086-087
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
ных определено четыре подтипа альфа2-АР: альфа2А-АР, альфа2В-АР, альфа2С-АР, альфа2Б-АР. Не исключено, что наличие этих подтипов может меняться в процессе пренаталь-ного и постнатального онтогенеза. Так, по некоторым данным, в миокарде плода крысы из четырех подтипов альфа2-АР, характерных для взрослых животных, экспрессированы преимущественно лишь два подтипа — подтип А и С . Стимуляция альфа2-АР приводит к пресинаптическому торможению выделения норадреналина из симпатических окончаний, а также ко многим другим реакциям — торможению выделения ацетилхолина из холинергических окончаний, подавлению липолиза в липоцитах, угнетению секреции инсулина, стимуляции агрегации тромбоцитов и сужению сосудов некоторых органов . Цель нашего исследования выявить эффект стимуляции альфа2-АР на электрическую активность сердца крыс однонедельного возраста
Исследование проводили на беспородных лабораторных крысах. У наркотизированных уретаном животных извлекали сердце и помещали в оксигенированный рабочий раствор Тироде . Далее препарировали сердце и изготавливали препарат правого предсердия . Препарат помешали в камеру, куда подавался раствор Препарат работал в навязанном ритме, внешнее раздражение осуществляли через платиновые электроды . Мембранный потенциал и потенциал действия регистрировали с помощью стеклянных микроэлектродов . Статистическая обработка проводилась с помощью парного t критерия Стьюдента . В качестве фармакологического препарата использовали неселективный агонист альфа2-АР в концентрациях 10-9 М . Исследовались такие параметры потенциала действия как мембранный потенциал, длительность фазы деполяризации, амплитуда потенциала действия и длительность потенциала действия на уровне 20% (дпд20%), 50% (дпд50%) и 90% (дпд90%) реполяризации.
В результате исследования клонидин гидрохлорид в данной концентрации не оказывал существенного влияния на мембранный потенциал, длительность фазы деполяризации, амплитуду потенциала действия . Стимуляция альфа2-АР клонидином гидрохлоридом в концентрации 10-9 М увеличивала значение фазы реполяризации потенциала действия на уровне 90% (р<0,05), 50% (р<0,05), 20% (р<0,05) .
Ранее нами было рассмотрено исследование стимуляции а2-адренорецепторов клонидин гидрохлоридом в концентрации 10-9 М электрической активности рабочих кардиомиоци-тов при навязанном ритме сердца взрослых крыс, где было показано уменьшение длительности фазы реполяризации потенциала действия на уровне 90% (р<0,05), 50% (р<0,05), 20% (р<0,05), что, возможно, связано с возрастными особенностями каскадов внутриклеточных посредников данного типа адренорецепторов сердца
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-15-00121, https://rscf.ru/project/21-15-00121/.
086 ВЛИЯНИЕ КЛОНИДИНА ГИДРОХЛОРИДА
НА БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МИОКАРДА СЕРДЦА ВЗРОСЛЫХ КРЫС
Галиева А. М., Зиятдинова Н. И., Салихов Н. Р., Зефиров Т. Л. ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия galieva_alina9 4@mail . ru
а2-адренергические рецепторы первоначально были охарактеризованы как пресинаптические рецепторы, которые служат для регулирования высвобождения норадреналина Стимуляция а2-адренорецепторов вызывает активацию Gi-белка, который ингибирует фермент аденилатциклазу, тем самым снижая внутриклеточную концентрацию вторичного мессенджера циклического АМФ (цАМФ) . Вскоре было показано, что а2-адренорецепторы не ограничены пресинаптическим местоположением, но также выполняют постсинаптические функции В кардиомиоцитах активация а2-адренорецепторов вызывает передачу сигналов через PI3-киназу (PI3K) и протеинкиназу B (¿Akt), что приводит к повы-
шению продукции N0 и снижению средних внутриклеточных уровней Са2+, как и в других типах клеток. Имеются литературные данные о том, что альфа2-адренорецепторы препятствуют избыточной деятельности сердца как насоса и тем самым предохраняют сердце от формирования сердечной недостаточности . Целью данного исследования является изучение влияния а2-адренорецепторов сердца на параметры электрической активности препарата правого предсердия сердца крыс 100-суточного возраста .
Исследование было проведено на белых беспородных крысах 120-недельного возраста . Наркотизированным 25% раствором уретана крысам вскрывали грудную клетку, извлекали сердце и выделяли правое предсердие с ушком . Препарат помещали в ванночку, куда подавался раствор Тироде . Внешнее раздражение осуществляли через платиновые электроды Мембранный потенциал и потенциал действия регистрировали с помощью стеклянных микроэлектродов Полученные записи электрической активности миокарда регистрировали в оригинальной программе Е1рИ3 . 0 . Раствор клонидина гидрохлорида подавался в течении 20 минут. Аппликация аго-ниста а2-адренорецепторов в концентрации 10-5 М и 10-9 М не изменяет значения мембранного потенциала, длительности фазы деполяризации и амплитуды потенциала действия Но клонидин гидрохлорид в концентрациях 10-5 М и 10-9 М уменьшает длительность фазы реполяризации на уровне 90% (р<0,05), 50% (р<0,05), 20% (р<0,05) .
