Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женский вопрос / гендерная политика / женские независимые организации / гендерное равенство / женщины / гендерная асимметрия / women's issue / gender policy / women's independent organizations / gender equality / women / gender asymmetry

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Глебова О.Е.

Статья посвящена исследованию современного состояния гендерного равенства в России, выявлению особенностей проведения гендерной политики и изучению законодательных инициатив, созданных в защиту женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF GENDER POLICY IN MODERN RUSSIA IN THE CONTEXT OF PROVIDING GENDER EQUALITY

The article is devoted to the study of the current state of gender equality in Russia, the identification of the features of gender policy and the study of legislative initiatives created to protect women.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА»

УДК 316.2; 323.2

Глебова О.Е. студентка 2 курса

факультет «Исторический» ОмГУ имени Ф.М. Достоевского

Россия, г. Омск

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ

ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Аннотация: статья посвящена исследованию современного состояния гендерного равенства в России, выявлению особенностей проведения гендерной политики и изучению законодательных инициатив, созданных в защиту женщин.

Ключевые слова: женский вопрос, гендерная политика, женские независимые организации, гендерное равенство, женщины, гендерная асимметрия.

Glebova O. E. student 2 course

faculty of "Historical" Omsk state University named After F. M.

Dostoevsky Russia, Omsk

FEATURES OF REALIZATION OF GENDER POLICY IN MODERN RUSSIA IN THE CONTEXT OF PROVIDING GENDER EQUALITY

Abstract: the article is devoted to the study of the current state of gender equality in Russia, the identification of the features of gender policy and the study of legislative initiatives created to protect women.

Key words: women's issue, gender policy, women's independent organizations, gender equality, women, gender asymmetry.

«Гендерная политика» или «политика гендерного равенства» до определенного времени являлись незнакомыми терминами, но сегодня они свободно фигурируют в официальных документах Российской Федерации. Своим появлением данные термины обязаны феминизму второй волны, который поднял вопрос о дискриминации женщин и гендерной идентичности [11, с. 30]. Женская активистская и научная деятельность создали возможности для переосмысления женского пола в системе государственного управления, общественной жизни и публичной политики. Само соблюдение равноправия определяется нормативно - правовыми актами, но это формальности, которые не всегда полноценно могут решать женские вопросы. Поэтому необходимы не только законы, выработанные государством, но и гендерные стратегии, а главное механизмы их соблюдения.

Для преодоления гендерной асимметрии женские независимые организации должны отстаивать и защищать права женщин, стимулировать

их политическую активность, содействовать формированию лидерских качеств [7, с. 299]. Именно конкуренция, основанная на честных и равных условиях, поможет создать качественный отбор из женщин кадрового резерва на замещение вакантных должностей государственных и муниципальных руков одителей.

Эпоха 1990-х гг. стала знаковой в решении женских вопросов, т.к. в этот период стали приниматься законодательные инициативы в пользу женщин. Российская власть выбрала для себя приоритетное направление «гендерное равенство» и пыталась критически осмыслить патриархальные идеи и ценности [6]. Указом президента России от 1993 г. была поставлена задача государственной политики в отношении женщин. Цель этой политики заключалась в создании одинаковых условий для равноправия женщин и мужчин во всех сферах общества [3, с. 12]. В этом же году вступила в силу Конституция Российской Федерации, которая гарантировала права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Еще в конце ХХ в. традиционный подход к проблеме дискриминации по признаку пола, стал применим на международном уровне, что способствовало к созданию в законодательных и исполнительных органах власти различных структур: Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы; Отдел по вопросам женщин, семьи, молодежи в аппарате Уполномоченного по правам человека[3, с. 14]. Российское государство стало присоединяться ко многим международным конвенциям и договорам, а в обществе начали формироваться идеи, приспособленные под европейские стандарты, т.е. действительность либеральных ценностей. В 1996 г. по рекомендации IV Всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 г. постановлением Правительства была утверждена Концепция улучшения положения женщин в стране [9, с. 218 -219].

Демократизация общественно-политической жизни привела к формированию около 600 структур в различных городах, ставящих своей целью защиту женских прав [9, с. 219]. Однако, эти организации не стали заметной политической силой, так как находились в разобщенном состоянии и не представляли собой единую целостную систему. На сегодняшний день, центры помощи женщинам, попавшим в ситуацию насилия, также не развиваются из-за слабого финансирования, а гендерный дисбаланс на рынке труда продолжает существовать. Женский труд в России оплачивается на 30% ниже, чем мужской [4].

При формальной приверженности к международным договорам и конвенциям в сфере гендерного равенства внутренняя политика выглядит как сворачивание государственной активности в этой области. Часть государственных структур, таких как: Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; Комиссия по делам женщин при

Председателе Правительства РФ, Центр гендерной экспертизы при Совете Федерации ликвидированы [3, с.16].

Гендерное равенство в России не воспринимается как мощный экономический и духовный ресурс общественного развития. Видимо поэтому наше государство не занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах, посвященных исследованиям в этой области. По данным ПРООН за 2018 г. в рейтинге стран мира по уровню гендерного равенства Россия занимает 53 место из 160 исследованных [8].

