Научная статья на тему 'Особенности реализации и информационного обеспечения концептуальной модели бюджетирования образовательного учреждения'

Особенности реализации и информационного обеспечения концептуальной модели бюджетирования образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HIGH EDUCATION / NORMATIVE PER CAPITA FINANCING / EFFECTIVE CONTRACT / COST MANAGEMENT / RESULTS’ MANAGEMENT / STATE ORDER / FINANCIAL ASSURANCE / INFORMATION SUPPORT / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / SERVICE-ORIENTED ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карминская Т. Д., Татаринцев Я. Б.

В статье рассматривается актуальная проблема внедрения в бюджетные образовательные учреждения новых методик финансового обеспечения. На основании официальных документов раскрыты понятия нормативно-подушевого финансирования и эффективного контракта. Сформулированы основные положения концептуальной модели бюджетирования образовательного учреждения и описаны особенности её реализации и информационного обеспечения в ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карминская Т. Д., Татаринцев Я. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the topical problem of the implementation of new financial assurance techniques in state funded educational institutions. The notions of normative per capita financing and effective contract are cleared up in virtue of official documents. The article formulates the primary principles of the conceptual model of budgeting educational institution and describes the features of its implementation and information support in Yugra State University.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации и информационного обеспечения концептуальной модели бюджетирования образовательного учреждения»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК: 65.011.56:338.26

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Т. Д. Карминская, Я. Н. Татаринцев

Введение

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это достигается в том числе путем внедрения новых способов финансового обеспечения бюджетных образовательных учреждений (ОУ). [1]

Сметная модель или модель постатейного бюджетирования, традиционно используемая в России с конца 1990-х годов, в настоящее время уже не может обеспечить необходимый уровень эффективного использования финансов. Она позволяет лишь проконтролировать целевое использование бюджетных средств, однако не позволяет оценить эффективность их использования.

В основе новой модели нормативно-подушевого финансирования лежит государственное задание, формируемое для ОУ его учредителем и на основании которого осуществляется дальнейшее оказание государственных услуг. Для исполнения государственного задания образовательному учреждению предоставляется финансовое обеспечение в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием непосредственно образовательных услуг, и нормативных затрат на сопутствующие расходы.

С учётом изменений в методике расчёта финансирования и большого массива данных, которые необходимо при этом обработать, для определения объёма государственного задания и соответствующего размера предоставляемой образовательному учреждению субсидии, а также для контроля эффективности использования финансовых ресурсов необходимо информационное обеспечение данных процессов в виде совокупности информационных систем и ресурсов.

Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений

С 1 января 2012 года в полном объёме вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в котором заложены основные принципы финансового обеспечения бюджетных ОУ. Основу бюджетного финансирования составляет субсидия на выполнение государственного задания, которая рассчитывается на основе нормативов финансового обеспечения государственной услуги.

По такому принципу уже ведётся финансирование образовательных учреждений дошкольного и среднего общего образования. Для учреждения высшего профессионального образования переход на нормативно-подушевое финансирование осуществляется в настоящее время.

Регламентируют данные мероприятия следующие нормативно-правовые акты, принятые в 2013 и 2014 гг.:

- Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 638 «Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих го-

Особенности реализации и информационного обеспечения концептуальной модели бюджетирования

образовательного учреждения сударственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки»;

- Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1405 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, федеральных государственных организациях профессионального образования, федеральных государственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки РФ».

В простой трактовке нормативно-подушевое финансирование - это финансирование ОУ с учётом затрат на одного обучающегося. Утвержденный норматив стоимости обучения на одного обучающегося умножается на их количество. Переход на нормативно-подушевое финансирование ОУ поможет поставить их в относительно равные финансовые условия.

Методикой, утверждённой Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 638 (далее -методика), установлены правила и порядок расчета нормативных затрат, понятийный аппарат, а также полномочия органов исполнительной власти (государственных органов) в части определения нормативных затрат. Она разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования и должна учитываться учредителями при формировании государственных заданий учреждениям.