Таким образом, стимуляция а2-адренорецепторов неселективным агонистом в кардиомиоцитах с навязанным ритмом в исследуемых концентрациях приводила к уменьшению длительности фазы реполяризации потенциала действия на уровнях 20%, 50%, 90% .
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-15-00121, ^://гес£ ги/рго]ес1/21-15-00121/ .
087 РАЗЛИЧИЯ В РЕАКЦИИ
НА КОРОТКОЛАТЕНТНЫЕ СЛУХОВЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА Долецкий А. Н., Липатов В. А.
Раннее выявление тугоухости является важным аспектом эффективной реабилитации слуха и речи у детей, в том числе с синдромом Дауна . Традиционные методы исследования уровня слуха для этой когорты больных не подходят из-за невозможности получения ответа
Цель. Сравнить параметры ответа на коротколатентные вызванные потенциалы (ВП) у здоровых детей и детей с синдромом Дауна .
Материал и методы. В исследовании приняли участие 36 детей, из них 16 с синдромом Дауна, у которых отсутствуют признаки нарушения звуковосприятия по данным предварительного наблюдения у ЛОР-врача, дефектолога, по данным самоотчетов родителей Также были обследованы 20 здоровых детей без патологии ЦНС и слухового анализатора (контрольная группа) . В исследовании использовали 2-х канальный прибор для проведения объективной аудиометрии Нейро-аудио (Нейрософт, Россия)
Результаты. В основной группе латентность ответа на ВП была ниже, чем в контрольной группе Особенно выражено различие в латентности пика 1, связанного с проведением по преддверно-улитковому нерву, а также пика 5, демонстрирующего вовлечение в ответ ствола мозга Также у детей с синдромом Дауна в диапазоне от 2 до 8 лет достоверного изменения латентности пика 1 не наблюдалось, в то время как у детей контрольной группы наблюдалось достоверное снижение латентности данного компонента ответа
Заключение. Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о целесообразности исследования слуха у детей с синдромом Дауна методом коротколатентных вызванных потенциалов с использованием в качестве рефе-ренсных значений латентности ответа характерных для этой
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
088-090
группы детей показателей . Замедление передачи слуховой информации у этих детей предположительно связано с задержкой миелинизации нервных структур, в частности предулит-кового нерва .
088 ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ
КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАГРУЗКИ
Зайнеев М. М.
Казанский федеральный университет, Казань, Россия
2атеет. тагее1@та11 . ги
Целью исследования явилось изучение адаптационных возможностей кардиореспираторной системы первоклассников к учебной деятельности . Изучалось влияние динамической и изометрической нагрузки на кардиореспираторную систему детей первого класса в начале, в середине и в конце учебного года . В исследованиях участвовали мальчики и девочки первого класса, обучающиеся в школе . Оценивали функциональное состояние дыхательной и ССС в покое, после динамической и статической нагрузок. Различные виды физической нагрузки у мальчиков первого года обучения в начале учебного года оказывали противоположное влияние на МОД . Динамическая нагрузка вызывала адекватную физиологическую реакцию в виде увеличения МОД (р<0,05) . Изометрическая, напротив, приводила к снижению МОД за счет урежения ЧД . Полученные результаты свидетельствуют о существенном негативном влиянии изометрической нагрузки на систему дыхания первоклассников в начале процесса обучения в школе Подобные изменения в ответ на изометрическую нагрузку у первоклассниц отсутствовали, что свидетельствует о более высокой степени адаптивных возможностей системы дыхания девочек к началу учебной деятельности, связанной с резким увеличением изометрических нагрузок Исследования, проведенные в середине учебного года, выявили, что ССС девочек первого года обучения адекватно реагирует как на динамическую, так и на изометрическую нагрузку. Динамическая и изометрическая нагрузка не приводили к достоверным изменениям показателей внешнего дыхания Полученные результаты позволяют сделать предположение, что дефицит потребления кислорода, возникающий при физических нагрузках в данной возрастно-половой группе, в большей степени компенсируется увеличением активности ССС Динамическая нагрузка в середине учебного года оказывала более выраженное влияние на показатели ССС мальчиков первого года обучения Динамическая нагрузка приводила к увеличению ЖЕЛ (р<0,01) и снижению РВЛ/МВЛ (р<0,05) за счет уменьшения РВЛ . Данные свидетельствуют о том, что динамическая нагрузка является более физиологичной, чем изометрическая Обращает на себя внимание изменение реакции показателей внешнего дыхания на изометрическую