Научная статья на тему 'Особенности реализации комплексного проекта модернизации образования в Новосибирской области'

Особенности реализации комплексного проекта модернизации образования в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации комплексного проекта модернизации образования в Новосибирской области»

РАЗДЕЛ VI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 371.014.3

В. В. Иванов

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2007-2008 учебном году Новосибирская область приступила к реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО).

С момента подачи заявки на участие в проекте прошло уже несколько месяцев, но, честно говоря, только сейчас начинаем осознавать, за что мы взялись. То, что предстоит изменить в образовании Новосибирской области, в обозримом прошлом еше не было.

Эти изменения, что очень важно, органично увязаны социально-экономическими условиями системы образования в регионе.

Каковы же наши подходы в реализации КПМО? Какие обязательства были взяты педагогическим и управленческим сообществом по его реализации? В чем видим риски проекта и как предлагаем их минимизировать?

Первое направление реализации КПМО «Переход на нормативное подушевое финансирование ООУ (НПФ)».

Основные задачи:

- установление на региональном уровне нормативов бюджетного финансирования в расчёте на одного обучающегося;

- определение объёма финансирования ООУ, исходя из нормативов финансирования;

- прямое доведение средств, рассчитанных по нормативам, до каждого общеобразовательного учреждения;

- оптимизация расходов и эффективное самостоятельное хозяйствование.

Подходы:

- Утверждение ежегодно размеров нормативов в абсолютной величине.

- Минимизация количества повышающих коэффициентов, выравнивание величины норматива для учреждений, работающих в принципиально одинаковых условиях.

- Определение размера субвенций, предоставляемых из областного бюджета местному бюджету, как суммы субвенций конкретным образова-

тельным учреждениям, расположенным на территории данного муниципального района (округа).

Взятые обязательства:

- Переход с января 2008 г. на гарантированное нормативное финансирование всех ООУ области.

- Увеличение норматива подушевого финансирования ежегодно на 15% в течение трёх лет.

- Доведение доли учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования до 10% в 2009 г.

Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам.

Базовый подушевой норматив - минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для финансирования общеобразовательного учреждения в расчете на одного обучающегося.

Норматив финансирования включает в себя расходы на:

- оплату труда работников образовательных учреждений;

- расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (учебные расходы).

Н = Нфот + Нур , где:

- Н - норматив финансирования;

- Нфот - норматив расходов на оплату труда;

- Hyp - норматив на расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (учебные расходы).

Размер норматива финансирования ежегодно утверждается в абсолютной величине постановлением администрации Новосибирской области.

Учебные расходы устанавливаются на каждого обучающегося в процентном соотношении к размеру норматива и утверждаются на очередной финансовый год в абсолютной величине постановлением администрации Новосибирской области.

2008 г. -» Н = 12500 + 875 = 13375 руб/уч.

* в норматив не входят расходы на работников котельных и интернатов при школах - отдельная субвенция.

Норматив для школ с численностью до 50 чел. увеличивается в 2008 г. до 35875 руб./ученик.

Поправочные коэффициенты, предлагаемые для расчетов, учитывают:

- работу в сельской местности;

- виды образовательных программ (гимназические (лицейские) и др.;

- наличие особого потенциала образовательного учреждения (спортивный комплекс, бассейн, собственная столовая, локальная компьютерная сеть, информационно-методический (библиотечный) центр, учебно-опытные хозяйства и др.;

-количество учащихся в общеобразовательном учреждении: ОФС = (Нн хК + Н ) х У + ФОТ,,

4 фот уру 2'

ОФС - объем финансовых средств Нфот - норматив фонда оплаты труда К - поправочные коэффициенты Н - норматив учебных расходов У - количество учащихся

ФОТ2 - ФОТ работников котельных и интернатов при школах

- если ОФС < факта 2007 г., выделяется дополнительная субвенция,

- при этом заключаются соглашения с обязательством оптимизации расходов:

- ОУ с главой администрации;

- главой администрации - с департаментом образования; Все средства от оптимизации остаются в районе;

все средства от оптимизации остаются в учреждении (районе). Субвенция района (округа) = Сумма ОФС по каждому ООУ С сентября 2008 г. нормируются расходы на содержание зданий и помещений образовательных учреждений, в т.ч. коммунальные расходы.

Экономия средств остается в образовательном учреждении и может перераспределяться.

Бюджет 2008 г. сформирован по НПФ.

Нами предполагается следующий механизм минимизация рисков:

- Гарантированность сохранения объема финансирования отдельных учреждений в 2008 г. к уровню 2007 г.

- Выделение в 2008 г. дополнительно 1 млрд. руб. для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности ФОТ при переходе на НПФ, выделение дополнительных субвенций под соглашение.

