Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАГРУЗКИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАГРУЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАГРУЗКИ»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

088-090

группы детей показателей . Замедление передачи слуховой информации у этих детей предположительно связано с задержкой миелинизации нервных структур, в частности предулит-кового нерва .

088 ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ

КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАГРУЗКИ

Зайнеев М. М.

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

2атеет. тагее1@та11 . ги

Целью исследования явилось изучение адаптационных возможностей кардиореспираторной системы первоклассников к учебной деятельности . Изучалось влияние динамической и изометрической нагрузки на кардиореспираторную систему детей первого класса в начале, в середине и в конце учебного года . В исследованиях участвовали мальчики и девочки первого класса, обучающиеся в школе . Оценивали функциональное состояние дыхательной и ССС в покое, после динамической и статической нагрузок. Различные виды физической нагрузки у мальчиков первого года обучения в начале учебного года оказывали противоположное влияние на МОД . Динамическая нагрузка вызывала адекватную физиологическую реакцию в виде увеличения МОД (р<0,05) . Изометрическая, напротив, приводила к снижению МОД за счет урежения ЧД . Полученные результаты свидетельствуют о существенном негативном влиянии изометрической нагрузки на систему дыхания первоклассников в начале процесса обучения в школе Подобные изменения в ответ на изометрическую нагрузку у первоклассниц отсутствовали, что свидетельствует о более высокой степени адаптивных возможностей системы дыхания девочек к началу учебной деятельности, связанной с резким увеличением изометрических нагрузок Исследования, проведенные в середине учебного года, выявили, что ССС девочек первого года обучения адекватно реагирует как на динамическую, так и на изометрическую нагрузку. Динамическая и изометрическая нагрузка не приводили к достоверным изменениям показателей внешнего дыхания Полученные результаты позволяют сделать предположение, что дефицит потребления кислорода, возникающий при физических нагрузках в данной возрастно-половой группе, в большей степени компенсируется увеличением активности ССС Динамическая нагрузка в середине учебного года оказывала более выраженное влияние на показатели ССС мальчиков первого года обучения Динамическая нагрузка приводила к увеличению ЖЕЛ (р<0,01) и снижению РВЛ/МВЛ (р<0,05) за счет уменьшения РВЛ . Данные свидетельствуют о том, что динамическая нагрузка является более физиологичной, чем изометрическая Обращает на себя внимание изменение реакции показателей внешнего дыхания на изометрическую нагрузку в середине учебного года, по сравнению с началом учебного года, что позволяет сделать предположение о развитии адаптивных возможностей системы внешнего дыхания у мальчиков в первый год обучения В конце учебного года динамическая нагрузка приводила к более выраженному учащению сердцебиений девочек по сравнению с мальчиками Реакция со стороны внешнего дыхания на динамическую нагрузку у мальчиков и девочек в конце учебного года была однонаправленной . Наблюдаемое увеличение ЧД в обеих группах приводило к увеличению и минутного объема дыхания Изометрическая нагрузка оказывала различный эффект ССС девочек и мальчиков . У девочек через 1 минуту после завершения изометрической нагрузки мы зафиксировали существенное увеличение ударного и минутного объема крови, увеличение систолического, диастолического и пульсового АД . У мальчиков подобных изменений мы не наблюдали . Изометрическая нагрузка приводила к различным изменениям системы внешнего дыхания мальчиков и девочек в конце учебного года Через 1 минуту у девочек происходило достоверное увеличение частоты дыхания и минутного объема дыхания У мальчиков увеличение этих показателей было слабо выраженным В то же время у мальчиков изометрическая нагрузка

приводила к снижению резервной и максимальной вентиляции легких (р<0,05), в то время как у девочек эти показатели даже увеличивались Полученные результаты позволяют утверждать наличие негативного влияния изометрической нагрузки на систему внешнего дыхания мальчиков-первоклассников в конце учебного года

089 УЧАСТИЕ НЕЙРОПЕПТИДА Y

В РЕГУЛЯЦИИ РАБОТЫ СЕРДЦА

Зверев А. А.1, Искаков Н. Г.2, Аникина Т. А.2, Зефиров Т. Л.2 поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань; 2Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Казань, Россия А1ексе15@гатЬ1ег. ги

Поддержание баланса в вегетативной нервной системе (ВНС) является деятельность двух её отделов: симпатической нервной системы (СНС) и парасимпатической нервной системы (ПНС), что является классическим научным понятием (Ьутрегорои1о8 А, е! а1 . 2013) . Ветви СНС и ПНС в сердце работают как точно настроенный механизм, но часто противоположным образом регулируют работу сердца

Нейротрансмиттеры и котрансмиттеры которые опосредуют эффекты СНС и ПНС в миокарде, проявляют свои эффекты через различные чувствительные рецепторы Считается, что в миокарде различных животных, в том числе и человека СНС и ПНС противостоят друг другу Различные дисфункция ВНС лежит в основе в ряде заболеваний сердца, включая сердечную недостаточность, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, ишемию миокарда и аритмии Данное положение является верным только для регуляции сердечного ритма, который снижается при усилении ПНС через холинергические рецепторы и повышается при усилении СНС через активацию адренорецепторов расположенные в предсердиях Однако данное утверждение будет неверно для регуляции силы сокращения миокарда, который будет контролироваться в целом сердце преимущественно желудочками . Основным механизмом изменения сократимости является активация или иннактивация цАМФ, и последующее влияние на мембранные кальциевые каналы Ь-типа и рианодиновые рецепторы, которые, как известно, участвуют в сопряжении возбуждения и сокращения, повышая внутриклеточный свободный Са2+.

Нейропептид У (КРУ) является классическим котранс-миттером в СНС и выделяется совместно с норадренали-ном из синаптических везикул Он имеет более длительный период полураспада, чем норадреналин, и оказывает разнонаправленное действие на центральную, периферическую и сердечно-сосудистую систему (2уегеу АА, е! а! . 2018) . КРУ модулирует работу сердца и сосудов через ангиотензина II, способствуя передаче сигналов кальция в цитоплазме кар-диомиоцитов влияя на ремоделирование и неоангиогенез КРУ способствует высвобождению ацетилхолина из блуждающего нерва, регулируя частоту сердечных сокращений и модулируя тонус коронарных сосудов КРУ оказывает свое действие через пять различных подтипов рецепторов, У1-У5, все из которых являются ОРСЯ класса А . Блокада рецептора У1 является кардиозащитным средством против неблагоприятного ремоделирования сердца в кардиальных миоцитах мышей ^егеу АА, е! а1 . 2018) . Таким образом, антагонизм к рецепторам КРУ, особенно подтипа У1, может иметь терапевтический потенциал в профилактике и лечении сердечнососудистых заболеваний .

090 КОРРИГИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИНТЕРВАЛА QT

Зверев А. А.1, Назаренко А. С.1, Баталова М. И.2, Шалавина А. С.2, Кузнецова Ю. Ф.1, Платошкина Е. Е.1

'ФГБОУ ВО "Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма", Казань; 2ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Казань, Россия а1ексе15@гатЬ1ег. ги

42

Российский кардиологический журнал. 2022;27(5S), дополнительный выпуск (апрель)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.