Научная статья на тему 'Особенности реализации логистического подхода в управлении дорожным хозяйством в регионах России'

Особенности реализации логистического подхода в управлении дорожным хозяйством в регионах России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / ЛОГИСТИКА / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛОГИСТИКА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коломыцева Т.А.

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с практическими аспектами реализации логистического подхода в процессе управления дорожным хозяйством в отдельных регионах России. Особое внимание уделяется логистическим процессам, характерным и применимым для строительства и модернизации автодорожной сети регионов. В работе отражены особенности логистики дорожного строительства и хозяйства, наиболее эффективные ее формы, методы и средства реализации. В статье исследуются особенности дорожного хозяйства как объекта логистического управления, трудности, возникающие при его реализации, а также ограничения разного характера, усложняющие логистические процессы в дорожном строительстве. Дается описание видов потоков, возникающих в процессе дорожно-строительного хозяйства, их характерные признаки и особенности. В результате работы даются рекомендации по планированию логистических потоков в дорожном строительстве и хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации логистического подхода в управлении дорожным хозяйством в регионах России»

Особенности реализации логистического подхода в управлении дорожным хозяйством в регионах России

Коломыцева Татьяна Александровна,

магистрант, кафедра "Финансы и менеджмент", ФГБОУ ВО "Тульский государственный университет", t-fedorishcheva@mail.ru

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с практическими аспектами реализации логистического подхода в процессе управления дорожным хозяйством в отдельных регионах России. Особое внимание уделяется логистическим процессам, характерным и применимым для строительства и модернизации автодорожной сети регионов. В работе отражены особенности логистики дорожного строительства и хозяйства, наиболее эффективные ее формы, методы и средства реализации. В статье исследуются особенности дорожного хозяйства как объекта логистического управления, трудности, возникающие при его реализации, а также ограничения разного характера, усложняющие логистические процессы в дорожном строительстве. Дается описание видов потоков, возникающих в процессе дорожно-строительного хозяйства, их характерные признаки и особенности. В результате работы даются рекомендации по планированию логистических потоков в дорожном строительстве и хозяйстве.

Ключевые слова: дорожное строительство, материальные потоки, логистика, дорожное хозяйство, логистика дорожного хозяйства.

Динамичное развитие экономики России и отдельных отраслей народного хозяйства сегодня не представляется возможным без наличия развитой, эффективно функционирующей сети транспортно-дорожного хозяйства. В связи с растущим числом внутренних и межотраслевых связей, возникающих в процессе производственной деятельности, можно говорить и о возрастающем значении транспортной отрасли в экономики, благодаря которой возможно успешная производственно-сбытовая деятельность организаций различного уровня и сферы деятельности.

Одним из наиболее универсальных видов транспорта на сегодняшний день является автомобильный, что обусловлено целым рядом его преимуществ, таких как относительно высокая скорость доставки, сниженные риски потери грузов, и, главное, наибольшие возможности и доступность дорожной инфраструктуры. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день в России автомобильные перевозки уступают по объемам и грузообороту железнодорожным, для чего есть целый ряд причин. Объем грузоперевозок автомобильным транспортом находится в зависимости от состояния дорожного покрытия и степени развития дорожной инфраструктуры. Если обратиться к данным статистики, то можно увидеть, что протяженность автомобильных дорог наибольшая из всех видов транспорта: 1666 тыс. км на 2017 г. Но при этом качество дорожного покрытия не всегда соответствует мировым стандартам, что косвенно подтверждается тем фактом, что интенсивность перевозок грузов автомобильным транспортом составляет лишь 0,2 млн. т на км [1, с.257]. Помимо этого существует проблема низкой плотности автомобильных дорог по территории страны - ее значение составляет 68,4 км на 1000 км2 [2, с. 48]. В таких условиях успешное управление транспортными процессами и материальными потоками становится актуальной задачей как на локальном, так и на государственном уровне, что становится возможным при реализации логистического подхода в управлении транспортно-дорожным хозяйством.

