DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-1-152-167
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ»
Е. В. Николаева, И. В. Нартова,
152
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435
Аннотация. В статье получает раскрытие эволюция представлений авторов о содержании и структуре учебно-методического обеспечения дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре», введённой в 2008 году в содержание вузовского музыкально-педагогического образования на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета. Её итогом стало понимание того, что предъявление учебного материала в виде электронных образовательных ресурсов способно стимулировать формирование у обучающихся более целостного представления об изучаемом явлении, чем в традиционной форме учебных пособий, даже представленных в мультимедийном формате. Это становится возможным, если созданные и апробированные преподавателями электронные образовательные ресурсы для обеспечения учебной дисциплины представляют собой открытую систему. Имеется в виду, что они становятся тем основанием, последующее обогащение которого предлагается самим студентам. Тем самым обучающиеся выступают со-авторами нового расширенного состава электронных ресурсов, учитывающих сферу их личных и профессиональных интересов. Специальное внимание в статье уделяется характеристике содержания и структуры базового электронного образовательного ресурса «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы». Приведены примеры обогащения этого ресурса дополнительными разделами, созданными обучающимися, а также представлены перспективы дальнейшей работы в данном направлении по введению нового структурного компонента «Традиционная музыкальная культура народов России».
Ключевые слова: компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы, традиционная культура, национальные образы мира, музыкально-педагогическое образование.
© Николаева Е. В., Нартова И. В., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Благодарность. Статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдулли-на Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Авторы выражают благодарность преподавательскому коллективу кафедры за помощь и ценные советы, высказанные в процессе её подготовки.
Для цитирования: Николаева Е. В., Нартова И. В. Особенности реализации компьютерных технологий в учебной дисциплине «Национальные образы мира в традиционной культуре» // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2023. Т. 11. № 1. С. 152-167. DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-1152-167.
DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-1-152-167
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE ACADEMIC DISCIPLINE "NATIONAL IMAGES OF THE WORLD IN TRADITIONAL CULTURE"
Elena V. Nikolaeva, Irina V. Nartova,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
Abstract. The article reveals the evolution of the authors' ideas about the content and structure of the educational and methodological providing for the discipline "National images of the world in traditional culture", introduced in 2008 into the content of higher musical and pedagogical education at the Music Faculty of Moscow Pedagogical State University. Its result was the understanding that the presentation of educational material in the form of electronic educational resources can stimulate the formation of a more holistic view of the phenomenon being studied among students than in the traditional form of textbooks, even presented in a multimedia format. This becomes possible if the electronic educational resources created and tested by teachers for providing the discipline are an open system. It means that they become the foundation, the subsequent enrichment of which is offered to the students themselves. Thus, students act as co-authors of a new expanded composition of electronic resources that take into account the scope of their personal and professional interests. Special attention is paid in the article to the characteristics of the content and structure of the basic electronic educational resource "National images of the world in the traditional musical culture of Australia, Asia, America, Africa, Europe". Examples of enriching this resource with additional sections created by students are given. The prospects for further work in this direction on the introduction of a new structural component "Traditional musical culture of peoples Russia".
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2023. Т. 11. № 1 2023, vol. 11, no. 1
153
Keywords: computer technologies, electronic educational resources, traditional culture, national images of the world, music and pedagogical education.
Acknowledgement. This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Institute of Fine Arts of Moscow Pedagogical State University (MPGU). The authors express gratitude to the teaching staff of the department for the help and valuable advice expressed in the process of its preparation.
For citation: Nikolaeva E. V., Nartova I. V. Features of the Implementation of Computer Technologies in the Academic Discipline "National Images of the World in Traditional Culture". Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2023, vol. 11, no. 1, pp. 152-167 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-1-152-167.
154
Введение
В настоящее время компьютерные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса в системе подготовки будущего музыканта-педагога. Одним из направлений их применения является создание образовательных электронных ресурсов с целью учебно-методического оснащения вузовских дисциплин. Разработка таких ресурсов и их введение в содержание образования приобретает особую значимость в плане:
• обеспечения обучающимся доступа к систематизированной информации, предусмотренной авторами вузовских рабочих программ, которая отвечает содержательной направленности учебной дисциплины и организации процесса её освоения;
• предоставления студентам возможности неоднократного обращения к учебному материалу в самостоятельной работе;
• создания более эффективной и продуктивной среды для успешного освоения будущими музыкантами-педагогами соответствующей учебной дисциплины.
