Научная статья на тему 'Особенности реализации активности в виртуальной и повседневной реальности'

Особенности реализации активности в виртуальной и повседневной реальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
907
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ КАК СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / РЕКУРСИВНЫЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИАКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ACTIVITY AS SUBJECTIVITY EMERGENCE / RECURSIVE SYSTEMS / SOCIAL NETWORKS / MEDIA-CULTURAL CHALLENGES / SUBJECTIVE WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пилишвили Татьяна Сергеевна

Статья посвящена изучению специфики проявления активности как становления субъектности в условиях современного информационного мира, отличающего эффектом присутствия со свойственным ему свертыванием времени и пространства в Интернете. Продемонстрирована угроза подлинной активности в виртуальной среде при потере авторства собственного Я субъекта и подмене целей активности ее средствами. Анализируются особенности реализации активности в виртуальной реальности на примере социальных сетей, а также в условиях повседневности. Социальные сети рассматриваются в качестве социально-культурных рекурсивных систем, качественно изменяющих характер активности субъекта в Интернете посредством трансформации его деятельностей сетью, отличающейся самоповтором и способностью к обратной связи. Описано различное соотношение высокой и низкой активности личности юношеского возраста в информационном мире на уровне содержательно-когнитивного, деятельностно-мотивационного, оценочно-поведенческого и личностно-результативного компонентов. Отражен рост активности в плоскости социальных сетей, связанный с повышением соревновательности и автономии субъекта, а также переходом от результативности к процессуальности деятельности. Показано, что рост активности в плоскости повседневной реальности осуществляется посредством интенсификации управления собственным окружением и изменением характера взаимодействия с другими людьми. Выявлена связь активности и психологического здоровья субъекта, подтверждающая идею продуктивности умеренной активности в социальных сетях с ее высокой рефлексией со стороны личности. Обозначены основные пути потенциального развития активности как становления субъектности в XXI в. через усиление целеполагания. Подчеркивается значимость исходящей из внутренних предпосылок человека активности как имманентной причины самого субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity manifestation peculiarities in virtual and real life

The article is devoted to the specificity of personal activity display as subjectivity formation in contemporary information world, distinguishing with the effect of presence with its time and space curtailing on the Internet. The genuine activity threat in a virtual environment is demonstrated with loss of self subject’s authorship and goals activity substitution to its means. Characteristics of the activity implementation in virtual reality as an example of social networks, as well as in the conditions of everyday life are analyzed. Social networks are seen as socio-cultural recursive systems, qualitatively changing nature of the subject’s activity on the Internet by transforming his or her operations in network, with self repeating and the ability to feedback. Different proportions of high and low personal adolescence activity in the information world are described at the level of substantially-cognitive, operative-motivational, appraisal-behavioural and personal-productive components. The increase of social networks activity associated with increased competitiveness and subject’s autonomy, as well as with the impact of the transition to procedural activities, is reflected. An increase in activity in the plane of everyday reality is performed by intensifying control of own environment and the changing nature of the interaction with other people. The relation of activity and psychological health of the subject is revealed, confirming the idea of productivity of moderate activity on social networks, with its high reflection by individual. The main ways of potential development of activity as subjectivity formation in the 21st century through the strengthening of goal-setting are identified. The importance of coming from internal preconditions of human activity as immanent reason of the subject is emphasized.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации активности в виртуальной и повседневной реальности»

УДК 159.9.07

Пилишвили Татьяна Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Российский университет дружбы народов, г. Москва