Согласно п. 6 данной методики базовые нормативные затраты на оказание государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки включают в себя нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

В соответствии с п. 7 методики в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие расходы:

- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава;

- на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания соответствующей государственной услуги;

- на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием услуги;

- на приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, расходы на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих педагогических работников;

- на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих преподавателей, с учетом затрат на проведение медицинского осмотра;

- на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, включая затраты на суточные и расходы на проживание профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации.

В п.8 методики перечислены нормативные затраты на общехозяйственные нужды:

- на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо, рассчитанные с учетом п. 21 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2010 г. № 137н/527;

- на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги, закрепленного за образователь-

Т. Д. Карминская, Я. Б. Татаринцев

ной организацией учредителем или приобретенного образовательной организаций за счет средств, выделенных ей на это учредителем, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации;

- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции);

- на организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами;

- на приобретение основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу.

К отдельным составляющим базовых нормативных затрат применяются корректирующие коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки и/или объективные характеристики групп образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих нормативных затрат, а также отражающие корректировку затрат по формам обучения, формам реализации образовательных программ, по используемым образовательным технологиям.

Согласно приложению к методике к таким объективным характеристикам групп ОУ, оказывающим влияние на величину составляющих нормативных затрат, относятся:

- географическое положение образовательной организации;

- право организации самостоятельно устанавливать образовательные стандарты реализации профессиональных образовательных программ высшего образования;

- индивидуально установленные для образовательных организаций соотношения численности преподавателей и студентов очной формы обучения;

- статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ;

- специализация организации по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Концептуальная модель бюджетирования образовательного учреждения.

С учётом основных положений методики нормативно-подушевого финансирования, для построения концептуальной модели, сделаем следующее допущение. Бюджет образовательного учреждения формируется из трёх источников: 1. Субсидия РФ на исполнение государственного задания; 2. Целевые средства на обучение студентов по региональным контрактам; 3. Средства физических и юридических лиц, поступающие по договорам с полной компенсацией затрат на обучение.

Весь процесс бюджетирования можно разделить на пять основных этапов:

1. Составление статистических отчётов по контингенту студентов, формирование плана набора студентов на следующий учебный год.

2. Планирование бюджета ОУ на следующий финансовый год, на основании полученного государственного задания и заключенных целевых региональных контрактов.

3. Формирование бюджета ОУ и его распределение по статьям расходов.

4. Формирование бюджета кафедр и составление на его основании штатного расписания.

5. Контроль исполнения государственного задания и целевых региональных контрактов, а также обязательств по договорам на обучение.

На первом этапе для каждого источника финансирования формируются статистические отчёты о фактической численности контингента студентов. Например, форма статистических отчетов ВПО-1, предоставляемая ежегодно в Минобрнауки России. Полученные данные о фактической численности, а также план набора студентов на следующий календарный год являются основой для расчёта размера субсидии и формирования государственного задания,

Особенности реализации и информационного обеспечения концептуальной модели бюджетирования

образовательного учреждения

а также контрактов на целевую региональную подготовку. Как правило, время выполнения данного этапа октябрь-ноябрь года, предшествующего очередному финансовому году.

В течение следующего месяца выполняется второй этап, на котором ОУ получает государственное задание от своего учредителя и заключаются контакты на целевую региональную подготовку.

На третьем этапе, на основании методики, производится уточнение размера субсидии РФ, формируется бюджет ОУ и график поступления денежных средств. На этом же этапе весь бюджет ОУ распределяется по статьям расходов. Формируется и утверждается план ФХД ОУ на следующий финансовый год.

На четвёртом этапе, в соответствии с учебной нагрузкой и количеством обучающихся студентов, формируется бюджет каждой кафедры и соответствующее штатное расписание. Данный этап будет рассмотрен более подробно в следующем разделе, так как он тесно связан с внедрением эффективного контракта и представляет больший интерес с точки зрения данного исследования.

