Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРАВО / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ / ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саницкий Денис Игоревич

Основным преимуществом ГЧП является то, что, давая возможность каждому из участвующих в проекте секторов делать то, что он умеет делать лучше всего, мы получаем услуги государства и инфраструктуру, реализованные самым экономичным и эффективным способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саницкий Денис Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

Primary benefit of PPP is that, giving the chance to each of the sectors participating in the project to do what he is able to do best of all we receive services of the state and the infrastructure realized by the most economic and effective method.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ»

О^ ПОЛИТИКА И ПРАВО

УДК - 347 САНИЦКИЙ Денис Игоревич,

ББК - 67.404 аспирант кафедры финансового права

Российского государственного университета правосудия

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

Аннотация. Основным преимуществом ГЧП является то, что, давая возможность каждому из участвующих в проекте секторов делать то, что он умеет делать лучше всего, мы получаем услуги государства и инфраструктуру, реализованные самым экономичным и эффективным способом.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, право, правовые гарантии, экономические формации, формы партнерства.

SANITSKY Denis Igorevich,

postgraduate student of the Department of financial law Russian state University of justice

FEATURES OF REALIZATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

Summary. Primary benefit of PPP is that, giving the chance to each of the sectors participating in the project to do what he is able to do best of all we receive services of the state and the infrastructure realized by the most economic and effective method.

Key words: public-private partnership, law, legal guarantees, economic structure, forms of partnership.

Что же такое государственно-частное партнерство (ГЧП)? Казалось бы, простой вопрос, но даже здесь есть немало интересного, так как в теории и практике финансового права существует большое количество определений.

На наш взгляд, наиболее точная и емкая формулировка следующая: ГЧП — это полноценное партнерство государственного и частного секторов с целью реализации проекта или услуги, которую традиционно предоставляет государство.

Необходимо отметить, что в ГЧП учитывается, что при выполнении определенного рода задач у государственного и частного секторов есть свои преимущества друг перед другом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

Основным преимуществом ГЧП является то, что, давая возможность каждому из участвующих в проекте секторов делать то, что он умеет делать лучше всего, мы получаем услуги государства и инфраструктуру, реализованные самым экономичным и эффективным способом [4].

Обдумывая перспективу участия в проекте ГЧП, государство должно учитывать и то, насколько успешно оно смогло реали-зовывать проекты в прошлом. Для того чтобы просчитать перспективы ГЧП, государство обязано поставить ряд сложных аспектов:

- вычислить временной показатель реализации проекта и его соответствие границам бюджета;

- очертить риски и выработать ставки по их минимальности;

- проанализировать взаимодействие всех систем после сдачи проекта;

- рассмотреть вопрос правильности и своевременности управления проектом в ходе его реализации;

- подготовить кадровое обеспечение проекта, то есть учесть, есть ли в государственном секторе необходимые специалисты и ресурсы для управления активами и поддержания их технического состояния на должном уровне после приемки проектных работ у подрядчика из частного сектора.

Как показывает практика реализации отдельных проектов, государственный сектор зачастую не располагает собственным потенциалом для реализации проектов и поддержания работоспособности полученной инфраструктуры в течение продолжительного времени.

Очень часто ролевая особенность государства сводится к тому, что государственный сектор только иногда может заказывать проекты, и по этой причине у него нет нужных специалистов и возможности обучать людей выполнению таких проектных заданий. В связи с этим у государства нет необходимости в таком потенциале [3, с. 28].

Именно на основании данной роли государственного сектора для успешной реализации ГЧП необходимо длительное участие частного сектора в оборотном цикле проекта, так как это еще и полезно ввиду того, что участники проекта со стороны частного сектора обладают необходимым опытом ведения бизнеса не раз реализовы-вали аналогичные проекты в различных странах мира.

В рамках ГЧП частный сектор берет на себя риски по финансированию затрат в течение реализации проекта. Условия ГЧП требуют от частного сектора предложения услуг по наиболее конкурентным с экономической точки зрения ценам в течение длительного времени.

Государственный сектор не заинтересован в том, чтобы просто заключить сделку на самые низкие авансовые капиталовложения, как это бывает при заключении традиционного контракта, когда государственному сектору по большому счету все

равно, насколько высокими будут затраты на техническое обслуживание после завершения проекта; в рамках ГЧП государство стремится получить наибольшую прибыль при минимальных рисках. Госсектор несет капитальные и эксплуатационные затраты, берет на себя риски по превышению затрат и отсрочке сдачи проекта.

Цель ГЧП, на наш взгляд, заключается в создании правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации.

ГЧП призвано повысить качество предоставляемых услуг и обеспечить их доступность.

ГЧП стоит рассматривать по двум основным направлениям. Первое, глобальное: ГЧП, как катализатор смешанной экономики, а под менее масштабным ракурсом ГЧП — некий основной элемент экономической политики в условиях быстро изнашивающейся индустриализации общественного производства, определенный способ, используемый для обеспечения устойчивого роста экономики всех уровней.