В педагогическом отношении важно также то, что рассматриваемая форма
взаимодействия обучающихся с учебным материалом в настоящее время широко применяется как в системе музыкально-педагогического образования, так и в системе общего и дополнительного музыкального образования. При этом она стала уже привычной не только для учителей музыки и педагогов ДМШ и ДШИ, но и для самих школьников [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 и др.].
В основе представленных далее рассуждений лежит убеждение в том, что предъявление учебного материала в виде электронных образовательных ресурсов способно стимулировать формирование у обучающихся более целостного представления об изучаемом явлении, чем в традиционной форме учебных пособий, даже представленных в мультимедийном формате. Это становится возможным, если созданные и апробированные преподавателями электронные образовательные ресурсы для обеспечения той или иной учебной дисциплины представляют собой систему открытую. Имеется в виду, что они становятся той базой, последующее обогащение которой предлагается самим студентам. Тем самым обучающиеся выступают соавторами нового расширенного состава
электронных ресурсов, учитывающих сферу их личных и профессиональных интересов.
На музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета предлагаемый подход к работе с электронными образовательными ресурсами получил реализацию в учебной дисциплине «Национальные образы мира в традиционной культуре» [11], введённой в содержание вузовского музыкально-педагогического образования в 2008 году.
В целевом отношении она направлена на приобщение обучающихся к многообразию традиционной культуры народов мира и формирование готовности транслировать усвоенные знания и умения в системе общего и дополнительного музыкального образования. Одновременно с введением новой дисциплины в содержание вузовского музыкально-педагогического образования было разработано и её учебно-методическое оснащение в виде электронного образовательного ресурса «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы» [12]. Показательно, что стимулом для его создания послужил авторский электронный образовательный ресурс Т. И. Баркаловой «Музыкальный фольклор народов мира». Его разработка была осуществлена в 2006 году под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. В. Николаевой в качестве приложения к выпускной квалификационной работе «Изучение музыки народов мира в младших классах общеобразовательных школ с полиэтническим составом учащихся» [13]. Поэтому краткую характеристику эволюции представлений о содержании такого рода учебного материала, представляется целесообразным начать именно с этого образца.
Электронный образовательный ресурс «Музыкальный фольклор народов мира»
В выпускной квалификационной работе Т. И. Баркаловой охарактеризованы возможности использования компьютерных технологий, разработана методика их применения для ознакомления младших школьников с народной музыкой разных стран мира и освоения образцов инонационального народно-песенного фольклора.
В мультимедийном приложении, созданном в программе PowerPoint, автором был собран и систематизирован музыкальный материал, включающий образцы детского песенного фольклора 42 стран мира. Его основу составили записи песен, вошедшие в репертуарный сборник американских музыкантов Памелы Конн Билл и Сьюзен Хаген [14], а также видеоматериал, включающий географические карты, фото- и аудиомате-риалы. Помимо этого, с учётом возрастных особенностей младшего школьного возраста, были составлены тексты, знакомящие детей с расположением, населением, природой и культурными традициями этих стран (фото 1).
Опытная работа по проверке эффективности применения разработанных мультимедийных материалов в международной школе с полиэтническим составом учащихся и их внедрение в педагогическую практику показали перспективность подобного рода учебно-методического оснащения уроков музыки как для учителя, так и для обучающихся. Практически все дети без исключения с интересом не только знакомились с представленными в электронном образовательном ресурсе народными детскими песнями, пояснительными текстами и другими
Фото 1. Титульный лист авторского электронного ресурса Т. И. Баркаловой Photo 1. The title page of the author's electronic resource T. I. BarkaLova
материалами, но и разучивали наиболее 156 понравившиеся им песенные образцы,
ориентируясь на их аутентичное исполнение носителями данной традиционной культуры (фото 2).
Апробированная Т. И. Баркаловой идея разработки подобного рода учебно-методического оснащения для ознакомления школьников с инонациональной традиционной культурой на уроках музыки и её воплощение в мультимедийном формате оказались весьма плодотворными. Поэтому в расширенном и доработанном варианте этот материал был включён впоследствии в один из разделов базового электронного образовательного ресурса к новой учебной дисциплине «Национальные образы мира в традиционной культуре».
Электронный образовательный ресурс «Национальные образы мира в народной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы»
Электронный образовательный ресурс «Национальные образы мира в народной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы» был разработан с целью усовершенствования учебно-методического оснащения новой вузовской дисциплины и последующего применения усвоенных в данной предметной области знаний и умений в широкой педагогической практике. Он выполнен в программе PowerPoint в объёме 215 слайдов [12] (фото 3).