Основной отличительной особенностью строительства в целом и дорожного строительства в частности является высокая материалоемкость производства, что обуславливается большое разнообразие материально-технических потоков [3, с. 252]. Осложняется их планирование тем, что строительные объекты статичны по своей природе, ввиду чего возникают трудности с организацией складского хозяйства в рамках работы над отдельно взятым проектом. Дорожное же строительство, помимо прочего, находится в тесной зависимости от природно-климатических условий, в связи с чем возникает необходимость динамичного и оперативного реагирования на все изменения, происходящие во внешней

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 2

М О

о

см

см

О!

о ш т

X

<

т О X X

среде. Логистический подход, предполагающий комплексное управление не отдельно взятыми процессами, связанными с перемещением различных видов ресурсов, а комплексную организацию и сопровождение их потоков, способен нивелировать воздействие осложняющих факторов на производственно-технологические процессы [3, с. 7].

Уникальность дорожного хозяйства в отношении логистического управления заключается в том, что на разных стадиях данного процесса оно может являться как объектом, так и средством осуществления логистических операций. Так, к примеру, в процессе производства работ объекты дорожной инфраструктуры становятся также объектами логистического управления, а с началом эксплуатации приобретают статус средств, с помощью которых осуществляется перемещение материальных потоков в пространстве. При этом в логистике дорожного хозяйства существует специфическая сервисная стадия - организация содержания и эксплуатации дорог после их строительства, организации сферы дорожного строительства и хозяйства при этом приобретают статус одного из вспомогательных субъектов логистических систем регионов или стран. Другой отличительной особенностью дорожной логистики можно считать отсутствие сбытовой логистики как таковой, поскольку строительство транспортно-дорожной инфраструктуры предусматривает работу по системе заказов. При этом заказчиком выступают в большинстве случаев государственные и муниципальные органы власти, что также вносит определенную специфику в работу дорожных организаций и служб.

В целом можно вести речь о следующих областях применения логистики в дорожном хозяйстве: закупочная, производственная и эксплуатационная логистика. Первая из них связана с приобретением и транспортировкой материально-технических ресурсов, вторая - с организацией перемещения материальных потоков в пределах строительной площадки, третья - с сервисным обслуживанием уже готовых объектов дорожной инфраструктуры. На рисунке 1 представлена возможная схема движения материальных потоков в процессе организации дорожного хозяйства в разрезе упомянутых выше стадий логистизации.

Рисунок 2 Схема движения материальных потоков в дорожно-строительном хозяйстве

Помимо материальных потоков логистический подход к управлению предполагает наличие финансовых и информационных потоков. Если первые имеют обратное материальным потокам направление, то вторые сопровождают как материальные, так и финансовые по-

токи. Особенно значение информационные потоки приобретают в управлении дорожным хозяйством на разных стадиях производства и обслуживания, поскольку автомобильные дороги как объекты инфраструктуры должны функционировать непрерывно и эффективно в любые моменты времени. Движение информационных потоков как правило предваряет появление материальных и финансовых потоков, а также может быть реакцией на каждый из них. Дорожное строительство характеризуется тем, что находится в достаточно стесненных временных рамках, обусловленных технологическими особенностями производства и используемых материалов. Эффективные коммуникации и сопровождение информации позволяют своевременно и рационально организовывать снабжение строительного производства скоропортящимися ресурсами, такими как, например, битумная эмульсия, асфальтобетонное покрытие, и др. Важная роль отведена информационным потокам и на стадии эксплуатации автомобильных дорог: благодаря их оперативному движению обеспечивается контроль качество обслуживания автомобильных дорог.

Скорость движения материальных потоков, как правило, находится в зависимости от эффективности обслуживания финансовых потоков [5, с. 261]. Однако применительно к отрасли дорожного строительства и хозяйства это утверждение не вполне справедливо ввиду статичного характера производимой продукции: в данном случае финансовый поток средств оплаты не ускоряет движения потока готовой продукции из-за его неподвижности в пространстве.

