4. Анализ регулирования. Исследование вопросов законодательства и регулирования в сфере транспортных услуг и их влияния на логистические системы.
5. Методы оптимизации и прогнозирования. Разработка новых методов оптимизации маршрутов, управления запасами и прогнозирования спроса для более эффективного менеджмента транспортных услуг.
Дальнейшие исследования в этих направлениях помогут совершенствовать управление транспортными услугами и повышать эффективность логистических систем в условиях изменяющейся бизнес-среды.
Источники:
1. Григорьев М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для вузов. / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. // - 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2022. 507 с.
2. Карцан П. И. Логистика как инструмент обеспечения экологической и экономической безопасности государства // Наука, технологии, общество: экологический инжиниринг в интересах устойчивого развития территорий : сборник научных трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием, Красноярск, 16-18 ноября 2022 года. - Красноярск: Общественное учреждение "Красноярский краевой Дом науки и техники Российского союза научных и инженерных общественных объединений", 2022. С. 480-488.
3. Kartsan P. The Digital Revolution of the Transportation Industry / P. Kartsan, S. Mavrin // Transportation Research Procedia : Collection of materials XIII International Conference on Transport Infrastructure: Territory Development and Sustainability, Irkutsk-Krasnoyarsk, 26-28 октября 2022 года. Krasnoyarsk: Elsevier B.V., 2023. P. 116-119. DOI 10.1016/j.trpro.2023.02.014.
4. Data Insight: Интернет-торговля в России 2022. Ежегодный отчет. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/e Commerce_2022 (дата обращения: 05.03.2024).
5. Data Insight: Российский eCommerce между весной и летом 2022. Отчет. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/ Ecom-merce_in_Russia_between_spring_and_summer_2022 (дата обращения: 05.03.2024).
6. Левкин Г. Г. Контроллинг логистических систем : учебное пособие для вузов / Г. Г. Левкин, Н. Б. Куршакова // - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт. 2022. 167 с.
7. Пузанова И. А. Интегрированное планирование цепей поставок : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. А. Пузанова, Б. А. Аникин // М.: Юрайт. 2022. - 319 с.
EDN: RVYRRO
А.С. Кисляков - к.и.н., доцент кафедры гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
A.S. Kislyakov - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
А.К. Чернышев - обучающийся магистратуры юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
A.K. Cherhyshev - master's student of the Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ КОНФУЦИАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF CONFUCIANISM IN MODERN CHINA
Аннотация. Ввиду того, что современный этап развития мира сопровождается частым обострением различного рода конфликтов и регулярным возникновением кризисов, отражающихся на политическом и экономическом климате, возникает необходимость обращения, либо поиска мировоззренческой парадигмы с проверенными тысячелетиями ценностями, способной обеспечить гармоничное существование сообщества в той или иной стране. Ценности именно конфуцианского мировоззрения позволяют, в том числе, китайской цивилизации сохранять преемственность традиций, культуры, форм общественных связей, проявляющихся как в государственном управлении путем проникновения в государственные программы и установки коммунистической партии, так и в сводах законов Китая. Конфуций является родоначальником упорядоченного философского осмысления управленческих идей (исключая религиозные и мистические аспекты и считая их малополезными), и выстраивая собственные идеи на основе реальной управленческой практики и заложенных ранее традиций. В этой связи возрастает актуальность изучения реализации идей конфуцианства на современном этапе развития Китая.
Abstract. Due to the fact that the current stage of world development is accompanied by frequent exacerbation of various kinds of conflicts and the regular occurrence of crises affecting the political and economic climate, there is a need to address or search for a worldview paradigm with values proven over millennia that can ensure the harmonious existence of a community in a particular country. The values of the Confucian worldview allow, among other things, the Chinese civilization to preserve the continuity of traditions, culture, forms of public relations, manifested both in public administration through penetration into the state programs and installations of the Communist Party, and in the codes of laws of China. Confucius is the ancestor of an orderly philosophical understanding of managerial ideas (excluding religious and mystical aspects and considering them of little use), and building his own ideas on the basis of real managerial practice and traditions laid down earlier. In this regard, the relevance of studying the implementation of the ideas of Confucianism at the present stage of China's development is increasing.
Ключевые слова: конфуцианство; традиция; государственное управление; политическая партия; экономические исследования; экономический цикл.
Keywords: Confucianism; tradition; public administration; political party; investment theory; economic research; economic cycle.