Фото 2. Т. И. Баркалова с детьми, принимавшими участие в апробации электронного ресурса
Photo 2. T. I. BarkaLova with children who took part in the testing of the electronic resource
В содержательном отношении данный ресурс находится в полном соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре» и ориентирован на овладение обучающимися такими знаниями, как:
• сущность дефиниции «национальный образ мира»;
• особенности воплощения национального образа мира в традиционной музыкальной культуре;
• целевая направленность и основные концептуальные положения этнографической парадигмы музыкального образования;
• педагогические подходы к введению образцов национальной и инона-
циональной традиционной музыкальной культуры в содержание общего и дополнительного музыкального образования.
Подбор и выстраивание учебного материала направлены на овладение будущими музыкантами-педагогами следующими умениями:
• ориентироваться в многообразии этноинтонационной природы традиционной музыкальной культуры народов мира;
• осуществлять музыкально-педагогический анализ народно-песенных и инструментальных образов музыкальной культуры народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы;
• моделировать процесс введения образцов инонациональной традиционной музыкальной культуры в содержание
157
Ч"9**** „О*
АВСТРАЛИИ АЗИИ АМЕРИКИ АФРИКИ
ЕВРОПЫ
Фото 3. Титульные листы базового электронного ресурса к учебной дисциплине «Национальные образы мира в традиционной культуре»
Photo 3. Title pages of the basic electronic resource for the academic discipline "National images of the world in traditional culture"
158
музыкальных занятий в системе общего и/или дополнительного образования.
Предусматривается также овладение обучающимися приёмами практической работы по разучиванию детских народных песен на языке оригинала и тем самым возможность обогащения песенного репертуара подлинными образами инонациональной традиционной музыкальной культуры.
Охарактеризуем в максимально схематичном виде содержание рассматриваемого ресурса.
В введении раскрываются художественная и воспитательная ценность народной музыки, её педагогический потенциал, подчёркивается значимость изучения того или иного феномена инонациональной музыкальной культуры как одного из эффективных способов приобщения и приятия личностью ценностно-смысловых пластов новых для неё культур.
В первом разделе «Национальные образы мира и особенности их воплощения в народной музыкальной культуре» в предельно сжатой форме раскрываются: сущность термина «национальный образ мира», природа звука в традиционной музыкальной культуре, особенности народных представлений о происхождении музыки и её предназначении, своеобразие
фольклорного интонирования у народов разных стран мира.
Во второй раздел «Образцы народной культуры разных стран» включены аудио-и видеозаписи народной музыки и краткие справочные данные о каждой из стран, сгруппированные таким образом, чтобы в своей совокупности они давали представление о том общем, что объединяет музыкальный фольклор того или иного региона мира, и в то же время об особенностях, которые отличают народную музыку одного народа от другого. При этом материал подразделяется на два блока. В первый из них включён венок из 37 детских народных песен народов Австралии и Океании, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Европы. Во втором блоке материал выстроен в виде музыкального турне по странам мира. Совершая музыкальное путешествие, обучающимся предлагается побывать в Австралии, Южной, Центральной и Северной Африке, на фестивале этнической музыки индейских племён, населяющих Соединённые Штаты Америки, в Индонезии, Малайзии, Китае, Монголии, Японии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии и многих других странах. Здесь же в количестве 26 образцов представлена народная песенная и инструментальная музыка нескольких регионов России.
В третий раздел «Педагогические подходы к введению образцов народной музыкальной культуры в содержание музыкальных занятий» включены видеозаписи фрагментов 5 открытых уроков музыки, которые были представлены будущими музыкантами-педагогами на втором международном конкурсе-фестивале «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского. Краткие комментарии, предваряющие появление каждой новой видеозаписи, помогают сконцентрировать внимание обучающихся на той народной музыкальной культуре, которой посвящается занятие, на претворении народных интонаций в профессиональном музыкальном творчестве, а также на особенностях авторского педагогического подхода учителя к введению образцов народной музыки в содержание занятий.
Специальное внимание в электронном образовательном ресурсе уделяется вопросам для самостоятельной работы обучающихся с представленными в нём аудио-, видео-, текстовыми, графическими и иными материалами, а также рекомендуемой литературы.
