Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ С НЕДОСТАТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА'

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ С НЕДОСТАТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МАССА ТЕЛА / НЕДОСТАТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарев Г.Н., Волкова Н.Л., Квашнина Е.В.

Цель исследования - раскрыть результаты исследования уровня физической подготовленности школьников с недостаточной массой тела. Методика и организация исследования. Приведены результаты тестирования для оценки уровня развития основных физических качеств, проведен сравнительный анализ с результатами тестирования школьников с нормальной и избыточной массой тела. Было выявлено, что при сравнительно равном общем уровне физической подготовленности у школьников с недостаточной массой тела, по сравнению со школьниками с нормальной массой тела, у первых наблюдается более выраженная дисгармония в развитии физических качеств. Представлено сравнение реакций организма на физическую нагрузку при проведении уроков по физической культуре у школьников с недостаточной и нормальной массой тела. Выявлены специфические особенности воздействия уроков по физической культуре по стандартной школьной программе на сердечно-сосудистую систему школьников с недостаточной массой тела. Результаты исследования и выводы. Школьники с недостаточной массой тела в целом не показали статистически значимых различий в уровне физической подготовленности, по сравнению с учениками с нормальной массой тела. Средний балл по всем тестам - 4, по сравнению с 4,06 балла у учеников с нормальной массой тела. У учеников с избыточной массой тела средний балл всех тестов - 3,34. Таким образом, можно сделать вывод о том, что недостаточная масса тела не влияет на уровень физической подготовленности в той же степени, что и избыточная масса тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарев Г.Н., Волкова Н.Л., Квашнина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE ORGANISM RESPONSE TO PHYSICAL LOAD IN SCHOOLCHILDREN OF THE HIGHEST GRADES WITH INSUFFICIENT BODY WEIGHT

Objective of the study was to reveal the results of the study of the level of physical fitness of schoolchildren with insufficient body weight. Methods and structure of the study. The results of testing to assess the level of development of basic physical qualities are given, a comparative analysis is carried out with the results of testing schoolchildren with normal and overweight. It was found that with a relatively equal general level of physical fitness in schoolchildren with insufficient body weight, compared with schoolchildren with normal body weight, the former have a more pronounced disharmony in the development of physical qualities. A comparison of the reactions of the body to physical activity during physical education lessons in schoolchildren with insufficient and normal body weight is presented. The specific features of the impact of physical education lessons according to the standard school curriculum on the cardiovascular system of schoolchildren with insufficient body weight were revealed. Results and conclusions. Underweight students in general did not show statistically significant differences in the level of physical fitness compared to students with normal body weight. The mean score on all tests is 4, compared to 4.06 for normal weight students. Overweight students have an average score of 3.34 on all tests. Thus, it can be concluded that underweight does not affect the level of physical fitness to the same extent as overweight.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ С НЕДОСТАТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА»

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ С НЕДОСТАТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

УДК/UDC 796.01:612

Поступила в редакцию 19.04.2022 г.

Информация для связи с автором: g-ponomarev@inbox.ru

Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1 Кандидат педагогических наук Н.Л. Волкова1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Квашнина1

1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 2Санкт-Петербургский Государственный университет - Санкт-Петербург

PECULiARiTiES OF THE ÜRGANiSM RESPONSE TO PHYSiCAL LOAD iN SCHOOLCHILDREN OF THE HiGHEST GRADES WiTH INSUFFiCIENT BODY WEiGHT

Dr. Hab., Professor G.N. Ponomarev1 PhD N.L. Volkova1 2

PhD, Associate Professor E.V. Kvashnina1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

2 Saint Petersburg State University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - раскрыть результаты исследования уровня физической подготовленности школьников с недостаточной массой тела. Методика и организация исследования. Приведены результаты тестирования для оценки уровня развития основных физических качеств, проведен сравнительный анализ с результатами тестирования школьников с нормальной и избыточной массой тела. Было выявлено, что при сравнительно равном общем уровне физической подготовленности у школьников с недостаточной массой тела, по сравнению со школьниками с нормальной массой тела, у первых наблюдается более выраженная дисгармония в развитии физических качеств. Представлено сравнение реакций организма на физическую нагрузку при проведении уроков по физической культуре у школьников с недостаточной и нормальной массой тела. Выявлены специфические особенности воздействия уроков по физической культуре по стандартной школьной программе на сердечно-сосудистую систему школьников с недостаточной массой тела.