Пятый этап выполняется на протяжении всего отчётного финансового года и заключается в контроле исполнения государственного задания и региональных контрактов в части сохранности контингента, а также контроле поступления денежных средств в соответствии с графиком.

Переход к эффективному контракту

Методика, утверждённая Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 638, определяет правила и порядок расчета нормативных затрат, что позволяет сформировать общий бюджет ОУ. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава относятся к одной из ключевых статей расходов. И в соответствии с официальными документами правительства Российской Федерации, вышедшими в 2012-2013 годах, которые определяют мероприятия по переходу на эффективный контакт, необходимо пересмотреть порядок распределения денежных средств по структурным подразделениям.

Основным из них является указ президента РФ от 07.05.012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который в первую очередь направлен на увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы сотрудников учебных учреждений, а также на повышение качества и результативности труда.

В частности, постановления правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 г. и № 2620-р от 30.12.2012 года вводят понятие эффективного контракта применительно ко всем работникам образовательных учреждений.

Эффективный контракт, по своей сути, это все тот же трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.

Кроме того, изменяется структура заработной платы профессорско-преподавательского состава, которая будет состоять из двух частей - базовой и стимулирующей. При этом для базовой части устанавливается порог не менее 80 процентов от средней заработной платы по региону, а для стимулирующей - не менее 30 процентов от средней по региону.

Например, средняя зарплата в регионе - 25 тысяч рублей. Базовый оклад профессора может быть 26 - 27 тысяч, плюс стимулирующие выплаты 8-9 тысяч рублей. К 2018 году зарплаты в вузах должны составлять 200 процентов от средней в экономике региона [2].

Кроме того, распоряжение Правительства № 722-р от 30.04.2014 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в котором установлены значения соотношения преподаватель - студент 10,7 - на 2015 год; 11,1 - на 2016 год, для выполнения которых необходимо совершенствовать образовательные технологии с тем, чтобы при

Т. Д. Карминская, Я. Б. Татаринцев

меньшей аудиторной нагрузке преподавателей достигать тех целей, которые установлены стандартом.

Таким образом, должно быть обеспечено формирование штатного расписания каждой кафедры при одновременном соблюдении трёх условий:

1. Должно быть обеспечено выполнение учебной нагрузки, закреплённой за кафедрой;

2. Соотношение «преподаватель - студент» - не менее 11,1;

3. Общий размер заработной платы преподавателей не должен выходить за рамки бюджета,

выделяемого соответствующей кафедре, который формируется исходя из контингента

студентов, учебной нагрузки и общего участия кафедры в образовательном процессе.

Ключевым моментом при определении бюджета каждой кафедры является определение

стоимости одного учебного часа для каждого студента, которая рассчитывается исходя из величины нормативных затрат на одного студента в год (с учётом всех корректирующих коэффициентов) и общей нагрузки.

Перемножая количество студентов из государственного задания, регионального контракта и плана приёма на соответствующую стоимость из норматива затрат, формируется фонд выпускающей кафедры, который необходимо полностью потратить на обучение студентов. Исходя из рабочих учебных планов и общего календарного объёма нагрузки на учебную группу вычисляется стоимость одного часа обучения студента.

Далее нагрузка по каждой учебной группе распределяется по кафедрам, которые обеспечивают её выполнение. Имея информацию о количестве студентов, стоимости одного часа и количестве часов по каждой дисциплине, можно вычислить общий объём денежных средств, который поступит на каждую кафедру в зависимости от их вклада в образовательный процесс. Таким образом, формируется бюджет кафедры, после чего, заведующий кафедрой, владея данными об общем объёме финансовых средств, который будет выделен его структурному подразделению, об общем объём нагрузки, выполнение которой должен обеспечить профессорско-преподавательский состав кафедры, может сформировать сбалансированное штатное расписание с учетом новой структуры заработной платы преподавателя (базовая и стимулирующая части).