Данный электронный образовательный ресурс стал базовым основанием учебно-методического оснащения новой вузовской учебной дисциплины, которое уже на протяжении 15 лет применяется на музыкальном факультете МПГУ За эти годы его содержание значительно обогатилось новыми материалами, в том числе презентацией музыкальных инструментов разных народов мира солистами Тамбовской филармонии П. В. Егоровым и А. Н. Павлюком; аудиоматериалами, предоставленными руководителем детской хоровой школы «Радость» г. Москвы Т. А. Ждановой, с записью русских народных песен в исполнении детей; видеозаписями выступлений народных исполнителей на фестивалях музыкального творчества народов России, полученных
с согласия руководства Государственного Российского Дома народного творчества.
Особо следует отметить, что студенты, ориентируясь на базовый электронный образовательный ресурс, стали разрабатывать авторские презентации в соответствии с той культурой, к которой они испытывали особый интерес. Такая проектная деятельность сначала выполнялась по их желанию в качестве приложения к выпускным квалификационным работам, в которых рассматривались педагогические подходы к изучению традиционной музыкальной культуры одной или нескольких стран по выбору самими студентами.
В качестве одного из примеров такого дополнительного образовательного ресурса, обогащающего базовое учебно-методическое оснащение рассматриваемой дисциплины, приведём мультимедийное приложение к ВКР О. Н. Бочковой «Педагогические условия освоения музыки народов Африки будущими учителями» [15].
В целевом отношении разработанный студенткой электронный образовательный ресурс был направлен на раскрытие самобытности африканской музыкальной культуры. В дополнение к представленному в базовом учебно-методическом оснащении дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре» были введены расширенные и систематизированные сведения об этническом составе народов, населяющих Африку; их традициях и особенностях национальной культуры; о многообразии музыкального инструментария; фонохрестоматия с образцами музыки разных регионов.
В центре внимания обучающихся оказались представления о единстве двух основных составляющих музыки народов Африки - африканской и народов стран Магриба; об исторической обусловленности обособления данных пластов; о жанровом своеобразии и особенностях
стилистики музыки народов, населяющих различные регионы Африки; а также возможность обогащения своего интонационно-слухового опыта в процессе слушания и разучивания типичных для музыки народов Африки образцов. Их музыкально-педагогический анализ способствовал подготовке обучающихся к разработке своих методических решений относительно включения музыки африканского континента в содержание общего и/или дополнительного музыкального образования.
По мере приобретения опыта привлечения обучающихся к разработке авторских электронных образовательных ресурсов, было принято решение о введении данного вида учебной работы в качестве одного из обязательных для всех обучающихся. Показательно, что в своём подавляющем большинстве предпочтение студентами при выборе традиционной музыки для самостоятельной работы стало отдаваться музыкальному фольклору народов Северной и Южной Америки, Дальнего и Ближнего Востока, Центральной Азии.
В результате наименее представленной в учебно-методическом оснащении рассматриваемой дисциплины оказалась традиционная музыка народов России. Таким образом всё более явным становилась необходимость его качественного расширения посредством создания обучающимися авторских электронных ресурсов, посвящённых традиционной музыкальной культуре народов России.
«Традиционная музыкальная культура народов России» как новый структурный компонент
учебно-методического оснащения дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре»
В наше время - время сложных межнациональных отношений - особое
значение приобретает включение в содержание музыкального образования как русского песенного и инструментального народного творчества, так и других народов России. Вместе с тем вплоть до настоящего времени в вузовском музыкально-педагогическом образовании этому направлению подготовки будущих музыкантов-педагогов уделяется явно недостаточное внимание. Как правило, наряду с изучением обучающимися русского народного творчества предусматривается освоение ими музыкального фольклора только того региона, в котором расположено учебное заведение. Вследствие этого овладение такими компетенциями, как способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, крайне затруднено.
В значительной степени данное положение дел обусловлено отсутствием в педагогическом инструментарии вузовских учебных дисциплин соответствующего учебно-методического оснащения. В связи с этим стала очевидным необходимость совершенствования данного направления работы в высших учебных заведениях посредством обогащения базового электронного образовательного ресурса «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы» специально выделенным новым структурным компонентом: «Традиционная музыкальная культура народов России».
Решение обозначенной практической задачи было возложено на студентов, которым поручалось в процессе изучения дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре» создание
авторских презентаций, посвящённых музыкальной культуре одного из регионов нашей страны, которую они считали целесообразным ввести в содержание общего и/или дополнительного музыкального образования. В качестве исходных ориентиров для подбора и выстраивания электронных образовательных ресурсов им предлагалось выполнение презентаций в той же программе PowerPoint, что и базовый электронный образовательный ресурс, а также включение в содержание нескольких обязательных разделов:
• местоположение на карте России;
• официальные символы: гимн, герб, флаг;
• национальные костюмы;
• песенный фольклор;
• народные музыкальные инструменты;
• народные танцы.