Результаты исследования и выводы. Школьники с недостаточной массой тела в целом не показали статистически значимых различий в уровне физической подготовленности, по сравнению с учениками с нормальной массой тела. Средний балл по всем тестам - 4, по сравнению с 4,06 балла у учеников с нормальной массой тела. У учеников с избыточной массой тела средний балл всех тестов - 3,34. Таким образом, можно сделать вывод о том, что недостаточная масса тела не влияет на уровень физической подготовленности в той же степени, что и избыточная масса тела.

Ключевые слова: физическая подготовленность, масса тела, недостаточная масса тела, физическая нагрузка, индивидуальные особенности.

Abstract

Objective of the study was to reveal the results of the study of the level of physical fitness of schoolchildren with insufficient body weight. Methods and structure of the study. The results of testing to assess the level of development of basic physical qualities are given, a comparative analysis is carried out with the results of testing schoolchildren with normal and overweight. It was found that with a relatively equal general level of physical fitness in schoolchildren with insufficient body weight, compared with schoolchildren with normal body weight, the former have a more pronounced disharmony in the development of physical qualities. A comparison of the reactions of the body to physical activity during physical education lessons in schoolchildren with insufficient and normal body weight is presented. The specific features of the impact of physical education lessons according to the standard school curriculum on the cardiovascular system of schoolchildren with insufficient body weight were revealed. Results and conclusions. Underweight students in general did not show statistically significant differences in the level of physical fitness compared to students with normal body weight. The mean score on all tests is 4, compared to 4.06 for normal weight students. Overweight students have an average score of 3.34 on all tests. Thus, it can be concluded that underweight does not affect the level of physical fitness to the same extent as overweight.

Keywords: physical fitness, body weight, underweight, physical activity, individual characteristics.

Введение. Масса тела человека характеризует биохимические, пластические, обменные, гормональные и многие другие процессы в организме. Является одним из основных показателей физического развития человека, важным критерием в определении пищевого статуса. Отклонения массы тела человека от показателей нормы являются сигналом об ухудшении его физического здоровья.

В контексте физического воспитания достаточно много работ посвящено физическому воспитанию лиц с избыточной массой тела. В частности установлено, что избыток массы тела сопряжен с низким уровнем физической подготовленности и работоспособности [2]. С другой стороны,

достаточно мало работ раскрывает специфику физического воспитания лиц с недостаточной массой тела. Имеются результаты исследований, доказывающие наличие специфических особенностей воздействия физической нагрузки на организм лиц с недостаточной массой тела [3]. Однако большинство работ раскрывают эту проблему с медицинской точки зрения и рассматривают в первую очередь специфику пищевого рациона при недостаточной массе тела, не уделяя внимания физическим нагрузкам.

При анализе специальной литературы установлено, что по результатам исследований количество лиц, имеющих отклонения в массе тела, примерно равнозначно как в сторону

№9^ 2022 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

избытка, так и в сторону недостатка массы тела [1]. Таким образом, актуальность рассмотрения специфики физического воспитания лиц с недостаточной массой тела, на фоне отсутствия исследований, посвященных данному вопросу, становится очевидной.

Цель исследования - раскрыть результаты исследования уровня физической подготовленности школьников с недостаточной массой тела.

Методика и организация исследования. Научная работа была проведена на базах ГБОУ лицей № 393 и СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга в апреле 2022 года. В исследовании приняли участие школьники 10-11 классов (п=37), критерием включения были значения индекса массы тела (ИМТ), соответствующие недостаточной массе тела. Все участники исследования отнесены к основной физкультурной группе.

Для оценки уровня физической подготовленности были использованы тесты для определения уровня развития физических качеств:

а) сила - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);

б) ловкость - челночный бег 3x10 м (с);

в) выносливость - бег на 2000 м (мин);

г) быстрота - бег на 100 м (с);

д) гибкость - наклон вперед из положения лежа на гимнастической скамье (см).

Все проводимые тесты присутствуют в программе по физической культуре для школьников 10-11 классов и оценивались по 5-балльной системе с учетом нормативных требований в соответствии с полом и возрастом респондентов. Результаты тестирования анализировались также в сравнении с уровнем физической подготовленности учеников с нормальной и избыточной массой тела, отнесенных к основной физкультурной группе.

