and reveals the mechanism for implementing these priorities for the long term. The most important basis for the implementation of the state's economic security strategy is the formation of a system of state regulation of the economy that ensures the social orientation of development and a decent standard of living for citizens.

Today learning the basic models of state regulation is necessary primarily in terms of economic security of the state, as the analysis of existing models in the world allows to identify the main shortcomings, threats to their functioning, to find measures to stimulate economic development, to establish a system of indicators of economic security and monitoring.

The purpose of the scientific article is to analyze the current models of state regulation of the Russian economy from the point of view of economic security.

The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian and foreign experts in the field of economic security of the state, as well as the materials of the periodicals of leading scientists and economists.

The main research methods used in writing the work were the method of theoretical system economic analysis, modeling, and the monographic (descriptive) method.

Results. The authors study the features of the implementation of the model of state regulation of the Russian economy, through the prism of the main interests of society, in particular: economic, political, territorial, regulatory, intellectual and cultural. It is concluded that in order to strengthen the economic security of the state, it is necessary to take the following measures in terms of state economic policy: economic reforms, including the implementation of infrastructure and institutional reforms; support for rule-making in the field of economic security.

Conclusion: The main conclusion based on the results of the study is that the modern system of economic security is based on models of a competitive mixed market economy with a significant predominance of the share of state entrepreneurship and a wide range of regulatory impacts of the state on all spheres of the economy

Keywords: models, state regulation of the economy, system of indicators, economic security, management system. JEL codes: A10

For citation: Konovalenko, S. A. Features of the implementation of the model of state regulation of the Russian economy from the perspective of economic security / S. A. Konovalenko, M. N. Trofimov. - DOI 10.52957/22213260_2021_8_50. - Text : electronic // Theoretical economics. - 2021-No. 8. - p. 50-57. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Publication date: 31.08.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_8_50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.