Поощрялось также введение в содержание разрабатываемого авторского электронного ресурса дополнительных разделов по выбору самими обучающимися, как например:
• фольклорные праздники;
• детский песенный фольклор;
• коллективы, исполняющие народную музыку;
• фольклорная музыка в произведениях композиторов данного региона;
• современные обработки фольклорной музыки.
Опытно-поисковая работа по разработке обучающимися авторских презентаций в качестве дополнения к базовому электронному ресурсу проводилась в 2020-2022 годах. Её результаты дают основания считать, что введение в содержание вузовской подготовки будущих музыкантов-педагогов данного вида практической деятельности значительно повышает интерес обучающихся к традиционной музыкальной культуре народов
нашей страны, создаёт условия для раскрытия их творческих способностей как созидателей нового учебно-методического оснащения музыкальных занятий, которое может быть использовано не только непосредственно в процессе демонстрации и обсуждения с однокурсниками, но и в практической работе музыкантов-педагогов в учреждениях общего или дополнительного образования.
Педагогические наблюдения за процессом создания обучающимися авторских электронных образовательных ресурсов показали, что на качество подготовленных ими презентаций большое влияние оказывала степень владения информационными технологиями и основами дизайна. В связи с этим им предоставлялась возможность обращаться к преподавателю за консультативной помощью. Направленность и объём такой работы в тандеме с преподавателем определялись в соответствии со степенью готовности студентов к выполнению поставленной задачи. Отрадно, что, несмотря на встречающиеся трудности, была отмечена высокая степень вовлечённости студентов в исследовательский и творческий процесс создания своих авторских презентаций.
Заключение
Одной из современных тенденций в развитии вузовского музыкально-педагогического образования является всё более широкое внедрение в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий. Представленный в статье опыт обогащения базового учебно-методического оснащения дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре» дополнительными электронными образовательными ресурсами, разработанными самими обучающимися, является тому примером.
Введение данного вида проектной деятельности в содержание рассматриваемой учебной дисциплины позволило не только значительно расширить её информационную базу. Оно способствовало углублению представлений будущих музыкантов-педагогов о многоцветной палитре традиционных музыкальных культур народов России; о сущности воззрений Г. Гачева на национальные образы мира [15]; о концепции И. И. Земцовско-го об этноинтонационной природе музыкального слуха [16], о возможностях реализации в системе общего музыкального образования этнографической парадигмы, выдвинутой Л. В. Шаминой [17] и её дальнейшем развитии в трудах отечественных музыкантов-педагогов [18; 19; 20; 21 и др.]. Особое значение имело выстраивание преподавателем индивидуальной траектории для каждого студента в соответствии с уровнем его владения информационными и коммуникационными технологиями, профессиональными интересами и личностными предпочтениями, а также приобретение обучающимися опыта моделирования процесса ввел / л дения образцов традиционной музыкальной культуры народов России в содержание музыкальных занятий в системе общего и/или дополнительного образования.
Представляется необходимым обратить внимание на то, что принципиально важным условием органичного введения нового структурного компонента в учебно-методическое оснащение дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре» является совместимость подготовленных студентами авторских электронных образовательных ресурсов с базовым. Имеется в виду выполнение их в той же программе PowerPoint, которая исходно предназначена для создания презентаций, входит в стандартный компонент MS Office, и все
обучающиеся в большей или меньшей степени имеют опыт работы с ней.
Нельзя не отметить, что в связи с постоянно возрастающим количеством новых дополнительных электронных образовательных ресурсов, подготовленных обучающимися, общий объём учебно-методического оснащения дисциплины превышает возможности учебного процесса, ограниченного временными рамками её прохождения. Принимая во внимание избыточность имеющегося в распоряжении преподавателя материала, встаёт вопрос о выделении в нём основного, изучение которого будет осуществлено на аудиторных занятиях, и того, который будет предложен студентам для самостоятельной работы во внеаудиторное время. При этом выбор студенческих презентаций целесообразно ограничить теми, которые созданы непосредственно обучающимися данной группы. Это стимулирует эмоционально-ценностное отношение и самих авторов к демонстрации результатов своей проектной деятельности, и их сокурсников, которым в данном случае предстоит выступать в качестве экспертов. Ярко выраженный положительный отклик у студентов, как показывает педагогический опыт, вызывает предложение преподавателя обменяться созданными электронными образовательными ресурсами, чтобы в дальнейшем они могли быть использованы каждым из обучающихся в своей практической музыкально-педагогической деятельности.