Введение
Стоит начать с рассмотрения истоков древнекитайского учения, в котором во главу угла было поставлено человеколюбие. Учение основал древнекитайский философ, политик и педагог - Конфуций, а затем было развито его учениками и последователями. Конфуций предположил, что система эффективного управления государством и народом может быть реализована через добродетели: так, в основу учения легли уважение к ритуалам и нравственно-этическим нормам (человеколюбие, мудрость, справедливость, доверие) (таблица 1).
Таблица 1 - Конфуцианская система эффективного управления государством
Свод нравственно-этических норм Их значение в конфуцианстве
Человеколюбие или благожелательность Определяет отношение между людьми, где отношение человека к другому проявляется через отношение человека к самому себе, то есть для того, чтобы уважать и любить других необходимо научиться уважать и любить себя. Правильное отношение к человеку заключается в понимание его поведения, основанное на уважении и почитании человеческой природы.
Ритуал Имеет основу, лежащую в трех главных постоянствах, обеспечивающих соотношение между внутренним содержанием и внешним поведением человека: основе жизни (небеса и земля), основе рода (предки), основе порядка (правитель).
Мудрость Такая нормативно-этическая норма дает возможность поступать справедливо, так как предполагает целостное понимание и восприятие жизни через знание людей и древних канонов.
Продолжение таблицы
Свод нравственно-этических норм Их значение в конфуцианстве
Справедливость Позволяет сочетать знание и поведение, объединяя их и позволяющее завоевать доверие окружающих и обеспечить правильное отношение к миру.
Доверие Обеспечивает почтительность и осмотрительность в делах, путем осторожного подбора слов и внимательного отношения к поступкам в отношении других людей, в сочетании с собственными принципами.
Источник: составлено авторами
В конфуцианском учении указанные нормативно-этические нормы взаимосвязаны: так, небеса и земля являются началом жизни, ритуал и справедливость несут порядок, а правитель олицетворяет собой начало порядка и справедливости. Таким образом, при отсутствии правителя нарушится порядок, при котором не будут соблюдены ритуалы, а доверие и справедливость будут утрачены, что повлечет за собой рост враждебности к людям, что в итоге приведет к хаосу, соперничеству, истощению и смерти [5].
Обратимся к исследованию культуры Китая. Отличительной чертой культуры Китая является гармония, согласие и единение. Она также построена на таких принципах как поддержание порядка, стабильности мира, что непосредственно совпадает с идеологией конфуцианства. Традиции конфуцианства определили специфику китайского мировоззрения и связали его в гармоничный комплекс идей, исключающий расхождение во взглядах и мнениях, а также рассматривающий разногласия в качестве основы для выработки мирных методов разрешения конфликтов и противоречий, как на мировой арене, так и внутри государства.
Основная часть
Конфуцианство являлось официальной идеологией традиционного Китая в течение нескольких тысячелетий, оказывая значительное влияние на различные аспекты жизни общества, что не могло не отразиться в современности, в которой до сих пор учение является популярным и пользуется авторитетом у молодого поколения, а также находит все больше ценителей вне Китая и приобретает характеристики символа культуры Востока [4]. Учение традиционно рассматривалось как единая система убеждений и жизненных практик, чем сильно отличалась от религиозных направлений (таких как ислам, христианство, буддизм, индуизма и др.), то есть идеологическая основа заключалась в сосредоточении внимания на жизненных проблемах, а не жизни после смерти.
Много путешествуя по Китаю, Конфуций наблюдал слабые и сильные стороны нации, власти, общества. Конфуций выделил ряд проблем, преодолев которые, согласно его учению, можно создать идеальное государство (рисунок 1).
Рисунок 1 - Проблемы, мешающие по мнению Конфуция созданию идеального государства
(Источник: составлено авторами по материалам [1])
Так, Конфуций в своем учении давал рекомендацию правителям начинать с себя и самим следовать ритуалам: в таком случае ритуал приобретал обязательный характер и от верха спускался вниз, охватывая все ступени социальной иерархии. Монарх - конечная точка опоры для общества, что еще раз подчеркивает необходимость построения иерархической системы и централизованной автократии. Таким образом, путем мудрого управления государством, где приоритет государства преобладает над поддаными, а коллектив над личностью достигалась максимальная социальная гармония [2]. Так, политическая основа конфуцианской идеологии лежит в построении социальной иерархии, сверху вниз.