В связи с большими объёмами информации, для облегчения процедур расчётов необходимо использовать информационные системы.

Информационная обеспеченность бюджетирования на примере ФГБОУ ВПО Югорский государственный университет

С 2006 года в ФГБОУ ВПО Югорский государственный университет (далее - ЮГУ) ведутся работы по внедрению контуров и модулей корпоративной информационной системы «Галактика-ERP». Были автоматизированы следующие бизнес-процессы: управление персоналом, управление контингентом студентов, учебный процесс, учёт успеваемости, управление недвижимостью и аудиторным фондом, расчёт стипендии. [3]

Однако полностью отказаться от узкоспециализированных и унаследованных информационных систем и приложений не удалось. В связи с этим, для реализации единого информационного пространства образовательного учреждения, была реализована модель многокомпонентной информационной среды управления образовательным учреждением (далее -МИС).

Многокомпонентность подразумевает объединение в единую среду корпоративной информационной системы класса ERP и множества разнородных приложений и сервисов, посредством слабосвязанной интеграции с применением принципов сервис-ориентированной архитектуры и асинхронного обмена сообщениями через сервисную шину предприятия [4].

Единое информационное пространство ОУ, реализованное в виде МИС, позволяет получить доступ к структурированной и актуальной информации, что обеспечивает точность расчётов, без необходимости рутинного ввода больших массивов информации. В ходе анализа было выявлено, что из первичных данных, необходимых для реализации концептуальной модели бюджетирования, в МИС отсутствует лишь информация о нормативной стоимости обучения. Поэтому, в рамках разработки и внедрения нового контура «Управление бюдже-

Особенности реализации и информационного обеспечения концептуальной модели бюджетирования

образовательного учреждения

тированием», был реализован новый веб-сервис «Нормативы затрат на обучение», обеспечивающий полноту данных о нормативах затрат на каждый год обучение для каждой специальности в разрезе формы обучения (очная или заочная), уровня квалификации (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) и источника финансирования (бюджет РФ, региональный бюджет и договор с полной компенсацией затрат).

Кроме того, в состав модуля «Управление бюджетированием» включены справочники, таблицы и необходимый функционал модуля «Управление бюджетом» КИС «Галактика-ERP». Разрабатываются новые веб-сервисы «Расчёт доходов и расходов ОУ», «Формирование бюджета и ШР кафедры» и «Контроль расходов».

Заключение

Таким образом, к особенностям концептуальной модели бюджетирования образовательного учреждения в современных условиях можно отнести необходимость не только перехода на нормативно-подушевое финансирование и эффективный контракт, но и определения нового порядка составления штатного расписания кафедр, а также формирования структуры заработной платы профессорско-преподавательского персонала.

Учитывая сложность новых методик и большой объём привлекаемых для них данных, необходимо использовать современные информационные технологии, что позволит облегчить и ускорить переход на новую модель финансирования.

Существующая в ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» информационная инфраструктура и внедряемый контур «Управление бюджетированием», позволит реализовать новую концептуальную модель бюджетирования образовательного учреждения, обеспечив необходимой информацией и инструментарием планирования и контроля, не только руководство вуза, но и руководителей структурных подразделении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

2. Большинство вузов перейдут на нормативно-подушевое финансирование. URL: http://www.rg.ru/2013/06/30/vuz-site.html (дата обращения: 06.11.2015).

3. Семенов С.П., Татаринцев Я.Б. Методы интеграции данных в многокомпонентной информационной среде образовательного учреждения // Материалы четырнадцатой региональной конференции по математике (МАК-2011). - 2011. С.67-69.

4. Семенов С.П., Татаринцев Я.Б. Модификация адаптеров подключения к единой сервисной шине (ESB) для повышения эффективности и надёжности корпоративной информационной системы вуза // Вестник Югорского государственного университета. - 2012. -№ 3 (26). - С.71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.