Безусловно, равенство — это прежде всего «эволюционирующее понятие» и процесс непрекращающегося гибкого исследования. Воспитание людей по новому образцу без гендерных и расовых предрассудков предполагает учет интересов, приоритетов и потребностей как женщин, так и мужчин, а значит обеспечивает реализацию человеческого потенциала. Равноправие - это в первую очередь показатель устойчивого развития, ориентированного на интересы людей. Значит и те страны, где этот принцип соблюдается, могут пониматься как развитые [1, с. 359]. Именно поэтому социальная политика равенства прав женщин и мужчин, развитие законодательной базы и государственных институтов, поддерживающих политику гендерного равенства, осуществляется во многих странах мира.

Обращаем внимание, что формально Россия придерживается международно-правовых стандартов в области прав женщин. В 2012 г. на встрече с координационном советом В. В. Путин отметил, что «необходимо добиваться социального и политического равенства между мужчинами и женщинами в России, и осуществить контроль за соблюдением женских прав, в том числе со стороны прокуратуры». После этого события конкретные действия так и не последовали, а высказанные предложения оставались не реализованными [3, с. 19].

Традиционалистский курс и советская модель построения действий в решении гендерных проблем общества в современной России продолжают существовать. Этот вывод подтверждает «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» от 2007 г. и законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"» от 2011 г., ужесточающий правила осуществления абортов. Предложенный законопроект нарушает репродуктивные права женщин и противоречит международным обязательствам, а что касается материальной поддержки со стороны федеральной власти, то она осуществляется в виде пособий и выплат «материнского капитала». Если эта практика, действительно, реализовывается, то проблемы отцовства и совмещения мужчиной - отцом профессиональных и родительских обязанностей не поставлены. Значит можно говорить о том, что продолжительное количество времени ухода и воспитания за ребенком должно быть закреплено за матерью, а не отцом [11, с. 35].

Конечно, в XXI веке гендерное равноправие имеет большее значение. Этот приоритет становится одним из ключевых критериев по которому можно судить о степени развития демократических институтов и гражданского общества в той или иной стране. В России женщины и мужчины по -прежнему имеют разные статусные позиции. Женщины слабо представлены на руководящих постах и имеют более ограниченный доступ к распоряжению ресурсами, по сравнению с мужчинами [10, с. 298]. Вопрос реализации гендерной политики не играет первостепенной роли в современном российском обществе. Политическое руководство страны разрабатывает малоэффективные программы и подходит к решению женского вопроса формально, как и в советские времена, не проявляет политической воли к его достижению, прежде всего потому, что это не входит в интересы элиты.

Таким образом, мы можем иметь ввиду, что проводимая политика гендерного равенства принимает зримые черты государственной политики в отношении женщин советского образца. Национальный механизм гендерного равенства в России, как и в части стран постсоветского пространства, можно назвать разрушенным [5, с. 19]. Помимо необходимого реформирования законодательной базы Российская федерация испытывает потребность в разработке системы действенного контроля и надзора за соблюдением правовых норм [2, с. 250]. Поэтому нашему государству требуется слаженная система государственных органов и общественных организаций по обеспечению полного соблюдения и защиты прав женщин в России. Но и нужно обращать внимание на разрушение гендерных стереотипов и предрассудков, которое должно происходить через преподавание специальных курсов в социальных институтах и построение гендерных стратегий, проводимых на постоянной основе. Именно эффективная работа при долгосрочном взаимодействии государственных структур, экспертов и представителей гражданского общества поможет создать благоприятные условия для реализации возможностей женщин и мужчин, и приблизить Российское государство к принципу гендерного равноправия.

Использованные источники:

1. Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России/ Отв. редакторы: Н.М. Римашевская, О.А. Воронина, Е.А. Баллаева. — М.: МАКС Пресс, 2010. — 424 с.

2. Волкова Т., Волков Н. Реализация принципа гендерного равенства в современной России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19. - С. 241-250.

3. Воронина О. Политика гендерного равенства в современной России: проблемы и противоречия // Женщина в российском обществе. - 2013. - № 3. - С.12-20.

4. Газета ру: Революции не случилось: почему женщинам платят меньше [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https ://www. gazeta.ru/business/2019/03/01/12216187. shtml?updated. дата обращения: (10.08.2019)

5. Гнедаш А. Национальный механизм гендерного равенства в современной России и странах мира: акторы, глобальный и локальный уровни, сетевые ресурсы // Женщина в российском обществе. - 2016. - № 4(81). - С.3-20.

6. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Завадская. - М.: Издательство БЕК, 2001. - 272 с.

7. Зимин А. Женщины России в политике и структурах власти // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 297- 299.

8. Рейтинг стран мира по уровню гендерного равенства за 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// gtmarket.ru/ratings/^епёег-едийу-тёех-ип/шАэ/дата обращения: (10.08.2019)

9.Шевцова О. Гендерная политика в современной России // Ползуновский альманах. - 2017. - № 3. - С. 218 - 220.

10.Ширнина Е. Гендерная асимметрия в сфере российской политики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 98102.

11.Юкина И. Двуликий янус гендерной политики в России // Женщина в российском обществе. - 2011. - № 3. - С. 30-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.