- Дополнительное финансирование на укрепление У МБ, создание безопасных условий образовательного процесса из средств на софинансиро-вание КПМО и НППО.

Второе направление реализации КПМО - введение отраслевой системы оплаты ¡руда: Основные задачи:

- создать у руководителей и коллективов ООУ мотивацию и экономические стимулы к сокращению избыточного персонала;

- обеспечить условия для оптимальной наполняемости классов в ООУ, снижения неэффективной учебной нагрузки обучающихся;

- установить зависимость величины заработной платы педагогов, руководителей от результатов и качества труда;

- повысить уровень заработной платы педагогов. Подходы:

-Отказ от ETC.

- Изменение структуры заработной платы, увеличение и более эффективное использование стимулирующей части ФОТ.

- Расширение самостоятельности ОУ в расходовании бюджетных средств.

- Более широкое участие общественности в оценке труда учителя. Взятые обязательства:

- Переход с 1 января 2008 г. всех ООУ на отраслевую систему оплаты труда.

- Рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счёт введения НСОТ по отношению к уровню 2007 г.; ежегодно - на 20%.

- Увеличение фонда оплаты труда учителей в общем ФОТ работников ООУ с 60,9% в 2006 г. до 70% в 2009 г.

- Увеличение доли стимулирующей части ФОТ до 30% 2009 г. Главный риск: социальная напряженность в педагогической среде, в т. ч.: а) вследствие недостаточной информации о НСОТ;

Рисунок. ФОТ образовательно! о учреждения

б) высвобождение определенного числа педагогических и других работников образовательных учреждений;

в) противодействие, непринятие изменений и др.

Предлагаемый нами механизм минимизации рисков.

- Масштабное обучение работников образования по вопросам перехода на НПФ и НСОТ; доведение механизма НСОТ до каждого учителя.

- Увеличение размера пособия при выходе работников образования на пенсию.

- Переход на НСОТ не административным способом, а через апробацию и показ реальных результатов введении НСОТ.

- Большая самостоятельность образовательного учреждения при выборе модели перехода на НСОТ, в том числе в части установления соотношений между различными частями ФОТ, определения видов и размеров коэффициентов и фиксированных надбавок.

Третье направление реализации КПМО- развитие сети общеобразовательных учреждений Новосибирской области.

Основные задачи:

- повышение эффективности использования ресурсов в различных типах и видах общеобразовательных учреждений;

- устранение противоречия между емкостью сети и реальным контингентом обучающихся;

- создание для обучающихся сельских школ условий для получения качественного образования;

- создание условий для учета консолидированного заказа при оказании образовательных услуг.

Подходы:

- Перевод малочисленных общеобразовательных учреждений в структурные подразделения основных или средних общеобразовательных школ.

- Создание базовых образовательных учреждений.

- Организация профильного обучения на основе консолидированного заказа.

- Создание и развитие общеобразовательных учреждений 3-й ступени.

- Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и учреждений различных ведомств на основе индивидуальных учебных планов.

Взятые нами обязательства по этому направлению:

-Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, должна возрасти с 52% в 2006 году до 100% в 2009 г.

-Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, должна возрасти с 22 чел. до 25 чел. к 2009 г.

- Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, должна возрасти с 8,4 чел. до 12 чел. к 2009 г.

- Показатель создания для обучающихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения должен возрасти с 51,4 до 62 к 2009 г.

Цель развития сети образовательных учреждений - обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства, создание интегрированных образовательных ресурсов территории, кооперация и специализация, внедрение вариативных моделей образовательных учреждений.

Новосибирская область в числе первых пяти регионов, которые начали в 2002 г. у эксперимент по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. За этот период созданы базовые сельские школы с сетью филиалов.

Распоряжениями глав районных администраций утверждено 276 базовых школ на территории области.

В 2001 г. в области было 395 начальных школ, в 2006 - только 37, хотя закрытия школ не происходило. Получили развитие следующие более укрупненные модели:

- базовая школа с сетью филиалов;

— ресурсный центр;

— сельская профильная школа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— общеобразовательное учреждение - детский сад;

— социокультурный центр.

В результате проведенной работы в каждом районе разработаны программы развития сети образовательных учреждений, утвержденные районными Советами депутатов. Эти программы рассчитаны на достаточно длительный период реализации. Не везде они были сразу приняты, в отдельных районах только со второй, а то и с третьей попытки.

Областная программа инновационного развития образования учитывает районные программы и предусматривает средства на ремонт и строительство дорог, приобретение автотранспорта.

В каждом районе создана схема маршрутов движения школьных автобусов, с учетом общеобластной транспортной сети.

В 2007-2008 учебном году к местам учебы будут подвозиться 9,5 тыс. сельских школьников,

На школьных маршрутах задействованы 415 единиц транспорта.