нагрузку в середине учебного года, по сравнению с началом учебного года, что позволяет сделать предположение о развитии адаптивных возможностей системы внешнего дыхания у мальчиков в первый год обучения В конце учебного года динамическая нагрузка приводила к более выраженному учащению сердцебиений девочек по сравнению с мальчиками Реакция со стороны внешнего дыхания на динамическую нагрузку у мальчиков и девочек в конце учебного года была однонаправленной . Наблюдаемое увеличение ЧД в обеих группах приводило к увеличению и минутного объема дыхания Изометрическая нагрузка оказывала различный эффект ССС девочек и мальчиков . У девочек через 1 минуту после завершения изометрической нагрузки мы зафиксировали существенное увеличение ударного и минутного объема крови, увеличение систолического, диастолического и пульсового АД . У мальчиков подобных изменений мы не наблюдали . Изометрическая нагрузка приводила к различным изменениям системы внешнего дыхания мальчиков и девочек в конце учебного года Через 1 минуту у девочек происходило достоверное увеличение частоты дыхания и минутного объема дыхания У мальчиков увеличение этих показателей было слабо выраженным В то же время у мальчиков изометрическая нагрузка
приводила к снижению резервной и максимальной вентиляции легких (р<0,05), в то время как у девочек эти показатели даже увеличивались Полученные результаты позволяют утверждать наличие негативного влияния изометрической нагрузки на систему внешнего дыхания мальчиков-первоклассников в конце учебного года
089 УЧАСТИЕ НЕЙРОПЕПТИДА Y
В РЕГУЛЯЦИИ РАБОТЫ СЕРДЦА
Зверев А. А.1, Искаков Н. Г.2, Аникина Т. А.2, Зефиров Т. Л.2 поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань; 2Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Казань, Россия А1ексе15@гатЬ1ег. ги
Поддержание баланса в вегетативной нервной системе (ВНС) является деятельность двух её отделов: симпатической нервной системы (СНС) и парасимпатической нервной системы (ПНС), что является классическим научным понятием (Ьутрегорои1о8 А, е! а1 . 2013) . Ветви СНС и ПНС в сердце работают как точно настроенный механизм, но часто противоположным образом регулируют работу сердца
Нейротрансмиттеры и котрансмиттеры которые опосредуют эффекты СНС и ПНС в миокарде, проявляют свои эффекты через различные чувствительные рецепторы Считается, что в миокарде различных животных, в том числе и человека СНС и ПНС противостоят друг другу Различные дисфункция ВНС лежит в основе в ряде заболеваний сердца, включая сердечную недостаточность, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, ишемию миокарда и аритмии Данное положение является верным только для регуляции сердечного ритма, который снижается при усилении ПНС через холинергические рецепторы и повышается при усилении СНС через активацию адренорецепторов расположенные в предсердиях Однако данное утверждение будет неверно для регуляции силы сокращения миокарда, который будет контролироваться в целом сердце преимущественно желудочками . Основным механизмом изменения сократимости является активация или иннактивация цАМФ, и последующее влияние на мембранные кальциевые каналы Ь-типа и рианодиновые рецепторы, которые, как известно, участвуют в сопряжении возбуждения и сокращения, повышая внутриклеточный свободный Са2+.
Нейропептид У (КРУ) является классическим котранс-миттером в СНС и выделяется совместно с норадренали-ном из синаптических везикул Он имеет более длительный период полураспада, чем норадреналин, и оказывает разнонаправленное действие на центральную, периферическую и сердечно-сосудистую систему (2уегеу АА, е! а! . 2018) . КРУ модулирует работу сердца и сосудов через ангиотензина II, способствуя передаче сигналов кальция в цитоплазме кар-диомиоцитов влияя на ремоделирование и неоангиогенез КРУ способствует высвобождению ацетилхолина из блуждающего нерва, регулируя частоту сердечных сокращений и модулируя тонус коронарных сосудов КРУ оказывает свое действие через пять различных подтипов рецепторов, У1-У5, все из которых являются ОРСЯ класса А . Блокада рецептора У1 является кардиозащитным средством против неблагоприятного ремоделирования сердца в кардиальных миоцитах мышей ^егеу АА, е! а1 . 2018) . Таким образом, антагонизм к рецепторам КРУ, особенно подтипа У1, может иметь терапевтический потенциал в профилактике и лечении сердечнососудистых заболеваний .
090 КОРРИГИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИНТЕРВАЛА QT
Зверев А. А.1, Назаренко А. С.1, Баталова М. И.2, Шалавина А. С.2, Кузнецова Ю. Ф.1, Платошкина Е. Е.1
'ФГБОУ ВО "Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма", Казань; 2ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Казань, Россия а1ексе15@гатЬ1ег. ги