Для определения специфических особенностей реакции организма школьников с недостаточной массой тела на физическую нагрузку проводилась пульсометрия урока по физической культуре. Результаты пульсометрии школьников с недостаточной массой тела анализировались на основании сравнения результатов пульсометрии школьников с нормальной массой тела.

Результаты исследования и их обсуждение. Школьники с недостаточной массой тела в целом не показали статистически значимых различий в уровне физической подготовленности, по сравнению с учениками с нормальной массой тела. Средний балл по всем тестам - 4, по сравнению с 4,06 балла у учеников с нормальной массой тела. У учеников с избыточной массой тела средний балл всех тестов -3,34. Таким образом, недостаточная масса тела не влияет на уровень физической подготовленности в той же степени, что и избыточная масса тела.

Полученные результаты могли бы говорить о достаточном тренировочном эффекте школьной программы по физической культуре для учеников с недостаточно массой тела и об отсутствии необходимости ее корректировки под их индивидуальные особенности. Однако, несмотря на отсутствие статистически значимых различий с учениками с нормальной массой тела в среднем балле по всем тестам, наблюдается гетерохронность в уровне развития физических качеств у школьников с недостаточной массой тела. Так, статистически значимые (р<0,05) различия наблюдаются в уровне развития гибкости и быстроты. При этом, школьники с недостаточной массой тела показали более высокие результаты в тесте на быстроту (4,3 балла в сравнении с 3,9 баллами у учеников с нормальной массой тела) и более низкие в уровне развития гибкости (3,6 балла в сравнении с 4,4). Также ученики с недо-

статочной массой тела продемонстрировали более высокие результаты, чем ученики с нормальной массой тела, в тесте на силу. На наш взгляд, это может быть связано со спецификой самого теста.

В тесте на выносливость статистически значимых различий не выявлено, однако для дальнейшей разработки методики физического воспитания для лиц с недостаточной массой тела стоит обратить внимание на более низкие средние значения теста - 3,8 балла, что является показателем низкого уровня развития выносливости. У школьников с нормальной массой тела данный показатель находится на среднем уровне - 4,2 балла.

Данные различия в уровне развития физических качеств указывают на несоответствие содержания программы по физической культуре индивидуальным возможностям школьников с недостаточной массой тела. При планировании физического воспитания у данных лиц необходимо уделять больше внимания комплексам упражнений для развития гибкости и выносливости.

При анализе результатов пульсометрии использовались средние значения результатов измерений школьников с нормальной и недостаточной массой тела (см. рисунок). Основное внимание отводилось результатам измерений в начале (15 минута) и конце (35 минута) основной части урока, а также измерениям через 10 минут после окончания урока (55 минута).

Результаты продемонстрировали отличия воздействия физической нагрузки на школьников с недостаточной массой тела. Так, при схожих значениях ЧСС за 5 мин до начала урока (61 и 63 уд/мин) у школьников с недостаточной массой тела наблюдается более резкий рост значений ЧСС в начале урока. Разница в значениях ЧСС менее заметна в середине основной части урока, однако к концу основной части у школьников с недостаточной массой тела значительно снижается значение ЧСС. Это может быть вызвано либо спецификой более медленных адаптационных механизмов организма к физической нагрузке, либо более быстрым наступлением фазы утомления, которое сказывается на эффективности выполнения физических упражнений. Данный вопрос требует дополнительного изучения.

Особое внимание стоит обратить на замедленный процесс восстановления организма у школьников с недостаточной массой тела в заключительной части урока и через 10 минут после него. Несмотря на более быстрое начало снижения значений ЧСС во время урока, к его концу у школьников с недостаточной массой тела показатели остаются достаточно высокими (121 уд/мин, по сравнению с 81 уд/мин у школьников с нормальной массой тела). Не происходит полного восстановления ЧСС и через 10 мин после окончания урока (101 уд/мин), что свидетельствует о чрезмерной нагрузке

150 130 110

— нормальная масса т

— недостаточная масса т

График средних значений пульсометрии урока по физической культуре у школьников с нормальной и недостаточной массой тела (уд/ мин)

52

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | БеМетЬег

190

170

114

90

70

67

50

15

25

35

45

55

в школьной программе по физической культуре для учеников с недостаточной массой тела.

Полученные результаты исследования позволили разработать ряд методических рекомендаций для внесения в содержательный, нагрузочный и организационный компоненты программы по физическому воспитанию.