Однако, несмотря на педагогическую значимость создания студентами авторских презентаций и их практического применения в учебном процессе, крайне важным является обращение к учебно-методическому оснащению во взаимодополнении его базового и дополнительного материала. При таком подходе в центре внимания обучающихся оказывается
прослеживание общего и особенного в музыкальном фольклоре народов России и других стран. Сравнительные характеристики близких и далёких национальных культур способствуют более целостному представлению о традиционной музыкальной культуре, присущей ей этноинтонационной природе, её многоли-кости и самобытности у каждого народа.
Есть и ещё один аспект, который целесообразно иметь в виду, определяя траекторию работы с учебно-методическим оснащением дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре» при совокупности его базового электронного образовательного ресурса и дополнительных. Это - возможность и целесообразность установления междисциплинарных связей с другими профессионально ориентированными дисциплинами: «Народное музыкальное творчество», «История (история России, всеобщая история)», «Исто-
рия музыки», «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «Полихудожественные технологии в музыкальном образовании», «Музыкально-педагогические практикумы», «Информационные ресурсы и базы данных в профессиональной деятельности».
Подводя итоги проведённой работы по созданию компьютерного учебно-методического оснащения дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре», представляется важным ещё раз подчеркнуть необходимость привлечения к работе по его совершенствованию самих обучающихся. И в завершение привести слова английского композитора, пианиста и дирижёра Джорджа Бенджамина, стремившегося в своём творчестве объять культурное наследие разных народов и считавшего, что «культурная универсальность - знамение нашего времени» [22, с. 17].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абдуллин Э. Б., Малых Т. Б., Николаева Е. В., Торопова А. В. Электронные образовательные ресурсы как инструментарий педагога-музыканта: перспективы развития // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы Х международной научно-практической конференции. М.: Ритм, 2012. С. 125-133.
2. Горемычкин А. И. Введение в компьютерную педагогику (об информационно-пространственном подходе в педагогических концепциях): Учебное пособие. Мелитополь: ООО «Издательский дом МГТ», 2008. 276 с.
3. Марков А. И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 167 с.
4. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: дисс. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 2000. 238 с.
5. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: в 3 книгах (+CD). М.: Классика-ХХ1, 2007. Книга 1. Стратегии и методики. 127 с.; Книга 2. Технология презентации. 120 с.; Книга 3. Интерактивное тестирование 128 с.
6. Сизова Е. Р. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально-педагогического колледжа: дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1996. 166 с.
7. Нартова И. В. Подготовка будущих учителей музыки к созданию авторских электронных образовательных ресурсов // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образова-
163
164
ния: материалы Х международной научно-практической конференции. М.: РИТМ, 2012. С. 133-142.
8. Нартова И. В. Создание мультимедийной презентации как компонент вузовской подготовки учителя музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2016. № 4. С. 155-162.
9. Суслова Н. В. Цифровые технологии на уроках музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2013. № 2. С. 164-172.
10. Моисеев Е. О. Электронные образовательные ресурсы как педагогический инструментарий в процессе обучения эстрадному пению // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 2. С. 161-176. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176.
11. Николаева Е. В. Рабочая программа учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре»: код и направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Профили «Музыка и Дополнительное образование». М.: МПГУ, 2008. 14 с.
12. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Национальные образы мира в народной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы: Учебно-методическое пособие для педагогов-немузыкантов на электронном носителе. М.: МПГУ, 2008.
13. Баркалова Т. И. Изучение музыки народов мира в младших классах общеобразовательных школ с полиэтническим составом учащихся: выпускная квалификационная работа по специальности: 030700 музыкальное образование. М.: МПГУ, 2006. 115 с.
14. Pamela Conn Beall, Susan Hagen Nipp. Wee Sing: Around the World. - New York: Price Stern Sloan, Inc., 1994. URL: http://weesing.com/Books-Music/Wee-Sing-Around-the-World (дата обращения: 10.05.06).
15. Бочкова О. Н. Педагогические условия освоения музыки народов Африки будущими учителями: магистерская диссертация по направлению 050100.68 Педагогическое образование. Магистерская программа «Педагогика и психология музыкального образования». М.: МПГУ, 2013. 145 с.
16. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995. 479 с.
17. Земцовский. И. И. Этнослух как ключ к музыкальному существованию // Культура народного пения: традиции и искусство: материалы науч.-практ. конф., Москва, 13-16 мая 2000 г. М.: Изд-во МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2001. С. 4-14.
18. Шамина Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Музыкант-педагог: Специальный выпуск журнала «Преподаватель». 2006. С. 21-25.
19. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» / авторы-составители: Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис, А. В. Варламова. Москва-Якутск: Ритм, 2015. 102 с.
20. Николаева Е. В., Федорова П. П. Музыкальная культура долган в системе начального общего музыкального образования: современное состояние и перспективы развития // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2017. № 4(20). С. 146-160.
21. Николаева Е. В. Традиционная музыкальная культура народов мира как компонент вузовского музыкально-педагогического образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018. № 4 (24). С. 145-162.
22. Барбан Е. Контакты. Собрание интервью. СПб.: Композитор, 2006. 472 с.
Поступила 20.02.2023, принята к публикации 17.03.2023.
Об авторах:
Николаева Елена Владимировна, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация 119435), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Нартова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация 119435), магистр педагогического образования, [email protected]
Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Abdullin E. B., Malykh T. B., Nikolaeva E. V., Toropova A. V. Elektronnye obrazovatel'nye resursy kak instrumentarij pedagoga-muzykanta: perspektivy razvitiya [Electronic Educational Resources as Tools of a Teacher-Musician: Development Prospects]. Aktual'nye problemy muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Actual Problems of Music and Pedagogical Education]: Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference. Moscow: Publishing House "Rhythm", 2012, pp. 125-133 (in Russian).
2. Goremychkin A. I. Vvedenie v komp'yuternuyu pedagogiku (ob informatsionno-prostranstvennom podkhode v pedagogicheskikh kontseptsiyakh) [Introduction to Computer Pedagogy (On the Information-Spatial Approach in Pedagogical Concepts)]. Textbook. Melitopol: Melitopol City Printing House, 2008. 276 p. (in Russian).
3. Markov A. I. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya informatsionnykh komp'yuternykh tekhnologij v muzykal'nom obrazovanii [Pedagogical Conditions for the Use of Information Computer Technologies in Music Education]. PhD Thesis (Pedagogy). Stavropol, 2004. 167 p. (in Russian).
4. Polozov S. P. Obuchayushchie komp'yuternye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii [Educational Computer Technologies in Music Education]. PhD Thesis (Art Criticism). Novosibirsk, 2000. 238 p. (in Russian).
5. Taraeva G. R. Komp'yuter i innovatsii v muzykal'noj pedagogike [Computer and Innovations in Music Pedagogy]. In 3 Books (+CD). Moscow: Classics-XXI, 2007. Book 1. Strategies and Techniques 127 p.; Book 2. Presentation Technology. 120 p.; Book 3. Interactive Testing] 128 p. (in Russian).
6. Sizova E. R. Obrazovatel'nye vozmozhnosti komp'yuternykh obuchayushchikh programm v processe muzykovedcheskoj podgotovki uchashhikhsya muzykal'no-pedagogicheskogo kolledzha [Educational Opportunities of Computer Training Programs in the Process of Musicological Training of Students of the Music Pedagogical College]. PhD Thesis (Pedagogy). Ekaterinburg, 1996. 166 p. (in Russian).
165
166
7. Nartova I. V. Podgotovka budushchikh uchitelej muzyki k sozdaniyu avtorskikh elektronnykh obrazovatel'nykh resursov [Preparation of Future Music Teachers for the Creation of Author's Electronic Educational Resources]. Aktual'nye problemy muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Actual Problems of Music Pedagogical Education]. Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Publishing House "Rhythm", 2012, pp. 133-142 (in Russian).
8. Nartova I. V. Creation of Multimedia Presentation as a Component of University Music Teacher Training. Vestnik kafedry UNESCO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Bulletin of the UNESCO Chair Musical Arts and Education. 2016, no. 4, pp. 155-162 (in Russian).
9. Suslova N. V. Digital Technologies in Music Lessons. Vestnik kafedry UNESCO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Bulletin of the UNESCO Chair Musical Arts and Education. 2013, no. 2, pp. 164-172 (in Russian).
10. Moiseev E. O. Electronic Educational Resources as Pedagogical Toolkit in the Process of Teaching Pop Singing. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 2, pp. 161-176 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176.