При этом в настоящее время в современном Китае государство является воплощением воли общества, хранителем нравственности и порядка, где абсолютная и традиционная модель управления была преобразована в модель управления, соответствующей в ХХ веку. В современном Китае распространён плюрализм мнений при обсуждении различных национальных проблем и при выборе путей политического развития страны, а также при выборе направления развития учитывается и тщательно изучается общественное мнение, в том числе зарубежное. Такой подход позволяет Китаю отвечать на вызовы в таких сферах как научно-техническая, экономическая и социальная.
В современном Китае конфуцианская идеология продолжила свое развитие: социалистические и капиталистические идеи были адаптированы сквозь призму конфуцианской идеологии. Таким образом, проводимые в Китае реформы, сопровождающиеся лозунгами и политическими позициями, приобретали оттенок традиционных китайских ценностей. Данная новация позволила Китаю не просто подражать созданной другими странами экономике, социальной и политической модели развития, а адаптировать к своим условиям международный опыт.
В современных условиях глобализации конфуцианские принципы предотвращают внедрение чужеродных представлений об историческом развитии и рыночных методах ведения хозяйствования, в том числе западных [6]. Прямое и очевидное влияние европейской цивилизации на китайские ценности и традиции представля-
ется маловероятным, так как сильное внешнее давление только еще больше консолидирует социальные силы Китая, основанные на консерватизме традиционной китайской культуры и образа жизни.
Сильная централизация власти определяет роль государства и является основой китайской модели развития современного китайского общества и цивилизации в целом, а также определяет ее стабильность [5]. Лояльное отношение современного населения страны к сильной централизованной власти проистекает из конфуцианства, так как в конфуцианской традиции авторитарная власть, общество и государство отождествляется через большую патриархальную семью, в которой повиновение власти и доминирование государственных целей над личными интересами во имя общих имеет ведущее значение.
Таким образом, исходное положение этики идеологии предполагает, что человек ваться как личность сам по себе, так как человек становится личностью только в социуме. ства можно выделить пять ключевых отношений, являющихся фундаментом и основой в порядка, представленных на рисунке 2.
Отношения между сыном и отцом
Отношения между Отношения между
другом и другом мужем и женой
Отношения между Отношения между
младшим братом и ноддаными и
старшим братом правителем
Рисунок 2 - Фундаментальные основы конфуцианства
(Источник: составлено авторами по материалам [4])
Эти основы можно интерпретировать как суждение, что если ты не научился управлять собой, то не научишься и не можешь управлять людьми. Такого рода саморазвитие возможно было достигнуть только через нравственное развитие путем соблюдения норм поведения и этикета, выстроенные на основе почтительного отношения к старшим по возрасту и положению людям, а также уважении к ним, в почитании родителей и рода, почтения и преданности государству (рисунок 3).
Не научившись служить людям, можно ли служить духам?
Какие трудности могут возникнуть у тебя при управлении государством, если ты сам занимаешься исправлением себя самого?
н Но если ты не занимаешься исправлением себя самого, то как же ты исправишь других?
Рисунок 3 - Высказывания Конфуция относительно саморазвития человека.
(Источник: составлено авторами по материалам [6])
Многие ученые считают, что именно основа, положенная конфуцианством - дисциплина рабочей силы, лояльное отношение к лишениям во имя общего блага и исполнение приказов вышестоящих лиц, вывели Китай на лидирующие позиции на мировой арене и способствовали китайскому «экономическому чуду». Обеспечение политической стабильности и высокой производственной дисциплины вывели Китай в лидеры мирового рынка, за счет выработанной в конфуцианстве коллективной ответственности. Коллективная ответственность также способствовала проведению большого количества экономических реформ и преобразований в стране, которые оказались успешными и обеспечили Китаю развитость международного сотрудничества и высоких экономических темпов роста [3].
Через призму конфуцианского описания мироустройства можно проследить главные отличия восточных и западных принципов управления, представленных на рисунке 4.
Согласно проведенным исследованиям, популярные применяемые на западе методы отбора сотрудников, к которым относятся интервью и тестирование, являются неэффективными, так как от 30 до 50 % назначенных на высшие управленческие должности кандидаты не справляются с возложенными на них обязанностями и задачами [4].
не может рассматри-В рамках конфуциан-качестве социального
- Постоянные и непрерывные улучшения.