Изучая и реализовывая ГЧП с точки зрения основного специфического способа координации совместных действий государства и бизнеса, мы можем выявить его основные черты, формы и специфику применения в реальной действительности, что дает возможность оценить преимущества, которые привносит каждый партнер в совместно реализуемый проект, и, исходя из этого, получаем возможность наиболее эффективно решать конкретные задачи по обеспечению устойчивого роста российской экономики.

В науке особое внимание уделено проблеме реализации государственно-частного партнерства в целом и в частности нарушения принципа равенства взаимодействующих субъектов.

Так, в частности, обращается внимание на «невыполнение (пересмотр) государством своих обязательств по государственным контрактам. Последствием этого является снижение доверия граждан и бизнеса к государству не только как к субъекту политики, но и как к ответственному и надеж-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2016

ному партнеру в гражданско-правовых отношениях. Таким образом, фактически нарушается принцип юридического равенства сторон. При этом никакой ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контрактам государство чаще всего не несет» [1].

По нашему мнению, такие злоупотребления органов власти в отношениях с частными хозяйствующими субъектами подталкивают к очевидному выходу из подобных ситуаций, а именно развитию института судебной защиты интересов частных хозяйствующих субъектов во взаимоотношениях с субъектом, имеющим весомость и значимость, — органами государственной власти.

Следует обратить пристальное внимание и на тот факт, что государственно-частное партнерство в России обладает и рядом других существенных недостатков:

а) отсутствие достаточных правовых условий для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты в целях улучшения доступности и повышения качества публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций и компетенций;

б) использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора в привлечении заемного финансирования;

в) недостаточные гарантии прав партнеров;

г) слабость контроля над деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения о ГЧП;

д) недостаточная проработка условий по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером [2].

Но как этого достичь в реалиях российской экономики, каким образом заставить на практике работать весь этот механизм ГЧП?

В нынешней ситуации современного экономического пространства, которое характеризуется глобальным масштабом конкуренции, для России, на наш взгляд,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

очень важно разработать основополагающие начала и элементы системы, призванные обеспечить успех реализации ГЧП и успех страны в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций.

Проанализировав практическую сторону ГЧП, можем предложить следующее решение данного вопроса. Например, можно организовать специальный орган при Правительстве Российской Федерации. И это предложение имеет место быть не только в рамках теории финансового права, так как, например, в Великобритании есть такой орган, и он называется «Инфраструктура Великобритании», который нивелирует все сложности, связанные с ГЧП и его реализацией.

В Российской Федерации этот орган должен быть наделен четкими полномочиями на создание необходимой инфраструктуры, этот орган обязан стать движущей силой, способствующей завершению необходимых инфраструктурных проектов в будущем [5, с. 25-28]. Хотелось бы отметить, что аналогичные ведомственные подразделения существуют и в Канаде, единственным отличием ее от Великобритании является возможность заниматься финансированием. В заключение хотелось бы отметить, что Россия является одной из четырех ведущих стран с развивающейся рыночной экономикой и обладает всем необходимым, чтобы стать одним из ведущих мировых центров. Выход на эти рубежи требует наличия эффективной инфраструктуры, которая может быть обеспечена реализацией проектов ГЧП.

Список литературы:

[1] Белов В.Е. О некоторых аспектах комплексного правового регулирования отношений в сфере экономики: на примере государственных и муниципальных заказов // Актуальные проблемы теории и практики гражданского права. М., 2013.

[2] Исследование «Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России». Центр развития государственно-частного партнерства. 2015. -38 с.

[3] Попадюк Т.Г., Шевелкина К.Л. Возможности и перспективы инновационной технологии государственно-частного партнерства в

финансировании транспортной инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11.

[4] Точеная Т.И. Государственно-частное партнерство как современный фактор регионального развития // http://regec.ru/artic/ es/2013/v013/5 pdf.

[5] Удальцова Н.Л. Подходы к инновациям и инновационной деятельности как фактору конкурентоспособности // Экономические науки. 2015. № 2 (123).

Spisok literatury:

[1] Belov V.E. O nekotory'x aspektax kompleksnogo pravovogo regulirovaniya otnoshenij v sfere e'konomiki: na primere gosudarstvenny'x i municipal'ny'x zakazov // Aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki grazhdanskogo prava. M., 2013.

[2] Issledovanie «Chastnaya iniciativa v koncessiyax: mezhdunarodny'j opy't i pers-pektivy' stanovleniya v Rossii». Centr razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. 2015. -38 s.

[3] Popadyuk T.G., Shevelkina K.L. Vozmozh-nosti i perspektivy' innovacionnoj texnologii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v finansirovanii transportnoj infrastruktury' // Upravlenie e'konomicheskimi sistemami: e'lektronny'j nauchny'j zhurnal. 2014. № 11.

[4] Tochenaya T.I. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak sovremenny'j faktor regional'nogo razvitiya // http://regec.ru/ artic/es/2013/v013/5 pdf.

[5] Udal'cova N.L. Podxody' k innovaciyam i innovacionnoj deyatel'nosti kak faktoru konkurentosposobnosti // E'konomicheskie nauki. 2015. № 2 (123).

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).

Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.