1) Содержательный компонент программы:

- использование в уроках силовых упражнений преимущественно с весом внешних отягощений, поскольку собственный вес тела (недостаточный) не может быть объективным показателем уровня развития силы, а также у данных лиц необходимо достижение гипертрофии мышечной ткани;

- увеличение процентного содержания в программе упражнений для развития эластичности мышечного и связочного аппаратов, что связано с низкими показателями уровня развития гибкости у школьников с недостаточной массой тела.

2) Нагрузочный компонент программы:

- ограничение интенсивности длительных монотонных нагрузок у школьников с недостаточной массой тела, для оптимизации работы сердечно-сосудистой системы при длительной работе и постепенного развития уровня общей выносливости;

- включение преимущественного активного отдыха (нагрузок аэробного характера низкой интенсивности) после высокоинтенсивных упражнений, в связи с особенностями реакции сердечно-сосудистой системы школьников с недостаточной массой тела на нагрузку - это позволит способствовать более эффективному восстановлению ЧСС и будет содействовать развитию адаптационных механизмов организма;

- наиболее целесообразным будет сокращение объема упражнений в рамках одного урока за счет увеличения времени их выполнения, меньшее количество включенных в работу мышечных групп сократит время восстановления организма после нагрузки, а также будет способствовать развитию общей и специальной выносливости.

3) Организационный компонент программы:

- в основной части урока для достижения максимального тренировочного эффекта, устранения монотонности в работе и быстрого наступления фазы утомления рекомендуется использовать преимущественно интервальный, переменный методы, а также организацию занятий по форме круговой тренировки;

- для достижения оптимального восстановления организма рекомендуется увеличить продолжительность заключительной части занятия за счет сокращения времени основной части.

Выводы. Теоретический анализ проблемы выявил отсутствие научно обоснованных методик физического воспитания школьников с недостаточной массой тела.

Как показало исследование, уровень физической подготовленности школьников с недостаточной массой тела является в целом удовлетворительным, однако имеются статистически значимые различия и дисгармония в уровне развития отдельных физических качеств (гибкости и быстроты) по сравнению с учениками с нормальной массой тела. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у школьников с недостаточной массой тела имеет свою специфику и отличается от реакции школьников с нормальной массой тела. Урок физической культуры по стандартной программе вызывает неблагоприятные физиологические сдвиги в работе сердечно-сосудистой системы у школьников с недостаточной массой тела, что в дальнейшем может способствовать снижению уровней их здоровья, физической подготовленности и работоспособности.

Разработанные методические рекомендации по физическому воспитанию школьников с недостаточной массой тела основываются на выявленных показателях уровня их физического развития, подготовленности и особенностях реакции организма на физическую нагрузку. Данные рекомендации в дальнейшем должны лечь в основу для разработки полноценной методики физического воспитания данных лиц. Направленность методики должна быть ориентирована не только на развитие уровня физической подготовленности и сохранения здоровья школьников, но и способствовать нормализации масса тела.

Литература

1. Егорычева, Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодежи / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 8. - С. 57-61.

2. Волкова, Н.Л. Подготовка учащихся с избыточной массой тела к выполнению нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» / Н.Л. Волкова, Г.Н. Пономарев, Е.А. Федотова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 8. - С. 42-44.

3. Пономарев, Г.Н. Сочетание нагрузок различной направленности в тренировочной программе для лиц с недостаточной массой тела / Г.Н. Пономарев, Н.Л. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 303-307.

References

1. Egorycheva E.V., Musina S.V. Issledovaniye otkloneniy massy tela u sovremennoy studencheskoy molodezhi [Study of body mass deviations in modern student youth]. Sovremennyye issledovaniya sotsial-nykh problem. 2011. No. 8. pp. 57-61.

2. Volkova N.L., Ponomarev G.N., Fedotova E.A. Podgotovka uchash-chikhsya s izbytochnoy massoy tela k vypolneniyu normativov VFSK «Gotov k trudu i oborone» [Preparing students with overweight to meet the standards of the All-Russian State Sports Federation "Ready for Labor and Defense"]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 8. pp. 42-44.

3. Ponomarev G.N., Volkova N.L. Sochetaniye nagruzok razlichnoy napravlennosti v trenirovochnoy programme dlya lits s nedostatochnoy massoy tela [Combination of loads of different directions in the training program for persons with insufficient body weight]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaftf. 2021. No. 12 (202). pp. 303-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.