pШshvШ_ts@pfur.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ*

Статья посвящена изучению специфики проявления активности как становления субъектности в условиях современного информационного мира, отличающего эффектом присутствия со свойственным ему свертыванием времени и пространства в Интернете. Продемонстрирована угроза подлинной активности в виртуальной среде при потере авторства собственного Я субъекта и подмене целей активности ее средствами. Анализируются особенности реализации активности в виртуальной реальности на примере социальных сетей, а также в условиях повседневности. Социальные сети рассматриваются в качестве социально-культурных рекурсивных систем, качественно изменяющих характер активности субъекта в Интернете посредством трансформации его деятельностей сетью, отличающейся самоповтором и способностью к обратной связи. Описано различное соотношение высокой и низкой активности личности юношеского возраста в информационном мире на уровне содержательно-когнитивного, деятельностно-мотивационного, оценочно-поведенческого и личностно-результативного компонентов. Отражен рост активности в плоскости социальных сетей, связанный с повышением соревновательности и автономии субъекта, а также переходом от результативности к процессуальности деятельности. Показано, что рост активности в плоскости повседневной реальности осуществляется посредством интенсификации управления собственным окружением и изменением характера взаимодействия с другими людьми. Выявлена связь активности и психологического здоровья субъекта, подтверждающая идею продуктивности умеренной активности в социальных сетях с ее высокой рефлексией со стороны личности. Обозначены основные пути потенциального развития активности как становления субъектности в XXI в. через усиление целеполагания. Подчеркивается значимость исходящей из внутренних предпосылок человека активности как имманентной причины самого субъекта.

Ключевые слова: активность как становление субъектности, рекурсивные системы, социальные сети, медиа-культурные вызовы, субъективное благополучие.

Социальные сети как одна из базовых составляющих развития Интернета на современном этапе представляют собой рекурсивные системы, обладающие свойством самоповтора и принципиально изменяющие характер взаимодействия между людьми в информационном мире посредством интерпретации и обратной связи со стороны сети по отношению к опубликованной пользователем информации. Данный подход к социальным сетям как к качественно отличной социально-культурной рекурсивной среде (а не просто виду СМИ или опосредованному типу общения) рождает серьезный вопрос о степени и характере воздействия на нее со стороны субъекта, что связано с проблематикой свободы в информационном мире в целом.

В данном контексте становится принципиальным вопрос об активности как становлении субъ-ектности, т.е. способности человека быть автором собственного жизненного пути, выступать в качестве причины себя самого в медиакультурной среде при воздействии на него эффекта «presence» [1]. Последний состоит в коммуникативной насыщенности, перемещении в иную реальность, погружении, контактности и выступает в качестве критерия виртуальности. Медиакультурные вызовы заключаются в поощрении со стороны общества реактивностного реагирования индивида на интернет-реальность в связи с задаваемыми извне стимулами, а также влиянием эффекта присутствия,

парадоксальным образом делающего виртуальность более реальной, чем сама реальность.

Отмечается, в частности, что «менее социально устроенные в реальной жизни пользователи ... подвержены погружению в виртуальную среду» [4, с. 270], поскольку в условиях медиакульту-ры «средства жизни очень часто подменяют цели жизни» [5, с. 101]. Подлинная активность субъекта в данном случае состоит в выходе за пределы заданных условий среды для формирования устойчивого целеполагания при актуализации обращенного к самому себе вопроса «для чего, ради чего» осуществляется активность, «какого результата для самого себя я достигну в ходе ее реализации».

На основании выделенных нами ранее структурно-содержательных компонентов активности личности [2, с. 225], а также разработанной целостной модели активности как становления субъектно-сти, включающей в себя наряду со структурно-содержательными, функциональными компонентами процессуально-динамические, а также информационно-управленческие характеристики, было проведено эмпирическое исследование особенностей реализации активности в виртуальной и повседневной реальности.

Для оценки выраженности структурно-содержательных компонентов активности как становления субъектности нами использовались: методика смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) для оценки проявления активности на уровне содержа-

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ МК-1095.2014.6 «Феномен активности личности и особенности ее проявления в современном информационном мире».

© Пилишвили Т.С., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

53

тельно-когнитивного, деятельностно-мотивацион-ного, а также личностно-результативного компонентов; методика самодетерминации (Б. Шелдон в адапт. Е.Н. Осина) для оценки проявления активности на уровне содержательно-когнитивного, деятельностно-мотивационного компонентов; методика «Шкалы психологического благополучия» (К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевельковой, П.П. Фе-сенко) для оценки проявления активности на уровне содержательно-когнитивного, оценочно-поведенческого, личностно-результативного компонентов; методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (адаптация Н.В. Паниной) для оценки проявления активности на уровне деятельностно-мотиваци-онного, личностно-результативного компонентов; методика Стоун-В (стиль объяснения успехов и неудач) (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова) для оценки проявления активности на уровне содержательно-когнитивного, оценочно-поведенческого компонентов; методика «Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) для оценки проявления активности на уровне оценочно-поведенческого компонента; методика «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н.Е. Щуркова, мод. Н.П. Фетискин) для оценки проявления активности на уровне дея-тельностно-мотивационного компонента; методика «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» (в адапт. Н.Е. Водопьяновой) для оценки проявления активности на уровне личностно-результа-тивного компонента; методика «Тип поведенческой активности» (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк) для оценки проявления активности на уровне оценочно-поведенческого компонента; методика «Оценка уровня притязаний» (В.К. Горбачевский) для оценки проявления активности на уровне деятель-ностно-мотивационного, компонента, а также разработанная нами совместно с проф. А.В. Иващенко анкета с целью исследования активности личности в социальной сети.