11. Nikolaeva E. V. Rabochaya programma uchebnoj discipliny "Nacional'nye obrazy mira v traditsionnoj kul'ture" [Working Program of the Discipline "National Images of the World in Traditional Culture"]. Code and Major 050100.62 Pedagogical Education. Profiles "Music and Additional Education". Moscow: MPGU, 2008. 14 p. (in Russian).
12. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Nacional'nye obrazy mira v narodnoj muzykal'noj kul'ture Avstralii, Azii, Ameriki, Afriki, Evropy [National Images of the World in the Folk Music Culture of Australia, Asia, America, Africa, Europe]. An Educational and Methodological Guide for NonMusical Teachers on Electronic Media]. Moscow: MPGU, 2008 (in Russian).
13. Barkalova T. I. Izuchenie muzyki narodov mira v mladshikh klassakh obshheobrazovatel'nykh shkol s polietnicheskim sostavom uchashhikhsya [Studying the Music of the Peoples of the World in the Primary Schools with a Multiethnic Composition of Students]. Final Qualifying Work in the Specialty: 030700 Music Education. Moscow: MPGU, 2006. 115 p. (in Russian).
14. Pamela Conn Beall, Susan Hagen Nipp. Wee Sing: Around the World. New York: Price Stern Sloan, Inc., 1994. Available at: http://weesing.com/Books-Music/Wee-Sing-Around-the-World (accessed: 10.05.06).
15. Bochkova O. N. Pedagogicheskie usloviya osvoeniya muzyki narodov Afriki budushchimi uchitelyami [Pedagogical Conditions of Mastering the Music of the Peoples of Africa by Future Teachers]: Master's Thesis in the Major 050100.68 Pedagogical Education. Master's Program "Pedagogy and Psychology of Music Education". Moscow: MPGU, 2013. 145 p. (in Russian).
16. Gachev G. D. Natsional'nye obrazy mira. Kosmo-Psikho-Logos [National Images of the World. Cosmo-Psycho-Logos]. Moscow: Progress Publishing Group "Culture", 1995. 479 p. (in Russian).
17. Zemtsovsky I. I. Etnoslukh kak klyuch k muzykal'nomu sushhestvovaniyu [Ethnosluch as a Key to Musical Existence]. Kul'tura narodnogo peniya: traditsii i iskusstvo [Culture of Folk Singing: Traditions and Art]: Proceedings of Scientific and Practical Conference, Moscow, May 13-16,
2000. Moscow: Publishing House of Moscow State Institute of Music named after A. G. Schnittke,
2001, pp. 4-14 (in Russian).
18. Shamina L. V. Etnograficheskaya paradigma shkol'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: ot "etnografii slukha" k muzyke mira [Ethnographic the Paradigm of School Music Education: From the "Ethnography of Hearing" to the Music of the World]. Muzykant-pedagog: Special'nyj vypusk
zhurnala "Prepodavatel'" [Musician-teacher: Special Issue of the Bulletin "Teacher"]. 2006, pp. 21-25 (in Russian).
19. Regional Curriculum of the Subject "Music" Grades 1-4 in the Context of the Project "Music for All". Authors-compilers: E. B. Abdullin, E. V. Nikolaeva, B. R. Iofis, A. V. Varlamova. Moscow-Yakutsk: Publishing House "Rhythm", 2015. 102 p. (in Russian).
20. Nikolaeva E. V., Fedorova P. P. The Musical Culture of Dolgans in System of Primary General Music Education: Current State and Prospects of Development. Vestnik kafedry UNESCO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Bulletin of the UNESCO Chair Musical Arts and Education. 2017, no. 4(20), pp. 146-160 (in Russian).
21. Nikolaeva E. V. Traditional Musical Culture of the Peoples of the World as a Component of University Music and Pedagogical Education. Vestnik kafedry UNESCO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Bulletin of the UNESCO Chair Musical Arts and Education. 2018, no. 4(24), pp. 145-162 (in Russian).
22. Barban E. Contacts. Collection of Interviews. St. Petersburg: Publishing House "Composer", 2006, 472 p. (in Russian).
Submitted 20.02.2023; revised 17.03.2023. About the authors:
Elena V. Nikolaeva, Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education named after E. B. Abdullin of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation 119435), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, [email protected]
Irina V. Nartova, Senior Lecturer at the Department of Methodology and Technology of Music Education named after E. B. Abdullin of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation 119435), Master of Pedagogical Education, [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.
167