Особое значение в системе логистического обеспечения дорожного строительства и хозяйства имеют так называемые транспортные потоки, что обусловлено линейным характером объектов производства данного вида деятельности. Специфика данного вида потоков заключается в том, что на разных этапах производства работ они могут трансформироваться по своему назначению: от движения к месту производства работ до производственно-строительного движения и возвращения обратно.

Рисунок 2 Этапы планирования логистической системы

Перечисленные выше особенности логистики дорожно-строительного хозяйства определяют некоторые специфические черты логистической системы организаций данной отрасли в целом. Стоит отметить, что планирование и проектирование логистической системы отдельной организации стоит вести на двух иерархических уровнях: стратегическом и оперативном. На первом определяются концептуальные основы логистической системы, формулируются цели и ожидаемые результаты, происходит общая оценка возможностей и угроз,

существующих во внешней и внутренней среде организации. Оперативный уровень планирования предполагает разработку конкретных мероприятий в рамках реализации одного или нескольких проектов на основе концептов, сформулированных в логистической стратегии. На рисунке 2 представлены возможные этапы планирования логистической системы.

На основе данных о специфике дорожно-строительного производства появляется возможность наиболее рационального и эффективного планирования логисти-чекой системы. Таким образом, можно увидеть, что логистический подход в управлении дорожным хозяйством является инструментом, позволяющим выстроить эффективную систему обеспечения производственно-хозяйственной деятельности всеми видами ресурсов с учетом особенностей конкретной отрасли и отдельно взятой организации.

Литература

1. Коломыцев Д.А. Исследование факторов, оказывающих влияние на величину грузооборота автомобильного транспорта в регионах России // Инновации и инвестиции. - №7. - 2019. - с. 251-253.

2. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018. - 101 с.

3. Плетнева Н.Г., Власова Н.В. Развитие логистики в строительстве: особенности, перспективы, методы принятия решений // Проблемы современной экономики. - №2(30). - 2009. - с. 256-259.

4. Воронков А.Н., Лопаткина Т.Н. Транспортно-склад-ская логистика строительства: монография/А.Н.Воронков, Т.Н.Лопаткина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. - 146 с.

5. Царенкова И.М. Логистические потоки в дорожном // Вестник Днепроп. нац. ун-та трансп.: науч.-техн. журнал. - 2007. - № 15. - С. 259-264.

Features of implementation of the logistic approach in

management of road economy in regions of Russia Kolomytseva T.A.

Tula State University

This paper discusses the issues related to the practical aspects of the implementation of the logistics approach in the process of road management in some regions of Russia. Special attention is paid to the logistics processes typical and applicable for the construction and modernization of the road network of the regions. The paper reflects the features of logistics of road construction and economy, its most effective forms, methods and means of implementation. The article investigates the features of the road economy as an object of logistics management, the difficulties arising in its implementation, as well as restrictions of different nature, complicating the logistics processes in road construction. The description of types of the streams arising in the course of road-building economy, their characteristic signs and features is given. As a result of work recommendations on planning of logistic flows in road construction and economy are given. Key words: road construction, material flows, logistics, road economy, logistics of road economy.

References

1. Kolomytsev D.A. The study of factors affecting the value of freight

traffic in the regions of Russia // Innovations and Investments. -No. 7. - 2019 .-- p. 251-253.

2. Transport in Russia. 2018: Stat.sb./ Rosstat. - M., 2018 .-- 101 p.

3. Pletneva N.G., Vlasova N.V. The development of logistics in

construction: features, prospects, decision-making methods // Problems of the modern economy. - No. 2 (30). - 2009. - p. 256259.

4. Voronkov A.N., Lopatkina T.N. Transport and warehouse logistics

of construction: monograph / A.N. Voronkov, T.N. Lopatkina; Nizhny Novgorod. state architecture.-builds. un-t - N. Novgorod: NNGASU, 2010 .-- 146 p.

5. Tsarenkova I.M. Logistic flows in the road // Herald of the

Dneprop. nat. University of Transport: Scientific-Technical Journal. - 2007. - No. 15. - S. 259-264.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 2

М О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.