На представленном в рамках данной публикации этапе в исследовании приняли участие 218 студентов инженерного и филологического факультетов РУДН в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 19 лет). Предположили, что существуют различия у крайних групп испытуемых с высокой и низкой активностью в повседневной реальности и социальных сетях на уровнях ее структурно-содержательных компонентов. Был осуществлен факторный анализ с вращением Varimax, который позволил выделить следующие факторы у испытуемых с высокой активностью в повседневной реальности и социальных сетях: устойчивый контролируемый оптимизм стабильной деятельности; напряженную и процессуально значимую работу; соревновательную мотивацию; свободу и управление окружением даже в ущерб себе.

Студенты данной подгруппы отличаются устойчивостью, стремлением к осуществлению процессуально значимой деятельности, ориентированы на соревнование, а не взаимные интересы, даже в ущерб собственному здоровью борются за свою независимость, самостоятельность, личное управление собственным окружением. Если говорить о преимуществах данной подгруппы студентов, то следует подчеркнуть, прежде всего, их стабильно позитивный настрой и значимость самого процесса деятельности, которая выполняется с целью достижения самостоятельности.

По-видимому, основным ресурсом данной под-руппы испытуемых становится позитивный настрой в отношении устойчивости выполнения собственной деятельности, важность независимости в принятии решений, обращение к собственным устойчивым жизненным ориентирам. Однако становится очевидной некоторая сверхценность индивидуальной деятельности самой по себе, которая, по-видимому, объясняется нежеланием общаться, находить социальную поддержку, что приводит к переутомлению и низкой удовлетворенности своим здоровьем. На наш взгляд, при организации психологического сопровождения данной подгруппы студентов нужно ориентировать их на более конструктивное взаимодействие с социальным окружением, снижение сверхценности управления другими людьми и конструктивный поиск социальной поддержки.

Факторная структура у испытуемых с низкой активностью в реальности и социальных сетях включает в себя устойчивый контролируемый оптимизм; низкую соревновательность в управлении деятельностью и негативными эмоциями; напряженность по поводу положительных взаимоотношений; значимость результата и изменения деятельности. Студенты данной подгруппы отличаются оптимизмом, стремлением к осуществлению конкретных результатов деятельности, ориентированы на взаимодействие с другими людьми, а не собственные интересы, избегают соревнования, в большей мере озабочены позитивными отношениями с окружением. Отмечая преимущества данной подгруппы студентов, следует подчеркнуть, прежде всего, их ориентирование на взаимодействие с другими, значимость результативности этого взаимодействия и стремление к поиску новых возможностей. По-видимому, основным ресурсом данной подруппы испытуемых становится позитивный настрой в отношении собственного социального окружения, важность взаимодействия в принятии решений, умение принимать и давать социальную поддержку.

Однако настораживает некоторая напряженность и, по-видимому, сверхценность результатов деятельности, которая должна регулярно сменяться другой деятельностью, значимой с точки зрения

54

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

ее результатов. На наш взгляд, подобная гонка за результатами, новыми впечатлениями приводит к общему снижению авторской позиции в жизни, ориентированию на некие навязанные окружением цели и направления деятельности и снижению активности как становления субъектности.

При организации психологического сопровождения данной подгруппы студентов нужно ориентировать их на более конструктивный поиск собственных ресурсов, повышение значимости процессуальности деятельности, поиск причин активности или ее торможения в конкретных случаях, усиление жизнестойкости как способности к ответам на вызовы жизни, осознание собственных границ активности и возможности сознательного управления, а не рефлекторного реагирования на происходящие события.