Акцент на систематических и методично осуществляемых последовательных шагах, где последующий шаг невозможно осуществить без предыдущего. Это в основном непрерывный процесс, не исключающий редких скачков. Предпочтенп отдается кадрам с большим стажем и опытом работы.
- Ориентация на человеческий капитал.
- Персонал компании - единое целое, управление талантами - ключевой фактор успеха.
Проявление заботы и воспитания в коллективе, заинтересованность в совместной деятельности.
- Резкие скачки в ходе развития. Поощрение индивидуализма,
концентрация на краткосрочных контрактах, стремление к быстрому результату на основе готовых решений, стремление достичь множества улучшений на основе инноваций, новых знаний, исследований и разработок, технологий, передовых методов производства. Предпочтение отдается молодым и прогрсивным кадрам с можеством идей.
- Основной акцент на научных и технологических знаниях.
Поиск на рынке труда уже готовых специалистов.
- Основной инструмент управления -найм и увольнение.
Рисунок 4 - Отличия мироустройства в западной и восточной системе ценностей
(Источник: составлено авторами по материалам [4])
Используемые на западе методы найма и работы можно назвать агрессивными, которые возможно хороши на коротких дистанциях для решения конкретных проблем - риск менеджмент, а вот для продолжительной стабильной работы часто оказываются недостаточными, так как не уделяется должного внимание взращиванию кадров и определению уже имеющихся талантов. Поэтапное взращивание лояльных сотрудников создает дополнительную благоприятную атмосферу в компании и положительно сказывается на сплочении коллектива и его синхронной, слаженной работе.
В западной философии конфуцианское учение отеческого отношения к подчиненным рассматривается с точки зрения деспотизма [7]. Западная культура, полагающаяся в основном на вербальные коммуникации - словесное содержание, закрепленное в контракте, разительно отличается от восточной культуры, пропитанной конфуцианским учением, в котором значительное место отводится контексту, так как коммуникация является многозначным процессом, означающим больше, чем написано на бумаге.
Заключение
Поддаваясь процессам глобализации и интеграции, впуская западные компании на свою территорию Китай столкнулся с частным нарушением прав трудящихся и несоблюдением трудового законодательства, нарушением порядка найма, свойственного восточной культуре. Переработки не оплачивались, так как отсутствовало сопротивление со стороны китайских рабочих, что для западных компаний являлось соблазнительным с точки зрения экономии издержек. В свою очередь, восточные компании неохотно шли на контакт с западными партнерами, так как им чуждо применение западных методов управления, что все же сказывалось на интеграции восточного и западного мира.
Таким образом, современный глобальный мир обуславливает необходимость проникновения различных культур внутрь стран, их адаптацию, а замкнутость и изолированность являются губительными для мировых цивилизаций. Странам стоит опираться на международный опыт и перенимать лучшие традиции своих коллег. Но на примере Китая мы видим, что не стоит забывать свои корни и следует соблюдать последовательность и преемственность в основных вопросах государства.
Источники:
1. Адилханян Н.Л., Бестиарий «Шань хай цзин» («ШШх») как феномен китайской культуры // Китайский язык: лингвистические и методические аспекты материалы международной научной конференции (Чита, 27 октября 2016 г). Чита: ЗабГУ 2016. С. 92-95.
2. Беларусь - Китай. Китай в современном мире. Труды 4-й межд. Науч. конференции. Выпуск 11. Минск: БГУ 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstгeam/123456789/39179/1/Конфуцианство%20в%20современном%20Китае.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
3. Журавлев М.С., Солопова, Ю.В. Влияние конфуцианства на экономику Китая // Вестник тульского филиала Финуниверситета. 2020. №1. C. 339-342.
4. Ли Сяосюань. Роль конфуцианства во внутренней политике современного Китая // Россия в глобальном мире. 2022. №25(48). C. 91-106. DOI 10.48612/RG/RGW.25.6.
5. Литвинова Ю.Г. Конфуцианские принципы государственного управления // Россия - Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников XIII Международной научно-практической конференции. Изд-во «Фэн» Академии наук Республики Татарстан: Казань, 2020. C. 92-97.
6. Мартынов А.С. Конфуцианство. Лунь Юй. В 2-х т. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 384 с.
7. Сухомлинова В.В. Признаки синтеза конфуцианства с марксизмом в идее Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т.4. №1(13). C. 30-38.