Предлагаемый нами механизм минимизации рисков:

- Создание программ развития сети на муниципальном уровне, утвержденных их на сессиях районных Советов депутатов (состав Советов в значительной степени состоит из педагогов).

- Решение проблемных ситуаций при закрытии или реорганизации школы через переговорные площадки (пример Тогучинского, Барабинского районов). Ни одну школу не закрыли без согласия схода граждан.

- Укрепление базовых школ, в т. ч. кадрами, делая их привлекательными для родителей, учащихся.

- Развитие сетевого взаимодействия в границах мини-учебных округов.

Следующее, чрезвычайно важное направление реализация проекта — развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО).

Проект предполагает решение основных задач:

- создание организационно-информационной основы для принятия управленческих решений, направленных на развитие образования, как своеобразный инструмент, способ влияния на систему образования области (управление по результатам);

- определение показателей и индикаторов качества образования, характеризующие состояние и динамику развития системы образования Новосибирской области;

- упорядочение информационных потокв в системе образования;

- повышение обьективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.

Подходы к развитию региональной системы оценки качества образования (СОКО):

- основными пользователями информации о результатах оценки качества образования станет обучающиеся и их родители, педагогические коллективы, органы управления образованием.

- создание системы оценки качества образования в Новосибирской области будет осуществляться через:

- создание концептуальной основы системы оценки качества образования;

- разработку моделей её организационного и информационно-технологического функционирования на всех уровнях управления образованием;

- отработку механизмов общественной оценки качества образования, результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;

- привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и ступенях.

Взятые нами обязательства:

- Проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку и математике в обязательном порядке для всех выпускников с 2008 г.

- Доведение доли выпускников 9-ых классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, до 50% в 2009 г.

-Созданиек 2009г.:

- региональной системы показателей качества образования;

- системы многоуровневого мониторинга качества образования;

- стандартизированных средств оценки учебных достижений.

Механизм минимизации рисков в связи с внедрением СОКО:

- развитие общественной составляющей - СОКО;

- организация системы непрерывного обучения;

- стимулирование создания системы консолидированных заказов;

- обязательное введение школьных СОКО (определение общественного заказа и публичный доклад как составляющие);

- обеспечение открытости информации о системе образования в целом, локальных образовательных сетей.

Важнейшим направлением реализации КПМО является создание государственно-общественной системы управления образованием.

Основные задачи:

-разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании;

- повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Советом образовательного учреждения для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления;

. - формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг;

- активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.

Взятые нами обязательства:

- Создание общественных муниципальных Советов по вопросам управления образованием.

- Разработка и внедрение механизмов участия органов государственно-общественного управления образованием в оценке качества образования и распределении стимулирующей части оплаты труда работников образовательных учреждений.

- Развитие механизма привлечения инвестиций в образование через общественное участие в управлении образованием.

- Создание и организация деятельности органов самоуправления, обеспечивающих демократический, государственно-общественный характер управления во всех общеобразовательных учреждениях и в муниципальных образованиях.

- Предоставление публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности всеми общеобразовательными учреждениями.

- Увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих свои обновляемые сайты в сети Интернет до 80%.

- Доведение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ до количества пунктов, в которых проводится ЕГЭ.

- Увеличение доли общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводится с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием до 100%.

Предполагаемый нами механизм минимизации рисков:

- Разработка унифицированной региональной модели государственно-общественного управления образованием.

- Методологические и тьюторское сопровождение развития самоуправления и общественного участия в управлении образованием.

- Целевое управление и координация процессами, развивающими общественно-гражданские формы управления в образовании.

Таким образом, по нашему мнению, система образования Новосибирской области в условиях сложившейся демографической и социально-экономической ситуации имеет возможности за счет оптимизации имеющихся ресурсов, привлечения в сферу образования дополнительных средств и новых технологий перейти к решению качественно новых задач.

УДК 378.014

М. В. Давыдов, Л. А. Амирова

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Масштабные изменения в сфере законодательного, социально-экономического и идеологического пространства Российской Федерации повлекли за собой необходимость модернизации системы образования. Данный процесс, сопровождающийся одновременно реализацией болонских соглашений, охватывает все звенья образовательной системы, а именно: структуру и содержание программ, систему образовательных учреждений и органов управления образованием.

Учреждение системы дополнительного профессионального образования как и любое образовательное учреждение решает те же социально значимые задачи. Однако образовательный процесс в учебных заведениях системы дополнительного профессионального образования процессуально отличается от подобных процессов в других системах образования. Он более гибок и имеет четкую направленность на профессиональную деятельность специалистов, проходящих обучение в качестве слушателя. Например, НОУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.