Факторная структура у испытуемых с высокой активностью в повседневной реальности и низкой активностью в социальных сетях демонстрирует следующие особенности. Студенты данной подгруппы отличаются устойчивостью, стремлением к осуществлению результативно значимой деятельности, ориентированы на соревнование, а не взаимные интересы, проявляют независимость, самостоятельность, высоко удовлетворены собственным здоровьем и стремятся скорее к позитивному взаимодействию с социальным окружением, а не к управлению им. Если говорить о преимуществах данной подгруппы студентов, то следует упомянуть, прежде всего, их стабильно оптимистичный настрой и значимость результатов деятельности, которая выполняется с целью достижения независимости и позитивных отношений с социальным окружением.

По-видимому, основным ресурсом данной под-руппы испытуемых становится позитивный настрой в отношении результативности деятельности, важность независимости в принятии решений, обращение к собственным устойчивым жизненным ориентирам при понимании важности социального окружения как ресурса преодоления стресса. Становится понятным, что данный тип активности личности, вероятно, достаточно конструктивен, поскольку связан с четким пониманием значимости как результатов собственной деятельности, так и социального окружения. По-видимому, указанная подгруппа студентов способна к самостоятельному выбору тех конкретных видов деятельности, которые способствуют генеральной жизненной стратегии. По нашему мнению, при организации психологического сопровождения данной подгруппы студентов нужно ориентировать их на интенсификацию конструктивного взаимодействия, осознанное повышение активности в медиакультурном пространстве для достижения конкретных целей в рамках деятельности в повседневной реальности.

Факторная структура у испытуемых с низкой активностью в повседневной реальности и вы-

сокой активностью в социальных сетях выявляет следующую специфику. Студенты данной подгруппы отличаются глобальностью в оптимистичной оценке происходящих событий, стремлением к управлению окружением и профессиональной деятельностью, ориентированы на независимость, а не взаимные интересы, при этом чаще, чем другие подгруппы студентов, испытывают негативные эмоции, напряженность, низко заинтересованы в самих результатах выполняемой деятельности. Отмечая преимущества данной подгруппы студентов, необходимо подчеркнуть, прежде всего, их стремление к независимости, однако, несмотря на глобальную оптимистичность в оценках происходящего, чаще возникают негативные эмоции и чувство напряженности, связанные со здоровьем и карьерой.

Вероятно, основным ресурсом данной подруп-пы испытуемых становится высокая автономия личности, важность независимости в принятии решений, стабильность в оценках происходящего. Однако становится очевидной некоторая неадекватность этих оценок, поскольку параллельно с общей оптимистичностью возникают негативные эмоции и напряженность в сфере повседневной реальности. Кроме того, при слабом ориентировании на сменяющуюся деятельность и ее результативность могут появляться чувство неудовлетворенности по поводу требующих завершенности форм активности (профессиональной, например). На наш взгляд, при организации психологического сопровождения данной подгруппы студентов нужно ориентировать их на более конструктивное взаимодействие с социальным окружением, прежде всего, в повседневности, снижение напряженности и негативных эмоций, а также больший контроль оптимистичной направленности с опорой на реальность и более адекватную оценку происходящих событий.

Как отмечалось ранее, «юношеские представления о проявлении активности в современных коммуникационных системах варьируются от практически невозможного в ситуации виртуального общения до приемлемого и даже желательного» [3, с. 273]. Не выявлено различий в оптимизме в связи с тем, насколько активным является человек в повседневной реальности и интернет-среде. Это, по-видимому, связано с тем, что сам по себе конструкт «оптимизм» не является основой для формирования высокого уровня активности личности, он может свидетельствовать как о готовности действовать, так и о защитной рационализации при уходе от источника стресса. Полученные нами данные согласуются с выявленными ранее особенностями связи активности - оптимизма. С другой стороны, обнаруженные особенности подтверждают наши предположения о том, что активность может носить конфронтационный характер, сопряженный с агрессивными тенденциями личности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

55

Высокая активность в социальных сетях и повседневной реальности связана с состязательной мотивацией, готовностью к принятию вызовов, автономностью и ценностью свободы, даже в ущерб собственному психическому состоянию. Высокая активность в социальных сетях обеспечивает сдвиг от результативности деятельности к большей ее процессуальности, но сопрягается с напряженностью. При низкой активности в повседневной реальности наблюдается переживание напряженности по поводу эмоциональных отношений с другими людьми. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост активности в плоскости социальных сетей связан с повышением соревновательности и автономии субъекта, а также переходом от результативности к процессуальности деятельности (движение по пути автономности-процессуальности).

Рост активности в плоскости повседневной реальности осуществляется посредством роста управления собственным окружением и изменением характера взаимодействия с другими людьми, которое является оптимальным в случае высокой активности, прежде всего, в повседневной реальности. Интересно, что при высокой активности как в интернет-пространстве, так и в повседневной реальности возникает сдвиг в сторону все большего контролирования окружения даже в ущерб самому себе (движение по пути взаимодействия-управления).

Итак, движение от низкого к высокому уровню активности в повседневной реальности осуществляется, прежде всего, через переход ко все более интенсивному контролированию собственного окружения и выходу активности из сферы только деятельности в плоскость непосредственного общения с другими людьми. При высокой активности как в Интернете, так и в повседневной реальности возникает переход ко все большему контролированию деятельности и окружения при низкой удовлетворенности собственным здоровьем. Это означает, что требуется некий оптимальный уровень активности в социальных сетях и повседневности, который рефлексируется личностью и исходит из внутренних предпосылок субъекта. Вслед за Г. Олпортом, считающим, что человеку свойственно определенное стремление к установлению напряжения и его сохранению, мы полагаем, что запредельная активность, приводящая к завышенному уровню напряженности и, следовательно, контроля, становится признаком ухудшения здоровья. Впрочем, последнее может быть связано и со стремлением субъекта к снижению напряжения, как, например, в подгруппе студентов с низкой активностью в социальных сетях и повседневной реальности.

В целом, целесообразно принять тот факт, что рост активности в реальности неким образом свя-

зывается не со стремлением к гомеостазу, редукции напряжения, а, напротив, с его ростом до определенного оптимального уровня. Таким образом, исследование активности личности в современном информационном мире неизбежно сталкивается с проблемой поддержания психологического здоровья личности, нахождения некоего оптимума активного присутствия и сохранения границ в социокультурном пространстве как в повседневности, так и в Интернете.

Результаты проявления активности у студентов РУДН также показывают, что часто испытуемые, оставаясь в целом достаточно пассивными, ожидают от окружения позитивного взаимодействия, что приводит скорее к пассивно-созерцательному мировоззрению, чем к активному совладанию с изменениями среды. Нам представляется особенно важным процесс перехода от внешне-результативной, мотивированной заданными извне средствами деятельности через сдвиг мотива на цель к внутренне-опосредованной и подлинно личностной реализации собственного «Я» в условиях, часто противоречащих и ограничивающих деятельность субъекта, который, однако, вопреки имеющимся сложностям, оказывается способным на преодоление себя и внешних обстоятельств, т.е. собственно самодетерминацию, что и делает его подлинно свободным. Данный процесс, на наш взгляд, не происходит стихийно, а требует определенной пси-хокоррекционной тренинговой и индивидуальной работы, разработка которой представляет самостоятельный научно-исследовательский, а также учебно-методический интерес.

Библиографический список

1. Зинченко Ю.П. Технологии виртуальной реальности в системе постнеклассической психологии // Мир психологии. 2013. - № 1. - С. 31-42.

2. Медведская Т.С. Психологические детерминанты стратегии разрешения проблемы как составляющей оценочно-поведенческого компонента активности личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 2. - Т. 17. - С. 225-228.

3. Пилишвили Т.С. Особенности юношеских представлений об активности личности в современных коммуникационных условиях // Акмеоло-гия. - 2012. - № 3. - С. 269-273.

4. Сордия Г.М. Взаимосвязь личностных характеристик пользователя с его активностью в Интернете // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. -№ 3. - С. 267-271.

5. Щеглов Д.С. Трансформация бытия человека в медиакультурном пространстве // Омский научный вестник. - 2013. -№ 3 (119). - С. 100-103.

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.